Срок рассмотрения протеста в суде

Обновлено: 17.05.2024

Процедура, порядок и сроки обжалования вступивших в законную силу постановлений по делам об административных нарушениях регламентированы гл. 30 КоАП (ст. ст. 30.12 - 30.19).

Данная стадия обжалования выступает в качестве альтернативы такой стадии как обжалование постановлений, не вступивших в законную силу, поскольку не содержит ограничений в виде установления срока, в течение которого можно обжаловать постановление, вступившее в законную силу. Т.е. жалоба на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть подана и спустя 5-10 лет. Но за одним исключением: обжалованы в порядке, регламентированном ст. 30.12 КоАП РФ, могут быть только постановления и решения по делам об административных правонарушениях, принятые судебными органами.

Не могут быть обжалованы в указанном порядке вступившие в законную силу постановления несудебных органов и должностных лиц, если они не были обжалованы в суд.

Данное обстоятельство обусловлено в первую очередь тем, что по смыслу статьи 126 Конституции Российской Федерации, статей 19, 19.1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 23.2 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" кассационные суды общей юрисдикции и Верховный Суд РФ осуществляют пересмотр судебных актов нижестоящих судов. Поскольку Конституция Российской Федерации и названные Федеральные конституционные законы наделяют перечисленные выше суды полномочиями по контролю за деятельностью нижестоящих судов, то предметом их проверки могут быть только лишь акты, принимаемые судами.

Право на обжалование вступивших в законную силу судебных актов по делам об административных правонарушениях предоставлено лицам, указанным в ст. 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, а именно: лицу, в отношении которого ведется производство, потерпевшим, законным представителям физического или юридического лиц, защитнику и представителю.

Кроме того, вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, вынесшим постановление (ч. 4 ст. 30.12 КоАП РФ), а вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы на вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье (ч. 5 ст. 30.12 КоАП РФ).

При этом, судебная практика исходит из буквального толкования указанных норм, полагая, что право на обжалование принадлежит конкретному должностному лицу, которое вынесло постановление или направило дело на рассмотрение судье. Если это лицо по какой-либо причине (болезнь, командировка, увольнение) не может реализовать свое право на обжалование, административный орган вправе оспорить постановление и(или) решение по делу только путем обращения к прокурору соответствующего уровня с просьбой о принесении протеста на соответствующее решение.

Прокурор вправе принести протест независимо от участия в деле, при этом на вступившее в законную силу постановление и (или) решение по делу об административном правонарушении может быть принесен протест прокурором субъекта Российской Федерации и их заместителями, Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, - прокурорами военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорами, Главным военным прокурором и их заместителями.

Жалобы на постановления, вступившие в законную силу, согласно ст. 30.13 КоАП РФ подаются в кассационные суды общей юрисдикции, в том числе кассационный военный суд, и правомочны их рассматривать председатели кассационных судов общей юрисдикции, их заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанных судов.

В случае несогласия с постановлением суда кассационной инстанции, вынесенным по жалобе, судебные акты по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ, где жалоба подлежит рассмотрению Председателем Верховного Суда РФ, его заместители либо по их поручению судьей Верховного Суда РФ.

Таким образом, Верховный Суд РФ рассматривает жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) решение по жалобе только в случае, если они были рассмотрены кассационным судом общей юрисдикции.

Повторная же подача жалоб по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившие в законную силу судебные акты по делу об административном правонарушении не допускается, а сама жалоба возвращается лицу, ее подавшему (часть 3 статьи 30.15 и часть 4 статьи 30.16).

В связи с образованием в судебной системе Российской Федерации кассационных судов общей юрисдикции были изменены положения статьи 30.13 КоАП РФ, определяющие суды, рассматривающие жалобы, на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. При этом количество судебных инстанций, пересматривающих вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях, не изменилось. Само по себе изменение судебной системы не порождает право обратиться с жалобой в новый суд у тех лиц, которые уже реализовали свое право обратиться в суд, ранее выступавший в качестве той же судебной инстанции.

Таким образом, в случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении уже ранее являлась предметом рассмотрения председателем или заместителем краевого суда, то рассмотрение аналогичной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается. В такой ситуации возможна только подача жалобы в Верховный Суд РФ, решение которого будет являться окончательным.

Жалоба на постановление, вступившее в законную силу, должна содержать: наименование суда, в который подается жалоба; сведения о лице, подавшем жалобу; сведения о других участниках производства; указание на постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов; доводы лица, подавшего жалобу, с указанием оснований для пересмотра судебных актов; перечень материалов, прилагаемых к жалобе; подпись лица, подавшего жалобу.

К жалобе должны быть приложены: копия постановления и копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены; копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами; копии жалобы по числу других участников производства.

Необходимо иметь в виду, что прилагаемые к жалобе копии обжалуемых судебных постановлений (решений), должны быть заверены надлежащим образом, т.е. заверены судом, их вынесшим, что является общеправовым процессуальным требованием (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28.11.2019 N 2974-0).

В случае несоблюдения вышеназванных требований к содержанию, а также в случае подачи жалобы лицами, не указанными в статье 30.12 КоАП РФ, подачи повторной жалобы в тот же суд и по тем же основаниям, обжалования актов несудебных органов и должностных лиц, которые не являлись предметом судебного рассмотрения, жалоба возвращается без рассмотрения.

Если судья придет к выводу о соответствии жалобы требованиям закона, то он выносит определение о её принятии к рассмотрению и извещает об этом лиц, участвовавших в деле, предоставляя им возможность ознакомиться с жалобой и подать возражения.

Жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова заинтересованных лиц в судебное заседание. Судья вправе истребовать дело и проверить его как исходя из доводов жалобы, так и в полном объеме независимо от доводов жалобы, Жалоба должна быть рассмотрена не позднее двух месяцев со дня поступления, а в случае истребования дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.

По результатам рассмотрения жалобы может быть внесено постановление: 1) об оставлении обжалуемого судебного акта без изменения; 2) об изменении обжалуемого судебного акта; 3) об отмене судебных актов и возвращении дела на новое рассмотрение; 4) об отмене судебных актов и прекращении производства по делу.

Изменение вступивших в законную силу судебных актов по делу об административном правонарушении возможно в том случае, если допущенные ранее судами нарушения норм законодательства об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

Отменить постановление по делу об административном правонарушении и о возвратить дело на новое рассмотрение возможно только в случае существенного нарушения процессуальных норм, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Наличие обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также недоказанность обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые постановление, решение, являются основанием для отмены судебных актов и прекращения производства по делу. Наиболее частой причиной прекращения производства кассационным судом общей юрисдикции является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу со дня его принятия.

СРОКИ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ

ПОДГОТОВКА ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ К РАССМОТРЕНИЮ:

Сроки подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению - 10 суток:

  • со дня начала административного процесса (составления протокола об административном правонарушении; составления протокола о процессуальном действии; вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса или вынесения постановления о наложении административного взыскания, когда в соответствии с частями 2 - 3-1 статьи 10.3 ПИКоАП протокол об административном правонарушении не составляется) (Статья 10.1 ПИКоАП).
  • 2 месяца:
  • со дня начала административного процесса по делам об административных таможенных правонарушениях, об административных правонарушениях против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования и налогообложения.

Сроки рассмотрения ходатайств:

  • непосредственно после его заявления
  • когда немедленное принятие решения по ходатайству невозможно, оно должно быть разрешено до рассмотрения дела об административном правонарушении (Статья 10.7 ПИКоАП).

Сроки направления дела об административном правонарушении:

  • немедленно –
  • по делам, рассматриваемым в течение суток (Статья 10.30 ПИКоАП).
  • в течение 5 суток: - с момента окончания подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению - по делам, рассматриваемым в иные сроки (Статья 10.30 ПИКоАП).

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ

ПРАВОНАРУШЕНИИ:

15 дней:

  • со дня получения судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (Статья 11.2 ПИКоАП),

не позднее 48 часов:

  • с момента административного задержания физического лица в случае, если такое задержание было осуществлено и личность задержанного установлена (Статья 11.2 ПИКоАП)

Сроки возврата дела об административном правонарушении

5 дней:

  • в случае несоблюдения требований к форме или содержанию протокола об административном правонарушении либо к перечню прилагаемых к нему материалов (Статья 11.3 ПИКоАП),

Сроки составления мотивировочной части постановления возврата дела

3 дня: - со дня поступления заявления, жалобы (протеста) в виде отдельного документа, содержащего указание на соответствующее постановление по делу об административном правонарушении (Статья 11.9 ПИКоАП).

Сроки объявления постановления по делу об административном правонарушении и вручение копии постановления

  • немедленно: - по окончании рассмотрения дела (Статья 11.11 ПИКоАП).
  • 5 дней: - в случае отсутствия лица, в отношении которого вынесено постановление, при рассмотрении дела об административном правонарушении (Статья 11.11 ПИКоАП).

Вступление в законную силу постановления о наложении административного взыскания:

  • по истечении срока на обжалование и опротестование (если оно не было обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ПИКоАП, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 3-1 статьи 10.3 ПИКоАП) (Статья 11.12 ПИКоАП).

Немедленно: - при наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации (Статья 11.12 ПИКоАП).

ОБЖАЛОВАНИЕ И ОПРОТЕСТВОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ, НЕ ВСТУПИВШЕГО В ЗАКОННУЮ СИЛУ:

Срок обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении:

  • 10 суток: - со дня объявления постановления либо со дня получения копии постановления лицом, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовавшим при рассмотрении дела, либо со дня получения копии мотивировочной части постановления (Статья 12.4 ПИКоАП).
  • 5 суток: - в случае подачи жалобы (протеста) на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации (Статья 12.4 ПИКоАП).

Срок рассмотрения жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении:

  • 1 месяц: - со дня ее поступления (Статья 12.7 ПИКоАП).
  • 3 дня: - в случае обжалования (опротестования) постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации (Статья 12.7 ПИКоАП).

Вступление в законную силу постановления по жалобе (протесту):

  • немедленно: - после его вынесения (Статья 12.10 ПИКоАП).

ПЕРЕСМОТР ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ, ВСТУПИВШЕГО В ЗАКОННУЮ СИЛУ:

Срок подачи жалобы (протеста) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении:

  • 6 месяцев: со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (Статья 12.11 ПИКоАП).

Срок рассмотрения жалобы (протеста) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном:

  • 1 месяц: - со дня поступления жалобы (протеста) (Статья 12.13 ПИКоАП).

ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ:

Сроки обращения постановления к исполнению:

  • по истечении срока обжалования (опротестования) - если жалоба (протест) не была подана в установленный срок, за исключением постановлений о наложении штрафа, который взыскивается на месте, и штрафа, который налагается в соответствии с частью 3 статьи 10.3 ПИКоАП, а также административного ареста и депортации (Статья 13.2 ПИКОАП)
  • после оставления жалобы (протеста) без удовлетворения - при обжаловании (опротестовании) постановления о наложении административного взыскания (Статья 13.2 ПИКОАП).
  • 1 месяц - со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа на физическое лицо или индивидуального предпринимателя (Статья 13.2 ПИКОАП).
  • 15 дней: - со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа на юридическое лицо (Статья 13.2 ПИКОАП).
  • 1 месяц: - со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения в случае обжалования (опротестования) постановления о наложении штрафа (Статья 13.2 ПИКОАП).

Сроки приведения постановления о наложении административного взыскания в исполнение:

  • 3 месяца: - со дня вступления его в законную силу (Статья 13.6 ПИКоАП).

Сроки разрешения вопросов, связанных с исполнением постановления:

  • 3 дня: - со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса (Статья 13.7 ПИКоАП).

ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ СУДЬИ, ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА ОРГАНА, ВЕДУЩЕГО АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС:

Порядок обжалования:

Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд. Жалоба, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении.

Действия и решения судьи могут быть обжалованы председателю суда. Действия и решения председателя суда могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда.

Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может быть обжаловано прокурору или в районный (городской) суд. (ст.7.2 ПИКоАП)

Сроки подачи жалоб и порядок их рассмотрения:

Жалоба на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, может быть подана в течение срока ведения административного процесса и до вынесения постановления по делу об административном правонарушении. Жалоба на постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, может быть подана в течение пятнадцати дней со дня вынесения такого постановления.

Запрещается передавать жалобу для рассмотрения должностному лицу, действия которого обжалуются.

Жалоба рассматривается с участием лиц, указанных в статье 7.1 настоящего Кодекса, если они заявили ходатайство об этом. Неявка указанных лиц в суд, орган, ведущий административный процесс, не препятствует рассмотрению жалобы.

Должностное лицо, рассматривающее жалобу, обязано в пределах своих полномочий немедленно принять меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов участников административного процесса, а также иных лиц, указанных в статье 7.1 настоящего Кодекса.

Если обжалуемыми неправомерными действиями или решениями причинен вред участникам административного процесса, а также иным лицам, указанным в статье 7.1 настоящего Кодекса, им должны быть разъяснены право на возмещение или устранение вреда и порядок осуществления этого права. (ст.7.3 ПИКоАП).

Срок рассмотрения жалобы:

Жалоба на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, рассматривается в пятидневный срок со дня ее поступления. О результатах рассмотрения жалобы сообщается лицу, подавшему жалобу. Решение по жалобе, за исключением решения по жалобе на постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, является окончательным и обжалованию не подлежит. (Статья 7.4.ПИКоАП)

Решение по жалобе:

Суд, прокурор, государственный орган (должностное лицо), уполномоченные рассматривать жалобу, при рассмотрении жалобы на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, принимают одно из следующих решений:

1) оставляют жалобу без удовлетворения;

2) удовлетворяют жалобу полностью или частично;

3) отменяют постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, и направляют материалы на новую подготовку дела к рассмотрению, за исключением случаев, когда по материалам, имеющим отношение к административному правонарушению, судом вынесено постановление, предусмотренное частью 3 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Копия решения по жалобе в течение трех суток высылается лицу, подавшему жалобу. (Статья 7.5. ПИКоАП)

Административное задержание физического лица:

Административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может длиться не более трех часов, если иное не установлено настоящим Кодексом (ст.8.4 ПИКоАП).

По просьбе физического лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения в течение трех часов уведомляются совершеннолетние члены его семьи, близкие родственники, защитник, наниматель, с которым задержанный состоит в трудовых отношениях, администрация учреждения образования, учащимся или студентом которого он является. О задержании несовершеннолетнего уведомление родителей или лиц, их заменяющих, обязательно. (ч.3 ст.8.2 ПИКоАП).

  • физическое лицо, находящееся в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, - до вытрезвления;

На срок свыше трех часов, но не более чем на семьдесят два часа могут быть задержаны:

1) физическое лицо, если ему вменяется в вину совершение административного правонарушения, за которое в качестве административного взыскания предусмотрены административный арест либо депортация;

2) физическое лицо, находящееся в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, - до вытрезвления (ст.8.4 ПИКоАП).;

3) военнослужащий - до передачи его военному патрулю, военному коменданту, командиру (начальнику) воинской части или военному комиссару;

4) физическое лицо, имеющее признаки выраженного психического расстройства и создающее своими действиями явную опасность для себя и окружающих, - до передачи его в организацию здравоохранения;

5) физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь либо совершившее умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, - до установления личности.

  1. Срок административного задержания физического лица исчисляется с момента его фактического задержания.

3-1. Административное задержание на срок свыше трех часов не может быть применено к несовершеннолетним, кроме несовершеннолетних, задержанных за совершение административного правонарушения, за которое предусмотрено административное взыскание в виде депортации.

(часть 3-1 статьи 8.4 в ред. Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 64-З)

  1. Административное задержание физического лица на срок свыше трех часов оформляется протоколом, который составляется должностным лицом, осуществившим задержание физического лица. Время административного задержания физического лица на срок, не превышающий трех часов, указывается в протоколе об административном правонарушении.
  1. Физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь либо совершившее умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, при невозможности установить его личность в течение семидесяти двух часов может быть задержано на срок до десяти суток с санкции прокурора.
  2. Иностранные граждане или лица без гражданства, нарушившие законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, при невозможности установить их личность в течение семидесяти двух часов могут быть задержаны с санкции прокурора на срок, необходимый для установления личности. Орган, должностное лицо которого осуществило задержание иностранного гражданина или лица без гражданства, по требованию иностранного гражданина или лица без гражданства не позднее одних суток с момента задержания сообщает об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства задержанного.
  3. В целях обеспечения исполнения административного взыскания в виде депортации физическое лицо, в отношении которого применена указанная мера административного взыскания, с санкции прокурора может быть задержано на срок, необходимый для исполнения постановления о депортации.
  4. В целях обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста, назначенного на срок не свыше десяти суток, срок административного задержания не должен превышать срока назначенного административного ареста ( ст.8.4 ПИКоАП).

Срок административного задержания физического лица исчисляется с момента его фактического задержания (ч.3 ст.8.4 ПИКоАП).

Статью подготовил:
старший помощник прокурора Ленинского района г.Минска
младший советник юстиции Силевич П.М.

Основное нововведение — институт апелляционного обжалования судебных постановлений, который заменил кассацию. Однако существенные изменения затронули также процедуру пересмотра гражданских дел в порядке надзора. Рассмотрим новации подробнее.

1. Уточнены основания к принесению протеста в порядке надзора

Было Стало
Основание к принесению протеста в порядке надзора — существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права Основание к принесению протеста в порядке надзора — существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые привели к вынесению незаконного судебного постановления

2. Сокращен срок на подачу жалобы в порядке надзора

Было Стало
Надзорную жалобу можно было подать в течение трех лет со дня вступления судебного постановления в законную силу Надзорную жалобу можно подать в течение года со дня вступления судебного постановления в законную силу

Комментарий: такое изменение в первую очередь означает постепенное сближение правил гражданского и экономического процесса в контексте разработки единого процессуального кодекса. Кроме того, сокращение срока на подачу жалобы в порядке надзора позволит повысить уровень правовой определенности.

3. Закреплены основания для возвращения жалобы в порядке надзора

1) подавалась с пропуском срока на обжалование судебного постановления в порядке надзора;

2) не оплачивалась государственной пошлиной;

3) подавалась с нарушением порядка, установленного ч. 5 ст. 438 ГПК;

1) подается с нарушением требований, предусмотренных ст.437 ГПК;

2) пропущен срок на обжалование судебного постановления в порядке надзора;

3) судебное постановление не обжаловалось в апелляционном порядке, а причины, по которым не подана апелляционная жалоба, неуважительные;

4) жалоба отозвана до ее рассмотрения;

Комментарий: возможность вернуть жалобу в порядке надзора существовала и раньше, хотя в ГПК отсутствовала прямая норма. Новая редакция ГПК уточнила перечень оснований для возвращения жалобы.

4. Изменен срок рассмотрения жалобы в порядке надзора должностным лицом, которое имеет право принесения протеста в порядке надзора

Комментарий: с учетом изменений жалоба в порядке надзора может рассматриваться в общей сложности около
трех — четырех месяцев. При этом учитываются сроки на поступление истребованного дела.

5. Изменен срок представления в суд объяснений по надзорной жалобе

Было Стало
Извещения о времени и месте рассмотрения дела и копии протеста в порядке надзора должны направляться юридически заинтересованным в исходе дела лицам с таким расчетом, чтобы они имели возможность представить в суд ко времени рассмотрения письменные объяснения на протест с подтверждающими документами Копии протеста в порядке надзора и извещения о времени и месте рассмотрения дела должны направляться юридически заинтересованным в исходе дела лицам с таким расчетом, чтобы они имели возможность до начала рассмотрения дела представить в суд письменные объяснения на протест с подтверждающими документами

Комментарий: новая редакция нормы требует представить объяснения в суд с таким расчетом, чтобы с ними могли ознакомиться и подготовить свою позицию лица, участвующие в деле. Изменение отражает общую тенденцию к повышению дисциплины и добросовестности сторон, раскрытию доказательств до начала рассмотрения дела.

6. Сужены пределы рассмотрения дела судом надзорной инстанции

Комментарий: сужение пределов рассмотрения дела отражает общую тенденцию к повышению уровня диспозитивности в процессе. Сходное изменение произошло и в процедуре рассмотрения жалоб на решения суда первой инстанции.

7. Изменены сроки рассмотрения дела в суде надзорной инстанции

Было Стало
Суд надзорной инстанции рассматривает дело не позднее 20 дней, Верховный Суд — не позднее 1 месяца, а Пленум Верховного Суда — не позднее 3 месяцев со дня поступления дела с протестом Суд надзорной инстанции рассматривает дело не позднее 1 месяца, Пленум Верховного Суда — не позднее 3 месяцев со дня поступления дела с протестом

Комментарий: увеличился минимальный срок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции. Теперь в президиумах областных и Минского городского суда дела в порядке надзора будут рассматриваться в срок до 1 месяца.

Страсти, клятвы и протесты: правда и мифы о суде

Зал судебного заседания больше похож на театр: адвокат красноречиво выступает, само дело рассматривают всего за час, а в конце судья стучит молоточком. Такими процессы предстают зрителям в фильмах и судебных телешоу. На самом деле настоящее заседание сильно отличается от своего киноаналога. В залах могут стоять обычные школьные парты, адвокатам не дают долго и не по делу рассуждать. А сами молоточки – это не более, чем элемент декора. Юристы развенчали самые популярные мифы о суде и предположили, что грозило бы героям фильмов в жизни.


В кино мы часто видим залы заседаний, больше похожие на театры. Помпезные здания с пятиметровыми потолками и мозаикой на стенах. Но такие образы далеки от реальности, говорит Софья Волкова, юрист АБ Адвокатское бюро Asterisk Адвокатское бюро Asterisk Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 5 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 30 место По выручке × .


В действительности зал судебного заседания зачастую представляет собой очень маленькое помещение, в котором стоят две-три школьные парты. Судью в такой обстановке выдает лишь мантия.

Елизавета Фетисова, старший юрист АБ Шварц и Партнеры Шварц и Партнеры Региональный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) × , говорит, что чаще юристы сталкиваются с узкими коридорами в неотреставрированных старых зданиях и с залами, где не всегда хватает места всем лицам, участвующим в деле. Но, как отмечает эксперт, арбитражи, апелляционные и кассационные суды выглядят по-другому.


В фильмах и судебных телешоу после объявления решения судья непременно бьет молоточком. Но это не более, чем миф. Олег Скляднев, старший партнер Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × , говорит, что молоточки действительно можно встретить на столах судей. Но ни одним процессуальным кодексом такой атрибут не предусмотрен, и он скорее является элементом декора.


Такое правило действительно есть, но в жизни от него иногда отходят. Максим Кульков, управляющий партнер Кульков, Колотилов и партнеры Кульков, Колотилов и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж Профайл компании × , делится, что в ряде случаев сами судьи просят выступать сидя. Особенно в судах первой инстанции. Чаще, по словам Кулькова, это происходит в маленьких залах, где удобнее для всех высказывать позицию не поднимаясь с места.

Если верить фильмам, то решение суда напрямую зависит от красоты и метафоричности речи представителя. Но на самом деле юристы не выступают с пламенными монологами. По словам Скляднева, если представитель начнет рассуждать о ценности основополагающих прав и достижениях римского права, то судья очень быстро вернет его к предмету спора.


Необходимость говорить понятно и благозвучно никто не отменял, но многие судьи негативно относятся к излишнему красноречию. Образные метафоры, отсылки к древним юридическим авторитетам, употребление латыни иногда позволительно, но для этого нужно хорошо знать судью, что он нормально такое воспринимает.

Максим Кульков, управляющий партнер Кульков, Колотилов и партнеры Кульков, Колотилов и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж Профайл компании ×



Обязанность быть честным в России подкрепляется вполне земными основаниями: суд предупреждает свидетеля об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. После этого свидетель дает подписку о том, что его предупредили об ответственности.

Елизавета Фетисова, старший юрист АБ Шварц и Партнеры Шварц и Партнеры Региональный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) ×

Гусев объяснил, что в российском законодательстве определяющее значение при квалификации преступлений имеет направленность умысла. У Доктора Хауса был умысел на кражу наркотиков, по не зависящим от него обстоятельствам он украл обычные лекарства. И в России его действия квалифицировали бы как покушение на хищение наркотиков.


Сколько восторга у актеров судебных телешоу, которые услышали от судьи желанное решение, отмечает Фетисова. Но судебная тяжба почти никогда на этом не заканчивается: не исключено, что оппонент обжалует акт первой инстанции. Эксперт говорит, что в жизни даже в случае безоговорочной победы в суде выигравшая сторона рискует ничего не получить от своего должника, если у него не будет денег или имущества, на которые пристав может обратить взыскание.

Читайте также: