Срок полномочий судьи конституционного суда рф презентация

Обновлено: 19.05.2024

В 1972-1977 юридических студент, в 1977 наук -1981 . - аспирант ЛГУ.

В 1981-1986 ассистент, в 1986-1987 и 1989-1993 и с 1995 доцент кафедры теории и истории государства и права юрфака Ленинградского (Санкт-

Петербургского) госуниверситета. В 1987-1989 зам. декана юрфака ЛГУ. В 1993-1995 председатель жилищного комитета мэрии Санкт- Петербурга

Назначен судьей Конституционного Суда РФ 29 марта 2002. Владеет английским и французским языками.

Лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники. Заслуженный юрист Российской Федерации.

судья Конституционного Суда РФ

ЖИЛИН Геннадий Александрович

Родился в 1946 году в деревне Шуткино Каргапольского района Курганской области. Русский.

В 1965-1968 служил в Советской Армии.

В 1968 поступил в Свердловский юридический институт, который

окончил в 1972 году, получив специальность "правоведение". 1972-1976 стажер народного судьи, старший консультант отдела юстиции,

народный судья Первоуральского горнарсуда, Свердловская область.

В 1976-1989 член Свердловского облсуда, заместитель председателя Свердловского облсуда.

В 1989-1999 член Верховного Суда РСФСР, Российской Федерации.

18 мая 1999 назначен судьей Конституционного Суда РФ по представлению Президента Б.Н. Ельцина.

Заслуженный юрист Российской Федерации. Доктор юридических наук, профессор.

судья Конституционного Суда РФ

ЖАРКОВА Людмила Михайловна

Родилась 3 сентября 1955 в Петрозаводске. По национальности - финка. После окончания школы работала секретарем Петрозаводского городского суда (1972-1974).

В 1974 поступила на юридический факультет Ленинградского государственного университета, который закончила в 1979 году. В феврале 1997 окончила Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности "менеджмент".

В 1979-1981 работала нотариусом Первой Петрозаводской государственной нотариальной конторы. В 1981-1990 - народным судьей Октябрьского райсуда г.Петрозаводска.

С 1990 - специалист, затем - начальник отдела Министерства юстиции Карелии.

В 1992 - 1994 - заместитель министра юстиции Республики Карелия.

В 1993 году участвовала в качестве эксперта в работе Конституционного совещания, выработавшего проект Конституции РФ. В октябре - ноябре 1993 входила в состав рабочей комиссии по доработке проекта и выступала в прессе с разъяснениями его положений.

В ноябре 1993 на учредительном съезде Союза юристов Карелии избрана его Председателем. Ушла с этой должности после избрания в состав КС республики.

В ноябре 1994 назначена судьей Конституционного Суда Республики Карелия. На организационном заседании КС избрана судьей-секретарем Конституционного Суда Республики Карелия. Параллельно занималась преподавательской деятельностью на юрфаке Петрозаводского государственного университета и в Карельском филиале Северо-Западной академии государственной службы.

11 июня 1997 назначена судьей Конституционного Суда РФ, получив наибольшее число голосов за всю историю назначения судей Советом Федерации - 104.

Основные сферы специализации - трудовое и государственное право. Заслуженный юрист Республики Карелия (1996).

Владеет английским языком.

Заслуженный юрист Российской Федерации (2006). Замужем. Имеет двоих детей 1977 и 1984 г.р.

судья Конституционного Суда РФ

ГАДЖИЕВ Гадис Абдуллаевич

Родился 27 августа 1953 года в с.Шовкра Лакского района Дагестанской АССР. Лакец.

В 1975 году закончил юридический факультет МГУ. После окончания университета работал преподавателем кафедры гражданского права Дагестанского государственного университета.

В 1979 году защитил в МГУ кандидатскую диссертацию, посвященную гражданско- правовым проблемам в области сельского хозяйства. В 1996 году защитил докторскую диссертацию на тему "Основные экономические права (сравнительное исследование)

С 1979 г. - юристконституционно-консульта Президиума -правовых институтов Верховного С России вета Дагестанской и зарубежных АССР государств" . С 1982 по . 1990 гг. работал заведующим юридическим отделом Совета Министров Дагестана. Совмещал эти должности с преподавательской и научной деятельностью.

С 1990 г. избран народным депутатом ДагАССР.

С 1990 по 1991 годы занимал должность председателя Комиссии ВС ДагССР по законодательству, законности и правопорядку. Принимал участие в разработке проектов Федеративного договора, ряда законов Республики Дагестан. В Верховном Совете Дагестана был сопредседателем фракции "Демократический Дагестан".

Являлся председателем Союза юристов Дагестана.

30 октября 1991 года в третьем туре был избран судьей Конституционного Суда РФ ("за" - 635, "против" - 211). Один из разработчиков федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ. Принимал участие в

обсуждении законопроектов "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и "О судебной системе Российской Федерации".

14 февраля 1995 г. включен в состав первой палаты КС. Член Аналитической комиссии по Регламенту и вопросам применения Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде. Российской Федерации".

Автор 155 научных работ, в том числе 5 монографий. Ведет курс гражданского права на факультете права Высшей школы экономики, профессор кафедры конституционного права Российской Академии правосудия.

Член Совета при Президенте Российской Федерации по совершенствованию гражданского законодательства. Член Совета по вопросам управления и развития при Мэре г.Москвы и экспертного совета Центра

стратегического развития при Правительстве РФ. Член редколлегий пяти научных журналов.

судья Конституционного Суда РФ

БОНДАРЬ Николай Семенович

Родился 18 октября 1950 в селе Голубовка Кременского района Ворошиловградской (ныне – Луганской) области. Украинец.

Доктор юридических наук, профессор.

В 1973-1975 - военный следователь военной прокуратуры Псковского гарнизона Ленинградского военного округа.

В 1975-1978 - аспирант Ростовского госуниверситета. С 1978 по 1987 преподаватель, старший преподаватель, доцент РГУ, заместитель декана юридического факультета РГУ.

С октября 1987 - заведующий кафедрой муниципального права и управления юридического факультета РГУ; одновременно (с сентября 1997 по февраль 2000) – Директор института права и управления РГУ.

16 февраля 2000 назначен судьей Конституционного Суда РФ (выдвинут Законодательным Собранием и Губернатором Ростовской области, а также Ростовским госуниверситетом).

Владеет немецким языком.

Основные принципы деятельности

Конституционного Суда РФ (ст. 5

Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Верховный Суд РФ

Верховный Суд РФ

ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА Конституция Российской Федерации Статья 104 1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Статья 126 Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА

Конституция Российской Федерации

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ действует в составе:

Верховный Суд РФ действует в составе:

  • Пленума Верховного Суда Российской Федерации;
  • Президиума Верховного Суда Российской Федерации;
  • Кассационной коллегии;
  • Судебной коллегии по гражданским делам;
  • Судебной коллегии по уголовным делам;
  • Военной коллегии.

Пленум Верховного Суда РФ

  • ассматривает материалы обобщения судебной практики и анализа судебной статистики, дает разъяснения в форме постановлений по вопросам, возникающим у судов в ходе рассмотрения конкретных дел; рассматривает и решает вопросы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов и об их отзыве; рассматривает и решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности нормативных правовых актов и ходатайствами о даче разъяснений решений, принятых Конституционным Судом Российской Федерации; утверждает Регламент Верховного Суда Российской Федерации, в соответствии с которым осуществляет и иные полномочия.

Заседание Пленума Верховного Суда РФ

Президиум Верховного Суда Российской Федерации

Президиум Верховного Суда Российской Федерации

  • Рассматривает гражданские и уголовные дела в порядке, предусмотренном процессуальным законом; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики; утверждает Обзоры законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации; решает организационные вопросы коллегий и аппарата Суда; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Коллегии Верховного Суда РФ

Гражданские дела, подсудные Верховному Суду РФ (Гражданский процессуальный кодекс РФ, статья 27)

  • 1 ) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации;
  • 2) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
  • 3) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки (за исключением случаев прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков);
  • 4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий , общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
  • 5) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
  • 6) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации , между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;
  • 7) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации ;
  • 8) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам , за исключением районных судов, гарнизонных военных судов.

Как стать судьей Верховного Суда РФ

Конституционное право

Соблюдение конституционных прав и свобод

Конституционно-правовой статус и административно-территориальные отношения субъектов РФ

Гражданское право и процесс

Хозяйственное право, арбитражная практика, финансовое и налоговое законодательство

Презентация - Конституционный суд РФ

Конституционный Суд РФ - высший судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства; требование к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда, состав суда, решение конституционного суда РФ окончательно и обжалованию не подлежит, Конституционный Суд сумел утвердить свое положение в государстве и стал очень важным, эффективным фактором развития права, государства и всего российского общества; добился этого в очень сложных, трудных и далеко не стабильных, часто противоречивых жизненных обстоятельствах. Несмотря на то, что многие вопросы, по которым обращаются в Конституционный суд имеют политическую подоплеку, Конституционный суд решает исключительно вопросы права, т. е. он стоит вне политики, не является и не может быть ни участником политических процессов, ни арбитром в политических спорах. В каждом деле Конституционный Суд выделяет только правовую составляющую, дает оценку лишь нормам права
2010 год, слайд-шоу

Контрольная работа - Конституционный принцип разделения властей в РФ. Акты президента РФ

  • формат doc
  • размер 87 КБ
  • добавлен 31 октября 2010 г.

Кудрявцев М.А. Конституционный принцип равноправия в правовом положении личности в Российской Федерации

  • формат pdf
  • размер 14.06 МБ
  • добавлен 18 апреля 2010 г.

Кудрявцев Максим Александрович. Конституционный принцип равноправия в правовом положении личности в Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.02: Москва, 2004 258 258 c. РГБ ОД, 61:04-12/1131

Курсовая работа - Конституционный контроль и надзор

  • формат doc
  • размер 48.89 КБ
  • добавлен 13 мая 2010 г.

САПЭУ, 2010 г. 49 стр. Дисциплина - Конституционное право России Понятие конституционного контроля, его сущность и содержание Субъекты конституционного контроля Конституционный суд Россииской Федерации и его роль в обеспечении конституционной законности в Российской Федерации

Курсовая работа - Конституционный суд Российской Федерации

  • формат doc
  • размер 182 КБ
  • добавлен 19 мая 2010 г.

Читинский гос. тех. университет, 2002. Понятие и функции конституционной юстиции, Конституционный Суд РФ в системе органов судебной власти, компетенция, структура и организация, принципы конституционного судопроизводства, роль в избирательных спорах, избирательные споры: понятие, классификация и причины возникновения, судебная защита избирательных прав граждан, роль Конституционного Суда РФ в избирательных спорах

Курсовая работа - Конституционный Суд РФ

  • формат doc
  • размер 30.5 КБ
  • добавлен 01 мая 2010 г.

Курсовая работа - Конституционный суд РФ

  • формат doc
  • размер 147 КБ
  • добавлен 31 октября 2010 г.

ВГАВТ,2008год,28стр. История становления конституционной юстиции в России. Предметы ведения конституционного суда. Структура Конституционного суда. Право на обращение в Конституционный суд Гарантии деятельности Конституционного суда.

Курсовая работа - Конституционный Суд РФ

  • формат doc
  • размер 39.94 КБ
  • добавлен 20 сентября 2010 г.

Введение Конституционный Суд РФ в системе органов государственной власти Полномочия Конституционного Суда РФ: Толкование Конституции Российской Федерации Проверка нормативных правовых актов на их соответствие Конституции РФ Участие в отрешении Президента от должности Разрешение споров о компетенции Заключение Список использованных источников Количество страниц 40.rn

Презентация - Судебная власть в РФ

  • формат ppt
  • размер 1.52 МБ
  • добавлен 13 декабря 2010 г.

Судебная власть в РФ, принцип разделения властей в РФ, верховный суд РФ, конституционный суд РФ, высший арбитражный суд РФ, Конституция РФ 2010 год, Челябинск, слайды.

Семинар - ФКЗ РФ о Референдуме от 24.06.2004 №5; ФКЗ РФ от 30.12.2006 г. N 7-ФКЗ О внесении изменений в статьи 48 и 52 ФКЗ О референдуме Российской Федерации

  • формат doc
  • размер 827 КБ
  • добавлен 06 марта 2011 г.

Фридман В.М. (сост.) Конституционный Суд Российской Федерации

  • формат pdf
  • размер 573.59 КБ
  • добавлен 10 декабря 2011 г.

Слайды и текст этой презентации

Конституционный Суд Российской ФедерацииРаботу выполнила учитель истории и обществознанияМБОУ лицея №7Райникова Елена Владимировна

Конституционный Суд Российской Федерации

Работу выполнила учитель истории и обществознания
МБОУ лицея №7
Райникова Елена Владимировна

Можно утверждать, что десятилетняя история Конституционного Суда в России - показатель становления принципа разделения властей и самоопределения

Можно утверждать, что десятилетняя история Конституционного Суда в России - показатель становления принципа разделения властей и самоопределения судебной власти как таковой. С созданием Конституционного Суда судебная власть впервые получила полномочие сказать законодателю "нет" и смогла реально стать его противовесом.

Возникновение и развитие конституционного судопроизводства.

Предвестником конституционного судопроизводства было создание Комитета конституционного надзора в СССР. Комитет был образован Съездом народных депутатов СССР и действовал на основе Закона, принятого 3 декабря 1989 г. и введенного в действие с 1 января 1990 г.1 Этот же Закон определял, что в республиках, входивших в состав бывшего СССР, должны быть также образованы органы конституционного надзора уже на базе республиканского законодательства (ст. 2, 5 Закона о конституционном надзоре в СССР).

Первый в истории советского права орган контроля за конституционностью законов и нормативных актов по своему положению и

Первый в истории советского права орган контроля за конституционностью законов и нормативных актов по своему положению и функциям существенно отличался от конституционных судов, действующих во многих странах мира и наделенных полномочиями признавать законы неконституционными и потому не имеющими юридической силы. Комитет конституционного надзора СССР избирался Съездом народных депутатов на 10 лет, каждые пять лет его состав должен был обновляться наполовину.

Он не имел права признавать антиконституционные законы недействующими и как экспертный, консультативный орган при парламенте должен был

Он не имел права признавать антиконституционные законы недействующими и как экспертный, консультативный орган при парламенте должен был направлять свои заключения по поводу проектов нормативных актов, а также действующих законов, принимаемых Съездом народных депутатов СССР, и законов союзных республик на рассмотрение Съезда народных депутатов, который мог утвердить или отклонить заключение Комитета (ст. 19).

Самостоятельной юрисдикцией Комитет обладал только в отношении подзаконных нормативных актов, нарушавших основные права и свободы человека, закрепленные

Самостоятельной юрисдикцией Комитет обладал только в отношении подзаконных нормативных актов, нарушавших основные права и свободы человека, закрепленные в Конституции и в признанных СССР международных документах. Заключение Комитета о неконституционности этих актов влекло утрату ими юридической силы. Вместе с тем практически все вопросы, отнесенные к компетенции Комитета, он мог рассматривать по собственной инициативе.

Это полностью соответствовало господствовавшим тогда политическим, юридическим и общественным представлениям: вся власть должна была принадлежать законодателю; никакие

Это полностью соответствовало господствовавшим тогда политическим, юридическим и общественным представлениям: вся власть должна была принадлежать законодателю; никакие органы не могли стоять над ним; принцип разделения властей не был воспринят; принцип независимости судей с трудом пробивал себе дорогу даже в сфере гражданского и уголовного судопроизводства; суд не признавался арбитром в отношениях между гражданином и законодателем.

Компетенция Конституционного Суда первоначально не была закреплена в Основном Законе. Это оставляло большой простор для определения его

Компетенция Конституционного Суда первоначально не была закреплена в Основном Законе. Это оставляло большой простор для определения его юрисдикции. При обсуждении законопроекта о Конституционном Суде победило мнение о необходимости предоставить Суду широкие полномочия и обеспечить право на обращение в Суд большому кругу государственных органов, общественных организаций, отдельных лиц, включая граждан, иностранцев, лиц без гражданства, а также юридических лиц (ст. 59, 66 Закона о Конституционном Суде от 12 июля 1991 г.).

Среди управомоченных на обращение были также государственные органы СССР, что свидетельствовало не только об определенной лояльности российского

Среди управомоченных на обращение были также государственные органы СССР, что свидетельствовало не только об определенной лояльности российского законодателя к союзным властям, но и о его стремлении (несмотря на реальную, почти полную адекватность конституций на союзном и республиканском уровнях) ограничить республиканские органы прерогативами оценки конституционности только республиканских законов.


Конституционный Суд был наделен правом проверять конституционность: а) нератифицированных или не вступивших в силу международных договоров, а

Конституционный Суд был наделен правом проверять конституционность:
а) нератифицированных или не вступивших в силу международных договоров, а также законов и иных нормативных актов высших государственных органов РСФСР;
б) правоприменительной практики, включая судебную;
в) действий и решений высших должностных лиц РСФСР и входящих в нее республик

Третья из указанных процедур - проверка конституционности действий и решений высших должностных лиц в целях установления оснований

Третья из указанных процедур - проверка конституционности действий и решений высших должностных лиц в целях установления оснований для отрешения от должности - могла быть возбуждена как по запросу высших представительных органов РСФСР и республик, так и по инициативе самого Суда. Конституционный Суд был наделен также правом законодательной инициативы вплоть до инициирования изменений Конституции, а при обнаружении пробелов в правовом регулировании, препятствующих соблюдению Конституции, был обязан осуществлять законодательную инициативу (ст. 9 Закона о Конституционном Суде).

Конституционный Суд должен был ежегодно направлять высшему органу законодательной власти послание о состоянии конституционной законности и мог

Конституционный Суд должен был ежегодно направлять высшему органу законодательной власти послание о состоянии конституционной законности и мог обратиться с представлением к государственным органам и должностным лицам, указывая на необходимость устранить выявленные нарушения Конституции и законодательства (ст. 54,55). Очевидно, с этими задачами было связано и особое, необычное для судебной власти правомочие судей Конституционного Суда присутствовать на заседаниях любых государственных органов РСФСР (ст. 26).

Таким образом, Закон о Конституционном Суде, конституируя Конституционный Суд как орган судебной власти сохранил следы прежней традиции

Таким образом, Закон о Конституционном Суде, конституируя Конституционный Суд как орган судебной власти сохранил следы прежней традиции - сфера ответственности суда, осуществляющего конституционное правосудие, не была достаточно отграничена от задач и деятельности других конституционных органов.

По мнению различных экспертов, это была конституционно не обоснованная акция, направленная на ущемление Конституционного Суда. Эти оценки, однако, игнорировали тот факт, что конституционные положения об организации и юрисдикции Конституционного Суда существенно изменились. В Конституции содержалось требование к численному составу суда - он должен состоять из 19 судей (ч. 1 ст. 125). Кроме того, правовая регламентация деятельности Конституционного Суда должна осуществляться путем принятия федерального конституционного закона

Такой вид актов до принятия Конституции 1993 г. не был известен российскому законодательству. Уже по этим причинам Закон о Конституционном Суде 1991 г. в целом являлся противоречащим Конституции и по форме, и по содержанию. Такого суда, который был предусмотрен в ней, еще не существовало. Его следовало создать на основе разработки нового закона. Указ Президента, объявивший о недействительности наряду с другими и Закона о Конституционном Суде, был юридически излишним.


Заключительными и переходными положениями

Заключительными и переходными положениями" Конституции (п. 2 разд. 2) не мог применяться как противоречащий Конституции; истолкование этого положения Президентом не требовалось. 24 июня 1994 г. Государственной Думой (нижней палатой Федерального Собрания) был принят новый Закон о Конституционном Суде Российской Федерации, одобренный 12 июля 1994 г. Верхней палатой - Советом Федерации. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации явился первым федеральным конституционным законом в России, принятым на основании и в соответствии со ст. 125 и 128 Конституции РФ

Действующая Конституция в отличие от прежней содержит более развернутые положения о конституционном судопроизводстве. Конституционно закреплены численный состав

Действующая Конституция в отличие от прежней содержит более развернутые положения о конституционном судопроизводстве. Конституционно закреплены численный состав и порядок назначения судей (п. "е" ст. 83 и п. "жп ст. 102), компетенция суда, круг субъюридические последствия его решений. Кроме того, нормы о Конституционном Суде включены в раздел Конституции о судебной власти, и на Конституционный Суд, таким образом, распространены общие конституционные принципы организации судебной власти, такие как независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, состязательность и равноправие участвующих в судопроизводстве сторон, а также возложенное на федеральный бюджет обеспечение судов (ст. 118, 120, 121, 123, 124).

Сравнительный анализ положений действующей Конституции, а также Федерального конституционного закона

Сравнительный анализ положений действующей Конституции, а также Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и прежнего регулирования конституционного судопроизводства позволяет определить основные тенденции правового развития в этой области. К ним относятся:
1) расширение конституционных основ деятельности Конституционного Суда; 2) развитие организационных форм конституционного судопроизводства, в том числе изменение внутренней структуры Конституционного Суда; 3) обеспечение деполитизации в деятельности суда; 4) усиление коллегиальных начал и изменение статуса судей с целью гарантировать их большую ответственность перед судом и связанность коллегиальной позицией;

5) придание большей юридической силы решениям Конституционного Суда, конкретизация их правовых последствий и мер по обеспечению их

5) придание большей юридической силы решениям Конституционного Суда, конкретизация их правовых последствий и мер по обеспечению их исполнения; 6) развитие и более строгое разграничение видов процедур в зависимости от предмета обращения; 7) дальнейшая детализация процедурных предписаний; 8) расширение доступа граждан к конституционному судопроизводству; 9) строгое разграничение юрисдикции Конституционного Суда и общих судов, а также введение процессуальных правил их взаимодействия.

Конституционное положение Конституционного Суда, назначение и статус судей.В соответствии с Конституцией

Конституционное положение Конституционного Суда, назначение и статус судей.

В соответствии с Конституцией "судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства" (ч. 2 ст. 118). В судебной системе РФ из всех перечисленных в Конституции форм судопроизводства организационно обособлено только конституционное, в то время как остальные обозначенные виды юрисдикции осуществляются не специальными (отраслевыми), а общими судами.


Судьи Конституционного Суда согласно Федеральному конституционному закону

Судьи Конституционного Суда согласно Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации« 1994 г. должны были назначаться на двенадцать лет - но не более чем до достижения 70-летнего возраста (ст. 12). Эта норма была внесена в представленный Президентом Российской Федерации в 1994 г. Проект Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" по инициативе депутатов Государственной Думы, ряд партийных фракций которой1 поставил условием одобрения данного закона ограничение полномочий судей 12-летним сроком.

Дальнейшее изменение регулирования в данной области в соответствии с новой редакцией ст. 12, введенной уже Законом от

Дальнейшее изменение регулирования в данной области в соответствии с новой редакцией ст. 12, введенной уже Законом от 8 февраля 2001 г., увеличило срок полномочий судей с 12 до 15 лет и устранило 70-летний предельный возраст их пребывания в должности. Правда, этот возрастной предел вскоре был восстановлен в соответствии с изменениями, внесенными Законом от 15 декабря 2001 г., и должен вновь действовать с 1 января 2004 г.

Продлением же полномочий тех судей, которые были ранее назначены на три года, в определенной мере размыт запрет

Продлением же полномочий тех судей, которые были ранее назначены на три года, в определенной мере размыт запрет повторного назначения на должность: законодатель продемонстрировал, что он может по-новому распорядиться статусом работающих судей, по своей воле оставляя их и далее в судейской должности и не вводя при этом пожизненного назначения, и, таким образом, считает себя вправе каждый раз возвращаться к решению вопроса о продлении полномочий действующего судейского корпуса.

Судьи Конституционного Суда в соответствии с Конституцией и законом обладают иммунитетом. Согласно ст. 15 Закона они могут

Судьи Конституционного Суда в соответствии с Конституцией и законом обладают иммунитетом. Согласно ст. 15 Закона они могут быть лишены своего иммунитета только самим Конституционным Судом. Однако законодательное развитие в этом отношении также продемонстрировало стремление законодательной власти заменить гарантируемую самим судейским корпусом неприкосновенность судей их зависимостью от волевого решения Совета Федерации, что нашло отражение при обсуждении последних изменений к Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" и нового УПК РФ, которые все же были скорректированы в третьем чтении названных актов, принятых 15 декабря 2001 г.

Конечно, попытки таких изменений не могут рассматриваться в отрыве от корректив, вносимых в другие акты, касающиеся конституционного

Конечно, попытки таких изменений не могут рассматриваться в отрыве от корректив, вносимых в другие акты, касающиеся конституционного статуса судей всех судов. Согласно этим нововведениям полномочия органов судейского сообщества в качестве гарантий неприкосновенности ограничиваются тем, что вышестоящим судебным инстанциям передается право давать заключение о наличии в действиях судьи признаков состава преступления; это является предпосылкой согласия судейского сообщества на возбуждение уголовного дела против судьи Генеральным прокурором.

Читайте также: