Судебная система это в обществознании

Обновлено: 02.05.2024

Суд — орган государственной власти, который осуществляет правосудие в форме рассмотрения и разрешения, уголовных, гражданских, административных и иных категорий дел в установленном законом процессуальном порядке.

Определение понятия “судебная система”

Суд — орган государственной власти, который осуществляет правосудие в форме рассмотрения и разрешения, уголовных, гражданских, административных и иных категорий дел в установленном законом процессуальном порядке.

Судебная система представляет собой систему специализированных органов государственной власти (иначе, судов), осуществляющих правосудие на территории того или иного государства.

В Российской Федерации судебная система устанавливается следующими нормативно-правовыми актами:

Все законы подкрепляются нормативными актами, постановлениями Правительства и указами Президента.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Виды судов в России

В Российской Федерации существует четыре вида судов:

  • суды общей юрисдикции,
  • военные суды,
  • арбитражные суды,
  • конституционные суды.

Рассмотрим каждый из этих судов подробнее.

Суды общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудность которых относится к судам общей юрисдикции.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

  • кассационные суды общей юрисдикции;
  • апелляционные суды общей юрисдикции;
  • верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
  • районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);
  • военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
  • специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Суды общей юрисдикции подразделяются на четыре звена.

Первое (низшее) звено составляют мировые судьи, которые действуют на судебных участках соответствующего судебного района и рассматривают дела только по существу.

Второе (основное) звено составляют районные суды, рассматривающие в пределах своих полномочий дела по существу. Также суды второго звена пересматривают судебные решения мировых судей в апелляционном порядке.

Третье (среднее) звено включает в себя верховные суды республик, краевые, областные суды городов федерального значения, суды автономной области, автономных округов. Суды, составляющие третье звено, пересматривают дела по существу в апелляционном и кассационном порядке в рамках своих полномочий.

Четвертое (высшее) звено составляет Верховный Суд Российской Федерации. Он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делами, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

Военные суды

Военные суды представляют собой официальный подвид судов общей юрисдикции. Однако, они имеют отдельную структуру и отличаются особой сферой деятельности. В основном в военных судах разбирают споры, связанные с прохождением военной службы.

Система военных судов состоит из трех звеньев:

  • первое (основное) звено составляют гарнизонные военные суды;
  • второе (среднее) звено — окружные (флотские) военные суды;
  • третье (высшее) звено образует Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

Стоит отметить, что в системе военных судов нет мировых судей, в связи с чем, дела, подсудные мировым судьям, рассматриваются гарнизонными военными судами.

Подчеркнем, что районные и гарнизонные военные суды относятся к звену федеральных судов общей юрисдикции, так как ими рассматривается большинство судебных дел.

Арбитражные суды

Арбитражные суды разрешают споры с участием субъектов хозяйственной деятельности (юридические лица), которые возникают из гражданских, административных правоотношений, а также другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дела о банкротстве.

Арбитражные суды РФ подразделяются на четыре звена.

Первое (основное) звено образуют федеральные арбитражные суды в субъектах Российской Федерации. Они рассматривают подсудные им дела в экономической сфере, а также дела, связанные с осуществлением предпринимательской иной экономической деятельности только по существу.

Второе звено составляют арбитражные суды апелляционной инстанции. Они создаются на определенной экономико-географической территории соседних субъектов РФ.

Основное полномочие этих судов заключается в проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов Федерации, которые не вступили в законную силу.

Третье звено представлено арбитражными судами округов (кассационная инстанция). Полномочие данного вида судов состоит в проверке законности вступивших в законную силу решений нижестоящих арбитражных судов.

Четвертое звено образует Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассмотренных арбитражными судами.

Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

Исключительное место среди арбитражных судов занимает Суд по интеллектуальным правам. Данный суд занимается рассмотрением по существу подсудных ему дел, а также проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, принятых им самим, в том числе по делам о защите интеллектуальных прав, рассмотренным судами субъектов РФ и апелляционными судами.

Конституционный Суд Российской Федерации

Судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации представляет собой орган судебной системы, создаваемый субъектом федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативно-правовых актов органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления субъекта конституции (уставу) субъекта Российской Федерации.

Также Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации призван толковать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации.

Суды по процессуальной компетенции

Помимо вышепредставленной градации судов в судебной системе России, суды разделяются по их процессуальной компетенции на:

  • суды первой инстанции;
  • суды второй инстанции (суд апелляционной инстанции);
  • суды кассационной инстанции;
  • суды надзорной инстанции.

Любой правовой спор сначала попадает в суд первой инстанции. Как правило, это суды нижних звеньев судебной системы. Суд первой инстанции должен рассмотреть дело в рамках судебного заседания и вынести решение.

Затем сторонам-участникам процесса дается время на обжалование вынесенного судом первой инстанции решения. Если решение не было обжаловано в установленный срок, то оно вступает в законную силу и подлежит исполнению.

В случае неудовлетворения одной из сторон решением суда первой инстанции она может подать апелляционную жалобу. В этом случае вступление в законную силу вынесенного ранее решения суда откладывается, и дело переходит в суд второй инстанции или суд апелляционной инстанции.

Задача суда апелляционной инстанции состоит в проверке судебного решения, не вступившего в законную силу, с фактической и правовой позиций. В итоге он может вынести свое решение или оставить без изменения решение суда первой инстанции, которое незамедлительно вступает в законную силу.

Тем не менее, стороны все еще могут обжаловать решение, подав кассационную жалобу в суд кассационной инстанции. Суд кассационной инстанции проверяет вступившее в законную силу судебное решение с правовой точки зрения. Однако следуют отметить, что не все жалобы могут быть рассмотрены судом кассационной инстанции.

Если судья, предварительно изучив жалобу, посчитает ее бесперспективной, он отказывает заявителю в ее рассмотрении.

Также решение можно обжаловать в надзорную инстанцию, которая представляет собой Президиум Верховного Суда РФ. Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Вывод

Судебная система Российской Федерации довольно обширна и включает в себя:

  • суды общей юрисдикции,
  • военные суды,
  • арбитражные суды,
  • конституционные и уставные суды.

Суд является единственным органом власти, уполномоченным в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, а в некоторых случаях и административного правонарушения, применить к нему меру уголовного наказания или административного воздействия либо разрешить правовой спор между гражданами и юридическими лицами.

Правоохранительные органы — это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами. Правоохранительная деятельность — это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Основные функции правоохранительных органов:

– охрана государственного и общественного строя;
– укрепление законности и правопорядка;
– защита прав и свобод человека и гражданина;
– охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;
– борьба с преступностью.

Виды правоохранительных органов

• Органы выявления и расследования преступлений
• Органы юридической помощи
• Органы обеспечения правопорядка и безопасности
В целом, в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов.
• Суды
• Прокуратура Российской Федерации
• Министерство по чрезвычайным ситуациям
• Федеральная служба охраны
• Следственный комитет Российской Федерации
• Федеральная служба безопасности
• Министерство внутренних дел
• Полиция
• Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков
• Налоговые службы
• Федеральная таможенная служба
• Нотариат
• Адвокатура
• Министерство юстиции Российской Федерации
• Федеральная служба исполнения наказаний
• Федеральная служба судебных приставов

Полиция — составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел.
Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Прокуратура РФ

Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Функции:
– осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями;
– координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
– участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел в качестве государственного обвинителя;
– опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда.

Министерство внутренних дел РФ

Федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности.
Функции:
– разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
– организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений (оперативно-розыскная и экспертно-криминалистическая деятельность);
– обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Министерство юстиции (Минюст) РФ

Федеральный орган исполнительной власти, проводящий и осуществляющий управление в сфере судопроизводства, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Функции:
– правовое обеспечение нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (разработка проектов нормативных актов, экспертиза законов РФ и др.);
– организационная роль в деятельности судов общей юрисдикции и военных судов;
– государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти;
– регистрация уставов общественных и религиозных объединений;
– организация и развитие системы юридических услуг;
– осуществление международно-правовой деятельности по охране прав и законных интересов граждан;
– организация функционирования уголовно-исполнительной системы.


Урок познакомит учащихся с судебной системой нашей страны. Ребята узнают, что главной задачей любого суда является осуществление правосудия, то есть принятие справедливого решения по конкретному правовому спору на основании действующего законодательства.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Судебная система Российской Федерации"

Сегодня мы познакомимся с судебной системой нашей страны.

Но сперва давайте вспомним, что же такое суд?

Суд – это специальный орган, который занимается осуществлением правосудия и разрешением уголовных, административных и гражданских дел в установленном законом порядке.

Какие ассоциации у вас возникают со словом суд?

Наверное, это такие слова, как законность, справедливость, ответственность, правосудие, беспристрастие и многие другие.

И действительно, суды являются отправной точкой в тех случаях, когда человека обвиняют в чём-то или когда он защищает свои права. Главной задачей любого суда является осуществление правосудия, то есть принятие справедливого решения по конкретному правовому спору на основании действующего законодательства. Причём такое решение суд принимает независимо.

То есть суд решает, кто прав, а кто виноват. Это налагает на судей особую ответственность, ведь от их решения зависит не только судьба, но иногда

и жизнь человека.

Конечно, один единственный суд был бы не в силах рассмотреть все дела. Поэтому в любом государстве существует большое количество разнообразных судов, которые объединены в единую государственную судебную систему.

Судебная система Российской Федерации – это система судов, осуществляющих правосудие на территории нашей страны в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами.

Любой вынесенный судом приговор должен основываться на следующих принципах правосудия:

· законность (универсальный принцип);

· гласность (открытое разбирательство дел в суде);

· осуществление правосудия только судом;

· равенство граждан перед законом и судом (универсальный принцип);

· неприкосновенность личности и её право на судебную защиту;

· обеспечение законного, компетентного и беспристрастного состава суда;

· использование национального языка;

· состязательность и равноправие сторон;

· обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на судебную защиту.

И целый ряд других принципов.


Давайте остановимся более подробно на принципах законности и презумпции невиновности.

Принцип законности не случайно был назван универсальным. Данный принцип заключается в том, что если государство налагает те или иные ограничения на поведение людей, то оно как минимум должно чётко и недвусмысленно очертить границы этих требований. В частности, правовые нормы не должны зависеть от усмотрения конкретных должностных лиц. В том числе и судей. В соответствии с принципом законности суды обязаны соблюдать и иерархию законов. В случае противоречия норм законодательства суд должен руководствоваться сначала Конституцией Российской Федерации как основным законом, затем федеральными конституционными законами, а уже в последнюю очередь иными законами, если они не противоречат вышеназванным.


Вам следует понимать то, что суды являются теми органами, которые могут изменить правовой статус любого человека. До того момента, пока не было принято решение судьи, в отношении всех нас действует презумпция невиновности.

Презумпция невиновности – это состояние, при котором каждый житель Российской Федерации считается невиновным до тех пор, пока не доказано обратное. При этом подозреваемый в совершении преступления не должен доказывать свою невиновность, а наоборот, сторона обвинения должна доказать вину подозреваемого.

Из каких звеньев состоит судебная система Российской Федерации?

Звено судебной системы – это суды, наделённые однородными полномочиями.

Сегодня в нашей стране действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, которые и составляют судебную систему России.

Давайте познакомимся более подробно с некоторыми судами, которые действуют в нашей стране.


Наше с вами знакомство мы начнём с Конституционного суда Российской Федерации, который занимает особое место в судебной системе нашей страны.

Конституционный суд Российской Федерации – это судебный орган, который следит за соответствием принятых новых законов правовым нормам, закреплённым в Конституции.


Заседание Конституционного Суда Российской Федерации

В том случае, если закон противоречит Конституции Российской Федерации, Конституционный суд вправе отменить его действие. Кроме этого, данный суд выполняет ещё целый ряд иных функций, познакомится с которыми вы можете самостоятельно, прочитав о них в 125 статье Конституции Российской Федерации.

Наверное, следующим по значимости является Верховный суд Российской Федерации.


Заседание Верховного Суда Российской Федерации

Это высший судебный орган Российской Федерации по разрешению экономических споров, уголовным, административным, гражданским и иным делам. Решение, вынесенное Верховным судом, является окончательным и подлежит обжалованию только в международных судебных инстанциях.

Арбитражные суды – это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы.


Зал судебных заседаний арбитражного суда

Это налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений.

Районные суды. Являются одним из первых звеньев судебной системы Российской Федерации. Данные суды принимают первоначальное решение по большинству гражданских, уголовных и административных дел.


Здание Дзержинского районного суда в Ярославле

Самым низшим звеном рассматриваемой нами судебной системы является мировой судья.


Мировые судьи являются судьями субъектов Федерации и рассматривают уголовные дела, за совершение которых максимальное наказание не превышает трёх лет, дела об административных правонарушениях, о разделе имущества между супругами в случае развода и некоторые другие.

Всего же по состоянию на 31 декабря 2014 года в Российской Федерации правосудие осуществлялось в 2531 суде.

Но любой суд – это не робот на службе государства. Так же, как и в любом другом месте, здесь работают люди, которых принято называть судьями.

Судья – это лицо, наделённое судебной властью, входящее в состав суда и осуществляющее правосудие.

Все судьи в Российской Федерации назначаются на свои должности по указу Президента. Они независимы и подчиняются только Конституции и законам.

В принятии своих решений судья при рассмотрении дела обязан:

· придерживаться независимой и беспристрастной позиции в отношении всех участников процесса;

· осуществлять свою профессиональную деятельность в строгом соответствии с законом;

· быть свободным от каких-либо предпочтений, предубеждений или предвзятости.


Сегодня в судах Российской Федерации работает двадцать шесть с половиной тысяч судей.

Сейчас судебная система Российской Федерации проходит специфическую реформу, связанную с внедрением в практику так называемых судов присяжных.

Помните мы говорили с вами о том, что все совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия? Например, через участие в судебном заседании в качестве присяжного заседателя.

Присяжные заседатели – это непрофессиональные судьи, которые принимают участие в судебном процессе.


Здание суда с участием присяжных заседателей

В таком виде судебного процесса суд состоит из профессиональных юристов в лице судей и присяжных заседателей, которые не обязаны иметь юридическое образование. При рассмотрении дела в суде непрофессионалы-присяжные из числа простых граждан выносят вердикт: виновен или же невиновен подсудимый в совершении преступления.

В свою очередь судьи решают вопросы, требующие юридических познаний, например, об установлении меры наказания за совершённое преступление и вынесение приговора.

Следует понимать, что решения присяжные во всех случаях принимают решения независимо от мнения и позиции профессиональных судей.

Сегодня суды присяжных действуют во всех субъектах Российской Федерации. Исторический опыт показал, что именно суд присяжных, который состоит из коллегии независимых граждан без юридического образования и не связанных с правоохранительными органами, чаще всего принимает самые справедливые решения.

В конце нашего урока давайте попробуем выделить основные моменты и ответить на некоторые вопросы.

Правоохранительные органы — это часть государственного аппарата власти. Каждому из них присущая своя компетенция и материальный ресурс. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с законом и от его имени и соответственно не могут действовать произвольно. Опираются на легитимные меры государственного предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими лицами. Это набор признаков характерен для всех видов органов от полиции до суда.

Какие правоохранительные органы существуют в РФ?

Система имеет исчерпывающий перечень всех органов, созданных для охраны правопорядка в России:

  1. Суды (конституционный, федеральные, мировые);
  2. Органы прокуратуры;
  3. Органы юстиции;
  4. ФСБ, ФПС, ФОПСИИ и ФСО;
  5. Служба судебных приставов;
  6. Служба исполнения наказания;
  7. Федеральная служба национальной гвардии;
  8. Органы внутренних дел;
  9. Налоговые и таможенные органы;
  10. Адвокатура.

В зависимости от их компетенции они выполняют возложенные на них законом ряд специфических функций, но общими для всей являются:

  • Охрана государственного строя;
  • Защита человека и гражданина от несанкционированных государством посягательств;
  • Обеспечение законности решений и правопорядка;
  • Охрана интересов всех субъектов права;
  • Борьба с преступлениями.

Следует выделить основные компетенции нескольких правоохранительных органов. Возглавляют список суды, являясь независимой ветвью власти, они осуществляют правосудие в сфере уголовного, гражданского, административного, военного и арбитражного судопроизводства. Конституционный суд и уставные (конституционные) суды субъектов РФ выполняют функции конституционного контроля - проверки на соответствие законов, решений и действий всех субъектов права нормам Конституции России.

На суды общей юрисдикции, включая Верховный суд РФ, возложены функции разрешения споров, восстановление прав, защита интересов юридических и физических лиц, а также применение санкций к виновным лицам, в соответствии с видом совершенных противоправного деяния и мерой юридической ответственности.

Основной задачей прокуратуры является, осуществление надзора за исполнением законодательства РФ всеми органами власти и их должностными лицами, а также уголовное преследование (в части возбуждения уголовных дел, ведения следствия и поддержки государственного обвинения в суде). Функция прокуратуры не ограничивается надзором, она принимает участие в нормотворческой деятельности, координации правоохранительных органов и международных отношениях с целью борьбы с преступностью и противодействию экстремизму.

В ее иерархическую структуру входят Генеральная прокуратура РФ, прокуратура субъектов государства и специализированные подразделения (транспортная, военная и т.п.).

Глобальная функция прокурорского надзора имеет массу компетенций:

  1. В области защиты прав и свобод человека и гражданина;
  2. В сфере деятельности органов дознания, следствия и оперативно розыскного дела;
  3. В деятельности органов администраций учреждений исполняющих приговор судов;

Функциональные задачи органов юстиции обеспечивает нормативную деятельность правительства и президента страны, проводит экспертизу законодательных актов, содействует судебной реформе, регистрирует акты гражданского состояния (брак) и правовой статус юридических лиц. В составе органов юстиции существует две основные составляющие: служба исполнения наказаний и служба судебных приставов.

ФСБ осуществляет государственную безопасность и ведет разведывательную деятельность, а также борьбу с международным терроризмом. ФПС защищает внешние границы государства, ФОПСИИ обеспечивает правительственную связь, сохранность государственных секретов и достоверную информацию для принятия решений. ФСО охраняет объекты государственной важности, государственных чиновников и президента.

В сферу налоговых органов входит учет налогоплательщиков, сбор налогов, проведение проверок и наложение санкций. Органы таможни обеспечивают экономическую безопасность и пополняют бюджет государства. Их основная функция состоит в защите отечественного производителя путем установления квот и специальных тарифов на провоз груза через сухопутные, водные и воздушные пограничные порты

Органы внутренних дел (полиция, а также службы миграционного контроля, контроля за оборотом наркотических средств) выполняют функции охраны общественного правопорядка и профилактикой правонарушений.

Нотариат регистрирует имущественные сделки и иные договорные отношения. Адвокатура оказывает профессиональную юридическую помощь всем субъектам права в РФ (защита в судах, консультирование, составление процессуальных документов).

Судебная система России

С понятием правоохранительных органов тесно связана судебная система, это, по существу, главный элемент их структуры. В РФ она представлена совокупностью всех судов на двух уровнях: федеральном и уровне субъекта. Федеральные суды представлены тремя звеньями, это высшее, средние и суды первой инстанции на местах. Конституционный и Верховный суд РФ составляют высшее звено. Суды республик и краев входят второй эшелон судебной власти. Районные, городские и военные гарнизонные, а также арбитражные суды относятся к третьему звену иерархии подчинения.

Суды на уровне субъекта представлены уставными (конституционными) и мировыми. Все суды, кроме Конституционного и уставных судов, являются судам юрисдикции. Это означает, что между ними существует обособленный порядок судопроизводства по рассматриваемым делам. Следуя принципу разделения властей конституционные суды независимы в вопросах принятия решений о конституционном контроле и осуществления конституционного судопроизводства. Верховный суд РФ и подчиненные ему суды республик, краев, областей и городов осуществляют только уголовное, гражданское, административное судопроизводство исключительно в рамках общей юрисдикции.

Институт мировых судей

В контексте общей юрисдикции судебной системы, особо нужно отметить компетенцию мировых судей, она отличается от прочих судов предельно возможной санкцией по рассматриваемым ими делам, а также размером взысканий и видом посягательств. В судебной системе РФ мировые суды действуют уже более 20 лет и существенно снижают нагрузку на городские и областные федеральные суды, повышая эффективность судебной системы. Создание судов иной юрисдикции не предусмотрено законом, за исключением ювенальных судов.

Непосредственно в юрисдикции мирового суда могут находиться как уголовные дела (до 3 лет лишения свободы), так и гражданские (где исковые требования не превышают размера 500 МРОТ на момент подачи), а также все административные дела. МРОТ — это регулярно устанавливаемый федеральным законом минимальный размер оплаты труда (его величина постоянно растет и зависит от экономической стабильности страны). Все законные акты, обращения, вызовы, требования исходящие от мирового суда обязательные для исполнения на всей территории РФ.

Мировые судьи избираются на пять лет, на основании решения законодательного органа местных властей на уровне субъекта РФ. Местные муниципальные власти городов и районов не имеют таких полномочий. В качестве альтернативы избрания на должность, существует выборность населением мирового судьи для соответствующего судебного участка, за которым закреплена жилая территория. Однако такая законодательная инициатива пока не получила фактического применения.

Читайте также: