Стадии проверки судебных постановлений в гражданском процессе

Обновлено: 02.07.2024

Гражданский процесс представляет собой поступательное движение, состоящее из ряда стадий.

Под стадией процесса следует понимать совокупность процессуальных действий и процессуальных отношений, объединенных ближайшей процессуальной целью.

1) Возбуждение гражданского дела. Эта стадия инициируется путем подачи искового заявления, заявления или жалобы. Дело возбуждается принятием судьей заявления к своему производству.

2) Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству. Эта стадия гражданского судопроизводства имеет своей целью обеспечение своевременного и правильного рассмотрения гражданского дела. Ее задачи определены ст. 148 ГПК РФ. Заканчивается данная стадия проведением предварительного судебного заседания и вынесением определения о назначении дела к судебному разбирательству.

3) Судебное разбирательство. Центральная стадия процесса, в которой дело рассматривается и разрешается. Результаты судебной деятельности оформляются в судебном решении.

Четыре последующие стадии связаны с пересмотром судебных актов, принятых судом первой инстанции.

С апелляционной жалобой (представлением) на не вступившее в силу судебное решение, а также определение, возможность обжалования которого допустима с точки зрения ст. 331 ГПК РФ, вправе обратиться лица участвующие в деле, в том числе прокурор, а также лица, которые не были привлечены к участию в деле, и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом. Срок для апелляционного обжалования судебного решения – 1 месяц со дня принятия судебного акта в окончательной форме. Суды, рассматривающие апелляционные жалобы (представления) перечислены в ст. 320.1. ГПК РФ.

В этой стадии процесса по жалобам участвующих в деле лиц или по представлению прокурора проверяется законность вступивших в силу судебных постановлений, принятых судами первой, апелляционной и нижестоящей кассационной инстанции. Судебные акты, которые могут быть обжалованы в кассационном порядке, а также суды, уполномоченные на проверку судебного акта в кассационном порядке, перечислены в ст. 377 ГПК РФ. Обращение в суд кассационной инстанции допускается в случае, если лицами, подающими кассационную жалобу, были исчерпаны иные способы проверки судебного постановления до дня вступления его в законную силу. Срок на подачу кассационной (представления) жалобы составляет – 6 месяцев со дня вступления в силу оспариваемого судебного акта.

1) Права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;




3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

7) Стадия пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

Данная стадия процесса регламентирована гл. 42 ГПК РФ (в ред. федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ).

Основания для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу по вновь открывшимся или новым обстоятельствам изложены в ст. 392 ГПК РФ.

Заявление, представление о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам подаются сторонами, прокурором, другими лицами, участвующими в деле, в суд, принявший эти постановления. Указанные заявление, представление могут быть поданы в течение трех месяцев со дня установления оснований для пересмотра.

Суд, рассмотрев заявление, представление о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, удовлетворяет заявление и отменяет судебные постановления или отказывает в их пересмотре.

В случае отмены судебного постановления дело рассматривается заново по правилам рассмотрения дела, действующим в той инстанции, судебный акт которой был отменен, но уже с учетом установленного судом нового или вновь открывшегося обстоятельства.

Перечисленные стадии процесса, как правило, следуют в данной последовательности. Однако возможно прохождение дела, минуя некоторые стадии. Так дело, по которому принято решение суда первой инстанции не обязательно должно пройти кассационную, надзорную инстанции или быть пересмотренным по вновь открывшимся обстоятельствам. Более того, дело может быть приостановлено, прекращено, иск может быть оставлен без рассмотрения уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. ГПК 2002г. предоставляет суду право по завершении предварительного судебного заседания (на стадии подготовки дела к судебному разбирательству) вынести решение об отказе в иске при установлении факта пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд.

  • Глава 41. Производство в суде кассационной инстанции (ст. 376 - 391)
    • § 1. Производство в кассационном суде общей юрисдикции (ст.ст. 376 - 390.1)
      • Статья 376. Право на обращение в кассационный суд общей юрисдикции
      • Статья 376.1. Срок подачи кассационных жалобы, представления
      • Статья 377. Порядок подачи кассационных жалобы, представления
      • Статья 378. Форма и содержание кассационных жалобы, представления
      • Статья 378.1. Принятие кассационных жалобы, представления к производству суда
      • Статья 378.2. Оставление кассационных жалобы, представления без движения
      • Статья 379 (утратила силу)
      • Статья 379.1. Возвращение кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу
      • Статья 379.2. Обжалование определений суда кассационной инстанции об оставлении кассационных жалобы, представления без движения и о возвращении кассационных жалобы, представления
      • Статья 379.3. Приостановление исполнения судебных актов судом кассационной инстанции
      • Статья 379.4. Срок рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационным судом общей юрисдикции
      • Статья 379.5. Порядок рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции
      • Статья 379.6. Пределы рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции
      • Статья 379.7. Основания для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции
      • Статья 380 (утратила силу)
      • Статья 380.1 (утратила силу)
      • Статья 381 (утратила силу)
      • Статья 382 (утратила силу)
      • Статья 383 (утратила силу)
      • Статья 384 (утратила силу)
      • Статья 385 (утратила силу)
      • Статья 386 (утратила силу)
      • Статья 386.1 (утратила силу)
      • Статья 387 (утратила силу)
      • Статья 388 (утратила силу)
      • Статья 389 (утратила силу)
      • Статья 390. Полномочия кассационного суда общей юрисдикции
      • Статья 390.1. Определение кассационного суда общей юрисдикции
      • Статья 390.2. Право на обращение в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 390.3. Срок подачи кассационных жалобы, представления в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 390.4. Порядок подачи кассационных жалобы, представления в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 390.5. Форма и содержание кассационных жалобы, представления
      • Статья 390.6. Возвращение кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу
      • Статья 390.7. Рассмотрение кассационных жалобы, представления
      • Статья 390.8. Срок рассмотрения кассационных жалобы, представления
      • Статья 390.9. Определение судьи об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
      • Статья 390.10. Определение судьи о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
      • Статья 390.11. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 390.12. Порядок рассмотрения кассационных жалобы, представления судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 390.13. Пределы рассмотрения дела судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 390.14. Основания для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке
      • Статья 390.15. Полномочия судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 390.16. Определение судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 390.17. Вступление в законную силу определения судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенного по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления
      • Статья 391.1. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора
      • Статья 391.2. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления
      • Статья 391.3. Содержание надзорных жалобы, представления
      • Статья 391.4. Возвращение надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу
      • Статья 391.5. Рассмотрение надзорных жалобы, представления
      • Статья 391.6. Сроки рассмотрения надзорных жалобы, представления
      • Статья 391.7. Определение об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 391.8. Определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 391.9. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора
      • Статья 391.10. Порядок и срок рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 391.11. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 391.12. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора
      • Статья 391.13. Содержание постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 391.14. Вступление в законную силу постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации
      • Статья 392. Основания для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу (по вновь открывшимся или новым обстоятельствам)
      • Статья 393. Суды, пересматривающие судебные постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам
      • Статья 394. Подача заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам
      • Статья 395. Исчисление срока подачи заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам
      • Статья 396. Рассмотрение заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам
      • Статья 397. Определение суда о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам

      © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

      Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу .

      Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

      Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

      Значение надзорного производства:

      1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
      2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

      Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

      • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции ( Президиум ВС РФ - ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
      • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
      • предмет пересмотра в порядке надзора - судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
      • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
      • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат .

      Порядок возбуждения надзорного производства

      Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

        1. лиц, участвующих в деле, и
        2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

        Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

        Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

        Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

        1. наименование суда, в который они подаются;
        2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
        3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
        4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
        5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
        6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
        7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

        В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

        Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

        К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

        Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

        К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

        Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если:

        1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям , предусмотренным пунктами 1 - 5 и 7 части первой, частями третьей - шестой статьи 391.3 Кодекса;
        2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

        пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;

        После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 - 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

        • по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
        • по материалам истребованного дела.

        В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

        По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

        1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
        2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

        Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

        Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

        Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

        Хасанов Марат

        Институт пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам относится к формам реализации права на судебную защиту (средствам реализации права на судебную защиту 1 ) и служит исправлению неправильно разрешенного дела. Указанная форма пересмотра допускается в связи с тем, что если бы при рассмотрении дела суду было известно о существовании определенного обстоятельства, он принял бы совершенно иное решение. Такие обстоятельства существовали на момент рассмотрения дела, но не были известны ни сторонам, ни суду по независящим от них причинам.

        К объектам пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам относятся вступившие в силу решения судов первой инстанции, определения судов апелляционной инстанции, постановления и определения судов кассационной инстанции, а также постановления Президиума Верховного Суда РФ.

        В науке выделяются общий и специальный объекты пересмотра. Общим объектом является гражданское дело в целом, специальным – судебный акт, вступивший в законную силу 2 . Также делается вывод о возможности пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам судебного приказа вследствие отсутствия специальных изъятий в законе применительно к приказному производству 3 .

        Сразу следует оговориться, что пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам не стоит в одном ряду с производствами, традиционно классифицируемыми в качестве проверочных (апелляционным, кассационным и надзорным). Концептуальное различие заключается в отсутствии в производстве по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам судебной ошибки вследствие невозможности суда оценить конкретные обстоятельства в силу их неизвестности на момент рассмотрения дела.

        Необходимо четко понимать и границу между новыми и вновь открывшимися обстоятельствами. Так, применительно к последним лицо, участвующее в деле, не связывает с ними никаких материально-правовых требований и не доказывает их вследствие того, что соответствующие обстоятельства хотя и существовали, но стороне известны не были.

        Квалифицирующие признаки производства по пересмотру судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам можно обнаружить на основании еще одного классификационного признака – границ (пределов) пересмотра. Их можно определить как пределы, в рамках которых компетентный суд уполномочен пересматривать судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам. В законодательстве такие пределы прямо не закреплены, однако они, во-первых, выводятся на основе положений об основаниях пересмотра, о квалификации конкретных обстоятельств в качестве вновь открывшихся, а также выработанных судебной практикой подходов.

        Как указано в ч. 2 ст. 311 АПК РФ, к вновь открывшимся обстоятельствам относятся:

        • существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
        • установленные вступившим в силу приговором фальсификация доказательства, заведомо ложные заключение эксперта, показания свидетеля, а также заведомо неправильный перевод, которые повлекли принятие незаконного или необоснованного решения по данному делу;
        • установленные вступившим в силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле или его представителя, либо судьи, совершенные при рассмотрении данного дела. Похожий перечень закреплен и в ГПК РФ.

        При этом границы пересмотра помимо объектных и субъектных критериев можно разделить на несколько групп.

        Первая: пределы пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам в части срока для пересмотра.

        Лица, участвующие в деле, вправе обратиться в суд для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам в срок, не превышающий трех месяцев со дня открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра (ст. 312 АПК, ст. 394 ГПК). По-прежнему в науке продолжается дискуссия о необходимости существования предельного срока пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам. На фоне научной дискуссии судебная практика продолжает вырабатывать подходы, которые в наибольшей мере учитывали бы баланс интересов заинтересованных лиц при подаче заявления с нарушением установленного законом трехмесячного срока. Так, в подавляющем большинстве случаев суды не находят уважительных причин пропуска такого срока, отказывая заявителю в восстановлении процессуального срока 6 , не говоря уже об очевидных случаях, когда ходатайство о восстановлении пропущенного срока стороны не заявляли. В некоторых случаях ВС занимает еще более радикальную позицию (впрочем, закрепленную в разъяснениях Суда 7 ), указывая, что предельный шестимесячный срок пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам вне зависимости от причин пропуска ни при каких обстоятельствах не подлежит восстановлению 8 .

        Конечно, причины дискуссии о необходимости предельного срока пересмотра очевидны. Безусловно, отсутствие какого-либо срока пересмотра судебного акта вносит неопределенность в правоотношения сторон спора, уже разрешенного судом, и не добавляет стабильности общественным отношениям. В данном случае по аналогии с материально-правовым по своей природе сроком исковой давности процессуальные сроки являются неотъемлемой частью средств реализации права на судебную защиту, а также процессуальной формы защиты гражданских прав в целом.

        Вместе с тем, учитывая необходимость сохранения баланса интересов сторон, представляется необходимым установить более продолжительный срок. Так, в литературе предлагается, следуя за традицией дореволюционного Устава гражданского судопроизводства Российской Империи, установить срок, не превышающий 10 лет с момента вступления решения суда в законную силу 10 . Вместе с тем, на мой взгляд, не оспаривая предложений об увеличении срока пересмотра, установление срока такой продолжительности не добавит упорядоченности и определенности в отношения сторон, когда по прошествии такого длительного периода судебный акт по-прежнему можно будет пересмотреть. Это во многих случаях повлечет необходимость повторного и полного рассмотрения всего дела, но уже с учетом вновь открывшихся обстоятельств.

        Применительно к рассмотрению заявлений о восстановлении пропущенного срока при оценке уважительности пропуска, как отметил АС Уральского округа 11 , судам необходимо учитывать все конкретные обстоятельства, в том числе добросовестность заинтересованного лица, реальность сроков совершения им процессуальных действий; оценить характер причин, не позволивших лицу обратиться в суд в пределах срока, установленного законом. Впрочем, указанные разъяснения релевантны и в отношении уважительности причин пропуска процессуального срока для иных институтов цивилистического процесса. В данном деле интересно другое: АС Уральского округа согласился с заявителем жалобы в части уважительности причин пропуска срока подачи заявления о пересмотре – судебный акт находился на пересмотре в кассации, а срок был пропущен незначительно.

        В деле, рассмотренном Тринадцатым арбитражным апелляционным судом 12 , залоговый кредитор обратился с жалобой на определение первой инстанции об отказе в восстановлении пропущенного срока. Апелляция признала в качестве уважительных причин то, что залоговый кредитор не был своевременно уведомлен о введении в отношении должника процедуры банкротства и о необходимости предъявления требований в суд, а несостоятельный должник намеренно умолчал о наличии у него залоговых обязательств.

        Правовые позиции судов подчеркивают приведенное выше мнение о необходимости приведения дополнительных доводов в пользу уважительности пропуска трехмесячного срока даже в случае соблюдения предельного шестимесячного срока пересмотра судебного акта.

        Вторая группа границ пересмотра: пределы пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам в части дискреции суда по квалификации обстоятельств в качестве вновь открывшихся.

        В судебной практике встречаются случаи неверной квалификации судами обстоятельств как вновь открывшихся или – при наличии оснований для признания обстоятельств вновь открывшимися – неправомерного отказа заявителю в соответствующей квалификации.

        В другом деле 14 АС Московского округа указал на ошибочность позиций нижестоящих судов, отказавшихся квалифицировать в качестве вновь открывшихся обстоятельств предоставления займа подконтрольному обществу в рамках дела о банкротстве.

        Таким образом, будучи одной из составных частей общего института пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, категория границ (пределов) пересмотра становится преемником проблематики, с которой сталкивается и общий институт. В частности, до сих пор не наблюдается определенности в части установления конкретного срока, в рамках которого лицо, участвующее в деле, уполномочено на подачу заявления. Кроме того, суды по-прежнему допускают существенные ошибки в определении границ (пределов) пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, а также оснований для пересмотра.

        1 Сахнова Т.В. Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу: о сущности и законодательных противоречиях // Вестник гражданского процесса. 2014. № 1.

        2 Гражданское процессуальное право России: Учебник для вузов / Под ред. С.Ф. Афанасьева. М., 2013.

        3 Терехова Л.А. Объекты пересмотра по новым и вновь открывшимся обстоятельствам и субъекты, инициирующие пересмотр // Вестник гражданского процесса. 2016. № 3.

        7 См. п. 13 Постановления Пленума ВС от 30 июня 2011 г. № 52.

        8 Определение от 8 июня 2021 г. № 310-ЭС19-25076 по делу № А14-1860/2018.

        9 Постановление от 15 октября 2020 г. № Ф05-17108/2015 по делу № А40-199408/2014.

        10 Забрамная Н.Ю. К вопросу о предельном сроке для пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам в гражданском процессе // Адвокат. 2016. № 12.

        11 Постановление от 8 апреля 2021 г. № Ф09-7765/19 по делу № А07-1947/2019.

        12 Постановление от 30 марта 2021 г. по делу № А56-29511/2019.

        13 Постановление от 26 апреля 2021 г. № Ф05-7610/2021 по делу № А41-18044/2020.

        14 Постановление от 25 июня 2020 г. № Ф05-4315/2018 по делу № А40-211646/2014.

        15 Определение от 15 января 2020 г. № 305-ЭС19-12880(6) по делу № А40-233741/2017.

        Гражданский процесс представляет собой поступательное движение, состоящее из ряда стадий.

        Под стадией процесса следует понимать совокупность процессуальных действий и процессуальных отношений, объединенных ближайшей процессуальной целью.

        1) Возбуждение гражданского дела. Эта стадия инициируется путем подачи искового заявления, заявления или жалобы. Дело возбуждается принятием судьей заявления к своему производству.

        2) Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству. Эта стадия гражданского судопроизводства имеет своей целью обеспечение своевременного и правильного рассмотрения гражданского дела. Ее задачи определены ст. 148 ГПК РФ. Заканчивается данная стадия проведением предварительного судебного заседания и вынесением определения о назначении дела к судебному разбирательству.

        3) Судебное разбирательство. Центральная стадия процесса, в которой дело рассматривается и разрешается. Результаты судебной деятельности оформляются в судебном решении.

        Четыре последующие стадии связаны с пересмотром судебных актов, принятых судом первой инстанции.

        С апелляционной жалобой (представлением) на не вступившее в силу судебное решение, а также определение, возможность обжалования которого допустима с точки зрения ст. 331 ГПК РФ, вправе обратиться лица участвующие в деле, в том числе прокурор, а также лица, которые не были привлечены к участию в деле, и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом. Срок для апелляционного обжалования судебного решения – 1 месяц со дня принятия судебного акта в окончательной форме. Суды, рассматривающие апелляционные жалобы (представления) перечислены в ст. 320.1. ГПК РФ.

        В этой стадии процесса по жалобам участвующих в деле лиц или по представлению прокурора проверяется законность вступивших в силу судебных постановлений, принятых судами первой, апелляционной и нижестоящей кассационной инстанции. Судебные акты, которые могут быть обжалованы в кассационном порядке, а также суды, уполномоченные на проверку судебного акта в кассационном порядке, перечислены в ст. 377 ГПК РФ. Обращение в суд кассационной инстанции допускается в случае, если лицами, подающими кассационную жалобу, были исчерпаны иные способы проверки судебного постановления до дня вступления его в законную силу. Срок на подачу кассационной (представления) жалобы составляет – 6 месяцев со дня вступления в силу оспариваемого судебного акта.

        1) Права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

        2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;




        3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

        7) Стадия пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

        Данная стадия процесса регламентирована гл. 42 ГПК РФ (в ред. федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ).

        Основания для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу по вновь открывшимся или новым обстоятельствам изложены в ст. 392 ГПК РФ.

        Заявление, представление о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам подаются сторонами, прокурором, другими лицами, участвующими в деле, в суд, принявший эти постановления. Указанные заявление, представление могут быть поданы в течение трех месяцев со дня установления оснований для пересмотра.

        Суд, рассмотрев заявление, представление о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, удовлетворяет заявление и отменяет судебные постановления или отказывает в их пересмотре.

        В случае отмены судебного постановления дело рассматривается заново по правилам рассмотрения дела, действующим в той инстанции, судебный акт которой был отменен, но уже с учетом установленного судом нового или вновь открывшегося обстоятельства.

        Перечисленные стадии процесса, как правило, следуют в данной последовательности. Однако возможно прохождение дела, минуя некоторые стадии. Так дело, по которому принято решение суда первой инстанции не обязательно должно пройти кассационную, надзорную инстанции или быть пересмотренным по вновь открывшимся обстоятельствам. Более того, дело может быть приостановлено, прекращено, иск может быть оставлен без рассмотрения уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. ГПК 2002г. предоставляет суду право по завершении предварительного судебного заседания (на стадии подготовки дела к судебному разбирательству) вынести решение об отказе в иске при установлении факта пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд.

        Читайте также: