Судебная система польши это

Обновлено: 18.05.2024

Закон допускает возможность создания министром юстиции в окружных и районных судах подразделений по семейным, экономическим делам и по делам несовершеннолетних, трудовым делам. Хотя законом это не предусмотрено, по традиции такие структурные единицы называются соответственно семейными судами, хозяйственными судами, судами по делам несовершеннолетних и т.п. Все указанные подразделения, не являясь самостоятельными судами, позволяют обеспечить необходимую специализацию судейского корпуса.

Районные суды создаются для одной или нескольких гмин либо, как это предусмотрено для столицы Варшавы, для отдельной части гмины. Районные суды являются судами первой инстанции, и их предметная компетенция охватывает как уголовные, так и гражданские дела.

В качестве территориального отделения в районном суде может быть создан городской суд, компетенция которого, прежде всего, включает в себя рассмотрение в качестве суда первой инстанции дел о проступках, а также о финансовых проступках и преступлениях. По таким делам органом второй инстанции будет отделение по уголовным делам районного суда. Отметим, что ранее в Польше существовала система коллегий по делам о проступках при районных судах, рассматривающих эти так называемые малые преступления. Их деятельность должна была быть прекращена в течение четырех лет после вступления в силу Конституции 1997 г., то есть с 17 октября 2001 г.

Окружные суды являются судами высшей инстанции. Их территориальная компетенция в настоящее время не привязана к делению страны на воеводства. Окружной суд создается, как правило, для территории, охватывающей, по меньшей мере, два районных суда. В настоящее время образовано 45 окружных судов.

Предметная компетенция окружного суда имеет смешанный характер. С одной стороны, он выступает как инстанция по обжалованию решений, принятых по первой инстанции районными судами. С другой стороны, окружной суд может рассматривать по первой инстанции наиболее важные либо особо запутанные дела, определенные законом.

Окружной суд имеет отделения по уголовным, гражданским и пенитенциарным делам. В некоторых окружных судах образуются отделения по трудовым делам, вопросам социального обеспечения, а также по хозяйственным делам. В окружном суде Варшавы созданы также подразделение по антимонопольным делам, а также по делам регистрации (реестра).

Апелляционные суды создаются для территорий, включающих в себя несколько судебных округов (по крайней мере, два). В настоящее время действует 11 таких судов. В их задачу входит рассмотрение в качестве суда второй инстанции апелляций на решения окружных судов, принятых ими по первой инстанции. Так же как и в других общих судах, в апелляционных судах образуются отделения по гражданским, уголовным делам, а также по трудовым и социальным делам.

В Апелляционном суде Варшавы с 1998 по 2007 г. существовал так называемый суд люстрации. Создание этого структурного подразделения предусмотрено Законом 1997 г. "О люстрации".

Как уже отмечалось, вне системы судов общей юрисдикции существуют судебные органы, занимающиеся строго определенной группой дел. Конституция не называет их специальными судами и устанавливает только два их типа: военные суды и административные суды.

Военные суды действуют на основании Закона от 21 августа 1997 г. "Об устройстве военных судов". Наличие данной категории судов - явление далеко не однозначное. Следуя общеевропейским тенденциям ликвидации военных судов, Польша в 1997 г. закрепила ограниченный срок их существования - пять лет. Однако после продления этого срока еще на пять лет вопрос о необходимости военных судов так и не решен до сих пор. Система военных судов включает в себя гарнизонные суды и окружные военные суды. В настоящее время действует 12 гарнизонных судов и два окружных суда.

Военные суды обладают специальной компетенцией, предполагающей только уголовное судопроизводство. Они могут рассматривать только дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также некоторые преступления, совершенные вольнонаемными лицами, работающими в Вооруженных силах. Дела о преступлениях, совершенных на территории Польской Республики военнослужащими иных государств, также рассматриваются военными судами.

Гарнизонные суды принимают решения по первой инстанции. Надзор за решениями гарнизонных судов осуществляют окружные суды, обладающие правом рассмотрения по первой инстанции наиболее значительных дел. В качестве второй инстанции в таком случае выступает также Военная палата Верховного суда. Военные суды подлежат общему надзору в сфере судебной практики со стороны Верховного суда. Надзор за административной деятельностью военных судов входит в компетенцию министра национальной обороны.

Военные суды создаются и ликвидируются министром национальной обороны, принимающим решение по согласованию с министром юстиции и Всепольским судебным советом.

Административные суды. Систему органов административной юстиции возглавляет Высший административный суд Польши, созданный на основании Закона от 31 января 1980 г. Высший административный суд является государственным органом, осуществляющим контроль деятельности публичной администрации. Этот контроль включает в себя также решения о соответствии законам постановлений органов территориального самоуправления и нормативных актов территориальных органов правительственной администрации.

Система и статус административных судов определены Законом от 25 июля 2002 г. "Право об устройстве административных судов" и Законом от 30 августа 2002 г. "Право о производстве в административных судах".

С 1 января 2004 г. структура польского административного судопроизводства является двухуровневой и двухинстанционной. В качестве первой инстанции выступают воеводские административные суды, создаваемые для одного либо нескольких воеводств. Второй инстанцией, а также судом, осуществляющим надзор за деятельностью воеводских судов в области принятия решений, является Высший административный суд.

Воеводские административные суд создаются и ликвидируются Президентом Республики по предложению Председателя Высшего административного суда.

Органами Высшего административного суда являются его Председатель, Общее собрание судей и коллегия.

В составе Высшего административного суда действуют три палаты: Финансовая палата, Экономическая палата и Административная палата.

Финансовая палата осуществляет надзор за решениями воеводских административных судов по вопросам налоговых обязательств и иных денежных выплат, к которым применимы налоговые предписания, а также о принудительном взыскании денежных выплат.

Экономическая палата осуществляет надзор за решениями воеводских административных судов по делам: о хозяйственной деятельности; о защите промышленной собственности, бюджета, ценных бумаг; банковским делам; вопросам ставок; тарифов и оплат.

Административная палата осуществляет надзор за решениями воеводских административных судов по остальным административным делам, в том числе: вопросам строительства и строительного надзора, охраны окружающей среды, территориального планирования, водного хозяйства, сельского хозяйства, трудоустройства, использования недвижимости, приватизации имущества, всеобщей воинской обязанности, внутренних дел, а также цен, тарифных ставок, связанных с вопросами, отнесенными к компетенции Палаты.

Председателя Высшего административного суда назначает Президент Республики сроком на шесть лет. Кандидатуры представляются Общим собранием судей Высшего административного суда.

Процесс совершенствования польского административного судопроизводства находится в активной фазе. Так, в январе 2010 г. парламент принял президентский проект закона, предполагающий определенную унификацию функционирования судебной системы страны. По аналогии с существующим в системе судов общей юрисдикции правилом установлен пятилетний срок полномочий для председателя и вице-председателей воеводских административных судов. Подобное ограничения срока полномочий предусмотрено и для вице-председателя Высшего административного суда.

Председатель Высшего административного суда наделяется правом досрочного отзыва председателей и вице-председателей воеводских административных судов в случае "вопиющего нарушения служебных обязанностей либо, когда дальнейшее пребывание в должности по иным основаниям несовместимо с интересами правосудия".

Конституционный трибунал. Первым конституционным актом, предусмотревшим выведение контроля в отношении законов из-под юрисдикции судов общей компетенции и административных судов, в Польше была Конституция 1921 г., созданная под сильнейшим влиянием Третьей Французской Республики. Однако ни она, ни воспринявшая эту формулу Конституция 1935 г. не предусматривали создания специализированного органа по типу конституционного суда. В годы социалистического режима принцип единства власти и верховенства парламента исключал саму возможность оспаривания конституционности принятых законов.

Необходимость и возможность создания института конституционного судопроизводства получили признание в польской правовой доктрине лишь в начале 70-х гг. прошлого века. Однако только после кардинальных, системных преобразований 1980 г. стало возможным воплощение этой идеи. Начавшаяся осенью 1981 г. работа группы экспертов завершилась принятием Закона от 26 марта 1982 г., внесшего соответствующие изменения в Конституцию.

Отметим, что Польша первой из стран Восточной Европы восприняла идею конституционного судопроизводства при коренной перестройке общественной и политической систем (в Югославии конституционный контроль с 1963 г. осуществлялся Федеральным и республиканскими конституционными судами).

Фактически деятельность Трибунала стала возможной лишь три года спустя, после принятия Закона от 29 апреля 1985 г. "О Конституционном трибунале". Трибунал в тот период позиционировался как вспомогательный орган парламента по контролю конституционности законов. С учетом сложнейшей политической ситуации в стране и ожесточенной дискуссии между сторонниками конституционного судопроизводства и приверженцами принципа единства государственной власти, функционирование независимого органа, обладающего значительными полномочиями по контролю законотворческой деятельности, могло быть реальным лишь при достижении определенных компромиссов. Именно поэтому первоначально полномочия Конституционного трибунала по принятию окончательных решений были крайне ограничены. Так, решения Трибунала по наиболее принципиальным вопросам о конституционности законов в обязательном порядке подлежали последующему утверждению двумя третями голосов депутатов Сейма, большинство из которых являлись представителями Польской объединенной рабочей партии, отрицающей саму возможность какого-либо контроля деятельности парламента.

Несмотря на то что такое начало не вызывало энтузиазма у сторонников доктрины, на практике, по мнению видного польского профессора Л. Гарлицкого, "польскому Конституционному трибуналу удалось с самого начала завоевать относительно независимую позицию и выработать интересные решения, прежде всего, по проблеме соотношения закона и распоряжения (подзаконного акта)" .

Гарлицкий Л. Реформа конституционного судопроизводства в Польше. "Конституционное право: Восточноевропейское обозрение". 1999. N 3 (28). С. 103.

Принципиальные изменения в обеспечении подлинной независимости органа конституционного контроля в Польше стали возможны лишь с принятием новой Конституции и Закона от 1 августа 1997 г. "О Конституционном трибунале".

Современный Конституционный трибунал является самостоятельным конституционным органом Польского государства. Его решения имеют общеобязательный и окончательный характер. На основании содержания конституционных предписаний (п. 2 ст. 10) он является органом, осуществляющим судебную власть. Однако при этом Конституция заложила определенные различия между осуществлением судебной власти судами и трибуналами.

Так, определяя, что суды и трибуналы являются властью, обособленной и независимой от других властей, Конституция относит отправление правосудия только к компетенции Верховного и иных судов (ст. 173 и п. 1 ст. 175). Оба польских трибунала (Конституционный и Государственный), наделенные правом осуществления судебной власти, не включены в систему судов и, следовательно, не имеют отношений подчинения ни с Верховным судом, ни с Высшим административным судом, образуя отдельный сегмент судебной власти.

Отметим, что с момента создания Конституционного трибунала не стихают доктринальные споры относительно его места в системе государственных органов. Одной из главных причин является, по мнению ряда польских юристов, амбивалентность действующих правовых предписаний и сама систематика польской Конституции .

См.: Sokolewicz W. Czy rak moze byc ryba a Trybunal sadem? "Panstwo prawa-Administracja-Sadownictwo". Warszawa, 1999. S. 243 - 259.

В состав Конституционного трибунала входит 15 судей, персонально избираемых Сеймом на девятилетний срок полномочий. Подобное конституционное решение означает, что каждый из судей находится в должности именно девять лет, даже если он займет место судьи, освободившееся до истечения его срока полномочий. Право выдвижения кандидатов в состав Конституционного трибунала принадлежит не менее чем 50 депутатам Сейма и Президиуму Сейма. Повторное избрание в состав Трибунала не допускается.

Судьи Конституционного трибунала обладают судейским иммунитетом, однако в отличие от иммунитета иных судей, согласие на привлечение члена Конституционного трибунала к уголовной ответственности либо их аресту выражает Общее собрание судей Конституционного трибунала (ст. 196 Конституции и ст. 7 Закона "О Конституционном трибунале"). Основными гарантиями независимости судей Трибунала выступает запрет на повторное избрание, а также запрет на отстранение от должности в ходе созыва. Закон "О Конституционном трибунале" устанавливает, что погашение мандата члена Трибунала возможно: в случае его смерти; отказа от должности; констатации решением медицинской комиссии стойкой нетрудоспособности; осуждения вступившим в силу приговором суда за совершение преступления; отстранения от должности решением дисциплинарного суда, состоящего из судей Трибунала.

Таким образом, польская модель обеспечения независимости судей Конституционного трибунала исключает возможность отстранения судьи на основании решения какого-либо государственного органа, в том числе и парламента.

Органами Трибунала являются Общее собрание, а также Председатель Трибунала. При этом в состав Общего собрания входят все судьи, а для правомочности его решений необходимо присутствие не менее 12 из них.

Председатель и Вице-председатель Трибунала назначаются Президентом Республики из числа кандидатов, представляемых Общим собранием судей Конституционного трибунала.

К компетенции Конституционного трибунала Конституция относит четыре сферы деятельности:

1) абстрактный и конкретный контроль норм права (законов, международных договоров, а также предписаний, изданных центральными органами государства); особой процедурой в этой сфере является рассмотрение конституционных жалоб;

2) рассмотрение споров о компетенции между центральными конституционными органами государства;

3) решения о соответствии Конституции целей либо деятельности политических партий;

4) признание временной невозможности исполнения Президентом Республики своих обязанностей.

Польская модель конституционного контроля актов предполагает последующий контроль, то есть в отношении только тех нормативных актов, которые уже приняты либо вступили в силу. Единственное исключение установлено в 1989 г. и позволяет Трибуналу осуществлять также превентивный контроль. Субъектом, обладающим исключительным правом инициировать превентивный контроль, является Президент Республики. Он может обратиться в Трибунал за проверкой соответствия Конституции любого закона (либо его части), принятого парламентом и представленного ему на подпись. Это право принадлежит Президенту и в отношении международных договоров, представленных ему для ратификации.

Срок рассмотрения Трибуналом подобного обращения Президента Республики установлен лишь в отношении бюджетного закона. Конституция установила обязанность разрешить дело о конституционности бюджетного закона в течение двух месяцев (п. 2 ст. 224).

Отсутствие каких-либо временных рамок рассмотрения дел Трибуналом в последние годы стало значительным барьером для вступления в действие многих законов. Напомним, Закон "О гражданстве", принятый в апреле 2009 г., до сих пор не вступил в действие, поскольку направлен Президентом Республики в Трибунал для оценки конституционности нескольких его статей.

Решение Конституционного трибунала о конституционности закона, принятого парламентом и представленного к подписанию, влечет обязанность Президента подписать такой закон. Если Трибуналом признается неконституционность отдельных положений закона, у Президента есть возможность подписать такой акт, за исключением тех положений, которые были признаны не соответствующими Конституции, либо вернуть закон в Сейм для устранения выявленных противоречий.

Как отмечалось, последующий контроль осуществляется Конституционным трибуналом в отношении трех видов актов: законов; международных договоров, а также правовых предписаний, изданных центральными государственными органами. Вне сферы полномочий Трибунала остаются все акты, лишенные нормативного характера, а также нормативные акты, изданные органами территориального самоуправления (акты местного права).

Государственный трибунал. Институт конституционной ответственности и формирование специализированного органа типа Государственного трибунала, возник в истории Польши в 1921 г., в период Второй Республики, вскоре после получения независимости. Правовой основой деятельности первого состава Трибунала были положения Конституции от 17 марта 1921 г., предусмотревшие, что Президент Республики может быть привлечен Сеймом к ответственности "за измену стране, попрание Конституции либо уголовное преступление" (ст. 51).

Основанием для привлечения Президента к ответственности являлось постановление, принятое большинством в 3/5 голосов в присутствии не менее половины общего числа депутатов Сейма. Для рассмотрения вопроса об ответственности и предусматривалось создание Государственного трибунала. Конституция распространяла положения об ответственности на аналогичных принципах перед Государственным трибуналом и на постоянных и временных министров.

Таким образом, первоначальная модель конституционной ответственности имела классическую формулу: конституционную ответственность перед Трибуналом несли Президент и члены Правительства. Исключительное право инициировать процесс предоставлялось Сейму. В состав Государственного трибунала, возглавляемого Первым председателем Верховного суда, входило 12 членов, избранных обеими палатами парламента из числа депутатов и сенаторов.

Правовой статус Государственного трибунала был определен Законом от 27 апреля 1923 г. В отличие от положений Конституции, Закон распространял конституционную ответственность и на Председателя Верховной палаты контроля, а также на Маршала Сейма, но лишь в случае исполнения им обязанностей Президента Республики. В практике Государственного трибунала тех лет было три возбужденных дела, однако ни одно из них не завершилось вынесением приговора.

Юлия Мироненко, магистр права, г. Варшава (Республика Польша).

В России продолжается судебная реформа. Успех намеченных преобразований во многом зависит от профессионализма юристов в судейских мантиях. Именно с формирования системы подготовки кадрового состава сотрудников суда и прокуратуры началась реформа судебной системы в Республике Польша. Полагаем, что этот опыт может быть полезен и нашей стране.

Госшкола и ее руководство

В 2009 году в рамках создания новой централизованной модели подготовки работников юстиции в Польше была открыта Государственная школа судопроизводства и прокуратуры. Задачи Школы - подготовка кадрового резерва для судов и органов прокуратуры Республики и повышение квалификации действующих сотрудников судов и прокуратуры.

Школа расположена в г. Кракове и имеет 5 отделений на территории Польши, в которых проводятся семинары, конгрессы, симпозиумы и иные мероприятия в соответствии с утвержденной программой обучения. Обучение в Школе финансируется в основном из госбюджета, а также за счет собственных средств Школы и грантов, предоставляемых из фондов Европейского союза. Контроль за ее деятельностью осуществляет Минюст Республики Польша.

Руководят Школой исполнительный совет и директор, которые назначаются из числа судей, прокуроров, профессоров либо лиц, имеющих научную степень по специальности "Право" выше докторской, судей и прокуроров в отставке.

Исполнительный совет Школы, являющийся коллегиальным органом, назначается Министром юстиции и состоит из 15 членов, назначаемых различными органами и организациями. Например, в настоящее время в состав исполнительного совета входят 3 члена, назначенных Министром юстиции, 3 - назначенных Национальным судейским советом Польши, 3 - от Национального совета прокуратуры, по 1 члену - от Первого президента Верховного суда Республики Польша, Президента Высшего административного суда, Президента Национального совета юристов, Президента Национального совета юридических консультантов, Президента Национального совета нотариусов, а также 1 член выбирается структурными подразделениями Школы. Исполнительный совет определяет основные направления деятельности Школы, составляет расписание занятий, отбирает кандидатов на обучение в Школе, принимает правила, регулирующие деятельность Школы.

Директор Школы назначается Минюстом Республики Польша по рекомендации Национального судейского совета и Национального совета прокуратуры сроком на 5 лет и осуществляет функции текущего руководства Школой.

Поступление

Для поступления в Школу необходимо:

  • быть гражданином Республики Польша, быть полностью право- и дееспособным в соответствии с законодательством Республики Польша;
  • иметь степень "Мастер" по специальности "Право", полученную в одном из университетов Республики Польша либо иностранном университете, дипломы которого признаются Республикой Польша;
  • иметь безупречную репутацию;
  • сдать вступительные экзамены и быть помещенным в список кандидатов на обучение в Школе.

Не могут обучаться в Школе лицо, осужденное за совершение уголовного и/или финансового правонарушения/преступления, а также лицо, в отношении которого рассматривается дело о привлечении к ответственности за совершение уголовного и/или финансового правонарушения/преступления.

Вступительный экзамен состоит из 2 частей - письменного теста по различным отраслям права и эссе, в котором оцениваются способности кандидатов толковать нормы права, анализировать факты и применять соответствующий закон. Минимальное количество баллов, которое кандидат должен получить за эссе для успешной сдачи экзамена, ежегодно утверждается Минюстом. Вступительный экзамен принимается комиссией, назначаемой Министром юстиции по совместной рекомендации директора и исполнительного совета Школы. По окончании вступительного экзамена комиссия предоставляет директору Школы список кандидатов, сдавших экзамен, с указанием количества баллов, набранных каждым кандидатом. На основании полученного списка директор Школы формирует классификационный список студентов, допущенных к обучению.

Квалификационные списки ведутся в течение всего времени обучения в Школе. Чем выше позиция в списке, тем больше возможностей выбора места работы получает студент, что, несомненно, является стимулом при обучении.

Обучение и перспективы

Основной курс обучения в Школе длится 12 месяцев. В учебный процесс входят лекции, практические занятия, семинары, а также практика в судебных органах, органах прокуратуры. В рамках программы обучения студенты периодически сдают тесты. За каждым студентом закрепляется координатор, который контролирует студента и помогает ему в процессе обучения. Для того чтобы окончить основной курс обучения, студент должен посещать все предусмотренные программой курсы и сдать все тесты. По окончании основного курса обучения студент получает право подать заявление на продолжение обучения в Школе на соответствующих курсах по обучению судей либо на курсах по обучению прокуроров.

Курс по обучению судей длится 54 месяца, 30 из них студенты посещают занятия в Школе. По истечении 30-месячного срока обучения студенты проходят экзамен, который состоит из письменной и устной частей. В случае успешной сдачи студенты 24 месяца проходят стажировку в судах в качестве ассистентов судьи по срочному контракту, а затем в качестве референтов суда по постоянному контракту. По окончании стажировки студент получает диплом.

Курс по обучению прокуроров длится 30 месяцев. По окончании курса Школа составляет и направляет Генеральному прокурору квалификационный список студентов, данные которого учитываются при приеме на работу в органы прокуратуры.

Таким образом, для того, чтобы получить право работать в суде или органах прокуратуры Республики Польша, помимо общих требований студенту, который хочет стать судьей, после получения высшего образования необходимо учиться еще более 5 лет. Для будущих прокуроров срок обучения после прохождения основного курса немного короче - более 3 лет. Очевидно, что не каждый будущий юрист согласится потратить столько времени на обучение профессии, что позволяет при приеме и на начальных этапах обучения отсеять людей, не имеющих намерения работать в правоохранительных органах, решить вопрос текучести кадров и повысить престиж профессии судьи и прокурора. Описанная система обучения позволяет на высоком профессиональном уровне формировать и ежегодно пополнять кадровый резерв органов прокуратуры и судов. Указанные обстоятельства в совокупности повышают доверие граждан Республики Польша к правоохранительным органам.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Верхо́вный су́д По́льши (польск. Sąd Najwyższy Rzeczypospolitej Polskiej ) — высшая судебная инстанция в Польше по гражданским и уголовным делам для судов общей юрисдикции и военных судов.

Содержание

Состав и структура



Фасад здания Верховного суда окружает 86 колонн, на которых указаны правовые принципы на польском и латинском языках

Верховный суд состоит из 86 судей, назначаемых Президентом по предложению Всепольского Судебного Совета на неопределённый срок. Первый председатель назначается Президентом из кандидатов, представляемых Общим собранием судей Верховного суда на 6 лет. Первый председатель в свою очередь назначает председателей судебных коллегий, которые по должности являются его заместителями.

Верховный суд состоит из четырёх судебных коллегий:

  • Коллегия по уголовным делам (28 судей)
  • Коллегия по гражданским делам (31 судья)
  • Коллегия по вопросам труда, социального обеспечения и связей с общественностью (19 судей)
  • Военная коллегия (9 судей)

Юрисдикция

Верховный суд в пределах своих полномочий осуществляет:

  • судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и военных судов по уголовным и гражданским делам, является кассационной инстанцией;
  • рассмотрение жалоб о действительности проведённых выборов в Сейм, Сенат или Президента и референдумов;
  • надзор за профессиональной деятельностью адвокатских и нотариальных палат.

См. также

Ссылки

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

  • Суды по алфавиту
  • Верховные суды
  • Судебная система Польши
  • Государственное устройство Польши

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Верховный суд Польши" в других словарях:

Высший административный суд Польши — Высший административный суд Республики Польши Naczelny Sąd Administracyjny Вид административный суд Инстанция суд высшей инстанции Юрисдикция … Википедия

СУД СТРАН НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ — – суд народно демократических государств, возникших в ряде стран Европы и Азии в результате решающего участия Советского Союза в разгроме германского фашизма и японского милитаризма, в результате победы в этих странах народно демократической… … Советский юридический словарь

Процедура выборов в парламент Польши — Согласно Конституции Республики Польша, законодательную власть в стране осуществляют Сейм (нижняя палата) и Сенат (верхняя палата). Сейм осуществляет контроль за деятельностью Совета Министров в пределах, определенных положениями Конституции и… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Мочарский, Казимеж — Казимеж Мочарский Kazimierz Moczarski Имя при рождении: Kazimierz Damazy Moczarski … Википедия

Мочарский — Мочарский, Казимеж Казимеж Мочарский Казимеж Дамазы Мочарский, польск. Kazimierz Damazy Moczarski (21 июля 1907, Варшава 27 сентября 1975, там же) польский журналист, пи … Википедия

Политический кризис на Украине (2004) — Политический кризис на Украине осенью зимой 2004 года был вызван многочисленными факторами, к которым, в первую очередь, относятся: Столкновение экономических интересов крупных финансово экономических группировок в традиционных украинских… … Википедия

Политический кризис на Украине 2004 года — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия

Политический кризис в Украине (2004) — Содержание Содержание 1 Преамбула 2 … Википедия

Конституция — (Constitution) Конституция это основной закон государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой системы страны История конституции, классификация конституций, структура и содержание конституции, функции конституции,… … Энциклопедия инвестора

Польша входит в романо-германскую правовую семью. Польское право имеет исключительно богатую и сложную историю. На протяжении столетий польская правовая система формировалась под непосредственным влиянием немецкого, римского, французского, австрийского, российского и советского права.

Начиная с XIII в. в стране действовало несколько правовых систем: в городах, полностью заселенных немцами,- немецкое городское право, за их пределами - обычное польское право, представлявшее самостоятельную систему для каждого сословия.

В 1791 г. в Польше была принята первая в Европе Конституция.

В 1808 г. в период кратковременного французского владычества на территории Варшавского княжества был введен знаменитый Кодекс Наполеона (Французский гражданский кодекс), в 1809 г. - Французский торговый кодекс. Рецепция французских кодексов определила развитие польского частного права в XIX и даже XX вв.

В отличие от частного попытки ввести в Польше Французское уголовное право не имели успеха. В 1818 г. сейм одобрил лаконичный по форме Уголовный кодекс Польского Королевства. Кодекс 1818 г. действовал почти тридцать лет. Его сменил Кодекс основных и дополнительных наказаний 1847 г. По существу речь шла, прежде всего, о сближении Уголовного права Королевства с законодательством Российской империи. В большинстве случаев Кодекс 1847 г. повторял нормы только что изданного российского Кодекса 1845 г., явившись шагом назад по отношению к польскому Кодексу 1818 г.

В Королевстве Польском в 1875 г. были введены, хотя и с существенными изменениями (исключение суда присяжных), русские процессуальные законы 1864 г.: устав гражданского судопроизводства и устав уголовного судопроизводства.

Ядро современной системы польского права составляет демократическая Конституция 1997 г. Согласно ст. 87 источниками общеобязательного права Республики Польша являются: Конституция, законы, ратифицированные международные договоры, а также распоряжения. Источниками права на территории деятельности органов, которые их издали, являются акты местного права. Ратифицированный международный договор после его официального опубликования образует часть правопорядка страны и применяется непосредственно, поскольку это не поставлено в зависимость от издания закона.

Вопрос о признании роли источника права за обычаем, судебной практикой, а также доктриной является в польской правовой науке спорным.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Основы судебной системы Польши установлены в разделе VIII Конституции.

Отправление правосудия осуществляют Верховный суд, общие суды, административные суды, а также военные суды. Судьи назначаются Президентом республики по предложению Всепольского судебного совета на неопределенное время, т.е. являются несменяемыми. Судья может быть уволен в отставку вследствие болезни или утраты сил, делающих невозможным исполнение им своей должности. Закон определяет возраст, по достижении которого судьи уходят в отставку.

Верховный суд является высшим судебным органом и осуществляет надзор за деятельностью общих и военных судов, а также осуществляет иную деятельность, определенную в Конституции и законах. Первого председателя Верховного суда Президент республики назначает на шестилетний срок из кандидатов, представленных Общим собранием судей Верховного суда.

В Польше существует особая система органов административной юстиции, возглавляемая Высшим административным судом. Согласно Конституции суды этой системы осуществляют в сфере, определенной: в законе контроль за деятельностью публичной администрации. Этот контроль охватывает также соответствие законам постановлений органов территориального самоуправления и нормативных актов местных органов правительственной администрации.

Всепольский судебный совет призван охранять независимость судов и судей.

Всепольский судебный совет состоит из: 1) первого председателя Верховного суда, министра юстиции, председателя Высшего административного суда и лица, назначенного Президентом республики, 2) 15 членов, избранных из числа судей Верховного суда, общих судов, административных судов и военных судов, 3) 4 членов, избранных сеймом из числа депутатов, а также двух избранных сенатом из числа сенаторов. Всепольский судебный совет избирает председателя и 2 вице-председателей. Срок полномочий Всепольского судебного совета составляет четыре года.

Нынешняя конституционная система Польши сложилась в результате серии реформ, начатых в конце 1980-х гг. В апреле 1989 г. была восстановлена двухпалатная структура польского парламента, а государственный совет, высший коллегиальный орган государственной власти, был ликвидирован и одновременно учрежден институт единоличного главы государства Президента, избираемого Национальным собранием Польши. Поправки к Конституции, принятые в декабре 1989 г., фактически изменили характер основ общественного устройства страны, признали и предоставили равную защиту различным формам собственности, ввели принцип политического плюрализма.

Польша относится к числу стран с дуалистической системой частного права, т.е. разделением его на гражданское и торговое. В отличие от СССР в Польше периода социализма сохранялся институт частной собственности, а также некоторая свобода частного торгового оборота.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Уголовное право и процесс

Единая польская система уголовного правосудия была сформирована законодательством, принятым в период между мировыми войнами.

Основу законодательства составили УПК, 1928 г. Закон о судоустройстве того же года, а также Уголовный кодекс и Кодекс о проступках, принятые в 1932 г.

После Второй мировой войны перечисленные выше кодексы несколько раз подвергались переделке и были дополнены рядом актов (например, Декрет от 13 июня 1946 г. о преступлениях, особо опасных в период восстановления государства; Закон от 10 декабря 1959 г. о борьбе с алкоголизмом и Закон от 22 апреля 1959 г. о борьбе с самогоноварением).

В 1969 г. уголовное законодательство вновь подверглось изменениям. Были приняты Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Уголовно-исполнительный кодекс. Эти акты вступили в силу с 1 января 1970 г. В 1971 г. приняты Кодекс о проступках и Кодекс о производстве по делам о проступках (большинство проступков соответствуют административным правонарушениям в российском праве и лишь некоторые являются мелкими уголовными деяниями). В 1971 г. был принят Уголовно-финансовый закон. В 1982 г. сейм принял Закон о производстве по делам несовершеннолетних. В таком виде польское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство существовало до 1997 г.

В июне 1997 г. сейм принял новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Эти кодексы, вступившие в силу 1 сентября 1998 г., являются итогом восьмилетних усилий, направленных на реформу системы уголовного правосудия.

Новые положения законов основываются на нормах Конституции 1997 г.

Источником польского уголовного права является только закон.

Однако уголовное право Польши (в отличие, например, от государств СНГ) кодифицировано не полностью: УК Польши не содержит исчерпывающего перечня преступлений. Помимо него источником уголовного права служит множество специальных законов, не инкорпорированных в УК. Таких законов несколько десятков, в их числе ряд законодательных актов, принятых до Второй мировой войны и остающихся в силе (например, Торговый кодекс от 27 июня 1934 г., Чековый закон от 28 апреля 1936 г.).

УК 1997 г. также как, и прежний УК 1969 г., делится на три части; общую, особенную, воинскую. В числе наказаний предусмотрены денежный штраф, ограничение свободы, лишение свободы, 25 лет лишения свободы, пожизненное лишение свободы. Смертная казнь в Польше впервые была отменена в 1889 г. и восстановлена в 1926 г. Последний случай применения этой меры имел место в 1988 г. В 1997 г. Польша полностью отменила смертную казнь.

Читайте также: