Судебная власть как инструмент самоограничения государства

Обновлено: 15.05.2024

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Судебная власть, Петрухин И.Л., 2003.

В книге раскрыты понятие и сущность судебной власти: формы ее осуществления: взаимодействие судебной власти и гражданского общества; роль судебной власти в защите прав человека. Предметом исследования стали основные принципы организации и деятельности органов судебной власти: все ветви судебной системы, структура и компетенция ее отдельных звеньев - от Верховного суда РФ до мировых судей: специфика организации военной юстиции и ювенальная юстиция. Рассмотрены некоторые виды судопроизводства (конституционное, уголовное, гражданское, административное, арбитражное). Отдельная глава посвящена соотношению судебной власти с прокурорским надзором и органами расследования преступлений.
Для научных работников, юристов-практиков, работников прокуратуры, преподавателей, аспирантов и студентов юридических ВУЗов и факультетов, а также для всех интересующихся данной областью юриспруденции.

Судебная власть в системе разделения властей.
Теоретическое исследование судебной власти, включая вопрос о ее наличии или отсутствии, затрудняется необходимостью избежать отождествления этой ветви власти с судебной системой.

Дело в том, что на эмпирическом уровне в государственно-организованном обществе судебная власть предстает в виде системы органов (должностных лиц), разрешающих юридически значимые споры (т. е. те споры, которые могут быть разрешены на основе государственно-признаваемых правил) и официально санкционирующих возможность применения государственного насилия.

Такого рода органы (должностные лица) существовали и существуют в любой из форм организации государственной власти. Поэтому само по себе наличие судов, а также тех или иных правил разрешения возникающих в обществе конфликтов еще не свидетельствует о наличии феномена судебной власти. Другими словами, система судебных органов и судебная власть - понятия не тождественные. Судебная власть невозможна без судебной системы, однако наличие системы судебных органов еще не говорит о том, что в данном государстве есть судебная власть. Внешнее сходство этих социальных феноменов усиливается тем обстоятельством, что и при наличии, и при отсутствии судебной власти решения судов носят обязательный характер и их исполнение обеспечивается всей мощью государственной машины. Наконец, и это весьма важно, даже теоретическое допущение существования судебной власти как чего-то отличного от одной из функций, реализуемых органами государства, предполагает делимость государственной власти, а следовательно. и ее суверенитета. В философии проблема делимости власти государства наиболее четко обозначилась в XVIII в. в противостоянии концепций Руссо и Монтескье.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ 13
§ 1. Судебная власть в системе разделения властей 13
§ 2. Судебная власть как инструмент самоограничения государства 27
§ 3. Судебная власть и гражданское общество 40
§ 4. Суд и права человека 51
§ 5. Судебная политика 68
§ 6. Понятие и формы реализации судебной власти 79
Глава II. ВЛАСТЬ СУДЕБНАЯ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ 102
§ 1. Суд и парламент 102
§ 2. Суд и исполнительная власть 123
Глава III. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И ОРГАНЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 141
§ 1. Исторический очерк 141
§ 2. К какой ветви власти относится прокурорский надзор? 148
§ 3. Общий надзор прокуратуры и судебная власть 150
§ 4. Судебный контроль и прокурорский надзор при расследовании преступлений 158
§ 5. Суд и прокуратура в стадии судебного разбирательства по уголовным делам 181
§ 6. Судебный контроль и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью 192
§ 7. Суд и прокурор в стадиях проверки законности и обоснованности приговоров 199
§ 8. Суд и прокурор в гражданском процессе 205
Глава IV. НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ 210
§ 1. Независимость судебной власти 210
§ 2. Свободный доступ к правосудию 241
§ 3. Состязательность судопроизводства 258
§ 4. Публичность и диспозитивность в судопроизводстве 285
§ 5. Презумпции и преюдиции в судопроизводстве 302
Глава V. ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ 321
§ 1. Конституционный Суд Российской Федерации 321
§ 2. Правовой статус Верховного Суда Российской Федерации 350
§ 3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Система арбитражных судов 372
§ 4. Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и соотношение конституционного судопроизводства в РФ на федеральном и региональном уровнях 385
§ 5. Верховный суд республики, краевой (областной) суд и равные им по компетенции суды 396
§ 6. Районный суд 400
§ 7. Мировой суд 410
§ 8. Военные суды 418
§ 9. Организация и особенности функционирования суда с участием присяжных заседателей 441
§ 10. Некоторые вопросы судебной системы в условиях Федерации 476
§ 11. Ювенальная юстиция - между судебной властью и гражданским обществом 494
§ 12. Восстановительное правосудие 516
§ 13. Организационное (ресурсное) обеспечение деятельности судов 543
§ 14. Правовой статус судьи 564
§ 15. Органы судейского сообщества 589
Глава VI. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СУДОПРОИЗВОДСТВА 615
§ 1. Принципы и общие правила конституционного судопроизводства 615
§ 2. Уголовное судопроизводство 629
§ 3. Гражданское судопроизводство 648
§ 4. Арбитражное судопроизводство 682
§ 5. Административное судопроизводство 703
Список используемых сокращений 718.

Судебная власть — это полностью независимая ветвь власти в стране. Ее осуществляют судебные органы с помощью гласного, состязательного и коллегиального рассмотрения и разрешения различных споров на судебных заседаниях. Цель состоит в защите гражданских прав и свобод.

Признаки, задачи и функции судебной ветви

Судебная власть в системе разделения властей наделена всеми признаками государственной власти, включая публичность, принудительность и общеобязательность решений. Для нее характерны особые признаки, которые отличают ее от прочих ветвей власти в стране (исполнительной и законодательной).

В состав данных специфических признаков можно включить:

  • цель, которая состоит в разрешении споров для защиты свобод и прав;
  • субъекты достижения цели, которые представлены судебными органами;
  • организационные формы решения задач, включая все виды судопроизводства (административное, конституционное, гражданское, уголовное);
  • следование процессуальной форме разрешения споров, что дает гарантию справедливости и законности решений, принимаемых судебными органами;
  • следование принципам гласности, состязательности и коллегиального рассмотрения и разрешения споров в рамках судебного заседания.

Отметим, что любое решение органов судебной власти не вправе пересматривать органы других ветвей.

В состав основных функций судебной власти входит: правозащитная и правовосстановительная функция, осуществление правосудия.

Ведущее направление работы судебных органов представлено правосудием. Оно означает определенный порядок и результат разрешения споров, соответствующие всем законодательным требованиям и используемый для защиты прав и свобод граждан.

Взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти

Судебная власть представляет собой одну из 3 видов власти в государстве. С остальными ветвями она взаимодействует определенным образом.

Существует несколько форм взаимодействия, характерных для судебной, законодательной и исполнительной власти:

  • Определение законодательной ветвью власти на основе конституционных положений судебной системы, юридического статуса судей, процессуальной формы рассмотрения дел. Она осуществляет финансовый и бюджетный контроль. Назначение судьей высших судов производится законодательной властью, а именно Советом Федерации ФС РФ.
  • Подготовка (переподготовка) судебного персонала исполнительной властью, обеспечение материальной основы судов и их работу.
  • Назначение Президентом судей высших судебных органов, назначение всех федеральных судей нижестоящих судов, осуществление права помилования, участие в деятельности судебной ветви власти.
  • Невозможность вмешательства законодательной и исполнительной власти в дела судебной власти.
  • Наличие у судебной власти права проверки НПА, которые выпускают органы исполнительной власти, разрешение конфликтных ситуаций, возникающих между органами страны, субъектами России, рассмотрение жалоб организаций и физических лиц (граждан).

Оно было сформировано судьями федеральных судов всех уровней и видов, судьями судов субъектов России, которые включены в судебную систему РФ.

Судьи федеральных судов и судов субъектов включены в состав членов судейского сообщества с того времени, как ими была принесена присяга, и до того, как вступило в силу решение о прекращении полномочий судьи. Исключением являются случаи, когда полномочия прекращаются по причине почетного ухода или почетного удаления в отставку.

Судья, поступивший в отставку, должен сохранять собственную принадлежность к обществу судей. До окончания времени отставки он может привлекаться с согласия к работе в судейском сообществе. Судья, будучи в отставке, не наделен правом выбирать участников квалификационных коллегий судей и сам не может быть избранным в их состав.

Создание и действие органов судейского сообщества происходит в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами. Это осуществляется с целью выражения интересов судей в качестве носителей судебной власти.

В состав органов судейского сообщества в нашей стране можно включить:

  • Всероссийский съезд;
  • конференцию субъектов РФ;
  • Совет судей государства;
  • советы судей, находящиеся в субъектах РФ;
  • общие собрания судей судов;
  • Высшую квалификационную коллегию судей РФ;
  • квалификационные коллегии судей в субъектах РФ;
  • Высшую экзаменационную комиссию, принимающую квалификационный экзамен на должность судьи;
  • экзаменационную комиссию субъектов РФ, призванную принимать квалификационный экзамен на должность судьи.

Регулирование работы органов судейского сообщества осуществляется с помощью актов (регламентов, положений), которые ими принимаются.

Для органов судейского сообщества предусмотрено несколько задач:

  • помощь в улучшении судопроизводства и судебной системы;
  • защита законных интересов и прав, предусмотренных для судей;
  • участие в обеспечении деятельности судов (организационной, кадровой, ресурсной);
  • установление авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, которые предъявляются кодексом судейской этики.

В качестве принципов организации и работы органов судейского сообщества выступают: гласность, коллегиальность, независимость судей и невмешательство в работу суда.

Организация советов судей и квалификационных коллегий производится на основе принципов: выборность, сменяемость, подотчетность органам, которые их избрали. Квалификационные коллегии судей не могут быть подотчетны за принятые решения органам, которые избрали их.

Помимо судей в квалификационные коллегии судей включены представители общественности. В состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ происходит назначение 10 членов коллегии, представителей общественности. Они назначаются Советом Федерации, один член коллегии является представителем Президента РФ и назначается им.

В состав полномочий квалификационных коллегий входит процесс рассмотрения заявок претендентов на должности:

В статье рассматриваются вопросы разграничения компетенции среди ветвей государственной власти. Анализируется в историческом и правовом аспекте положение судебной системы по отношению к другим ветвям государственной власти от древнего, до современного этапа развития с учетом принципа разделения властей.

Особую роль в системе органов государственной власти призвана играть судебная власть, имеющая, как и другие ветви власти, свою систему. Построенная с учетом федеративного устройства России единая судебная система основана на трех направлениях юрисдикции – конституционной юрисдикции, общей юрисдикции и арбитражной юрисдикции. Суды, входящие в судебную систему, выполняют ключевую задачу – правоприменение и, соответственно, не располагают силовыми, административными или финансовыми полномочиями. Судебная власть в России призвана разрешать только правовые конфликты посредством отправления правосудия, основываясь на законодательно установленных правилах судопроизводства. Статья 118 Конституции РФ закрепляет положение, в соответствии с которым судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Это означает, что деятельность судебной власти урегулирована процессуальными нормами, принимаемыми законодателем. Решения суда обязательны для исполнения всеми субъектами, в отношении которых они принимаются, соответственно, органы исполнительной власти обеспечивают контроль за их реализацией.

Судебная власть связана с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, но в то же время обладает возможностью фактической отмены нормативных правовых актов, признанных ею неконституционными. Кроме того, субъекты права имеют возможность в судебном порядке обжаловать действия либо бездействие должностных лиц и органов исполнительной власти, что позволяет судебной власти выступить противовесом в отношении двух других ветвей власти. Сама же судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы и вмешиваться в прерогативы исполнительной власти.

Учитывая, что принцип разделения властей нельзя абсолютизировать и нигде в мире эта теория в чистом виде не существует, следует четко понимать, что разделение государственной власти на ветви не позволяет нам говорить о множественности власти в государстве, так как и законодательная, и исполнительная, и судебная власть образуют единую государственную власть, в рамках которой каждая из ветвей выполняет свои собственные функции, не подменяя в своей деятельности другие. Хотя в реальности не всегда получается придерживаться теоретической конструкции, поскольку множество факторов влияет на ее построение [2].

Анализируя научную литературу, посвященную вопросам судебной власти в России и ее основным направлениям деятельности, следует выделить классификацию, представленную Н.В. Витруком, как представляется, вобравшую в себя всю сферу деятельности судебной власти как ветви государственной власти, находящейся в единстве и взаимосвязи с законодательной и исполнительной ветвями власти. Так, среди функций судебной власти Н.В. Витрук выделяет юрисдикционные, а именно правосудие, судебный контроль (конституционный контроль, административный контроль и контроль в отношении ограничения прав и свобод человека и гражданина), судебный надзор и толкование, и неюрисдикционные, а именно судебное управление (руководство деятельностью судебных органов), участие в формировании судейского корпуса, обобщение и разъяснение судебной практики, анализ судебной статистики, выработка основных направлений судебной политики, реализация высшими судами права законодательной инициативы [8]. Реализация каждой из функций предполагает принятие определенного решения.

Судебная власть осуществляется специально созданными государственными органами – судами, в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Работая независимо от законодательной и исполнительной властей, судьи подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В Российской Федерации не могут издаваться законы, иные нормативные акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Решения судебных органов не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Характеризуя основные функции судебной власти, в первую очередь следует отметить, что в современный период термин "правосудие" не нашел своего легального определения в нормативных правовых актах, на доктринальном уровне определение термина также не унифицировано. Так, например, правосудие рассматривается как "особый вид государственной деятельности, содержанием которой является рассмотрение и разрешение судами различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права" [9], "особый вид государственной деятельности, сущность которой состоит в рассмотрении и разрешении судами дел в соответствии с формами международного и внутригосударственного права, реализуемыми в России, с целью защиты нарушенных или оспоренных прав, свобод либо правовых интересов лиц, участвующих в деле" [6] и т.д.

Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождается поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. Несомненно, идея судебного контроля, связанная с проблемами защиты прав личности, имеет духовные аспекты и уходит своими корнями в античное прошлое. Однако утверждение разделения властей как составной части учения о демократическом государстве связано с революциями XVII-XVIII веков, когда Дж.Локк и Ш.Монтескье сформулировали этот принцип как важную гарантию против концентрации и злоупотребления властью, свойственных феодальным монархиям.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР, но нарушения этого принципа избежать не удалось, что породило глубокий конституционный кризис. Поэтому Конституция 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя. В статье 10 говорится, что “государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти независимы”. Глава 7 Конституции посвящена судебной власти. Статья 118 гласит, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Помимо положений, определяющих порядок организации и деятельности судебной системы, глава Конституции “Судебная власть” содержит в себе также единственную статью Конституции, посвященную прокуратуре.

Принцип разделения властей важен для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью и наоборот. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти. Сказанное не означает, что особое положение судебных органов в правоохранительной системе Российской Федерации исключает взаимодействие ветвей власти по ряду направлений.

Закрепление в конституционных нормах и федеральном законодательстве судебной власти как государственно-правового института позволяет выделить его специфические признаки, отметить необходимость утверждения системы гарантий, позволяющих судебной власти осуществлять свои функции и решать поставленные перед ней законом государственные задачи.

Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Также важной особенностью российской Конституции является то, что Президент как бы и не входит ни в одну из трех властей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путем передачи спора в суд. В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент признается главой исполнительной власти (право назначать Правительство, право председательствовать на заседаниях Правительства и др.).

Что касается судебного контроля, то под ним понимается осуществляемая в процессуальной форме деятельность суда по проверке соблюдения требований нормативных правовых актов.

Судебный надзор как функция судебной власти заключается в проверке законности вступивших в силу судебных постановлений.

Особо следует остановиться на такой юрисдикционной функции судебной власти, как толкование норм права. Под толкованием норм права понимается внутренний мыслительный процесс, направленный на уяснение содержания нормы права, и его внешнее выражение в виде разъяснения данного содержания одним субъектом другому. Деятельность по толкованию нормативных правовых актов необходима для установления действительного содержания норм права, так как зачастую законодатель не всегда достаточно четко формулирует дефиниции в законе, а также использует многозначные или специальные термины. Судьи в ходе осуществления своей деятельности в том числе осуществляют как казуальное, так и нормативное толкование действующих норм права, в связи с чем в современный период в науке и на практике широко дискуссионным является вопрос о значении результатов судебного толкования и о возможности судебного правотворчества. Полагаем, что судебная власть в силу предоставленных ей полномочий не может подменять законодателя. Толкование норм права, данное судом в ходе рассмотрения конкретного юридического вопроса, направлено не на создание новой нормы права, а лишь на уяснение, раскрытие ее смысла, и в результате толкования появляются новые знания о норме права, причем такие, которые с необходимостью следуют из толкуемого законодательного предписания.

Что касается нормативного толкования, то его субъектами со стороны судебной власти выступают Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Современная юридическая наука рассматривает акты нормативного толкования как интерпретационные, указывая, что толкуемая норма существует в качестве основной наряду с интерпретационным актом, который носит лишь вспомогательный характер и не может применяться независимо от толкуемой нормы, так как не содержит нормативной новизны, ничего, чего бы не было в толкуемом законе" [16]. Более того, нормативные разъяснения полностью повторяют судьбу толкуемого акта, т.е. в случае отмены нормы прекращает действие и ее разъяснение.

Резюмируя сказанное, отметим, что конституционный принцип разделения властей в том виде, в каком он закреплен в Конституции РФ, не препятствует передаче некоторых правомочий, в силу юридической природы присущих одной из ветвей власти, органам другой ветви государственной власти, но это не касается родовых функций каждой из ветвей, а именно:

Не всегда судебная система реализует судебную власть. (судебная власть невозможна без судебной системы; но наличие судебной системы не означает, что реализуется судебная власть).

Разделение функций государственной власти не означает разделение властей.

Что отличает ветвь власти от системы органов:

Идеологической, политической, теоретической и юридической предпосылкой осуществления судебной власти является признание такого государственного устройства, которое сводило бы к минимуму опасность тирании и произвола.

Трансформация судебной системы в судебную власть предполагает наличие условий ее относительно автономного функционирования (относительно потому что судебная власть судит по законам законодательной власти).

Возможность реагировать, воздействовать на государственную власть.

Появление функций конституционного контроля à Авторитет суда оказывается даже выше авторитета законодателя . Суд (конституционный) может отменить решения законодателя и исполнительной власти, а они отменить решения суда не могут.

Судебная система становится судебной властью, когда она наделяется возможностями воздействия на другие ветви власти, включается в систему сдержек и противовесов, препятствующих узурпации всей государственной власти у какой-либо из ее ветвей à Суд как инструмент самоограничения государства.

Место судебной власти зависит:

1) от объема ее полномочий (сегодня это уже не только гражданские и уголовные дела)

2) от соотношения с другими ветвями

3) от наличия системы внутреннего контроля и автономности этой ветви власти (порядок формирования судейского корпуса, вопросы финансирования).

Судебная власть учреждена для защиты общества от противоправного поведения отдельных лиц, охраны прав и свобод граждан, контроля за деятельностью других ветвей власти, обеспечения конституционности и законности их действий и решений.

Судебная власть оказывает управляющее воздействие, удовлетворяет потребность в справедливости, равноправии и защите от противоправных посягательств. Она связана правами и свободами человека.

Судебная власть – самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, между гражданами (организациями), для контроля за конституционностью законов, для защиты прав граждан в отношениях с исполнительной властью и должностными лицами, для контроля за соблюдением прав человека при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности, для установления наиболее значимых юридических фактов, состояний.

Единая функция – разрешение социально-правовых конфликтов (не всякий социальный конфликт правовой).

Форма реализации – правосудие (только судом, ст. 118 К. РФ)

Методы реализации – ст. 118 К. РФ (конституционное, гражданское, уголовное и административное судопроизводство).

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Взаимоотношение с другими ветвями власти

1. Судебная и законодательная власть.

А.) Законодательная власть обладает правом и обязанностью учреждать суды. Суды учреждаются и ликвидируются федеральными законами. Сама Конституция учреждает 3 высших суда (ст. 125, 126, 127 К. РФ):

- Высший Арбитражный Суд

Законодательная власть регулирует динамические процессы проявления судебной власти путем принятия процессуальных кодексов.

Участие законодательной власти в формировании судейского корпуса (Совет Федерации назначает судей 3-х высших судов, назначает представителей общественности в высшую квалификационную коллегию судей).

Законодательные (представительные) органы субъектов, как правило, назначают мировых судей, назначают представителей общественности в квалификационные коллегии судей субъектов и имеют там и своих представителей.

Б.) Высшие суды обладают правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения (ч.1 ст. 104 Конституции РФ).

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Конституционный контроль (негативное законодательство).

КС и ВС участвуют в процедуре отстранения Президента от должности.

На основании решения суда может иметь место роспуск законодательных органов власти субъектов (ст. 9 №184-ФЗ от 6 октября 1999 г.)

Участие судебной власти в разрешении споров о компетенции между органами государственной власти (ч.1 ст. 85 Конституции РФ).

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

2. Судебная и исполнительная власть .

А.) Президент и судебная власть.

Президент назначает всех федеральных судей, представляет кандидатуры на должность судей высших судов.

Президент назначает из числа тех кандидатов, которые прошли конкурсный отбор в квалификационной коллегии судей и которые внесены Президенту председателем соответствующего суда.

Президент имеет по одному представителю в каждой квалификационной коллегии судей.

Б.) Судебная власть и Президент.

Конституционный контроль за законностью указов Президента, которые могут быть обжалованы.

Участие высших судов в процедуре отрешения Президента от должности и споров о компетенции.

В.) Правительство и судебная власть.

Финансовое обеспечение судов.

Управление зданиями, в которых располагаются и заседают суды.

Г.) Судебная власть и Правительство.

Конституционный контроль над актами Правительства.

Д.) Федеральные органы исполнительной власти и судебной власти (по линии Министерства юстиции и судебной власти).

Судебный департамент при Верховном Суде РФ – организационная обеспеченность деятельности судов.

Исполнение судебных актов осуществляет исполнительная власть (Федеральная служба судебных приставов и Федеральная служба исполнения наказаний – подведомственны Министерству юстиции).

Е.) Судебная власть и федеральные органы исполнительной власти.

Суд осуществляет контроль за законностью действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц. (любое решение чиновника можно оспорить в суде)

Читайте также: