Суд как носитель судебной власти в уголовном судопроизводстве наделен тремя видами полномочий

Обновлено: 18.05.2024

Роль, а также функции суда как участника уголовного судопроизводства в соответствии с базовыми положениями судебной реформы, проводимой в РФ, в уголовно-процессуальном законодательстве, очень сильно изменились.

Функции и полномочия суда

Главная функция суда в уголовном судопроизводстве – это своевременное осуществление справедливого правосудия по всем уголовным делам. Осуществляя эту функцию, суд в точном соответствии с существующими принципами равноправия и состязательности сторон разрешает возникший спор между сторонами, представляющими защиту, и сторонами, представляющими обвинение, выступая при этом в роли арбитра.

По этой причине в уголовно-процессуальном законодательстве России суд освобождается от некоторых полномочий, которые ему не свойственны. Например, в УПК строго исключен перечень некоторых элементов обвинительной роли суда в уголовном процессе, существовавших в УПК РСФСР от 1960 года.

Усиление существующей роли суда в уголовно-процессуальном законодательстве просматривается в расширении судебного контроля над досудебным производством по конкретному уголовному делу, снятии непосредственно с суда неприсущих ему обвинительных функций. Статья 29 УПК регламентирует значимые функции и полномочия суда.

Полномочия, которые реализуются судом при производстве по конкретному уголовному делу, можно разделить на такие группы, как:

  1. Полномочия суда по дальнейшему осуществлению правосудия (то есть разрешению уголовных дел). Исключительно суд способен:
    • Признавать индивида виновным в совершении преступного деяния, а также назначать ему за это наказание. В основе данного положения стоит норма, которая предусмотрена статьей 49 Конституции России, касательно того, что исключительно суд способен признать индивида виновным в совершении преступного деяния, а также назначить ему уголовное наказание. Решение касательно признания индивида виновным в совершении какого-либо преступления выносится непосредственно судом исключительно в судебном заседании со строгим соблюдением абсолютно всех требований уголовно-процессуального закона и формулируется в обвинительном приговоре суда, который вступает в свою законную силу по истечении допустимого срока его обжалования. В некоторых случаях, указанных в статье 314 УПК, суд способен по ходатайству самого обвиняемого, заявленного в присутствии его защитника, постановить определенный обвинительный приговор без проведения судебных разбирательств касательно данного дела.
    • К исключительным полномочиям суда в уголовном судопроизводстве причисляется его право применять к индивидам принудительные меры медицинской направленности. К индивиду, который совершил общественно опасное деяние, запрещенное актуальным уголовным законодательством, в состоянии невменяемости, либо индивиду, у которого после совершения преступного деяния наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания, суд способен применить какую-либо принудительную меру медицинского характера, предусмотренную законодательно.
    • Исключительным правом суда в уголовном судопроизводстве считается и его право применять в отношении не достигшего совершеннолетия индивида, первый раз совершившего преступное деяние небольшой либо средней степени тяжести (если его исправление способно достигаться без применения наказания), принудительную меру воспитательной направленности, предусмотренную второй частью статьи 90 УК (предупреждение; передача под непосредственный присмотр родителей либо тех, кто их на данный момент заменяет, либо же специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга, а также установление особых требований к поведению индивида, не достигшего совершеннолетия).
    • Исключительно суд способен отменить либо изменить решение, принятое нижестоящим судом.
  2. Полномочия суда по контролю за досудебным производством. В уголовно-процессуальном законодательстве данные полномочия сильно расширены. Нормы отраслевого законодательства в таком случае приведены в соответствие с требованиями международно-правовых актов, которые определяют стандарты в сфере прав человека, и Конституции России, которая предусматривает возможность ограничения некоторых прав человека только на основании решения суда.

Исключительно суду предоставлено право выносить решения, которые допускают ограничение значимых конституционных прав индивидов при производстве некоторых процессуальных действий. Исключительно суд имеет право принимать решение о:

Институт судебного обжалования решений

Согласно положениям части первой статьи 46 Конституции РФ о праве любого индивида на справедливую судебную защиту его свобод и прав непосредственно в уголовном судопроизводстве был значительно расширен институт судебного обжалования решений и действий должностных лиц, которые ответственны за производство по делу.

Данный институт был введен в РФ в 1992 году, когда в УПК РСФСР появились нормы, которые предусматривают явную возможность судебного обжалования в случае применения заключения под стражу в виде конкретной меры пресечения, а также продления периода содержания под стражей.

Со временем эти нормы стали применяться точно по аналогии, и официально в судебном порядке стали подвергаться рассмотрению и прочие жалобы на решения и действия индивидов, ответственных за производство по уголовному делу. Согласно третьей части статьи 29 и статьи 125 УПК суд имеет право во время досудебного производства рассматривать достаточно широкий и индивидуально неопределенный круг жалоб на действия либо бездействие, а также решения прокурора, дознавателя, органа дознания и следователя.

Получается, что судом способны рассматриваться какие-либо жалобы на постановления дознавателя, следователя, а также руководителя следственного органа о необоснованном отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении данного уголовного дела, на прочие решения и действия (либо же на бездействие), которые могут причинить значимый ущерб конституционным свободам и правам определенных участников уголовного судопроизводства, а также усложнить доступ граждан к правосудию.

В том случае, если при официальном судебном рассмотрении уголовного дела будут выявляться обстоятельства, которые способствовали совершению преступного деяния, нарушения свобод и прав индивидов, и прочие нарушения закона, допущенные во время производства определенного дознания, либо предварительного следствия, либо при рассмотрении данного уголовного дела каким-либо нижестоящим судом, то суд имеет полное право вынести частное определение либо же постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций, а также должностных лиц на эти обстоятельства и реальные факты нарушений закона, которые требуют принятия нужных мер. Суд имеет право вынести частное определение либо постановление и в иных случаях, если признает это необходимым.

Частное определение способно выноситься судом первой, кассационной, апелляционной, а также надзорной инстанции в любое время производства по делу.

В отличие от норм УПК РСФСР, в которых говорилось о том, что суд как участник уголовного процесса при имеющихся соответствующих основаниях выносит частное определение (либо постановление), то есть по факту вынесение частного определения вменялось в обязанности суда, УПК руководствуется тем, что вынесение частного определения – это право, но не обязанность судьи. Это обуславливается тем, что главной задачей суда считается осуществление правосудия, а нахождение обстоятельств, которые способствовали совершению преступных деяний, фактов нарушения законности, прав индивида, и принятие мер по их устранению к прямым задачам суда отношения не имеют.

Особенности осуществления правосудия

Отправление правосудия по уголовным делам в РФ осуществляется строго профессиональными судьями и в некоторых установленных законодательно ситуациях привлекаемыми для осуществления правосудия индивидами, которые выступают в процессе в роли присяжных заседателей.

Рассмотрение уголовных дел производится судом коллегиально либо же судьей единолично.

Состав суда для рассмотрения определенного дела формируется с обязательным учетом нагрузки и специализации профессиональных судей в том порядке, который исключает влияние на его формирование индивидов, заинтересованных в определенном исходе судебного разбирательства, в том числе и с использованием автоматизированной информационной системы.

Состав суда во время рассмотрения любых уголовных дел обязательно определяется исходя из установленной тяжести совершенного преступного деяния, его вида и размера последующего возможного наказания, а также подсудности и специфики определенных процессуальных задач судов разных инстанций.

Единолично уголовные дела способны рассматриваться:

  • Мировым судьей.
  • Профессиональным судьей районного суда строго в апелляционном порядке.
  • Судьей федерального суда общей юрисдикции в тех случаях, которые предусмотрены в ФЗ.

Во всех прочих ситуациях рассмотрение уголовного дела происходит коллегиально.

Коллегиальность означает обязательное рассмотрение дела:

  • Судьей некоего федерального суда общей юрисдикции, а также коллегией, состоящей из двенадцати присяжных заседателей.
  • Коллегией в числе трех судей федерального суда общей юрисдикции.

В том случае, если определенному обвиняемому инкриминируется совершение некоего преступления, которое отнесено к подсудности верховного суда республики, областного либо краевого суда, либо суда города федерального значения, суда автономной области либо округа (то есть убийство при отягчающих обстоятельствах, похищение гражданина при особо квалифицирующих обстоятельствах, а также бандитизм и прочее), то он имеет право выбирать состав суда, который будет заниматься рассмотрением его дела. Это может быть коллегия, состоящая из трех профессиональных судей либо профессиональный судья и коллегия, состоящая из двенадцати присяжных заседателей.

Рассмотрение дела в судах кассационной, а также надзорной инстанции допустимо исключительно коллегиально и обязательно профессиональными судьями – тремя профессиональными судьями в суде кассационной инстанции, а также в числе не менее трех судей в составе надзорной инстанции.

Суд - это государственный орган, осуществляющий правосудие в уго­ловном судопроизводстве, т.е. осуществляющий рассмотрение и разрешение уголов­ных дел по существу в судебном разбирательстве.

По мнению законодателя, суд — любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий реше­ния, предусмотренные уголовно-процессуальным законом ( п. 48 ст. 5 УПК РФ).

Полномочия суда ( ст. 29 УПК РФ):

  1. признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание ;
  2. применить к лицу принудительные меры медицинского характера в соответствии с требованиями главы 51 УПК РФ;
  3. применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК РФ;
  4. прекратить в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, уголовное дело или уголовное преследование с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в соответствии с требованиями главы 51.1 УПК РФ (если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред);
  5. отменить или изменить решение , принятое нижестоящим судом.

Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения, касающиеся ограничения конституционных прав и свобод).

  1. об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, запрета определенных действий;
  2. о продлении срока содержания под стражей, срока домашнего ареста, срока запрета определенных действий;
  3. о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
  4. о возмещении имущественного вреда;
  5. о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  6. о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
  7. о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;
  8. о производстве обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката в соответствии со статьей 450.1 настоящего Кодекса;
  9. о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 настоящего Кодекса;
  10. о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
  11. о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
  12. о наложении ареста на имущество;
  13. об установлении срока ареста, наложенного на имущество, и его продлении в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
  14. о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со статьей 114 настоящего Кодекса;
  15. о реализации, об утилизации или уничтожении вещественных доказательств, указанных в подпункте "в" пункта 1, подпунктах "б", "в" пункта 2, пунктах 3 и 6 - 8, подпункте "г" пункта 9 части второй статьи 82 настоящего Кодекса;
  16. о передаче безвозмездно вещественных доказательств, указанных в подпункте "в" пункта 9 части второй статьи 82 настоящего Кодекса;
  17. о контроле и записи телефонных и иных переговоров;
  18. о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами;
  19. о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса.

Кроме того, суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения проку­рора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и по­рядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законом ( ст. 125 УПК РФ).

Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выяв­лены: обстоятельства, способствовавшие совершению преступле­ния; нарушения прав и свобод граждан; другие нарушения, допу­щенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд или судья вправе вынести соответственно частное определение или постановление, в которых обращают внимание соответствую­щих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона и требуют принятия необходимых мер по их устранению.

Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым (ч. 4 ст. 29 УПК РФ).

Состав суда

Состав суда определен ст. 30 УПК РФ.

Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом

Состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы.

Суд первой инстанции может рассматривать уголовные дела в следующем составе (в зависимости от категории дел, ст. 30 УПК РФ):

  1. судья федерального суда общей юрисдикции (единолично);
  2. судья верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и коллегия из восьми присяжных заседателей;
  3. судья районного суда, гарнизонного военного суда и коллегия из шести присяжных заседателей
  4. коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции;
  5. мировой судья (уголовные дела, подсудные).

Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется:

  1. в районном суде - судьей районного суда единолично ;
  2. в вышестоящих судах - судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, за исключением уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также уголовных дел с апелляционными жалобой, представлением на промежуточные решения районного суда, гарнизонного военного суда, которые рассматриваются судьей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда единолично.

Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется:

  • судебной коллегией по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции, кассационным военным судом, Судебной коллегией по уголовным делам ВС РФ и Судебной коллегией по делам военнослужащих ВС РФ в составе трех судей , а
  • в порядке надзора - большинством членов Президиума ВС РФ.

При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.

Уголовные дела, подсудные мировому судье, совершенные лицами, указанными в части пятой статьи 31 УПК, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном главой 41 настоящего Кодекса. В этих случаях приговор и постановление могут быть обжалованы в апелляционном порядке.

Постановления Пленумов ВС РФ

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 года № 46 " О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 года № 45 " О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права "

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2021 года № 43 " О применении судами норм главы 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств по заключению прокурора "

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2021 года № 21 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (статьи 201, 2011, 202, 203 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 года № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"

Суд - единственный орган, который в соответствии с Конституцией имеет право осуществлять правосудие по уголовным делам.

Основная функция суда в уголовном судопроизводстве - осуществление правосудия по уголовным делам. Реализуя эту функцию, суд в соответствии с принципом равноправия и состязательности сторон разрешает спор между сторонами обвинения и защиты, выступая в качестве арбитра.

Суд как носитель судебной власти в уголовном судопроизводстве наделен тремя видами полномочий.

1. По разрешению уголовных дел (только суд правомочен:

признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;

применить к лицу принудительные меры медицинского характера;

применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия;

отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом (ч. 1 ст. 29 УПК РФ)).

2. По ограничению конституционных прав граждан, в том числе в ходе досудебного производства (только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения:

-об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

-о продлении срока содержания под стражей;

-о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

-о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

-о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

-о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 Кодекса;

-о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

-о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

-о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

-о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности;

-о контроле и записи телефонных и иных переговоров (ч.2 ст. 29 УПК РФ)).

3. По контролю за законностью действий органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора (суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя (ч. 3 ст. 29 УПК РФ)).

Уголовные дела рассматриваются федеральными судами общей юрисдикции коллегиально или судьями единолично. Если об этом ходатайствует обвиняемый, коллегиально рассматриваются следующие уголовные дела:

1) о тяжких и особо тяжких преступлениях - коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции или единолично судьей;

2) о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ (т.е. за наиболее тяжкие преступления, за которые грозит наказание вплоть до смертной казни), в составе судьи федерального суда и 12 присяжных заседателей. Мировыми судьями уголовные дела рассматриваются только единолично.

Уголовные дела по апелляционным жалобам или апелляционным представлениям на приговоры мировых судей рассматриваются единолично судьями районных судов.

В кассационном порядке и в порядке надзора уголовные дела рассматриваются только коллегиально. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется коллегией из трех, а в надзорном - не менее трех судей.

Участники стороны обвинения

Прокурор-это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК) (Надзорная функция)

Следователь – это должностное лицо Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности или органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уполномоченное осуществлять предварительное следствие, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 38 УПК).

Функцией следователя в уголовном судопроизводстве является производство предварительного следствия по уголовному делу, в процессе которого следователь осуществляет уголовное преследование.

Следователь может осуществлять предварительное следствие самостоятельно либо в составе следственной группы.

Следователь является процессуально самостоятельной фигурой, обладающей правом:

- возбуждать уголовное дело, принимать его к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; - самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда для этого требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;- давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;- обжаловать с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков; - осуществлять иные полномочия.

Руководитель следственного органа (СО) – это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение (орган предварительного следствия), а также его заместитель (п. 381 ст. 5; ст. 39 УПК). Руководитель СО призван осуществлять ведомственный контроль: обеспечивать процессуальное и организационно-методическое руководство следователями; контролировать законность, обоснованность и своевременность их действий по раскрытию и предупреждению преступлений, принимать меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия, а также организовывать расследование по наиболее сложным уголовным делам.

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (ст. 40 УПК). В отличие от следователя орган дознания выполняет процессуальную деятельность попутно со своими основными функциями.

На органы дознания возлагается производство дознания как упрощенной формы предварительного расследования (главы 32 и 32.1 УПК); выполнение неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия является обязательным (ст. 157 УПК), а также выполнение поручений следователя.

Начальник подразделения дознания - должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК). Начальник подразделения дознания уполномочен поручать дознавателю производство по материалу проверки или уголовному делу; отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства по делу; вносить прокурору ходатайство об отмене остальных постановлений дознавателя. При этом начальник подразделения дознания вправе проверять материалы уголовного дела и давать указания дознавателю (ст. 40.1. УПК Дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное, либо уполномоченное начальником органа (подразделения) дознания или его заместителем осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 41). Потерпевший – это физическое или юридическое лицо, незамедлительно признанное таковым постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда при наличии достаточных доказательств полагать, что данному лицу непосредственно причинен вред деяниями, по поводу которых возбуждено уголовное дело. Потерпевший выполняет функцию уголовного преследования и поддерживает дополнительное обвинение по отношению к государственному. Для этого ему предоставляется широкий круг прав: по ознакомлению с обвинением и другими материалами дела; по выдвижению своей позиции; по участию в доказывании. Потерпевший также вправе получать информацию об исполнении приговора. Частный обвинитель – это потерпевший или его представитель (законный представитель), действующие по уголовным делам частного обвинения (ст. 43 УПК). Неявка частного обвинителя без уважительных причин влечет за собой прекращение уголовного дела за отсутствием в деянии состава преступления. Гражданский истец – это тот, кто одновременно отвечает двум следующим условиям: а) предъявил требование о возмещении имущественного вреда, и б) признан таковым определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением (ст. 44 УПК). Права гражданского истца сходны с правами потерпевшего.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Представленное учебное пособие отражает современное состояние уголовно-процессуального права не только как науки, но и как учебной дисциплины. Пособие подготовлено на высоком научном и методическом уровне. В настоящем издании рассмотрены все стадии уголовного процесса и лица, в них участвующие, с учетом последних изменений в уголовно-процессуальном законодательстве. Пособие изложено доступным языком и рекомендуется студентам всех юридических специальностей.

Оглавление

  • Принятые сокращения
  • Лекция № 1. Понятие и назначение уголовного процесса
  • Лекция № 2. Уголовно-процессуальное право как отрасль права
  • Лекция № 3. Суд как участник уголовного судопроизводства
  • Лекция № 4. Участники уголовного процесса со стороны обвинения

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конспект лекций по уголовно-процессуальному праву предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 3. Суд как участник уголовного судопроизводства

1. Состав и полномочия суда

2. Обстоятельства, исключающие участие судьи в уголовном процессе

1. Состав и полномочия суда

Дела о преступлениях рассматривают в порядке уголовного судопроизводства Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, суды субъектов РФ, районные и городские суды, военные суды и мировые судьи.

Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. Состав суда определяется ст. 30 УПК РФ в зависимости от вида судопроизводства и других обстоятельств.

1. Состав суда при производстве в первой инстанции зависит от категории совершенного преступления:

— уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, предусмотренных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, в случае соответствующего ходатайства обвиняемого рассматриваются судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей, а при отсутствии такого ходатайства — единолично судьей областного или приравненного к нему суда;

— уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, не предусмотренных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, при наличии соответствующего ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, рассматриваются коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции, а при отсутствии такого ходатайства — единолично судьей районного или приравненного к нему суда;

— уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, рассматриваются мировым судьей. Перечень преступлений, являющихся исключением из этого правила, указан в ч. 1 ст. 31 УПК РФ. Следует также отметить, что уголовные дела, подсудные мировому судье, совершенные военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично.

2. Состав суда при производстве во второй инстанции зависит от порядка обжалования решений, не вступивших в законную силу:

— рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично;

— рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции.

3. При производстве в надзорной инстанции рассмотрение уголовных дел осуществляется в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.

Полномочия суда не зависят от его состава и определяются конкретными стадиями судопроизводства. Основные полномочия суда связаны с его главным предназначением — осуществлять правосудие — и реализуются в ходе судебного производства. По результатам рассмотрения уголовного дела суд правомочен:

— признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;

— применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК РФ;

— применить к лицу принудительные меры медицинского характера в соответствии с требованиями главы 51 УПК РФ;

— отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.

Также суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на факты нарушений закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом и выявленные при судебном рассмотрении уголовного дела.

В ходе досудебного производства суд правомочен рассматривать жалобы на действия или бездействие прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также на принимаемые ими решения.

Помимо этого, суд обладает широким кругом полномочий при решении вопросов, связанных с необходимостью ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Согласно положениям ст. 6 УПК РФ назначением уголовного процесса является не только защита интересов лиц, пострадавших от преступления, но и защита личности от незаконного и необоснованного ограничения ее прав и свобод. Поэтому суд служит гарантом законности и обоснованности применения к лицу мер, связанных с государственным принуждением или ограничивающих его права и свободы.

В связи с этим суд правомочен принимать решения:

— об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу, а также о продлении срока содержания под стражей;

— о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК РФ;

— о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

— о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

— о производстве личного обыска или обыска и (или) выемки в жилище;

— о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

— о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

— о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

— о контроле и записи телефонных и иных переговоров.

В соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ уголовно-процессуальные нормы, касающиеся передачи судам в ходе досудебного производства по уголовному делу полномочий по вынесению решений о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыска и (или) выемки в жилище, выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, введены в действие только с 1 января 2004 г. До 1 января 2004 г. решение этих вопросов уголовно-процессуальный закон относил к компетенции прокурора.

Рассматривая процессуальный статус суда, необходимо отметить важную роль председательствующего в судебном заседании.

Председательствующим является федеральный или мировой судья, рассматривающий уголовное дело единолично, либо один из коллегии судей.

Основная функция председательствующего в соответствии со ст. 243 УПК РФ заключается в осуществлении руководства ходом судебного разбирательства. На нем лежит обязанность осуществлять организационно-распорядительные функции, выполнение которых призвано обеспечить проведение судебного заседания в полном соответствии с уголовно-процессуальным законом.

Он открывает судебное заседание, устанавливает личность участников судебного разбирательства, разъясняет им их права и обязанности, порядок их осуществления в судебном заседании, знакомит с регламентом судебного заседания, установленным ст. 257 УПК РФ.

Действия, совершаемые председательствующим, должны быть направлены не только на соблюдение порядка в зале судебного заседания, но и на обеспечение состязательности и равноправия сторон, участвующих в деле.

Распоряжения председательствующего по поддержанию порядка в судебном заседании, по пресечению отступлений от точного исполнения установлений процессуального закона обязательны для всех участников судебного разбирательства. Процессуальной гарантией соблюдения законности самим председательствующим по делу служит право участников процесса требовать занесения в протокол судебного заседания всех возражений участников судебного заседания против действий председательствующего.

Следует заметить, что в соответствии с принципом независимости судей полномочия председательствующего никоим образом не должны ограничивать права судей по участию в исследовании доказательств и в разрешении вопросов, возникающих в ходе судебного заседания.

2. Обстоятельства, исключающие участие судьи в уголовном судопроизводстве

Судья не может участвовать в производстве по уголовному делу, если имеются обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично (прямо или косвенно) заинтересован в исходе данного уголовного дела. Такими обстоятельствами признаются случаи, когда судья:

— является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу;

— выполнял функции какого-либо иного субъекта в производстве по данному уголовному делу;

— состоит в родственных отношениях с кем-либо из участников производства по данному уголовному делу;

— ранее принимал участие в рассмотрении данного уголовного дела.

Реализация требований о недопустимости участия в деле судьи, связанного родственными отношениями с иными участниками процесса, совмещения судьей различных процессуальных функций и повторного участия судьи в рассмотрении уголовного дела служит гарантом беспристрастности суда при принятии решения по уголовному делу.

При наличии указанных обстоятельств судья должен устраниться от участия в производстве по уголовному делу. В противном случае участники уголовного процесса могут заявить отвод судье (ст. 64 УПК РФ). Нужно лишь учитывать, что право заявить отвод судье ограничено по времени. Отвод судье заявляется до начала судебного следствия, а в случае рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей — до формирования коллегии присяжных заседателей.

Читайте также: