Судебная экспертиза которая производится не менее чем двумя экспертами одной специальности

Обновлено: 19.04.2024

Особенностью комиссионной экспертизы, в соответствии с законом о судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации, процессуальных положений Гражданского-процессуального кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ и т.д., заключается в том, что, такая экспертиза выполняется всегда разными экспертами, но имеющими одну специальность. Вышеупомянутые законы к комиссионным экспертизам относят уже и те, когда она выполняется не менее, чем 2 экспертами одной специальности. Имеются, правда, и исключения. Например, судебно-медицинская экспертиза. Выполняется ли она по материалам дел или в отношении живого лица комиссионной ее назвать никак нельзя, хотя и проводят ее врачи, но, заметьте, разных специальностей. Поэтому такая экспертиза является комплексной, а не комиссионной.

Несмотря на выполнения ее комиссией из двух или большего числа экспертов одной специальности, экспертиза (исследование) должна проводиться каждым экспертом полностью, причем в обязательном порядке. Закон исключает разделение исследования на составные части и осуществление его, по отдельности, каждым экспертом.

На практике это происходит совсем иначе. Назначается эксперт-организатор, который изучает материалы дела , а затем докладывает их либо на совещании экспертов либо уже готовит заключением от имени всех самостоятельно. Остальные члены комиссии зачастую даже не читают материалы дела, не рассматривают доказательства и даже(!) не собираются вместе, чтобы обсудить дело. По одиночке, как Бог даст, заезжают, подписывают и «дело с концом.

Судьями практикуется назначение комиссионной экспертизы довольно часто. При этом никакой более или менее обоснованной мотивации к назначению комиссионной экспертизы нет. Скорее, назначая такого рода экспертизу, судья внутренне убежден в истинности предстоящего исследования, его объективности и правомерности. Назначение судом первичной экспертизы в виде комиссионной, признается рациональным, лишь тогда, когда к моменту рассмотрения дела каждой из сторон представлены аргументированные, полные и обоснованные заключения. В таком случае, судья заранее предвидит, что если есть два обоснованных мнения, возможно и третье, а поэтому, конечно, целесообразно назначить экспертизу, поручив ее проведение комиссии экспертов. Иногда судьи склоняются к этому на основе заключения специалиста, участвовавшего в деле, указавшего на сложность, противоречивость фактов и с целью устранения затягивания процесса рекомендует именно назначение комиссионной экспертизы. Все кажется гладим .

Существуют рекомендации о назначении комиссионной экспертизы в качестве повторной, в случаях, когда выводы, уже проведенных исследований, не вызывают доверия у суда или какой-либо из сторон конфликта.

Поэтому, если у Вас возникли сомнения в компетентности или непредвзятости заключения, назначенной судом экспертизы, любого (государственного или негосударственного) экспертного учреждения, без промедления обращайтесь к нам за помощью, в виде изучения заключения в целом и дачи ему соответствующей оценки.

Консультации наших специалистов бесплатны. Однако, если встанет необходимость в составлении рецензии, это уже платная услуга.

Главное, что здесь не играет роль расстояние между нами,как исполнителями, расстояние и вами.

Документы вы можете послать по электронной почте пройдя по активной ссылке или написав глае КАКК партнерства по электронному адоресу: sen@sudex.pro или info@sudex.pro

После предварительного изучения документов мы сообщим целесообразно или нет, в данном конкретном случае, рецензировать заключение. При этом уровень образованности у рецензентов должен быть не ниже тех, кто подписал заключение, с которым вы не согласны.

Производство комиссионных экспертиз отличается такой специфической особенностью, что группе экспертов бывает нелегко подойти к единому мнению, как по установлению или опровержению определенных фактов, так и по поводу оформления экспертного заключения. Чтобы уклониться от споров и для выдерживания регламента методик, рекомендуется руководителем экспертной комиссии назначить самого квалифицированного и, обладающего большим опытом, эксперта, который, к тому же, координирует коллективную работу, контролирует проведение каждой стадии экспертного исследования. Решение по этому назначению принимает руководитель судебно-экспертного учреждения.

В то же время, руководитель экспертной комиссии, ни при каких обстоятельствах не должен влиять на позицию экспертов, навязывать им свою точку зрения по поводу выводов. При случае, если выводы одного эксперта не совпадают с выводами других членов экспертной комиссии, он оформляет отдельное заключение, выводы которого являются подтверждением его позиции по данному делу. Но это лишь в идеале.

Главная,да и глобальная проблема - зто создание комиссии, первое заседание и выбор эксперта -организатора, в особенности,если она поручена 2-м 3-м организациям. Экспертом организатором никто не хочет быть. Понтно, на его плечи ложится все: и изучение дела, и рассылки сканов и обсуждение с другими экспертами отдельных вопросов и т.д. А еще остро возник вопрос кому перечислят деньги и в каких пропорциях. Хорошо, что это был суд общей юрисдикции из ЛО.

Недавно был прмер,когда после ряда судебных экспертиз не принимая реение о повтоной -приняла решение о проведении комиссионной экспертизы поручив её: Претроэксперту (1-н эксперт), НИИСЭ (1 эксперт), и еще какая то организация, сейчас точно не помню. Вы не представляете сколько возникло вопров.

1) экспертов интересуют деньги, и их было нужно пропорционально рзделить;

2) собраться так и не удалось. Ну хотя бы вопросы и уточнения решали по телефону; Члены комиссии даже не прочли дело. Особо "интересные" моменты решались по телефону, часть документов сканировалось и рассылались, хотя эксперт обязан изучить матералы дела, изучить показания свидетелей, отраженные в протолх с/з;

3) Наш курьер истер ноги, пока бегал между двумя организациями. То эксперта нет, то он болен и т.п.

Что такое судебная экспертиза, кто ее назначает, кто проводит и что делать, если выводы экспертизы кажутся сомнительными - все это в нашем обзоре.

Понятие судебной экспертизы

Судебная экспертиза представляет собой самостоятельную и специфическую разновидность исследования в ходе судебного разбирательствах.

Официальное определение следующее: судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Основания для назначения судебной экспертизы

Правом назначения судебной экспертизы в гражданском процессе обладают в гражданском процессе и арбитражном процессе – судьи, в уголовном процессе – судьи, следователи, дознаватели.
Признав необходимым проведение экспертизы, соответствующее лицо выносит постановление либо определение о ее назначении судебной экспертизы, которое имеет обычную структуру и состоит из трех частей - вводной, описательной и резолютивной.

Во вводной части указывается дата и место вынесения постановления (определения), кем вынесено, по какому делу. В наименовании документа должен быть назван вид (род) экспертизы, особо оговорено, если она является дополнительной, повторной, комиссионной или комплексной. В описательной части приводятся основания назначения экспертизы, т.е. кратко излагается сущность дела и указывается, для установления каких обстоятельств и какие именно специальные знания требуются. Если экспертиза является дополнительной или повторной, то это тоже должно быть аргументировано.

В определении о назначении экспертизы суд должен мотивировать выбор эксперта (экспертного учреждения), в том числе указать причины, по которым суд отклоняет кандидатуры экспертов или экспертных учреждений, предложенные лицами, участвующими в деле, а также указать обстоятельства, подтверждающие (документально) наличие у назначаемого эксперта специальных знаний по вопросам, касающимся рассматриваемого дела, а если экспертиза будет проводиться в судебно-экспертном учреждении - наличие в этом учреждении необходимых для проведения назначенной экспертизы специалистов и условий.

В резолютивной части фиксируется решение о назначении экспертизы, указывается, кому она поручается, и приводятся вопросы, ставящиеся на разрешение эксперта. Вопросы должны быть сформулированы четко и недвусмысленно, в соответствии с принятыми рекомендациями. В этой же части постановления называются также материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта (объекты исследований).

Методы судебной экспертизы

  • по степени общности и субординации (в иерархическом порядке);
  • по целевому назначению и результатам;
  • по характеру получаемой информации (по изучаемым свойствам, признакам объектов экспертизы);
  • по стадиям экспертного исследования, для которых они предназначены (предварительная стадия, раздельная стадия, сравнительная стадия, стадия оценки и формирования выводов).
  • объем выявляемой информации и её значимость для решения поставленной задачи;
  • возможность сохранения объекта для дальнейших исследований, т.е. недеструктивность метода;
  • чувствительность метода и объем необходимых для проведения исследования материалов (например, расходных, дефицитных, ценных);
  • универсальность (возможность проведения качественного и количественного анализов и получение разнокачественной полезной информации);
  • надежность метода: возможность получения достоверных и воспроизводимых результатов при многократном его применении.

Судебно-техническая экспертиза

Назначение и производство судебной экспертизы

  • основания для назначения экспертизы,
  • фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза,
  • вопросы, поставленные перед экспертом,
  • перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта,
  • запись о разъяснении эксперту его прав и обязанностей,
  • предупреждение об ответственности эксперта за дачу заведомо ложного заключения.
  • представлять свои вопросы;
  • знакомиться с определением (постановлением) о назначении;
  • обжаловать определение (постановление);
  • ходатайствовать о проведении экспертизы в конкретной организации;
  • предлагать и отклонять кандидатуры экспертов;
  • присутствовать при экспертизе;
  • знакомиться с выводами экспертов.

По данной причине целесообразно перед постановкой вопросов эксперту проконсультироваться со специалистом в соответствующей области научных знаний.

Итоговый круг вопросов формулирует судья. При этом он вправе отклонить вопросы сторон, поставить свои вопросы, перефразировать вопросы сторон.
После вынесения определения о назначении экспертизы суд, как правило, приостанавливает производство по делу, в этом случае лица, участвующие в деле, и суд не вправе совершать каких-либо процессуальных действий, не связанных с проведением данной экспертизы; все ожидают заключения эксперта.

Порядок проведения судебной экспертизы

Экспертиза проводится экспертами судебно-экспертных учреждений по поручению руководителей этих учреждений или иными экспертами, которым она поручена судом. Экспертиза проводится в судебном заседании или вне заседания, если это необходимо по характеру исследований либо при невозможности или затруднении доставить материалы или документы для исследования в заседании. Как правило, избирается второй путь, что позволяет эксперту более качественно подойти к составлению текста экспертного заключения. Лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если такое присутствие может помешать исследованию, совещанию экспертов и составлению заключения.

Вознаграждение за выполнение экспертизы выплачивается либо стороной, которая ходатайствовала о её проведении, либо из бюджета, если экспертиза была назначена по инициативе суда.

Эксперт

Заключение эксперта

  • время и место производства судебной экспертизы;
  • основания производства судебной экспертизы;
  • сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;
  • сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;
  • предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
  • вопросы, поставленные перед экспертом;
  • объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;
  • сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;
  • содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
  • оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

В случае выявления нарушений требований закона, заключение эксперта признаётся недопустимым доказательством и не используется при аргументации тех или иных обстоятельств.

Дополнительная экспертиза

  • недостаточной ясности заключения эксперта (экспертов);
  • недостаточной полноты выводов, изложенных в заключении эксперта (экспертов);
  • возникновения новых вопросов по ранее исследованным обстоятельствам судебного дела.

Производство дополнительной судебной экспертизы поручается тому же или другому эксперту.

Повторная экспертиза

  • возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта;
  • наличия противоречий в выводах эксперта (экспертов).

Производство повторной судебной экспертизы, назначенной в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения по тем же вопросам, поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.

В определение (постановление) о назначении повторной судебной экспертизы включаются те вопросы, которые были предметом первоначальной экспертизы, но их решение вызвало сомнение, а также другие дополнительные вопросы, возникшие к моменту назначения такой экспертизы в отношении тех же объектов исследования (например, о правильности и научной обоснованности конкретного метода исследования; о несоответствии исходных данных и выводов эксперта и т.п.).

В случаях, если сомнение в обоснованности и правильности вызывают лишь некоторые выводы эксперта, то на разрешение повторной экспертизы нет необходимости ставить все ранее поставленные вопросы.

Все материалы сайта доступны по лицензии:

ление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;

ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;

организовывать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы;

передавать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет;

требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с:

1) компенсацией за хранение транспортной организацией поступивших на судебную экспертизу объектов исследований, за исключением штрафов за несвоевременное их получение данным учреждением;

2) транспортировкой объектов после их исследования, за исключением почтовых расходов;

3) хранением объектов исследований в государственном судебно-экспертном учреждении после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных нормативными правовыми актами соответствующих уполномоченных федеральных государственных органов; (В редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 224-ФЗ)

4) ликвидацией последствий взрывов, пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данное учреждение объектов повышенной опасности, если орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, не сообщили руководителю об известных им специальных правилах обращения с указанными объектами или они были ненадлежаще упакованы.

Статья 16. Обязанности эксперта

принять к производству порученную ему руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения судебную экспертизу;

провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;

не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

обеспечить сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Эксперт также исполняет обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.

Эксперт не вправе:

принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения;

осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;

вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела;

самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы;

сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших;

уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.

Эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от производства порученной им судебной экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с производством судебной экспертизы, осуществить оплату назначенной экспертизы до ее проведения. (Часть введена - Федеральный закон от 28.06.2009 № 124-ФЗ)

Статья 17. Права эксперта

ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;

делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний;

обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают права эксперта.

Эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.

Статья 18. Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы

Государственному судебно-экспертному учреждению не может быть поручено производство судебной экспертизы, а в случаях, когда указанное производство начато, оно немедленно прекращается, если установлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения.

Эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации.

В производстве судебной экспертизы в отношении живого лица не может участвовать врач, который до ее назначения оказывал указанному лицу медицинскую помощь. Указанное ограничение действует также при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, осуществляемой без непосредственного обследования лица.

ГЛАВА III. ПРОИЗВОДСТВО СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Статья 19. Основания производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении

Основаниями производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления. (В редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 214-ФЗ)

Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, представляют объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.

Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, получают образцы для сравнительного исследования и приобщают их к делу в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации. В необходимых случаях получение образцов осуществляется с участием эксперта, которому поручено производство судебной экспертизы, или специалиста.

В случае, если получение образцов является частью исследований и осуществляется экспертом с использованием представленных на судебную экспертизу объектов, после завершения судебной экспертизы образцы направляются в орган или лицу, которые ее назначили, либо определенное время хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении.

Особенности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении в отношении живых лиц определяются главой IV настоящего Федерального закона.

Статья 20. Производство дополнительной и повторной судебных экспертиз в государственном судебно-экспертном учреждении

Производство дополнительной судебной экспертизы, назначенной в случае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения, поручается тому же или другому эксперту.

Производство повторной судебной экспертизы, назначенной в связи с возникшими у суда, судьи, лица, производящего дознание, следователя сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения по тем же вопросам, поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов. (В редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 214-ФЗ)

Статья 21. Производство комиссионной судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении

Комиссионная судебная экспертиза производится несколькими, но не менее чем двумя экспертами одной или разных специальностей.

Комиссионный характер судебной экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившими, либо руководителем государственного судебно-экспертного учреждения.

Организация и производство комиссионной судебной экспертизы возлагаются на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения либо на руководителей нескольких государственных судебно-экспертных учреждений.

Комиссия экспертов согласует цели, последовательность и объем предстоящих исследований, исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов.

В составе комиссии экспертов, которой поручено производство судебной экспертизы, каждый эксперт независимо и самостоятельно проводит исследования, оценивает результаты, полученные им лично и другими экспертами, и формулирует выводы по поставленным вопросам в пределах своих специальных знаний. Один из экспертов указанной комиссии может выполнять роль эксперта-организатора; его процессуальные функции не отличаются от функций остальных экспертов.

Статья 22. Комиссия экспертов одной специальности

При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме и они совместно анализируют полученные результаты.

Статья 23. Комиссия экспертов разных специальностей

При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами разных специальностей (далее - комплексная экспертиза) каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.

Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода. Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это должно быть указано в заключении. В случае возникновения разногласий между экспертами результаты исследований оформляются в соответствии с частью второй статьи 22 настоящего Федерального закона.

Статья 24. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении

При производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации.

Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы.

При составлении экспертом заключения, а также на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не допускается.

В случае, если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, мешает эксперту, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.

Особенности присутствия участников процесса при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц определяются главой IV настоящего Федерального закона.

Статья 25. Заключение эксперта или комиссии экспертов и его содержание

На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения.

В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:

время и место производства судебной экспертизы;

основания производства судебной экспертизы;

сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу;

сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы;

предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;

объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;

сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;

содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;

оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.

ГЛАВА IV. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В ОТНОШЕНИИ ЖИВЫХ ЛИЦ

Статья 26. Производство судебной экспертизы в отношении живых лиц

Судебная экспертиза в отношении живых лиц производится в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 27. Условия и место производства судебной экспертизы в отношении живых лиц

Судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в медицинской организации или ином учреждении, а также в другом месте, где имеются условия, необходимые для проведения соответствующих исследований и обеспечения прав и законных интересов лица, в отношении которого проводятся исследования. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

В случае возникновения при производстве судебной экспертизы необходимости обследования лица в стационарных условиях оно может быть помещено в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, в порядке, предусмотренном статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона и процессуальным законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Доставка в медицинскую организацию или иное учреждение лица, направленного на судебную экспертизу, обеспечивается органом или лицом, назначившими судебную экспертизу. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Статья 28. Добровольность и принудительность при производстве судебной экспертизы

Судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в добровольном или принудительном порядке.

В случае, если судебная экспертиза производится в добровольном порядке, в государственное судебно-экспертное учреждение должно быть представлено письменное согласие лица подвергнуться судебной экспертизе.

Если лицо, в отношении которого назначена судебная экспертиза, не достигло возраста 16 лет или признано судом недееспособным, письменное согласие на производство судебной экспертизы дается законным представителем этого лица. Если лицо, в отношении которого назначена судебная экспертиза, связанная с медицинским вмешательством, не достигло возраста 15 лет или является больным наркоманией и не достигло возраста 16 лет либо признано судом недееспособным, письменное согласие на производство судебной экспертизы дается законным представителем этого лица. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу в принудительном порядке, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации. В случае, если в процессуальном законодательстве Российской Федерации не содержится прямого указания на возможность принудительного направления лица на судебную экспертизу, государственное судебно-экспертное учреждение не вправе производить судебную экспертизу в отношении этого лица в принудительном порядке.

Статья 29. Основания и порядок госпитализации лица в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях

(Наименование статьи в редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

В случае возникновения при назначении или производстве судебно-медицинской либо судебно-психиатрической экспертизы необходимости обследования лица в стационарных условиях оно госпитализируется в соответствующую медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, на основании постановления или определения о назначении судебной экспертизы. Порядок госпитализации лица в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Лица, содержащиеся под стражей, госпитализируются для производства судебной экспертизы в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях, специально приспособленные для содержания в них указанных лиц. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Для производства судебно-психиатрической экспертизы лицо госпитализируется в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или судебно-психиатрическую экспертную медицинскую организацию только на основании определения суда или постановления судьи. Судебно-психиатрические экспертные медицинские организации могут быть предназначены для госпитализации в них лиц, не содержащихся под стражей, или для госпитализации в них лиц, содержащихся под стражей. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу и госпитализировавшие лицо в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, в принудительном порядке, обязаны в течение 24 часов известить об этом кого-либо из членов его семьи, родственников или иных лиц по его указанию, а при отсутствии таковых сообщить в орган внутренних дел по месту жительства указанного лица. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Статья 30. Сроки пребывания лица в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях

(Наименование статьи в редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Проблемные вопросы, возникающие при назначении экспертизы

Арбитражное судопроизводство требует широкого использования различных средств доказывания, среди которых одну из наиболее важных ролей играет судебная экспертиза. Судебная экспертиза – это способ исследования представленных объектов для получения сведений о фактах, имеющих значение для дела.
Экспертиза в арбитражном процессе нередко становится единственно возможным способом получения доказательства по делу, что свидетельствует о её особенной значимости для справедливого судебного разбирательства.

В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу:

  • по ходатайству лиц, участвующих в деле;
  • с согласия лиц, участвующих в деле;
  • по своей инициативе независимо от согласия лиц, участвующих в деле, в случаях, когда назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, либо необходимо для проверки заявления о фальсификации доказательства, либо если требуется проведение дополнительной или повторной экспертиз.

При назначении экспертизы арбитражный суд, как правило, исходит из того, что она необходима для получения сведений о фактах, без которых невозможно установить наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и (или) возражения лиц, участвующих в деле, и которые невозможно установить из материалов, имеющихся в деле.

В соответствии с планом работы в Арбитражном суде Республики Бурятия ежеквартально проводятся проверки обоснованности приостановления судьями производства по делу, в том числе, по основанию – назначение экспертизы.

За период с января по декабрь 2009 года в связи с назначением судом экспертизы было приостановлено производством 56 дел.

Среди дел, производство по которым было приостановлено в связи с назначением экспертиз, можно выделить следующие виды назначенных экспертиз:

  • строительная – 13 (23 %)
  • почерковедческая – 12 (21 %)
  • экспертиза объемов выполненных работ – 8 (14,2 %)
  • автотехническая – 7 (12,5 %)
  • техническая – 4 (7,1 %)
  • соответствия санитарным требованиям – 2 (3,5 %)
  • бухгалтерская – 1
  • давности изготовления текста документа – 1
  • пожарно-техническая – 1
  • электротехническая – 1
  • стоимости помещения – 1

Из приведенного перечня следует, что значительное количество составляет строительная экспертиза – 23 % от числа приостановленных дел в связи с назначением экспертизы, и почерковедческая экспертиза – 21 %.

Некоторые виды назначаемых арбитражным судом экспертиз являются сходными по своему содержанию, но в связи с отсутствием в действующем законодательстве определений отдельных видов экспертиз и их характеристик они обозначаются по усмотрению суда.

Проведенный анализ позволил выделить отдельные категории споров, в рамках которых была назначена экспертиза:

  • о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам подряда (в 13 случаях или 23,21 % от общего количества дел, приостановленных в связи с назначением экспертизы);
  • о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам страхования (в 9 случаях или 16,07 %);
  • о признании договоров недействительными (в 8 случаях или 14,28 %);
  • по делам, связанным с защитой права собственности – (в 7 случаях или 12,5 %);
  • по корпоративным спорам (в 4 случаях или 7,14 %);
  • по делам, связанным с взысканием убытков (в 3 случаях или 5,3 %).

Исследованием установлено, что большее количество экспертиз было назначено в рамках рассмотрения споров о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам подряда - в 13 случаях или 23,21 % от общего количества дел, приостановленных в связи с назначением экспертизы.

Согласно части 1 статьи 83 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экспертиза проводится государственными судебными экспертами по поручению руководителя государственного судебно-экспертного учреждения и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

В пунктах 3, 4, 13, 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 66 от 20 декабря 2006 года установлено, что при поручении проведения экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, в определении о назначении экспертизы указываются фамилия, имя, отчество эксперта, сведения о его образовании, специальности, стаже работы в занимаемой должности.

В случае проведения экспертизы в негосударственной экспертной организации судом выясняются сведения, касающиеся профессиональных данных эксперта, в определении о назначении экспертизы указываются наименование негосударственной экспертной организации, а также фамилия, имя, отчество эксперта.
В соответствии с положениями части 4 статьи 82, части 2 статьи 107 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении о назначении экспертизы должны быть решены вопросы о сроке её проведения, о размере вознаграждения эксперту (экспертному учреждению, организации), определяемом судом по согласованию с участвующими в деле лицами.

До назначения экспертизы по ходатайству или с согласия лиц, участвующих в деле, суд определяет по согласованию с этими же лицами и экспертом (экспертным учреждением, организацией) размер вознаграждения, подлежащего выплате за экспертизу, и устанавливает срок, в течение которого соответствующие денежные средства должны быть внесены на депозитный счет суда лицами, заявившими ходатайство о проведении экспертизы или давшими согласие на её проведение (часть 1 статьи 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В случае неисполнения указанными лицами обязанности по внесению на депозитный счет суда денежных средств в установленном размере, суд вправе вынести определение об отклонении ходатайства о назначении экспертизы.

Если при названных обстоятельствах дело не может быть рассмотрено и решение принято на основании других представленных сторонами доказательств, выплата денежных средств эксперту (экспертному учреждению) производится за счет средств федерального бюджета применительно к части 3 статьи 109 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда (пункты 4, 13) разъяснено, что в определении о назначении экспертизы указывается срок её проведения, который может быть определен путем указания точной календарной даты окончания экспертизы либо периода, в течение которого она должна быть проведена.
Истечение данного срока, если производство по делу было приостановлено, влечет в соответствии с пунктом 4 статьи 145 и статьей 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательное возобновление судом производства по делу.

До принятия вышеназванного Постановления суд не всегда указывал в определении сроки проведения экспертизы, что обуславливало длительность её производства.
Указание в определении на срок проведения экспертизы имеет важное значение.

В настоящее время анализ дел показал, что в 35 случаях судом в определении о назначении экспертизы указывается конкретная календарная дата, к которой экспертиза должна быть проведена.

Обобщение судебной практики показало, что некоторые дела, по которым назначалась экспертиза, находились в производстве суда сроком до 1 года и более, что зачастую было вызвано длительностью проведения экспертизы в связи со значительным объемом проводимых исследований, в связи с большой загруженностью экспертов.

Во избежание подобных неблагоприятных последствий представляется целесообразным активнее использовать различные средства связи: телефонограммы, факсограммы, телеграммы, применение информационных сайтов Интернета с целью более оперативного обмена информацией: запрос-ответ.

Запрос направляется с целью выяснения вопроса о видах экспертиз, проводимых в данном экспертном учреждении, примерных сроках, стоимости, фамилии, имени, отчестве и других данных эксперта и т.д.

В зависимости от количества экспертов, участвующих в проведении экспертного исследования, можно выделить:

  • единоличные;
  • комиссионные (статья 84 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации);
  • комплексные экспертизы (статья 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Единоличная экспертиза – экспертное исследование, выполняемое одним экспертом. Из числа проанализированных дел единоличная экспертиза была назначена в 48 случаях.

Основная черта комиссионной экспертизы состоит в том, что она проводится несколькими (не менее двух) экспертами одной специальности. Комиссионный характер экспертизы определяет арбитражный суд (часть 1 статьи 84 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Необходимость в комиссионной экспертизе возникает, как правило, при наличии сложностей в установлении обстоятельств, для чего и требуется привлечение нескольких специалистов из одной сферы знаний.
Эксперты, участвующие в проведении комиссионной экспертизы, обладают равными правами. Если все эксперты придут к единому выводу в результате проведенного исследования, то будет составлено единое заключение. В случае возникновения между экспертами разногласий по выводам, каждый эксперт, участвовавший в проведении экспертизы, дает отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласия. Если лишь один эксперт не согласен с мнением остальных, то он составляет отдельное заключение.

В результате проведенного анализа дел установлено, что назначение комиссионной экспертизы имело место в 8 случаях.

Основная черта комплексной экспертизы состоит в том, что в ней принимают участие специалисты разных областей (часть 1 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Сходство с комиссионной экспертизой наблюдается лишь в том, что комплексная экспертиза проводится несколькими (не менее двух) экспертами.

Для определения необходимости проведения комплексной экспертизы оценивается наличие вопросов, для разрешения которых требуется привлечение специалистов из разных областей знаний. При этом важен синтез их знаний, поэтому и заключение комплексной экспертизы – это не сумма невзаимосвязанных мнений, а единый вывод специалистов, обладающих знаниями из различных сфер.

Характерным примером комплексной экспертизы является экологическая, в которой могут принимать участие экологи, биологи, химики, агротехники и прочие специалисты.

При анализе дел выявлено, что комплексная экспертиза судьями не назначалась.

В зависимости от качества проведенного экспертного исследования и сформированного заключения эксперта выделяют:

  • дополнительную;
  • повторную экспертизы, отличающиеся друг от друга по ряду параметров.

Во-первых, основанием для назначения повторной экспертизы служит несогласие с заключением эксперта, основанием для назначения дополнительной экспертизы является недостаточная ясность или неполнота заключения эксперта. Во-вторых, повторная экспертиза проводится другим экспертом, дополнительная – тем же самым экспертом.

Неполнота и неясность выводов эксперта являются основанием для назначения дополнительной экспертизы, когда они не могут быть исправлены в результате допроса эксперта.

Проведенный анализ дел, производство по которым было приостановлено в связи с назначением экспертиз, позволил выделить экспертные учреждения, в которых осуществлялись экспертизы:

Лицо, заявившее ходатайство о проведении экспертизы, должно обосновать необходимость проведения экспертизы, а также указать обстоятельства, которые, по его мнению, представляется невозможным установить из материалов, имеющихся в деле.

Если между лицами, участвующими в деле, возник спор по поводу кандидатуры эксперта либо экспертного учреждения (организации), суд по своему усмотрению вправе поручить проведение экспертизы одной из предложенных ими кандидатур либо иному эксперту (экспертному учреждению или организации), указав при этом в определении о назначении экспертизы мотивы принятого решения.

При вынесении определения о назначении экспертизы суд должен исходить из того, что он вправе:

  • мотивированно отклонить вопросы, предложенные сторонами;
  • вносить редакционные уточнения, не изменяющие смысла вопросов лиц, участвующих в деле;
  • самостоятельно ставить вопросы перед экспертом (часть 2 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Вопросы должны соответствовать предмету и характеру проводимой экспертизы и должны касаться обстоятельств дела, имеющих значение для его правильного рассмотрения и разрешения. Вопросы должны учитывать возможности назначаемой экспертизы.

Эксперт вправе отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы его специальных знаний, а также в случае, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения.

В соответствии с частями 3, 4, 6 статьи 55 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации эксперт вправе с разрешения арбитражного суда знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных заседаниях, задавать вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям, заявлять ходатайство о представлении ему дополнительных материалов.

В целях обеспечения объективности и беспристрастности экспертных выводов представляется возможным предложить судьям, экспертам использовать на практике некоторые способы предупреждения эксперта об уголовной ответственности:

Изучение судебной практики показывает, что проведение экспертиз при рассмотрении споров требуется значительно чаще, чем они фактически назначаются. Объясняется это и недостаточной осведомленностью сторон о широких возможностях методик экспертных исследований, финансовыми затруднениями лиц, участвующих в деле, по оплате производства экспертизы.

Случается, что, ходатайствуя о назначении экспертизы, участники процесса в действительности не преследуют цель получить доказательства своей позиции или какие-то сведения. Назначение экспертизы нередко является способом затягивания рассмотрения спора в арбитражном суде, так как является основанием для приостановления производства по делу, чего и добиваются недобросовестные участники процесса.

В практике арбитражного суда возникают проблемы, связанные с отказом экспертных организаций производить экспертизу по причине отсутствия оплаты.
Хотелось бы напомнить о том, что согласно статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Требования арбитражного суда о представлении доказательств, сведений и других материалов, даче объяснений, разъяснений, заключений и иные требования, связанные с рассматриваемым делом, являются также обязательными и подлежат исполнению органами, организациями и лицами, которым они адресованы.

В данной статье указывается на то, что эксперт или государственное экспертное учреждение не вправе отказаться от производства порученной ему судебной экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с производством судебной экспертизы (часть 4 статьи введена Федеральным законом № 124-ФЗ от 28.06.2009г.).

В связи с получением таких заключений в практике арбитражного суда возникли вопросы:

  • обязан ли суд в подобных случаях производить оплату проведенной экспертизы в полном объеме;
  • имеет ли суд право самостоятельно уменьшить сумму, подлежащую выплате эксперту;
  • имеет ли суд право в данном случае полностью отказать в оплате стоимости экспертизы.

Поскольку эти вопросы законодательством не урегулированы, Арбитражный суд Республики Бурятия 21 января 2010 года направил запрос в Управлении анализа и обобщения судебной практики Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В обоснование возможных вариантов решения проблемы приводи¬лась следующая аргументация.

Одна позиция исходит из того, что заключение эксперта, служит для суда доказательством, которое не является обязательным и согласно ста¬тье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оценке в совокупности с другими доказатель¬ствами. При недостаточной ясности или неполноте экспертного заклю¬чения арбитражный суд может вызвать эксперта в судебное заседание и получить необходимые разъяснения.
При этом, поскольку в арбитражном процессе отношения по назна¬чению экспертизы являются публично-правовыми, арбитражный суд должен производить её оплату в полном объеме без учета качества её проведения.

Согласно другой точке зрения, отношения по проведению эксперти¬зы допустимо квалифицировать как гражданско-правовые, существую¬щие в процессуальной форме. При таком подходе к отношениям по про¬ведению экспертизы применяется глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащая в статье 783 отсылку к главе 37 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре подряда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполнен¬ной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требовани¬ям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.

В тех случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступле¬ниями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его непригодным, заказчик вправе потребовать от подрядчика соразмерного уменьшения установленной за работу цены. При этом если недостатки результата работы являются су¬щественными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполне¬ния договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

С учетом изложенного судья, при рассмотрении вопроса о необхо¬димости оплаты вызывающей сомнение судебной экспертизы, должен определиться, какая из возможных позиций представляется ему более обоснованной.

27 февраля 2010 года Арбитражный суд Республики Бурятия провел совещание с экспертными учреждениями (организациями), расположенными на территории Республики Бурятия. Целью организации совещания явилось обсуждение проблемных вопросов, связанных с назначением и проведением экспертизы, выявление возможностей экспертных учреждений (организаций), обсуждение необходимости заключения соглашения с экспертным учреждением об обмене информацией для оперативного получения сведений по вопросам проведения экспертиз.

По итогам анализа дел, по итогам работы совещания с экспертными учреждениями (организациями) были подписаны соглашения, выработаны рекомендации по назначению судом экспертизы, разработаны шаблоны определений, принимаемых судом в связи с назначением экспертизы, а также шаблоны подписок эксперта о предупреждении его судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Данные рекомендации, шаблоны утверждены на заседании Президиума Арбитражного суда Республики Бурятия.

Председатель коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений Муравьева Е.Г.

Читайте также: