Собрание судей верховного суда как называется

Обновлено: 20.05.2024

Поздравление Председателя суда с Новым 2022 годом и Рождеством Христовым

22.12.2021

Ведение судебной статистики

История становления и развития Всероссийского съезда судей, как органа судейского сообщества

К компетенции конференций были отнесены: обсуждение возникших в судебной практике вопросов применения законодательства, обращение в высшие суды с предложениями о даче руководящих разъяснений, о толковании законов, избрание квалификационных коллегий судей.

11 апреля 1991 года совместным решением коллегии Министерства юстиции РСФСР и Президиума Верховного Суда РСФСР в целях реализации решений Третьего (внеочередного) съезда народных депутатов РСФСР об укреплении судебной власти Российской Федерации и обеспечения более широкого участия судей в подготовке проектов законодательных актов судебно-правовой реформы было принято решение о необходимости проведения в сентябре-октябре 1991 года съезда судей Российской Федерации с повесткой дня:

I Всероссийский съезд судей

I Всероссийский съезд судей состоялся 17 - 18 октября 1991 года. Делегатами съезда были судьи судов общей юрисдикции от всех субъектов Российской Федерации.

Присутствовавший на данном съезде Президент России Ельцин Б.Н. высказывался в поддержку реформы судебной системы, одобряя предложения о ее проведении. Особо подчеркнул о необходимости повышения доступа граждан к правосудию, усиления роли суда в защите демократических завоеваний, в разрешении межнациональных проблем, а также в разрешении противоречий между законодательной и исполнительной властями, в разрешении жалоб граждан на действия органов уголовного преследования, следователя и прокурора. Поддержку Президента России получили выдвинутые судейским сообществом концептуальные положения о введении института присяжных заседателей, учреждении мировых судей, введении апелляционного производства.

Председателем Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедевым была сформулирована задача реформирования – становление судебной власти как гаранта судебной защиты прав граждан и ее утверждение в государственном механизме страны как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.

На съезде было принято решение о создании представительного органа судейского сообщества – Совета судей Российской Федерации, который будет призван содействовать проведению судебной реформы в России, защищать интересы судей, представлять их в других органах государственной власти.

Совет судей Российской Федерации должен быть сформирован по результатам проведения региональных конференций судей, на которых должны избрать по одному судье от субъектного сообщества судей в члены Совета судей.

В начале 1992 года в каждом субъекте Российской Федерации прошли конференции, на которых избрали по одному представителю в Совет судей Российской Федерации. В марте этого же года в Москве состоялось первое заседание, на котором был избран Президиум Совета судей Российской Федерации из 9 человек. Первым председателем Совета судей Российской Федерации был избран Гарольд Николаевич Карцев. В последующем состав Президиума был увеличен до 12 человек.

Задачами Совета судей являлось укрепление созданного судейского сообщества (корпорации), целенаправленные действия по проведению судебной реформы, защита интересов судей, представительство их интересов в других органах государственной власти.

II Всероссийский съезд судей

II Всероссийский съезд судей состоялся 29 - 30 июня 1993 года. Помимо судей судов общей юрисдикции в его работе уже приняли участие судьи арбитражных и военных судов.

На съезде были подведены итоги проведенной работы, необходимо было определить приоритеты судебной реформы на данном этапе, принять Положение об органах судейского сообщества, решить ряд других важных задач. Еще до съезда по инициативе Совета судей Российской Федерации был разработан Кодекс чести судьи и предложен для принятия съезду.

Съезд избрал новый состав Совета судей, в который вошли судьи судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов.

II Всероссийский съезд судей впервые в истории судебной системы России избрал Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.

Также было утверждено Положение об органах судейского сообщества Российской Федерации, которым регламентированы порядок образования, структура, руководящие органы Совета, периодичность пленарных заседаний.

По поручению II Всероссийского съезда судей был принят Кодекс чести судьи Российской Федерации, утвержденный постановлением Совета судей Российской Федерации от 21 октября 1993 года, устанавливающий правила поведения судей в профессиональной и внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи, независимо от занимаемой должности.

III (внеочередной) Всероссийский съезд судей

III Всероссийский съезд судей состоялся 24 - 25 марта 1994 года и носил внеочередной характер.

III (внеочередной) Всероссийский съезд судей проводился во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 1993 года № 2289, которым рекомендовалось Совету судей Российской Федерации провести Всероссийский съезд судей для выдвижения кандидатур на вакантные должности судей Конституционного Суда Российской Федерации. На съезде были рассмотрены и другие актуальные вопросы развития судебной системы.

В частности отмечалось, что должен быть издан закон, закрепляющий единство судебной системы, несмотря на наличие трех ветвей внутри судебной системы, обеспечивающих осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, т.к. действуют они на основе единых конституционных принципов правосудия и судейского статуса.

Лишь совокупная деятельность указанных судов в рамках объединяющей их судебной системы Российской Федерации гарантирует защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также юридических лиц.

На съезде активно обсуждался вопрос о структуре отечественной судебной системы. При этом впервые на таком высоком уровне обсуждался вопрос о введении института мировых судей в России.

Съездом было признано необходимым создание Судебного департамента, законодательное закрепление порядка финансирования судов, обеспечивающего возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом.

IV (чрезвычайный) Всероссийский съезд судей

IV (чрезвычайный) Всероссийский съезд судей состоялся 3 - 5 декабря 1996 года.

Съезд критически оценил состояние кадрового финансового и материального обеспечения судебной деятельности.

V Всероссийский съезд судей

V Всероссийский съезд судей состоялся 27-29 ноября 2000 года, который был посвящён подведению итогов за десять лет проведения в России судебной реформы.

В работе съезда принял участие Президент Российской Федерации В.В. Путин. Выступая на открытии съезда, Президент отметил, что судебная власть в России, несмотря на проблемы, состоялась, а Концепция судебной реформы в базовых параметрах реализована.

В этот период была создана Российская академия правосудия, осуществляющая повышение квалификации судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, подготовку кандидатов на должности судей, специалистов для судебной системы, аспирантов и докторантов, фундаментальные и прикладные научные исследования.

В ноябре 2001 года постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена целевая программа Развитие судебной системы России на 2002–2006 годы. Она включала в себя целый комплекс мероприятий, направленных на совершенствование организационного, кадрового, материально-технического, финансового обеспечения судов, на осуществление которых было намечено выделение необходимых ассигнований. Предусматривалось значительное увеличение численности судей (по меньшей мере – вдвое) с одновременным повышением уровня оплаты их труда, развитие системы повышения квалификации кадров, информатизация судебной системы. Реализация Целевой программы позволила вывести российскую систему правосудия на новый, более высокий уровень, способствовала дальнейшему расширению доступа граждан к правосудию.

VI Всероссийский съезд судей

VI Всероссийский съезд судей состоялся 30 ноября - 2 декабря 2004 года.

Открывая VI Всероссийский съезд судей, Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что, несмотря на видимые успехи судебной реформы, еще немало проблем и нерешенных задач, первоочередной из которых является наиболее полная реализация принципа независимости суда. Этот важнейший принцип все годы реформы был, что называется, во главе угла, и сегодня он не потерял своей значимости и актуальности. Независимость судебной власти – это не почетная привилегия, а необходимое условие выполнения ею своей конституционной функции в системе разделения властей.

VI Всероссийский съезд постановил: усилия органов судейского сообщества должны быть направлены на существенное улучшение организационного обеспечения деятельности судов; укрепление гарантий независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения; улучшение материального и социального обеспечения работников аппаратов судов и на другие важные вопросы.

В результате работы съезд избрал новые составы Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

VI съездом признан утратившим силу Кодекс чести судьи Российской Федерации 1993 года и утвержден Кодекс судейской этики.

VII Всероссийский съезд судей

VII Всероссийский съезд судей состоялся 1 - 4 декабря 2008 года.

В работе съезда принял участие Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, который обратил внимание на то, что должно быть больше информации о работе судов. Суды должны быть максимально открыты в своей работе, люди должны знать об их деятельности. Также обратил внимание на необходимость принятия закона, который будет закреплять различные формы обнародования информации о работе судов, в том числе и через электронные средства, через интернет. Вновь поставил вопрос о необходимости на законодательном уровне обеспечить внедрение в правоприменительную практику досудебного урегулирования споров, особенно в сфере публичных правоотношений, а также содействовать развитию альтернативных способов разрешения споров; обозначил нерешенные проблемы материального обеспечения судей, работников аппаратов и технического персонала федеральных судов, а также необходимость совершенствования юрисдикции мировых судей.

Делегаты съезда поддержали предложения Президента.

На съезде рассматривались текущие вопросы деятельности судебной системы. Итоги работы представили Совет судей Российской Федерации и Высшая квалификационная коллегия судей. Были рассмотрены вопросы повышения эффективности работы судов, а также уровня доверия к судебным органам, сокращения сроков рассмотрения гражданских дел и дополнительных мер ответственности за затягивание судопроизводства. Эти и многие другие вопросы нашли своё отражение в итоговом документе съезда.

Делегатами съезда по итогам проведённого голосования были избраны новые составы Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей.

VIII Всероссийский съезд судей

VIII Всероссийский съезд судей состоялся 17 - 19 декабря 2012 года. В его работе принял участие Президент Российской Федерации В.В. Путин.

VIII Всероссийский съезд судей определил текущее состояние судебной системы, в качестве намеченных целей обозначил повышение качества отправления правосудия, обеспечение доступа граждан к правосудию, открытость и гласность судопроизводства, повышение социальных гарантий для судей, дальнейшее совершенствование судебной системы.

Участники VIII Всероссийского съезда судей также переизбрали новых глав Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей.

Был принят новый Кодекс судейской этики. В нем впервые сформулировано понятие независимости судей, им дано право на критику коллег, но предписано не высказываться в адрес других госорганов и их руководителей.

IX Всероссийский съезд судей

IX Всероссийский съезд судей состоялся 6 - 8 декабря 2016 года. Это первый съезд, в котором принимали участие делегаты от Двадцать первого арбитражного апелляционного суда. На тот момент председатель суда Лазарев С. Г. и председатель третьего судебного состава суда Елагина О. К.

На открытии съезда присутствовал Президент Российской Федерации В.В. Путин, который в своем выступлении подчеркнул важность съезда для всей судебной системы страны.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М.Лебедев проинформировал участников и делегатов съезда об итогах работы судебной системы за прошедший период и озвучил основные направления ее дальнейшего развития.

На съезде рассматривался широкий спектр вопросов, касающихся состояния судебной системы России, перспектив ее развития, совершенствования деятельности судов.

Была обозначена перспектива проведения новой судебной реформы, связанной с организацией апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.

Делегаты обсуждали внесение изменений в Кодекс судейской этики, принятый на предыдущем съезде в 2012 году, проблему оплаты труда сотрудников аппаратов судов, возможность принятия новых законов в области судопроизводства.

На съезде были сформированы новые составы Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и Высшей экзаменационной комиссии судей по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Х Всероссийский Съезд судей

Юбилейный Х Всероссийский съезд судей должен был состояться в декабре 2020 года, но из-за пандемии было принято решение о его переносе на 2021 год, а затем на декабрь 2022 год по тем же причинам.

1) для судей общих судов - общее собрание всех судей данных судов, юрисдикция которых распространяется на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации, включая как судей районных судов и мировых судей, так и судей вышестоящих судов, за исключением Верховного Суда Российской Федерации. Судьи районных судов и мировые судьи в автономной округе, где не создан суд автономного округа, участвуют в работе съезда судей края (области), в состав которого входит этот автономный округ;

2) для судей арбитражных судов - собрание судей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации. Судьи двух и более арбитражных судов вправе провести общее собрание судей этих арбитражных судов.

3) для судей военных судов - общее собрание судей военного суда округа, флота, вида Вооруженных Сил и военных судов гарнизонов и объединений, действующих в военном округе, на флоте и виде Вооруженных Сил.

2. Съезды судей проводятся один раз в два года.

Конференции судей -Конференциями судей являются собрания судей, представляющих соответствующие суды, созываемые в период между съездами судей по нормам, устанавливаемым советами судей.

Собрания судей, правомочные избирать советы судей и квалификационные коллегии, созываются в Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Конференция судей созывается не реже одного раза в год по инициативе соответствующего совета судей. Конференция судей может быть созвана по предложению не менее одной трети от состава делегатов последней конференции судей. В случае непринятия советом судей указанного предложения инициаторы созыва конференции (не менее одной трети от состава делегатов последней конференции) образуют организационное бюро по созыву конференции судей, которое имеет полномочия совета судей относительно созыва конференции.

-день и время начала работы конференции и вопросах, которые вносятся на ее обсуждение, судьи соответствующих судов сообщаются не позднее чем за пятнадцать дней до начала работы конференции (ст. 120 Закона "О судоустройстве и статусе судей").

-Конференция судей считается полномочной, если в ее работе принимают участие не менее две трети от состава делегатов соответствующих судов. На конференции могут присутствовать также приглашенные организаторами конференции судьи, которые не являются делегатами конференции.

-Конференцию судей открывает председатель соответствующего совета судей, а в случае если конференция созывается не по решению совета судей - уполномоченный представитель организационного бюро по созыву конференции судей.

-Конференция судей избирает открытым голосованием из числа делегатов конференции президиум конференции в количестве, определяемом решением конференции, а также другие рабочие органы конференции. Президиум организует работу конференции судей.

-Конференция судей утверждает повестку дня конференции и определяет регламент ее работы.

-Решение конференции судей принимается большинством голосов делегатов конференции открытым или тайным голосованием.

Полномочия съездов, конференций и собраний судей

1. Съезды и собрания судей, помимо общих полномочий органов судейского сообщества:

1) избирают подотчетные им советы судей и квалификационные коллегии судей;

2) вносят в квалификационные коллегии судей предложения о приостановлении или прекращении полномочий и отставки судей;

3) обращаются в соответствующие органы и к должностным лицам с предложениями о назначении судей председателями или заместителями председателей судов;

4) рассматривают иные вопросы функционирования судов и внутренних отношений в судейском сообществе.

2. Собрания судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, кроме того, принимают присягу впервые назначенных судей.

3. Конференции судей обладают полномочиями съездов судей за исключением избрания новых составов советов судей, квалификационных коллегий судей и заслушивания их отчетов.

Конференция судей вправе избирать отдельных членов совета судей и квалификационной коллегии судей вместо выбывших.

4. Съезды и конференции судей судов общей юрисдикции (кроме военных судов) заслушивают отчеты начальников управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

Порядок принятия и сдачи квалификационного экзамена на должность судьи.

Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии.

-Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

-Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

-После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным Законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи и другими необходимыми документами, указанными в Законе.

Отбор кандидатов на должность судьи

-Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

-Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

-Любой гражданин, достигший установленного Законом “О статусе судей в Российской Федерации” возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии, не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи (кроме действующего судьи), вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.

Этические основы судебной деятельности. Основные положения кодекса судейской этики. Особенности юридической ответственности судей.

ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Статья 1. Обязанность судьи соблюдать правила этического поведения В своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, руководствоваться Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами, правилами поведения, установленными настоящим Кодексом, общепринятыми нормами морали, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.

Статья 2. Приоритет в профессиональной деятельности судьи Исполнение обязанностей по осуществлению правосудия является основной задачей судьи и имеет приоритетное значение в его деятельности.

Статья 3. Требования, предъявляемые к званию судьи Судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Об органах судейского сообщества в Российской Федерации

(с изменениями на 8 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В документе также учтено:

Принят
Государственной Думой
15 февраля 2002 года

Одобрен
Советом Федерации
27 февраля 2002 года

Глава I. Судейское сообщество в Российской Федерации и органы судейского сообщества

Статья 1. Судейское сообщество в Российской Федерации

Судейское сообщество в Российской Федерации (далее - судейское сообщество) образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.

Статья 2. Судья - член судейского сообщества

1. Судьи федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.

2. Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.

Статья 3. Органы судейского сообщества

1. Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти.

2. Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

Всероссийский съезд судей;

конференции судей субъектов Российской Федерации;

Совет судей Российской Федерации;

советы судей субъектов Российской Федерации;

общие собрания судей судов;

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;

Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

3. Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

4. В Верховном Суде Российской Федерации формируются общее собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Совет судей Верховного Суда Российской Федерации, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 13 января 2011 года Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 346-ФЗ).

Статья 4. Основные задачи органов судейского сообщества

Основными задачами органов судейского сообщества являются:

1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

2) защита прав и законных интересов судей;

3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Статья 5. Принципы организации и деятельности органов судейского сообщества

1. Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

2. Советы судей, квалификационные коллегии судей, Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии) формируются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения.

Статья 6. Всероссийский съезд судей

1. Всероссийский съезд судей (далее также - съезд) является высшим органом судейского сообщества.

Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, а также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений.

2. Делегаты на съезд избираются по следующим нормам представительства:

от судей Конституционного Суда Российской Федерации - десять судей;

от судей Верховного Суда Российской Федерации - двадцать судей;

от судей каждого кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда - по два судьи;

(Абзац дополнительно включен с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 266-ФЗ)

от судей каждого апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда - по два судьи;

Абзацы четвертый - двенадцатый пункта 2 предыдущей редакции с 30 июля 2018 года считаются соответственно абзацами шестым - четырнадцатым пункта 2 настоящей редакции - Федеральный закон от 29 июля 2018 года N 266-ФЗ.

от судей каждого арбитражного суда округа, Суда по интеллектуальным правам - по два судьи;

от судей каждого арбитражного апелляционного суда - по два судьи;

от судей каждого верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа - по одному судье, а также дополнительно по одному судье от каждых пятидесяти судей каждого верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;

от судей каждого арбитражного суда субъекта Российской Федерации - по одному судье, а также дополнительно по одному судье от каждых тридцати судей каждого арбитражного суда субъекта Российской Федерации;

от судей каждого окружного (флотского) военного суда - по два судьи;

от судей гарнизонных военных судов - по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации, на территории которого действуют гарнизонные военные суды;

от судей районных судов - по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации, а также дополнительно по одному судье от каждых ста судей районных судов, действующих на территории субъекта Российской Федерации;

от мировых судей - по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации;

от судей каждого конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации - по одному судье.

С 1 января 2023 года Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 426-ФЗ абзац четырнадцатый пункта 2 настоящей статьи утрачивает силу.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. Делегаты на съезд от судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, арбитражных судов округов, Суда по интеллектуальным правам, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов избираются на общих собраниях судей этих судов, а делегаты от судей иных судов - на конференциях судей субъектов Российской Федерации.

(Абзац дополнен с 28 августа 2004 года Федеральным законом от 14 августа 2004 года N 100-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 266-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 231-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Съезд созывается один раз в четыре года Советом судей Российской Федерации. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, возникновении иных ситуаций, исключающих возможность проведения очередного съезда, созыв съезда может быть перенесен по решению Совета судей Российской Федерации на более поздний срок. Внеочередной съезд должен быть созван, если решение об этом принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.

Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины избранных делегатов.

Председательствует на съезде председатель Совета судей Российской Федерации.

Статья 7. Конференции судей субъектов Российской Федерации

1. Конференции судей субъектов Российской Федерации (далее также - конференции судей) представляют судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

С 1 января 2023 года Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 426-ФЗ в абзац первый пункта 1 настоящей статьи будут внесены изменения.

Конференции судей правомочны принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах Российской Федерации, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, а также правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах Российской Федерации. Решения конференций судей принимаются простым большинством голосов, если конференциями не устанавливается иной порядок принятия решений.

2. Конференции судей созываются советом судей соответствующего субъекта Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.

Порядок избрания делегатов на первую после вступления в силу настоящего Федерального закона конференцию судей и нормы их представительства от соответствующих судов утверждаются советом судей соответствующего субъекта Российской Федерации, на последующие конференции судей - конференцией судей.

Делегаты на конференции судей избираются с учетом необходимости представительства на них судей соответственно от верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также от мировых судей, судей районных судов и судей гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

С 1 января 2023 года Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 426-ФЗ в абзац третий пункта 2 настоящей статьи будут внесены изменения.

Председательствует на конференции судей председатель совета судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 8. Формирование советов судей

1. Совет судей Российской Федерации формируется Всероссийским съездом судей из числа судей федеральных судов, а также судей судов субъектов Российской Федерации.

Объясняем, почему надо обращаться в Верховный Суд и как составить эффективную жалобу, чтобы добиться отмены решения и пересмотра дела. А еще — поможем разобраться в практических моментах и секретах подготовки на каждом этапе судебного процесса.

По статистике, ВС удовлетворяет только 3 жалобы из 100 поданных. Но не у каждого юриста в профессиональной жизни случается успешный кейс в ВС. У меня их было три. Ниже я расскажу об одном из них.





Содержание:

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Обращение в Верховный Суд — финальная точка в судебном процессе. По разным причинам не все собственники и руководители бизнеса и далеко не все юристы доводят рассмотрение дела до этой стадии. Кто-то проиграл в нижних инстанциях и не знает, как подготовить документы, чтобы бороться дальше. Другие не верят в успех пересмотра дела Верховным Судом. А третьи просто не слышали о таком варианте защиты прав. Наша практика показывает, что, отказавшись от подачи жалобы в ВС — вы сдаетесь раньше времени и лишаете себя возможности выиграть дело.

Статистика подтверждает рост числа обращений в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ (СКЭС ВС РФ):

  • в 2017 году было подано 28 157 жалоб;
  • в 2018 году — 34 003;
  • в 2019 году — 37 015.
  • в 2017 году — удовлетворено 517 жалоб из 541 принятых к производству;
  • в 2018 году — 429 жалобы из 529;
  • в 2019 году — 453 из 464.

Попасть в заветные 1,5% можно, подготовив эффективную жалобу в ВС, в которой нужно обосновать правовую позицию и заинтересовать высшую судебную инстанцию своим кейсом.

Для этого надо учесть все нюансы и особенности каждой стадии судебного процесса.

В российском арбитражном процессе дело проходит 4 базовые инстанции:

  • первая инстанция
  • апелляция
  • первая кассация
  • вторая кассация (СКЭС ВС РФ)

В каждой инстанции — свои правила и тонкости.
О них надо помнить, чтобы подготовиться к переходу на следующий этап.

Порядок. Здесь спор рассматривается по существу — судья изучает дело, оценивает собранные доказательства, правые позиции сторон и выносит решение. Судебное решение вступает в законную силу через месяц после опубликования — до истечения месячного срока у вас есть право на апелляционное обжалование.

Важно! На этом этапе у вас должна быть четко сформулирована правовая позиция и собрано максимальное количество доказательств. В апелляции есть шансы дополнить доказательную базу, в кассации этой возможности не будет.


СРОК НА ПОДАЧУ КАССАЦИОННЫХ ЖАЛОБ (СКЭС ВС РФ)

Порядок. На этой стадии коллегия судей рассматривает жалобу участников процесса на решение суда первой инстанции. Судьи проверяют не допустил ли суд первой инстанции ошибок материального и процессуального характера.

Сроки для обжалования. Постановление апелляционной инстанции вступает в силу с даты публикации. Таким образом, с этого момента акт суда первой инстанции вступает в законную силу, либо должен быть отменен или изменен.

Важно! На этой стадии судьи могут принять новые доказательства. Это возможно, если вы не представили их в первой инстанции по уважительным причинам и можете это обосновать. А еще в апелляции имеет смысл указать, какие ошибки, на ваш взгляд, допустил суд при оценке доказательств и применении норм права.


РАССМОТРЕНИЕ КАССАЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ В ВС РФ

Порядок. Следующий шаг после апелляции — подача кассационной жалобы. Обращение рассматривает коллегия из трех судей, которые разрешают только вопросы права — про факты в кассации говорить не принято и представить дополнительные доказательства уже не получится.

Сроки для обжалования. Жалоба на вступившее в силу решение суда подается в течение двух месяцев с момента вынесения постановления в первой кассации. Здесь важно следить, когда в картотеке арбитражных дел будет опубликовано постановление окружного суда — акт, который завершает работу первой кассации. Это дата для отсчета срока на подготовку и подачу жалобы в Верховный Суд.

Постарайтесь минимизировать технические задержки — заранее оплатите госпошлину за подачу жалобы и подготовьте доверенность на лицо, которое подписывает жалобу, если это не руководитель. И самое главное — получите надлежащим образом заверенные копии обжалуемых судебных актов нижестоящих инстанций.

А теперь о том, как заинтересовать судей и увеличить шансы на то, что Верховный Суд примет вашу жалобу к рассмотрению.

Верховный Суд РФ - высший судебный орган в системе судов общей юрисдикции по всем подведомственным данной системе судов гражданским, уголовным и административным делам, осуществляющий надзор за всеми судами общей юрисдикции и дающий разъяснения по вопросам судебной практики.

Функции Верховного Суда РФ.

- рассматривает по первой инстанции наиболее сложные и важные уголовные и гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции;

- проверяет законность и обоснованность приговоров, определений, решений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке кассации и надзора;

- дает разъяснения по вопросам судебной практики в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Указанные постановления не имеют статуса нормативно-правовых актов, однако обязательны для исполнения всеми судами общей юрисдикции;

- обладает правом законодательной инициативы, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.

Судебные полномочия Верховного Суда РФ:

• 1) рассматривает уголовные дела, указанные в ст. 452 УПК РФ (дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда), иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности;

2) гражданские дела:

а) об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ;

б) оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан;

в) оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей;

г) приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений; о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территориях двух и более субъектов РФ;

д) оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также на решения избирательных комиссий субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральным законодательством);

е) по разрешению споров, переданных Верховному Суду РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;

- Верховный Суд РФ проверяет в кассационном порядке законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции (в т. ч. и военных) среднего звена;

- Верховный Суд РФ проверяет в надзорном порядке законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции (в т. ч. военных) основного и среднего звена, а также приговоров и иных судебных решений судебных коллегий Верховного Суда РФ;

- Верховный Суд РФ осуществляет пересмотр определенных приговоров и иных судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд РФ состоит из Председателя Верховного Суда, его заместителей, членов суда.

Судьи Верховного Суда РФ назначаются на неограниченный срок Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Судья, назначенный на должность, приносит присягу на торжественном собрании судей Верховного Суда РФ перед Государственным флагом РФ. Закон не ограничивает сроком полномочия судей ВС РФ; предельный возраст пребывания в этой должности - 65 лет (ст. 14 Закона о судебной системе).

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Верховного Суда РФ:

- высшее юридическое образование;

- достижение 35-летнего возраста;

- стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

- соответствие высоким нравственным требованиям, предъявляемым к судьям Верховного Суда РФ.

Структура Верховного Суда РФ:

- Судебная коллегия по гражданским делам;

- Судебная коллегия по уголовным делам;

Судебные коллегии выполняют основной объем работы Верховного Суда РФ. Распределение судей Верховного Суда РФ по судебным коллегиям производит Пленум Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Руководят работой коллегий их председатели, которые являются заместителями Председателя Верховного Суда РФ.

В составе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ создается кассационная палата для проверки законности и обоснованности приговоров, вынесенных с участием присяжных заседателей.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ рассматривают:

- по первой инстанции все уголовные и гражданские дела, подсудные Верховному Суду РФ;

- в кассационной инстанции проверяются законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решении судов общей юрисдикции (в т. ч. военных) среднего звена;

- в порядке надзора судебные коллегам Верховного Суда РФ проверяют по протестам Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, Генерального прокурора РФ и его заместителей законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции основного и среднего звена.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей (Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и нескольких рядовых членов Верховного Суда РФ). Утверждает состав Президиума ВС РФ Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС РФ и заключении квалификационной коллегии судей ВС РФ.

Заседания Президиума Верховного Суда РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заседания правомочны при присутствии на них большинства членов Президиума. Постановления по судебным делам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Президиума и вступают в силу немедленно.

Полномочия Президиума Верховного Суда РФ:

- проверка в порядке надзора по протестам Председателя ВС РФ или Генерального прокурора РФ законности и обоснованности вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции основного и среднего звена, а также судебных коллегий ВС РФ;

- анализ и обобщение судебной практики;

- решение вопросов работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;

- анализ состояния законности и преступности в РФ;

Пленум Верховного Суда РФ состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и членов ВС РФ. Заседания Пленума Верховного Суда проводятся не реже одного раза в 4 месяца, о чем за 30 дней извещаются члены Пленума, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, другие приглашенные лица. Участие генпрокурора в заседаниях Пленума ВС РФ обязательно. Заседания Пленума правомочны при присутствии 2/3 его членов.

Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством присутствующих на заседании его членов и подписываются председателем Верховного Суда РФ и секретарем Пленума.

Вопросы, поставленные перед Пленумом Председателем Верховного Суда РФ, министром юстиции РФ или Генеральным прокурором РФ, рассматриваются Пленумом по их докладам. Генеральный прокурор дает свое заключение по вопросам, поставленным на рассмотрение Пленума Председателем ВС РФ и министром юстиции РФ. В заседании Пленума также вправе участвовать Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и приглашенные на заседание Лица.

Организационное обеспечение заседаний Пленума Верховного Суда РФ, ведение протокола заседания Пленума и выполнение действий, необходимых для реализации принятого решения, осуществляет секретарь Пленума, являющийся одним из членов Верховного Суда РФ.

Полномочия Пленума Верховного Суда РФ:

- рассмотрение и изучение судебной практики, а также представлений Генерального прокурора РФ и министра юстиции РФ;

- дача разъяснений судебной практики (в форме обязательных для всех судов общей юрисдикции постановлений Пленума ВС РФ);

- утверждение по представлению Председателя ВС РФ составов судебных коллегий и секретаря Пленума;

- утверждение по представлению Председателя ВС РФ состава Научно-консультационного совета при ВС РФ;

- заслушивание отчетов о работе Президиума, кассационной коллегии и судебных коллегий ВС РФ;

- решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой и о направлении запросов в Конституционный Суд РФ;

Читайте также: