Суд лорда канцлера это

Обновлено: 03.05.2024

Судьи Верховного суда Соединенного Королевства являются судьями Верховный суд Соединенного Королевства кроме Председатель Верховного суда Соединенного Королевства и Заместитель председателя Верховного суда Соединенного Королевства. [2] Верховный суд является высшим во всем Соединенном Королевстве по гражданским делам, а по уголовным делам из юрисдикций Соединенного Королевства Англия и Уэльс и Северная Ирландия. Судьи назначаются Королева по совету премьер-министр, который получает рекомендации отборочной комиссии. Количество судей устанавливается разделом 23 (2). Закон о конституционной реформе 2005 года, который учредил Суд, но может быть увеличен Королевой через Порядок в совете согласно разделу 23 (3). В настоящее время существует 12 должностей: один президент, один заместитель президента и 10 судей. Судьям Суда, которые еще не являются коллегами, предоставляется стиль господин или же Леди для жизни. [3] [4]

Содержание

Квалификация

В Закон о конституционной реформе 2005 года устанавливает условия для назначения на должность президента, заместителя председателя или судьи суда. Этот человек должен был занимать высокую судебную должность (судья Верховного суда, англ. Высший суд или же Апелляционный суд, Северная Ирландия Высший суд или же Апелляционный суд, или шотландский Сессионный суд) не менее двух лет, [5] или имели право аудиенции в вышестоящих судах Англия, Шотландия или же Северная Ирландия минимум пятнадцать лет. [6] Это означает, что лицу, подающему заявку на должность судьи Верховного суда, необязательно иметь предыдущий судебный опыт (разрешающий Джонатан Самптион КК, ведущий барристер, чтобы успешно претендовать на роль в 2011 году).

Встреча

Судьи Верховного суда назначаются Королевой по решению суда. патентные письма, [7] по рекомендации премьер-министра, имя которому рекомендует специальная отборочная комиссия. В соответствии с Законом о конституционной реформе премьер-министр должен рекомендовать это имя Королеве и не имеет права назначать кого-либо еще. [8]

Отборочная комиссия

Отборочная комиссия состоит из Президент Суда, еще один старший судья Великобритании (не судья Верховного суда) и по одному члену от Комиссия по назначениям судей, то Совет по назначениям судей в Шотландии и Комиссия по назначениям судей Северной Ирландии. По закону хотя бы один из них не может быть адвокатом. [9] [10] Если место президента в комиссии остается незаполненным, это место занимает следующий по очереди судья суда (либо Вице-президент или, если они также вакантны, самый старший судья). [11] [12] Однако существует аналогичная, но отдельная комиссия для назначения следующего президента, которую возглавляет один из членов, не являющихся юристами, и вместо президента работает другой судья Верховного суда. Обе эти комиссии созываются Государственный секретарь юстиции (Лорд-канцлер). [10]

Процедура отбора

Когда комиссия сформирована, необходимо проконсультироваться с рядом людей. Первая группа - это набор "старшие судьи"определенные законом, кто нет желают быть рассмотрены для выдвижения. [13] Раздел 60 Закона определяет "старшие судьи"как (а) другие судьи Верховного суда, (б) Лорд главный судья Англии и Уэльса, (в) Мастер роллов, (г) Лорд председатель Сессионного суда, (д) Лорд главный судья Северной Ирландии, (е) Лорд-судья Клерк, (ж) Президент дивизиона королевской скамьи, (з) Президент Семейного отдела и (i) Канцлер Высокого суда. В случае, если ни один судья из одной из трех юрисдикций Великобритании не был проконсультирован (например, если лорд-президент и лорд-судья-клерк, два самых старших судьи в Шотландии, оба желают быть рассмотрены для назначения, они оба будут исключены из консультации), комиссия должна проконсультироваться с самым старшим судьей в этой юрисдикции, который не является членом комиссии и не желает, чтобы его рассматривали для назначения. [14] Комиссия тогда также должна проконсультироваться с лорд-канцлером, Первый министр Шотландии, то Первый министр Уэльса и Государственный секретарь Северной Ирландии. [15]

Отбор должен производиться на основе заслуг в соответствии с квалификационными критериями статьи 25 Закона (над) кого-либо, не являющегося членом комиссии, при условии, что судьи будут обладать знаниями и опытом всех трех различных правовых систем Великобритании, с учетом любых указаний лорда-канцлера, и только одного человека. [16]

Роль государственного секретаря юстиции

  1. Когда выбор делается впервые, лорд-канцлер имеет право принять кандидатуру, отклонить ее или попросить комиссию пересмотреть ее.
  2. Если номинация была отклонена на первом этапе, комиссия должна предложить новое название для второго этапа. Лорд-канцлер должен либо согласиться, либо попросить комиссию пересмотреть решение. Если вместо этого лорд-канцлер попросит пересмотра на первом этапе, комиссия может либо предложить то же имя, либо новое. В любом случае лорд-канцлер должен либо принять, либо отклонить имя. Другими словами, у лорда-канцлера есть одна возможность отклонить и одна просить о пересмотре.
  3. На третьем этапе (т. Е. Когда лорд-канцлер и отклонил, и один раз попросил о пересмотре), имя, выдвинутое комиссией, должно быть принято и отправлено премьер-министру с одной оговоркой: в случае, если комиссии будет предложено пересмотреть имя, а затем переадресовано новое имя, лорд-канцлер может принять более раннее имя. [18]

Оригинальные судьи

Верховный суд был учрежден 1 октября 2009 года и принял на себя бывший судебные функции Палаты лордов, которые были удалены Закон о конституционной реформе 2005 года, и двенадцать Лорды апелляции в обычном порядке стали судьями Верховного суда, [19] кроме Лорд Скотт Фоскотский, который вышел на пенсию за день до начала работы Суда, и Лорд Нойбергер из Абботсбери, который подал в отставку, чтобы стать Мастер роллов. [20] Бывший Мастер Свитков, Лорд Кларк из Stone-cum-Ebony, стал судьей Верховного суда в первый день его работы, первым судьей, непосредственно назначенным в суд. [21] Сэр Джон Дайсон был назначен двенадцатым членом 13 апреля 2010 г .; Первый Правосудие не равняться.

Из первоначальных судей, Лорд Сэвилл из Ньюдигейта был первым, кто ушел в отставку 30 сентября 2010 года, а лорд Роджер из Эрлсферри был первым, кто умер при исполнении служебных обязанностей 26 июня 2011 года. Лорд Дайсон ушел в отставку, чтобы стать Мастером Свитков 1 октября 2012 года, впервые судья покинул Суд, чтобы занять другую судебную должность. Последним из первых судей, вышедших на пенсию, был Лорд Керр Тонагмор 30 сентября 2020 г.

Это суд, в компетенцию которого входит разрешение дел на основе норм права справедливости. В рамках Канцлерского отде­ления Высокого суда действует несколько специальных судов. К их числу относится Суд по делам корпораций. Он рассматривает дела о ликвидации корпораций и другие вопросы, связанные с де­ятельностью корпораций и компаний. Другой специальный суд в составе Канцлерского отделения — Патентный суд.

Всего в Канцлерском отделении Высокого суда 17 судей. Они заняты рассмотрением дел, связанных с налогами, ипотекой, бан­кротством, завещаниями и управлением поместьями в соответст­вии с волей их усопших владельцев, акционерным правом, спора­ми по трастам (право доверительной собственности) и залоговым обязательствам, а также с некоторыми другими спорами, возни­кающими в области финансов (например, по налогообложению) и собственности.

Возглавляет отделение лорд-канцлер. Дела, подпадающие под юрисдикцию Канцлерского отделения Высокого суда, связаны с колоссальными суммами денег или могут затрагивать националь­ные финансовые интересы. По отдельным делам юрисдикция Канцлерского отделения Высокого суда может совпадать с юрис­дикцией Суда королевской скамьи.

Отделение Высокого суда по семейным делам

Отделение учреждено в 1970 г. В его составе около 20 судей и председатель суда. В этом отделении рассматриваются дела об усыновлении или удочерении, бракоразводные процессы и дела по вопросам опеки, а также споры между родителями о судьбе де­тей и разделе имущества между бывшими супругами. Судьи отде­ления традиционно отличаются консервативностью взглядов на институты брака и родительских обязанностей. Компетенция от­деления совпадает с компетенцией по семейным делам, которой обладают магистратские суды и суды графств. Единственное раз­личие состоит в том, что юрисдикция магистратских судов не рас­пространяется на дела о разводах.

Каждое отделение Высокого суда возглавляет председатель. Он руководит работой нижестоящих по должности судей данного от­деления. Все судьи Высокого суда назначаются королевой по ре­комендации лорд-канцлера. Это должен быть барристер со ста­жем работы не менее 10 лет. В какое отделение Высокого суда бу­дет назначен тот или иной барристер в качестве судьи, зависит от того, в каком направлении правовой практики он специализиро­вался. Общее число судей Высокого суда определено специаль­ным решением Короны, которое названо Приказ в Совете, и не может превышать 85 человек.

Судьи Высокого суда рассматривают дела единолично или в составе коллегии из 2—3 судей (при рассмотрении дел в апелля­ционной инстанции). Участие присяжных заседателей допускает­ся по таким делам, как диффамация (опубликование в печати све­дений, позорящих кого-то), незаконное лишение свободы и мо­шенничество.

Как видим, данная схема организации судебной власти в Ан­глии не предполагает последовательного подразделения или спе­циализации судов в зависимости от характера дел, которые они рассматривают, — уголовные дела или гражданские споры. От­сутствует также жесткое подразделение судов на суды первой и апелляционной инстанций. Это хорошо видно на примере Суда королевской скамьи Высокого суда. В этом судебном присутст­вии слушаются как уголовные, так и гражданские дела. В сфере гражданской юрисдикции Отделение королевской скамьи одно­временно может выступать и как суд первой инстанции*, и как апелляционная инстанция, пересматривающая апелляции на ре­шения судов графств. Большинство же дел рассматривается на уровне нижестоящих судов — магистратскими судами и судами графств.

* Суд первой инстанции — это суд, в котором дело рассматривается в пер­вый раз и по существу, с выслушиванием сторон. Апелляционная инстан­ция предполагает рассмотрение жалобы на решение или приговор суда первой инстанции. Апелляция — это жалоба в вышестоящий суд, подан­ная лицом на решение нижестоящего суда, с которым это лицо не соглас­но и требует пересмотреть вынесенное решение. Если жалоба удовлетво­ряется в апелляционной инстанции суда, то первоначальное судебное ре­шение отменяется и дело направляется на новое рассмотрение. Если вы­шестоящий суд придет к выводу, что нижестоящий суд неправильно ис­толковал право, то прецедент, возникший из решения нижестоящего суда, считается пересмотренным. Решения нижестоящих судов не рассматрива­ются как прецедент. В таком случае, хотя прецедент (решение суда по во­просу о праве) оказывается преодоленным вышестоящим судом, решение суда первой инстанции по существу дела остается прежним и не претер­певает изменений.

Суд Короны

Английский Суд Короны рассматривает уголовные дела. В совре­менном виде он был создан в 1971 г. Законом о судах. Как было отмечено, номинально Суд Короны лишь одна из составных стру­ктурных частей, входящих в Верховный суд, и представляет собой достаточно разветвленную судебную структуру. В его составе 93 судебных присутствия практически во всех крупных городах Анг­лии и Уэльса, а также Центральный уголовный суд — знаменитый на весь мир Олд Бейли, известный по названию улицы в Лондо­не, на которой находится*. Считается, однако, что все его 93 при­сутствия выступают как единый судебный орган. И действитель­но: Суд Короны — это один суд, и его судьи могут заседать пра­ктически по всей Англии и в Уэльсе. "Важно помнить, — отме­чает Р. Уолкер, — что Суд Короны — один для всей страны, что не существует различных судов короны"**.

* Крышу здания Олд Бейли украшает изображение Фемиды, в руках которой весы правосудия. Однако вопреки распространенному стереотипу англий­ская Фемида отнюдь не слепа — она изображена без повязки на глазах. Это действительно так, и всякий желающий может в этом убедиться.

** Уолкер Р. Указ. соч. С. 225.

Суд Короны — это такое звено английской судебной системы, в котором в первой инстанции рассматриваются наиболее серьез­ные уголовные дела. Не исключается, что в необходимых случаях юрисдикция Суда Короны может распространяться и на рассмо­трение дел в порядке апелляционной инстанции. В то же время в общем потоке уголовных дел, ежегодно проходящих по первой инстанции в английских судах, дела, рассматриваемые Судом Ко­роны, составляют всего 2—3%*. Несмотря на это, именно с Судом Короны отождествляется собственно английский уголовный суд. Мы не ошибемся, если скажем, что Суд Короны — это "витри­на" английского уголовного правосудия.

* См.: Darbyshire P. Op. cit. P. 2.

В зависимости от характера преступления и его серьезности уголовное дело в Суде Короны может рассматриваться судьями Высокого суда (как правило, это убийства), либо окружными судьями, либо рикордером — судьей, назначаемым из числа бар­ристеров или солиситоров и исполняющим обязанности судьи в судах графств до 20 дней в году.

Особенности судоустройства Англии таковы, что заседание в Суде Короны, если уголовное дело в нем рассматривается по су­ществу, осуществляется лишь с участием присяжных. Однако Суд Короны — это необязательно только суд присяжных. Ведь в слу­чае признания обвиняемым своей вины на стадии предваритель­ного следствия в присяжных необходимости не возникает, и Суд Короны вполне обходится без них. Правом на суд присяжных ре­ально пользуются лишь около 30% обвиняемых по делам, подле­жащим рассмотрению в Суде Короны. В остальных случаях судье остается лишь назначить наказание, учитывая материалы дела и признание вины обвиняемым и подсудимым*.

* См.: Berlins M. and Dyer С. Op. cit. P. 23.

Таким образом, Суд Короны может выступать одновременно и как суд первой инстанции, и как апелляционный суд. В его ком­петенцию входит рассмотрение уголовных дел о наиболее серьез­ных преступлениях, по которым обвиняемый не признает себя виновным до суда. Это такие преступления, как убийство с отяг­чающими обстоятельствами, изнасилование, поджог, вооружен­ный разбой, мошенничество, крупная кража, и некоторые другие. Не исключается, что в Суде Короны может оказаться дело, кото­рое не связано с совершением опасного или тяжкого преступле­ния, скажем, такое, как мелкая кража. Для этого достаточно, что­бы обвиняемый настаивал на этом сам.

Неоднократно предпринимались попытки убедить Парламент в том, что было бы разумным оградить Суд Короны от необходи­мости рассматривать дела о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности. За такое решение выступал даже председатель Суда королевской скамьи и другие, не менее авторитетные судьи. Однако все попытки пересмотреть такой по­рядок ни к чему не привели, так как Парламент признает, что лю­бой должен иметь право на рассмотрение его дела судом присяж­ных, если, конечно, речь идет о совершении определенных видов преступлений.

Суд Короны может выступать и как апелляционная инстанция. В нем могут рассматриваться апелляционные жалобы на пригово­ры магистратских судов, а также на решения магистратов о пре­дании суду и заключении под стражу. Однако этим компетенция Суда Короны не исчерпывается. Здесь могут оказаться некоторые гражданские дела. Правда, это довольно немногочисленная груп­па. В частности, предметом рассмотрения в Суде Короны могут оказаться вопросы, связанные с жалобами на решения магистрат­ских судов, принятые ими по делам о букмекерстве, об азартных играх и по разрешительной системе. Пересмотр дел в апелляци­онной инстанции осуществляется всегда без присяжных заседате­лей, а в состав суда кроме судьи входят от двух до четырех маги­стратов, которые, как мы уже знаем, не являются профессиональ­ными юристами. .

Суды графств

Это территориальные суды, которые были созданы в Англии в 1846 г. Всего их насчитывается около 270. Введение судов графств явилось ответом на недостатки системы гражданского судопроизводства, сложившейся в Англии к середине XIX в. Ис­ключительная дороговизна, значительные неудобства для сторон и излишняя централизация делали правосудие практически недо­сягаемым для большинства населения страны. Благодаря введе­нию судов графств современная система судопроизводства по гражданским делам стала дешевле, правосудие приблизилось к населению. Территориальный суд стал вполне доступным и мас­совым средством разрешения конфликтов и споров. Таким обра­зом, суды графств следует рассматривать как некую альтернати­ву Высокому суду.

Суды графств обладают лишь гражданско-правовой юрисдик­цией и могут рассматривать практически любые гражданско-пра­вовые споры на подведомственной им территории. Территориаль­ная организация судов графств обеспечивает их доступность для населения всех достаточно крупных городов и населенных пунк­тов Англии.

На суды графств приходится основная нагрузка по разреше­нию гражданско-правовых споров в стране. Чтобы представить объем этой нагрузки, достаточно сказать, что ежегодно судами графств рассматривается около 1,5 млн. судебных дел, из них 1 млн. — иски о взыскании долга. Правда, полная судебная про­цедура касается только 5% общего количества дел. Остальные де­ла прекращаются в процессе производства еще до суда, в том чис­ле за примирением сторон.

Деятельность судов графств регламентируется Законом о судах графств (County Courts Act) 1984 г. С 1981 г. к компетенции судов графств относятся следующие категории дел:

§ споры, возникающие из контрактов и по обязательствам из причинения вреда, в которых сумма ущерба не превышает 5 тыс. ф. ст.;

§ споры о недвижимости, которая приносит до 1 тыс. ф. ст. еже­годного дохода, подлежащего налогообложению;

§ по делам, отнесенным к праву справедливости (например, до­верительная собственность, залог, исполнение в натуре), когда сумма иска не превышает 30 тыс. ф. ст.;

§ споры о судьбе земельных участков стоимостью до 30 тыс. ф. ст.;

§ о вознаграждении за спасание на море имущества, стоимость которого не превышает 15 тыс. ф. ст.;

§ споры, связанные с взысканием любых иных сумм денег, если соглашение, заключенное сторонами, предусматривает переда­чу спора в случае его возникновения в суд графства и заключение такого соглашения не противоречит действующему пра­ву;

§ споры по завещаниям о недвижимости, если стоимость насле­дуемой земли не превышает 30 тыс. ф. ст.;

§ различные дела, возникающие на основе статутного права, на­пример, в соответствии с положениями Закона о потребитель­ском кредите (Consumer Credit Act) 1974 г. — без ограничений;

§ дела о банкротствах и ликвидации компаний, а также по мор­ским делам;

§ дела о дискриминации на расовой почве;

§ дела, касающиеся незначительных сумм исковых претензий.

Относительная простота и унифицированность процедуры рас­смотрения дел в судах графств позволяют сторонам непосредст­венно защищать свои интересы в процессе, что, конечно, не ис­ключает юридическую помощь и представительство через услуги адвокатов. Очень важно, что судебные расходы при рассмотрении дел в судах графств оказываются относительно умеренными. Учи­тывая небольшие размеры искового возмещения, проигравшая сторона не компенсирует стороне, выигравшей иск, стоимость ус­луг адвоката.

В 1991 г. был принят специальный законодательный акт, кото­рым предусматривается дальнейшее разграничение компетенции между Высоким судом и судами графств. Так, дела о причинении вреда здоровью теперь относятся к компетенции судов графств, если исковые требования не превышают 50 тыс. ф. ст. Для исков, не превышающих 1 тыс. ф. ст., предусматривается упрощенная процедура судопроизводства. Она гораздо дешевле и занимает меньше времени, чем полная процедура.

Кроме того, в судах графств подлежат рассмотрению дела о контрактах и по обязательствам из причинения вреда с суммой ущерба не более 25 тыс. ф. ст. Дела с суммой ущерба 25 тыс. ф. ст. и более должны рассматриваться, как правило, в Высоком су­де. Однако, учитывая денежные аспекты дела или задетые пуб­личные интересы, его сложность либо необходимость принятия скорого решения, дело с иском на сумму до 25 тыс. ф. ст. может быть принято к рассмотрению и в Высоком суде.

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)


Оглавление

  • Предисловие
  • Глава I. В Канцлерском суде
  • Глава II. В большом свете
  • Глава III. Жизненный путь
  • Глава IV. Телескопическая филантропия
  • Глава V. Утреннее приключение
  • Глава VI. Совсем как дома
  • Глава VII. Дорожка призрака
  • Глава VIII. Как покрывают множество грехов
  • Глава IX. Признаки и приметы
  • Глава X. Переписчик судебных бумаг
  • Глава XI. Возлюбленный брат наш
  • Глава XII. Настороже
  • Глава XIII. Повесть Эстер
  • Глава XIV. Хороший тон
  • Глава XV. Белл-Ярд

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Холодный дом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

В Канцлерском суде

Туман везде. Туман в верховьях Темзы, где он плывет над зелеными островками и лугами; туман в низовьях Темзы, где он, утратив свою чистоту, клубится между лесом мачт и прибрежными отбросами большого (и грязного) города. Туман на Эссекских болотах, туман на Кентских возвышенностях. Туман ползет в камбузы угольных бригов; туман лежит на реях и плывет сквозь снасти больших кораблей; туман оседает на бортах баржей и шлюпок. Туман слепит глаза и забивает глотки престарелым гринвичским пенсионерам, хрипящим у каминов в доме призрения; туман проник в чубук и головку трубки, которую курит после обеда сердитый шкипер, засевший в своей тесной каюте; туман жестоко щиплет пальцы на руках и ногах его маленького юнги, дрожащего на палубе. На мостах какие-то люди, перегнувшись через перила, заглядывают в туманную преисподнюю и, сами окутанные туманом, чувствуют себя как на воздушном шаре, что висит среди туч.

На улицах свет газовых фонарей кое-где чуть маячит сквозь туман, как иногда чуть маячит солнце, на которое крестьянин и его работник смотрят с пашни, мокрой, словно губка. Почти во всех магазинах газ зажгли на два часа раньше обычного, и, кажется, он это заметил — светит тускло, точно нехотя.

Сырой день всего сырее, и густой туман всего гуще, и грязные улицы всего грязнее у ворот Тэмпл-Бара, сей крытой свинцом древней заставы, что отменно украшает подступы, но преграждает доступ к некоей свинцоволобой древней корпорации. А по соседству с Тэмпл-Баром, в Линкольнс-Инн-Холле, в самом сердце тумана восседает лорд верховный канцлер в своем Верховном Канцлерском суде.

И в самом непроглядном тумане, и в самой глубокой грязи и трясине невозможно так заплутаться и так увязнуть, как ныне плутает и вязнет перед лицом земли и неба Верховный Канцлерский суд, этот зловреднейший из старых грешников.

Так в самой гуще грязи и в самом сердце тумана восседает лорд верховный канцлер в своем Верховном Канцлерском суде.

— Мистер Тенгл, — говорит лорд верховный канцлер, не вытерпев наконец красноречия этого ученого джентльмена.

— М’лорд? — отзывается мистер Тенгл.

— Вы скоро закончите изложение своих доводов?

— Нет, м’лорд… много разнообразных вопросов… но мой долг повиноваться… вашей м’лости, — выскальзывает ответ из уст мистера Тенгла.

— Мы должны выслушать еще нескольких адвокатов, не правда ли? — говорит канцлер с легкой усмешкой.

Восемнадцать ученых собратьев мистера Тенгла, каждый из которых вооружен кратким изложением дела на восемнадцати сотнях листов, подскочив, словно восемнадцать молоточков в рояле, и отвесив восемнадцать поклонов, опускаются на свои восемнадцать мест, тонущих во мраке.

— Мы продолжим слушание дела через две недели, в среду, — говорит канцлер.

Надо сказать, что вопрос, подлежащий обсуждению, — это всего лишь вопрос о судебных пошлинах, ничтожный росток в дремучем лесу породившей его тяжбы, — и уж он-то, несомненно, будет разрешен рано или поздно.

— Прош’прощенья, ваш’милость… молодого человека, — преждевременно вскакивает мистер Тенгл.

— Что касается, — снова начинает канцлер, произнося слова особенно внятно, — молодой девицы и молодого человека, то есть обоих молодых людей…

(Мистер Тенгл повержен во прах.)

–…коих я сегодня вызвал и кои сейчас находятся в моем кабинете, то я побеседую с ними и рассмотрю вопрос — целесообразно ли вынести решение о дозволении им проживать у их дяди.

Мистер Тенгл снова вскакивает:

— Прош’прощенья, ваш’милость… он умер.

— Если так, — канцлер, приложив к глазам лорнет, просматривает бумаги на столе, — то у их деда.

— Прош’прощенья, ваш’милость… дед пал жертвой… собственной опрометчивости… пустил пулю в лоб.

Тут из дальних скоплений тумана внезапно возникает крохотный адвокат и, пыжась изо всех сил, гудит громоподобным басом:

— Ваша милость, разрешите мне? Я выступаю от имени своего клиента. Молодым людям он приходится родственником в отдаленной степени родства. Я пока не имею возможности доложить суду, в какой именно степени, но он, бесспорно, их родственник.

Эта речь (произнесенная замогильным голосом) еще звучит где-то в вышине меж стропилами, а крохотный адвокат уже плюхнулся на свое место, скрывшись в тумане. Все его ищут глазами. Никто не видит его.

— Я побеседую с обоими молодыми людьми, — повторяет канцлер, — и рассмотрю вопрос о дозволении им проживать у их родственника. Я сообщу о своем решении завтра утром, когда открою заседание.


О. А. Жидков, доктор юридических наук, профессор — введение (совместно с Н. А. Крашенинниковой), вводная глава, главы 9, 13, 14, 16, 21, 24, 30.

Н. А. Крашенинникова, доктор юридических наук, профессор — введение (совместно с О. А. Жидковым), главы 1–8,15, 20, 23, 25, 27–29, 31–33.

В. А. Савельев, кандидат юридических наук, доцент — глава 19.

В. Н. Струнников, доктор юридических наук, профессор — главы 10–12.

С. В. Чиркин, кандидат юридических наук, доцент — главы 17, 18, 22, 26.

Введение. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран

Предмет науки истории государства и права зарубежных стран и ее место в системе юридических наук. История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. По своему характеру история государства и права зарубежных стран — правовая (юридическая) наука, поэтому она входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. В отличие от общей истории историко-правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений.

В силу конкретно-исторического подхода к государственно-правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития, история государства и права зарубежных стран оперирует множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств, правительств, классов, партий и пр. Но история государства и права не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и права. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.

Конкретно-исторические закономерности развития государства и права имеют свою специфику по сравнению с закономерностями развития общества, ибо государство и право занимает в нем особое положение, обладает относительной самостоятельностью.

История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной — теорией государства и права, также изучающей закономерности развития государства и права. Но теория государства и права с помощью логического метода отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которые широко используются в учебном курсе истории государства и права.

В отличие от теории государства и права историко-правовые науки изучают конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности и проявляющихся в определенном историческом пространстве.

Таким образом, история государства и права изучает государство и право отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления, как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

Наука истории государства и права зарубежных стран (на Западе она нередко именуется всеобщей историей права, историей права и институтов и т. д.) имеет собственную историю. Как самостоятельная область научного знания она берет свое начало с конца XVIII–XIX в. Так, большую роль в накоплении историко-правовых знаний сыграла историческая школа права в Германии (Г. Пухта, Ф. Савинъи и др.), которая вела исследования главным образом по истории римского и национального германского права. Затем труды представителей этой школы сменяют работы с более широким охватом разных стран и исторических эпох (Э. Лабуле и Р. Дареста — во Франции, Г. Мэна и Г. Спенсера — в Англии, А. Поста — в Германии, П. Г. Виноградова и Н. И. Кареева — в России и др.).

Широкое распространение во второй половине XIX — начале XX в. историко-сравнительного метода способствовало изучению истории государства и права в контексте экономических и социальных отношений; в историко-правовых исследованиях социологическое направление пришло на смену позитивизму. Важной вехой в развитии этого направления явились работы русского ученого М. М. Ковалевского, немецкого историка права Э. Нейкампа, американского юриста О. Холмса и др.

В западной литературе по вопросам истории государства и права в XIX–XX вв. был накоплен и обобщен огромный фактический материал, что сделало возможным издание ряда фундаментальных работ: многотомной 'Истории права' немецких ученых И. Колера и Л. Венгера (1914), 'Панорамы правовых систем' (1928) и 'Истории права' (1924) американских историков права Д. Вигмора и У. Сигля. После Второй мировой войны ряд крупных работ по истории права и политических институтов опубликовали французские ученые Ж. Эллтолъ, Р. Монъе, Ж. Имбер, Ф. Гаррисон и др. Определенный вклад в освещение историко-правовых проблем внесли представители науки сравнительного правоведения (Р. Давид и др.). Развитие историко- правовых исследований сделало возможным введение в целом ряде университетов Западной Европы и США специальных курсов по истории национального, а также иностранного права или же по истории права и политических институтов. Попытки введения таких курсов предпринимались и в университетах дореволюционной России. Так, в 1804 году профессор Московского университета П. Цветаев читал курс по 'праву знатнейших древних и нынешних народов', а в начале XX века (1907–1908 гг.) профессор В. Т. Щеглов осуществил издание курса по всеобщей истории права в нескольких выпусках.

Велико теоретическое и практическое значение изучения истории государства и права зарубежных стран. Историю часто называют памятью народа, она представляет собой гигантскую лабораторию мирового социального опыта. В силу своей познавательной ценности, информативности история государства и права — действенный инструмент формирования исторического сознания. Эта наука дает возможность не только глубже понять государственно-правовые реалии современности, но и прогнозировать дальнейшее развитие государства и права. Она вооружает юристов, которым предстоит трудиться на рубеже XX и XXI вв., необходимыми знаниями, которые помогут им в практической деятельности по дальнейшему осуществлению программы глубоких экономических реформ, по демократизации политической жизни и охране прав граждан, по реализации конституционной идеи правового государства в Российской Федерации.

Методология науки и курса истории государства и права. Научное познание в области истории государства и права не сводится к описанию фактов и событий исторического прошлого. Оно предполагает концептуальное и теоретическое осмысление этих фактов, что требует в свою очередь использования философских и специальных научных методов исследования.

Историко-правовой наукой, как было отмечено выше, накоплен значительный арсенал различных методологических приемов и средств, которые используются также и в преподавании. Современная мировая наука включает в себя широкий диапазон философских установок, позволяющих с разных позиций объяснять исторические процессы развития государства и права. Отказ от монистически- материалистического взгляда на историю и методологический плюрализм характерны и для общественных наук в современной России. В историко-правовой литературе разных стран можно видеть много концепций, объясняющих происхождение и последующую эволюцию государства и права, начиная от религиозных теорий (неотомизм, исламский фундаментализм) и кончая марксистскими и иными леворадикальными теориями, рассматривающими историю государства и права главным образом через призму классовой борьбы.

В российской историко-правовой литературе последних лет показывается ограниченность и односторонность взгляда на историю в свете господствовавшей в течение ряда десятилетий марксистской

Читайте также: