Суд присяжных во франции действовал при каком суде тест

Обновлено: 17.05.2024

Петр Михайлов - Суд присяжных во Франции

Монография посвящена суду присяжных. В ней рассматривается процесс становления и развития данного института во Франции, начиная с наказов Генеральным штатам, а также особенности деятельности этого суда в континентальной системе. Анализируется организация суда присяжных в России по сравнению с его организацией во Франции, отмечаются общие тенденции развития.Книга предназначена для специалистов и всех интересующихся особенностями и функциями суда присяжных.

См.: Cahiers des Etats généraux en 1789 et la législations criminelle. Paris, 1883. В исследовании А. Десжардена, содержащемся в указанной книге, уделяется значительное внимание наказам в области уголовного судопроизводства и, в частности, в области суда присяжных, однако знакомство с первоисточником позволяет значительно расширить область исследования, поскольку А. Десжарден исследовал не все наказы.

Archives parlementaires. 1 serie. V. 1. Paris, 1879. P. 682.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. 3. P. 258. Art. 12.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. 3. P. 758.

Ibid. V. II. P. 490. Филипп Красивый 19 мая 1314 года издал Ордонанс, который 22 июля 1315 года дополнил Людовик X. Эти два Ордонанса и известны под именем Нормандской хартии, согласно которой в области правосудия никакой свободный не мог быть подвергнут пыткам, за исключением случаев подозрения в совершении преступления, весьма обоснованного в совершении преступления, караемого смертной казнью, и даже в этом случае пытки не должны подвергать риску жизнь или какой-либо из членов тела. Палата шахматной доски Руана – Парламент Нормандии объявлялся суверенным судом, приговоры которого должны оставаться без апелляции. Это закрепило старые свободы Нормандии и старинные привилегии баронов. (Albert-Petit A. Histoire de Normandie. Paris, 1927. P. 260).

Чельцов-Бебутов М. А. Курс уголовно-процессуального права. СПб., 1995. С. 204.

Archives parlementaires Paris 1879. V. II. P. 40. Art. 40 et 42.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. I. P. 717. Art. 1.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. V. I. P. 399.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. II. Р. 360.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. II. P. 367.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. II. P. 105. Art. 27.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. II. P. 399. 1-re col.

Суд пэров, или суд равных, характерен для сословной монархии, он предполагает, что суд производится специально призванными лицами, равными по положению подсудимому, если речь идет о дворянине или духовном лице, при этом сюзерен только ведет судебную процедуру, оставляя разрешение всех вопросов на суд призванных лиц. Данная процедура в силу феодальной раздробленности и отношений подчинения распространялась на всех феодалов, которыми являлись и духовные лица, а кроме того, такой же суд мог применяться и в отношении вилланов (об этом смотри ниже).

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. III. P. 748. Art. 20.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. IV. P. 562. Art. 13.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. IV. P. 666. 2 col.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. IV. P. 759. 2 col.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. V. P. 181, 183.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. V. P. 131. 2 par.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. VI. P. 255. 1-ercol.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. VI. P. 352. 2 col.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. VI. P. 358. Art. 3.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. VI. P. 416. Art. 32.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. VI. P. 446. Art. 18.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. VI. P. 688. Art. 10.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. II. P. 367. Кстати, в этих же наказах Сен-Мишель требовал отмены пытки осужденного для выявления сообщников, хотя по этому поводу в мае 1788 года был издан специальный эдикт короля, что свидетельствует о невыполнении данного эдикта на местах.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. IV. P. 180.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. VI. P. 372. Art. 3.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. VI. P. 98. Justice. Art. 2.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. II. P. 131. Art. 26.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. V. P. 668. 1 col.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. II. P. 216.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. II. P. 219. Art. 13.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. III. P. 663. Ch. III. Art. 2.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. II. P. 249. justice.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. II. P. 53. Art. 3 et 4.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. II. P. 381.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. IV. P. 39.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. II. P. 53. Art. 4.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. II. P. 80.

Archives parlementaires de 1787–1860. Vol. IV. P. 431. Art. 3 et 4.

Институт присяжных в Англии был нормальной мерой смены поединка и ордалий более совершенными способами доказывания. Институт судебного или малого жюри присяжных в Англии дополняется институтом большого или обвинительного жюри. При этом судебное жюри разрешает вопрос о виновности лица, обвинение которому выдвинуто большим (обвинительным) жюри. До 1797 года, т. е. до решения по делу Фокса о либейлях (клевете в печати), считалось, что присяжные должны принимать решение лишь по факту, но не о виновности. Однако впоследствии в Англии за присяжными была признанна функция установления виновности: присяжные приступали к рассмотрению дела только в том случае, если обвиняемый не признавал свою вину в инкриминируемом ему деянии. Вопрос о наказании после вынесения вердикта присяжных (от лат. vere dictum – правильное мнение) разрешал судья, председательствовавший в процессе. Присяжные для вынесения вердикта удалялись в совещательную комнату, где оставались без огня, воды и пищи до вынесения вердикта. Обязательным требованием английского процесса было единодушное мнение присяжных, которое, по всей видимости, имело историческое происхождение, поскольку изначально присяжные являлись только свидетелями, к которым обращались представители королевской власти по интересовавшим их фискальным и судебным делам. Кроме того, вердикт присяжных на заре появления данного института являлся видом доказательства, и для силы доказательства требовалось единодушие вердикта присяжных. Отличительной чертой суда присяжных Англии было наличие одного судьи, председательствующего в процессе и назначающего наказание на основании вердикта присяжных. Данный судья, руководствуясь специальными правилами допустимости и относимости доказательств, выработанными в ходе многовековой деятельности суда присяжных, руководил деятельностью присяжных, стараясь свести процесс к разрешению простого вопроса о виновности или невиновности подсудимого. Присяжные должны были дать один простой ответ – виновен или невиновен. Обвиняемый мог требовать суда присяжных, в отличие от правил, появившихся впоследствии в Европе, по всем категориям преступлений. Председательствующий суда присяжных Англии при соблюдении принципа состязательности, предусматривающего предоставление доказательств сторонами, имел, тем не менее, значительные дискреционные полномочия. Он мог потребовать вынесения оправдательного вердикта, если, по его мнению, доказательства, представленные обвинителем, неудовлетворительны; рекомендовать присяжным ограничиться лишь установлением вопроса фактической стороны дела, не предрешая вопрос о виновности. В этом случае председательствующий сам решал вопрос о виновности, используя для этого цезуру – т. е. вынесение приговора по истечении значительного промежутка времени после вынесения вердикта присяжными. В данном случае профессиональный судья мог обратиться за помощью к своим коллегам для обсуждения правовой стороны дела. Председательствующий давал присяжным перед вынесением вердикта необходимые наставления, в частности, о юридической силе доказательств. В случае если вердикт присяжных не устраивал председательствующего, он имел право потребовать от присяжных вынесения нового вердикта. Суд присяжных Англии действовал в области дел уголовных и гражданских (в настоящее время суд присяжных в области дел гражданских в Англии не практикуется).

Суд равных в сословном феодальном государстве, о нем смотри ниже.

Закон от 24 ноября 1941 года, который ввел требование вынесения приговора присяжными и профессиональными судьями в одной коллегии.

Читайте также: