Суд против президента как называется

Обновлено: 06.05.2024

Суть дела в следующем. Дональд Трамп, вступая в должность, передал свои активы в управление сыновьям, хотя консультанты по этике советовали ему полностью избавиться от долей в различных компаниях. Например, продать их и отдать вырученные деньги в управление нанятому независимому специалисту. Или перевести свои активы в так называемый слепой траст, таким образом лишившись возможности даже следить за состоянием и доходностью своих инвестиций.

Юристы CREW, судя по всему, были на низком старте ещё с ноября 2016 года, когда Трамп победил на выборах. Иск был подан и рассмотрен в первый раз уже в 2017-м. Адвокаты Дональда тогда заявили, что истец слишком вольно интерпретировал Конституцию, так что обвинения являлись исключительно спекулятивными. Соответствующие положения основного закона США были призваны оградить Белый дом от коррупции и иностранного влияния, тем самым гарантируя независимость принимаемых главой государства решений. Однако, как утверждала сторона защиты, истец вовсе не был заинтересован в независимости президента. Его иск был лишь попыткой получить решение, дающее основание для рассмотрения вопроса об импичменте.

В 2017 году суд согласился с доводами адвокатов. Он усмотрел политическую подоплёку в иске, а также не увидел в возможных действиях Трампа никакого (даже потенциального) ущерба для CREW. В связи с этим дело было закрыто. Судья разъяснил, что истец, по сути дела, действовал не от своего лица и не для защиты своих интересов, как это требуется для гражданского иска, а пытался представлять интересы всех граждан США, что является прерогативой конгресса (потому и импичмент объявляют законодатели), а не суда.

После некоторой паузы представители CREW решили подать апелляцию. Их юристам удалось обосновать, почему данное НКО можно считать пострадавшей стороной. У CREW также имеются доли в индустрии отдыха и туризма на территории штата Нью-Йорк. Так что высокий государственный пост ответчика давал ему возможность предоставлять преференции своим гостиницам и курортам, тем самым ущемляя интересы истца. Этого аргумента двум судьям Апелляционного суда из трёх оказалось достаточно, чтобы вынести постановление о допустимости иска. В мнении судебного большинства также сказано, что суд первой инстанции не привёл достаточного обоснования отсутствия у него юрисдикции по данному делу.

Судья, голосовавший против постановления, в своём частном мнении написал, что за всю историю США подобного рода претензии к президенту ни разу не были рассмотрены окружным федеральным судом. Нет и судебных прецедентов или определений Верховного суда, которые позволяли бы такое рассмотрение. Более того, в Конституции нет никакого указания на то, что потенциальные преференции могут приравниваться к вознаграждениям.

Как бы то ни было, большинством в один голос Апелляционный суд снова отправил дело в первую инстанцию, которой и предстоит выяснить, нарушил ли Трамп закон и привели ли его действия к нанесению ущерба истцу. То есть это не окончательное решение, а лишь распоряжение принять иск к рассмотрению.

Сложно сказать, насколько такая тактика успешна. Пока что рейтинг одобрения Трампа на удивление стабилен. Более того, он сейчас даже чуть выше рейтинга Обамы осенью 2011 года, то есть за год с небольшим до перевыборов. По всей видимости, либеральные стратеги полагают, что вода камень точит. Впрочем, у них и выбора-то особого нет. Учитывая успехи американской экономики и совершенно невнятную праймериз-кампанию Демпартии перед президентскими выборами, недругам Дональда только и остаётся, что сыпать новыми обвинениями в его адрес.

Одним словом, воз и ныне находится там же, где и 20 января 2017 года, когда Дональд Трамп принял президентскую присягу.

Вместе с тем кое-что всё же изменилось. Активисты и адвокаты CREW приоткрыли ящик Пандоры. Если по какой-то причине (Нью-Йорк всё-таки очень либеральный штат, судьи там, как и избиратели, настроены по отношению к Трампу крайне негативно) суд первой инстанции признает президента виновным, это станет прецедентным решением. На импичмент, как уже говорилось выше, такое решение никак не повлияет, но желающих стрясти с главы государства пару миллионов долларов появится очень много.

Даже если решение будет в пользу ответчика, прецедент всё равно будет создан. На довольно туманных основаниях апелляционная инстанция приняла решение о том, что иск должен быть принят к рассмотрению. А значит, судиться с высшим должностным лицом страны теперь теоретически могут все кому не лень. Достаточно указать на связь президентства имярек с потенциальными убытками истца.

Учитывая чрезвычайную расколотость американского общества, можно ожидать, что иски посыплются как из рога изобилия. Это совершенно не соответствует ни букве, ни духу Конституции, но с формальной точки зрения всё будет корректно. Прецедент есть прецедент. Первый за 230 лет.

Что ж, во все времена и во всех странах это было отличительной чертой либералов. Американские ещё долго держались…


ТАСС-ДОСЬЕ. 15 января 2020 года, выступая с посланием Федеральному собранию, президент РФ Владимир Путин предложил изменить порядок утверждения председателя правительства, а также вице-премьеров и федеральных министров. В соответствии со ст. 111 и 112 действующей Конституции, Госдума дает главе государства только согласие на назначение премьер-министра. Окончательное утверждение руководителя правительства относится к прерогативе президента. Вице-премьеров и министров кабинета глава государства назначает по представлению премьера. ТАСС подготовил справку о полномочиях президента в соответствии с действующим Основным законом.

Президент России

Полномочия российского президента определяются статьями 80-93 Конституции, принятой 12 декабря 1993 года. Согласно ст. 80 Основного закона президент России имеет статус "главы государства", "гаранта" конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он занимает особое место в системе власти и не входит непосредственно ни в одну из трех ее ветвей (исполнительная - правительство; законодательная - Федеральное собрание; судебная - суды). При этом глава государства может принимать решения только в рамках действующей Конституции и федеральных законов.

Президент избирается сроком на шесть лет и не может занимать высшую должность в стране более двух сроков подряд. Его указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории страны.

Национальная безопасность

Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ, ему же принадлежит право назначать на должности и освобождать от них высшее командование армии и флота России.

В случае агрессии (или ее непосредственной угрозы) против Российской Федерации глава государства имеет право ввести на всей территории страны или в ее отдельных местностях военное положение. Также при попытках вооруженного мятежа, массовых беспорядках, техногенных или экологических катастрофах и других экстренных обстоятельствах президент может объявлять чрезвычайное положение. В обоих случаях он обязан незамедлительно проинформировать о своем решении обе палаты Федерального собрания. В течение 48 часов введение военного положения должно быть одобрено большинством членов Совета Федерации (чрезвычайное положение должно получить одобрение в течение 72 часов).

Согласно ст. 106 Конституции, президент не имеет права объявлять войну и заключать мир. Это исключительная компетенция Совета Федерации.

Глава государства формирует и возглавляет Совет безопасности РФ. В этот совещательный орган входят председатели палат Федерального собрания, глава правительства, министры силового блока и иностранных дел, глава администрации президента и др. Совбез готовит для главы государства основные документы в сфере национальной безопасности, в частности, военную доктрину, которую утверждает президент.

Внешняя политика

Как глава государства президент Российской Федерации представляет страну на международной арене. Он непосредственно осуществляет руководство внешней политикой РФ, определяет ее основные направления (в частности, в послании Федеральному собранию), ведет переговоры с руководителями иностранных государств и международных организаций. Для вступления в силу ратифицированных Государственной думой международных договоров необходима подпись российского президента.

Глава государства осуществляет общее руководство деятельностью Министерства иностранных дел. После консультаций с профильными комитетами обеих палат парламента он назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и при международных организациях. Также президент принимает верительные и отзывные грамоты иностранных дипломатов.

Исполнительная власть

Президент определяет основные направления внутренней политики страны. Согласно Конституции, он имеет право председательствовать на заседаниях правительства. Главе государства непосредственно подчинены 19 ведомств (из 72 входящих в структуру правительства), в числе которых министерства силового блока, юстиции, иностранных дел, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное архивное агентство и др.

Помимо кабинета министров президент формирует собственную администрацию, которая обеспечивает деятельность главы государства и осуществляет контроль за исполнением его решений. В структуру администрации президента входит 21 управление (в том числе по внутренней и внешней политике), помощники и советники, а также полномочные представители президента (и их аппараты) в федеральных округах.

Президент представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, а также ставит перед нижней палатой парламента вопрос об освобождении его от должности.

Глава государства также является арбитром при наличии разногласий между федеральными и региональными органами власти, он может использовать для этого различные согласительные процедуры (организацию переговоров, третейских судов и др.).

Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае, если они противоречат российской конституции, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина. Окончательные решения по такого рода вопросам принимают суды.

Законодательная власть

Президент обладает правом законодательной инициативы, в том числе по вопросам пересмотра российской конституции. Федеральные законы, принятые обеими палатами российского парламента, вступают в силу только после их подписания главой государства.

По вопросам особой государственной важности президент может назначать всенародное голосование - федеральный референдум.

С 2014 года российский президент получил право назначать не более 10% (17 человек) членов Совета Федерации (остальные сенаторы являются представителями законодательных и исполнительных органов власти субъектов).

Глава государства назначает выборы в Государственную думу. Он также может распустить нижнюю палату парламента в трех случаях:

  • если депутаты трижды отклонят представленные президентом кандидатуры на должность председателя правительства;
  • если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству;
  • если Дума откажет в доверии правительству, когда вопрос о таком доверии был поставлен перед ней премьер-министром.

Суды и прокуратура

Глава государства представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного и Верховного судов. Также ему принадлежит право напрямую назначать судей других федеральных судов.

В прокуратуре России к компетенции президента относится назначение и освобождение от должности прокуроров субъектов РФ и др. Кроме того, глава государства представляет Совету Федерации для утверждения кандидатов на пост генерального прокурора и его заместителей.

Другие полномочия

Президент решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся с соответствующей просьбой к властям страны.

Президент имеет право своими указами осуществлять помилование осужденных, т. е. освобождать их от дальнейшего отбывания наказания либо смягчать вынесенный судом приговор.

К компетенции главы государства также относится награждение граждан России орденами и медалями, а также присвоение высших воинских и высших специальных званий.

Процедура импичмента (отрешения от должности)

Согласно Конституции, президент обладает неприкосновенностью. Однако в случае обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, он может быть принудительно отстранен от должности Советом Федерации, а также предан суду. Обвинение в отношении высшего должностного лица выдвигает Госдума (для этого требуется две трети голосов депутатов), затем его рассматривают Верховный и Конституционный суды. Окончательное решение об отстранении президента от должности принимает Совет Федерации (не менее двух третей голосов) в трехмесячный срок с момента выдвижения обвинения.

О возможности участия в качестве кандидата на выборах Президента РФ лица, занимавшего и (или) занимающего должность Президента РФ на момент вступления в силу ч. 3 и 3.1 ст. 81 (в ред. Закона РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ), см. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ.

  1. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.

3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.

  1. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
  1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

  1. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации .

Президент Российской Федерации:

а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности ;

б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации ;

б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти ;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации ;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д.1" настоящей статьи), и освобождает их от должности ;

д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности ;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов ;

е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом ;

е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации ;

е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий ;

е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты ;

е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом ;

ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом ;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий ;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

  1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
  2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

Можно ли подать иск к Президенту?

Фото: Из открытых источников

Можно ли обжаловать в суде действия Президента РФ, как гаранта Конституции и установленных в ней прав человека? Как правило, судьи находят процессуальные зацепки для отказа в рассмотрении подобных исков к главе государства

Согласно этой статье гражданин может обратиться в суд и оспорить решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Получается, московские суды по своему усмотрению ограничительно трактуют процессуальное законодательство, исключив Президента РФ как должное лицо из числа допустимых ответчиков. Несмотря на стопроцентные судебные отказы, иски к Президенту, тем не менее, подаются с завидной регулярностью. Но обычно судами не рассматриваются.

С одной стороны — граждане, которых должен защитить суд, с их безусловным правом на обжалование нарушенных прав действиями (бездействиями) должностных лиц, а с другой — юридическая неприкосновенность Президента. Согласно Конституции РФ, как должностное лицо Президент может быть привлечен к ответственности только за измену Родине или за совершение тяжкого преступления в порядке импичмента. Из этого следует вывод, что при совершении нетяжких преступлений и административных правонарушений Президент может продолжать оставаться на своей должности и работать дальше. Чтобы импичмент состоялся, процедура должна пройти несколько стадий:

1) выдвижение обвинения Госдумой;

2) заключение спецкомиссии Госдумы;

3) принятие решения о выдвижении обвинения Госдумой;

4) заключение ВС РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления;

5) заключение КС РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;

6) принятие решения об отрешении Президента от должности Советом Федерации РФ.

Граждане, которые считают, что со стороны Президента РФ было совершено тяжкое преступление, могут обращаться к своим представителям в Госдуме (депутатам) и подвигнуть их инициировать соответствующую процедуру в отношении главы государства. Но фактически у простых граждан нет правовых возможностей повлиять на процедуру отрешения Президента от должности. При этом они вправе оспорить отдельные акты, принятые Президентом. Оспорить акты Президента РФ, затрагивающие их гражданские права, заинтересованные лица могут в Верховном суде РФ, а нормативные правовые акты Президента — также в Конституционном суде РФ, если считают, что эти акты противоречат Конституции.

Теоретически и практически россияне могут подать к Президенту иск, как к частному лицу. Так в российских судах неоднократно рассматривались иски к действующему на тот момент Президенту РФ Борису Ельцину от граждан о защите их чести и достоинства (правда, в удовлетворении всем истцам было отказано). Тем не менее, в теории этот иск также может быть судом удовлетворен. Но поскольку Президент по Конституции освобожден от юридической ответственности, то исполнить судебное решение, принятое против Президента, будет проблематично. Оштрафовать или привлечь к ответственности главу государства по гражданскому иску не получится. А вот восстановить отдельные нематериальные права пострадавших суд все же может (например, признать не соответствующими действительности сведения, которые распространил глава государства в отношении конкретных лиц и т.п.). И еще раз подчеркну: по закону не запрещены иски к главе государства, как к должностному лицу (если суть искового требования заключается в восстановлении нарушенных прав, но не привлечении Президента к юридической ответственности). Вот только судьи изящно избегают решать юридические жалобы, касающиеся Президента РФ, ссылаясь на принцип разделения властей. Догадайтесь, кто их назначает?

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

5.Каковы полномочия Президента РФ? Каковы поправки к ним?

Полномочия Президента РФ отражены в статье 83.

Президент Российской Федерации:

а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности ;

б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации.

Внимание! НОВОЕ (б1)!

б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

Внимание! НОВОЕ (в1)!

в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

Внимание! НОВОЕ (новая формулировка д)!

д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1″ настоящей статьи), и освобождает их от должности ;

Внимание! НОВОЕ (д1)!

д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

Внимание! НОВОЕ (новая формулировка е)!

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов;

(В прежней редакции было просто «судей Конституционного и Верховного Судов, теперь формулировка более конкретная).

е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации,

Внимание! НОВОЕ!

ДОБАВЛЕНО! … заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом ;

Внимание! НОВОЕ (е2 – е5)!

е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации;

е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты ;

е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом;

ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации, возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом

ДОБАВЛЕНЫ ЦЕЛИ СБ:

в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации. ДОБАВЛЕНЫ ЦЕЛИ: в целях обеспечения реализации своих полномочий;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

6.Каковы полномочия Президента РФ организационного характера?

Данные полномочия изложены в статье 84.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

6.Каковы полномочия Президента РФ по руководству внешней политикой?

Данные полномочия изложены в статья 86 .

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Вспомним термины.

Ратификационная грамота – международно-правовой акт, свидетельствующий об утверждении национальным законом (ратификации) международного договора. В РФ его подписывает Президент РФ. Документ скрепляется печатью Президента РФ и подписью министра иностранных дел РФ.

Верительные грамоты — документы, которыми снабжаются главы дипломатического представительства класса послов или посланников для удостоверения их представительного характера и аккредитования в иностранном государстве. В нём выражается просьба верить всему тому, что будет излагать посол от имени главы своего государства и правительства, отсюда и пошло название документа.

Отзывная грамота – официальное письмо главы государства, пославшего дипломатического представителя, главе государства, принявшего дипломатического представителя, об отзыве этого представителя с занимаемого им поста.

Аккредитуемый — уполномочивать (то есть поручать сделать что-либо) кого-нибудь в каком-либо отношении и поручиться за его действия в пределах его полномочий.

Дипломатический представитель – лицо, откомандированное за границу для проведения международных отношений.

7.Каковы полномочия Президента РФ как Верховного Главнокомандующего?

Данные полномочия изложены в статье 87.

8.Может ли Президент вводить чрезвычайное положение?

Вспомним термин.

Чрезвычайное положение – это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией Российской Федерации и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях, в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации.

9.Каковы полномочия деятельности Президента по отношению к конкретным лицам или гражданам РФ?

Данные полномочия изложены в статье 89.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Вспомним термины.

Политического убежище – это гарантирование государством, которое предоставляет убежище, безопасности лицу, просящему убежища, на своей территории, невысылка и невыдача его стране, где оно может быть подвергнуто преследованию, предоставление этому лицу основных прав и свобод своего государства. Государство само определяет, кому и на какой срок оно предоставляет убежище. В России убежище предоставляется лицам, преследуемым у себя на родине за политические убеждения, а также за действия (бездействия), не признаваемые в Российской Федерации преступлениями.

Помилование – акт верховной власти (обычно главы государства), полностью или частично освобождающий осуждённого от назначенного или могущего быть назначенным впоследствии наказания, либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Акты помилования имеют всегда индивидуальный характер, то есть они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определённых лиц.

10.Какие нормативно-правовые акты издаёт Президент РФ?

Данные полномочия изложены в статье 90.

  1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
  2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
  3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

11.Что такое неприкосновенность Президента РФ (статья 91)?

Неприкосновенность — общий термин, обычно применяющийся к должностным лицам, обычно выборным (но возможно и к назначаемым, например, к прокурорам, а также к часовым на посту), означающий наличие у определенных лиц особых прав. Для таких лиц устанавливается (обычно законом) чёткий, ограниченный по сравнению с общим случаем, порядок того, как они могут привлекаться к уголовной, административной либо иной ответственности. Вплоть до практической невозможности привлечения, как в случае дипломатической неприкосновенности.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью , то есть невозможностью по действующему российскому законодательству привлечь Президента к юридической ответственности. До отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля, подвергнуть иным мерам принудительного воздействия.

Неприкосновенность Президента распространяется на занимаемые им помещения, на используемые им транспортные средства, на повседневную деятельность и на обеспечивающий эту деятельность персонал (чиновников, органов, помогающий Президенту в осуществлении его полномочий).

Неприкосновенность Президента распространяется на личность Президента и членов его семьи, включая супругу и проживающих с ними детей (возможно, и на совместно проживающих родителей).

12.Каков порядок исполнения Президентом РФ своих полномочий?

Данный порядок изложен в статье 92.

  1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочийс момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
  2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
  3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.

Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права:

  • распускать Государственную Думу,
  • назначать референдум,
  • вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

НОВАЯ СТАТЬЯ 92.1.

  1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью.
  2. Иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, устанавливаются федеральным законом.
  3. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции Российской Федерации.

13.Как называется процедура отрешения Президента от должности?

Процедура отрешения Президента от должности – импичмент .

14.В каких случаях могут быть прекращены полномочия Президент РФ?

Конституция РФ (статья 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.

В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия

Президента РФ могут быть прекращены досрочно:

1) по инициативе самого Президента РФ — в случае его отставки;

2) по не зависящим от воли Президента РФ причинам — в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) по инициативе Федерального Собрания — в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности.

Под отставкой понимается добровольный уход главы государства со своего поста.

Читайте также: