Суд от своего имени интерактивный метод

Обновлено: 23.04.2024

Ранее мы рассказывали, как организовать удаленную работу онлайн-школы и как продвигать онлайн-школу в интернете. В этой статье директор языковой онлайн-школы Alfa School Нарина Багдасарян поделилась с преподавателями эффективными интерактивными методами онлайн-обучения.

Хороший преподаватель — это гибкий, наблюдательный и чуткий педагог, который всегда старается придумать, чем заинтересовать учеников, как вдохновить и мотивировать их на учебу. Именно на этих принципах строятся методы интерактивного обучения, их использование помогает оживить учебный процесс.

Интерактивные методы преподавания разработаны по принципу максимального взаимодействия между педагогом и учащимся, а также между учениками. Процесс строится в форме беседы, диалога, игры. Взаимодействие между всеми участниками обучения способствует повышению заинтересованности, проявлению инициативности, применению полученных знаний на практике.

Интерактивное обучение полезно не только для учеников, но и для преподавателя, поскольку позволяет учителю:

  • Оценить уровень знаний каждого ученика, увидеть, насколько усвоенные знания применяются в практическом применении.
  • Использовать более гибкие методы обучения, позволяющие создать непринужденную обстановку, выстраивать коммуникацию с учениками, оперативно корректировать нагрузки и при необходимости менять подходы.
  • Повысить общую эффективность учебного процесса за счет применения полученных знаний на практике.
  • Мотивировать учащихся через двухсторонние методы обучения. Повышается активность учеников и вовлеченность в процесс обучения. Чем больше учащийся участвует в процессе, тем интереснее и эффективнее проходит обучение.

Использование интерактивных методов обучения

Во время обычных лекций и занятий ученики часто теряют интерес к учебе, однако интерактивные методики помогают создать атмосферу заинтересованности и помогают учащимся концентрировать свое внимание на ходе урока и изучаемом материале. Эти методики делают занятия более интересными, живыми и увлекательными. По сути, обычные лекции — это еще не учеба, а прослушивание лекций не гарантирует усвоение предмета.

  • Повысить активность и заинтересованность учеников в процессе обучения.
  • Обсуждать на занятиях вопросы, которые стимулируют общение, дискуссии и дают возможность применять практические навыки.
  • Использовать приемы, наталкивающие студентов на правильные ответы, а также удерживать внимание на процессе обучения.
  • Поддерживать активную рабочую атмосферу.
  • Включаться в работу на одном уровне с обучающимися.

5 интерактивных методов обучения, которые действительно работают

Существует много методов интерактивного обучения. Из них мы хотим выделить несколько, действительно работающих и приносящих отличные результаты.

2. Работа в парах

Простой, но очень эффективных способ. Задача состоит в том, чтобы дать общее задание для учеников, а затем разделить их на пары. После этого, всем обучающимся дается достаточно времени, чтобы они совместно могли разработать решение и найти ответы на вопросы. Затем каждый ученик формулирует выводы своими словами. Дополнительно можно попросить второго участника пары давать пояснения к ответам напарника и оценку сделанных выводов. Можно комбинировать и вносить разнообразие в процесс — другие ученики будут быстрее и легче втягиваться в работу. В коммуникации между учениками обрабатывается и усваивается больше информации.

3. Групповые дискуссии

Участники обсуждают один вопрос, задачу, находясь в разных группах, имеющих разное видение на решение проблемы. В каждой из таких групп ученики представляют собственные идеи на решение поставленного вопроса. Так как видение у групп разное, высказанные мысли тоже будут разными, и часто они противоположны. Поддерживайте процесс обсуждения между учениками из разных групп так, чтобы каждый узнал про взгляды других и мог аргументировать свою точку зрения.

Сразу же после оглашения темы занятия, перед началом обычной лекции, предложите ученикам придумать по одному вопросу на заданную тему. Вопросы учащиеся должны записать на листках и сдать преподавателю. После лекции предложите ученикам самим ответить на вопросы, а затем дайте собственные ответы. Так материал лекции легче усваивается и применяется на практике.

Анна Журба, PR-менеджер онлайн-школы иностранных языков Alfa School

10 причин, почему ваш сайт НЕ в ТОП-10 Яндекса, и что с этим делать. Часть 2


Интерактивный - способность взаимодействовать находится в режиме беседы, диалога с кем-либо или с чем-либо.

Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учителем и учеником или учеником и учителем.

Основные характеристики интерактива.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит из создания комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, где практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Они имеют возможность рефлектировать по поводу того, что они делают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала, означает, что каждый вносит свой особый, индивидуальный вклад; идёт обмен знаниями идеями, способами деятельности, причём происходит это в атмосфере доброжелательности и поддержки, что позволяет получать новые знания, развивать саму познавательную деятельность.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, к совместному решению определённых задач и проблем. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе общения учащиеся могут мыслить критически, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств полученной информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, общаться друг с другом. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная, групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

В настоящее время разработано не мало форм групповой работы и интерактива. Наиболее известные из них:

  • займите позицию;
  • большой круг;
  • аквариум;
  • мозговой штурм;
  • дебаты.

Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждаются какие – либо проблемы, о которых у учащихся есть первоначальные знания и представления. Кроме того обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ИНТЕРАКТИВА

  1. Умение слушать и слышать.
  2. Никакой критики
  3. Умение задавать вопросы на уточнение, понимание и дополнение.
  4. Самооценка.
  5. Взаимооценка.
  6. Соблюдение регламента.

Эффективный метод коллективного обсуждения, поиска решения, в котором свободно выражаются мнения всех участников.

  1. Выдвигаемые идеи не оцениваются и не критикуются.(главная цель-наработать как можно больше возможных решений)

2. Работа нацелена на количество, а не на качество.

  1. Предлагаемые идеи можно продолжить дальше.
  2. Одобряются бездумные идеи.
  3. Все идеи фиксируются с помощью ключевого слова, знака.
  4. Регламент.
  1. Учитель выбирает тему или проблему.
  2. Ставит задачу перед классом, собирает участников.
  3. Знакомит с правилами.
  4. Выбирается секретарь для фиксации идей.
  5. Первый этап считается завершённым, если больше нет ни каких идей.
  6. Объявляется короткий перерыв, чтобы дети могли настроиться на критическое мышление. (Анализ идей: все высказанные идеи группа рассматривает критически. Самое главное в каждой идее найти главное, полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях)
  7. Участники делятся на микро группы по 5-6 человек. Каждая микро группа рассматривает и обсуждает идеи и выбирает наиболее рациональные.
  8. Идёт обсуждение данных идей и решение проблемы с помощью литературы учителя.

Иногда целесообразно ограничиться только первым этапом.

  1. Берётся тема и разбивается на подтемы или порции – смысловой кусок.
  2. Первичные группы. Каждый ученик в первичной группе получает подтему для изучения и становится экспертом по данной теме.
  3. Создаются экспертные группы. Учащиеся, у которых одни и те же темы, собираются в экспертные группы для изучения, обсуждения и разбора. Составляют план преподавания этой темы. Когда все готовы, эксперты возвращаются в свои первичные группы и начинают работать в качестве учителя т. е. Обучают теме других участников группы. Проводят контроль. Это может быть тестирование или задания, составленные заранее учителем, а также экспертом в экспертной группе. Каждая экспертная группа проходит контроль у учителя перед выходом.

Этот метод эффективен, когда вопрос сигнала обсуждается в малых группах, а затем представители каждой группы делятся результатами обсуждения с классом. Это даёт возможность каждой группе поделиться своими идеями, согласно предложенной темы.

Класс разбивается на малые группы. Можно выбрать командира. Каждая микро группа получает задание - проблему в рамках той темы или модуля, которые они изучают. Микро группы в рамках 10-15 минут делятся обсуждением проблемы, определяются идеи разрешения данной проблемы. Работа считается завершённой по истечению времени. Затем учитель записывает главные идеи каждой микро группы на доске, а спикеры микро групп их объясняют, т. е. Доказывают, что эти идеи могут разрешить проблему. Класс слушает, задаёт вопросы на уточнение, понимание. Также можно дополнять выступления друг друга. Причём за дополнение микро группа может получить балл.

Учитель готовит карточки: на одной вопросы, на другой нарисованы опорные схемы, таблицы для ответа (почти шпаргалка, но интеллектуальная). Цвет карточек может быть одинаковым (для сложных заданий). Ученик находит соответствующую пару и отвечает на вопросы.

а) В начале урока учитель даёт загадку, отгадка которой будет открыта на уроке при работе с новым материалом. Предполагаемые ответы учащихся обязательно фиксируются на доске с указанием автора ответа. В конце урока словесно или оценкой поощряется ученик, правильно ответивший на загадку.

Б) загадку дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.

Учитель называет тему, разбивает учащихся на группы. Каждой группе в течение 7 минут предлагается совместно нарисовать картину, содержание которой соответствует названной теме. Короткий промежуток времени, отведённый на работу, заставляет микрогруппы действовать быстро и слаженно, воплощая в зрительные образы спонтанно возникшие идеи. Нарисовав картины, микрогруппы представляют их на всеобщее обсуждение и поясняют их. Ключевые слова фиксируются учителем на доске. Эти слова в дальнейшем используются для разработки плана изучения нового материала.

Учащимся предлагается ряд понятий. Предварительно учащиеся делятся на группы по 4 человека. Группам предлагается написать к начальным буквам какого-либо понятия, слова раскрывающие его смысл. Слова записываются на доске. Другие учащиеся должны определить, какие ключевые понятия темы раскрываются.

Учащийся представляет себя предметом, изучаемым на уроке, вживается в эту роль, задаёт вопросы себе как объекту (я- корень растения, я- прилагательное и т.д.)пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Младшие школьники могут рассказать о своих ощущениях, старшие могут записать.

Каждому ученику предлагается придумать по одному вопросу в рамках темы учебного материала и записать его на листе бумаги. Каждый, кто желает написать ответ на вопрос записывает его в колонку под ответом предыдущего ученика. Если ученик не хочет отвечать на данный вопрос, он может передать этот листок следующему ученику без ответа. По окончании этой работы все вопросы и ответы зачитываются вслух и фиксируются на доске.

(Различные приёмы работы с текстом)

Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.

Что не ждали? Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить основную мысль текста (разделов текста) одной фразой. Вариант: какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая является для вас известной, и ту информацию, которая была ранее неизвестной.

Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, вашу реакцию на неё в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.п.

Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии в классе. Далее организуется обсуждение результатов работы.

10 вариантов организации учебных групп.

  1. карточки для групп. (в классе 20 человек) 4 группы по 5 человек или 5 по 4. закодируйте эти группы цветными точками (красный, синий, зелёный… для 4 групп). Декоративными карточками ( 5 разных карточек на общую тему для пяти групп львы, обезьяны, тигры…) или номерами (от одного до шести на шесть групп). Наугад расположите цветовые карточки, номера, декоративные карточки для каждого участника и включите их в учебные материалы. Когда вы будете готовы к формированию групп, поясните условные обозначения, которые будут использованы, и в зависимости от них каждый участник займёт своё место в группе. Учащиеся должны быстро разбиваться на группы, поэтому условные обозначения можно прикреплять в виде визитных карточек, чтобы избежать путаницы.
  2. Мозаика. Купите детскую мозаику или сделайте свою собственную. Вы хотите разбить класс дайте каждому ученику по кусочку мозаики и пусть они формируют группы, собирая мозаику-картинки.
  3. Использование различных названий.
  4. Дни рождения.Группы по месяцам (зимние, осенние.)
  5. Игральные карты.
  6. Цифры, числа.
  7. Конфетные начинки.

Составляется серия контрольных вопросов по изученному на уроке материалу. Затем ученики задают свои вопросы другие на них отвечают. Постепенно учащиеся приучаются к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала учебный материал.

Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу. При этом совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал! Пусть некоторые из них (или даже все) останутся как открытые проблемы данной темы.

Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно даже сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др.

Ученики подбирают или придумывают свои примеры, задания, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем. Повторение предыдущего сколь угодно давно изученного материала происходит без отрыва от сегодняшнего, к тому же каждый раз можно посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения.

1 уровень- обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно любому ученик.

2 уровень- тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности усваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания 1 вида.

3 уровень- творческое задание (может и не использоваться). Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

  • частушки, басни, сказки.
  • чайнворды, кроссворды.
  • тематические сборники интересных фактов, примеров и задач
  • учебные комиксы
  • плакаты, опорные сигналы
  • стихи и др.

Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных видов заданий. Кто-то решит несколько видов заданий. Кто-то решит несколько видов задач, а кто-то подберёт пример или нарисует иллюстрацию к изученной теме.

Оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения;

Наблюдатели – учитель с несколькими помощниками.

Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоёв, учёных разных эпох.

До игры учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами. Во время игры:

  1. группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противника.
  2. группы вступают в диспут
  3. группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто более убедителен эмоционально. Кто допустил ошибки, некорректности в споре.

Жеребьёвкой выбирается тема и каждая группа составляет маршрут по теме, он выглядит как опорная схема. На работу отводится 20-25 минут.

К каждому путешествию группа готовится 5-6 минут, составляет устный или письменный ответ, который представляет консультанту-специалисту.

Консультант заполняет оценочный лист и выставляет оценки.

Чтобы облегчить работу в малых группах, желательно распределить обязанности за разные виды работ: Выбрать лидера, помощника, наблюдателя, спикера, ответственного за изготовление наглядных пособий и т.д. можно предложить желающим, но иногда стоит использовать определённую стратегию.

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Внедрение ФГОС НОО второго поколения поставило перед учителями новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС НОО помогает развивать способности детей к самообразованию.

В условиях действия ФГОС НОО основное внимание обращено к проблеме формирования универсальных учебных действий, уровень сформированности которых в свою очередь зависит от способов организации учебной деятельности. Традиционные способы преподавания постепенно уходят в прошлое. На первое место выходят активные методы обучения. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, а также групповой форме организации их работы. Интерактивный метод означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности, учащихся в процессе обучения.

История применения интерактивных методов не нова. В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. 20 века. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая их разработка получила развитие в трудах Сухомлинского (60-егг.), Шаталова, Амонашвили, Лысенковой (70-80 гг.) и многих других талантливых современных педагогов.

В требованиях ФГОС НОО к результатам освоенияосновной образовательной программы начального общего образования устанавливаются требования к личностным, предметным и метапредметным УУД , что в свою очередь включают коммуникативные УУД.

И так, коммуникативные универсальные учебные действия – это совокупность действий, которые обеспечивают социализацию детей, их сознательную ориентацию на позиции других людей, а также партнеров по деятельности или общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, адаптироваться в группе сверстников, строить взаимодействие и сотрудничество с взрослыми людьми.

Выделяют высокий, средний и низкий уровни форсированности коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) младших школьников. Рассмотрим каждую группу коммуникативных универсальных учебных действий и критерии их оценивания.

Коммуникация как взаимодействие – это коммуникативные универсальные действия, которые направлены на учет позиции собеседника (собеседников) либо партнера (партнеров) по совместной деятельности.

Коммуникация как кооперация – это действия, которые направлены на кооперацию, сотрудничество. Ядром данной группы коммуникативных универсальных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по совместной деятельности.

Коммуникация как условие интериоризации – это коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Для формирования коммуникативных УУД очень благоприятным является младший школьный возраст. Однако от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают определенные трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера. В начальной школе успехи ребёнка впервые приобретают социальное значение и смысл, поэтому одной из основных задач начального образования выступает создание благоприятных, комфортных условий для формирования коммуникативных УУД.

Уже в шести - семилетнем возрасте дети перестают считать собственную точку зрения единственно правильной и возможной. В общении со сверстниками и под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности происходит процесс децентрации. Таким образом, от учащегося начальной школы требуется хотя бы простейшее понимание и осознание возможности разных точек зрения на какой-либо вопрос или предмет, различных позиций.

На пороге школы и в первый год обучения в их сознании происходит лишь прорыв эгоцентризма, преодоление которого в дальнейшем происходит практически за весь период нахождения в начальной школе. В дальнейшем, когда опыт общения детей становится богаче, они начинают лучше учитывать позиции разных людей, а также заранее предвидеть различные возможные мнения других людей. В плане развития сравнения они также учатся доказывать собственное мнение, обосновывать и доказывать свою позицию.

На завершающем этапе обучения в начальной школе, к концу обучения в 4-ом классе, коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД), приобретают достаточную и необходимую глубину: младшие школьники становятся способными понимать (и принимать) возможность разных оснований для оценки одного и того же явления, события, предмета.

Таким образом, задачи интерактивных методов обучения:

  • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Данный вид обучения обладает следующими чертами:

Таким образом, это такое обучение, которое соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения.

Формами интерактивного обучения являются:

  • Работа в статичных парах или парах сменного состава;
  • Работа в малых группах;
  • Игровое сотрудничество.

Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу. Цель интерактивного обучения – создание комфортных условий обучения, при котором ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам образовательный процесс.

Интерактивные методы обучения можно применять на любом этапе урока,приведём примеры в таблице.

Таблица 1 – Применение интерактивных методов.

Этап урока

% врем.

Методическая цель

Примерные методики

I. Мотивация

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.

II. Целеполагание

Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает.

III.Получение необходимой информации

Инструктаж учащихся для выполнения задания.

Ознакомление с раздаточным материалом

Презентация домашнего задания

IV.Интерактивное задание

Практическое усвоение материала.

V.Подведение итогов

Разработанные уроки, с применением интерактивных методов позволяют развивать у учащихся интерес к парной, групповой работе. Наблюдается повышение активности учащихся при устных ответах.

Для эффективного использования интерактивных методов, в том числе – и для того, чтобы охватить весь необходимый объем материала и глубоко его усвоить, учитель должен тщательно планировать свою работу:

Коммуникативная компетентность является одним из фундаментальных качеств, учащихся, коммуникативные знания, умения, навыки, обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в обучения.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках в начальной школе позволяет преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Таким образом интерактивные методы обучения выполняют большую роль при формировании коммуникативных УУД у младших школьников.



Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными. И в чем принципиальная разница между методом и приемом обучения?

Методы и приемы: сходства, различия и принципиальные особенности

В специальной литературе есть разные трактовки терминов "метод обучения" и "прием обучения". По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.

Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.

Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.

Классификация методов обучения

Методы классифицируют по разным признакам:

  • по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.;
  • по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;
  • по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;
  • по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания.

Активные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое активные методы обучения?

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.

Признаки активных методов обучения

  • активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
  • длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
  • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
  • мотивированность к обучению.

Классификация активных методов обучения

Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:

  • Дискуссионные.
  • Игровые.
  • Тренинговые.
  • Рейтинговые.

Методы и приемы активного обучения

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

  • Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
  • Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.
  • Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.
  • Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.
  • Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.

Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности

Что такое интерактивные методы обучения?

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения

  • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы и приемы интерактивного обучения

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

0 Спам

6 vera-evdokimova-62 • 18:16, 11.03.2021

Считаю копирование американских терминов неоправданным, попытки примитивного переноса частных приёмов, вырванных из контекста системы образования и воспитания — легкомыслием, причем, разрушительным.

0 Спам

5 lilim37@mailru • 13:09, 03.03.2020

Активные методы обучения подробно разрабатывались в отечественной дидактике и педпсихологии. Приведённый перечень учёных, причастных к активным методам, заканчивается именем Дьюи. Между тем боле глубоко активные методы разработаны в нашем образовании, начиная с всемирно признаваемого Л.С.Выготского и его продолжателями: психологами Элькониным, Давыдовым, Занковым, дидактами Лернером, Махмутовым, Матюшкиным. Если бы учителя изучали труды наших учёных, они бы более эффективно вели учебный процесс. Но они бросаются на блёстки американского поверхностного обучения. Что такое "кейс-технологии"? Это урок по случаю, напоминающий хорошо разработанный проблемный метод. Разница в том, что проблемный метод предполагает постоянное его применение, а кейс - от случая к случаю, прыжок через пропасть. А что такое "квест", широко распространившийся среди учителей? Это поиск. В проблемном методе как раз и идёт поиск разрешения проблемы. А что такое критическое мышление? Наши философы Мамардашвили, Ильенков, Шимина, Шапоринский и другие убедительно показали, в чём заключаются истоки усвоения знаний, что является генетическим истоком знания. Показали значение анализа и синтеза, восхождение от абстрактного к конкретному. Но стоило за океаном назвать анализ и синтез критическим мышлением, как мы кинулись в эту сторону, понимая этот термин упрощённо: критический, значит умение критиковать. Почему наши педагоги так легко бросаются на новинки из-за Бугра, вместо того, чтобы изучить великие труды наших учёных? Потому что настоящие научные труды требуют труда понимания. Видимо, нашим педагогам это не по зубам. Поэтому и коментарии "Спасибо, просто и доступно". Просто, простенько, не требующее углублённого умственного труда. Печально!

Читайте также: