Судебная процедура и регламент для произнесения речей в древней греции

Обновлено: 17.05.2024

Общая характеристика Греческой риторики

Риторика софистов

Сократ и Платон

Излагал свое учение устно; главный источник - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель философии - самопознание как путь
к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость.
Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

Риторику Аристотель ставит в общую систему своего учения, выделяя
в нем теоретическую часть - учение о бытии, практическую часть - учение
о человеческой деятельности и поэтическую часть - учение о творчестве.

Риторика занимается выделением способов убеждения, теоретическим осмыслением этих способов. Как отмечает Аристотель, действие убеждающей речи зависит от трех моментов: нравственного характера говорящего, качества самой речи, настроения слушателей. Уже в учении Аристотеля выделяется триада: отправитель речи - речь - получатель речи, которая находит свое развитие в современных исследованиях.

Известные греческие ораторы

Сократ и Платон, Горгий, Демосфен, Перикл, Фемистокл, Исей, Исократ
Почему зарождение риторики происходит в Древней Греции
в V— VI вв. до н.э.?

На самом деле, в развитии ораторского мастерства античный период имеет особенное значение – первые предпосылки возникли
еще в 5 в до н. э., а уже в качестве отдельной системы риторика в Древней Греции зародилась в 3-2 вв до н. э., а в 1 в н. э. риторика уже распространилась
из Греции в Рим, сочетая в себе удивительное переплетение направлений искусства и научных знаний.

Главная причина возникновения ораторского искусства , как такового, – это развитие социальной жизни общества по мере появления новых потребностей у растущей цивилизации. У людей, находящихся у власти, возникала необходимость не только в доказательствах своей силы (чем умнее становился народ, тем меньше его можно было удерживать страхом).

В 5 в до н. э. у властей, государственных деятелей и послов появилась необходимость не только в доступном, но и в грамотном, красивом и точном выражении своих мыслей. Именно это подтолкнуло античных мыслителей
к зарождению риторики в Древней Греции.

В чем состоит вклад софистов в разработку начал ораторского искусства?

Заслуга софистов в том, что они проводили практические занятия
по подготовке молодежи к жизни и деятельности в качестве профессиональных риторов, а также в том, что они разработали основы теории красноречия, определили содержание обучения риторике. Добиться убедительности, как считали софисты, можно искусно составленной речью, для чего следует использовать различные приемы: выбирать оптимальную длину речи и фразы, заботиться о благозвучии, пользоваться специальной лексикой, украшать речь, используя, например, метафору, антитезу, аллегорию и т.п .

Что нового внесли Сократ и его последователи

в развитие содержания риторики?

Киренаики или киренцы, последователи школы, основанной
в IV в. учеником Сократа, Аристиппом из Кирены. По учению этой школы, единственная цель в жизни — наслаждение (гедонистическая
или эвдемонистическая точка зрения), которое и является высшим благом, добродетель — умение господствовать над своим наслаждением и управлять своими желаниями. Также представители данной школы выступали против изучения природы. Философия киренаиков оказывала и прямое разрушительное действие на человека: поскольку невозможно достичь в этом мире всей полноты наслаждений, то лучше свести счеты с жизнью (Гегесий). Впоследствии Киренская школа перешла в эпикурейскую.

Представители: Аристипп, Гегесий, Антипатр, Арета Киренская, Аристипп Младший, Феодор из Кирены, Анникерид.



род риторической речи

Совещательная

род риторической речи

Судебная

род риторической речи

Склонять или отклонять от решения

цель

Обвинять или оправдывать

цель

Хвалить или порицать

время, которое имеет ввиду оратор

будущее

время, которое имеет ввиду оратор

прошлое

время, которое имеет ввиду оратор

место произнесения речи

народное собрание

место произнесения речи

суд

место произнесения речи

критерии, определяющие характер

польза и вред

критерии, определяющие характер

справедливое и не справедливое

критерии, определяющие характер

прекрасное и постыдное

Описано бегло и вкратце, каким должен быть оратор в отношении двух первых частей красноречия. Эти части при всей их значительности и важности требуют меньше искусства и труда; зато, когда он найдет, что сказать и где сказать, то несравненно важнее будет позаботиться, как сказать.

Одним по сердцу текучая округленность слов, и они считают красноречием безостановочную речь; а другие любят отдельные, расчлененные отрезки с остановками и передышками. Что может быть более различно? Однако и в том и в другом есть нечто превосходное. Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы чистоте и прозрачности своего рода речи; другие, пользуясь жестокими и строгими словами, стремятся
к своеобразной скорбности слова. А так как мы только что установили разделение, что они желают казаться важными, другие простыми, третьи умеренными, то сколько мы насчитали родов речи, столько же оказывается и родов ораторов.

Как сказать? - это вопрос, относящийся и к произнесению,
и к изложению: ведь произнесение есть как бы красноречие тела и состоит из голоса и движений. Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся — трогательности. Поистине, удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний — низкого, высокого и переменного — достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах.

Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать — изредка и не на много, не ступать вперед — с умеренностью и тоже нечасто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами — он не будет даже отбивать ритм суставом; зато, владея всем своим телом, он может наклонять стан,
как подобает мужу, простирать руки в напряженных местах и опускать
их в спокойных. А какое достоинство, какую привлекательность изобразит
его лицо, которое выразительностью уступит только голосу! При этом должно избегать всякого излишества, всякого кривляния, но зато искусно владеть взглядом. Ибо как лицо есть изображение души, так глаза - ее выражение.
А насколько им быть веселыми или печальными, покажут сами предметы,
о которых будет идти речь.
Оратор должен заботиться о трех вещах — что сказать, где сказать и как сказать":

- "что сказать": необходимо отвлечение от действительности

- "где сказать": овладеть вниманием, утвердить свои мнения

- "как сказать": произнесение - менять голос в зависимости от ситуации, "красноречие тела", и изложение: обрисовка "высшего красноречия":

Отличия речи от философии, софистики, поэзии, истории.

Три задачи речи и три стиля: понятие об уместности.

Простой род красноречия - аттический оратор не обязан соблюдать ритм и не должен подгонять слова друг к другу. Нет лишь одного достоинства речи - пышности. Мало фигур речи, много шуток: насмешливость и остроты.

Умеренный род красноречия - больше всего сладости, уместны любые украшения слов, при помощи таких речей развиваются пространные темы, общие места.

Высокий род красноречия - обладает наибольшей мощью и пышностью. Самый лучший оратор. Должен уметь умерить свое богатство средствами двух других родов. Оратор должен обладать научным образованием, чтобы уметь вести спор о разных вещах. Он должен владеть риторической техникой - уметь разрабатывать отдельные части речи.

Другим свойством римского уголовного процесса было то, что обвинение по любому делу должно исходить только от римского гражданина, а не от должностного лица, — обвинение было частным. Для начала судопроизводства требовалось, чтобы римский гражданин как частное лицо и в частном порядке предъявил перед судом обвинение другому римскому гражданину. Для таких порядков, несомненно повышавших чувство гражданской ответственности за происходившее в государстве, разумеется, требовались от гражданина и немалые юридические знания, и личное гражданское мужество — особенно, когда речь шла об обвинениях по адресу бывших магистратов или лиц, известных бандитизмом и насилиями.

Выдвижение обвинения открывало процесс. Обвинителей могло быть и несколько, тогда претор своей властью определял одного главного. На предварительной стадии затем следовали вопросы обвиняемому. Если он отвечал молчанием, это расценивалось как признание обвинения. Одним из законов Юлия Цезаря было введено правило, что обвинение должно быть сформулировано письменно и подано за подписью гражданина. Обвинение вписывалось в судебный протокол, и назначался день судоговорения перед присяжными — обычно 10-й, 50-й или 100-й после подачи обвинения. До этого еще можно было отказаться от своего обвинения. Хотя за отказ уже против самого обвинителя могло быть выдвинуто серьезное в Риме обвинение в клевете (злостных клеветников клеймили на лбу) или в негражданском поведении.

Обвинение должно быть строго конкретным и единичным, не допускалось объединять обвинения (например, в убийстве и в подделке завещания убитого). Единожды отвергнутое обвинение или снятое не могло быть повторено никогда более. На суде обвиняемому полагалось быть одетым в траурное. Ему (как и обвинителю) могли помогать защитники из граждан, а также патрон. Судей определяли жребием, затем стороны согласовывали все кандидатуры; по закону Ватиния (57 г. до н. э.) можно было отвести даже всех судей. По каждому делу судьи всякий раз заново произносили клятву в верности правосудию. Количество судей от начальной к конечной стадии процесса, как правило, сокращалось: начинали слушать дело, например, 350 судей, речи сторон слушалиуже 81 судья, голосование по обвинению проводили 51.

После завершения судоговорения, но до объявления приговора могла быть объявлена отсрочка — в это время обвиняемый еще мог скрыться из города, хотя и признав себя тем самым виновным. После вынесения приговора наказание тотчас приводилось в исполнение. От немедленного наказания освобождались только беременные женщины. При осуждении на смертную казнь могла быть предоставлена отсрочка в 10 дней: предполагалось, что за эти дни гражданин сам покончит с собой, что снимет хотя бы частично позор с фамилии.

ПРАВА ЗАЩИТНИКОВ И ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

ПРАВА ЗАЩИТНИКОВ И ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ Всем известно, какое огромное значение в деле уголовного судопроизводства имеют присяжные заседатели, призванные судить, и непосредственно сама защита, на обязанности которой лежит пробуждать милость к падшему и сострадание —

Князь в управлении и суде

Князь в управлении и суде Князь был в Новгороде высшей правительственной и судебной властью, руководил управлением и судом, определял частные гражданские отношения согласно с местным обычаем и законом, скреплял сделки и утверждал в правах. Но все эти судебные и

22.16. Одиннадцать присяжных идут на поводу у одного

22.16. Одиннадцать присяжных идут на поводу у одного В одном местечке на западе США присяжному жюри, состоящему из двенадцати крестьян, предстояло вынести решение о виновности в уголовном деле. Согласно закону, их решение должно быть единогласным. И пока они не примут

Верный своей фамилии. Председатель Совета присяжных поверенных Михаил Иванович Доброхотов (1826–1869)

Верный своей фамилии. Председатель Совета присяжных поверенных Михаил Иванович Доброхотов (1826–1869) В стародавние времена в Москве, возле трех церквей — Параскевы Пятницы в Охотном Раду, Георгия на Всполье и Троицы на берегу Неглинной — устраивали судебные поединки.

5. Суд присяжных — гелиея

5. Суд присяжных — гелиея Одним из важнейших органов афинской демократии был Суд присяжных — гелиея. По преданию, она была создана еще во времена Солона, на рубеже VII–VI вв. до н. э. Роль гелиеи в V–IV вв. до н. э. возросла, и ее влияние в государственной жизни стало довольно

Глава 5 В МОРСКОМ СУДЕ

2. Лидер Совета на суде

2. Лидер Совета на суде Первое время судьба арестованных членов Петербургского Совета оставалась неопределенной. В трех тюрьмах Петербурга содержалось около 300 человек, входивших в его состав. О том, как проходили следующие события, наиболее подробно рассказано в статье

Суд присяжных

Суд присяжных Древнегреческая судебная практика имела следующие особенности:• Повторюсь еще раз: не было ни полиции, ни юридических консультантов, ни Королевской прокурорской службы. Если с вами поступили плохо или вы сами стали свидетелем чьего-либо преступления, вам

СУД ПРИСЯЖНЫХ

СУД ПРИСЯЖНЫХ от что говорит знаменитый английский писатель, глубокий знаток истории (С. Ч. Мэн), о суде присяжных своей родины: «Народное правление вначале было тождественно с народным судом. Древние демократии занимались судом в гражданских и уголовных делах больше,

ГЛАВА X О суде

ГЛАВА X О суде 1. Суд государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Русии, судити бояром и околничим и думным людем и дияком, и всяким приказным людем, и судьям, и всякая росправа делати всем людем Московского государьства, от большаго и до меньшаго чину, вправду.

В Московском городском суде

В Московском городском суде 9 октября в г. Москве начался судебный процесс по уголовному делу Бабицкого К. К, Богораз-Брухман Л. И., Делоне В. Н., Дремлюги В. А. и Литвинова П. М., обвиняемых в нарушении общественного порядка на Красной площади в Москве 25 августа с. г.

Еще несколько слов о суде

Еще несколько слов о суде Я, конечно, на суд не попала. В середине второго дня я не выдержала и написала заявление [судье] Лубенцовой, чтобы меня пустили на приговор хотя бы. Я аргументировала тем, что я находилась под следствием по этому делу. Но кто обращает внимание на

Большая коллегия присяжных

Большая коллегия присяжных Шпионские сети, которые СССР совершенно безнаказанно раскинул в Америке, стали медленно распутываться.Элизабет Бентли тайно давала показания федеральной большой коллегии присяжных[170] в Нью-Йорке весной 1947 года. Расследование, присяжных

Большая коллегия присяжных

Большая коллегия присяжных Шпионские сети, которые СССР совершенно безнаказанно раскинул в Америке, стали медленно распутываться.Элизабет Бентли тайно давала показания федеральной большой коллегии присяжных[191]в Нью-Йорке весной 1947 года. Расследование, присяжных

ПРИГОВОР ПРИСЯЖНЫХ

ПРИГОВОР ПРИСЯЖНЫХ Передо мной уникальный документ, Это лист со списком вопросов, сформулированных судьями, на которые должны ответить присяжные, Позволю себе привести его полностью, без сокращений."1. Или обвиняемый Самуил Шварцбарт виноват в том, что добровольно


Ораторское искусство всегда играло большую роль в жизни общества. Особенно это искусство присуще судебному оратору, который должен сознавать, что его речь в суде — это не только изложение заключений по конкретному уголовному и гражданскому делу, но и средство воспитательного воздействия. Выступления в суде помогают формировать правильное общественное мнение о законах, правосудии и демократии. Владение ораторским искусством имеет важное значение в деятельности юристов. Выступление в судах — необходимая часть работы прокуроров и адвокатов. Повышение их мастерства немыслимо без постоянной работы над общей и юридической культурой судебных речей. В настоящее время, когда юристы работают в условиях расширения демократии и гласности, умение владеть словом выходит на передний план.

Нужно ли юристов учить говорить?

В природе государственного обвинения заложен могучий заряд правового, нравственного и предупредительного влияния. Именно государственный обвинитель чаще всего представляет прокуратуру в глазах народа, по его работе люди судят о прокуратуре в целом.

Постоянно растущий культурный уровень населения также обязывает юристов овладевать культурой речи. Юрист должен произносить речи грамотно, со знанием дела, выразительно, т.е. уметь убеждать. Юристу необходимо быть хорошим оратором. Это является одним из его главных профессиональных качеств.

Судебная аудитория отдает предпочтение прокурорам и адвокатам, использующим весь арсенал ораторских средств и способов, владеющим ораторскими приемами. Научить спорить, научить говорить можно и нужно. Именно для этого и существует ораторское искусство, которое использует достижения философии, логики, психологии, эстетики, этики, языкознания.

Для того чтобы поднять судебное ораторское искусство на должную высоту и возродить славу судебного красноречия, необходима большая, целенаправленная работа.

Природный дар или приобретенный навык?

Другие специалисты считают, что ораторское искусство и красноречие — понятия тождественные и означают искусство публичной (монологической) речи. Ораторское искусство — всегда напряженное эмоционально-интеллектуальное творчество, воплощаемое посредством звучащего слова. Ораторское искусство предполагает определенный дар слова, определенные способности, талант к ораторству. Однако если к ораторству должен быть талант, то можно ли будущего юриста научить произносить яркие и убедительные судебные речи?

Нельзя отрицать того, что хороший оратор должен изначально иметь способности к публичным выступлениям, но тем не менее, каждого человека можно научить строить речь целесообразно и логично, точно и убедительно выражать мысли, проявлять в публичной речи индивидуальность. Люди, наделенные ораторскими способностями, умноженными на постоянный труд, достигают вершин ораторского искусства. Не каждый юрист сможет достичь таких вершин, но каждый должен научиться полемизировать в суде, произносить убедительные и содержательные речи.

Судебное ораторское искусство — одно из древнейших. Речи прокурора и адвоката, как правило, противостоят друг другу, зачастую носят полемический характер. С разных сторон оценивая и освещая все доказательства и обстоятельства по делу, эти речи влияют на выводы суда, на его решение. Иногда участник уголовного судопроизводства, располагая знанием фактов и обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, затрудняется своевременно о них сообщить, не может ясно отразить их в своей речи. Тогда эти факты и обстоятельства могут оказаться необнаруженными, что затруднит установление истины по делу, его справедливое рассмотрение.

Для того, чтобы профессиональные юристы выступали с содержательными судебными речами, им необходимо отлично знать материалы дела, право, психологию, педагогику, этику, логику, быть высококультурными людьми.

Анализ практики произнесения речей прокурорами и адвокатами позволяет установить, что на качество судебных речей влияют: правосознание оратора, его публичная эрудиция и профессиональное мастерство, умение публично говорить, подготовка к речи. Талантливый оратор должен творчески отнестись к этим правилам и характеру речи, учитывая время и место ее произнесения, состав и настроение аудитории. Истинный оратор всегда знает, когда надо строго следовать правилам, а когда можно их и нарушить. Работа над речью, ее произнесение — в высшей степени творческий акт. Процесс совершенствования ораторского искусства бесконечен. Следует постоянно пополнять полученные знания по оратороведению.

Истоки ораторского искусства

Уже в Древнем Египте, Ассиро-Вавилонии, Индии, Китае ораторское искусство было известным, но подлинной его родиной является Древняя Греция, где публичное слово имело большое общественное значение. Ораторы выступали с сенатских трибун, на народных собраниях и форумах, на судебных процессах и различных торжествах. Известными риторами Древней Греции были Демосфен, Исократ, Эсхин, Филлократ, Лисий. Самым блестящим оратором в Древней Греции, властителем дум являлся всемирно известный Демосфен, речи которого, насыщенные фактическим материалом и содержащие немало личных наблюдений, отмечались предельной напряженностью, динамикой, аргументированностью, понятностью слушателям. Для Демосфена была характерна артистическая манера держаться на трибуне, что также способствовало его успеху как оратора.

Древняя Греция является родиной полемики, знаменитого диалога, зачинателем которого был Сократ.

Теорию ораторского искусства разрабатывали Платон и Аристотель. По мнению Платона, красноречие должно быть деловым, а не пустословным, неподкупным, честным и высоконравственным. Особенно критично Платон относился к судебным ораторам.

Аристотель рассматривал ораторское искусство в философском плане, подчеркивая его этические и эстетические функции. И сейчас мы можем найти в его трудах много ценного и полезного для себя.

Аристотель считается создателем теории спора. Он различал диалектику — искусство спорить в целях выяснения истины; эристику — искусство любой ценой оставаться правым в споре; софистику — стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов.

Традиции древнегреческого ораторского искусства плодотворно развивались в Древнем Риме. Ораторское искусство приравнивалось к искусству полководца. Риторика и эстетика рассматривались как единое целое. В Древнем Риме сформировалась целая плеяда известнейших ораторов и среди них Катон старший, Тиберий и Гай Гракхи, Марк Туллий Цицерон, Корнелий Тацит.

Блестящим теоретиком ораторского искусства и великим оратором, чье имя стало нарицательным еще в древности, является Марк Туллий Цицерон, который провел на форуме почти 40 лет и был подлинным идейным вождем римского сената. Он выработал стиль, позволявший ему быть простым и блистательным, безыскусным и страстным. Замечательными свойствами цицероновской речи были музыкальность, ритмичность. Прославился он своими знаменитыми патетическими выступлениями и заключениями.

В IV веке известными ораторами были Василий Великий и Иоанн Златоуст. Их проповеди носили мирской характер. Они пользовались приемами античной риторики.

Красноречие на Руси

Начало русскому красноречию положил Михаил Ломоносов, добившийся того, чтобы лекции в университетах читались на русском языке, а не на иностранных. Мы очень многим обязаны ему, в том числе и тем, что стали слушать публично русскую речь.

Мастерами публичного слова, поддерживавшими русское академическое ораторское искусство, были великие русские писатели А.Герцен, В.Белинский, Николай Гоголь, М.Салтыков-Щедрин, В.Короленко.

Для юристов наибольший интерес представляет русское судебное красноречие. В 1864 году в России была проведена судебная реформа, которая ввела суд присяжных, основанный на принципах гласности, и адвокатуру, что было прогрессивным явлением. Между обвинением и защитой происходили публичные состязания, вызывавшие интерес слушателей. Судебные процессы нередко освещались в печати. Все это способствовало быстрому развитию и совершенствованию судебного красноречия.

Выдвинулась целая когорта талантливых судебных ораторов: А.Кони, В.Спасович, К.Арсеньев, С.Андреевский, Ф.Александров, А.Урусов, А.Пассовер, Ф.Плевако, В.Жуковский, Н.Карабчевский и др. Судебные речи привлекали пристальное внимание общественности, ибо в них поднимались злободневные вопросы, волновавшие умы и чувства.

Проследив в общих чертах историю ораторского искусства, можно отметить, что прогрессивное красноречие характеризуют общественная активность, гражданская смелость, искренность, глубокая убежденность в правоте тех идей, которые провозглашались ораторами, осознанное, уважительное отношение к слову, упорный труд, постоянная работа над языком и стилем.

Акценты защитной речи

Защита в украинском уголовном процессе является общественной функцией. Защищая права и законные интересы подсудимого, адвокат не должен забывать об интересах общества, государства, правосудия. Адвокат защищает не преступление, а лицо, его совершившее. Он так же, как и любой член нашего общества, не может не осуждать преступление.

В своей речи адвокат должен сочетать острую, глубокую и правильную оценку общественно-политического значения дела с подлинной и действительной защитой прав и интересов подсудимого. Адвокат, оставаясь доверенным лицом подзащитного или клиента, действует на строго законной основе. И своим знанием законов, искусством проникновения в сокровенную суть человеческих отношений, душевным подходом к людскому горю, избегая дешевых, а потому всегда ложных юридических трюков, адвокат помогает правосудию найти истину в самых головоломных сплетениях страстей и тем самым способствует торжеству справедливости и законности.

В защитных речах адвокаты поднимают важные нравственные проблемы, связанные с рассматриваемым делом, вопросы, имеющие большое общественное значение, объясняют причины и условия, способствовавшие совершению преступлений.

Речь адвоката-защитника, как и речь прокурора, служит задаче воспитания нового человека. Воспитательное воздействие защитной речи зависит от профессиональной подготовки адвоката, понимания им общественной значимости выступления в суде, от его знаний, способностей. О должном воспитательном воздействии речи адвоката можно говорить только тогда, когда им избрана правильная позиция по делу, т.е. в соответствии с законными интересами подсудимого и установленными материалами дела.

Адвокаты в судебных речах с точки зрения защиты должны уделять внимание анализу причин и условий, способствовавших совершению преступлений, освещать недостатки в воспитательной работе, нарушении законности и т.д.

О чем нельзя говорить адвокату?

Своему подзащитному адвокат может давать только положительную характеристику в силу обязанностей защитника. Однако не следует безосновательно и бездоказательно расхваливать подсудимого. Некоторые адвокаты так увлекаются этим, что у слушателей да и у самого подсудимого возникает вопрос: зачем же судить столь образцового человека?

Такое смещение акцентов вредит осуществлению воспитательной задачи. Речь защитника должна пробуждать добрые мысли и чувства у всех слушающих ее, в том числе у подсудимого, на которого защитная речь оказывает огромное воздействие. Подсудимый доверяет своему защитнику, верит его словам, чем и должен воспользоваться адвокат. Своей речью он должен вызывать у подзащитного желание не только прислушиваться к мнению адвоката, но и последовать его совету.

Адвокату следует правильно объяснять значение чистосердечного раскаяния подсудимого, особенно когда прокурор не обратил на это внимания; дать тонкий психологический анализ личности подсудимого и его поведения, доказать суду, что раскаяние подсудимого (если это действительно так) — не желание уменьшить себе наказание, а моральная потребность очиститься от преступления.

По делам о преступлениях несовершеннолетних адвокату следует указать (прежде всего самому подсудимому), в чем заключается конкретная вина несовершеннолетнего, какие субъективные причины привели к тому, что он стал преступником, и наметить пути исправления подростка. Не следует пристрастно анализировать причины и условия, способствовавшие совершению преступления, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего. Речь адвоката по своему содержанию и форме должна вызывать у несовершеннолетнего подсудимого чувство неловкости и стыда за свое поведение, желание честно жить и трудиться.

Выявляя смягчающие вину подзащитного обстоятельства, адвокат подчеркивает необходимость учета их для определения справедливого наказания и т.п. Считая своего подзащитного невиновным, адвокат также раскрывает общественную значимость дела, а именно: показывает значение задач и основных принципов уголовного процесса, в частности презумпции невиновности, гуманизма и справедливости законов; если лицо оказалось привлеченным к уголовной ответственности вследствие халатности или злоупотребления должностных лиц, адвокат говорит об этом и просит суд определенным образом отреагировать на данное обстоятельство, вскрывает причины незаконного и необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Подчеркивает, что обвинительный приговор может быть вынесен только в отношении действительно виновного.

История ораторского искусства составляет одну из самых замечательных страниц истории культуры человечества.

Знакомство с историей ораторского искусства, знание его традиций, освоение опыта выдающихся ораторов прошлого позволяют повысить риторическую культуру, способствуют лучшей подготовке к практической деятельности.

Современный отечественный идеал мастерства публичного выступления сохраняет черты, определявшие его с древности. Поэтому изучение основ ораторского искусства целесообразно начать с исследования истоков такого идеала. Существенной чертой настоящего времени является обращение отечественных и зарубежных исследователей и практиков к периоду возникновения, становления и расцвета классической античной риторики. Именно с античной риторической классики берет свое начало и отечественная словесная культура.

Риторика Древней Греции

Первые систематические работы по теории ораторского искусства появились в Древней Греции. Их возникновение было связано с потребностью точно и красиво выражать мысли в философских беседах и судебной деятельности, в выступлениях государственных деятелей. Расцвет древнегреческой культуры в V-IV вв. до н.э. отразился и на ораторском искусстве. С середины V в. до н.э появляются первые риторы.

Беспокойный V век до н.э. выдвинул свободного человека как сгусток энергии и самостоятельности, какие только возможны в рамках рабовладельческого общества, и тем самым стал на путь антропоцентризма, прогрессирующего с каждым десятилетием. Отсюда та невероятная страсть к слову и преклонение перед его силой, которой отличались греки. Ведь всякий грек издревле славился как заядлый разговорщик, а гомеровские поэмы и до сих пор удивляют обилием и умелым построением речей. Греки, можно сказать, абсолютизируют слово, делая его владыкой всего сущего.

Возникновение и развитие риторики обусловлено рядом обстоятельств.

Следовательно, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в различных советах и на народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу – перед судом и гражданами, а также на праздниках, дружеских встречах, поминовениях, которые бывали достаточно многолюдными. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому свободному гражданину города-полиса.

Первый известный риторический трактат принадлежал писателю и политическому оратору Кораксу из Сицилии (род. ок. 467 до н.э.), обладавшему блестящими речевыми данными. Благодаря своему ораторскому дару он смог стать во главе управления республикой. Однако, оставив затем общественные дела, открыл школу красноречия.

Древнегреческий оратор Лисий (род. ок. 459 до н.э.), учившийся в школе красноречия Коракса, писал по заказу своих клиентов речи. Его речи – блестящий образец судебного красноречия того времени. Они отличаются убедительностью, логичностью рассуждений, простотой и яркостью языка. Большое влияние на Лисия оказали софисты. Он написал блестящую речь для Сократа, когда его судили по наговору за непочитание богов. Речь убедительно оправдывала Сократа с точки зрения соблюдения судебных норм и прекрасно построенных фраз. Но Сократ отверг ее, считая, возможно, излишней, так как был убежден в своей невиновности.

Влияние софистики в момент зарождения риторики было существенным. Однако в дальнейшем пути их разошлись из-за преобладания в софистике негативных тенденций. Аристотель так оценивал современных ему софистов:

Софистика есть мудрость кажущаяся, а не подлинная, и софист – (это человек), умеющий наживать деньги от кажущейся, не подлинной мудрости.

Ученик Сократа Платон (род. около 430—427 до н.э.) противопоставил практической риторике софистов учение о подлинном красноречии.

В ранних диалогах Платона отражены стиль и характер бесед Сократа. Судя по этим диалогам, Сократ, вступая в спор с софистами, обсуждает смысл различных нравственных понятий (благо, мудрость, справедливость и т.д.). Как показывает Платон, Сократ начал впервые использовать индуктивный путь познания, давать общие определения на основе отношения частных. В его практике диалог сделался основным методом нахождения истины. Если предшествовавшие ему мыслители догматически выводили свои идеи, то Сократ пытался критически обсудить существующие позиции, точки зрения, заранее не отдавая предпочтения ни одной из них.

Дальнейшее развитие риторики связано с именем древнегреческого философа Аристотеля (384—322 до н.э.). Вначале он был слушателем в Академии Платона, затем преподавал в ней, став равноправным членом группы философов-платоников. Известен и как воспитатель. В течение нескольких лет был воспитателем Александра Македонского. В основанной Аристотелем школе преподавание осуществлялось дифференцированно, удовлетворяя запросы разных категорий учеников. Известно, что утром он в тесном кругу ближайших учеников вел строго научные занятия. После обеда читал общедоступные лекции для всех, кто желал его слушать. Противники опасались его речей, всегда логичных, стройных, остроумных, порой саркастических. Сочинения Аристотеля представляют нам образ человека с глубокой, искренней любовью к правде, отчетливым пониманием действительности со всеми ее сложными противоречивыми взаимоотношениями. Его работы поражают исключительной способностью к систематизации, классификации собранного фактического материала.

Одним из известнейших ораторов древнего мира был ученик Платона и Сократа Демосфен (род. в 384 до н.э.). С детства он мечтал о славе оратора. Однако Демосфен не обладал природными данными для того, чтобы стать выдающимся оратором. Он был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, одно плечо его подергивалось. Несмотря на это, он принялся за самосовершенствование. Широко известны его упражнения, направленные на исправление своих недостатков. Он учился ясно произносить слова, набирая в рот камешки, гуляя по берегу моря, при шуме прибоя, заменявшем ему гомон людских собраний. Во время произнесения речей упражнялся в отработке выражений лица, позиций рук, туловища, стоя перед зеркалом. Спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он по привычке приподнимал плечо.

Риторика Древнего Рима

Дальнейшее развитие теория и практика ораторского искусства получила в Древнем Риме. Выдающиеся сочинения по риторике были созданы древнеримским оратором Марком Туллием Цицероном (106—43 до н.э.). По его мнению, риторика представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Из трех разделов древней философии: учения о природе, учения о нравственности и учения о логике Цицерон считал наиболее полезными для оратора последние два – этику и логику. Знание логики помогает правильно построить содержание речи и способствует выяснению дела. Используя этику, оратор сознательно выбирает тот прием, который вызовет нужную реакцию у слушателей, пробудит в них сильное чувство.

Древнеримская риторика разрабатывала свои правила преимущественно на конкретном материале судебного красноречия, включающего речи обвинительные и защитительные. Во вступлении оратор стремился добиться понимания у публики и предварительного расположения судей; далее в повествовании он вел последовательный рассказ о предмете разбирательства в желательном для него освещении; выдвигал доказательства и опровергал доводы противника.

Наконец, в заключении, в самой эмоциональной части речи, оратор старался воздействовать на чувства слушателей и судей, вызвать их сострадание к участи подсудимого или, напротив, возмущение его действиями, взывал о вынесении справедливого приговора. Правила композиции никогда не являлись строгим каноном. Сущность речи сама подсказывала возможные отклонения. Не считая непреложным традиционный порядок следования частей ораторской речи, Цицерон отступал от него, если того требовали польза и здравый смысл. Ведь кроме ясности, правдоподобия, разнообразия ситуация требовала от речи еще живости и непосредственности. Сама простота стиля рассматривалась как признак высокого мастерства.

Цицерон исходит из трех основных назначений ораторского искусства: учить, услаждать и побуждать. Идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое – его долг, второе – залог его популярности, третье – необходимое условие успеха.

Таким образом, античные теоретики заложили фундамент науки об ораторском искусстве, начали разрабатывать ее теорию, элементы которой используются вплоть до наших дней, и стали создавать методику обучения. Античная риторика почти без изменений была унаследована теориями словесности средних веков, Возрождения и нового времени.

Русская риторика IXX, XX века

Широкую известность в России получили многократно переизданные курсы риторики А.Ф. Мерзлякова (1809-1828), Н. . Кошанского (1829-1850), К. . Зеяенецкого (1846-1852) и др. Исследователи считают первую половину 19 века временем расцвета русской риторики.

Русская риторика конца 18 – начала 19 века имела традиционную трехчастную структуру – изобретение, расположение, выражение – и рассматривала классический набор предметов риторики: общие места, учение о страстях, периоды, тропы, фигуры и т.п.

Характерной особенностью русской риторики, отличавшей ее от всех других риторик, было деление ее на общую и частную. Общая риторика рассматривала общие законы речи, а частная описывала прозу, ее виды и разновидности. Эта традиция русской риторики шла от М.В. Ломоносова и продолжена выдающимися русскими филологами Я.В. Толмачевым, Н.Ф. Кошанским, М.М. Сперанским, К.П. Зеленецким и многими другими.

Во второй половине 19 века начинается постепенный упадок риторики как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). Центром внимания филологической мысли становится изучение художественной прозы и поэтических форм речи.

Новая учебная дисциплина взяла из риторики ряд понятий и даже целых разделов, например, учение о композиции, о стилях речи, о фигурах стиля. Но традиционная трехчастная схема риторики нарушается. Многие вопросы, связанные с изложением изобретения, расположения и выражения, опускаются. Таким образом, как самостоятельная учебная дисциплина риторика ко второй половине 19 века оказалась утраченной.

Дальнейшее развитие курса теории словесности приводит к окончательному исчезновению из него правил риторики и самого термина риторика. Система правил искусства речи была окончательно заменена понятиями художественной стилистики, поэтики и эстетики. Задачей курса теории словесности в первой четверти 20 века становится формирование массового читателя художественной литературы. Теория словесности как курс, обучающий искусству речи, была разрушена, а затем и исключена из состава учебных дисциплин. Наследником теории словесности по существу становится стилистика, которая разрабатывала учение о видах языка и стиля. Наиболее крупными представителями этого направления филологической науки были С.Н. Обнорский, Л.П. Якубинский, В.В. Виноградов, П.А, Ларин, Л.В. Щерба и др.

В 1919 году ораторское искусство начали преподавать в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, а затем в созданном в Ленинграде Институте им. Володарского. В Московском университете и других вузах страны читался курс риторики.

В первые годы советской власти издано немало литературы по вопросам ораторского искусства. Авторы делали попытку осмыслить практику революционных ораторов, давали практические советы и рекомендации начинающим агитаторам. Впервые была описана пропагандистская речь.

Дальнейшее развитие нашего государства, укрепление тоталитарного режима, административно-командной системы управления, массовые репрессии привели к свертыванию различных форм публичной речи и значительно снизили интерес к научным разработкам в области ораторского искусства. В 50-60 годы ученые в основном занимались проблемами культуры речи. Все это привело к существенному отставанию в развитии риторики в нашей стране по сравнению с такими странами как США, Япония, Франция, в которых велась большая исследовательская работа в области ораторского искусства, речевого воздействия, словесной культуры, пропагандистского убеждения т. п.

Общественный и научный интерес к проблемам ораторского искусства в нашей стране вновь возродился в 70-х годах в связи с запросами и требованиями устной агитации и пропаганды, особенно лекционной пропаганды. Ораторскому искусству начали обучать в некоторых вузах страны.

Стала разворачиваться исследовательская работа в области ораторского искусства. Появилось значительное количество диссертаций, опубликована многочисленная научная и методическая литература. Развитие риторической теории в современных условиях происходит на стыке целого ряда наук: философии, логики, психологии, языкознания, теории речевой деятельности, теории массовой коммуникации, социологии и т.д. Поэтому проблемами ораторского искусства занимаются специалисты разных областей знания.

Похожие страницы:

Античная наука и культура Древней Греции и Рима

. нами лишь языком величественных памятников . Например, обучение риторике, у виднейшего . 106 с. Куманецкий К.К. История культуры древней Греции и Рима. / К.К. Куманецкий, - М., . . Хачатурян В.М. Теория цивилизаций в русской исторической мысли / В.М. Хачатурян, .

Философия Древней Греции (2)

. личностей, богатству стилей и языка, влиянию на последующее развитие . был вызван завоеванием Греции Древним Римом. На первый план . большой вклад в развитие риторики, эристики и логики. . наряду с Платоном и Аристотелем. Русский философ Н.А.Бердяев замечал, что .

Древнейшие культуры на территории России. Культура Киевской Руси. Культура России нового времени

Межличностное общение учащихся на уроке иностранного языка

. на уроке иностранного языка. О б ъ е к т о м и с с л е д о в а н и я выступает процесс обучения иностранному языку в общеобразовательном учреждении. П р е д м е т о м и . Древних Греции и Риме ораторское мастерство изучалось в рамках риторики . данным русским .

Риторика (4)

. искусства 5 1.1Ораторское искусство древнего Рима 5 1.2 Цицерон 5 1.3 Ораторское искусство древней Греции 12 1.4 История развития . реформу русского языка, заложил основы современной литературной русской речи. Ломоносов положил начало русской риторике, .

Речи Цицерона и его литературное значение

Литературное наследие современности поистине неисчерпаемо. Сегодня любой желающий может найти просто невероятное количество материалов на совершенно любую тему, от риторики и биологии до астрономии и политологии, от механики и аэронавтики до педагогики и дидактики и т.д. И каждому, кто интересуется литературой вообще, следует знать, что огромнейшая часть мирового литературного наследия принадлежит авторам Древнего Рима и Древней Греции. В настоящей же статье мы похотим рассказать вам о Цицероне, прославившемся своими бесподобными речами и оставившем после себя немало уникальных работ. А почему этот человек заслуживает особого внимания, вы узнаете, прочитав представленный материал.

Марк Туллий Цицерон

Марк Туллий Цицерон был известным древнеримским политическим деятелем, оратором и философом. Несмотря на то, что родился он в обычной семье, он сумел сделать потрясающую карьеру – стал членом сената и консулом. Причиной этому во многом послужил его ораторский дар.

Цицерон получил ораторское и философское образование изначально в Риме, а после продолжал обучение на Родосе, в Малой Азии и Афинах. По мере продвижения по службе он занимал всё более высокие государственные посты. Всю свою жизнь, как и литературное творчество, Цицерон посвятил политике.

Речи Цицерона

На деятельность Цицерона, в частности, на речи и письменные труды оказывали огромное воздействие его политические взгляды, которые были изменчивы, но которым он всегда был всецело верен. Отдельно следует отметить речи Цицерона против Верреса, Катилины и Марка Антония.

Цицерон против Верреса

Изначально в выступлениях и сочинениях Цицерона превалировали интересы всаднического сословия, к которому, собственно, он сам и принадлежал от рождения, а выступал он против римской знати. Судить об этом можно по его речам, направленным против Верреса, который был бывшим наместником Сицилии и разграблял страну. Сами жители этой провинции просили Цицерона выступать против жаждущего наживы человека. К судебному процессу Цицерон готовился самым тщательным образом, собирал огромное количество фактического материала, искал свидетелей, а затем выступал разоблачителем преступных деяний бывшего наместника.

Со временем Цицерон стал выступать на стороне сенатской партии, направляя все свои усилия на примирение враждующих сословий.

Цицерон против Катилины

Однако отдельного внимания заслуживает период, когда Цицерон был консулом – именно в это время он сумел разоблачить заговор Катилины, а также выступал против него с многочисленными речами.

Для справки отметим, что Катилина являлся членом сената, и брал своё происхождение из знатной патрицианской семьи. Свой заговор он задумал в процессе предвыборной борьбы за консульскую власть, причём борьба эта была между ним и Цицероном. Катилина смог привлечь в свои сторонники немалое количество людей из самых разных социальных слоёв, а основным его лозунгом было требование отменить старые долги.

В течение нескольких дальнейших дней Цицерон произнёс против врага ещё три речи перед сенатом и народом, а после все четыре речи издал. Однако успех речей, которые помогли разоблачить заговор, не позволил консулу остаться в Риме. Так, после истечения консульских полномочий, Цицерону не оставалось ничего больше, чем стать изгнанником, ведь недовольство сторонников Катилины возрастало, что грозило Цицерону казнью без суда.

Цицерон против Марка Антония

Особенности речей Цицерона

Речи Цицерона всегда были преисполнены самым разноплановым содержанием и отличались первоклассным мастерством. Как его политические, так и судебные речи взывали к высоким моральным принципам и осуждали жестокость, невежество и корыстолюбие.

Особым образом Цицерон формулировал и задачи, которые должно выполнять оратору. Он говорил, что красноречивым можно считать такого оратора, речи которого и в совете и на суде будут убедительными, услаждающими и увлекательными. Первое является следствием необходимости, второе требуется для удовольствия, а третье есть путь к победе, т.к. обладает большим количеством средств, необходимых для успеха в деле. А в зависимости от количества задач, которые ставит перед собой оратор, можно назвать столько же и типов красноречия – оно может быть точным – для убеждения, умеренным – для услаждения, мощным – для увлечения. Самым же ответственным моментом оратор считал сам процесс произнесения речи перед публикой.

Что касается языка речей и сочинений Цицерона, то они является чем-то средним между базовыми риторическими направлениями – аттикизмом, который представляет собой простой сухой стиль, и азианизмом, представляющим собой стиль пышный и красочный.

По мере времени Цицерон всё больше тяготел к умеренному и строгому роду красноречия. Огромное значение им уделялось речевому ритму, благозвучности концовок и чередованию долгих и кратких слогов. Умело соответствуя всему этому, Цицерон смог стать самым выдающимся мастером политических речей в Риме.

Цицерон мастерски владел художественными средствами оратора, которые способны усилить патетику в речи. Среди таковых можно выделить восклицания, риторические вопросы, обращения к богам, фиктивные речи, которые как бы исходят от персонажей аллегорий, метафоры и т.д. А произведения Цицерона всегда на высшем уровне обработаны стилистически.

Именно по этим причинам Марку Туллию Цицерону приписывают основной вклад в становление нормализованного латинского языка и римской классической прозы.

Литературное наследие и значение Цицерона

Цицерон, как мы только что упомянули, считается основоположником римской классической прозы. Язык его речей, писем и трактатов является нормой классического латинского языка. Стилистику его прозаических трудов по достоинству оценили критики Античности, а сами работы стали образцовыми.

Гуманистическая проза также в процессе своего формирования взяла за основу язык Цицерона. Даже в XVIII столетии видные французские политики-революционеры брали за основу своего красноречия правила и приёмы Цицерона.

Трактаты Цицерона по философии можно назвать уникальным по охвату изложением всей философии его эпохи, и сегодня из них черпаются данные о многих сторонах жизни Рима в I столетии до нашей эры.

После себя Цицерон смог оставить объёмное литературное наследие, большую часть которого можно найти и в наши дни. Сюда относятся его литературные сочинения: более восьмисот писем, несколько трактатов и 58 речей.

Читайте также: