Соглашение между рф и рб о порядке взаимного исполнения судебных актов

Обновлено: 29.05.2024

СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО ХОЗЯЙСТВЕННЫМ СПОРАМ
Т. МОРЩАКОВА
Т. Морщакова, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации.
Заключенное 17 января 2001 г. в Москве и ратифицированное обеими Сторонами Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь устанавливает особый упрощенный порядок исполнения на территории договаривающихся Сторон судебных решений этих судов по спорам физических и юридических лиц.
В самом тексте Соглашения прямо обозначено, что оно основано на прежнем Соглашении 1992 года, заключенном государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ), и должно служить реализации Договора от 8 декабря 1999 г. о создании Сторонами Россией и Беларусью Союзного государства.
Главное в новом Соглашении - устранение процедуры признания судебных актов другой Стороны и их исполнение каждой из них на своей территории как решений собственных судов на основании исполнительных документов, выданных судами другого государства, т.е. в таком именно порядке, который предусмотрен внутренним законодательством, регулирующим исполнительное производство в отношении актов национальной судебной системы. Следовательно, судебное решение и исполнительные документы, полученные на основе законов другого государства, должны исполняться на территории каждой Стороны по ее правилам без каких-либо дополнительных, подтверждающих возможность исполнения процедур.
Практика международных договоров (со странами как ближнего, так и дальнего зарубежья) и законодательство Российской Федерации обусловливают обычно исполнение иностранных судебных актов вынесением национальным судом по заявлению взыскателя решения об их признании и приведении в исполнение. При этом решаются как минимум две задачи: получить необходимые и дополнительные документы, чтобы можно было обеспечить исполнение решения, и выявить условия, препятствующие тому, чтобы государство использовало для этого свою публичную власть. Эти условия определяются, во-первых, чисто формальными требованиями к решению (оно должно вступить в законную силу, не может быть повторением уже вынесенного другим судом, срок давности исполнения решения не должен считаться истекшим и т.д.) и, во-вторых, запретом исполнять иностранные судебные акты, если это противоречило бы публичному порядку Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 244 Арбитражного процессуального кодекса РФ 2002 года), либо может нанести ущерб суверенитету или безопасности, а также противоречит законодательству "страны исполнения" (ст. 19 Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.).
Ясно, что при отсутствии документов, содержащих все необходимые сведения о подлежащем исполнению судебном акте, и при несоблюдении формальных требований к такому акту исполнение его объективно невозможно. Из этого исходит и российское законодательство по отношению к решениям собственных судов, и Соглашение 2001 года, поскольку оно подтверждает необходимость соблюдать национальную процедуру исполнительного производства (в России речь идет о соблюдении Федерального закона от 21 июля 1997 г. "Об исполнительном производстве", Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О судебных приставах", АПК и ГПК). Таким образом, введение упрощенного порядка исполнения судебных актов по Соглашению 2001 года не освобождает, да и не могло освободить от необходимости проверять соблюдение названных требований (вопрос же, кто проверяет, - пока оставим открытым). Однако, кроме того, сомнительно, чтобы внешне обнадеживающее упрощение было вообще возможным с точки зрения общих требований к исполнению правовых актов в правовой системе Российской Федерации в соответствии с тем, как она определена российской Конституцией.
Рассмотрим это более подробно. Если белорусские судебные акты подлежат исполнению в таком же порядке, как российские (ст. 1 Соглашения), то, значит, во всяком случае, не могут исполняться акты, противоречащие российской Конституции и законам. Ясно, что суды другого (белорусского) государства не могли "примерять" свои решения к нормам российской Конституции, а действующие в этих двух странах законы, особенно в сфере экономической деятельности (гражданские, налоговые и т.д.) далеко не унифицированы. Именно поэтому Соглашение 1992 года для СНГ (как и АПК) не только установило правила применения при разрешении хозяйственных споров гражданского законодательства стран СНГ на территории другого государства, а также основания, по которым в исполнении судебного акта может быть отказано, но и признало необходимость судебной процедуры в стране исполнения для подтверждения его возможности. Высшие же судебные органы стран СНГ были наделены правомочием по урегулированию спорных вопросов, связанных с исполнением решений компетентных зарубежных судов.
По двустороннему Соглашению с Республикой Беларусь суды этого делать не должны. Исполняют же белорусские решения в соответствии с общим порядком в Российской Федерации судебные приставы - исполнители, "люди в масках" (этот штамп СМИ всем уже понятен). У них свои методы решения спорных ситуаций.
Возможно, здесь и появляется та самая простота, которая бывает иной раз хуже умыкания чужого. Цивилизованнее было бы исполнять решения по суду, российскому или, соответственно, белорусскому, т.е. без "упрощения". Тем более что сложность старых правил чаще всего результат простой волокиты и других недостатков при их применении.
Вторая проблема. Если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем внутренним законом, то согласно Конституции РФ подлежат применению правила договора. Однако договор не имеет приоритета перед самой Конституцией. Далее возможны варианты: при противоречии между договором и конституционными нормами подлежит изменению либо Конституция, либо ратификационный закон, который должен удостоверять, в частности, и соответствие договора Конституции, или же, как и предусмотрено в Соглашении 2001 года, каждая из Сторон может прекратить действие Соглашения простым способом, путем направления уведомления другой Стороне. Противоречит ли содержание данного Соглашения конституционным позициям? На этот вопрос мог бы ответить Конституционный Суд РФ - до ратификации Соглашения. Но он, как известно, по собственной инициативе дела не рассматривает, да и в политику, тем более внешнюю, вмешиваться не должен. Противоконституционность закона, лежащего в основе судебного акта, в отношении которого должны быть совершены исполнительные действия, можно было бы также своевременно установить и устранить в Конституционном Суде РФ, если бы дело рассматривалось российскими судами (белорусские же не могут обратиться в российский Конституционный Суд). Возможно, им следует предоставить такое право в создающемся Союзном государстве. Во всяком случае, если они рассматривают хозяйственные споры между предпринимателями из России и Белоруссии. Но это - тоже вопрос будущего, кто знает, не будет ли это расцениваться белорусской Стороной Соглашения 2001 года как какой-то отказ от своего суверенитета.
Теперь - к суверенитету Российской Федерации, или третья проблема. В Соглашении 2001 года действительно нет таких оговорок, как в приведенных выше договорных нормах 1992 и 1993 годов и АПК 2002 года. Но означает ли это, что судебные акты Республики Беларусь могут и будут исполняться даже в тех случаях, когда они противоречат публичному порядку Российской Федерации или угрожают ее безопасности и суверенитету, а также, добавим от себя, правам и свободам человека и гражданина, определяющим содержание и применение законов, а, значит, и деятельность по исполнению судебных актов. Конечно же, нет. Было бы неприемлемым и даже оскорбительным для обеих Сторон Соглашения, стремящихся руководствоваться правовыми принципами, признаваемыми в демократическом обществе, предположить, что их двусторонний договор допускает такое нарушение конституционно охраняемых ценностей. Весь вопрос в том, что при упрощенной, без участия суда процедуре исполнения судебных актов другой Стороны исключать в российской практике такого рода нарушения опять пришлось бы судебному приставу - исполнителю или банкам, обслуживающим нерадивых российских должников, привлекаемых к ответственности белорусскими взыскателями. Цель упрощения порядка исполнения судебных актов вряд ли при этом была бы достигнута, да и нельзя оправдать подобной целью такое перенесение в процедуру исполнительного производства важнейших государственных функций, возложенных на конституционные органы власти, включая Президента, Правительство, Совет Безопасности, суды и т.д.
И наконец, проблема четвертая, последняя. Исполнение решения суда - акт, завершающий правосудие. Без соответствующего исполнения судебное решение не признается эффективным средством судебной защиты. Но исполняться должно только такое судебное решение, которое вынесено компетентным независимым и беспристрастным судом, действующим на основе закона при обеспечении каждому всех процессуальных возможностей для того, чтобы добиться защиты своего права. В соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав и свобод Россия как член Совета Европы взяла на себя обязанность гарантировать право на справедливое правосудие именно в таком его понимании (ст. 6 Конвенции) - оно включает справедливую защиту в справедливых процедурах. Исполнение судебных актов, вынесенных с отступлениями от процедур, обязательных для обеспечения справедливого правосудия, является основанием для обращения в Страсбургский суд, который вправе и обязан привлечь государство к материальной ответственности за нарушение предусмотренного Конвенцией права. Признавая и сознавая эту ответственность, Россия предпринимает постоянные усилия, чтобы обеспечивать соответствующее регулирование судебных процедур в национальных судах. Исполняя же судебные акты других государств, российская Сторона не сможет гарантировать, что они вынесены в соответствии с международно - правовыми стандартами справедливого правосудия, отказавшись от судебного порядка подтверждения возможности их исполнения, что как раз предусмотрено Соглашением 2001 года (заметим, что другая Сторона этого Соглашения в Совет Европы не входит). Иначе говоря, в такой ситуации именно Россия должна стать субъектом ответственности перед международным сообществом за нарушение ст. 6 Конвенции по делам, рассмотренным судами другого государства, если Российская Федерация берется безоговорочно исполнять их решения. Но готова ли она также безоговорочно за счет собственного бюджета оплачивать огрехи не российской судебной системы, а судов другого государства? Есть ли какое-нибудь оправдание "простому" порядку исполнения судебных актов, вынесенных в ближайшем зарубежье против российского бизнеса в пользу белорусских взыскателей? Не слишком ли - при этой простоте - сложно судебному приставу - исполнителю обратиться в суд другой страны, выдавший исполнительные документы, за необходимыми разъяснениями их содержания? Или вообще напрасно беспокойство из-за напрасных и неисполнимых, хотя и звучных, посулов?
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 11.06.1964)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N 119-ФЗ
"ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ"
(принят ГД ФС РФ 04.06.1997)
"АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 14.06.2002)
"КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД"
(Заключена в г. Риме 04.11.1950)
(вместе с "ПРОТОКОЛОМ [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952),
"ПРОТОКОЛОМ N 4 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ НЕКОТОРЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОМИМО ТЕХ,
КОТОРЫЕ УЖЕ ВКЛЮЧЕНЫ В КОНВЕНЦИЮ И ПЕРВЫЙ ПРОТОКОЛ К НЕЙ"
(Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963),
"ПРОТОКОЛОМ N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984))
СОГЛАШЕНИЕ стран СНГ от 20.03.1992
"О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
"КОНВЕНЦИЯ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ И ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПО ГРАЖДАНСКИМ,
СЕМЕЙНЫМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ"
(Заключена в Минске 22.01.1993)
(вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994)
ДОГОВОР между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999
"О СОЗДАНИИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА"
СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Республикой Белоруссия от 17.01.2001
"О ПОРЯДКЕ ВЗАИМНОГО ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУССИЯ"
Российская юстиция, N 12, 2002

При определении условий договора с иностранным субъектом необходимо обдуманно подходить к выбору компетентного суда, в частности следует учитывать возможность последующего признания и приведения в исполнение в иностранном государстве.

Как показывает практика, субъекты хозяйствования Республики Беларусь при наличии возможности предпочитают закреплять в контрактах с иностранными контрагентами компетенцию отечественных судов. Вместе с тем установление компетенции экономического суда Республики Беларусь влечет необходимость признания данного решения в государстве контрагента, что часто сопряжено с определенными трудностями.

Возможность признания и исполнения решений экономических судов Республики Беларусь за границей в первую очередь зависит от наличия межгосударственного двустороннего договора об оказании правовой помощи либо регионального международного договора, регулирующего вопросы исполнения решений государственных судебных органов, с участием Республики Беларусь и государства резидентства контрагента либо государства, на территории которого находится имущество должника.

Для определения возможности и порядка признания и исполнения решений экономических судов Республики Беларусь все иностранные государства можно дифференцировать на три следующие группы:

1) государства, в которых не требуется признания решения экономических судов Республики Беларусь для принудительного исполнения;

2) государства, с которыми у Республики Беларусь есть соглашение о взаимном признании и исполнении судебных решений;

3) государства, с которыми у Республики Беларусь нет договорных отношений в части признания и исполнения судебных решений.

Рассмотрим каждую группу в отдельности.

Исполнение решений экономических судов Республики Беларусь на территории Российской Федерации

Российская Федерация — единственное государство, в котором не требуется признание решений экономических судов Республики Беларусь.

В силу Соглашения о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов Российской Федерации (заключено в г. Москве 17.01.2001) не требуется признания решений экономических судов Республики Беларусь на территории Российской Федерации.

Такие решения исполняются на основании исполнительных документов экономического суда в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Эти документы исполняются без процедуры признания.

Взыскатель самостоятельно направляет исполнительный документ в федеральную службу судебных приставов Российской Федерации по местонахождению должника или его филиала либо по местонахождению имущества должника с целью возбуждения исполнительного производства и принудительного исполнения.

До этого исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. Срок предъявления исполнительного документа к исполнению в Российской Федерации составляет 3 года.

Исполнение решений экономических судов Республики Беларусь на основании международного соглашения

Если контрагент либо его имущество находятся на территории государства, являющегося наряду с Республикой Беларусь участником двустороннего либо регионального договора о правовой помощи, исполнение решения суда будет производиться на основании положений этого международного договора.

В таких случаях ходатайство о признании и принудительном исполнении решения экономического суда Республики Беларусь взыскатель подает в компетентный орган, определенный международным договором.

На основании межгосударственных двусторонних договоров о правовой помощи ходатайство и прилагаемые к нему документы, как правило, подаются в суд, вынесший решение по первой инстанции.

В соответствии с договорами, заключенными с Китайской Народной Республикой, Республикой Польша, Венгерской Республикой, Социалистической Республикой Вьетнам, ходатайство и документы могут быть поданы как в суд, вынесший решение по первой инстанции, так и непосредственно в суд, компетентный разрешить вопрос о признании решения.

Согласно ст. 3, 7 и 8 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (заключено в г. Киеве 20.03.1992, применяется в отношениях с бывшими республиками СССР, кроме Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Молдовы), ходатайство и документы оформляются взыскателем самостоятельно и подаются им непосредственно в компетентный суд государства, где решение подлежит исполнению.

К ходатайству взыскатель прилагает документы или надлежащим образом заверенные их копии, указанные в международном договоре. Реквизиты ходатайства определяются законодательством страны, на территории которой должно быть осуществлено исполнение.

Рассмотрим порядок признания решения экономического суда в Литве.

В соответствии с п. 2 ст. 54 Договора между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (подписан в г. Вильнюсе 20.10.1992) ходатайство о разрешении исполнения подается в суд, вынесший решение по делу в первой инстанции. Ходатайство, поданное в суд, вынесший решение по делу в первой инстанции, отправляется суду, компетентному вынести решение по ходатайству, то есть Апелляционному суду Литвы.

Вместе с тем, ГПК Литвы допускает обращение в апелляционный суд Литвы с заявлением о признании решения иностранного суда напрямую заявителем.

Формальные требования к заявлению о признании решений судов Республики Беларусь, помимо двустороннего договора, устанавливает ГПК Литвы.

К заявлению прилагается его перевод на литовский язык, а также следующие документы:

1) заверенная судом копия решения, официальный документ о вступлении решения в законную силу, если это не вытекает из текста самого решения;

2) документ, из которого вытекает, что ответчику, не принявшему участия в процессе, было своевременно и в надлежащей форме хотя бы один раз вручено уведомление о вызове в суд;

3) подтверждение того, что решение могло быть исполнено согласно праву Республики Беларусь;

4) нотариально удостоверенные переводы вышеуказанных документов.

Кроме того, заявитель должен указать адрес в Литовской Республике, по которому ему будут отправляться процессуальные документы, либо назначить представителя по делу или лицо, уполномоченное получать процессуальные документы, которые проживают или работают в Литовской Республике.

К заявлению также необходимо приложить подтверждение полномочий лица, подписывающего заявление о признании и исполнении, а также сведения о регистрации юридического лица.

В случае если у взыскателя не имеется всех документов, необходимых для признания решения экономических судов Республики Беларусь, суд, вынесший решение, по заявлению взыскателя выдает документы, предусмотренные международным договором и подлежащие направлению в иностранный суд.

Внедоговорное признание и исполнение решений экономических судов Республики Беларусь
на территории иностранных государств

Наиболее сложным является признание и исполнение решений белорусских судов в государствах, с которыми не заключены договоры о правовой помощи (а таких государств большинство).

В такой ситуации остается надеяться на соблюдение международных принципов взаимности и вежливости компетентными органами государства нахождения должника.

Практика установления взаимности в иностранных государствах имеет различия.

В Республике Беларусь принцип взаимности соблюдается до тех пор, пока не доказано отсутствие взаимности. Сравним. В Федеративной Республике Германия взаимность подлежит доказыванию заинтересованной стороной, и в случае недоказанности взаимности суд может отказать в признании и исполнении иностранного судебного решения.

Таким образом, суд Германии, который будет рассматривать ходатайство о признании решения экономического суда Республики Беларусь, может поставить вопрос о подтверждении соблюдения принципа взаимности со стороны Республики Беларусь.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь официально выразил готовность признавать в пределах своей компетенции решения судов Федеративной Республики Германия в письме от 20.11.2006 N 03-38/2201 на имя Председателя Федерального Верховного Суда Германии. В настоящее время ссылка на это письмо может быть способом обоснования наличия взаимности признания судебных решений по экономическим спорам между нашими государствами.

При отсутствии международного договора, регулирующего признание решений белорусских судов в конкретном иностранном государстве, необходимо руководствоваться национальным законодательством данного государства.

Процессуальное законодательство иностранных государств в большинстве случаев не содержит указания на определенный перечень документов, которые должны прилагаться к ходатайству о признании и исполнении решения иностранного суда.

В таких случаях, если, по мнению судьи, для подтверждения требования о признании не хватает каких-либо документов, судья истребует их от заявителя (истца). Однако при формировании пакета документов, подтверждающих требование о признании решения экономического суда Республики Беларусь, мы рекомендуем, прежде всего, руководствоваться основными принципами (условиями) признания и исполнения иностранных судебных решений, предусмотренными в международном праве:

1) решение должно вступить в законную силу. Это определяется на основании законодательства страны суда, вынесшего решение;

2) при разрешении дела по существу соблюдены процессуальные права лица, против которого вынесено решение (например, требуется, чтобы ответчику был своевременно вручен вызов в суд);

3) при рассмотрении дела и вынесении по нему решения соблюдены правила международных договоров о разграничении компетенции судов различных стран.

Исходя из изложенного, истцу по требованию о признании за границей решения экономического суда Республики Беларусь следует приложить к ходатайству следующие документы:

1) решение экономического суда и справку суда о том, что решение вступило в законную силу;

2) заверенный перевод решения, справки и апостиля (при апостилировании) на язык государства, где испрашивается признание;

3) копии документов, подтверждающих вручение ответчику определения экономического суда о возбуждении дела;

4) копию документа, содержащего пророгационное соглашение между истцом и ответчиком (например, договора с соответствующей оговоркой);

5) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего исковое заявление (ходатайство о признании), на предъявление иска.

Вышеуказанные документы должны быть легализованы надлежащим образом и переведены на язык государства, в котором будет признаваться решение.

В заключение отметим, что порядок подготовки и направления документов для признания и исполнения решения экономического суда за пределами Республики Беларусь определяется в каждом конкретном случае исходя из положений международных договоров, участниками которых являются Республика Беларусь и государство, на территории которого должно производиться исполнение, а также законодательства соответствующего государства.

На основании изложенного можно выработать определенный алгоритм для признания и исполнения решений экономических судов Республики Беларусь за границей.

Для этого взыскателю необходимо выполнить ряд последовательных действий:

1. Определить перечень государств, где потенциально может быть исполнено решение (страна места нахождения должника, страны, где находится имущество должника).

2. Установить наличие либо отсутствие международного договора, регулирующего вопросы исполнения судебных решений, между Республикой Беларусь и государством ответчика.

4. Ходатайство рассматривается в письменном процессе либо в устном разбирательстве (в зависимости от правил национального законодательства). Как правило, суды проверяют отсутствие оснований для непризнания решения иностранного суда (например, невступление в силу решения, нарушение исключительной компетенции судов государства, где испрашивается признание решения, противоречие публичному порядку и пр.).

При признании решения суды могут взыскать с должника судебные расходы, связанные с исполнением в случае, если это допускает законодательство страны, на территории которой решение должно быть приведено в исполнение (например, в Литве).

5. После признания решения экономического суда Республики Беларусь в государстве ответчика выдается исполнительный лист, который предъявляется взыскателем к исполнению в соответствии с национальными правилами, предусмотренными в государстве исполнения решения.

ВОПРОС: Какой перечень документов прикладывается к ходатайству о направлении документов о взыскании денег в пользу взыскателя с должника, проживающего в Российской Федерации?

Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь по вопросам исполнения решений суда действует Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и Протокол к ней от 28 марта 1997 года (далее - Конвенция), а также Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов от 3 марта 2015 г. (далее - Соглашение).

Согласно Конвенции каждая из Договаривающихся стран признает и исполняет следующие решения, вынесенные на территории других Договаривающихся сторон:

а) решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств (далее – решения);

б) решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба.

Ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения подается в компетентный суд Договаривающейся Стороны, где решение подлежит исполнению. Оно может быть подано и в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции. Этот суд направляет ходатайство суду, компетентному вынести решение по ходатайству.

Данное ходатайство пересылается судами Республики Беларусь на территорию Российской Федерации через главные управления юстиции облисполкомов (Минского горисполкома), которые направляют их в уполномоченные органы Министерства юстиции Российской Федерации.

К ходатайству прилагаются:

а) решение или его заверенная копия, а также официальный документ о том, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению или о том, что оно подлежит исполнению до вступления в законную силу, если это не следует из самого решения;

б) документ, из которого следует, что сторона, против которой было вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд, а в случае ее процессуальной недееспособности была надлежащим образом представлена;

в) документ, подтверждающий частичное исполнение решения на момент его пересылки;

г) документ, подтверждающий соглашение сторон, по делам договорной подсудности.

К ходатайству взыскателя о признании и принудительном исполнении нотариальной исполнительной надписи прилагаются:

– постановление судебного исполнителя о возвращении исполнительного документа взыскателю с указанием информации о месте нахождения должника и (или) его имущества на территории иностранного государства, содержащее разъяснение права взыскателя на обращение за признанием и исполнением исполнительной надписи на территории иностранного государства в порядке, предусмотренном международным договором;

– справка судебного исполнителя о частичном исполнении либо неисполнении требований исполнительной надписи, оформленная в соответствии с приложением 6 или приложением 7 к Методическим рекомендациям.

к Методическим рекомендациям
об организации работы по исполнению
международных обязательств
в сфере оказания правовой помощи

Компетентному суду __________________
(наименование государства)
от _________________________________
(Ф.И.О., наименование взыскателя,
____________________________________
адрес места жительства (нахождения

ХОДАТАЙСТВО

Прошу признать и разрешить принудительное исполнение на территории _________

________________________________ исполнительной надписи _______________________

(наименование иностранного государства)

(место и дата совершения,

краткое содержание, сумма, подлежащая взысканию, сведения о должнике (Ф.И.О., адрес)

О принятом решении прошу сообщить и взысканную сумму перевести ____________

(указать точный адрес получателя или № счета в банке, на который

следует перевести взысканную денежную сумму)

1. исполнительная надпись;

2. постановление судебного исполнителя о возвращении исполнительного документа;

3. справка судебного исполнителя.

(подпись)
М.П. (если взыскатель юридическое лицо)

(фамилия, инициалы взыскателя)

Правовую помощь по оформлению ходатайства о признании и разрешении принудительного исполнения решения суда Республики Беларусь о взыскании денег Вы можете получить в суде, вынесшем решение по делу первой инстанции, а также в любом другом суде Республики Беларусь.

В порядке Соглашения по алиментным обязательствам на основании заявления взыскателя о направлении исполнительного документа, подлежащего исполнению, направляется исполнительный лист (в том числе о взыскании государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела) для исполнения уполномоченным органом одной Стороны уполномоченному органу другой Стороны. В соответствии с законодательством таким уполномоченным органом в Республике Беларусь является управление принудительного исполнения главного управления юстиции облисполкома (Мингорисполкома).

К исполнительному листу прилагается:

1.Заявление взыскателя о возбуждении исполнительного производства, адресованное компетентному судебному исполнителю (судебному приставу-исполнителю) Стороны, на территории которой исполнительный документ подлежит исполнению. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество взыскателя, его гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя, сведения о месте жительства (месте нахождения, месте пребывания) должника и взыскателя, реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем, который прилагает к заявлению оформленные в соответствии с законодательством Стороны вынесения судебного постановления доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

2. Если исполнительный лист не содержит ниже описанную информацию, то к нему также прилагаются:

а) документ о том, что судебное постановление вступило в законную силу и подлежит исполнению, либо документ о том, что судебное постановление подлежит исполнению до вступления его в законную силу;

б) документ, выданный судебным исполнителем (судебным приставом-исполнителем), о том, что исполнительный документ не направлялся (не предъявлялся) судебному исполнителю (судебному приставу-исполнителю) Стороны вынесения судебного постановления. В случае если исполнительный документ направлялся (предъявлялся) судебному исполнителю (судебному приставу-исполнителю) Стороны вынесения судебного постановления – документ о размере задолженности по алиментам;

в) заверенные судом копии документов, из которых следует, что ответчик (должник) был своевременно и должным образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. В случае вынесения судебного приказа – заверенные судом копии документов о надлежащем извещении ответчика (должника) о вынесении судебного приказа.

Возвращение исполнительного документа с указанием причин возврата осуществляется судебным исполнителем (судебным приставом-исполнителем) через уполномоченные органы Сторон судебному исполнителю (судебному приставу-исполнителю) другой Стороны.

Основанием для возврата исполнительного документа является:

1) непредставление вышеуказанных документов;

2) истечение срока предъявления исполнительного документа к исполнению, если такой срок не восстановлен судом, выдавшим исполнительный документ.

В случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения судебный исполнитель (судебный пристав-исполнитель) Стороны, на территории которой подлежит исполнению исполнительный документ, через уполномоченные органы Сторон обращается с заявлением в суд Стороны, который выдал данный исполнительный документ. Заявление оформляется в виде запроса о правовой помощи.


Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

  • Выборы Президента
  • Обзоры судебной практики
  • Постановления Пленума Верховного Суда
    • по общим вопросам судебной деятельности
    • по гражданским делам
    • вопросы гражданского процессуального права
      • Общие положения. Исковое производство
      • Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Особое производство. Приказное производство
      • Производство дел в апелляционном порядке и в порядке надзора
      • Исполнение решений иностранных судов
      • Примирение сторон

      Электронное судопроизводство по экономическим делам


      Банк данных судебных постановлений

      Образцы документов для обращения в суд

      Актуально

      О применении судами законодательства о признании и исполнении решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений

      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

      23 декабря 2014 г. № 18

      О применении судами законодательства о признании и исполнении решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений

      Изменения и дополнения:

      Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2017 г. № 11 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.10.2017, 6/1616)

      В целях обеспечения единства судебной практики применения международных договоров и повышения качества осуществления правосудия при рассмотрении судами общей юрисдикции дел о признании и исполнении на территории Республики Беларусь решений иностранных судов, арбитражей (третейских судов) Пленум Верховного Суда Республики Беларусь постановляет:

      1. Обратить внимание судов, что строгое соблюдение порядка и сроков рассмотрения ходатайств о разрешении принудительного исполнения судебных постановлений иностранных судов и решений иностранных арбитражей (третейских судов), а также заявлений о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (далее – признание и исполнение решений иностранных судов) на территории Республики Беларусь способствует повышению международного авторитета государства, является гарантией исполнения международных обязательств в области защиты прав и законных интересов физических, юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами.

      2. В Республике Беларусь признаются и исполняются решения иностранных судов, если это предусмотрено международным договором Республики Беларусь либо на основе принципа взаимности.

      Решения иностранных судов, которые не требуют принудительного исполнения, признаются как в силу международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь, так и в случаях, если такое признание предусмотрено ее законодательством.

      3. Вопросы признания и исполнения решений иностранных судов на территории Республики Беларусь регулируются Конституцией Республики Беларусь, Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ГПК), Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК). В отношении названных вопросов также применяются:

      многосторонние международные договоры, к которым, в частности, относятся Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, заключенная в г. Нью-Йорке 10 июня 1958 года (далее – Нью-Йоркская конвенция), Конвенция о международном доступе к правосудию, заключенная в г. Гааге 25 октября 1980 года, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в г. Минске 22 января 1993 года (далее – Минская конвенция), Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, подписанный в г. Москве 28 марта 1997 года, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в г. Кишиневе 7 октября 2002 года, Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, заключенное в г. Киеве 20 марта 1992 года;

      двусторонние международные договоры Республики Беларусь о правовой помощи с Литовской Республикой (г. Вильнюс, 20 октября 1992 года), Китайской Народной Республикой (г. Пекин, 11 января 1993 года), Латвийской Республикой (г. Минск, 21 февраля 1994 года), Республикой Польша (г. Минск, 26 октября 1994 года), Социалистической Республикой Вьетнам (г. Минск, 14 сентября 2000 года), Исламской Республикой Иран (г. Тегеран, 7 ноября 2006 года), Республикой Болгария (г. Минск, 21 февраля 2007 года), Республикой Сербия (г. Минск, 12 марта 2013 года) и другие, в том числе и те двусторонние договоры СССР, в отношении которых Республикой Беларусь признано правопреемство (например, Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанный в г. Москве 15 июля 1958 года).

      4. Рассматривая ходатайства (заявления), судам следует исходить из того, что международные договоры по вопросам признания и исполнения решений иностранных судов распространяются только на государства-участники. Приоритет имеют те международные договоры, которые вступили в силу позднее, если международным договором не установлено иное.

      При наличии между участниками многосторонних договоров по вопросам признания и исполнения решений иностранных судов также двусторонних договоров или специальных соглашений должны применяться соответствующие нормы двусторонних договоров или специальных соглашений.

      Если международным договором, одной из сторон которого является Республика Беларусь, установлены иные, по сравнению с национальным законодательством, нормы, суд при рассмотрении ходатайств (заявлений) применяет положения международного договора (статья 543 ГПК и статья 247 ХПК).

      5. Процессуальной формой обращения в суд является ходатайство (Приложение 4 к ГПК) либо заявление (глава 28 ХПК).

      До возбуждения дела судья обязан проверить, соответствует ли ходатайство (заявление) по форме и содержанию требованиям процессуального законодательства (статья 3 Приложения 4 к ГПК, статья 246 ХПК), приложены ли к нему необходимые документы, в частности о том, что решение иностранного суда вступило в законную силу и (или) подлежит исполнению, если этого не видно из текста решения; была ли сторона, против которой вынесено решение, не принявшая участия в процессе, своевременно и в надлежащей форме извещена о рассмотрении дела; документ о том, в какой части или с какого времени требуется исполнение решения, если оно ранее исполнялось; при подаче заявления в суд, рассматривающий экономические дела, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

      В случае несоответствия ходатайства (заявления) предъявленным законодательством требованиям либо если к нему не приложены необходимые официальные документы или они не снабжены заверенным переводом на белорусский или русский язык, судья возвращает ходатайство (заявление) органу или лицу, его направившему, для исправления недостатков.

      6. Судам необходимо учитывать, что в соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов Российской Федерации, совершенным в г. Москве 17 января 2001 года, судебные акты компетентных судов сторон не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства, на основании исполнительных документов судов, принявших решения.

      7. Решения иностранных судов, которые не требуют принудительного исполнения, признаются на территории Республики Беларусь без какого-либо производства, если заинтересованное лицо в течение месячного срока после того, как ему стало известно о поступлении решения иностранного суда, не заявит возражения против признания этого решения (часть первая статьи 10 Приложения 4 к ГПК). Пропуск указанного срока без уважительных причин либо отказ в ходатайстве о его восстановлении являются основаниями к оставлению возражений против признания решения без удовлетворения.

      8. Обратить внимание судов, что ходатайства (заявления) о признании и исполнении на территории Республики Беларусь решений иностранных судов, так же как и возражения заинтересованных лиц против их признания, в предусмотренных законом или международным договором Республики Беларусь случаях рассматриваются областными, Минским городским судами, экономическими судами областей (города Минска) по месту жительства (нахождения) должника либо в случаях, предусмотренных статьей 2 Приложения 4 к ГПК, статьей 246 ХПК, по месту нахождения его имущества.

      При определении суда, к компетенции которого относится разрешение ходатайства (заявления) о признании и исполнении решения иностранного суда, также следует учитывать характер спора и субъектный состав его участников. В частности, вопросы признания и исполнения решений иностранных судов по спорам с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанным с хозяйственной (экономической) деятельностью, разрешаются судами, рассматривающими экономические дела.

      В случаях, когда должник не имеет на территории Республики Беларусь места жительства (нахождения) и принадлежащего ему имущества, суд вправе возвратить ходатайство (заявление) о признании и исполнении решения иностранного суда без рассмотрения.

      9. Если ходатайство (заявление) поступило без соблюдения правил подсудности, но подлежит разрешению на территории Республики Беларусь, суд передает его компетентному суду.

      Ходатайство (заявление), принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, разрешается им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому суду (часть первая статьи 51 ГПК, часть первая статьи 53 ХПК).

      10. Судам следует иметь в виду, что ходатайства (заявления) о признании и исполнении решений иностранных судов подлежат рассмотрению в сроки, предусмотренные процессуальным законодательством Республики Беларусь, если иное не установлено международными договорами.

      Применительно к статье 158 ГПК дело по ходатайству о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда (о рассмотрении возражений против признания решения иностранного суда) должно быть рассмотрено не позднее двух месяцев со дня поступления ходатайства (возражения), а по ходатайству о разрешении принудительного исполнения решения о взыскании алиментов и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, – не позднее одного месяца со дня поступления ходатайства, если иные сроки не установлены международными договорами Республики Беларусь.

      Согласно части первой статьи 247 ХПК заявления рассматриваются в срок не более одного месяца со дня их поступления в суд, рассматривающий экономические дела.

      11. Обратить внимание судов, что при рассмотрении ходатайства (заявления) суд Республики Беларусь ограничивается установлением того, что условия международного договора соблюдены. Давать оценку законности и обоснованности решения иностранного суда суд Республики Беларусь не вправе.

      Перечень оснований для отказа в признании и исполнении решений иностранных судов установлен статьей 5 Приложения 4 к ГПК, статьей 248 ХПК и международными договорами Республики Беларусь. Если применяемый международный договор содержит иные, по сравнению с процессуальным законодательством, основания для отказа в признании решения иностранного суда, суду следует руководствоваться перечнем международного договора.

      12. Разъяснить, что сведения о своевременном и надлежащем вручении должнику (заинтересованному лицу) вызова в суд представляет орган или лицо, которые обратились с ходатайством (заявлением) о признании и исполнении решения иностранного суда либо с возражением против признания. В случае необходимости суд, рассматривающий ходатайство (заявление), возражение, вправе истребовать дополнительные доказательства своевременного и надлежащего извещения должника (заинтересованного лица).

      При проверке надлежащего порядка извещения применяются положения законодательства о судебной корреспонденции договаривающейся стороны, на территории которой было вынесено решение, а также положения Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам, заключенной в г. Гааге 15 ноября 1965 года, и Конвенции по вопросам гражданского процесса, заключенной в г. Гааге 1 марта 1954 года, в зависимости от того, участницей какой из названных Конвенций является договаривающаяся сторона. Порядок извещения может быть определен и двусторонними международными договорами Республики Беларусь.

      Обсуждая вопрос о своевременности вручения должнику вызова в иностранный суд, необходимо проверять, был ли он уведомлен с таким расчетом, чтобы имел достаточно времени для подготовки к делу, а также явки в суд.

      13. Решение иностранного суда может быть предъявлено к исполнению в течение трех лет с момента вступления его в законную силу (статья 561 ГПК, статья 250 ХПК), если иное не установлено международным договором Республики Беларусь. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству взыскателя, если причины пропуска будут признаны уважительными (часть первая статьи 468 ГПК, часть вторая статьи 250 ХПК).

      Обращение с ходатайством о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда о взыскании алиментов является правом взыскателя, не ограниченным трехлетним сроком давности принудительного исполнения, и может быть реализовано в любой период времени, на который присуждены алименты.

      Применяя Нью-Йоркскую конвенцию, суду следует учитывать, что указанная Конвенция не предусматривает в качестве основания для отказа в признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения истечение срока давности.

      14. Рассматривая ходатайства о принудительном исполнении решений иностранных судов о взыскании алиментов, судам следует учитывать дату окончания предыдущего их взыскания, если решение до направления ходатайства компетентному суду Республики Беларусь уже исполнялось.

      Необходимо иметь в виду, что определение задолженности по алиментам производится судебным исполнителем по месту исполнения исполнительного документа. При определении задолженности надлежит руководствоваться соответствующими нормами Кодекса Республики Беларусь о браке и семье и ГПК, регулирующими сроки и порядок предъявления и разрешения требований о взыскании такой задолженности, поскольку порядок принудительного исполнения определяется законодательством Республики Беларусь (статья 9 Приложения 4 к ГПК).

      В отношении возможности исполнения решений иностранных судов государств, не являющихся членами Содружества Независимых Государств либо участниками двусторонних международных договоров (конвенций) о правовой помощи по гражданским и семейным делам, судам следует учитывать положения Конвенции о взыскании за границей алиментов, принятой в рамках ООН 20 июня 1956 года.

      15. Ходатайства (заявления) о признании и исполнении решений иностранных судов, а также возражения против их признания рассматриваются в открытом судебном заседании с извещением о времени и месте судебного разбирательства должника (заинтересованного лица), а в случаях, установленных законодательством, – и взыскателя. Их неявка в судебное заседание без уважительных причин не является препятствием к рассмотрению дела.

      В ходе судебного разбирательства суд устанавливает наличие либо отсутствие оснований для отказа в признании решения иностранного суда, в том числе заслушивает объяснения должника (заинтересованного лица), исследует представленные документы. Обязанность представления доказательств лежит на должнике (заинтересованном лице).

      По ходатайству должника (заинтересованного лица) или его представителя суд вправе истребовать дополнительные сведения, относящиеся к установлению обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения вопроса о признании и исполнении решения иностранного суда.

      16. Судам необходимо иметь в виду, что иностранные арбитражные решения, в том числе решения арбитражей стран Содружества Независимых Государств, подлежат признанию и исполнению в Республике Беларусь на основании Нью-Йоркской конвенции.

      При применении пункта 1 статьи V Нью-Йоркской конвенции следует учитывать, что обязанность по доказыванию наличия оснований для отказа в признании и исполнении иностранного арбитражного решения возлагается на сторону, возражающую против признания и исполнения этого решения. Такие доказательства могут быть представлены только в суде первой инстанции. Представленные в вышестоящий суд дополнительные доказательства, устанавливающие новые обстоятельства, не могут быть положены вышестоящим судом в основу принимаемого им судебного постановления.

      Основания для отказа в признании и исполнении иностранного арбитражного решения, установленные пунктом 2 статьи V Нью-Йоркской конвенции, могут быть применены судом, в том числе вышестоящим судом, как в случае, если на них ссылается сторона, возражающая против признания и исполнения такого решения, так и по инициативе суда.

      17. По существу поступившего ходатайства (заявления, возражения) суд выносит мотивированное определение, отвечающее соответственно требованиям статьи 320 ГПК и статей 213, 249 ХПК. В определении должны содержаться, в частности: сущность ходатайства (заявления, возражения), имя (наименование) и место жительства (нахождения) должника, вывод о результатах рассмотрения ходатайства (заявления, возражения) и его обоснование, указание о выдаче исполнительного документа (если иное не предусмотрено законодательством или международным договором Республики Беларусь), срок и порядок обжалования (опротестования) определения.

      Определением о признании и исполнении суд Республики Беларусь не может изменить содержание решения иностранного суда.

      18. Судебным коллегиям по гражданским и экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь периодически анализировать практику рассмотрения судами ходатайств (заявлений) о признании и исполнении решений иностранных судов, а также возражений против признания таких решений на территории Республики Беларусь и принимать необходимые меры по предупреждению и устранению выявленных недостатков.

      19. Признать утратившими силу:

      Председатель
      Верховного Суда
      Республики Беларусь В.О.Сукало

      Секретарь Пленума,
      судья Верховного Суда
      Республики Беларусь Р.Г.Анискевич

      Читайте также: