Судебная практика приемная семья как форма устройства детей оставшихся без попечения родителей

Обновлено: 02.05.2024

Проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняет свою актуальность, несмотря на то, что уже в течение ряда лет принимаются и действуют федеральные и региональные целевые программы, законы, направленные на профилактику детской безнадзорности и беспризорности, защиту прав несовершеннолетних.

Права несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения, имеют во всех отношениях приоритетный характер, находятся под особой защитой государства. Забота о детях, охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве. В последние годы законодательство в области защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, было существенно обновлено.

Права ребенка в Российской Федерации и меры их защиты закреплены в ряде нормативных правовых актов и в целом законодательно обеспечены, но проблема в том, что они часто носят декларативный характер.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, поистине нуждаются в особой защите и заботе со стороны государства. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей является обязанностью органов опеки и попечительства, каковыми выступают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей — это определение дальнейшей судьбы таких детей в целях соблюдения их прав и законных интересов, обусловленных физиологическими потребностями, потребностями в воспитании, личной неприкосновенности, иными социальными потребностями.

К приоритетной можно отнести усыновление; к альтернативным преимущественным — опеку (попечительство), приемную семью, семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законодательством субъектов РФ; к альтернативным иным — устройство в учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. По состоянию на 1.01.2014 г., в РФ в органах опеки и попечительства состоит на учете 18354 семьи, желающих принять ребенка на воспитание в семью, а за 2013 год под опеку было передано 54 728 детей6.

Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются:

1) при отсутствии у них родителей, усыновителей,
2) в случае лишения судом родителей родительских прав,
3) в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов (ч.3 ст.31 ГК РФ).

Приемная семья также является достаточно распространенным способом защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание), на срок, указанный в этом договоре.

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг.

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях). Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития. Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяцев.

И все же наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. Устройство в семью всегда предпочтительнее, чем воспитание ребенка в детском учреждении.

О понятии усыновления можно говорить в следующих смыслах:

1) усыновление — форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей. В этом понятии акцентируется внимание на конечной цели — обеспечение ребенку в чужой семье условий, отвечающих той бытовой, психологической, духовной близости, которая существует в родных семьях;

2) усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — это способ определения юридической судьбы ребенка посредством деятельности государственных, муниципальных органов власти, а также суда, направленный на его устройство в семью усыновителей для воспитания;

3) усыновление — юридический факт, устанавливаемый в судебном порядке и порождающий возникновение комплекса правоотношений, аналогичных по содержанию с родительскими;

4) усыновление — сложная система правоотношений, различных по правовой природе, в которой усыновитель и усыновленный состоят в правоотношениях как между собой, так и с третьими лицами;

5) усыновление — комплексный институт законодательства, содержащий нормы различной отраслевой принадлежности, направленные на регулирование отношений по усыновлению, а также отношений между усыновителем, усыновленным и третьими лицами.

Так, за 2013 год под опеку было передано 54 728 детей; при этом приёмные родители отказались от 4,5 тыс. усыновленных детей, вернув их обратно в детские дома7. Имеет место тенденция на снижение числа усыновленных детей. Так, если в 2009 году было усыновлено 12653 ребенка (224 инвалида в том числе), то в 2013 году усыновлено лишь 8245 детей, из них 132 ребенка-инвалида; 6757 детей усыновлено российскими гражданами, 1488 – иностранными гражданами8.

Огромной проблемой в области усыновления детей является усыновление российских детей иностранными гражданами с вывозом их за пределы страны. Зачастую иностранные государственные органы не предоставляют России информацию об усыновленных российских детях. В частности, дети могут передаваться в другие приемные семьи, но России об этом не сообщают. Не сообщают своевременно и о случаях насилия в семьях, где проживают усыновленные российские дети.

Проверка условий проживания непосредственно российскими органами опеки и попечительства невозможна, а госорганами соответствующих стран — не всегда желаема и выполняема.

Как известно, международное усыновление в России было разрешено в 1992 году. Можно сказать, что оно имеет как много плюсов, так и минусов. Плюс состоял в том, что иностранцы гораздо российских граждан чаще усыновляли детей с дефектами развития, детей-инвалидов, создавая им хорошие условия для жизни и реабилитации, поскольку в странах Европы и США отношение к инвалидам совершенно иное, чем в России.

Однако случаи насилия и причинения смерти российским детям от рук усыновителей-иностранцев представляли собой огромный минус. До сих пор в памяти случай полуторагодовалого Димы Яковлева, который погиб 8 июля 2008 года, когда его приёмный отец М.

Все эти изменения направлены на защиту прав несовершеннолетних. В частности, последняя мера направлена на то, чтобы гарантировать детям гармоничное и полноценное воспитание в приёмных семьях и обезопасить их психику и сознание от возможного нежелательного воздействия – искусственного навязывания нетрадиционного сексуального поведения, а также от возникновения комплексов, душевных страданий и стрессов, которые, согласно исследованиям психологов, часто испытывают дети, воспитываемые однополыми родителями.

Итак, хотя усыновление является наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. Вместе с тем, можно утверждать, что действующее законодательство в исследованной области носит несовершенный характер и нуждается в совершенствовании.

Несмотря на большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, многие из них носят общий характер, некоторые противоречат друг другу, в них не всегда даются ответы на возникающие вопросы практики.

Статья 156 УК РФ не раскрывает содержания данного понятия, не указывает перечня действий, подпадающих под данное определение, что дает свободу и вариативность толкования данного понятия на практике. Зачастую насилие в отношении ребенка, применяемое родителями и иными законными представителями, в том числе опекунами, усыновителями, неверно оценивается правоприменителями на местах как метод воспитания, что ведет к прекращению уголовного преследования либо в отказе в возбуждении уголовных дел по таким фактам. Тем самым игнорируются требования ч.1 ст. 65 Семейного Кодекса РФ о запрете причинения вреда физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию при осуществлении родительских прав.

Поэтому и привлечение к ответственности по ст. 156 УК РФ опекунов, усыновителей, иных законных представителей, за применение насилия к детям затруднительно и не всегда представляется возможным. Для привлечения к уголовной ответственности по ст.156 УК РФ жестокое обращение должно непременно сочетаться с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (которое должно носить систематический характер действий или бездействия).

При этом если обязанности по содержанию, обучению, уходу за ребенком опекуном, усыновителем и т.п. исполняются надлежащим образом, факты применения насилия не получают правовой оценки по ст.156 УК РФ. Чаще всего единственный выход — привлечь таких родителей (опекунов, усыновителей) к ответственности по ст.115 или 116 УК РФ.

Кроме того, наказание по ст.156 УК РФ слишком мягкое. Родителям (иным законным представителям) грозит лишь штраф в размере до 100 000 рублей, либо обязательные работы на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительные работы на срок до двух лет.

Проблемой в данной области правоотношений является рост случаев насилия над детьми, взятыми под опеку, в приемную семью, усыновленными детьми.

Во-первых, большая часть насилия в семье, в том числе применение насилия по отношению к детям, тем более опекаемым, усыновленным, рассматривается окружающими как сугубо личное дело или более того – разумно наказуемая неблагодарность ребенка, которого великодушно приняли в нормальные условия жизни, поэтому многие факты просто не предаются огласке.

К сожалению, Закона о защите от насилия в семье в России до настоящего времени нет, хотя его принятие в современных условиях как никогда актуально.

1.​ Конвенция о правах ребенка [рус., англ.] (принята 20.11.1989 г. Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI.- М., 1993. — С. 242 — 257.

2.​ Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. Законов РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 22 ноября 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

3.​ Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Часть первая (в ред. Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 315-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

4.​ Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 277-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

5.​ Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (в ред.Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 126-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

6.​ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 332-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.

8.​ О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации: федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (часть I). Ст. 7597.

9.​ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 27. Ст. 3459.

13.​ Антокольская М.В. Семейное право / М.В. Антокольская. — М., 2014.

15.​ Завражнов В. Усыновление иностранцами детей — российских граждан / В. Завражнов // Российская юстиция. 2014. № 7. С. 32-50.

16.​ Кабышев O.A. Усыновление. Опека и попечительство над детьми / О.А. Кабышев. — М., 2013.

17.​ Куропацкая Е.Г. Опека и попечительство в системе защиты прав несовершеннолетних в России и Англии: автореф. дисс. … канд. юр. наук / Е.Г. Куропацкая. — М., 2009. 30 с.

18.​ Муратова С.А. Семейное право: учебное пособие / С.А. Муратова. — М., 2013. 350 с.

1 Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (часть I). Ст. 7597.2 Собрание законодательства РФ. 2013. № 27. Ст. 3477.3 Собрание законодательства РФ. 2013. № 27.

Ст. 3459.4 Собрание законодательства РФ. 2014. № 45. Ст. 6143.5 Российская газета. 2014. 29 августа.6 Основные статистические данные по вопросам защиты прав и интересов детей // Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка.

Электронный ресурс. Режим доступа:7 Основные статистические данные по вопросам защиты прав и интересов детей по состоянию на 1.09.2014 г. // Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка.

Итак, для начала, рассмотрим, какие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей существуют в России. Их несколько:

• учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и т. д.).

То, какая форма устройства подходит для ребенка, во многом определяется его социально-правовым статусом. Например, усыновить можно ребенка, про родителей которого (или единственного родителя) точно известно, что они умерли, неизвестны, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными, дали согласие на усыновление либо по неуважительным причинам, не проживают более шести месяцев с ребенком. Если же, к примеру, ничто из вышеперечисленного не относится к родителям ребенка, его нельзя усыновлять, но можно, например, поместить под опеку (попечительство) до того момента, пока статус ребенка не определится.

Общепризнанный международный опыт показывает, что оптимальным для развития ребенка методом его жизнеустройства является семья. Воспитание в государственном учреждении не удовлетворяет потребности ребенка в родительском тепле и заботе. Выпускники детских учреждений, как правило, совсем не подготовлены к жизни вне коллектива, у них не хватает необходимых знаний об устройстве общества, в котором им предстоит жить. Все это в полной мере можно получить только воспитываясь в условиях семьи, поэтому в настоящее время провозглашается приоритет семейных форм воспитания детей: усыновление, опека, приемная семья. Рассмотрим подробнее эти формы устройства ребенка.

опека и попечительство

Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С правовой точки зрения, усыновление — это установление между усыновителем и усыновленным ребенком правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителя.

Процедура усыновления в России определена Семейным кодексом РФ.

Согласно Семейному кодексу, усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

- лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

- лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

- лиц, не имеющих постоянного места жительства;

- лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

- лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

- лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам;

- лиц, не прошедших подготовки (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено).

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Усыновление настолько серьезно влияет на судьбу ребенка, что его согласие войти в семью усыновителя приобретает первостепенную важность. Согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, является безусловно необходимым, без него усыновление не может быть произведено. Мнение ребенка, не достигшего 10- летнего возраста, также должно быть рассмотрено с того момента, когда ребенок в состоянии его сформулировать и выразить.

Для передачи ребенка на усыновление в случаях, установленных законом, может потребоваться согласие его кровных родителей. Порядок изъявления родителями согласия регулируется статьей 129 Семейного кодекса РФ. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) — согласие органа опеки и попечительства.

Факт усыновления составляет семейную тайну усыновителя и усыновленного. Усыновитель сам устанавливает, раскрывать эту тайну, или нет. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности. В течение трех лет после усыновления происходит постоянный контроль за проживание ребенка органом опеки и попечительства.

Опека и попечительство

Самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в семью остается опека и попечительство - принятие в дом ребенка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над несовершеннолетними - от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество. Биологические родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребёнка.

Опекун или попечитель назначается органом опеки или попечительства. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка. Опекун имеет все права и обязанности родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, и ответственности за ребенка.

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

В силу того, что опека и попечительство устанавливаются над детьми разных возрастов, опекун, в отличие от попечителя, имеет право и обязан совершать от имени подопечного сделки, за исключением тех, что должны быть совершенны только лично и нести имущественную ответственность за вред, причиненный подопечным. Попечитель же, в отличие от опекуна, имеет права и обязан давать согласие на совершение подопечным сделок. Кроме того есть еще несколько отличий правового характера, зафиксированных в Гражданском Кодексе РФ.

На содержание ребенка государством ежемесячно выплачиваются средства, в соответствии с региональным законодательством. Органы опеки осуществляют регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению.

Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними детьми назначается с целью обеспечения их права на семейное воспитание, опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком одной семьей. Исключение из этого правила предусмотрено только в отношении несовершеннолетних, достигших 16-летнего возраста. В этом случае орган опеки и попечительства может разрешить подростку проживать отдельно, если такая необходимость связана с получением образования или работой.

Дети, находящиеся под опекой или попечительством, сохраняют право на общение со своими родителями и родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (это уже решает опекун или попечитель).

Для установления опеки или попечительства также необходимо согласие ребенка, если он достиг десятилетнего возраста.

Прекращение опеки происходит при достижении ребенком возраста 14 лет. При этом опека автоматически трансформируется в попечительство. Попечительство прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, вступлении его в брак до 18 лет и в других случаях, например, в случае смерти опекуна или попечителя.

Приемная семья

Приёмная семья – форма воспитания ребёнка (детей) в семье у приемных родителей-воспитателей. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки.

Приемная семья образуется на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка на воспитание). Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.

При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Помещение ребенка, достигшего возраста 10 лет, в приемную семью осуществляется только с его согласия. Безусловно, при подготовке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих совместно с ними.

При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.

Приемному родителю ежемесячно выплачивается вознаграждение, а также денежные средства на содержание приемного ребенка, а время функционирования приемной семьи засчитывается в общий трудовой стаж. Средства, предусмотренные на вознаграждение приемным родителям, выплачиваются одному из приемных родителей, указанному в их совместном заявлении, с момента передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. В приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, в связи с отсутствием необходимого для этого у ребенка юридического статуса или если не удается найти ему опекунов или усыновителей.


Вы здесь: Главная Социальная сфера Опека и попечительство Формы устройства в семью

ФОРМЫ УСТРОЙСТВА В СЕМЬЮ

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей - лиц а в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственног о или обоих родителей в связи:

- с отсутствием родителей,

- лишением их родительских прав,

- огранич ением их в родительских правах,

- признанием роди телей безвестно отсутствующими,

- недееспособны ми (ограниченно дееспособными),

- наход ящимися в лечебных учреждениях,

- объявлением их умершими,

- отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиня емых в совершении преступлений,

- уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,

- отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Органы опеки и попечительства выявляют детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 Семейного кодекса РФ), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается (статья 121 Семейного кодекса РФ).

Органами опеки и попечительства являются орган ы исполнительной власти субъектов Российской Федерации . Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами в соответствии с законами субъектов РФ (статья 121 Семейного кодекса РФ).

Органы опеки и попечительства в течение месяца с момента выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают их устройство и при невозможности передать детей в семьи направляют сведения в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Региональный банк данных о детях – часть государственного банка данных о детях, содержащая документированную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории одного из субъектов РФ и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к региональному оператору государственного банка данных о детях.

Федеральный банк данных о детях – часть государственного банка данных о детях, включающая в себя совокупность региональных банков данных о детях, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к федеральному оператору государственного банка данных о детях.

Государственный банк данных о детях – совокупность регионального и федерального банков о детях, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности – в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Формы устройства ребёнка в семью

Отличие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Выделение средств на содержание ребенка

Приобретает права кровного ребенка

Принимается в семью на правах воспитуемого

Принимается в семью на правах воспитуемого

Государственные гарантии ребенку (жилье, образование, медицинское обеспечение и др.)

УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) – принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи. Является приоритетной формой устройства детей. Усыновление устанавливается гражданским судом. Это единственная форма устройства при которой фамилия ребенка может быть изменена на фамилию усыновителей. Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности в установленном законом порядке. (Статьи 124-139 Семейного кодекса РФ).

ОПЕКА – принятие ребёнка в семью на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Практически опекун (попечитель) имеет все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несёт ответственность за него до 18 лет. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно . На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта РФ, исходя из натуральных норм и цен, сложившихся в регионе. Опека устанавливаетс я главой администрации муниципального образования . Часто опека используется как промежуточная форма перед усыновление м . (Статьи 145-150 Семейного кодекса РФ).

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) Общее число детей в приемной сем ье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. На содержание ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства, установленные законодательством РФ, приемным родителям - заработная плата. Размер оплаты труда приемных родителей, в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливается законами субъектов РФ. Приемные родители ведут учет расходов денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются в орган опеки и попечительства. (Статьи 151-155 Семейного кодекса; Положение о приемной семье, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.02.2005 № 49) .

Дети, находящиеся под опекой (попечительством) или в приемных семьях, могут быть усыновлены только с согласия опекунов (попечителей) или приемных родителей, а также при согласии ребенка, если он достиг возраста 10 лет. В случае неисполнения опекунами (попечителями), приемными родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей, органы опеки и попечительства вправе снять опеку (попечительство), расторгнуть договор и передать детей на усыновление, опеку (попечительство), в приемную семью других граждан.

Усыновителями, опекунами, приемными родителям и могут быть:

Совершеннолетние и дееспособные граждане.

Усыновить может семейная пара или одинокий человек, опекун ом может быть только одно лицо.

С доходом в семье на человека не менее прожиточного минимума . При установлении опеки, создании приемной семьи э то требование не предъявляется.

Не имеющие судимости за преступления против жизни и здоровья людей.
Не лишённые или ограниченные в родительских правах.

- туберкулез активный и хронический всех форм локали зации у больных I, II, V групп;

- заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного а ппарата в стадии декомпенсации;

- злокачественные онкологически е заболевания всех локализаций;

- наркома ния, токсикомания, алкоголизм;

- инфекционные заболевания д о снятия с диспансерного учета;

- психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

- все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К УСЫНОВЛЕНИЮ ИЛИ ОПЕКЕ необходимо обращаться в отдел опеки и попечительства Комитета образования администрации Сосновоборского городского округа. Процедуры установления усыновления (включая cудебные) и опеки бесплатны.

Документы, которые необходимо подготовить заявителям для установления усыновления:

1.Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем (личное заявление, пишется от руки или машинописное/ набранное на компьютере).

2.Краткая автобиография (свободная форма, пишется от руки, машинописное или набирается на компьютере).

3.Справка с места работы с указанием должности и заработной платы, либо копия декларации о доходах (свободная форма, готовится на бланке предприятия, подпись бухгалтера, печать, указываются данные за последние 3 месяца. Либо копия декларации о доходах из налоговой инспекции, для пенсионеров - справка о начислении пенсии, выписка из банковского счёта другие справки, подтверждающие доходы).

4.Копия финансового лицевого счета (форма №9, получаемая в ПБЦ (Паспортно-бухгалтерский центр , г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская, д.26 ).

5 . Если жильё приватизировано или приобретено и находится в частной собственности, то документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, если оно приватизировано: Договор купли-продажи, Свидетельство о регистрации права собственности (нотариально заверенная копия договора; регистрационное свидетельство гос. образца – заверенная копия).

6 .Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (выдаётся непосредственно в ИЦ ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области . Справка выдается на специальном номерном бланке . Адрес: г. Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52 ).

7 .Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в установленной форме (ф орма №164/у-96 , введена Приказом Минздрава № 332 от 10 сентября 1996г. Ограничения введены Постановлением Правительства РФ № 542 от 1 мая 1996 г.)

8 .Копия свидетельства о браке. Если усыновитель в браке не состоит, предоставляется его копия свидетельства о рождении.

9 .При усыновлении ребенка одним из супругов - заявление с выражением согласия другого супруга на усыновление. Если супруги фактически прекратили семейные отношения, требуется документ, подтверждающий, что они не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно (при невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты).

10 .Документ о постановке на учёт гражданина в качестве кандидата в усыновители.

11 .При усыновлении ребёнка возраста 10 лет и старше необходимо его согласие на усыновление и изменение личных данных (имени, фамилии, отчества, места рождения) (согласие ребёнка получается усыновителями и визируется органом опеки, если ребёнок проживал в семье усыновителя, например, был до этого на опеке, является падчерицей/пасынком усыновителя. Если ребёнок проживает в учреждении, то получение такого разрешения не входит в компетенцию усыновителя и занимаются этим органы опеки и государственный опекун ребёнка (например, директор детского дома).

Никакие другие документы органы опеки требовать с усыновителей права не имеют т.к. этот список дан в пункте 6 Постановления Правительства от 29 марта 2000г. РФ №275 и не подлежит расширительному толкованию, а при необходимости органы опеки могут и обязаны САМОСТОЯТЕЛЬНО запрашивать нужные им инстанции.

Опека – принятие ребенка в семью на правах воспитанника. Опекун, имеет все права родителей в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, несет ответственность за него до 18 лет.

Опека и попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 31—33 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Опека над несовершеннолетним автоматически прекращается по достижении им возраста четырнадцати лет. При этом гражданин, осуществляющий обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над ребенком.

Процедура установления опеки

Устанавливается распоряжением администрации района и не требует судебной процедуры. Гражданин Российской Федерации, желающий принять под опеку (попечительство) ребенка, подает в орган опеки и попечительства заявление о назначении его опекуном (попечителем). К заявлению, в соответствии с нормами семейного законодательства, должны быть приложены определенные документы

В соответствии с правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 4. гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства либо в организацию, оказывающую социальные услуги и осуществляющую указанные полномочия органов опеки и попечительства следующие документы:

а) заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее - заявление);

б) справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги);

в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости или факта уголовного преследования за преступления, предусмотренные пунктом 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации;

д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке , устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации (Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 N 117 утвержден перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью).

е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

и) копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). Форма свидетельства утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации;

л) копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

В случае личного обращения в орган опеки и попечительства гражданин при подаче заявления должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность.

Документы, предусмотренные подпунктами "б" - "г" и "з" пункта 4 настоящих Правил, принимаются органом опеки и попечительства в течение года со дня их выдачи, документ, предусмотренный подпунктом "д", - в течение 3 месяцев со дня его выдачи.

У ребенка, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один или в исключительных случаях несколько опекунов. В случае назначения ему нескольких опекунов указанные граждане, в частности супруги, подают заявление совместно.

В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет орган опеки и попечительства в течение 7 дней со дня представления документов производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.

Отсутствие в органе опеки и попечительства оригиналов документов, на момент вынесения решения о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном) является основанием для отказа в назначении опекуна (в выдаче заключения о возможности гражданина быть опекуном).

Орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня представления на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

На основании заявления об осуществлении опеки на возмездной основе орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно, и заключает договор об осуществлении опеки в порядке.

Статус ребенка и его возраст

Как правило, под опеку и попечительство могут быть переданы дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 0 до 18 лет.

Требования к опекунам

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав.

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие межу ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно — и желание подопечного.

Не назначаются опекунами или попечителями лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей, лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка, (ст. 146 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 35 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Очень часто опекунами становятся родственники ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Права и обязанности опекунов

Опекун принимает в семью ребенка на правах воспитуемого, беря на себя обязанности по его содержанию, воспитанию и образованию. При этом ребенок сохраняет свою фамилию, имя, отчество. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания и ответственности за ребенка. Опекун (попечитель) имеет право (ст. 150 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 37, ст. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации):

• самостоятельно определять способы воспитания, выбирать образовательное

учреждение и формы обучения подопечного;

• требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований,

в том числе от близких родственников ребенка;

• без предварительного согласия органов опеки и попечительства производить расходы на повседневные нужды и потребности подопечного за счет сумм, причитающихся ему в качестве дохода;

• при наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного

положения, отсутствие взаимоотношения с подопечным и т.п.) просить об освобождении его от обязанности опекуна (попечителя).

Опекун (попечитель), а также их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

В случаях ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечение виновного гражданина к установленным законом ответственности (ст. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации

Опекуны (попечители) обязаны (ст. 36, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 150 Семейного кодекса Российской Федерации):

• исполнять свои обязанности безвозмездно;

• проживать совместно со своим подопечным, извещать органы опеки и попечительства об изменении места жительства;

• заботиться о содержании и воспитании своего подопечного, об обеспечении

его уходом и лечением, защищать его права и интересы;

• обеспечить получение подопечным основного общего образования;

• не причинять вред психическому и физическому здоровью и нравственному

• не допускать пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения с подопечным, его оскорбления и эксплуатации;

• не препятствовать общению подопечного с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка;

• расходовать доходы подопечного исключительно в его интересах;

Опекун (попечитель) обязан получить разрешение органов опеки и попечительства в следующих случаях:

• при расходовании средств подопечного;

• при совершении любых сделок по отчуждению имущества подопечного (обмен, дарение, сдача в наем, в безвозмездное пользование, в залог, раздел имущества, выдел из него долей или любое другое уменьшение имущества).

Опекунам (попечителям) производится ежемесячная выплата денежных средств на содержание одного ребенка в следующих размерах:

• до 6 лет — 1, 73 прожиточных минимума, установленных для детей в АО

• от 6 до 14 лет — 2,31 прожиточных минимума, установленных для детей в АО

• от 14 до 16 лет — 2,89 прожиточных минимума, установленных для детей в АО

• от 16 до 18 лет — 2,5 прожиточных минимума, установленных для трудоспособного населения в АО

Ежегодно до первого февраля последующего года опекунам и, в управление опеки и попечительства, предоставляется отчет об использовании денежных средств, согласно действующему законодательству.

• Подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов (попечителей), а опекуны (попечители) не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и др. социальных выплат;

• Имущество может принадлежать опекунам (попечителям) на праве общей собственности по основаниям предусмотренным Гражданским кодексом;

• Подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов (попечителей) с их согласия;

• Опекуны (попечители) не вправе пользоваться имуществом подопечных в своих интересах, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.

Дальнейшее устройство ребенка

По достижении ребенком 14-летнего возраста опека автоматически трансформируется в попечительство, которое, в свою очередь, прекращается при достижении совершеннолетия или при вступлении в брак до 18 лет. При появлении кандидата, желающего его усыновить, ребенок, может быть оставлен, в этой семье, но уже в качестве усыновленного ребенка или по решению суда может быть передан в другую семью, также в качестве усыновленного ребенка.

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). (Семейный кодекс Российской Федерации, Раздел IV, глава 11, статья 54; Раздел V I, глава 21, статьи с 151 по 155).

Какие дети могут быть переданы на воспитание в приемную семью:

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей:

• дети, родители которых неизвестны;

• дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

• дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

• дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или другие аналогичных учреждениях.

Права и обязанности приемных родителей:

Опекун (попечитель), приемные родители ребенка имеют право и обязаны:

1. Воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

- заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;

- вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом его мнения и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных Семейным кодексом РФ.

2. Приёмные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий.

3. Права приёмных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).

4. Приемные родители вправе помещать детей в образовательные учреждения на общих основаниях.

Число детей, помещенных в приемную семью:

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

Для назначения и выплаты денежных средств на содержание ребенка приемный родитель представляет в управление опеки и попечительства по месту жительства ребенка заявление с приложением документов:

• копия документа, удостоверяющего личность получателя;

• копия свидетельства о рождении ребенка, либо копия паспорта (для детей старше 14 лет);

• копии документов, подтверждающих факт отсутствия родительского попечения над ребенком;

• копия документа о передаче ребенка на воспитание в семью получателя.

Приемным родителям производится ежемесячная выплата денежных средств на содержание ребенка в следующих размерах:

• до 6 лет — 1, 73 прожиточных минимума, установленных для детей в АО

• от 6 до 14 лет — 2,31 прожиточных минимума, установленных для детей в АО

• от 14 до 16 лет — 2,89 прожиточных минимума, установленных для детей в АО

• от 16 до 18 лет — 2,5 прожиточных минимума, установленных для трудоспособного населения в автономном округе.

Приемных родителей получаю ежемесячно вознаграждение в следующих размерах:

• каждому из приемных родителей – из расчета 0,7 базовой единицы на каждого приемного ребенка,

• а также дополнительно 0,3 базовой единицы на воспитание каждого ребенка, недостигшего трехлетнего возраста,

• и 0,45 базовой единицы на воспитание каждого ребенка-инвалида, ребенка, состоящего на диспансерном учете, в связи с имеющимся хроническим заболеванием, и на период болезни каждого ребенка.

Вознаграждение приемным родителям выплачивается с учетом районного коэффициента и северной надбавки.

Единовременное пособие.

Назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, производится в соответствии с федеральным законодательством.

Правовые последствия (между приемными родителями и детьми).

Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Документы необходимые для постановки на учет в качестве приемных родителей (родителя):

• заявление с просьбой о назначении его опекуном;

• справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев;

• выписка из домой книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

• справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

• медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития РФ;

• копия свидетельства о браке (если, гражданин выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

• письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

• справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе);

• документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном;

Читайте также: