Способы судебной защиты рб

Обновлено: 07.05.2024

Доступ к конституционному правосудию в правовой системе Республики Беларусь (Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь 2011 г., № 3).

Право на судебную защиту в Республике Беларусь закреплено на конституционном уровне: статьей 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. В Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей реализация конституционной гарантии на судебную защиту определена в качестве важнейшей задачи судов.

Конституционный Суд Республики Беларусь как орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, обеспечивая верховенство Конституции и ее непосредственное действие, своей деятельностью, во-первых, защищает конституционные права и свободы граждан, во-вторых, обеспечивает полноту реализации конституционного права каждого на судебную защиту.

1. Конституционная жалоба

Способы реализации прав граждан на судебную защиту посредством конституционной юстиции имеют различия в разных государствах с учетом особенностей правовой системы страны, национальных традиций и других факторов.

2. Косвенный (опосредованный) доступ

В правовой системе Республики Беларусь механизм преюдициального запроса закреплен в статье 112 Конституции, согласно которой если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, то он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.

Институт омбудсмана в Республике Беларусь пока не учрежден. Вместе с тем в правовой системе Республики Беларусь предусмотрена особая форма косвенного доступа граждан к конституционному правосудию – через субъектов, уполномоченных обращаться с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов в Конституционный Суд. Согласно статье 116 Конституции к таким субъектам относятся Президент Республики Беларусь, обе палаты Национального Собрания – Палата представителей и Совет Республики, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Совет Министров.

В соответствии со статьей 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности нормативного правового акта к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности акта. По своей юридической природе такое право граждан представляет собой косвенный доступ к конституционному правосудию, то есть право обратиться в орган конституционного контроля в опосредованной форме.

В 2010 году в уполномоченные органы поступило около 60 обращений граждан и организаций о внесении в Конституционный Суд предложения о проверке конституционности нормативных правовых актов. Однако ни одно из таких инициативных обращений не было поддержано уполномоченными органами из-за недостаточности, по их мнению, оснований для проведения проверки конституционности актов.

Мы видим, что в условиях отсутствия права граждан на подачу конституционной жалобы непосредственно в Конституционный Суд необходимо установить четкую правовую регламентацию косвенного доступа через уполномоченных субъектов. Такая процедура позволит более эффективно реализовывать инициативы граждан и организаций о проверке конституционности нормативных правовых актов.

В регламентах Совета Министров, Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания, обладающих правом вносить предложения в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных правовых актов, не был определен порядок рассмотрения таких обращений граждан.

В своих решениях от 26 марта 2009 г. Конституционный Суд указал на пробелы в правовом регулировании порядка рассмотрения подобных обращений. В августе 2009 года во исполнение решения Конституционного Суда Совет Министров дополнил свой Регламент отдельной главой, в которой определил порядок рассмотрения вопросов о внесении предложений в Конституционный Суд.

Что касается регламентов обеих палат Национального собрания, то в них установлен определенный порядок обращения в Конституционный Суд с предложением проверки нормативных правовых актов в порядке последующего конституционного контроля, но в отношении обращений граждан, инициирующих проверку конституционности акта, этот вопрос пока не урегулирован в полной мере.

Мы рассчитываем, что в ближайшее время такой механизм обращения граждан в Конституционный Суд заработает в полной мере.

3. Устранение пробелов в законодательстве

Конституционный Суд Республики Беларусь активно реализует полномочие по устранению пробелов в законодательстве исходя из конституционных принципов и норм. Законом предусмотрено право Конституционного Суда вносить Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания, Совет Министров, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов.

Конституционным Судом Республики Беларусь за период его деятельности принято более 200 решений по устранению пробелов в законодательстве, которые касались практически всех отраслей права. В большинстве случаев такие решения выносились на основании обращений граждан.

Таким образом, рассматривая обращения граждан об устранении пробельности законодательства, Конституционный Суд обеспечивает более полную и эффективную реализацию прав и свобод человека.

4. Обязательный предварительный контроль конституционности законов

Процессу формирования доверия граждан к законам, правовой системе государства, основанной на принципах и нормах Конституции, способствует осуществление Конституционным Судом с 2008 года обязательного предварительного конституционного контроля всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания и одобренных Советом Республики Национального собрания, до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь. При проверке законов определяется конституционность норм исходя из конституционных ценностей, полноты механизма реализации конституционных прав граждан, действенности гарантий и защиты прав и свобод человека как высшей ценности и цели общества и государства.

Правовые позиции Конституционного Суда, формируемые в ходе предварительного контроля, в целом служат для преодоления неконституционных положений в законодательстве, утверждения конституционной законности в нормотворчестве и правоприменении.

При этом Конституционный Суд обращает внимание на необходимость развития конституционных ценностей при регулировании конкретных правоотношений, недопустимость непропорционального ограничения прав граждан на законодательном уровне. Конституционный Суд, исходя из положений Конституции, ориентирует на правильное правопонимание конституционно-правового смысла норм законов в законотворческом и правоприменительном процессе.

Так, Конституционным Судом за период 2008 – первое полугодие 2011 года принято 394 решения в порядке обязательного предварительного контроля конституционности законов.

В решениях сформулированы правовые позиции: как констатирующие, что в нормах законов нашли дальнейшее развитие принципы и ценности Конституции и установленного правового механизма достаточно для их полной реализации, так и содержащие выявление конституционно-правового смысла норм законов и устанавливающие наличие пробельности законодательного регулирования определенных общественных отношений.

Все решения, принятые Конституционным Судом в порядке обязательного предварительного контроля конституционности законов, доводятся до сведения граждан с помощью средств массовой информации. Безусловно, это придает уверенности гражданам в конституционности норм законов, в определенной мере снижает потребность в последующем конституционном контроле и объективно уменьшает необходимость введения конституционной жалобы.

Заключение

В Республике Беларусь сложилась определенная практика реализации индивидуального доступа граждан к конституционному правосудию:

во-первых, путем непосредственного обращения граждан в Конституционный Суд по вопросам устранения пробелов в законодательстве, что позволяет совершенствовать механизм реализации конституционных прав и свобод с учетом изменяющейся действительности;

во-вторых, посредством косвенного доступа через субъектов, уполномоченных обращаться в Конституционный Суд с предложением о проверке конституционности нормативных правовых актов, таким образом обеспечивая в опосредованной форме доступ граждан к конституционному правосудию.

При этом введение института конституционной жалобы на данном этапе развития конституционного контроля в Беларуси всесторонне изучается и имеет определенную перспективу.

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь,
заслуженный юрист Республики Беларусь

Гражданин вправе требовать по суду опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию, если их распространитель не докажет, что данные сведения соответствуют действительности .

Реализация гражданином или юридическим лицом права на обращение к редакции СМИ с требованием опровергнуть опубликованные сведения или опубликовать ответ не препятствует реализации права обратиться в суд с требованием о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Под деловой репутацией гражданина, не являющегося ИП, понимается общественная оценка его деловых и профессиональных качеств при выполнении трудовых, служебных и общественных обязанностей .

Под деловой репутацией юридического лица и ИП понимается оценка их хозяйственной (экономической) деятельности как участников хозяйственных (экономических) правоотношений. Практически идентичное определение содержит п. 1 постановления Пленума ВХС N 16.

Порочащими являются не соответствующие действительности сведения, которые умаляют честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица в общественном мнении или мнении отдельных граждан, юридических лиц с точки зрения соблюдения законов, норм морали, обычаев. Это, например, сведения о нечестности, невыполнении профессионального долга, недостойном поведении в трудовом коллективе, семье; сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, и т.д.

Сведения, порочащие гражданина или юридическое лицо, признаются не соответствующими действительности, если с достоверностью не установлено иное (презумпция добропорядочности).

В то же время не могут признаваться обоснованными требования об опровержении сведений, содержащих соответствующую действительности критику недостатков в работе, поведения в общественном месте, коллективе, быту .

Исковые требования об опровержении сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, может заявить лицо, сведения о котором распространены, а также его родственники, если такие сведения прямо или косвенно порочат их честь, достоинство или деловую репутацию. Защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина допускается и после его смерти по требованию заинтересованных лиц (члены семьи, родственники и т.д.).

Если порочащие сведения распространялись о несовершеннолетнем либо о лице, признанном в установленном порядке недееспособным, иск о защите их чести и достоинства вправе предъявить законные представители (родители, усыновители или попечители).

В случае распространения сведений, порочащих деловую репутацию юридического лица, иск вправе предъявить его орган. Если распространение порочащих сведений затрагивает интересы структурного подразделения, то право на защиту реализует орган юридического лица, частью которого является данное подразделение .

Ответчиками по спорам о защите чести, достоинства или деловой репутации гражданина либо деловой репутации юридического лица могут быть физические или юридические лица, распространившие сведения.

Если иск содержит требование об опровержении сведений, распространенных в печати, других СМИ (по радио, телевидению и т.д.), в качестве ответчика привлекается юридическое лицо, которое выполняет функции редакции СМИ. При опубликовании или ином распространении сведений без обозначения имени автора орган СМИ в соответствии с ч. 2 ст. 39 Закона о СМИ по требованию суда обязан назвать источник информации и имя лица, предоставившего эти сведения.

Если автор использовал в публикации сведения, полученные из официального источника, суд должен обсудить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика юридического или должностного лица, предоставившего данные сведения. Если сведения публиковались без указания имени автора (например, в редакционной статье), ответчиком по делу будет юридическое лицо, выполняющее функции редакции СМИ.

В случае воспроизведения сведений, затрагивающих честь, достоинство или деловую репутацию истца, несколькими СМИ все их можно привлечь к участию в деле в качестве ответчиков.

Опровержение следует опубликовать:

1) в СМИ с периодичностью выпуска не реже раза в неделю — не позднее чем
в 10-дневный срок со дня поступления требования об опровержении (ответе) или его текста;

2) в других СМИ — при очередном выпуске.

В опровержении (ответе) необходимо указать, какие сведения не соответствовали действительности, когда и как их распространило СМИ. СМИ не вправе редактировать текст решения либо давать комментарий к нему, по содержанию оспаривающий решение.

По искам об опровержении порочащих сведений, изложенных в характеристиках и иных официальных документах, ответчиками признаются лица, их подписавшие, и юридическое лицо, от имени которого выдавалась характеристика.

Если установить лицо, распространившее сведения, невозможно, граждане вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта несоответствия действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую
репутацию .

В силу ст. 153 ГК ответчик обязан доказать, что распространенные сведения соответствовали действительности. Истец должен доказать лишь сам факт распространения порочащих его сведений. При этом он вправе представить доказательства несоответствия их действительности.

Гражданин, в отношении которого были распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе, наряду с опровержением таких сведений, требовать возмещения убытков и морального вреда.

Дела о защите деловой репутации подведомственны общим судам, в случае если одной из сторон выступает гражданин, не являющийся ИП, а также в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 38 ГПК, т.е. при предъявлении ИП связанных между собой требований о защите его деловой репутации как гражданина и как участника хозяйственных (экономических) отношений.

Заявление о защите чести и достоинства должно соответствовать требованиям ст. 243 ГПК. Госпошлина взимается по ставкам для требований неимущественного характера. По требованиям о возмещении материального вреда (убытков), причиненного распространением порочащих сведений, госпошлина уплачивается по ставкам для исковых заявлений имущественного характера .

На требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами, исковая давность не распространяется .

Возмещение морального вреда при защите чести и достоинства

Право гражданина взыскивать в судебном порядке материальную компенсацию морального вреда закрепляет ст. 60 Конституции.

Гражданин, о котором были распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе, наряду с опровержением таких сведений, требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением .

Под моральным вредом следует понимать испытываемые гражданином физические и (или) нравственные страдания .

Физические страдания — это физическая боль, функциональное расстройство организма, изменения в эмоционально-волевой сфере, иные отклонения от обычного состояния здоровья, которые стали последствием действий (бездействия), посягающих на нематериальные блага или имущественные права гражданина.

Нравственные страдания, как правило, выражаются в ощущениях страха, стыда, унижения, а равно в иных неблагоприятных для человека в психологическом аспекте переживаниях, связанных с утратой близких, потерей работы, раскрытием врачебной тайны, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с ограничением или лишением каких-либо прав и т.д. .

Граждане имеют право на компенсацию морального вреда, причиненного госорганами, органами местного управления и самоуправления, а также их должностными лицами в случае нарушения неимущественных прав в результате незаконных действий (бездействия) этих органов и лиц в результате издания не соответствующих законодательству актов , нарушения прав и свобод граждан при рассмотрении их обращений .

Процессуальное правопреемство по требованиям о компенсации морального вреда не допускается .

Юридическое лицо, в отношении которого были распространены сведения, порочащие деловую репутацию, не вправе требовать возмещения морального вреда .

По заявлению потерпевшего и в его интересах суд может возложить на лиц, совместно причинивших вред, долевую ответственность по возмещению морального вреда .

В заявлении о компенсации морального вреда истец должен указать, кто, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) причинил ему физические или нравственные страдания, в чем они выражаются, в какой денежной сумме он оценивает их компенсацию.

Во всех случаях при определении размера компенсации морального вреда суды должны учитывать требования разумности и справедливости . Чтобы обеспечить их соблюдение, в каждом конкретном случае суд должен учитывать степень нравственных и физических страданий потерпевшего, исходя из тяжести (значимости) последствий и их общественной оценки. В зависимости от характера спорного правоотношения принимаются во внимание обстоятельства причинения морального вреда, возраст потерпевшего, состояние его здоровья, условия жизни, материальное положение, иные индивидуальные особенности.

В случае смерти потерпевшего размер компенсации морального вреда лицам, имеющим право на его возмещение, определяется в зависимости от степени родства с погибшим, от нахождения на иждивении, характера взаимоотношений с ним, от других конкретных обстоятельств, имеющих значение для оценки степени нравственных переживаний.

При определении размера компенсации морального вреда учитывается степень вины, когда это основание для его возмещения. Если возникновению или увеличению морального вреда содействовала неосторожность потерпевшего, то в силу ст. 952 ГК размер компенсации определяется с учетом степени его вины.

Суд вправе также учесть имущественное (финансовое) положение причинителя
вреда .

Если не соответствующие действительности порочащие сведения были распространены в СМИ, суд, определяя размер компенсации морального вреда, вправе учесть характер и содержание публикации, степень распространения недостоверных сведений и другие заслуживающие внимания обстоятельства.

Требование о компенсации морального вреда можно заявить совместно с требованием о защите чести, достоинства или деловой репутации, в том числе в ходе рассмотрения дела в судебном заседании, а можно самостоятельно (в частности, после добровольного опровержения сведений СМИ) .

Иск о компенсации морального вреда суд может рассмотреть как самостоятельно, так и совместно с требованиями имущественного характера, в том числе в производстве по уголовному делу. Размер компенсации морального вреда не зависит от размера возмещения материального ущерба .

На требования об опровержении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, а также на требования гражданина о компенсации морального вреда срок исковой давности не распространяется .

Исковая давность применяется, если законодательные акты предусматривают компенсацию морального вреда в сфере нарушения имущественных прав граждан .


Знание и грамотное использование профессиональных слов и выражений, если не элемент успешной юридической практики, то, во всяком случае, один из показателей уровня квалификации. Поэтому мы решили провести небольшой ликбез. Наверняка каждый читатель встретит неизвестные прежде понятия и узнает их реальное происхождение или поправит свое представление об уже имеющихся в его багаже знаниях. Разберем профессиональные термины, используемые юристами в работе: от самых простых до латинских с примерами из судебных актов. Начнем с терминов, затрагивающих правила и способы судебной защиты.

В дальнейшем по тексту будем обращаться в основном к АПК РФ.

Стороны

Ответчик – ​это, соответственно, организация или гражданин, к которому иск предъявляется (ст. 43 АПК РФ). В целях экономии времени они обладают правом подать встречный иск.

Заявитель – ​сторона, которая подает заявление в суд в отсутствие спора о праве, что бывает в основном в сфере публичных правоотношений. Например, при оспаривании ненормативных правовых актов, действий или решений властных органов или их должностных лиц, а также по делам о банкротстве или взыскании долга через приказное производство (гл. 29.1 АПК РФ) и некоторым другим категориям. Заинтересованное лицо – ​то, которое имеет заинтересованность в исходе дела, но оно не всегда противостоит заявителю.

Любые третьи лица – ​потенциальные участники правоотношения, связанного со сторонами. Например, бюджетное учреждение обратилось в суд с заявлением к ФСС РФ, а в качестве третьего лица была привлечена налоговая инспекция (решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.08.2019 по делу № А27-2460/2019). Таким образом, обеспечивается судебная защита прав лица, так или иначе причастного к спору или его результату.

Или, например, гардеробщик, работающий в организации и отвечающий за сохранность верхней одежды, может выступать третьим лицом на стороне ответчика. При пропаже вещи посетитель вправе обратиться с иском к организации о возмещении стоимости, а организация в случае удовлетворения иска – ​к гардеробщику с регрессным иском. В таком случае возможность предъявления регрессного иска говорит о заинтересованности третьего лица участия в процессе.

Правопреемство (ст. 48 АПК РФ) означает, что если какая-либо сторона выбыла из судебного процесса, суд производит замену ее правопреемником. В качестве примера в указанной норме приведены реорганизация компании, уступка требования, перевод долга или смерть гражданина и т. д. (перечень оставлен открытым).

На это указывали высшие суды.

При рассмотрении дела истец изменил ОАО на АО. Может ли он от имени реорганизованной организации под.

Конституционный Суд РФ его поддержал, указав, что участнику спорных правоотношений не может быть отказано в использовании механизма процессуального правопреемства лишь в силу того, что ему доступны иные варианты защиты своего права, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством (постановление от 16.11.2018 № 43-П).

Эксперт (от лат. expertus – ​опытный) – ​лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения (ч. 1 ст. 55 АПК РФ).

Специалистом (от лат. speciālis – ​особый, особенный) в арбитражном суде является лицо, обладающее необходимыми знаниями по соответствующей специальности, осуществляющее консультации по касающимся рассматриваемого дела вопросам (ч. 1 ст. 56 АПК РФ).

Таким образом, любой эксперт – ​специалист, но не любой специалист может быть экспертом. Специалист представляет разъяснения, дает консультации и выражает свое мнение (ч. 2 ст. 87.1 АПК РФ). Эксперт назначается судом, проводит исследование и дает заключение.

Исковые требования

Что такое иск, ни в одном процессуальном кодексе, как ни странно, не прописано. На практике под иском понимается способ судебной защиты путем выдвижения требования из перечня, содержащегося в общем виде в ст. 12 ГК РФ. А форма выражения иска – ​исковое заявление. Ниже рассмотрим некоторые из них.

Регресс (от лат. regressus – ​возвращение, обратное движение) – ​обратное требование к должнику о возврате денежной суммы, уплаченной за него третьему лицу. ГК РФ упоминает его в ст. 1081 в связи с причинением вреда. Например.

Экономические споры

Экономические споры являются неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. Каждый бизнесмен имеет свои интересы, которые могут пересекаться и формировать конфликтные ситуации. Для их разрешения и был предусмотрен механизм рассмотрения экономических споров в суде. Экономические споры рассматриваются арбитражным судом, в соответствии с АПК РФ (Арбитражно-процессуальным кодексом). Сторонами в экономических спорах являются юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП). Физическое лицо может выступать стороной в экономических спорах только в исключительных случаях.

Что представляют собой экономические споры?

Экономические споры представляют собой разногласия между участниками предпринимательской деятельности (юридическими лица и ИП), а также органами государственной власти, возникающие в результате столкновения их интересов на финансовом рынке.

Экономические споры юридического лица могут быть нескольких видов, к которым относят следующее:

Они возникают при заключении различных гражданско-правовых договоров. В большинстве случае этот вид споров возникает между предпринимателями-монополистами. Предметом разногласий выступают условия заключаемых соглашений. При этом преддоговорными споры считаются только в том случае, если документом предусмотрена возможность их разрешения в арбитражном суде.

Такие споры возникают в том случае, когда одна из сторон соглашения не исполняет его условия, либо возникает необходимость его изменения или расторжения.

Предмет разногласий – признание актов уполномоченных лиц недействительными, если они связаны с деятельностью предпринимателей. Например, отказ в регистрации юридического лица, требующий обжалования в суде.

Определение экономических споров предусматривает, что подобные разногласия возможны только между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и в некоторых ситуациях государственными органами.

Хотя бы одна сторона должна относиться к указанным субъектам. В некоторых случаях возможен экономический спор между предпринимателем и физическим лицом.

Подведомственность экономических споров

Подведомственность экономических споров

Дела по экономическим спорам в соответствии со ст. 22 АПК РФ попадают под подведомственность арбитражных судов. Подобные разногласия разрешаются при участии любых организаций, индивидуальных предпринимателей, органов власти и физических лиц, что также закреплено в кодексе.

Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают экономические споры конкретно определенных типов. Согласно части 2 статьи 22 АПК РФ к ним относят следующие ситуации:

  • возникшие в результате заключения договора, подписание которого установлено законом, либо спор, разрешение которого в арбитражном порядке предусмотрено договором,
  • по вопросу изменения или прекращения действия договора;
  • по факту ненадлежащего исполнения сторонами соглашения его условий;
  • связанные с правом собственности;
  • по факту истребования имущества из чужого незаконного владения;
  • в связи с возмещением причиненных убытков;
  • по факту признания недействительным актам органа власти, если он не соответствуют положениям закона и нарушает права предпринимателей;
  • по вопросам защиты деловой репутации, чести и достоинства, если были нарушены интересы субъекта предпринимательства;
  • признание документа, не подлежащим исполнению при бесспорном взыскании;
  • обжалование решений об отказе в регистрации юридического лица или ИП, либо уклонение госорганов от таких действий, когда они прямо предусмотрены законом;
  • хозяйственные споры;
  • необходимость взыскание штрафов и иных обязательных платежей с предпринимателей, если иск исходит от органов государственной власти;
  • по вопросу возврата денежных средств из бюджета, если они были списаны с нарушением норм законодательства в бесспорном порядке.
Помимо судебных споров по экономическим делам бизнесмены могут стать участниками процесса при необходимости установления факта, изменяющего или прекращающего чьи-либо права, а также при признании их банкротами.

Также возможно рассмотрение экономических споров Верховным судом РФ. Речь идет о порядке обжалования, вновь открывшихся обстоятельствах по делу и даже о разрешении разногласий в первой инстанции. Занимается этим непосредственно Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ. Данный орган не входит в систему арбитража.

Рекомендуем к прочтению: Признание должника банкротом в арбитражном суде: заявление, процедура, нюансы

Экономические споры — порядок разрешения

Экономические споры

Арбитражный суд по экономическим вопросам предусматривает четко определенную процедуру разрешение конфликтов. Первым этапом всегда выступает претензионный порядок. Прежде чем направлять иск в суд, экономический спор следует попытаться разрешить мирным путем.

Разбирательство в арбитражном суде при разрешении экономических споров осуществляется на основании второго раздела АПК РФ. Процедура предусматривает следующие этапы:

Судебные экономические споры потребуют хорошей доказательной базы. Каждое требование в иске должно быть подтверждено. Подготовить материал следует до того, как будет направлено заявление в суд.

Приложением к иску могут служить копии документов, платежные поручения, выписки, чеки, заключения экспертов и так далее. Примерный перечень документов определен в законе (ст. 126 АПК РФ).

Форма и содержание документа регламентируются ст. 125 АПК РФ. Иск в большинстве случаев имеет общий шаблон, за исключением отдельных обстоятельств конкретного спора.

Если заявление было принято, то первоначально суд по экономическим спорам назначает предварительное слушание. На нем определяются стороны процесса, их позиция и перечень дополнительных материалов, которые потребуются при разрешении конфликта.

Далее назначается судебное заседание. Их может быть несколько, это зависит от сложности разногласий. В процессе стороны принимают участие на равных правах, отстаивая свою позицию, представляя доказательства, привлекая свидетелей. По итогу судом выносится соответствующее решение, вступающее в силу по истечении месяца.

Срок производства по делу согласно ст. 152 АПК РФ составляет 6 месяцев с момента поступления искового заявление. При этом учитывается периода подготовки.

Если конфликт имеет особую сложность, то срок может быть продлен до 9 месяцев.

Ключевым аспектом при подаче заявления выступает также срок исковой давности, который исчисляется с момента выявления нарушения интересов предпринимателя или дня, когда он должен был узнать о них. Согласно ст. 196 ГК РФ данный период составляет 3 года.

Исковое заявление в арбитражный суд

Исковое заявление в арбитражный суд

В соответствии со ст. 125 АПК РФ иск составляется в письменной форме и подписывается непосредственно заявителем, либо представителем по доверенности. Допускается личная передача заявления и прилагаемых к нему документов, направление их по почте, либо через официальный сайт суда.

Иск обязательно должен содержать в себе определенные сведения, к которым согласно АПК РФ относят следующее:

  • наименование судебного органа;
  • данные сторон, участвующих в деле (наименование, адрес, полное имя, контактный телефон, электронная почта);
  • требования истца, подкрепленные положениями закона;
  • обстоятельства, в результате которых возникают экономические споры;
  • доказательства;
  • цена иска;
  • подробный расчет суммы взыскания;
  • перечень мер, принятых для обеспечения имущественных интересов до поступления заявления в суд (дата направления претензии, ответ на нее со стороны ответчика);
  • приложение (список документов).
Какой-либо законодательно установленной формы искового заявления не существует.

Важно правильно определить подведомственность, изложить свои требования максимально понятно и привести объективные основания.

При этом, каждое дело индивидуально, как и требования истца. Поэтому, за написанием иска лучше обратиться к юристу или юридической компании, которые имеют опыт в направлении экономических споров.

Если исковое заявление написано неправильно, решение по этому делу ранее принято, либо обращение направлено не по подведомственности, то в принятии заявления будет отказано (ст. 127.1 АПК РФ).

В случае несоответствия иска требованиям закона, он остается без движения с указанием срока устранения ошибок (ст. 128 АПК РФ). Возвращается исковое заявление в случае неправильной подсудности, отсутствия подписи в документе, не устранении нарушений в оставленном без движения обращении, при наличии ходатайства самого заявителя (ст. 129 АПК Ф).

Экономические споры — обжалование решения арбитражного суда

Экономические споры

Рассматривает жалобы Арбитражный суд апелляционной инстанции. Последующие этапы обжалования перейдут на рассмотрение ВС РФ.

Форма и содержание апелляционной жалобы схоже с иском. Также потребуется предоставление дополнительных документов в качестве обоснования своей позиции. Если жалоба будет принята, суд вынесет определение о назначении заседания. По принципу исков апелляционные обращения могут быть возвращены или оставлены без движения.

Срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца. При наличии особых обстоятельства период продлевается до 6 месяцев (ст. 267 АПК РФ).

Направлять документы может лицо, участвовавшее в процессе первой инстанции, либо иной субъект, чьи интересы были затронуты принятым решением.

Обжалование на этом этапе предполагает рассмотрение материалов повторно. Исследуются доказательства, заслушиваются стороны, приобщаются дополнительные сведения.

Последующие инстанции (кассация и надзор) оценивают только законность принятых решений, что не дает возможности представить новые аргументы в свою защиту.

Таким образом, экономические споры могут возникать исключительно в сфере предпринимательства. Чтобы защититься в суде, необходимо иметь хорошую доказательную базу и опытного юриста, который сможет защитить ваши интересы. Это важно, как для истца, желающего удовлетворения своих требований, так и для ответчика, защищающего свои интересы.

Читайте также: