Суд вернул жалобу на постановление что делать

Обновлено: 18.04.2024

Судебный процесс состоит из нескольких этапов. Четыре из них — стадии пересмотра решения (апелляция, первая и вторая кассации, надзор). Причем лишь в некоторых случаях на апелляции дело может пересматриваться по существу, а на последующих проверяют только законность принятого решения. В каждую из инстанций подается жалоба в определенные сроки.

Прохлопали ушами и пропустили срок — упустили возможность обжаловать решение. Также закон предъявляет ряд требований к содержанию и списку документов, которые нужно приложить к жалобе. Без знания всех вышеперечисленных нюансов ваше обращение просто не будет рассмотрено судом.

Любой судебный процесс требует знания его тонкостей. Профессиональные юристы знают, что недостаточно просто прочесть закон, чтобы понять, как действовать. Если вы хотите, чтобы ваши требования в суде были удовлетворены, лучше сразу обратиться к опытному специалисту. Особенно это касается обжалования приговоров.

Обжалование решений судов общей юрисдикции

Любое решение любого суда (за исключением тех, что приняты высшей инстанцией) можно обжаловать: по гражданскому, административному, уголовному делу или экономическим спорам. С последними, если вы предприниматель, нужно идти в арбитражный суд. В зависимости от конкретной инстанции, различается срок подачи и порядок обжалования.

Как подать апелляционную жалобу

Первый этап судебного процесса — рассмотрение дела в суде первой инстанции. Это могут быть как мировые суды, так и районные, суды уровня субъекта и даже Верховный Суд (его Судебные коллегии по гражданским, уголовным, административным делам, Апелляционная коллегия, Президиум), в зависимости от характера спора. Подавляющее большинство гражданских, уголовных и административных дел начинаются в мировых и районных судах.

С момента, как судья в первой инстанции принял решение, оно еще не имеет законной силы, пока не пройдет срок для его обжалования. Только после этого оно начинает действовать, и обжаловать его в апелляционной инстанции будет нельзя. Это ее главная особенность: пересмотр решений, не вступивших в законную силу.

Сначала их рассматривают в неполной апелляции — то есть проверяют на предмет того, не допустил ли суд первой инстанции ошибку при рассмотрении дела и вынесении решения. Если этот факт установлен, судья переходит к полной апелляции — пересмотру дела по правилам первой инстанции. Это то, к чему стремится каждый податель апелляционной жалобы.

Самое главное — знать сроки, в которые можно подать такую жалобу по разным видам дел. Статья 321 Гражданского процессуального кодекса говорит, что обжаловать судебный акт можно в течение месяца с момента, как он был вынесен. То же правило установлено и статьей 298 Кодекса административного судопроизводства, а также статьей 259 Арбитражного процессуального кодекса.

Из их ряда выбивается статья 389.4 Уголовного процессуального кодекса, в которой установлен десятидневный срок обжалования для всех, кроме лиц, находящихся под стражей: они могут сделать это исключительно в день вынесения приговора.

Но любой срок может быть восстановлен, если был пропущен по уважительной (с точки зрения суда) причине. Решение того, насколько уважительной была причина пропуска, принимается на усмотрение судьи. Примером такой причины является, например, допущение ошибки в определении срока в судебном акте, поскольку здесь нет вашей вины.

Итак, срок для апелляционного обжалования решения не истек: как подготовить саму жалобу? Требования процессуальных кодексов к форме этого документа единообразны — согласно статьям 322 ГПК, 260 АПК, 389.6 УПК и 299 КАС, жалоба должна содержать:

  • наименование суда апелляционной инстанции;
  • данные о подателе жалобы, его место нахождения или место проживания, а УПК требует также указывать его процессуальное положение;
  • данные обжалуемого решения (реквизиты), а АПК и УПК требуют также указывать сведения о суде, вынесшем его;
  • ваши требования и основания, по которым вы считаете, что вынесенное судом решение некорректно — АПК требует делать ссылки на нормативные правовые акты, а по правилам УПК нужно указать одно из оснований, перечисленных в его статье 389.15;
  • перечень документов-приложений.

Апелляционную жалобу не подают напрямую в суд одноименной инстанции. Это делают через судебный орган, принявший решение, которое вы собрались обжаловать: через мировой в районный суд и через арбитражный суд субъекта в апелляционный арбитражный суд. Это самый простой случай.

Если по первой инстанции решение вынесено районным судом, то оспаривать его нужно в судебной коллегии по гражданским, уголовным или административным делам суда уровня субъекта (краевого, областного и т.д.).

А если по первой инстанции дело рассматривалось одной из указанных коллегий, то судебный акт можно обжаловать только в соответствующей коллегии уже Верховного Суда РФ. Если же вдруг ваше дело в качестве суда первой инстанции рассматривала одна из коллегий ВС РФ, то апелляционное обжалование будет происходить в Апелляционной коллегии ВС РФ.

Несколько иначе дела обстоят в системе арбитражных судов (отдельной от судов общей юрисдикции), над которой также обособленно стоит ВС РФ. Учтите — если ваше дело по первой инстанции рассматривалось в окружном арбитражном суде, то обжаловать в апелляции судебное решение не получится, так как оно сразу вступит в законную силу. Но обжаловать его можно все равно — правда, уже в кассационной инстанции.

Если вы собираетесь обжаловать решение суда по гражданскому, арбитражному или административному делу, обязательно приложите к жалобе квитанцию об уплате государственной пошлины (если таковая требуется в вашем конкретном случае). Потребуется доверенность, если жалоба подается доверенным лицом. АПК РФ требует прикладывать копию оспариваемого решения. С апелляционной жалобы и приложений к ней должны быть сняты копии и направлены прочим лицам, участвующим в деле.

Особые указания имеет по отношению к апелляционной жалобе УПК РФ. Если вы хотите, чтобы доказательства, представленные при рассмотрении в суде первой инстанции, были исследованы в апелляции, об этом обязательно нужно заявить в тексте жалобы. Приведите также перечень лиц, которых, по вашему мнению, нужно вызвать на заседание: свидетелей, экспертов и т.д. Если вы были осуждены и хотите участвовать в апелляционном процессе, обязательно укажите это в жалобе.

Как подать кассационную жалобу

Следующий за апелляцией этап — кассация. Их две, они последовательны — первая и вторая. Это обжалование вступившего в законную силу судебного акта. Здесь дело по существу уже не рассматривается, а производится проверка законности принятого решения. Поводом для его отмены в кассации служит, например, неправильное применение судьей норм материального и процессуального права.

  • мировой или районный суд — первая кассация в Президиум суда уровня субъекта, вторая в Судебную коллегию по гражданским, уголовным или административным делам ВС РФ;
  • судебная коллегия по гражданским, уголовным либо административным делам суда уровня субъекта или ВС РФ — оспорить в кассации нельзя (как и в апелляции), нужно сразу идти в надзорную инстанцию.

Сроки кассационного обжалования составляют 2 месяца с момента, как обжалуемое решение вступило в законную силу, и полгода по гражданским и административным делам. Сроки подачи кассационной жалобы не ограничены для осужденных, но ограничены годом для тех, кто требует ухудшения положения осужденного или оправданного.

То, что от вас требуется указать в кассационной жалобе, будет мало чем отличаться от того, что вы писали в апелляционной жалобе. Только теперь вам нужно указать, какой суд рассматривал дело в апелляции, первой кассации (если имело место), и какие решения были приняты (понадобятся их копии). В остальном, требования те же: направление копий жалобы и приложений по числу лиц, участвующих в деле, список приложений и т.д.

Как подать надзорную жалобу

Пересмотром всех решений в порядке надзора занимается ВС РФ. Этот процесс предполагает пересмотр вступивших в законную силу решений, принятых второй кассацией или апелляцией самого ВС. На этом этапе происходит формальная проверка законности: не нарушил ли суд при вынесении решения нормы Конституции РФ, например? Перескочить нельзя: только пройдя все описанные нами выше этапы, можно дойти до надзора.

Куда подавать надзорную жалобу? Казалось бы, понятно: в ВС РФ. Но он имеет сложную структуру, каждое звено которой рассматривает те или иные дела, как мы уже заметили. Правда, в отличие от предыдущих случаев, здесь все гораздо проще: если вы хотите оспорить решение по гражданскому, уголовному или административному делу, то надзорная жалоба всегда подается в Президиум ВС РФ. Правило работает так же, если вы являетесь участником экономического спора. Подавать жалобу нужно непосредственно в Президиум.

В какие сроки можно оспорить решение в порядке надзора? Статья 391.2 ГПК, статья 308.1 АПК и статья 333 КАС говорят, что это можно сделать в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Учтите — если вы являетесь осужденным, сроки надзорного обжалования для вас не ограничены. А вот если вы хотите обжаловать приговор в отношении другого лица в сторону ужесточения его положения, сделать это можно только в течение года.

Содержание надзорной жалобы аналогично содержанию апелляционной и кассационной жалобы. Вы также должны перечислить все пройденные вами ступени обжалования и указать принятые ими решения. К жалобе по уголовному, гражданскому или административному делу нужно приложить оригиналы указанных актов (потом их вам вернут).

Надзорная жалоба по экономическому спору может быть направлена в электронном виде на сайте ВС РФ через личный кабинет Госуслуг: на портале ВС кликните на кнопку регистрация, и откроется окно, в которое нужно ввести данные с Единого портала госуслуг.

Под обжалованием решения суда подразумеваются процессы сразу в нескольких судебных инстанциях: апелляционной, кассационной (первой, второй) и надзорной. Они последовательны — нельзя перескочить через одну, кроме случаев, когда это прямо предусмотрено законом. Один из ключевых моментов — соблюдение сроков обжалования. Они единообразны для гражданских, административных дел и экономических споров, а в отношении уголовных дел действуют специальные правила.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.


Если при рассмотрении дела об административном правонарушении установлена вина физлица или организации, должностное лицо (суд) выносит постановление по делу об административном нарушении в виде постановления о назначении административного наказания (ст. 29.9 КоАП РФ).

Одним из видов наказаний является административный штраф (ст. 3.2 КоАП РФ). Как его обжаловать в случае несогласия? Для этой процедуры необязательно привлекать юриста. Подготовить необходимые документы можно и самостоятельно, если знать процедуру.

Подавать жалобы на назначенные штрафы вправе следующие субъекты:

  • нарушитель;
  • потерпевший;
  • законный представитель физлица;
  • законный представитель юрлица;
  • защитник и представитель;
  • бизнес-омбудсмен;
  • должностное лицо, выписавшее протокол, может пожаловаться на судебное постановление по этому делу;
  • должностное лицо, составившее постановление по делу (руководитель коллегиального органа), вправе подать жалобу на судебное решение по жалобе на это постановление;
  • прокурор.

Наиболее распространенными для обжалования являются штрафы, наложенные следующими контролирующими органами:

  • ГИБДД за правонарушения в области дорожного движения;
  • Трудовой инспекцией за нарушения трудового законодательства;
  • Роспотребнадзором за нарушения, посягающие на санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан;
  • ФНС за нарушения в области налогов и сборов;
  • отделами по вопросам миграции МВД за нарушения миграционного законодательства и другие.

Последовательность действий при обжаловании штрафа

Место, куда представляется жалоба на штраф, зависит от субъекта, привлекшего нарушителя к ответственности (ст. 30.1 КоАП РФ):

  • если это судья — в вышестоящую судебную инстанцию;
  • коллегиальный орган (административные комиссии и другие) — в районный суд, где дислоцирован орган;
  • должностное лицо — в вышестоящие орган (должностному лицу) или в районный суд, где рассматривалось дело. Если жалоба подана сразу в несколько мест, то ее разрешает только суд;
  • другой орган, созданный региональным законом, — в районный суд, где разрешалось дело.

Штрафы, назначенные в связи с ведением юрлицом или ИП бизнеса, обжалуются в арбитражном суде.

Порядок подачи жалобы закреплен в ст. 30.2. КоАП РФ. Этой нормой определено, что жалоба подается судье, в орган или должностному лицу, которые вынесли штраф. В течение трехдневного периода жалоба перенаправляется в вышестоящий суд или орган, который будет ее рассматривать. При этом жалобу можно подать и напрямую вышестоящему субъекту. От уплаты госпошлины за обжалование штрафа заявители освобождены.

Согласно статье 30.3 КоАП РФ? для подачи жалобы отводится десять суток со дня получения постановления. В отношении отдельных правонарушений (статьи 5.1–5.25, 5.45–5.52, 5.56, 5.58, 5.69 КоАП РФ) обжалование штрафов производится в пятидневный срок со дня получения постановления.

Жалоба на постановление о штрафе рассматривается единолично судьей или должностным лицом. По общему правилу на ее разрешение отведено 10 суток. Если прошение рассматривает суд, этот срок составляет два месяца. Жалобы на штрафы, подаваемые в пятидневный срок, должны быть тоже разрешены в течение пяти дней (ст. 30.5, 30.6 КоАП РФ).

Как правильно составить и подать жалобу

С учетом этих требований можно выделить основные реквизиты, которые должна включать жалоба:

  • название органа, суда, Ф.И.О. и должность лица, которые будут рассматривать жалобу;
  • информация о себе (Ф.И.О., адрес, телефон);
  • суть жалобы (наименование органа (суда), вынесшего обжалуемое постановление, назначенный штраф, аргументы и обоснование незаконности постановления);
  • дату и подпись;
  • к жалобе прикладываются документы и материалы, подтверждающие доводы заявителя.

Как увеличить шансы на успешное обжалование

Чтобы претендовать на разрешение вопроса по существу и избежать риска возврата жалобы или оставления ее без рассмотрения, необходимо учитывать ряд особенностей.

Подать жалобу в электронной форме нельзя, поскольку такая возможность не предусмотрена законом. О правомерности данного подхода говорят и суды. В Решении от 21.06.2019 № 20-ААД19-2 Верховный Суд РФ указал, что нормами КоАП не предусмотрена возможность подачи жалоб на акты по делу об административном правонарушении в электронном виде. Это же правило касается и подачи электронных жалоб, подписанных электронной подписью.

При этом в большей степени результат рассмотрения прошения и вынесение положительного решения по нему будут зависеть от того, как жалоба составлена. В документе должно быть понятно изложено, почему вынесенное постановление незаконно, какие документы или материалы подтверждают правоту заявителя, а также приведены ссылки на нормы закона.

АКЦИЯ ГОДА

Немало юристов стояло перед роковым выбором: в какой суд обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении юридического лица?

Как определить, связано ли административное правонарушение с предпринимательской деятельностью в контексте ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, которая относит такие дела к компетенции арбитражных судов, или не связано?

Ведь если ошибиться в этом вопросе, то арбитражый суд возвратит жалобу (ну или откажет в принятии), а суд общей юрисдикции прекратит производство по ней. В подавляющем большинстве случаев, такое процессуальное решение будет принято за пределами срока обжалования по делу об административном правонарушении, которое составляет десять суток (30.3 КоАП РФ).

Жалобу, таким образом, придется подавать заново, но уже в осложненном варианте: с ходатайством о восстановлении пропущенного срока.

Увы, в подавляющем большинстве случаев заблуждение относительно подведомственности жалобы не принимается в качестве уважительной причиной пропуска срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.

Между тем, действующее законодательство предусматривает механизмы передачи неподведомственных жалоб между судами двух систем: арбитражными и общей юрисдикции, причем в обе стороны.

Что делают, и что на самом деле должны делать суды общей юрисдикции, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении относится к компетенции арбитражного суда?

Небольшая ремарка для тех, кому не доводилось вникать в вопросы о подведомственности жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях: если суд общей юрисдикции приходит к выводу о том, что жалоба подлежит рассмотрению в арбитражном суде, он, как правило, прекращает производство по жалобе (например: решение МГС от 12.02.2020 г. по делу № 7-1786/2020, Решение МГС от 06.02.2020 г. по делу № 7-1618/2020, решение МГС от 18.11.2019 г. по делу № 7-14458/2019 и многие другие).

Интересно заметить, что прекращение производства по жалобе (не путать с прекращением производства по делу) на постановление по делу об административном правонарушении вообще не предусмотрено КоАП РФ (см. ст. 30.4), и единственный случай, в котором принятие такого решения допустимо – отказ от жалобы самого заявителя (п. 33.1 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. № 5).

Что же на самом деле должен сделать суд общей юрисдикции, если установит, что жалоба не относится к его компетенции?

Ответ лежит на поверхности: согласно ч. 3 ст. 30.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья направляет жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующего судьи.

Более того, еще в 2011 году урегулирован порядок действий арбитражных судов на случай, если суд общей юрисдикции передает жалобу по делу об административном правонарушении по подведомственности.

Так, пунктом 6.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004 г. предусмотрена обязанность арбитражного суда принять к производству жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, переданную по подведомственности судом общей юрисдикции:

Полагаю, единичная практика применения указанных разъяснений (Решение МГС от 22.01.2019 г. по делу № 7-1120/2019, Решение Владимирского облсуда от 19.05.2015 г. № 11-228/2015, Решение Ленинградского облсуда от 03.07.2019 г. № 7-521/2019 и еще порядка 11 судебных актов, которые мне удалось найти) – хороший повод напомнить суду о том, что неподведомственную жалобу следует передать в арбитражный суд (и сохранить заявителю кучу нервов и времени), а не прекращать производство по ней.

А что с арбитражными судами?

Между тем, с октября 2019 г. такая возможность появилась.

Нельзя сказать, что практика передачи жалоб из арбитражных судов в суды общей юрисдикции сложилась по всей стране, но, в некоторых округах уже можно попробовать предсказать судьбу неподведомственной жалобы.

Например, Арбитражный суд Северо-Западного округа, постепенно вводит такую практику:

  • Постановление от 12.03.2020 г. по делу № А21-10416/2019 (дело передано в Калининградский областной суд);
  • Постановление от 23.03.2020 г. по делу № А21-8755/2019 (дело передано в Калининградский областной суд);
  • Постановление от 13.05.2020 г. по делу № А26-10664/2019 (дело передано в Верховный суд Республики Карелия).

Подходы выглядят вполне логичными, не вижу поводов не использовать их в других арбитражных округах.

Суд может лишить вас водительского удостоверения на срок от 1 месяца до 3 лет. Если вы считаете, что наказание несправедливое, его можно обжаловать. Рассказываем, как правильно это сделать и почему лучше обратиться к юристу, если вас лишают прав.

Какой срок обжалования постановления

После вынесения постановления о лишении водительских прав у вас будет ровно 10 дней, чтобы обжаловать его. Если не уложитесь в этот срок, решение вступит в силу и вы лишитесь удостоверения.

Но жалобу могут принять и после истечения 10 суток, если докажете, что не могли подать её раньше по уважительным причинам. Например, сделали срочную операцию и две недели пролежали в больнице — тогда в суд надо будет принести выписку или справку о болезни.

Как подать жалобу

Апелляционная жалоба подаётся в вышестоящий суд. Вот что нужно для этого сделать:

Шаг 1.Подготовить аргументы, почему вы не согласны с вынесенным решением. Важно, чтобы они были конкретными и по существу дела. Если вы просто укажете, что наказание слишком суровое или судья был слишком предвзятым, шансы на успех будут равны нулю. Такие голословные утверждения суд не примет во внимание.

Вот какие весомые аргументы могут быть:

  • Судья отказался допрашивать заявленных вами свидетелей и ничем это не объяснил.
  • Пришли результаты дополнительной экспертизы, доказывающие, что в машине есть заводской брак, который и привёл к аварии.
  • Вам удалось найти записи с камер видеонаблюдения, на которых видно, что вы невиновны.
  • Вы нашли ещё свидетелей, готовых подтвердить вашу правоту.

Можно обратиться за консультацией к юристу по лишению водительских прав, он поможет собрать доказательства вашей невиновности и, если захотите, выступит с ними в суде. Стоимость зависит от сложности дела, но в среднем автоюристы берут от 3 000 рублей за свои услуги. Некоторые специалисты в случае проигрыша в суде возьмут лишь минимальную плату за подготовку жалобы и изучение дела.

Шаг 2. Составить апелляционную жалобу. Шаблон можно взять в секретариате суда или скачать из интернета и распечатать на принтере.

Жалобу нужно заполнить по шаблону

В апелляции должны быть указаны:

  • личные и контактные данные;
  • наименование суда, куда подаётся жалоба;
  • описательная часть с указанием обстоятельств, когда инспекторы задержали и составили протокол;
  • данные суда и судьи, который вынес постановление о лишении;
  • аргументы, почему вы считаете решение несправедливым;
  • просьба к суду отменить предыдущее постановление и вынести более справедливое решение.

К жалобе нужно приложить копию постановления о лишении водительских прав.

Апелляцию могут не принять, если допустите ошибки в её составлении, поэтому заполните её очень внимательно. Если сомневаетесь, можно обратиться к помощи юриста, который специализируется на лишении прав.

Что делать после подачи жалобы

Суд должен рассмотреть жалобу в течение двух месяцев после её подачи. Если этого не произошло, постановление аннулируют и вам вернут права, но на практике такое происходит крайне редко.

В конце судья вынесет одно из решений:

  • Оставит в силе решение предыдущей инстанции.
  • Смягчит наказание. Например, вместо лишения назначит только штраф.
  • Полностью отменит наказание.
  • Ужесточит наказание. Например, увеличит срок лишения с 1 года до 2 лет.

Почему стоит обратиться за помощью к адвокату по лишению прав

Если вы плохо знаете законы и у вас нет опыта выступления в суде, грамотно и убедительно опротестовать постановление будет сложно, а с помощью юриста шанс вернуть права увеличится.

Адвокат соберёт базу доказательств, по возможности найдёт свидетелей и записи с камер и видеорегистраторов. На слушании юрист убедительно выступит и представит все доказательства — будет выше вероятность вернуть водительское удостоверение или хотя бы смягчить наказание.

Читайте также: