Суд толпы как называется

Обновлено: 17.05.2024

Не скажу, что к этому времени я уже стала на сторону Катерины – поначалу я писала ей резкие, насмешливые письма, в основном определения психологического характера. А как верны они могут быть, если я не психолог?

Что я тогда думала? Вот это есть вопрос: а думала ли я вообще? Мне кажется, что нет. Человек ведь обычно сразу знает, на какой он стороне, и определяющим мотивом служит его личный опыт – очень ограниченная вещь. Поскольку не в состоянии вобрать в себя всё многообразие человеческих личностных отношений – он либо отрицает, либо принимает, но не познает.

Поначалу я пошла на поводу у инстинкта толпы. А толпа – это зверь со множеством пастей. И я с хладнокровием хищника участвовала в травле. Мой рассудок замкнулся на желании обвинять, потому что желание понять сопряжено с работой души, а в каждом из нас живёт древний троглодит. Кто отказывается это признать, рискует поработить свой разум и дальнейшее поведение животным страстям. Он будет гнать жертву, поскольку этого требует инстинкт, наслаждаясь её мучениями и желая ещё больших мучений, и всё будет мало – жестокость ненасытимый зверь. Время от времени разум будет вскрикивать, прося прислушаться к человеческому, робко приводя доводы, но вкус крови так пьянит. В конце концов, что-то остановит это беснование, но это будет уже внешняя сила – позор разуму. Останутся лишь неосознанные всплески навязанной формальным воспитанием притворной благочестивости - это лишь природная способность к мимикрии.

Видите ли, нам внушают, что мы должны быть добрыми, справедливыми, порядочными, честными, а вот в какой форме это выражается – объяснить забыли. А у мимикрирующих животных лучший способ определить верный тон – подделаться под большинство. И тут все решается очень просто: большая величина есть светоч разума, таланта, средоточие истины и правды. Меньшая в силу ничтожности всегда неправа. Что такое Галина Щербакова? Известная писательница, следующее определение – талантливая. А талант, как известно, от Бога. Вот вам две величины, порознь равные третьей, равны между собой. Простая математика, позволяющая поставить знак тождества между известностью и безгрешностью. А дальше с пеной у рта следует защищать своё убеждение с наивной верой в собственную непогрешимость, в какой большинство людей просто не способны усомниться. Абсурд? Абсурд.

Мешанина, обрывки мыслей, болезненные вскрики, едкая самоирония, страх, недоумение, отстранённое самокопание и чувство вины – пока не знаю перед кем. А я люблю определённость и чёткость: мне нужны не эмоции, а факты. А фактов недостает – только впечатления. Всё это глушит слабые ростки сочувствия – зверь во мне ещё силён. Только рассудок говорит: нельзя судить о явлении, не изучив его. А мне не хочется читать, зато хочется осуждать – как раз за те проявления болезни, диагноз и источник которой мне по-прежнему не ясны. Я понимаю, что это записки больной женщины, но почему нельзя изложить их яснее?! Логика? М-да…

Простая дилемма оказывается для Катерины неразрешимой. Любой двоечник решит эту задачу. Она никак не может понять, почему мать-совершенство не в состоянии помочь ей по математике? Она же была первая в своем городке.

В пределах плоскости иначе быть не может. А Режабек знает другой ответ, он более приближен к реальной жизни и способен видеть факты в их совокупности. Он знает, что его мать училась по старой программе и училась достаточно давно. Чего бы проще сказать: да не знаю я эту математику! – и вернуть вывихнутый молением на божество рассудок дочери в трехмерный мир. Но как сказать – ведь сдай одну позицию, придётся сдавать и далее, признавая свое несовершенство и по другим пунктам. А ведь так дело дойдет и до того, что придётся сознаться, что была не всегда права, что часто действовала под влиянием настроения или элементарной лени. Или просто дела не было до дочери. Так окажешься обыкновенным человеком, которому свойственны слабости, ошибки. Будет ли тогда у неё достаточно возможностей влиять на дочь? Нет, чувство вины – это сильное погоняло, гораздо сильнее необязательной и непредсказуемой любви.

Что музыкалка для Катерины? Ещё одно неинтересное занятие, которое она к тому же страшно боится провалить?

Мироощущение десятилетней Катерины иногда напоминает реакцию четырёх-пятилетнего ребёнка. Она явно заторможена в развитии, причем неоднородно. В учёбе успевает, хотя постоянно полна страха и не уверена в своих возможностях, как малыш, которого посадили на тяжёлый взрослый велосипед и велели ехать. А вот реакции на простейшие обманные движения взрослых, которые те совершают совершенно несознательно, нередко по привычке к театральным жестам, не те. Странно, что никто этого не замечает.

Знаете, есть у взрослых людей такая манера немного поиграть чувствами ребёнка – то ли лишний раз убедиться, что они вполне преданы тебе, то ли из нездорового озорства. А иногда просто к слову придётся – попугать своей смертью.

Мать однажды рассказала мне с юмором историю из детства. Было ей четыре года, и брат на пару лет постарше. После долгого поста на Пасху бабушка, моей мамы мама, умаялась, выпила чуток и захмелела. Характер у неё был упрямый, сама неулыбчива и порой склонна к мелодраматическим эффектам. Вот проводила гостей, села за стол. Подперла тяжёлую голову рукой и завела низким голосом: вот умру я умру-ууу, похоронят меня-аааа…

Дети заревели, бросились к ней: мама, мама, не умирай! Но нет, она решительно отодвинула их и сурово допела: и никто не узнае-ееет, где могилка моя-ааа! После чего прилегла на диван и заснула мирным сном праведницы. Ребята переглянулись: вроде передумала помирать? На другой день осторожно спросили: ты помирать-то будешь? Получили подзатыльники и весело ускакали – всё в порядке, жить будет.

Маленьких детей легко напугать таким образом, зато они легко и расстаются со своим страхом, если нет реальных причин опасаться смерти близкого человека, от которого зависит само их существование. Что же мы видим в случае с Катериной? Собственно, Галину Щербакову не в чем упрекнуть в данном случае – ну сорвалось с языка. Но никто не заметил, какое разрушительное действие оказало на девочку это мимолетно оброненное слово. А ведь в этом возрасте дети уже вполне критичны и легко различают, где вправду сказано, а где к слову пришлось. Во что вылилась эта случайная травма? Естественно, она со временем переплавилась в убеждение, что брата любят больше. Причина проста: брату в случае провала грозила армия, а у девочки будет шанс на следующий год. Так что матери можно уже не напрягать все нервы, в мучительной попытке сдержать этим внутренним самосожжением слепо бьющую руку судьбы.

Но перекошенное сознание её дочери привычно запутывается в ложных предпосылках, делая неверные выводы в отношении одних фактов и упорно не желая признавать другие.

Если эта уродливая система опознавательных колышков внутри семьи как-то действовала, то для внешнего употребления она не годилась – интуиция подсказывает, что вне семьи действуют какие-то иные законы, на изучение которых ни времени, ни душевных сил не хватало. И девочка находит выход: двоемыслие как способ существования. То есть мимикрия, приспособленчество.

Собирался написать о правовом нигилизме блоггеров, да вот опередил автор любопытной статьи, который написал о феномене "сетевого правосудия". Он подметил эту тревожную тенденцию и обобщил некоторые наиболее известные случаи: дело Бычкова, дело Шавенковой, дело директора Шацкого комплексного центра социального обслуживания населения Светланы Дардыкиной. Что общего между столь разными делами?

Сетевое правосудие: закон или попса?

Под давлением общественности суд заменил наказание главе нижнетагильского фонда "Город без наркотиков" Егору Бычкову: два года и шесть месяцев условно вместо первоначальных трех с половиной лет лишения свободы. Решение Свердловского областного суда выглядит как прецедент, который позволяет говорить о зарождении нового формата правосудия. Назовем его "сетевое правосудие".

Эволюция народного правосудия в русскоязычном сегменте Интернета за несколько лет прошла путь от единичных криков о помощи на страницах маргинальных блогов до появления неформального аналога Общественной палаты, каковым сегодня принято считать весь Рунет.
Блогеры в массовом порядке выступают в качестве свидетелей и следователей, и уже примериваются к роли судей. Возможно, в ближайшие годы мы увидим появление нового симбиотического органа, в котором активность Интернет-пользователей будет поставлена на службу профессиональным следователям.
Вполне вероятно, этот процесс примет широкомасштабный характер. Например, интеграция Интернет-сообщества в суд присяжных выглядит вопросом времени: негласно она уже давно произошла – не секрет, что большая часть присяжных заседателей Великобритании и США перед принятием решения читает информацию по делу в Интернете.

Оппозиция
Формат сетевого правосудия меняется стремительно. Начиналось все с традиционных акций протеста: офисные сотрудники сублимировали свою гражданскую позицию в эффектные слоганы по наиболее резонансным делам: защите Байкала, делу Бахминой.
Интернет-пользователи старой закалки использовали Сеть для организации синхронных акций протеста. Таких как, например, требование освободить Олега Щербинского, признанного судом Зонального района Алтайского края виновником ДТП, в котором погиб губернатор края Михаил Евдокимов. Автомобилисты выражали возмущение, что суд оставил без внимания скорость автомобиля Евдокимова (200 километров в час), которая не позволила Щербинскому увернуться от столкновения.
В итоге, как мы знаем, Алтайский краевой суд Щербинского оправдал, Путин перенес нефтепровод на несколько десятков километров от берега Байкала, а Бахмина покинула стены тюрьмы. Возможно, ряд этих неоднозначных решений заставил блогеров поверить в свои силы.

Дружинники
Следующим этапом развития блогосферы стало превращение ее в глобальную бригаду содействия милиции. Рунет наводнили фотографии и видеозаписи, свидетельствующие о преступлениях различной степени тяжести и медийности. Пожалуй, это был расцвет правовой деятельности российской общественности.

Помощь следствию в сборе улик законом поощряется, однако сетевые СМИ (к числу которых можно отнести и блогеров) не удовлетворила роль помощников милиции. Интернет-общественность предпочла преступить закон во имя справедливости. За публикацией видеозаписи ДТП в центре Иркутска, на которой видно как Анна Шавенкова не справилась с управлением своего автомобиля и вылетела на тротуар, где сбила двух женщин, последовал шквал статей и комментариев, однозначно осуждающих дочку чиновницы, что является ничем иным как давлением на следствие и суд.
Неожиданно государство снова пошло на уступки общественности. Решение Кировского райсуда Иркутска, который отсрочил наказание Шавенковой на 14 лет, отменено. Иркутский областной суд вернул это дело на новое рассмотрение.

Ревизоры
Это стало знаковым событием, после которого происшедшая этим летом миниреволюция выглядела неизбежной. Локальные явления стали превращаться в общероссийскую тенденцию. За последние месяцы действия сетевых активистов способствовали увольнению лидера "Молодой гвардии" Руслана Гаттарова и его заместителя Владимира Бурматова, директора госучреждения "Шацкий комплексный центр социального обслуживания населения" Светланы Дардыкиной, директора Яммского дома престарелых и ряда других чиновников. Государство своими действиями показывает, что признает за обществом право на контроль над деятельностью чиновников низшего и среднего звена.

Негласное поощрение государства воодушевило граждански ответственных пользователей Рунета на прямое замещение функций госорганов – следствия и суда.

Суд
В Свердловской области блогеры провели собственное расследование преступления на трассе Екатеринбург – Тюмень, где хулиганы на черных иномарках подрезали и зажимали другие машины, перегораживали дороги в часы пик, а также били стекла попутным машинам. За несколько часов блогеры вычислили имена участников "банды мажоров", выложили их фото, а также выявили их родственные связи с местными депутатами-единороссами. Следствие было закончено еще до того, как милиция только завела дело.
А дальневосточные блоггеры и пользователи форумов в сентябре вычислили убийцу жительницы Владивостока, которого милиция считала банальным мошенником. Следственным органам осталось только записать признание подозреваемого.

Сетевой коммунизм
Такой удивительный расцвет сетевого правосудия спровоцировал в журналистской среде всплеск восторга. Анализируя развитие событий, авторы разных изданий прогнозируют едва ли ни скорое торжество коммунизма.
"Люди стали ближе друг другу. В таком мире трудно проворачивать темные делишки. Российская власть в наступающей эре цифровой кооперации выглядит морально устаревшим аналоговым монстром, которому нет места в сверкающем мире будущего, похожего на технократический фаланстер с прозрачными стенами", - пишет, например, в Openspace Андрей Лошак.

Новизна явления позволяет им закрывать глаза на теневую сторону происходящих событий. Между тем, несложно догадаться, что деятельность этих активистов ставит под сомнение авторитет профессиональных следователей и судей. Отказ даже от одного госоргана дискредитирует само понятие государства. Логичным следствием чего должен стать отказ платить налоги, подчиняться приказам различных ведомств и всплеск анархистских настроений.

Суд толпы
Сетевое правосудие убеждено в своей непогрешимости. При этом, чем более массовый характер принимает данное явление, тем больше оно подчиняется законам толпы. Недостаток профессионализма, ограниченная информированность, избыток эмоций - все это априори не позволяет общественности проводить объективное расследование.

Возьмем, к примеру, раздутый блогерами скандал в Рязанской области. Интернет-травля привела к увольнению директора государственного учреждения "Шацкий комплексный центр социального обслуживания населения" Светланы Дардыкиной, которую блогеры обвинили в том, что она выбросили на свалку присланные из Новосибирска вещи для погорельцев. В отношении Дардыкиной возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.293 УК РФ (халатность).

Между тем, мало кто захотел разобраться, как это могло произойти. Блогеры утверждают, что гуманитарная помощь состояла из новых вещей, купленных специально для погорельцев. Если это на самом деле так, то поступок Дардыкиной выглядит абсурдом: нет никакого смысла выбрасывать вещи, которые легко можно продать – ведь и никакого скандала тогда бы не было.
Скорее всего, чиновники администрации не пожелали тратить время и деньги на распределение этой помощи, свалив их кучей возле места работы Дардыкиной. После чего о них благополучно забыли. Ни техники, ни людей предоставлено не было, вещи начали гнить, и Дардыкиной не оставалось ничего иного как их утилизировать. Более того, по словам матери Дардыкиной, вещи по дороге кто-то подменил, а в поселок прибыло малопригодное к носке тряпье.
Как бы там ни было, ответственность понесла только Дардыкина, хотя невозможно представить себе ситуацию, как она могла своим произвольным решением без ведома чиновников администрации уничтожить гуманитарную помощь.

Правовой холокост
Не дожидаясь расследования и экспертиз, ни мало не интересуясь доводами обвиняемых, приговор в сетевом суде выносится мгновенно. Последующие действия правоохранитетельной системы этим же сетевым судом признаются ненужными, ангажированными, непрофессиональными…

Принципы работы сетевого правосудия описаны еще в Библии:
"Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их. "

Логичным итогом сетевого развития правосудия должен стать суд Линча. Ведь социальную базу сетевого правосудия составляют те же люди, что поддерживают "приморских партизан", которые охотятся за милиционерами; 90% из этой общественности одобряет пытки и приемы холокоста в отношении своих же сограждан: Егор Бычков и другие организаторы заведений, где издеваются над больными людьми, считается народным героем.

Кукольный театр
На самом деле, нет никакого сетевого правосудия. Нет никакого общественного контроля за деятельностью госорганов. Не составляет никакого труда заметить, что все громкие народные расследования, а также примеры успешного давления общественности на следователей и суд полностью согласуются с потребностями государства.
Флэшмоб в ЖЖ и критика в сетевых СМИ может заставить суд отпустить на свободу Бычкова, но никакие протесты, расследования блогеров, свидетельства очевидцев не повлияют на пересмотр дела Баркова. Весьма символично, что в один день с пересмотром дела Бычкова Тверской суд Москвы признал законным прекращение дела о ДТП на Ленинском проспекте, хотя даже сотрудники МВД в неофициальных беседах признают, что вина служебного "Мерседеса" Баркова в этом ДТП есть.
Можно ликовать, что якобы именно подписи Интернет-пользователей позволили Бахминой оказаться на свободе. При этом очевидно, что никакие стотысячные списки подписей, никакие петиции не повлияют на судьбу Ходорковского.

Между тем, пока народ празднует освобождение Бычкова, клиники по реабилитации наркоманов продолжают закрываться. Пока весь ЖЖ следит за судьбой госзаказов по закупке мебели и созданию социальной сети для медучреждений, проводятся решительные реформы в социальных областях, последствия которых каждый гражданин почувствует через несколько лет, когда уже ничего нельзя будет изменить.

Судебная система в России может выздороветь только самостоятельно, благодаря подвижничеству профессионалов, вмешательство толпы только препятствует этому процессу.

— скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром внимания . Основными механизмами формирования Т. и развития ее специфических качеств считаются циркулярная реакция (нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение ), а также слухи . Выделяются четыре основных вида Т.:

1) окказиональная Т., связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария и т. д.);

2) конвенциональная Т., связанная интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению (например, нек-рые виды спортивных состязаний и т. д.) и готовая, часто лишь временно, следовать более или менее диффузным нормам поведения ;

3) экспрессивная Т., совместно выражающая общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т. д.), ее крайнюю форму представляет экстатическая Т., достигающая вследствие взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза (как на нек-рых массовых религиозных ритуалах, карнавалах, концертах рок-музыки и т. д.);

4) действующая Т., к-рая, в свою очередь, включает следующие подвиды: а) агрессивная Т. (см. агрессия), объединенная слепой ненавистью к нек-рому объекту (суд Линча, избиение религиозных, политических противников и т. д.);

б) паническая Т., стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности (см. паника массовая): в) стяжательная Т., вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в отходящем транспорте и т. д.); г) повстанческая Т., в которой людей связывает общее справедливое возмущение действиями властей, она нередко составляет атрибут революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы. Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают практически наиболее важное свойство Т. — ее легкую превращаемость из одного вида (подвида) в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно, однако знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением Т. в авантюристических целях, а с другой — сознательно предотвращать и прекращать ее особо опасные действия .

— бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Основные механизмы формирования толпы и развития ее специфических качеств — реакция циркулярная (нарастающее обоюдонаправленно заражение эмоциональное), а также слухи.

1) толпа окказиональная — связанная любопытством к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария и пр.);

2) толпа толпа конвенциональная — связанная интересом к некоему заранее объявленному массовому развлечению (спортивные состязания и пр.) и готовая, часто лишь временно, следовать достаточно диффузным нормам поведения;

3) толпа экспрессивная — совместно выражающая общее отношение к некоему событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и пр.); ее крайняя форма-толпа экстатическая, достигающая от взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза — как на некоих массовых религиозных ритуалах, карнавалах, концертах рок-музыки и пр.;

а) толпа агрессивная — объединенная слепой ненавистью к некоему объекту (суд Линча, избиение религиозных, политических противников и пр.);

b) толпа паническая — стихийно спасающаяся от реального или мнимого источника опасности (см. паника массовая);

с) толпа стяжательная — вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание некоими ценностями (деньгами, местами в отходящем транспорте и пр.);

d) толпа повстанческая — где людей связывает общее справедливое возмущение действиями властей; она нередко составляет основу революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного действа политической борьбы.

Отсутствие ясных целей, отсутствие или диффузность структуры порождают практически самое важное свойство толпы — ее легкую превращаемость из одного вида (подвида) в другой. Такие превращения часто спонтанны, но знание их закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях, или же сознательно предотвращать и прекращать ее опасные действия.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

1. Индивид существует сознательно, а масса, толпа - неосознанно, поскольку сознание индивидуально, а бессознательное - коллективно.

2. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они кончают реставрацией того, что вначале низвергали, ибо для них, как и для всех находящихся в состоянии гипноза, прошлое гораздо более значимо, чем настоящее.

3. Массы, толпы нуждаются в поддержке вождя, который их пленяет своим гипнотизирующим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе.

4. Пропаганда (или коммуникация) имеют иррациональную основу. Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический ум, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям. Такие помехи можно устранить с помощью гипнотического, пропагандистского внушения, а потому пропаганда, адресованная массам, должна использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и повелительными формулировками.

5. В целях управления массами (партией, классом, нацией и т.п.) политика должна опираться на какую-то высшую идею (революции, Родины и т.п.), которую внедряют и взращивают в сознании людей. В результате такого внушения она превращается в коллективные образы и действия.

Таким образом, психология масс (толпы) основана прежде всего на резком противопоставлении индивида вне толпы ему же, находящемуся в составе толпы. Лишь во втором случае существует коллективность (коллективная душа, по терминологии Лебона) или даже социальность.

Исследуя различия и тождество массы и орды, он пришел к выводу, что в них подавляется сознательная индивидуальность, мысли и чувства людей обретают определенную однородность и ориентируются в одинаковых направлениях, а в целом в них осуществляется господство коллективных побуждений, обладающих высокой степенью бессознательности, импульсивности и эффективности. Настаивая на существовании либидозной структуры и конституции массы, Фрейд особенно отмечал роль привязанности к вождю, с исчезновением которой масса распадается.

В психоаналитической психологии групп, основы которой были заложены самим З.Фрейдом, определенное внимание уделяется роли различных негативных чувств и факторов в социальных отношениях людей. В частности, Фрейд пришел к выводу, что, например, ненависть по отношению к какому-то объекту может так же объединять индивидов, как и положительные чувства, а зависть - выступать в роли источника идей равенства и других псевдогуманистических идеалов.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Помимо очевидного определения (большое скопление людей), термин имеет особое значение при исследовании юности. Здесь он обозначает большую, слабо организованную группу, которая может дать подростку ощущение идентичности, основанное на апереотипе группы, пока он еще не успел развить чувство собственной идеитичности.

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .


Манипуляция массами. Кто и зачем заставляет толпу плясать под свою дудку? Психология человека и влияние на подсознание при помощи ментальных приемов. Кто такие продавцы иллюзий, и как они обманывают людей, втягивая их в протесты?


О психологии и методах влияния на массы в "Понятной политике"

Управление толпой

Толпе чужда демократия – ей нужен вождь

Оксана Калаганова, психолог, гештальт-терапевт:

Анонимность и заражение - свойства толпы

В своей работе Лебон выделил несколько факторов, которые определяют свойства толпы:

  • Во-первых, анонимность - в толпе нет ни имён, ни социальных статусов. Личность здесь растворяется, и подобная безликость порой приводит к возникновению чувства безответственности.
  • Во-вторых, заражение. Человек подвергается психическому влиянию и стремится подражать - делать то, что делают другие.

Эксперимент по управлению толпой

Структура толпы

За долгие годы изучения четко описаны и характерные слои толпы. Например, зачинщики, или ядро толпы – вот как раз они четко понимают, что делают и осознанно манипулируют массами. Неприметные дирижеры найдут способ увлечь человека туда, куда нужно именно им. Главное, чтобы вы вышли на улицу. Именно обычные жители и есть второй слой – то есть внушаемые, или восприимчивые люди. И те, кто пришел специально, и случайные участники, которые изначально настроены нейтрально, но подвергаются общему настроению.

И конечно, в толпе, как правило, находится ряд безбашенных людей, которые не думают о последствиях. Это и есть третий слой. Самый опасный. Хулиганы - наиболее асоциальные личности, которые примыкают к толпе с чисто деструктивными целями. Как правило, от их действий толпа становится агрессивной и способна на самые опасные действия.

Для того, чтобы собрать толпу сегодня – не обязательно ходить по улицам с транспарантами. Можно и вовсе находиться в другой стране. Вполне достаточно Интернета и кричащих посылов там. Бросил наживку аудитории и жди, пока клюнет.
Дэниел Ричардсон, исследователь из университетского колледжа Лондона:

У толпы есть только эмоции и чувства, интеллекта нет

Знакомьтесь: Арсен Даллакян. О психологии толпы и массовом поведении говорил много и на разных ресурсах.

Арсен Даллакян

Глава Российского Поведенческого департамента уверен, что у толпы есть только эмоции и чувства. Сознания, ментальности, интеллекта нет. Зато все это есть у лидера, и он на примитивном уровне управляет массами. Люди, которые свойства толпы хорошо знают – эти самые толпы всячески стараются избегать.
Арсен Даллакян, управляющий партнер агентства по дизайну поведения:

Оксана Калаганова – психолог, гештальт-терапевт

Алексей Авдонин, аналитик БИСИ

Как раскачать толпу

Разберём ещё один важный инструмент: циркулярную реакцию. К примеру, оказавшись среди множества громко смеющихся людей – Вы тоже начнёте громко веселиться. Придя на рок-концерт, публика впадает в коллективный экстаз. И это можно стимулировать, скажем, пришли на митинг, испытали страх, за ним ужас… а после и агрессию. Так раскачивают толпу к беспорядкам.

Эрик Хоффер, американский философ:

И здесь же эффект толпы: ведь пострадать за идею – значит быть частью добра. А все другие – плохие. Никакой индивидуальности, никакой серой морали: мы – воины света, они – предвестники тьмы. Разум спит и отдал себя коллективному. Помутнение сознания – эта фраза прочно вошла в обиход. Вот что говорит тот же Хоффер.

Эрик Хоффер, американский философ:

За все действия отвечать придется персонально

Как вы уже поняли - в толпе – организованной или стихийной произойти может все, что угодно. Давка, травмы и даже гибель людей. А потому в места массового скопления важно не попадать. Если уж оказались – нужно выбраться. А если пришли намеренно - помнить, что за все действия отвечать придется персонально и каждому. Судить толпу никто не будет.

Эффект толпы был и будет во все времена. Это наша биология, подчеркивают психологи. А значит во всем многообразии мнений, призывов и лозунгов - говоря простым языком, важно слушать себя и думать головой. Знания, касающиеся массовой психологии, таят в себе множество возможностей и угроз. Даже обычный флешмоб можно пошагово превратить в пожар и насилие.

Арсен Даллакян, управляющий партнер агентства по дизайну поведения

Как избежать заражения эффектом толпы?

Читайте также: