Судебная речь как процесс

Обновлено: 18.05.2024

Судебная речь — это публичная речь, обращенная к суду и всем участвующим и присутствующим при рассмотрении уголовного или гражданского дела, произнесенная в судебном заседании и представляющая собой изложение выводов оратора по данному делу и его возражения другим ораторам.

Содержание

Разновидности судебной речи

  • речь прокурора по уголовным делам в суде первой инстанции (обвинительная речь)
  • речь адвоката по уголовным делам в суде первой инстанции (защитительная речь и речи адвокатов-представителей потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика)
  • речь подсудимого в свою защиту (самозащитительная речь)
  • речь потерпевшего и его представителя
  • речи гражданского истца и гражданского ответчика или их представителей (в пределах гражданского иска по уголовным делам)
  • речи гражданского истца и ответчика, их представителей по гражданским делам
  • речи прокурора и адвоката по гражданским делам в суде первой инстанции
  • речи прокурора и адвоката по уголовным и гражданским делам в суде второй инстанции
  • речи общественных обвинителей и общественных защитников по уголовным делам
  • речи представителей общественных организаций и трудовых коллективов по гражданским делам
  • реплика как особый вид судебной речи

Предмет судебной речи

Предмет судебной речи — это те вопросы, которые суд, исследуя конкретное преступление или правонарушение, разрешает при постановлении приговора, решения или определения. Он определен уголовно-процессуальным или гражданским процессуальным кодексом.

Композиция судебной речи

1. Вступительная часть

2. Главная часть

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Судебная речь" в других словарях:

судебная речь — ед. См. статью стиль3 … Учебный словарь стилистических терминов

Речь Посполитая — ← … Википедия

Судебная психиатрия — (англ. legal/judicial psychiatry) отрасль психиатрии, изучающая психопатологические явления с точки зрения решения вопросов вменяемости и дееспособности. Первый научный трактат по С.п. относится к XVI в. Развитие С.п. в России связано с… … Энциклопедия права

Судебная медицина — (лат. legalis medicina; англ. legal/judicial medicine) отрасль медицины, изучающая и разрабатывающая медико биологические проблемы, возникающие в правоохранительной деятельности, а также сходные с ними проблемы здравоохранения. С.м. состоит из… … Энциклопедия права

Речь судебная в гражданском процессе — Речь прокурора (его заключение) и речь адвоката (представителя истца и представителя ответчика) имеют ряд особенностей, обусловленных их предметной направленностью: они нацелены на разрешение гражданского спора. Здесь прокурор не обвиняет, а… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Речь судебная в гражданском процессе — Речь прокурора (его заключение) и речь адвоката (представителя истца и представителя ответчика) имеют ряд особенностей, обусловленных их предметной направленностью: они нацелены на разрешение гражданского спора. Здесь прокурор не обвиняет, а… … Энциклопедия современной юридической психологии

Судебная система Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

судебная медицина — наука, изучающая и разрабатывающая вопросы медицинского и биологического характера применительно к запросам правовой практики. Такие вопросы могут возникать при расследовании и рассмотрении уголовных и гражданских дел и касаться любого раздела… … Большой юридический словарь

судебная психиатрия — отрасль медицинской науки; изучает психические расстройства в их специальном отношении к определенным вопросам уголовного и гражданского права и процесса. К практическим задачам, которые ставятся перед С.п., относятся: а) экспертное… … Большой юридический словарь

Техника речи

Искусство речи на суде относится к отдельной, узкоспециализированной области риторики. И это не обязательно блестящая речь адвоката в защиту своего подопечного. Регламент, требования юриспруденции накладывают определенные ограничения на выступление оратора, при этом, не ограничивая его в мастерстве. В чем именно заключается специфика судебных докладов, станет понятно далее.

Понятие судебного ораторского искусства

Судебное ораторское искусство, по принципу его сложения, понятиям, очень близко к обычной риторике, поскольку в древние времена эти 2 области были неразрывно связаны между собой. И, в то же время, для юридических речей практически сразу же было установлено прокрустово ложе правил.

Обобщенно они сводились к тому, что адвокат должен в высшей степени детально изучить все факты, обстоятельства, знать законодательство, а уже на основе данных постулатов выстраивать линию своего выступления. Обычно в суде все высказывания подчиняются регламенту – значит, речь должна быть краткой. Ее цель – наиболее полное раскрытие всех до этого не учитываемых нюансов, поэтому требуется составить доклад, насыщенный уликами, неопровержимыми аргументами, доказательствами.

Речь будут слушать живые люди, подвластные эмоциям, значит, она должна быть красноречивой, воспламеняющей, искренней. Только с учетом всех приведенных аспектов можно рассматривать ораторское искусство в суде, как эффективный способ ведения риторического диалога (чаще монолога).

Понятие судебного

История судебного красноречия

Первые успешные судебные ораторы зародились в Древней Греции и Римской республике: тогда были очень популярны публичные выступления при стечении больших масс людей. Успех процесса напрямую зависел от уровня мастерства оратора, который должен был:

  • уметь говорить убедительно;
  • обладать звучным, приятным голосом;
  • силой своего дара уверить слушателей в истинности приведенных доводов.

Такими были Сократ, Платон, Аристотель. Каждый из них внес определенный вклад в развитие основ техники речи судебного оратора, выработку основных принципов построения выступления.

Греческая школа

Из всех областей и образований Древней Греции, практически всегда бывшей разрозненным союзом самостоятельных административных единиц, наибольшего процветания достигли Афины. Отразилось это и на науке, философии, заложении основ судебной риторики. Согласно законам того времени, не существовало института судебных заседателей, защитников, адвокатов: каждый сам отвечал за свои деяния или на предъявленные обвинения.

Не каждый гражданин, как именитый Сократ, которому тоже однажды пришлось защищать себя в суде, обладал развитым даром красноречия, умением вести сложный, продуманный и тщательно рассчитанный монолог. Поначалу тяжущиеся просто заучивали речь, нанимая специалиста (логографа), при этом важна была эмоциональная составляющая, позволяющая заручиться поддержкой слушателей, судей.

Постепенно была выработана структура:

  1. Вступление. Излагалась преамбула дела, причины разногласий, конфликта.
  2. Основная часть. Здесь уже можно было начинать убеждать слушающих в своей правоте, приводя аргументы и доказательства.
  3. Эпилог (завершение). Кульминация речи, усиливающая эффект от предыдущих частей, с максимальной патетической составляющей.

Важно. Заложенные в античные времена форма, структура судебной речи, как жанра ораторского искусства, практически не изменились и в сегодняшние дни: в них можно определить 3 основные части.

Параллельно со школой Сократа и его последователей существовало другое направление – софисты. Наиболее значимыми из них были Горгий, Исократ, Лисий. Отличие от других ораторов у софистского учения заключалось в формализации выступления, отступлении от истины во имя самого диспута. Более того, они не считали зазорным приукрасить какое-либо событие, преподнести его с субъективной точки зрения. Софисты ввели практику обучения юношей из знатных семей основам красноречия. У самого Горгия речь изобиловала яркими фразами, метафорами, он впервые применил принцип окончания предложения рифмой (горгиевы фигуры).

Лисий являлся автором более 2 сотен выступлений, работал он и как логограф. Современники восхищались талантом софиста создавать словесные портреты заказчиков, глубоко проникая в их мысли и характер. Вместе с тем он выработал свой собственный, уникальный стиль выступления, умеренно пафосный, содержащий четкие выводы и доказательства в конце речи. Фактически он предопределил, что является частью судебного ораторского искусства, а что следует отбросить, исключить.

Исократу была присуща манера велеречивого, пышного изъяснения, но сам он никогда не выступал, предпочитая готовить речи другим. При этом не во всем был согласен с остальными приверженцами своей школы. Так, произнося речь против софистов, Исократ четко разделял риторику, философское учение и попытки жульничеством убедить слушателей в истинности своих убеждений, умело применяя мастерство оратора. Как человек, постоянно совершенствующий свой талант, Исократ всегда тщательно подбирал слова, составляя предложения, он же применил периоды – большие части речи, легко и приятно звучащие.

Греческая

Римляне и их вклад в судебные выступления

Во многом тактика выступлений древнеримских ораторов походила на греческую: это и не удивительно, поскольку граждане Республики всегда восхищались искусством греков проводить публичные выступления. Многие из них обучались у эллинов, применяя потом полученные знания у себя на родине.

Наибольшего расцвета судебное ораторское искусство Рима достигло во времена Республики, когда каждый свободный гражданин мог выйти на Форум и произнести речь в защиту своих прав, для обвинения в коррупции или о падении нравов. Марк Порций Катон Старший, обладавший множеством талантов, считается одним из основателей римского ораторского искусства, в частности, судебного красноречия.

Речи Катона звучали слаженно, четко, он всегда полагался на факты, не отступая от истины. В большинстве случаев противники не выдерживали, признавая свое поражение под градом аргументов. Цицерон, сам немалого достигший на ораторском поприще, высоко отзывался о Катоне, особо подчеркивая его внутреннюю силу, энергию, напор.

В отличие от греческой, судебная речь римлян содержала 5 частей:

  • вступление или начало;
  • краткий пересказ обстоятельств;
  • аргументирование своей позиции;
  • использование доводов для развенчания позиции оппонента;
  • заключение с выводами.

Важно. Несмотря на разницу в структуре, судебные выступления греков и римлян содержали одинаковые элементы (вступление и завершение), отличаясь только средней частью.

Римская школа обобщила опыт блестящих эллинских ораторов, сделав выступления яркими, запоминающимися, внеся в них элементы актерского искусства с использованием жестов, мимики, поз. Один из лучших специалистов по риторике, Цицерон учился красноречию у греков, штудировал труды историков, книги по праву и много, напряженно работал, оттачивая свое мастерство. Превыше всего он почитал убежденность: до того, как пытаться доводами и аргументами довести истинность своих слов суду, сначала нужно поверить в них самому.

В его речи было до 6 частей:

  • вступление, в ходе которого говорящий заручается поддержкой слушателей;
  • основные положения, тезисы;
  • изложение сути дела;
  • аргументы, доказательства;
  • краткий повтор основных доводов (закрепление);
  • завершение, итоги.

Благодаря совершенной структуре, непревзойденному мастерству выступлений, равных Цицерону не было – это признавали все его современники.

Римляне и их вклад

Русская школа

Российские адвокаты и судебные заседатели использовали разные стили, являясь приверженцами классического ораторского искусства. Принципы оставались прежними: непредвзятость, четкая аргументированность, структурированность речи, блестящее владение риторикой, ошеломляющий словарный запас и полная осведомленность обо всех обстоятельствах дела.

Русским судебным ораторам приходилось выступать с различными выступлениями – обвинительными, защищающими, и всегда они старались максимально выложиться, вложить в диалог душу.

Виды судебной речи

Как и искусство речи на суде, в кратком виде сформировались основные типы выступлений. К ним относят речи:

  1. прокурора (обвинителя);
  2. защитника (адвоката);
  3. самого обвиняемого (подсудимого) в оправдание своих действий;
  4. потерпевшей стороны (и ее представителей);
  5. защитников и обвинителей со стороны общественности;
  6. уполномоченных представителей трудового коллектива, дома, кооператива.

Специфика судебного красноречия

Тонкость искусства судебной речи состоит в дозированном распределении красочных оборотов, аргументов, пафоса, подкрепленных уверенно звучащими фразами, произносимыми звучным, гармонично звучащим голосом, в хорошем темпе и без малейших проволочек. Подобный баланс достигается только практикой и многолетними тренировками, большим количеством проведенных дел, а также верой в собственные силы.

Любая случайность, не рассмотренная улика, ранее имевший место судебный прецедент могут стать фатальными, полностью разрушив безупречную линию атаки (защиты). Поэтому оратору необходимо тщательно готовить свое выступление, прорабатывая все варианты, мотивы поведения противника.

Основы техники речи судебного оратора

О том, каким должен быть судебный оратор, о его культуре и технике речи писали многие авторы, начиная от античных и заканчивая современными. Исходя из гармоничного развития личности, потребуется с детских лет изучать историю своей страны, ее культуру, язык, постепенно переходя к все более сложным задачам.

Речь ритора в суде ни в коем случае не должна быть вялой, слабой, безжизненной, косноязычной – у такого выступающего нет никаких шансов на победу. Не нужно пересыпать ее остротами, отвлекаясь от сути, перескакивать с раздела на раздел: основу благозвучного монолога составляет последовательное изложение событий, произносимое громко, отчетливо, с хорошим тембром и темпом.

Излишняя лаконичность в технике речи судебного оратора не позволит раскрыть всю суть дела, обилие дополнений, повторов, отступлений растянут драгоценное время и также не позволят выиграть. Только тонкое чувство баланса, дозированная аргументация, беспристрастное изложение фактов и уверенная манера поведения приведут к успеху. И, конечно же, предшествующие всему этому тренировки, упражнения на выразительность, знание законов, умение вести диспуты и доказывать свою правоту.

Судебная речь носит состязательный характер,что является ее особенностью. Обвинение и защитана равных основаниях отстаивают свою точку зрения перед судом.

Принцип состязательности – важнейший принцип судопроизводства, закрепленный в Конституции РФ. Он предполагает:

1) отделение функций обвинения и защиты от функции правосудия и их размежевание между собой;

2) наделение сторон равными процессуальными правами для осуществления их функций;

3) руководящее положение суда в процессе и предоставление только суду права принимать по делу решение.

Состязательный характер судебных прений помогает суду всесторонне и объективно проанализировать все обстоятельства дела, принять обоснованное, взвешенное решение и вынести справедливый приговор. Таким образом, чтобы оказать желаемое воздействие на судей и других участников процесса, судебная речь должна быть обязательно доказательной , и убедительной, содержать обоснованные выводы по вопросам, надлежащим разрешению судом. Речи обвинителей и защитников носят преимущественно оценочный характер и отличаются нравственно-правовой направленностью. Судебные речи призваны играть важную воспитательную роль, особенно когда судебное заседание идет при открытыхдверях, а рассматриваемое дело является социально значимым. Очень важно показывать присутствующим в зале судебного заседания общественную опасностьсовершенного преступления, прививать чувство уважения к закону и правопорядку.

Необходимо также иметь в виду, что судебная речь – не только сухой анализ деяния, его квалификация, исследование и выводы из представленных доказательств, это еще и творческий процесс. Он требует от выступающего не только юридических знаний, но и владения риторическими навыками и умениями, ораторским искусством, большой, напряженной работы над собой.

В юридической практике обычно выделяются различные виды судебных речей, а именно:

1) прокурорская, или обвинительная, речь;

2) общественно-обвинительная речь;

3) адвокатская, или защитительная, речь;

4) общественно-защитительная речь;

5) самозащитительная речь обвиняемого.

Каждый вид судебной речи имеет свое процессуальное и функциональное назначение, отличается особенностями построения и содержания.

После произнесения речей участники судебных прений могут выступить еще по одному разу с репликой по поводу сказанного. Реплика – это самостоятельная речь, ответ, возражение одного участника судебных прений на заявление другого.

Своеобразным видом судебной речи является напутственное слово председательствующего в суде присяжных.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

33. ВИДЫ, ФУНКЦИИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ

33. ВИДЫ, ФУНКЦИИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ Речь – исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь – это язык в действии. В ходе речевого общения происходит непрерывное кодирование и раскодирование

24. ВИДЫ, ФУНКЦИИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ

24. ВИДЫ, ФУНКЦИИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ Речь – исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь – это язык в действии. В ходе речевого общения происходит непрерывное кодирование и раскодирование

Виды гипсокартонных листов и особенности их применения

Виды гипсокартонных листов и особенности их применения Гипсокартонные листы в зависимости от назначения бывают четырех видов (табл. 5.1):? обычные (ГКЛ);? влагостойкие (ГКЛВ);? с повышенной сопротивляемостью воздействию открытого пламени (ГКЛО);? влагостойкие с повышенной

Виды каркасно-обшивных перегородок и особенности их применения

Виды каркасно-обшивных перегородок и особенности их применения Перегородки из гипсокартонных листов проектируются с металлическим каркасом, одинарным или двойным, со звукоизоляционным заполнением из минераловатных или стекловатных плит, с одно-, двух– или

2.3. Виды и особенности паломничества

2.3. Виды и особенности паломничества В науке обычно выделяют несколько видов паломничества, классифицирующихся по различным признакам:1) по числу участников и семейной принадлежности – индивидуальные, семейные и групповые паломничества;2) по продолжительности –

22. Особенности ораторской речи

22. Особенности ораторской речи Ораторская речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, это речь, адресованная определенной аудитории, публичная речь.Такая речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них

43. Понятие судебной речи

43. Понятие судебной речи «Судебное красноречие, – писал Н. И. Карабчевский, – красноречие особого рода. На него нельзя смотреть лишь с точки зрения эстетики. Вся деятельность судебного оратора – деятельность боевая. Это вечный турнир перед возвышенной и недосягаемой

45. Характеристика судебной аудитории

45. Характеристика судебной аудитории Известный американский специалист по социальной психологии Д. Майерс писал: «Мы можем рассматривать зал суда как социальный мир в миниатюре, в котором повседневные социальные процессы усиливаются и имеют самые серьезные

48. Логические основы убедительности судебной речи

48. Логические основы убедительности судебной речи Судебный оратор должен быть не только хорошим специалистом в области права, но и обладать высокой логической культурой, т. е. уметь мыслить правильно, логично и последовательно строить свое выступление, обосновывать

15. Речь и ее функции. Виды речи

15. Речь и ее функции. Виды речи Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития представляющим систему знаков Когда язык используется в целях общения, то возникает речь.Язык и речь – хотя и очень близкие, но все же

Виды казино и их особенности

Виды казино и их особенности Казино – это крупные легальные игорные дома. Небольшие игорные дома могут размещаться и в маленьких полуподвальных помещениях, иногда даже без ярких вывесок. Однако чаще всего это большие, красиво освещенные здания с парковкой для машин.

Рассекатели (лейки) душа, их виды и особенности

Рассекатели (лейки) душа, их виды и особенности Рассекатели (по народной терминологии), или лейки – на языке слесарей-сантехников, являются важной составной частью душа, устанавливаемого над ванной.Рассекатели (лейки) изготавливаются нескольких видов: 1) из нержавеющей

В современных условиях ораторское искусство имеет широкое применение в самых разнообразных сферах жизнедеятельности человека.

В современных условиях ораторское искусство имеет широкое применение в самых разнообразных сферах жизнедеятельности человека. Умение красиво, понятно и логично излагать свои мысли, навыки убеждения и ведения конструктивной полемики необходимы и в профессиональной деятельности, и для бытового общения, и для формирования благоприятных условий взаимодействия между людьми.

В чем специфика судебной речи и для чего в стенах правосудия нужно уметь правильно излагать свои мысли

История судебного красноречия

Публичное судебное изложение информации является одним из древнейших видов выступлений. Каждая эпоха и страна вносили в него свои изменения, постепенно формируя и развивая явление, которое в современной ораторской науке известно, как судебная речь.

Зарождение судебного красноречия началось в Древней Греции, где у каждого была возможность выступать обвинителем, не было известно понятие адвокат, и обвиняемый защищал себя сам. Несмотря на такое несовершенство подхода, именно этот период считается истоком дальнейшего формирования уже более знакомой и привычной нам судебно-правовой системы.

В историю Древней Греции вошли такие ораторы, как Лисий, Горгий, Трасимах и Исократ. Большую известность получил и Демосфен (384-322 гг), защищавший интересы Элиннов греков, а в Древнем Риме эпоха расцвета судебного красноречия выпала на период жизни и деятельности такой выдающейся личности, как Марк Порций Катон Старший – оратор и автор трудов по юриспруденции. Но самым ярким сосредоточением всех ораторских достижений римских деятелей стал Цицерон, чьи труды и сегодня изучаются учеными.

Яркими страницами в развитии судебной речи стали французские мастера судебного слова де Баси, Леметр, Патрю, Жербье и де Молеонь. Что касается России, то здесь активное развитие судебного красноречия началось после принятия в 1864 году судебной реформы.


Специфика и виды судебной речи

Современная судебная речь имеет свои особенности и специфику, которые выходят за рамки стандартного представления рядовых обывателей о том, что представляет собой ораторское искусство. Это связано с тем, что на речь оказывает влияние действующее процессуальное законодательство и необходимость придания ей оценочно-правового характера. Специалистами отмечается, что адвокат и прокурор, выступая в суде, своей речью способны привести к следующему:

  • детальное рассмотрение дела с целью установление истины;
  • методами убеждения формирование у судей и присяжных четкой и стойкой позиции относительного правильности принимаемого решения;
  • воздействие воспитательного характера на всех присутствующих на заседании и слушателей, которые тем или иным способом (текстовый, видеоматериал) будут в дальнейшем знакомиться с материалами заседания.

Добиться высокой результативности в настолько специфической работе способен только настоящий оратор. Однако ораторами не рождаются. Хорошо известно, что ораторство – это наука, а значит его, как и любую науку, можно изучить и освоить, а особо одаренным исследователям удается и усовершенствовать исследуемую область.

Современные курсы по ораторскому искусству учат, что судебная речь является одновременно полемической и убеждающей. Полемика может вестись между защитой и обвинением, между защитниками нескольких обвиняемых и т.д. Основа полемики – борьба между принципиально противоположными точками зрения. И мастерство выступающего заключается в том, чтобы склонить на свою сторону судебных заседателей независимо от доказательной базы. Такой результат способны дать высокая юридическая квалификация и постоянные тренинги по ораторству.

Еще одна особенность судебной речи заключается в том, что она одновременно является монологом и диалогом. С одной стороны – это монолог, направленный на рассмотрение фактов, их анализ, концентрацию внимания слушателей на ключевых моментах и подведение к нужным выводам. Приобрести навыки правильного структурирования такого монолога помогут курсы по ораторскому искусству от компании BIECOM. С другой же стороны, судебное выступление сравнимо с диалогом, поскольку выступающий должен держать очень тесный эмоционально-логический контакт с аудиторией. Сложность и разноплановость судебной речи лишний раз наглядно подтверждает, насколько актуально в современных условиях ораторское искусство и его приёмы.

Книга Аксенова Дмитрия

Что представляет собой современное ораторское искусство и насколько актуальны навыки его владения сегодня? Как не удивительным может показаться на первый взгляд, но именно в современных реалиях эти навыки приобрели особую актуальность. Книга будет интересна и руководителям, которые с её помощью смогут достичь эффективного взаимодействия с подчиненными, и менеджерам среднего и младшего звена, чья работа основана на общении с клиентами и партнерами. Умение грамотно, понятно и ёмко доносить информацию необходимо преподавателям, продавцам, журналистам и админработникам. Поэтому большой популярностью пользуются тренинги, позволяющие освоить базовые основы красноречия, риторики и ораторства.

А далее совершенствовать и оттачивать свои навыки вам помогут курсы ораторскому искусству, предлагаемые специалистами компании BIECOM.

Читайте также: