Судебная власть это словарь

Обновлено: 18.05.2024

(современ.) — совокупность полномочий по осуществлению правосудия, то есть полномочий по рассмотрению и разрешению различных дел, в порядке, установленном процессуальными нормами.

одна из трех ветвей государственной власти, призванная осуществлять правосудие и обеспечивать законность в государстве и обществе. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства.


Совокупность полномочий по осуществлению правосудия, то есть полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права, нормотворческих полномочий, а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.

в соответствии с теорией разделениявластей самостоятельная и независимая сфера публичнойвласти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, то есть полномочий по рассмотрению иразрешению уголовных, гражданских, административныхи конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права (например,Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США), нормотворческих полномочий (создание судебных прецедентов судами в англосаксонских странах), контрольных полномочий.

в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Основные задачи С.в. – обеспечение и защита от нарушений прав, свобод и законных интересов граждан и их коллективов, решение возникающих споров, контроль за законностью нормативных правовых актов власти и должностных лиц, применение мер юридической ответственности как реакции на правонарушение. По Конституции РФ, С.в. осуществляется совокупностью всех судов страны: Конституционного Суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, краевых, областных, городских и районных судов – организованных и действующих на единых принципах и началах.

одна из ветвей власти в государстве (наряду с законодательной и исполнительной), конституированная в существующей системе судов, осуществляющих правосудие. Судебная власть отличается от законодательной и исполнительной властей рядом признаков. Предметным признаком судебной власти является то, что она направлена на обеспечение субъективных прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и коллективных субъектов права. Эти права и обязанности устанавливаются судом на основании применения норм права и исследования соответствующих фактических обстоятельств. Для судебной власти характерно, что она носит исключительный характер, т.е. воплощается только в деятельности судов при осуществлении правосудия. Судебная власть характеризуется наличием у граждан равных возможностей использовать судебную защиту, равенством граждан перед судом.

ветвь государственной власти. Ее наиболее существенной особенностью является то, что она может реализоваться только государственными судами, входящими в состав судебной системы, закрепленной в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации".
В наши дни к полномочиям, составляющим содержание С. в., Конституция РФ и иные законы относят: конституционные контроль; правосудие, контроль за законностью и обоснованностью решении и действий государственных органов и должностных лиц; участие в обеспечении надлежащего исполнения приговоров и иных судебных решений; разбирательство и разрешение материалов (дел) об административных правонарушениях, подведомственных судам; разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики; участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества. (К. Г.)

в соответствии с теорией разделения властей - самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой: а) совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда т.ж. полномочий по обязательному толкованию норм права (например, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США), нормотворческих полномочий (создание судебных прецедентов судами в странах англосаксонской правовой семьи), контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других второстепенных полномочий (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.); 6) систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия. Полномочия С.в. подразделяются на основные (исключительные) - по осуществлению правосудия и вспомогательные. В современных демократических государствах осуществление основных полномочий С.в. возлагается на суды различных категорий (обычные - общей компетенции и специализированные, административные, конституционные), а т.ж. иногда на т.н. квазисудебные органы. В РФ основные полномочия С.в. осуществляются только судами (в т.ч. единолично судьями).

в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной властями). Представляет собой: а) совокупность полномочий по отправлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, арбитражных, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законодательством, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права, нормотворческих полномочий (создание прецедентов судебных), контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация юридических лиц в ряде зарубежных стран и т.п.); б) систему государственных органов, осуществляющих перечисленные полномочия.
В РФ С.в. лишена нормотворческих полномочий. С.в. осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Соответственно выделяются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, ВАС с системой арбитражных судов. Полномочия С.в. подразделяются на основные (исключительные) - по отправлению правосудия и вспомогательные. Основные полномочия могут осуществляться (в соответствии с Конституцией РФ) только судом. В осуществлении С.в. кроме судей участвуют привлекаемые в установленном законом порядке присяжные, арбитражные и народные заседатели. С.в. действует независимо от законодательной и исполнительной властей (ФКЗ РФ от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
Основная функция С.в. - правоохранительная: важнейший способ ее реализации - правосудие, осуществляемое специально созданными государственными органами в строго определенной процессуальной форме. Решение органов судебной власти общеобязательны, имеют силу закона и обеспечены принудительным исполнением. Помимо отправления правосудия С.в. может участвовать в выработке правовой политики государства, политики борьбы с преступностью. Возможно создание единого органа С.в., объединяющего и возглавляющего суды трех судебных систем (конституционные и уставные суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды). Одна из важнейших задач С.в. - обеспечение прав человека, интересов гражданского общества и государства путем отправления правосудия и конституционного контроля.

суд) — третья ветвь государственной власти в соответствии с концепцией разделения властей. Осуществляется независимыми судами в соответствии с законом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В отличие от законодательной С в . не создает общих правил поведения (некоторым исключением является судебный прецедент), не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью (администрированием). Государственная власть суда имеет конкретный характер: суд рассматривает и разрешает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, имущественные, трудовые споры, административные споры (жалобы граждан на действия чиновников) и др.). Эти дела и споры рассматриваются в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом. Ее соблюдение имеет принципиальное значение: если нарушена форма процесса, решение суда, даже правильное по существу, отменяется и дело направляется на новое рассмотрение. С в . принадлежит не судебному учреждению, какой бы высокий ранг оно ни занимало, а судебной коллегии (по незначительным делам — единоличному судье), рассматривающей дело. Поэтому, когда говорится о суде, имеется в виду именно такая коллегия; она может состоять из профессиональных судей (например 3—5 судей при рассмотрении гражданского иска), одного судьи и нескольких присяжных или народных заседателей, нескольких судей и нескольких заседателей. Судебная коллегия рассматривает и разрешает дела в соответствии с законом и правосознанием ее членов. Реализация закона и правосознания судей в виде судебного решения — это акт государственного принуждения, совершаемый в особых формах. Деятельность суда призвана обеспечить господство права, в т.ч. и по отношению к государству. Суд осуществляет не регулятивную, а охранительную функцию. Он обязан обеспечивать законность и правопорядок, охрану от всяких посягательств конституционного строя, политической и экономической системы, прав и законных интересов граждан, государственных органов, общественных объединений. Вследствие этого суд обладает такими полномочиями, которых не имеет законодательная и исполнительная власть. Принимая решение, судебная коллегия может лишить человека свободы и самой жизни за совершение тяжкого преступления, конфисковать имущество, заставить государственный орган отменить свое решение, лишить недостойного родителя родительских прав и т.д. Положение суда достаточно противоречиво: с одной стороны, это сильная власть, с другой — это сравнительно слабая власть, т.к. она не опирается на непосредственную поддержку избирателей, как законодательная, и не имеет силовых механизмов, как исполнительная. Ее сила коренится в неуклонном исполнении закона, уважении к праву, высокой политической и правовой культуре общества и его граждан. В отличие от законодательной власти, которая тесно связана с политикой (главную роль в парламенте играют партийные фракции), в отличие от исполнительной власти, которая тоже поддается политическому давлению, при осуществлении С в . политическое давление и всякое давление вообще должно быть исключено. Суд не должен руководствоваться политическими мотивами при вынесении решений. В условиях тоталитарных режимов деятельность суда обычно является продолжением партийной политики, лидеров военных советов. Особенности С в . , ее независимость предполагают необходимость судейского самоуправления — создание высших советов магистратуры, общегосударственных советов судей, высших квалификационных судейских коллегий и других органов — только они могут решать вопросы о дисциплинарных взысканиях судьям, отстранении их от работы, повышения и понижения в должности и т.д. В.Е. Чиркин

обусловленный характером разделения властей вид государственной власти, связанный с осуществлением специализированными органами государства правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Понятие "С.в." впервые употреблено в действующей российской Конституции. Глава IX Конституции РСФСР 1978 года "Правосудие и прокурорский надзор" с учетом внесенных в нее в 1989-1993 гг. изменений закрепляла основы С.в., уже отпочковавшейся от иных ветвей власти. Конституция РФ использует другое понятие - "правосудие", которое настолько близко, что в ряде случаев Конституция РФ употребляет их как равнозначные. Однако же термин "С.в." является более универсальным и более точно отображает природу данной ветви власти, в отличие от более узкого термина "правосудие". Понятием "С.в." охватываются и органы, осуществляющие С.в., и осуществляемая ими деятельность - правосудие. Как важнейший государственно-правовой институт С.в. призвана удовлетворять потребности граждан, общества и государства в законном, справедливом, быстром разрешении споров о праве, возникающих в процессе реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений. В то же время природа С.в. не исчерпывается осуществлением правосудия. Органы, олицетворяющие С.в., осуществляют правотворческую деятельность, создавая прецедентное право; в сферу судебной деятельности входит и осуществление судебного надзора - важного инструмента обеспечения законности в деятельности правоохранительных органов и их должностных лиц.
Конституция РФ устанавливает, что С.в. в РФ осуществляется только судом. Присвоение властных полномочий наказывается в соответствии с уголовным законом. В демократическом правовом государстве суды: а) разрешают конфликты, споры на основе закона; б) осуществляют конституционный контроль - проверку на соответствие законов, иных нормативных актов, а также действий и решений государственных органов нормам Конституции; в) защищают, восстанавливают нарушенные права и свободы граждан; г) применяют меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния. Совокупность действующих в РФ судов образует ее судебную систему.
С.в. самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Суды реализуют С.в. самостоятельно и независимо, подчиняясь только закону. В РФ не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в отправлении правосудия, а равно в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
С.в. характеризует непререкаемость и обязательность решений и действий судебных органов. Вступившие в законную силу судебные акты, иные законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, физических и юридических лиц и подлежат беспрекословному исполнению на всей территории РФ. Неисполнение судебного решения, иное проявление неуважения к суду влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Высокий статус С.в. обеспечивается гарантированным финансовым обеспечением. В соответствии с Федеральным законом от 22 января 1999 г. "О финансировании судов Российской Федерации" в федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение средств отдельными строками на обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и всей системы судов общей юрисдикции, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и системы арбитражных судов. Предусматривается, что финансирование судов РФ в процессе исполнения федерального бюджета производится в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Законом установлено, что суды РФ самостоятельно распоряжаются средствами, выделенными на обеспечение их деятельности.
(В.Ч.)

Читайте также: