Способ формирования конституционного суда фрг

Обновлено: 13.05.2024

Способы формирования этих органов весьма разнятся от страны к стране, но некоторые обобщения все же можно сделать. В сравнительно небольшом числе стран применен чисто парламентский способ. Однако в большинстве стран конституционные суды (советы) формируются высшими государственными органами, представляющими различные ветви власти и действующими при этом либо самостоятельно, либо совместно.

В отличие от судов общей юрисдикции во многих странах для судей конституционных судов (советов) установлены единые сроки полномочий, обычно длительные и сопровождаемые запрещением повторного избрания (назначения) в конституционный суд. Во многих странах конституции, а также законы устанавливают особые требования к кандидатам в судьи конституционных судов. В ряде стран это назначает судью тот орган, который формирует конституционный суд (совет), или один из таких органов. Срок полномочий председателя (и его заместителя) иногда не устанавливается вообще.

Существует две основные модели структуризации конституционных судов:

1) конституционный суд выступает как единая судебная коллегия, рассматривающая дела с участием всех судей;

2) конституционный суд состоит из специальных структурных подразделений – коллегий (палат, сенатов, секций судей и др.).

Наличие коллегий позволяет повысить оперативность в работе конституционного суда и таким образом решить насущные для большинства конституционных судов проблемы, вызванные все нарастающим потоком дел, невозможностью в связи с этим соблюдения установленных законом процессуальных сроков их рассмотрения, медлительностью в прохождении дел.Пленарные заседания конституционного суда – ведущая организационно-правовая форма его деятельности. Это обусловлено тем, что в полном составе суд рассматривает наиболее важные и сложные категории дел. Коллегии в ряде случаев обязаны передавать дела на рассмотрение пленума. Если в структуре конституционного суда предусмотрены коллегии, то считается, что заседание коллегии тоже есть деятельность конституционного суда: каждая коллегия выступает как конституционный суд. Это подтверждается правилом, согласно которому решения, принятые в пленарных заседаниях коллегий, юридически равнозначны: они выносятся от имени государства и являются решениями конституционного суда. Коллегии для подготовки дел могут создавать свои собственные подразделения (секции'и др.).К определению компетенции пленума и коллегий конституционного суда может быть два подхода. Первый: пленум уполномочен рассматривать широкий круг дел, объем компетенции коллегий определяется по остаточному принципу - они рассматривают дела, отнесенные к ведению конституционного суда, но не входящие в компетенцию пленума. Однако перечень полномочий пленума конституционного суда может и не быть закрытым, исчерпывающим. К распределению компетенции между пленумом и коллегиями может быть и иной подход: основной круг дел рассматривают коллегии, пленум же рассматривает дела, не входящие в компетенцию коллегий. Федеральный конституционный суд ФРГ состоит из двух сенатов. Трое из восьми судей каждого сената избираются из числа федеральных судей одной из высших магистратур (Федеральная судебная палата, Федеральные – административный, финансовый, трудовой, социальный - суды), где они должны проработать не менее трех лет, пятеро остальных судей избираются из числа лиц, имеющих необходимую квалификацию (это, как правило, университетские профессора, политические деятели). Таким образом, каждый судья изначально избирается в определенный сенат. Сенаты действуют независимо друг от друга, один из них возглавляется Председателем Суда, другой – его заместителем. В случае, если мнение одного сената расходится с правовой позицией, выраженной в решении другого сената, вопрос передается в пленарное заседание. Оно созывается Председателем не реже двух раз в год – весной и осенью. Кроме того, Председатель созывает пленарное заседание по требованию заместителя Председателя, одной из палат или трех судей,с указанием предмета обсуждения. Существует важное правило: пленум Федерального Конституционного Суда правомочен принимать решения, если от каждого сената присутствуют две трети входящих в него судей.Каждый сенат образует в своем составе три палаты, состоящие из трех судей, причем состав палат не должен оставаться неизменным более трех лет. Палаты решают вопросы о принятии обращений к рассмотрению. Решения об отклонении обращения принимаются единогласно, при отсутствии единогласия решение принимается сенатом. Закон довольно подробно разграничивает компетенцию между сенатами (один рассматривает конституционность актов, другой – конституционность действий субъектов права).


Федеральный конституционный суд ( немецкий : Bundesverfassungsgericht ; сокращенно: BVerfG ) является высшим конституционным судом для Федеративной Республики Германии , установленный конституцией или Основного закона ( Grundgesetz ) Германии. С момента своего создания с началом пост- Второй мировой войны республики, суд был расположен в городе Карлсруэ , который также является резиденцией федерального суда .

Основная задача Федерального конституционного суда - судебный надзор , и он может признать законы неконституционными , что сделает их неэффективными. В этом отношении он похож на другие верховные суды с полномочиями судебного надзора, однако суд обладает рядом дополнительных полномочий и считается одним из самых интервенционистских и влиятельных национальных судов в мире. В отличие от других верховных судов , конституционный суд не является неотъемлемой стадией судебного или апелляционного процесса (кроме дел, касающихся конституционного или публичного международного права), и не выступает в качестве обычного апелляционного суда нижестоящих судов или федеральных верховных судов по любым вопросам. нарушение федеральных законов.

Юрисдикция суда сосредоточена на конституционных вопросах и соблюдении конституции всеми государственными учреждениями. Поправки к конституции или изменения, принятые парламентом, подлежат судебному контролю, поскольку они должны быть совместимы с основными принципами Grundgesetz, определенными в пункте о вечности .


СОДЕРЖАНИЕ

Сфера

Основной закон Федеративной Республики Германии гласит, что все три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) напрямую связаны положениями Конституции в разделе 3 статьи 20 документа. В результате суд может признать действия любой ветви неконституционными, будь то формальные нарушения ( превышение полномочий или нарушение процедур) или материальные конфликты (когда гражданские права, предусмотренные в Grundgesetz , не соблюдаются).

Полномочия Федерального конституционного суда определены в статье 93 Grundgesetz . Эта конституционная норма изложена в федеральном законе, Законе о Федеральном конституционном суде (BVerfGG), который также определяет, как решения суда по материальным конфликтам вступают в силу. Таким образом, Конституционный суд имеет несколько строго определенных процедур, в которых могут быть переданы дела:

До 2009 года Конституционный суд признал неконституционными более 600 законов.

Организация

Суд состоит из двух сенатов, каждый из которых состоит из восьми членов, возглавляемых председателем сената. Члены каждого сената распределяются по трем камерам для слушания конституционных жалоб и дел о контроле за единым постановлением. Каждая палата состоит из трех судей, поэтому каждый председатель сената одновременно является членом двух палат. Суд публикует избранные решения на своем веб-сайте, а с 1996 года отдел по связям с общественностью продвигает избранные решения с помощью пресс-релизов.

Решения сената требуют большинства. В некоторых случаях требуется две трети голосов (§ 15 IV 1 BVerfGG). Решения палаты должны быть единодушными. Палата не уполномочена отменять постоянный прецедент сената, к которому она принадлежит; такие вопросы должны быть переданы в сенат в целом. Точно так же сенат не может отменить прецедент другого сената, и такие вопросы будут переданы на пленарное заседание всех 16 судей (Пленум).

В отличие от всех других немецких судов, суд часто публикует подсчет голосов по своим решениям (хотя только окончательный подсчет, а не личное голосование каждого судьи) и даже позволяет своим членам высказывать особое мнение . Эта возможность, представленная только в 1971 году, является значительным отклонением от немецкой судебной традиции.

Один из двух председателей сената также является председателем суда, а другой - вице-президентом. Президентство чередуется между двумя сенатами, то есть преемник президента всегда выбирается из другого сената. Десятый и нынешний председатель суда - Стефан Харбарт .

Демократическая функция

Конституционный суд активно применяет закон и обеспечивает соответствие политических и бюрократических решений правам человека, закрепленным в Основном законе. В частности, он может проверять демократическую и конституционную легитимность законопроектов, предлагаемых федеральным правительством или правительством штата, тщательно проверять решения (например, касающиеся налогообложения) администрации, разрешать споры относительно исполнения закона между штатами и федеральным правительством и (что наиболее спорно) ) запретить недемократические политические партии. Конституционный суд пользуется большим общественным доверием, чем федеральный парламент или парламент штатов, что, по мнению некоторых, является результатом энтузиазма Германии в отношении верховенства закона.

Назначение судей

Судьи суда избираются Бундестагом (парламентом Германии) и Бундесратом (законодательным органом, который представляет правительства шестнадцати земель на федеральном уровне). Согласно Основному закону , каждый из этих органов избирает по четыре члена каждого сената. Для избрания судьи необходимо две трети голосов. Избрание председателя каждого сената чередуется между Бундестагом и Бундесратом, а также требует двух третей голосов.

До 2015 года Бундестаг делегировал эту задачу специальной комиссии ( Richterwahlausschuss , избирательная комиссия судей), состоящей из небольшого числа членов Бундестага. Эта процедура вызвала некоторую конституционную озабоченность и многие ученые сочли ее неконституционной. В 2015 году Bundesverfassungsgerichtsgesetz (кодекс законов Федерального конституционного суда) был изменен в этом аспекте, постановив, что Бундестаг избирает судей в суд тайным голосованием на пленуме, требуя, чтобы кандидат получил большинство в две трети, что должно равняться как минимум абсолютное большинство депутатов Бундестага. Richterwahlausschuss теперь только выдвинуть кандидата. Эта новая процедура была впервые применена в сентябре 2017 года, когда Йозеф Христос был избран в первый сенат в качестве преемника Вильгельма Шлюкебира . В Бундесрате, палате, в которой представлены правительства шестнадцати немецких земель (каждый штат имеет от 3 до 6 голосов в зависимости от его населения, которое он должен подавать единым блоком ), кандидату в настоящее время необходимо как минимум 46 из 69 возможных голосов. .

Нынешние члены



Имя Срок Номинация Выборы
Первый сенат
Стефан Харбарт (1971 г.р.)
(председатель суда, председатель Первого сената)
Ноябрь 2018 г. - ноябрь 2030 г. (12-летний срок) ХДС / ХСС Бундестаг (как судья)
Бундесрат (как президент)
Андреас Паулюс (1968 г.р.) Март 2010 г. - март 2022 г. (12-летний срок) СвДП Бундестаг
Габриэле Бритц (1968 г.р.) Февраль 2011 г. - февраль 2023 г. (12-летний срок) СПД Бундесрат
Сюзанна Баер (род.1964) Февраль 2011 г. - февраль 2023 г. (12-летний срок) Зелень Бундестаг
Ивонн Отт (род.1963) Ноябрь 2016 г. - ноябрь 2028 г. (12-летний срок) СПД Бундесрат
Йозеф Христос (1956 г.р.) Ноябрь 2017 - 2024 (выход на пенсию) ХДС / ХСС Бундестаг
Хеннинг Радтке (1962 г.р.) Июль 2018 - май 2030 (выход на пенсию) ХДС / ХСС Бундесрат
Инес Хертель (1972 г.р.) Июль 2020 г. - июль 2032 г. (12-летний срок) СПД Бундесрат
Второй сенат
Дорис Кениг (1957 г.р.)
(заместитель председателя суда, председатель Второго сената)
Июнь 2014 г. - июнь 2025 г. (выход на пенсию) СПД Бундестаг (как судья и как вице-президент)
Питер М. Хубер (1959 г.р.) Октябрь 2010 г. - октябрь 2022 г. (12-летний срок) ХДС / ХСС Бундестаг
Моника Херманнс (1959 г.р.) Ноябрь 2010 г. - ноябрь 2022 г. (12-летний срок) СПД Бундестаг
Сибилла Кессал-Вульф (1958 г.р.) Декабрь 2011 г. - декабрь 2023 г. (12-летний срок) ХДС / ХСС Бундесрат
Петер Мюллер (род. 1955) Декабрь 2011 г. - сентябрь 2023 г. (выход на пенсию) ХДС / ХСС Бундесрат
Ульрих Майдовски (1958 г.р.) Июль 2014 г. - июль 2026 г. (12-летний срок) СПД Бундестаг
Кристин Лангенфельд (1962 г.р.) Июль 2016 г. - июль 2028 г. (12-летний срок) ХДС / ХСС Бундесрат
Астрид Вальрабенштейн (род.1969) Июнь 2020 г. - июнь 2032 г. (12-летний срок) Зелень Бундесрат

Председатели суда

Главой суда является председатель Федерального конституционного суда, который председательствует в одном из двух сенатов и совместных заседаниях суда, в то время как другой сенат возглавляет вице-президент Федерального конституционного суда. Право избирать президента и вице-президента чередуется между Бундестагом и Бундесратом . Если председатель Федерального конституционного суда покидает свой пост, то есть когда его или ее срок в качестве судьи в суде заканчивается, законодательный орган, чья очередь выбирать президента, должен избрать одного из судей сената, из которых бывший президент не был членом с большинством в две трети голосов. Если должность вице-президента становится вакантной, новый вице-президент избирается из сената, членом которого не является действующий президент, законодательным органом, который не избрал бывшего вице-президента. Данный законодательный орган вправе избирать того судью, которого предпочитает, но что касается должности президента, то с 1983 года президентом всегда был действующий вице-президент.

Поскольку он или она является высшим представителем судебной ветви власти, председатель Федерального конституционного суда занимает 5-е место в немецком порядке старшинства .

Нет. Портрет Имя
(рождение-смерть)
Предыдущая служба
до назначения в суд
Вступил в должность Левый офис Сенатор Вице-президент
1 Герман Хёпкер-Ашофф
(1883–1954)
Депутат Бундестага (1949–1951). 7 сентября 1951 г. 15 января 1954 г. ( умер при исполнении служебных обязанностей ) 1-й Рудольф Кац (1951–1954)
2 Йозеф Винтрих
(1891–1958)
Председатель Мюнхенского окружного апелляционного суда (1953) 23 марта 1954 г. 19 октября 1958 г. ( умер при исполнении служебных обязанностей ) 1-й Рудольф Кац (1954–1958)
3 Гебхард Мюллер
(1900–1990)
Министр-президент земли Баден-Вюртемберг (1953–1958) 8 января 1959 г. 8 декабря 1971 года 1-й Рудольф Кац (1959–1961) , Фридрих Вильгельм Вагнер (1961–1967) , Вальтер Зойфферт (1967–1971)
4 Эрнст Бенда
(1925–2009)
Депутат Бундестага (1957–1971). 8 декабря 1971 года 20 декабря 1983 г. 1-й Вальтер Зойфферт (1971–1975) , Вольфганг Зейдлер (1975–1983)
5 Вольфганг Цейдлер
(1924–1987)
Председатель Федерального административного суда (1970–1975) 20 декабря 1983 г. 16 ноября 1987 г. 2-й Роман Герцог (1983–1987)
6 Роман Герцог
(1934–2017)
Государственный министр внутренних дел земли Баден-Вюртемберг (1980–1983) 16 ноября 1987 г. 30 июня 1994 ( ушел в отставку ) 1-й Эрнст Готфрид Махренхольц (1987–1994) , Ютта Лимбах (1994)
7 Ютта Лимбах
(1934–2016)
Берлинский сенатор юстиции (1989–1994) 14 сентября 1994 10 апреля 2002 г. 2-й Иоганн Фридрих Хеншель (1994–1995) , Отто Зайдль (1995–1998) , Ханс-Юрген Папье (1998–2002)
8 Ханс-Юрген Папье
(р. 1943)
Профессор конституционного права в LMU Мюнхен (1992–1998) 10 апреля 2002 г. 16 марта 2010 г. 1-й Винфрид Хассемер (2002–2008) , Андреас Фоскуле (2008–2010)
9 Андреас Фоскуле
(р. 1963)
Профессор политологии и философии права Фрайбургского университета (с 1999 г.)
Ректор Фрайбургского университета (2008 г.)
16 марта 2010 г. 22 июн 2020 2-й Фердинанд Кирххоф (2010–2018 гг.) , Стефан Харбарт (2018–2020 гг.)
10 Стефан Харбарт
(р. 1971)
Депутат Бундестага (2009–2018) 22 июн 2020 1-й Дорис Кениг (с 2020 г.)

Предыдущие судьи

Критика

Суд подвергся критике. Одна жалоба заключается в восприятии функции законодателя на замену (нем. Ersatzgesetzgeber), потому что он неоднократно отменял противоречивую политику, такую ​​как Luftsicherheitsgesetz , de: Mietendeckel ( предельная арендная плата) Берлина и части Ostpolitik . Такое поведение было интерпретировано как препятствие нормальному функционированию парламента.

Еще одна критика федерального конституционного суда, высказанная бывшим президентом Федеральной разведывательной службы доктором Августом Хэннингом, заключается в том, что суд, по его словам, имеет тенденцию чрезмерно защищать людей, даже членов ИГИЛ . Он считает, что это препятствует эффективности немецких спецслужб в пользу защиты людей в далеких странах.

Наконец, многочисленные решения подверглись критике и вызвали демонстрации.

Знаковые решения

1 BvR 2656/18, 1 BvR 78/20, 1 BvR 96/20, 1 BvR 288/20

  • В Основном законе связывает законодательство , чтобы защитить свободу реальных людей, а также свободы поколений. Законодательство должно реализовывать законы таким образом, чтобы не создавать чрезмерного бремени для свободы молодых людей или будущих поколений. Решение было единогласно.
  • 1 BvR 209/83
  • 1 BvR 269/83
  • 1 BvR 362/83
  • 1 BvR 420/83
  • 1 BvR 440/83
  • 1 BvR 484/83
  • Личная свобода в современных условиях зависит от права на защиту от неограниченной обработки, использования, сбора, хранения и разглашения данных. Нет ничего лучше нерелевантных данных.
  • Публикация мнения третьей стороны, защищенного свободой выражения мнения, защищена сама собой.
  • Свобода искусства гарантируется Основным законом, но она находит предел в человеческом достоинстве, а также в праве личности. Поскольку свободу искусства следует толковать в широком смысле, взвешивание должно быть всеобъемлющим, и решение должно приниматься в каждом конкретном случае.

Влияние на европейские конституционные вопросы

12 сентября 2012 года Суд постановил, что вопрос о том, является ли решение ЕЦБ финансировать европейские государства-участники путем покупки облигаций на вторичных рынках ultra vires, поскольку оно превышает пределы, установленные немецким законом об утверждении ESM, должен быть рассмотрен. осмотрел. Это демонстрирует, как группа граждан может влиять на поведение европейских институтов. 7 февраля 2014 года Суд сделал предварительное объявление по делу, которое должно было быть полностью опубликовано 18 марта. В своем постановлении Суд решил оставить решение на усмотрение Суда ЕС ( CJEU ).

В ФРГ существует специальный орган конституционного контроля — Федеральный конституционный суд, который осуществляет как предварительный, так и последующий контроль .

Федеральный конституционный суд состоит из двух палат (сенатов) по 8 судей в каждой, в общей сложности — из 16 судей. Половина из них избирается бундестагом (нижней палатой парламента), половина — бундесратом (верхней палатой). Бундестаг избирает судей путем косвен­ных выборов, создавая для этого специальную комиссию на основе про­порционального представительства политических партий. Бундесрат проводит прямые выборы. Кандидат на должность судьи должен полу­чить 2/3 голосов. Для кандидатов установлены довольно жесткие усло­вия: трое судей в каждом сенате должны быть избраны из состава судей пяти высших судов страны (в ФРГ нет единого верховного суда), пять других членов должны иметь возраст не менее 40 лет и соответствующий диплом о юридическом образовании. После избрания судьи назначаются на должность декретом президента республики. Срок их полномочий — 12 лет, повторное избрание не допускается.

Федеральный конституционный суд в соответствии с конституцией и законом о нем 1951 г. обладает очень широкой компетенцией, к которой относятся:

1) толкование федеральной конституции в случаях спора об объеме прав и обязанностей участников конституционно-правовых отно­шений (в частности, в связи со спорами о компетенции высших органов государства, по жалобам земли о толковании федеральной конституции судом земли);

2) рассмотрение споров и неясностей по вопросу о взаимо­отношениях федерации и земель, а также земель между собой (о совмес­тимости федерального права и права земель, о правах и обязанностях федерации и земель, об исполнении землями федерального права, об осуществлении федерального контроля в отношении земель и др.);

3) рассмотрение жалоб общин и их союзов (союзы — это, по сущест­ву, округа, единицы административно-территориального деления) по по­воду нарушения законом, в том числе актом земли, их прав на самоуправ­ление;

4) рассмотрение заявлений граждан на нарушение их конституци­онных прав юридическими актами — законами, актами административ­ных органов, судебными решениями;

5) решение квазиуголовных дел о лишении конституционных прав граждан, использующих эти права про­тив свободного демократического порядка, об антиконституционности и, следовательно, запрещении политических партий и других объединений, об освобождении от должности президента республики в связи с обвине­нием, возбужденным против него парламентом;

6) рассмотрение жалоб на решения бундестага, касающихся выборов, приобретения или утраты членства в бундестаге, и некоторых других жалоб.

Конституционный суд начинает действовать только после обращения к нему. Среди тех, кто имеет право подавать такой иск, такие федеральные органы, как федеральный президент, Бундестаг, Бундесрат, федеральное правительство или их части, – депутаты или фракции – а также земельные правительства.

Дела рассматриваются одним из двух сенатов суда при кворуме в 6 судей. В Федераль­ном конституционном суде ФРГ, а также в конституционных судах зе­мель применяется устный состязательный процесс.

Решения Федерального конституционного суда обязательны для всех органов федерации, земель, всех ведомств и судов. В некоторых случаях, специально перечисленных в законе о Федеральном конституционном суде, его решения имеют силу закона.

Глава государства и исполнительная власть в Японии. Порядок формирования и партийный состав Правительства, полномочия и ответственность Правительства. Требования к главе государства, полномочия.

Главой государства является император. Это старейшая монархия в мире Монарший трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. Женщины полностью исключены из системы престолонаследия. Царствование каждого императора провозглашается властями определенной ≪эрой≫, в соответствии с которой ведется официальное летоисчисление. Монарх правит долго. Он превратился в сугубо церемониальную фигуру. Его положение ныне определяется действующей Конституцией 1946 г. и законом об императорской фамилии, принятым Парламентом. Согласно конституционным нормам (ст. 1), император является только ≪символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть≫. Он практически исключен из текущего и реального государственного управления и тем более не обладает неограниченной властью.

Он назначает Премьер-министра по представлению Парламента и лишен в этом случае самостоятельности. Монарх назначает главного судью (председателя) Верховного суда по представлению правительства. Император по совету и с одобрения Кабинета осуществляет такие действия, как: — промульгация поправок и Конституции, законов, правительственных указов и договоров; созыв Парламента; роспуск Палаты представителей; объявление всеобщих парламентских выборов; Монарх не голосует и не может претендовать на выборные должности. Кроме того, он является верховным жрецом национальной религии японцев синто. Правительство формируется парламентским способом, причем большинство государственных министров должно быть избрано из членов Парламента. Первым вопросом, поставленным на обсуждение вновь избранного Парламента, является выдвижение Премьер-министра. Как правило, главой правительства становится лидер партии или блока, победившего на выборах. После избрания все члены правительства утверждаются специальным указом императора.

Парламент Японии. Структура парламента и порядок формирования его палат. Требования к кандидатам в члены (депутаты) Парламента. Полномочия.

Порядок деятельности Парламента регулируется конституционными нормами, законом о Парламенте 1947 г., а также регламентами палат. Парламент определяется как высший орган государственной власти, наделенный исключительными прерогативами в области законотворчества. Парламент состоит из двух палат. Верхняя палата — Палата советников не может быть распущена. Возрастной ценз для ее членов составляет не менее 30 лет, тогда как для депутатов нижней палаты — Палаты представителей — 25 лет. 252 советника избираются на шесть лет с переизбранием половины состава каждые три года. 500 депутатов нижней палаты избираются на четыре года. В обоих случаях применяется смешанная избирательная система. В каждой палате формируются постоянные и специальные комиссии. Закон о Парламенте определяет субъектами законодательной инициативы только самих парламентариев (группа советников не менее 10 человек или представителей — не менее 20 человек) и Кабинет министров. Законопроект должен получить одобрение обеих палат. Вето верхней палаты преодолевается голосованием квалифицированного большинства в две трети от числа присутствующих депутатов Палаты представителей. Все принятые законопроекты подлежат подписанию министром, к ведению которого отнесен закон, и контрассигнуются Премьер-министром. Затем закон направляется императору для обнародования. Особенность японского Парламента проявляется в осуществлении организационно-судебной функции. Судьи могут быть смещены по решению суда импичмента, в состав которого входят парламентарии обеих палат. Кабинет министров осуществляет исполнительную власть. В его состав входят Премьер министр, 12 министров, отвечающих за определенную сферу государственного управления, и 8 ≪министров без портфеля≫, являющиеся советниками Премьер-министра. Глава Кабинета наделен правом по своему усмотрению отстранять от должности отдельных министров. Кабинет несет коллективную ответственность перед Парламентом.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Федеральный Конституционный суд орган юрисдикции ФРГ, независимый и равноправный. Он состоит из 2-х палат в каждой из которых есть по восемь судей. Первая палата решает вопрос о контроле и соблюдении федеральных норм законодательства ФРГ, а также подачи жалоб гражданами в органы власти. Вторая палата решает вопрос об государственной организации.

Судьёй Федерального Конституционного суда может быть гражданин ФРГ, не достигший сорокалетнего возраста и не состоящий на должности в других федеральных органах.

Основные задачи Федерального Конституционного суда:

• Контроль за соблюдением и исполнением Основного закона

• Решает споры между Федерацией и землями, или различными Федеральными органами

• Устанавливает, какие политические партии противоречат Конституции и др.

Основным гарантам правового государства ФРГ является, по Конституции, Федеральный Конституционный суд, который выбирается бундестагом и бундесратом и стоит во главе судебной системы страны. По отношению ко всем конституционным органам Федеральный Конституционный суд является единственной и независимой судебной палатой. Он рассматривает конфликты федерации и земель, споры об объеме их прав и обязанностей, контролирует правовые нормы на их совместимость с нормами более высокого ранга и объявляет их не имеющими юридической силы.

К таким жалобам, однако, предъявляются жесткие требования, в том числе требование предоставления доказательств, что все другие пути восстановления нарушенных прав были исчерпаны жалобщиком. Благодаря этому 98% таких жалоб Федеральный Конституционный суд просто не рассматривается. Судьи независимы и подчиняются только закону (ст. 97(1)).

72. Конституция РФ 1993г, общая х-ка.

Особенности:

1) Логику построения новой К. определила концепция обществ. договора, т.е. сначала чел., его права и свободы как высш. ценность, затем гражданское общество как единственный источник власти, а затем гос-во как агент личности и гражд. общества, решающий те вопросы, ~ закреплены за ним в конституции.

2) Текст К. 93 г. деидеологизирован, а в опред. смасле и деполитизирован, т.е. не политика вместо К. а политика в рамках К. => требование строжайшего следования в политике предписаниям К.

3) Впервые в истории России в основу К. положены гуманистические идеи (неотчуждаемостьосн. прав и свобод чел.)

4) К. по новому формулирует форму гос. устройсва России - это федеративное гос-во, построенное на основе смешанного принципа, национально-териториального, и териториального равноправия его S-в. + не предусматривается право выхода S-в РФ из ее состава.

5) Заложена достаточно четкая система разделения властей как по горизонтали так и по вертикали (разграничение предметов ведения и полномочий).

6) Новая К. действительно правовой документ в строгом, юр. смысле этого слова, т.е: а) испльзуются общепринятые КП понятия, категории и т.д, исключающие противоречивые толкования. б) К. явл. законом прямого действия (недопустим отказ любого правоприменительного органа от применения и реализации конкретных норм. К.) в) К. закрепляет превосходство права над гос-вом.

7) К. закрепляет РФ как социальное гос-во, определяет обязанности гос-ва в соц. сфере.

8) К. сочетает гибкость и динамизм с достаточно жестким порядком в отношении поправок, касающихся конст. строя и основ правового статуса чел.

9) Новая К. творчески учитывает и отражает опыт мировой цивилизации, в том числе опыт конституционного развития.

73. Конституционно-правовой статус Президента РФ.

Задачи президента: охрана суверенитета, независимости и целостности гос-ва, охр. прав и свобод граждан.

Назначает выборы в Госдуму и распускает её, пользуется правом инициативы, подписывает и обнародует законы, назначает председателя правительства и по его представлению – заместителя и министров.

Решает вопросы внешн. политики, явл. Верховным главноком-м, реш. вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения в высшие гос. органы, формирует совет безопасности.

Не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Парламент только может объявить импичмент.

74. Конституционно- правовой статус Парламента РФ.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат —Совета Федерации и ГосДумы (ст. 95). Двухпалатный парламент отражает федеративное устройство нашего государства. Нижняя палата выступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенациональных выборов. Верхняя палата призвана отразить специфические черты федерализма и выступает как представительство субъектов Федерации (ч. 2 ст. 95).

Основной характеристикой ФС является его право на принятие федеральных законов и федеральных конституционных законов. Принятие всех федеральных законов отнесено к компетенция Гос Думы, избираемой непосредственно населением РФ. Принятие решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности государства отнесенное к компетенции Федерального Собрания.

Палаты парламента действуютне в порядке кратковременных периодических сессий, а практически постоянно — это является необходимым условием активной роли парламента в политической жизни общества.

Вследствие наделения обеих палат различными полномочиями, Конституция установила раздельный порядок заседания Совета Федерации и ГосДумы. Как правило, заседания палат проходят открыто.

Для обеспечения порядка организации работы парламента депутаты каждой из палат избирают из своего состава Председателя и его заместителей, образуют комитеты и комиссии, в которых осуществляется более тщательное обсуждение проблем, проводится проработка законодательных актов.

Правительство РФ

Формирование Правительства:

1) В теч. 2 недель после отставки старого прав-ва или избрания нового Президента, Президент предлагает ГД кандидатуру председателя прав-ва. ГД в теч. недели рассматривает и утверждает кандидатуру председателя (после трехкратного отклонения Президент назначает председателя прав-ва и распускает ГД).

2) Председатель прав-ва в теч. недели предлагает Президенту стр-ру ФОИВ (Конст. ст. 112). Президент своим указом утверждает ее.

3) Председатель прав-ва предлагает Президенту кандидатуры заместителей (в т.ч. первых).

Состав правительства: Председатель, зам-ы, фед. министры.

Правительство РФ - орган исп. власти общей компетенции.

Полномочия Правительства РФ:

1) разрабатывает и представляет ГД на утверждение проект фед. бюджета, обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении.

2) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.

3) обеспечение проведения в РФ единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

4) осуществление управления фед. собственностью.

5) обеспечение обороны страны, гос. безопасности, реализации внеш. политики РФ.

6) обеспе­чение прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью.

А также иные полномочия, возложенные Конституцией РФ, ФЗ, указами Президента РФ.

Конституционный суд РФ

Конституционный суд РФосуществляет контроль за соответствием новых законов Конституции РФ и дает разъяснения по ее положениям.

Читайте также: