Суд шеффенов это тгп

Обновлено: 13.05.2024

В системе судов общей юрисдикции особое внимание в настоящее время уделяется деятельности судов с участием присяжных заседателей.

Законом участие в суде присяжных заседателей обозначено как обязательное. Поэтому нужно иметь вескую причину, чтобы быть освобожденным от этого обязательства.
Есть ряд ограничений, закрепленных законодательно, которые не позволяют попасть в число присяжных заседателей. Ими не могут быть:

  • лица младше 25 лет;
  • лица, получившие судимость, которая не была погашена или снята;
  • недееспособные лица или ограниченные в своей дееспособности;
  • лица, попавшие на учет в наркологический или психоневрологический диспансер из-за проблем с алкоголем, наркотиками или психических расстройств.
  • проходит подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;
  • не знает языка, на котором идет судопроизводство;
  • имеет недостатки физического или психического характера, которые могут помешать ему полноценно принимать участие в процессе.

Порядок отбора кандидатов для конкретного дела

В России каждые 4 года обновляются 2 списка присяжных заседателей: основной и запасной. Лица, попавшие в них, могут в любой момент при возникновении необходимости быть призваны для участия в процессе. Но не все вызванные лица становятся присяжными заседателями. Существует прописанный на законодательном уровне процесс, в рамках которого собирается коллегия изприсяжных заседателейв количестве 12 человек для каждого дела.

Сначала отбираются не менее 20 лиц, могущих стать присяжными заседателями по делу. Отбор происходит по методу случайной выборки. И далее, уже на предварительном заседании, переходят к формированию будущей коллегии присяжных заседателей из отобранных кандидатов.

Вначале сами кандидаты могут высказаться за самоотвод, для этого есть такие обоснования:

  • достижение 60-летнего возврата;
  • наличие у женщины ребенка младше 3 лет;
  • религиозные убеждения, не позволяющие решать чужую судьбу;
  • временное неисполнение своих служебных обязанностей может быть недопустимым.

Если суд поддержит полученное от кандидата в присяжные заседателиходатайство по вопросу о самоотводе, то заявитель выбывает из участия в процессе.

Недопустимость отказа в правосудии и чрезвычайных судов.

Органы и должностные лица, содействующие осуществлению судебной власти.

Есть

Органы предварительного расследования.

Статья 129

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

  1. Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти.
  2. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется генеральным прокурором Российской Федерации.
  3. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации.

В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления, управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения.

Полиция:

1. Составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

2. В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции

Виды: наркополиция, налоговая полиция, военная полиция и т.д.

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

В некоторых государствах Германии уже в 50-х годах XIX в. были введены суды шеффенов, состоявшие из смешанной коллегии, в состав которой входило несколько коронных судей и несколько заседателей (Ганновер, Вюртемберг, Ольденбург, Баден, Саксония). Им были подсудны дела о преступлениях меньшей, а в Саксонии и средней тяжести.

Однако суд присяжных пустил довольно глубокие корни в ряде немецких государств со времени, когда он впервые был принесен в Германию на штыках наполеоновских армий. Этот суд, естественно, имел много сторонников среди буржуазии.

В развернувшейся по вопросу о судебной организации оживленной теоретической полемике выявилось два направления.

Если Германия 1848 года могла согласиться на подобное чуждое заимствование, то объединившаяся и победоносная Германия 1871 года обязана дать ход своим национальным учреждениям, каким представляется суд шеффенов. 2) Институт присяжных заседателей введен во имя допущения народного элемента к участию в уголовно-судебной деятельности. Но так как суд присяжных требует для каждого дела слишком много лиц, то на практике их участие ограничивается наиболее важными делами. Осуществить вполне идею народного участия в суде без крайнего обременения общества может только институт шеффенов. 3) В суде с присяжными две отдельные коллегии — коронная и народная — совершенно изолированы друг от друга; при французской же обрисовке этого института они стоят в неправильных и враждебных отношениях друг к другу.

Присяжные, являясь пассивными зрителями судебного следствия и постановки вопросов, в то же время облечены самым широким правом бесконтрольного решения этих вопросов. Коронные же судьи, которые устранены от оценки фактической стороны-дела, по вынесении присяжными вердикта должны без участия присяжных определить размер наказания, то есть дать оценку виновности подсудимого, от установления которой они устранены. 4) Французская обрисовка института присяжных связана с введением в процесс ряда мер, которые явно противоречат основным задачам разбирательства уголовных дел: а) нераздельная по существу судебная деятельность искусственно разбита на оценку фактическую и оценку юридическую; б) в нарушение требования обоснованности каждого приговора доказательствами присяжные выносят немотивированный вердикт; в) вопреки требованию о постановлении приговора судом по выдвинутому перед ним обвинению присяжные дают свои ответы не по обвинению, а по вопросам, которые ставятся им коронной коллегией, иногда, существенно изменяющим первоначальное обвинение

Кроме этнх соображений, отраженных в официальной объяснительной записке к проекту закона о шеффенском суде, в литературе усиленно подчеркивалась недопустимость передачи решения основного вопроса уголовного дела людям, не обладающим ни профессиональным опытом, ни чувством служебного долга

Сторонники суда присяжных, среди которых были крупные ученые, Глазер, Вальберг, Гнейст, — явно отражая настроения буржуазных кругов, подчеркивали, что суд присяжных уже пустил корни в Германии и пользуется доверием народа, что шеффенская форма участия народа в суде полностью подчиняет заседателей судьям-чиновникам, что отдельные недостатки французской формы института суда присяжных легко поддаются исправлению и частично уже устранены в законодательстве отдельных государств предоставлением присяжным права участия в выработке вопросов, на которые они должны дать ответы в своем решении. При этом делались ссылки на недавнее введение суда присяжных в России, в Австрии и в Италии как на доказательство общего признания преимуществ этой формы участия народа в отправлении правосудия.

В пользу сохранения суда присяжных единогласно высказался и X съезд германских юристов 1872 года.

При утверждении законопроекта было принято именно это последнее положение. Согласно закону о судоустройстве суд присяжных был сохранен для рассмотрения дел о наиболее тяжких преступлениях; дела о преступлениях средней тяжести были отнесены к подсудности коллегиального суда, состоявшего из одних коронных судей; и лишь дела о незначительных правонарушениях были отнесены к подсудности шеффенского суда, организованного в составе участкового судьи, назначаемого правительством, и двух очередных заседателей-шеффенов.

Выполнение обязанностей шеффенов, как и присяжных, было объявлено почетным. Избранными в состав шеффенов могли быть все граждане, достигшие 25 лет, неопороченные по суду, проживавшие не менее двух лет в общине, где происходит избрание, и не пользовавшиеся в течение последних трех лет пособиями по бедности из общественных сумм. В списки не включались также лица, находившиеся в личном услужении. Шеффенами, как и присяжными, не могли быть судьи, прокуроры, священнослужители и воинские чины.

Составленные общинными представителями списки шеффенов проверялись участковым судьей, и на их основе составлялись комиссиями из представителей общин и местной администрации под председательством судьи годичные списки. Из этих списков участковый судья в публичном заседании составлял по жребию списки очередные. Шеффены приглашались к исполнению обязанностей на пять дней. Они участвовали вместе с участковым судьей в решении всех возникающих в ходе уголовного дела процессуальных вопросов, а по окончании судебного разбирательства выносили вместе с судьей решение о виновности и наказании подсудимого.

Судебная система Германии была организована законом 27 января 1877 г. (Gerichtsverfassungsgesetz). Эта судебная система отражала стремление прусского господствующего класса, крупных землевладельцев (юнкеров) усилить влияние имперского правительства во всех входящих в Германскую империю государствах. И буржуазия помогла в проведении этой системы.

Хотя Германия с 1871 года была федеральным государством, это очень мало отразилось на судебном устройстве, которое в основных своих чертах воспроизводило французскую систему.

Все судьи назначались правительством. Система состояла из четырех звеньев:

Низшим звеном был участковый суд (Amtsgericht), в котором дела рассматривались единоличным участковым судьей или судьей с двумя шеффенами.

Третьим звеном был высший земский или областной суд (Oberlandsgericht), являвшийся апелляционной инстанцией по гражданским делам, а также ревизионной инстанцией по уголовным делам, рассмотренным судом присяжных в случае нарушения законов данной земли (государства).

Четвертым звеном был Имперский (Верховный) суд (Reichs- gericht), заседавший в Лейпциге. Он являлся высшей ревизионной инстанцией по всем уголовным и гражданским делам, а также судом первой инстанции по делам о государственной измене и шпионаже.

Прокуратура в Германии в 1877 году была реорганизована по образцу французской. Прокуроры состояли при судах всех звеньев системы, от высшего — Имперского до участкового. Федеративное устройство Германии отразилось в меньшей централизации прокурорского аппарата. Прокуроры при судах первой и второй инстанции назначались правительствами отдельных государств и подчинялись соответствующему министру юстиции. Чины имперской прокуратуры назначались императором и подчинялись имперскому канцлеру и имперскому министерству юстиции.

Прокуратуре была подчинена полиция, которая под ее руководством производила дознание по уголовным делам.

Следственный судья, производивший расследование по более важным делам, не был подчинен надзору прокурора.

Прокуроры не осуществляли также надзора за судебными учреждениями (§ 151 Strafprozessordnung)

Адвокатура организована в Германии на основе Положения 1 июля 1878 г. (Rechtsanwaltsordnung fur das Deutsche Reich) в качестве самостоятельной корпорации, отдельные звенья которой состоят при высших земских судах. Особое звено образуют адвокаты при Имперском суде. В состав адвокатуры могут быть приняты лица, обладающие высшим юридическим образованием и отвечающие всем условиям для назначения судьей. Принятие в адвокатуру зависит от местного министерства юстиции, а в отношении адвокатов, состоящих при Имперском суде, — от канцлера на основании предварительного заключения местных адвокатских советов.

В германской адвокатуре не проведено (как в Англии и Франции) деления на правозаступников и поверенных. Каждый адвокат не только выступает в суде, но и подготовляет дело, собирая необходимые доказательства, и принимает участие в исполнении судебных решений. Он имеет право договариваться с клиентами о гонораре и получать задаток.

Смотрите также:

зарождение буржуазии Германия. Реформация в Германии.

Шеффенские коллегии были распространены в Германии повсеместно, численность их колебалась от 3 до 52 человек . Можно предположить, что при оформлении шеффенской коллегии учитывались какие то местные обычаи. В специальной статье Л.В. Котовой шеффенская коллегия характеризуется на основе уставов немецких крестьян (вайстюмов), т. е. основное внимание уделяется деревенской шеффенской коллегии. Автор, например, говорит о неоднородности деревенских шеффенов, выделяет при этом общинных и вотчинных шеффенов . Основная обязанность вотчинных шеффенов – знать и толковать право – четко прослеживается в вайстюмах. Изученные вайстюмы позволяют восстановить и форму участия шеффенов в судебных собраниях. Шеффены сидели в особом отведенном для них месте. Председательствовал на собрании староста – шульц. Он задавал шеффенам вопросы, на которые они отвечали предварительно посовещавшись. Решения по всем вопросам принимались ими коллективно. Свои показания они всегда давали под клятвой. Таковы были общие черты деятельности всех шеффенских коллегий.

Начавшаяся рецепция римского права изменила положение шеф-фенов. Малообразованные шеффены, на которых лежала обязанность отыскивать пригодные к каждому данному казусу правовые нормы, не могли приноровиться в новым трудным и сложным отношениям, впервые появившимися в жизни. Тяжущиеся со стороны мало-помалу начинают сами обращаться за помощью к образованным юристам, воспитанным на римском праве. В результате третейские решения легистов суживают сферу деятельности шеффенов. Кроме того сами шеффены теперь нередко подчиняются обаянию римского права и начинают в своих решениях руководствоваться сведениями об этом праве, которое доставляется им для руководства адвокатами или самим тяжущимися сторонами. Наконец, меняется и организация суда шеффенов: в помощь шеффенам иногда назначаются ученые секретари и советники, знакомые с римским правом, и эти лица получают большое влияние на юрисдикцию . Весьма часто из ученых-юристов назначаются и председатели судов, причем существенно изменяются роль и права этих заседателей: раньше они только следили за приведением в исполнение решений суда шеффенов, а теперь они делаются участниками самой судебной коллегии; они принимают участие в выработке решений и получают даже преобладающую роль в этом деле.

Во-первых, к ним предъявлялись столь же высокие требования, что и к судьям (ст. I C.C.C.), присяга шеффенов так же повторяла судебные присяги, которую давал судья. Из этого следует, что судебные заседатели по своему нынешнему положению были равны судье.

Как показывает анализ текста, при допросе обвиняемого (см. ст. XLYIXLYIII), свидетелей (ст. LXXI), осмотре трупа (ст. CXLIX), описи имущества (ст. CCYI) вместе с судьей в этих действиях участвуют лишь два судебных заседателя. В таком же составе решался вопрос о действительности ранее сделанного обвиняемым признания, если он в судный день начал отрицать показания данные в процессе следствия (ст. XCI).

Анализ же ст. LXXXIY позволяет утверждать, что правомочным суд считался, если в нем участвовало не менее семи-восьми шеффенов.

Ю. Глазер выводит слово от schophen – черпать; свое решение судные люди должны были черпать их действовавших правовых обычаев. В отличие от английских присяжных, немецкие шеффены решали не вопрос факта (доказано ли, что такой-то совершил что-то?), а правовой вопрос (выполнила ли соответствующая сторона то, что от нее требуется согласно праву?). См.: Glaser J. Handbuch des Strafprozesses. Bd. 1. Leipzig, 1833. S. 120ff

Weissner H. Sachinhalt und wirtschaftliche Bedeutung der Weistumer im deutscen Kulturegebiet Baden-Baden-Leipzig, 1934. S. 7.

См.: Котова Л.В. Шеффенская коллегия в Германии XIV–XVI вв. // Аграрная история эпохи феодализма: Сб. науч. трудов. Ижевск, 1983. С. 100.

Каролина. Уголовно-судебное уложение Карла V. Перевод, предисловие и примечания заслуженного деятеля науки Казахской ССР, проф. С.Я. Булатова. Алма-Ата: Наука, 1967.

- в ряде стран Европы суд с участием представителей народа, которые, в отличие от суда присяжных, образуют с профессиональным судьей единую коллегию. Роль и порядок создания С. ш. менялись. В феодальной Европе (Германия, Италия и др.) в VIII-XVI вв. - это суд "создателей порядка" (шеффенов, скабинов, рахимбургов), которые избирались согласно обычаям и вместе с судьей-чиновником осуществляли судебное разбирательство в форме инквизиционного процесса. В Германии с середины XIX в. действовали С. ш., состоявшие из коронного судьи и двух заседателей (шеффенов); они рассматривали уголовные дела о малозначительных преступлениях. Сложные уголовные дела входили в компетенцию суда присяжных, но в 1924 г. он был заменен большими С. ш. в составе трех судей-чиновников и шести шеффенов. В фашистской Италии С. ш. (судья и пять шеффенов) также заменил (в 1931 г.) суд присяжных. Шеффены подбирались из надежных чиновников, утверждались министром юстиции и назначались королевским указом. В ФРГ с 1950 г. С. ш. рассматривают дела о значительных уголовных преступлениях. В состав суда входят участковый судья (председатель), два заседателя (щеффена), избираемых из числа граждан, проживающих на территории соответствующего судебного участка.

Смотреть значение Суд Шеффенов в других словарях

Суд — судьба, судья и пр. см. судить.
Толковый словарь Даля

Суд — Беспощадный, беспристрастный, Божий, быстрый, лицеприятный (устар.), милостивый, небесный, нелицеприятный, неотвратимый, неподкупный, неправедный, непреклонный, праведный.
Словарь эпитетов

Суд М. — 1. Государственный орган, ведающий разрешением гражданских споров и уголовных дел. // Помещение для судебных заседаний. 2. Общественный орган, избираемый из членов какого-л.
Толковый словарь Ефремовой

Европейский Суд По Правам Человека — - один из двух органов (наряду с Европейской комиссией по правам человека), созданных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод в целях обеспечения.
Политический словарь

Конституционный Суд — - в ряде стран особый орган, единственной или главной функцией которого является осуществление конституционного надзора. Впервые учрежден в Австрии в 1920. С тех пор этот.
Политический словарь

Линчевание (суд Линча) — самосуд, не законная зверская кровавая расправа без следствия и суда, совершавшаяся расистами в США гл. обр. над неграми, борющимися против политики расовой дискриминации.
Политический словарь

Суд Присяжных — — с 1991 года в Российской Федерации началась судебная реформа, одним из действий которой является возрождение суда присяжных. В России суд присяжных действовал с 1864.
Политический словарь

Шемякин Суд — Несправедливый, пристрастный суд (по имени галицкого князя Дмитрия Шемяки, жившего в первой половине 15 в. и изображавшегося в сатирических повестях 17-18 вв.).
Политический словарь

Апелляционный Суд — - в ряде государств - судебный орган по пересмотру дел, решения и
приговоры по которым еще не вступили в законную силу А. с. проводит повторное
исследование доказательств.
Экономический словарь

Арбитраж (третейский Суд) — способ разрешения споров, при котором стороны обращаются к арбитрам (третейским
судьям)
Экономический словарь

Арбитраж, Третейский Суд — Альтернатива возбуждению судебного
процесса при разрешении споров между брокерами и их клиентами, а также между брокерскими фирмами. Традиционно в соглашения.
Экономический словарь

Арбитражный Суд — постоянно действующий официальный государственный
третейский суд, разбирающий хозяйственные споры между организациями, предприятиями, фирмами и выносящий по.
Экономический словарь

Арбитражный Суд Международной То — неправительственная
организация, созданная Международной торговой палатой (МТП) для урегулирования международных торговых споров. Штаб-
квартира МТП - в г. Париже.
Экономический словарь

Верхний Земский Суд — - судебное
учреждение для дворян, введенное Екатериной II (по одному в каждой губернии) в ходе обшей губернской реформы 1775 г.; в состав его входили 2 председателя (назначаемые.
Экономический словарь

Верхний Крестьянский Суд — - учрежденная законом 9 июля 1889 г. в прибалтийских
губерниях апелляционная
инстанция для дел, разрешаемых волостным судом не окончательно, и кассационная для.
Экономический словарь

Верховный Суд — - высшее судебное
учреждение государства. В компетенцию B.C. современных государств, как правило, входит разрешение споров между самостоятельными составными частями.
Экономический словарь

Верховный Суд Рф — - высший судебный орган РФ по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (общегражданским и военным) Осуществляет в предусмотренных.
Экономический словарь

Верховный Уголовный Суд — - высший чрезвычайный судебный орган Российской Империи. Создавался для проведения наиболее важных политических процессов: декабристов (1826 г), Д. В. Каракозова (1866 г.).
Экономический словарь

Военно-окружной Суд — - в послереформенной судебной системе Российской Империи - вышестоящая
инстанция по отношению к полковым судам. Состав В.-о.с. утверждался главными начальниками.
Экономический словарь

Военно-полевой Суд — - исключительный,
чрезвычайный суд, действующий вне норм существующего в данном государстве уголовного законодательства и юрисдикции, на основе особого положения.
Экономический словарь

Высокий Суд — - в ряде государств с англосаксонской системой
права - название судебных органов различного рода. В Ирландии B.C. является центральным судом, рассматривающим уголовные.
Экономический словарь

Высший Арбитражный Суд — англ. highest arbitration court высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным.
Экономический словарь

Высший Арбитражный Суд Рф (вас Рф) — - высший судебный орган РФ по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных.
Экономический словарь

Главный Военньш Суд — - в послереформенной судебной системе Российской Империи - высший военный суд. Действовал в составе председателя и постоянных членов (из числа военных юристов), а т.ж.
Экономический словарь

Государственный Суд — - 1) официальное название верховного суда Эстонии; 2) название специального судебного органа для рассмотрения дел о преступлениях и проступках высших должностных лиц в Финляндии.
Экономический словарь

Европейский Суд — - один из основных органов Европейского
Союза (Европейских Сообществ). Е.с. состоит из 15 судей, которым в качестве советников помогают девять генеральных прокуроров.
Экономический словарь

Европейский Суд По Правам Человека — - один из двух органов (
наряду с Европейской комиссией по
правам человека), созданных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 19) в.
Экономический словарь

Кассационный Суд — - в ряде государств собственное название высших судов, уполномоченных рассматривать дела в качестве кассационной инстанции (т.е. но
жалобам на нарушение материального.
Экономический словарь

Суд — суда, м. 1. только ед. Мнение, суждение, заключение (книжн.). отдать на суд кому-чему-н. или чей-н. (дать возможность кому-чему-н. высказать свое отношение). Я вижу тебя бледнолицую.
Толковый словарь Ушакова

"Принципиально новая модель суда присяжных".

Любое юридическое понятие имеет свое определение, которое может быть выражено через совокупность признаков определяемого предмета. Суд присяжных традиционно отличается от всех иных форм рассмотрения дела не только составом суда, в который включена коллегия непрофессиональных судей, но и четким и категоричным разделением процессуальных функций "судьи права" и "судей факта". Ключевым его признаком является раздельное вынесение решений: коллегия присяжных выносит вердикт самостоятельно, что достигается не только путем закрепления тайны совещания, но и наличием процессуальных гарантий, защищающих коллегию от незаконного воздействия, в том числе, и председательствующего судьи. Эти факторы определяют сущность суда присяжных и составляют первоочередной его признак, исторически и традиционно отделяющий его от иных форм рассмотрения дела.

Смешанный состав суда, голосующий совместно, в науке именуется судом шеффенов. За счет совместного вынесения решения профессиональным и непрофессиональными судьями, этот суд очевидно не может считаться ни судом присяжных, ни какой-либо его гибридной моделью. Очевидно, что отсутствие базового признака, характерного для суда присяжных (рассмотренного выше) не позволяет сблизить суд шеффенов в любой его форме с судом присяжных. Такое смешение является даже не грубым и поверхностным, а попросту безграмотным: настолько же верным было бы именовать суд шеффенов "профессиональным" судом по признаку участия профессионального судьи в разрешении вопроса о виновности.

Таким образом, выдвижение смешанного состава суда, совместно рассматривающего вопрос о виновности, в качестве суда присяжных, является очевидным лицемерием и сознательной подменой тезиса (что выглядит реалистичнее, чем банальная неграмотность на столь высоком уровне). Введение такого суда с сохранением прежнего названия (при любом отношении к суду присяжных), объективно означает произвольное оперирование терминами, известными мировой науке и, попросту говоря, понижение и так низкого качества юридической техники отечественного законодателя.

Экономный суд.

Экономия на судопроизводстве недопустима в принципе. На мой взгляд, за прошедшие годы при необходимости экономии, ее можно было бы осуществить во многих иных областях, не ставя под угрозу судьбы людей. Правосудие - это лицо государства.

Будет ли дешевым суд шеффенов? При его введении в районных судах потребуется ежедневное привлечение множества составов заседателей: намного больше, чем в суд среднего звена. Это вызовет необходимость в назначении заседателей и допуск одних и тех же лиц к рассмотрению нескольких дел в короткий промежуток времени. Все это само по себе негативно скажется как на их независимости, так и на стоимости. Но еще негативнее это скажется на соблюдении процессуальных сроков: работа судов может попросту "встать".

Из-за присяжных ежегодно освобождается батальон убийц.

Этот довод может находиться на уровне где-то между позицией обывателя и частным мнением (выражаемым через слова "мне кажется"), но никак не могут звучать в виде императива из уст профессионала (хотя бы из уважения к презумпции невиновности).

Ежегодно суд присяжных рассматривает около 700 дел. Из них оправдательные вердикты выносятся примерно по 20 % дел, т.е., около 140. Из этих 140, далеко не все являются делами об убийствах, и, наверное, речь идет все же не о всех вынесенных оправданиях. Не набирается батальон, не так ли? И гипербола здесь совершенно неуместна: это попросту искажение фактов.

Нужные разъяснения от судьи помогут заседателям.

Представляется, что "нужные" разъяснения от судьи подразумевают попытки склонения заседателей (которых не поворачивается язык назвать "присяжными") к "нужной" позиции.

У России уже был печальный опыт работы смешанного состава суда, который в народе именовался "судом кивал". Единственным плюсом того суда времен СССР было отсутствие лицемерия и безграмотности в названии: его хотя бы не пытались гордо окрестить судом присяжных. Все же минусы этого состава были выведены опытным путем. Однако, сторонники воскрешения народных заседателей либо предпочитают запамятовать о них, либо постепенно возвращать к жизни все прочие прелести авторитарного режима с его венцом - господствующим обвинительным уклоном, который суд присяжных за 20 лет смог потеснить на полшага назад.

Довод о чести судьи как гарантии защиты от возможных негативных последствий является спорным - честь вообще относится к тем категориям, в которые, за неимением возможности из разглядеть и потрогать, можно либо верить, либо отрицать, либо рассматривать с позиций агностицизма. Наверное, если бы это понятие было бы присуще всем без исключения судьям, работа ККС бы сильно уменьшилась, равно как и количество решений ЕСПЧ против России, и дел, возбуждаемых против судей.

Пытаясь проникнуться идеей смешанной панели, я пришла к интересной мысли: если присяжные критикуются за неправильную позицию, едва ли не правовой нигилизм, а работа заседателей позволит суду оставаться открытым - может стоить назначать на роль заседателей правозащитников? Уж эти люди очевидно имеют активную гражданскую позицию. Было бы интересно, как бы оценили это предложение сторонники суда "кивал".

На мой взгляд, наиболее печальными являются суждения ряда судей о их лучшем понимании справедливого решения по вопросу о виновности в сравнении с коллегией. Как видно из анализируемого текста обсуждения, речь идет не о способности к установлению истины (причастности подсудимого к совершению преступления), а именно о понимании справедливости: "отпустить или посадить". Об этом свидетельствует в первую очередь прямое указание на нуллификации, которые и предполагают оправдание при очевидной виновности. Я не вижу смысла рассматривать вопрос о том, "кто справедливее": судья или присяжные. Для меня совершенно очевидно, что никто в рамках конкретной страны не может быть справедливее самого народа, и все сверкающие тщеславием попытки выстроить отдельные касты, которым справедливость и мораль ближе, чем населению, являются лишь острым проявлением профессиональной деформации. Государственный служащий, суть деятельности которого сводится к служению народу (несмотря на все пафосные попытки назвать это служением закону, так как закон изначально и был создан для обеспечением интересов народа), не смеет противопоставлять себя этому народу, бросать вызов его взглядам и выражать им недоверие. Да, у судьи нет возможности нуллифицировать закон - это инструмент только присяжных. Именно это орудие, которое не может быть передано в руки профессионалу, красноречиво свидетельствует о нужде в присяжных как о потребности в справедливости, которая стоит выше формальности закона.

Читайте также: