Снятие с очереди на улучшение жилищных условий судебная практика

Обновлено: 15.04.2024

На практике не редко встречаются случаи, когда инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, исключают из списков на бесплатное предоставление жилья от государства в отсутствие на та законных оснований.

Если Вас сняли с очереди на жилье предлагается изучить настоящую информацию и, при наличии сомнений в законности принятого должностным лицом решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, обратиться в суд с исковым заявлением о признании такого решения неправомерным. При этом не следует затягивать обращением с жалобой, так как статьей 219 Кодекса об административном судопроизводстве РФ предусмотрен трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением с момента, когда Вам стало известно о вынесении спорного решения.

Альтернативным способом защитить свои права может являться обращение в органы прокуратуры. Однако имеются риски формального рассмотрения обращения, а к моменту окончания проверки возможно истекут сроки подачи административного искового заявления. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении такого заявления.

Сняли с очереди на жилье – основания и порядок обжалования.

Основания принятия решения о снятии с учета принятых до 1 марта 2005 года граждан, нуждающихся в жилых помещениях

Такими обстоятельствами могут послужить факты утраты оснований, по которым инвалиды были приняты на учет в соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР.

Необходимо иметь ввиду, что особых оснований для снятия инвалидов с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях не предусмотрено. Такие основания едины для всех категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

В соответствии с п.п.1,3-6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ такими обстоятельствами являются:

  • Подача гражданином заявления о снятии с учета
  • Выезд на постоянное место жительства в другое муниципальное образование
  • Получение от государства субсидии на строительство или приобретение жилья
  • Получение от государства земельного участка для строительства дома (за исключением многодетных семей)
  • Выявление в предоставленных при постановке на учет документах недостоверных сведений или неправомерных действий должностных лиц

Учитывая, что к рассматриваемым правоотношениям применяется Жилищный кодекс РСФСР, то применительно к основаниям исключения из очереди относится изменение обстоятельств, на основании которых гражданин был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Основания признания нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР следующие:

  • Обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого региональным органом власти. Соответственно при выбытии одного или нескольких членов семьи, например при смерти или переезде на новое место жительство, обеспеченность жилой площадью может составить более установленной учетной нормы. В этом случае возможно исключение инвалида из очереди, за исключением случаев, когда жилое помещение признано межведомственной комиссией администрации непригодным для проживания.
  • Проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям. В том случае, если в жилом помещении произведен капитальный ремонт или реконструкция, а межведомственной комиссией администрации вынесено заключение о пригодности жилого помещения для проживания, то принятие решения о снятии гражданина с учета правомерно.
  • Проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.
  • Проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений
  • Иные основания не приводятся, как редко встречающиеся на практике.

Выводы из судебной практики

Снятие с учета на основании законодательных актов, вступивших в силу после 1 марта 2005 года, кроме случаев, предусмотренных подп. 1, 3 — 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, незаконно. Например, судами удовлетворяются исковые заявления граждан, незаконно снятых с учета после изменения статуса общежитий на многоквартирные дома в связи с его передачей в муниципальную собственность (Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2014 N 5-КГ13-137).

В судебной практике имеется немало случаев, когда оспариваются решения органов местного самоуправления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением уже совершеннолетними детьми своего жилья.

Действительно, в соответствии с действовавшим на момент принятия инвалидам на жилищный учет законодательством РСФСР и нынешним Жилищным кодексом Российской Федерации при установлении нуждаемости суммируется общая площадь всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи.

Общая площадь жилых помещений, приобретенных по ипотечному кредиту, также учитывается при определении нуждаемости в жилых помещениях.

Например, Апелляционным определением Московского областного суда от 06.08.2014 по делу №33-17200/2014 удовлетворены требования гражданина, принятого на учет до 1 марта 2005 года, о признании незаконным решения городской администрации о снятии его с учета. Основанием принятия местной администрацией оспариваемого решения послужило приобретение дочерью заявителя собственной квартиры. При вынесении решения суд исходил из того, что, снявшись с регистрационного учета из жилого помещения родителей, дочь утратила статус члена семьи заявителя. Судом установлено, что заявитель вместе с дочерью не вселялся в приобретенную квартиру, соответственно права пользования новой жилплощадью у него (родителя) не возникло. Судом также учтено, что в связи с выездом дочери заявителя на новое место жительство жилищные условия последнего не улучшились и приходящаяся на каждого члена семьи жилплощадь по-прежнему составляла менее учетной нормы.

Следует отметить, что изменение учетной нормы жилого помещения, необходимая для признания нуждающимся в жилом помещении и установленная органом местного самоуправления после 1 марта 2005 г. не может являться основанием для снятия с учета граждан, включенных в очередь на получение жилья до указанной даты. Указанные выводы содержатся в Определении Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 N 1549-О-П.

Таким образом, необходимо ориентироваться на действовавшие до вступления действующего Жилищного кодекса РФ решения региональных исполнительных органов власти. Подобный подход согласуется с ч.1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ, устанавливающего, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы. Конкретный показатель учетной нормы в этой статье не приводится, но он, как правило, составлял 12 кв.м.

Основания исключения из очереди на жилье

В этом блоке разъяснений рассматриваются основания для снятия с учета граждан, принятых в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма на учет после 1 марта 2005 года.

Основания для принятия органом местного самоуправления решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях перечислены в ст. 56 Жилищного кодекса РФ, основное содержание которой приведено в настоящей статье ранее, ознакомиться с перечнем указанных оснований можно, кликнув по этой ссылке.

Наиболее распространенными причинами снятия граждан с учета является предусмотренная пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ). В частности это могут быть утрата статуса малоимущих (в связи с увеличением доходов семьи) и (или) утрата ими статуса нуждающихся в жилых помещениях (например, в связи с увеличением размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, по причине выбытия на новое место жительства членов семьи, их смерть, приобретение квартиры или получение его в дар или наследство).

Учитывая, что основанием для принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является одновременно признание органом местного самоуправления заявителя малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, указанным в ст. 51 Жилищного кодекса РФ, то утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилом помещении влечет исключение из очереди на жилье.

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим. Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв. м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш. Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м. (то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму. Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было. Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации«). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Основания для снятия с учета нуждающихся

Согласно статье 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Среди указанных оснований снятия с учета, пожалуй, наиболее часто встречающееся в практике, это - утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Лица, поставленные на учет нуждающихся
в жилье до 01.03.2015 г., сохраняют право состоять
на учете до получения жилья

Те граждане, которые были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие ЖК РФ, т.е. до 1 марта 2005 года по аналогичному основанию, подпадали под п. 1 статьи 29 ЖК РСФСР, согласно которому, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Согласно ч. 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации",

с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

2. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Таким образом, граждане, принятые на учет нуждающихся до 1 марта 2005 года продолжают состоять на данном учета если не отпало основание, которое давало им такое право.

Например, если гражданин в 2000 году поставлен на учет как обеспеченный жилой площадью на одного члена семьи менее 5 кв. м., то в 2010 году, вступив в брак и став единственным членом семьи собственника, имеющего квартиру площадью, например, 50 кв. м., будет снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку данный гражданин, с точки зрения законодателя более не нуждается в жилплощади. Если же, у гражданина из нашего примера ничего в жилищном вопросе не изменилось, он продолжает состоять в очереди нуждающихся до получения жилья

Расчет площади жилого помещения
на одного члена семьи для целей постановки на учет
нуждающихся, а равно для целей снятия с такого учета

Для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, согласно ст. 51 ЖК РФ необходимо:

  • либо не являться ни собственником жилого помещения, ни членом семьи собственника, ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя по договору социального найма,
  • являться нанимателем жилого помещения по договорам социального найма;
  • являться членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
  • являться собственником жилого помещения;
  • являться членом семьи собственника жилого помещения;

при этом быть обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

Членами семьи как собственника, так и нанимателя по договору социального найма, согласно ст. ст. 69, 31 ЖК РФ, являются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Чтобы рассчитать площадь жилого помещения, приходящуюся на каждого члена семьи собственника или нанимателя необходимо сложить площади всех имеющихся в пользовании членов семьи жилых помещений (долей), и разделить на количество членов семьи.

Примеры из судебной практики

1. ЖК РФ предусмотрен раздельный учет жилищных прав членов семьи. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. Лицо не может быть признано нуждающимся в жилых помещениях, поскольку является членом семьи собственника жилого помещения

Е.Е. обратилась с иском к администрации о предоставлении жилого помещения на семью из трех человек, указывая, что признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет в очередь для внеочередного получения жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, с 02.10.2009 г. состоит в браке с Е.С., от брака имеют сына С.

Суд второй инстанции решение суда изменил, изложил резолютивную часть в следующей редакции: "Обязать администрацию за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Е.Е., на семью из 2 человек благоустроенную квартиру, отвечающую санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 24 кв. м".

При этому суд указал следующее. Возлагая обязанность по обеспечению Е.Е. жилым помещением с учетом всех членов ее семьи, суд первой инстанции не принял во внимание положения ст. 51 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. При этом в соответствие с ч. 2 указанной статьи предусмотрен раздельный учет жилищных прав членов семьи.

На основании изложенного, в соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ Е.С. не может быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку является членом семьи собственника жилого помещения Е.В. и проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 39,5 кв. м, в силу чего он обеспечению жилым помещением не подлежит.

Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что обеспечение истца жилым помещением должно иметь место без учета ее малолетнего сына судебная коллегия считает несостоятельными.

В силу статьи 69 ЖК РФ малолетний сын истицы является членом ее семьи, право пользования жилым помещением по месту жительства отца он не имеет, членом семьи своей бабушки в силу родственных отношений не является, поэтому признается нуждающимся в жилом помещении. Как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, он также подлежит обеспечению жилой площадью по установленным нормам ( см. подробнее кассационное определение Пермского краевого суда от 6 июля 2010 г. по делу N 33-5643)

2. Вступив в брак с С., которой принадлежит на праве собственности квартира, заявитель утратил основания, которые давали ему право состоять на учете на получение жилых помещений по договорам социального найма. При этом те обстоятельства, что истец в квартире, принадлежащей супруге, не проживает, квартира приобретена С. до брака с истцом, правового значения не имеют

Обстоятельства: К.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании распоряжения Администрация о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

В 1984 году семья была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Распоряжением Администрации он снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, так как жилищная обеспеченность его семьи с учетом площади, принадлежащей его супруге С., составляет 13,36 кв. м, что превышает установленную законодательством учетную норму - 9 кв. м на человека.

Городской суд в иске отказал, указав следующее.

В соответствии с Распоряжением от 15.03.1984 года, К.В. вместе с семьей из пяти человек признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в отдельной квартире и обеспечением жилой площадью менее 5,5 кв. м на одного члена семьи, поставлен на учет.

Из материалов дела следует, что К.В. в 1996 году заключил брак с С., которой принадлежит на праве собственности 1-комнатная квартира жилой площадью 21,28 кв. м, общей площадью 37,14 кв. м.

Учитывая, что К.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в отдельной квартире и обеспечением жилой площадью менее 5,5 кв. м на одного члена семьи, вступив в брак с С., которой принадлежит на праве собственности 1-комнатная квартира жилой площадью 21,28 кв. м, общей площадью 37,14 кв. м, он утратил основания, которые давали ему право состоять на учете на получение жилых помещений по договорам социального найма, т.к. обеспечение жилой площадью на одного члена семьи, с учетом супруги К.В. составила 13.36 кв. м, что превышает установленную законодательством норму (9 кв. м на одного человека).

При этом те обстоятельства, что истец в квартире, принадлежащей супруге, не проживает, квартира приобретена С. до брака с истцом, правового значения не имеют ( см. подробнее определение Санкт-Петербургского городского суда от 21 января 2010 г. N 647).

3. Муж дочери заявительницы (снятой со всей семьей с учета нуждающихся) никогда не вселялся в жилое помещение заявительницы, имеет в собственности квартиру, приобретенную до вступления в брак, в связи с этим решение о снятии заявительницы с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении не является законным

Распоряжением главы управы района Вешняки г. Москвы от 02.11.2007 г. N В-Р-818 К. с семьей (муж, дочь, сын) снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для принятия указанного решения послужило наличие у мужа дочери заявительницы в собственности двухкомнатной квартиры с учетом площади которой, на каждого члена семьи К. приходится по 18,9 кв. м площади жилого помещения, что превышает учетную норму площади на человека, установленную законом.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что на каждого члена семьи К. (включая супруга дочери заявителя), с учетом суммарной площади двух жилых помещений приходится по 18,9 кв. м, что превышает учетную норму.

Из материалов дела следует, что муж дочери заявительницы никогда не вселялся в жилое помещение К., на улучшение жилищных условий не претендует, имеет в собственности квартиру, приобретенную до вступления в брак с В. в порядке наследования по завещанию 03.04.2000 г., что в силу положений ЖК РФ, не может быть основанием для снятия К. и ее семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При изложенных обстоятельствах являются ошибочным выводы судов о том, что оспариваемое заявителем распоряжение главы управы района Вешняки г. Москвы от 02.11.2007 г. N В-Р-818 является законным и обоснованным.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 36 Семейного кодекса РФ имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

Таким образом, наличие у супруга дочери заявителя жилого помещения приобретенного до вступления в брак не является основанием для снятия с учета.

С учетом изложенного, вывод судебных инстанций о том, что решение о снятии К. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении принято с соблюдением установленного действующим жилищным законодательством порядка, в судебных постановлениях судом первой и второй инстанций не обоснован ( см. подробнее определение Верховного Суда РФ от 15.07.2009 N 5-В09-25).

В. обратилась в суд с заявлением о признании постановления недействительным в части отказа в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и просила обязать администрацию МО принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Заявительница указала, что проживает совместно с четырьмя родственниками в жилом доме общей площадью 58.8 кв.м., поэтому учетная норма площади жилого помещения составляет 11.76 кв.м. на одного человека при норме 15 кв.м.

В иске отказано по следующим основаниям.

Постановлением администрации МО установлена учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования в размере 15 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

Из материалов дела следует, что общая площадь жилого дома № 9 составляет 58.8 кв.м., общая площадь жилого дома № 4 составляет 46.9 кв.м. При разрешении спора суд правильно разделил суммарную общую площадь указанных жилых помещений на всех членов семьи - пять человек. В. приходится 21,14 кв.м., при норме 15 кв.м. Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что она не является нуждающейся в жилье.

5. В удовлетворении исковых требований о сохранении права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма и восстановлении очередности на улучшение жилищных условий отказано, т.к. у членов семьи истца по договору социального найма имеется квартира, кроме того, у супруги истца на праве собственности имеется 1/3 доля квартиры, Таким образом, на одного члена семьи приходится общей площади жилых помещений что более учетной нормы, утвержденной Постановлением Главы МО

З. В. П. обратился в суд с иском о сохранении права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма и восстановлении очередности на улучшение жилищных условий.

Указал, что проживает в квартире с женой З. А. А., дочерью З. К. 1992 г.р. и сыном З. Д. 2005 г.р., которые также прописаны в квартире. Общая площадь указанной квартиры составляет 36,5 кв.м., жилая – 24,4 кв.м. В квартире две комнаты. В данной квартире он и члены его семьи проживают по договору социального найма.

Согласно Постановлению Главы МО, учетная норма о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий установлена не более 10,5 кв.м. общей площади на одного человека.

Согласно договору о бесплатной передаче в собственность граждан занимаемых квартир (приватизации) от 24.04.1992 года, супруге истца З. А. А. передана в собственность 1/3 доля квартиры, общей площадью 51,6 кв.м.

Ч. 2 ст. 51 ЖК РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

У членов семьи истца по договору социального найма имеется квартира площадью 36,5 кв.м. Кроме того, у супруги истца – З. А. А. на праве собственности имеется 1/3 доля квартиры, общей площадью 51,6 кв.м. (51,6 / 3) = 17,2 кв.м. – доля З. А. А.

Таким образом, на одного члена семьи З. приходится общей площади жилых помещений:

  • 36,5 кв.м. + 17,2 кв.м. = 53,7 кв.м.
  • 53,7 / 4 (члена семьи) = 13,42 кв.м.,

что более учетной нормы, утвержденной Постановлением Главы МО – 10,5 кв. м. ( см. подробнее решение Рославльского городского суда Смоленской области от 21 января 2009 года).

До регистрации брака ими было приобретено право собственности на объекты недвижимости. М. является собственником квартиры общей площадью 30,2 кв.м. О. на основании договора передачи квартиры в собственность приобретено право собственности на 1/5 долю квартиры общей площадью 61,3 кв.м. (доля О. составляет 12, 26 кв.м.).

Таким образом, на момент регистрации брака в собственности супругов М. и О. находилось общей жилой площади 42,28 кв.м.

В соответствии с решением городской думы МО от 26 августа 2005 года "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" установлена норма обеспеченности жильем для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (учетную норма) не более 15 кв.м. общей площади на одного человека.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений, находящихся в собственности граждан.

Поэтому администрация ГО обоснованно принимает во внимание всю общую площадь жилых помещений, находящихся в собственности супругов М. и О.

Супруги М. и О. имеют в собственности более 15 кв.м. общей жилой площади в жилых помещениях каждый, поэтому они не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

7. Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 ЖК РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности

Г.П.М., обратился с иском к Администрации о признании недействительным постановления Главы городского округа о снятии с учёта граждан, нуждающихся в жилой площади, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязании восстановить Г.П.М. и Г.М.М., как семью из двух человек в очередь на получение муниципального жилья по договору социального найма.

Истцы в составе семьи из четырёх человек (Г.Т.В., Г.М.М., Г.П.М., Г.Д.М.) в 1990 году были приняты на учёт граждан, нуждающихся в жилой площади (проживали в квартире общей площадью 40,10 кв. м.).

Обзор подготовил Александр Отрохов, Правовой центр "Логос" (г. Омск), 09.10.2011г.

Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, разделение и переоформление очереди регулируется Жилищным кодексом Республики Беларусь, Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563 (далее – Положение).

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае:

1. если отпали основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае добровольного волеизъявления на улучшение жилищных условий в другом населенном пункте производится после государственной регистрации права собственности на жилое помещение либо заключения договора, предусматривающего передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства;
2. выезда на место жительства в иной населенный пункт, за исключением случаев, если они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в государственном органе, другой организации, расположенных в данном населенном пункте, и не прекратили с ними трудовых (служебных) отношений;
3. прекращения трудовых (служебных) отношений с государственным органом, другой организацией, в которых они состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
4. представления не соответствующих действительности сведений либо неправомерных действий (бездействия) должностных лиц, послуживших основаниями для принятия этих граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
5. подачи гражданином заявления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, подписанного им и совершеннолетними членами его семьи, совместно состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
6. непредставления в соответствии с пунктом 30 Положения необходимых документов;
7. добровольного волеизъявления граждан и членов их семей на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений общей площадью менее 15 кв. метров (в г. Минске - менее 10 кв. метров) на одного человека с использованием льготного кредита. При этом снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится после государственной регистрации права собственности на жилое помещение;
8. отчуждения с соблюдением требований законодательства земельного участка, предоставленного после 1 января 2011 г. гражданину в соответствии с абзацем восьмым части первой пункта 6 Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. N 667 как состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
9. отказов (не менее трех в течение календарного года) от предлагаемого в установленном порядке предоставления жилых помещений социального пользования (в случае наличия у граждан права на предоставление таких помещений) или отказов (не менее трех в течение календарного года) от предлагаемых в установленном порядке вступления в организацию застройщиков либо заключения договора купли-продажи жилого помещения, строительство которого осуществлялось по государственному заказу (в случае отсутствия у граждан права на предоставление жилых помещений социального пользования);
10. выявления в ходе уточнения данных, являющихся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, фактов, подтверждающих непроживание граждан по месту их регистрации по месту жительства в общежитиях, в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения (за исключением случаев, когда у граждан имеются иные основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий).

Граждане подлежат восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначальной постановки на учет при условии представления ими документов, подтверждающих сохранение оснований для нахождения на учете.

По письменному заявлению гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе по месту жительства, государственном органе, другой организации по месту работы (службы), производится переоформление очереди с гражданина на совершеннолетнего члена его семьи с его согласия с представлением документов.
Такое переоформление осуществляется по месту жительства гражданина со времени принятия члена семьи на учет в составе семьи гражданина , состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не ранее наступления совершеннолетия, а в случае эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста - с даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак.
По письменному заявлению граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местном исполнительном и распорядительном органе, государственном органе, другой организации по месту работы (службы), производится:
объединение очереди членов семьи, состоящих отдельно на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по более ранней дате принятия на учет одного из них;
разделение очереди членов, бывших членов семьи.
Гражданин при подаче заявления об объединении или разделении очереди должен представить документы, названные в подпункте 13.1 пункта 13 Положения. Документы, указанные в подпунктах 13.7 и 13.8 пункта 13 Положения, прилагаются к заявлению в зависимости от оснований принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При разделении очереди каждый из членов, бывших членов семьи имеет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со времени принятия его на такой учет в составе семьи гражданина , состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не ранее наступления совершеннолетия, а в случае эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста - с даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак, если у него имеются основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом член, бывший член семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в государственном органе, другой организации по месту работы (службы), имеет право на разделение очереди с даты трудоустройства (поступления на службу) в данный государственный орган, другую организацию.
Если в период пребывания на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий у гражданина изменился состав семьи, он вправе обратиться с заявлением о внесении изменений в состав семьи, с которым он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение о внесении изменений в состав семьи принимается в порядке, предусмотренном для принятия решений о постановке на учет (снятии с учета) нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Для получения сертификата на улучшение жилищных условий нужно отстоять очень длинную очередь. Но что делать, если через несколько лет нахождения в очереди, заявителя из нее исключают? Какие существуют причины таких действий и что нужно предпринять – читайте в этой статье.

Какие основания для снятия с очереди?

В каких случаях снимают с очереди? Существует несколько основных, наиболее распространенных вариантов, которые используются чаще всего. Но помимо них существуют и другие причины. Для того, чтобы уточнить причину снятия с очереди в каждом конкретном случае необходимо внимательно изучить извещение об этом. В данном документе всегда указывается причина. Исходя из нее и нужно предпринимать или не предпринимать те или иные действия.

Самостоятельный отказ от участия в программе

Основной является причина, когда снимают заявителя с очереди на том простом основании, что он сам этого потребовал. Заявление на снятие нужно писать лично. Другое дело, что иногда сотрудники государственных органов ошибаются и могут вместо заявителя снять с очереди другого человека. В таком случае можно смело обращаться в суд.

Пример: Иванов И.П. больше не нуждается в квартире и добровольно отказывается от участия в программе. Он пишет соответствующее заявление, чтобы его сняли с очереди. Из-за ошибки оператора, снимают не Иванова И.П., а Иванова И.Н., который также стоит в очереди. Последний, сразу после получения уведомления, может потребовать копию заявления, которое он якобы написал и на том основании, что этот документ заполнял не он и, соответственно, никакого отношения к нему не имеет, может потребовать восстановления в очереди.

Переезд

Еще одна распространенная причина снятия с учета – переезд в другой населенный пункт. Как только заявитель прописывается по новому адресу, он автоматически теряет право на помощь от государства. Как следствие, его сразу же снимают с учета (исключают из очереди).

Улучшение финансового состояния

Если у заявителя по какой-то причине улучшилось финансовое состояние, он больше не может считаться малоимущим. Как следствие, не может претендовать и на улучшение жилищных условий. Его исключают из очереди. Улучшение может иметь разный характер:

  • Появились дополнительные источники дохода.
  • Переход на новую работу с существенным увеличением зарплаты.
  • Получение наследства и так далее.

Получение помощи от государства

Если заявитель уже получил помощь, логично что он автоматически исключается из очереди. Помощь также может быть разной:

  • Сертификат.
  • Право на социальное жилье.
  • Участок под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) и так далее.

Неверные данные

Еще одна распространенная причина – предоставление ложных данных. Иногда при рассмотрении заявки какие-то нюансы ускользают от сотрудника государственной организации. Впоследствии, при регулярной проверке информации или получении новых, уточненных данных, заявителя могут исключить из очереди из-за того, что он изначально предоставил неверные данные.

Несмотря на то, что большая часть указанных причин является вполне обоснованной, нередко допускаются ошибки или указываются причины, которые не соответствуют реальному положению дел. В такой ситуации требуется восстанавливать очередь.

Восстановление в очереди на жилье

Восстановление в очереди на жилье вставших до 2005 года и позже может происходить по двум основным схемам:

  • Личное обращение в органы, которые уведомили об исключении из очереди. Самый простой вариант и с него всегда нужно начинать. Если возникла ошибка или основание указано неверно, а также при условии, что заявитель может это доказать (допустим, как указано в примере, в начале этой статьи), то руководство государственной структуры может пойти на встречу и восстановить заявителя в очереди добровольно. Если это невозможно по какой-то причине или если получен отказ в восстановлении в очереди – можно обращаться в суд.
  • Обращение в суд. Как сказано выше, это крайняя мера, к которой следует прибегать только в том случае, если заявителя отказались восстанавливать в очереди добровольно. Документы, полученные в процессе попытки восстановиться добровольно покажут, что человек пытался решить проблему в досудебном порядке, но у него не получилось. Нередко это играет решающую роль при принятии решения в суде.

Порядок действий

  1. Получить извещение о том, что заявителя сняли с очереди. Оно направляется тем же способом, что и уведомление о постановке в очередь, а также любая другая аналогичная информация. Еще при подаче заявления на постановку на учет, человек указывает, каким образом его нужно уведомлять о результатах рассмотрения заявки. Обычно это или обычное письмо по адресу регистрации или же письмо на электронную почту. В извещении указывается причина снятия с очереди. Нужно ее внимательно изучить и разобраться, соответствует ли она действительности или нет. Если нет – переходим к следующему шагу.
  2. Обратиться в структуру, которая прислала извещение. Обычно контактные данные есть в этом самом документе. Если нет, можно найти исходя из названия структуры. Нужно объяснить ситуацию и потребовать восстановить в очереди. Если откажутся – требовать, чтобы отказ в восстановлении был оформлен документально.

Такой отказ выдают далеко не всегда, даже после требования заявителя. Это не критично, особенно если заявитель может доказать, что он пробовал обращаться в эту инстанцию.

Если суд, по какой-то причине, выдал не устроившее заявителя решение, его можно попробовать оспорить, подав на апелляцию.

Документы

К исковому заявлению нужно прикладывать следующие документы:

  • Паспорт заявителя.
  • Извещение о снятии с очереди.
  • Письменный отказ в восстановлении в очереди (если получилось его взять).
  • Документы, подтверждающие тот факт, что причина снятия с очереди неверная.
  • Квитанцию об оплате госпошлины.
  • Доверенность на представителя и его паспорт (при необходимости).

Исковое заявление

Исковое заявление составляется с учетом требований ст.131 ГПК РФ. Содержание этого документа может несколько изменяться в зависимости от возникшей ситуации и особенностей. Именно из-за последней причины и рекомендуется пользоваться услугами опытного юриста.

Содержание

В иске должна фигурировать следующая информация:

  • Название суда, куда направляется заявление.
  • Данные истца (ФИО, контактные данные и адрес).
  • Данные ответчика.
  • Стоимость иска. В данном случае – 300 рублей.
  • Название документа, которое располагается под шапкой, в центральной части листа.
  • Особенности проблемы.
  • Доказательства правоты истца.
  • Требование о восстановлении в очереди.
  • Перечень прилагаемых документов.
  • Дата и подпись.
Образец


Расходы

Восстановление в очереди, как и постановка на учет, производится бесплатно, но только при условии, что заявитель смог договориться с отделением социальной защиты (или другой организаций, по требованию которой человека сняли с очереди) о том, что его восстановят добровольно. В противном случае придется обращаться в суд и нести дополнительные расходы:

  • Госпошлина: 300 рублей. Заявления такого типа относятся к неимущественным, так как истец не требует, чтобы ему вернули недвижимость или что-то выплатили. Он просто хочет, чтобы решение государственной структуры, по вине которой его сняли с очереди, было признано недействительным.
  • Сбор доказательств: индивидуально. Чаще всего платить не придется вообще, но в некоторых случае нужно будет заказывать дополнительные документы, справки и иные бумаги, что может стоить денег. Также нередко требуется нотариальное заверение и это тоже дополнительные расходы.
  • Оформление доверенности: от 2 тысяч рублей. Актуально только в том случае, если заявитель хочет, чтобы его интересы в суде представлял опытный юрист-представитель. Учитывая тот факт, что добиться нужного результата без квалифицированной помощи получается далеко не всегда, пользоваться помощью специалистов приходится во многих случаях.

Сроки

Примерные сроки на восстановление в очереди:

  • Извещение о снятии с очереди: около 1 недели с момента снятия.
  • Обращение в государственную структуру с требованием восстановить в очереди: от 1 недели до 1 месяца.
  • Рассмотрение дела в суде: около 2-3 месяцев.
  • Вступление в силу судебного решения: 1 месяц.
  • Восстановление в очереди после повторного обращения заявителя: около 1-2 недель.

Если к моменту восстановления в очереди заявителя его очередь уже прошла, можно попробовать потребовать, чтобы восстановили в очереди сразу на первой позиции (чтобы следующее распределение средств сразу было направлено заявителю). Как доказывает практика, некоторые государственные структуры восстанавливают человека на той же позиции, на которой он находился к моменту снятия с очереди, что несправедливо. В такой ситуации можно пробовать еще раз обращаться в суд.

Судебная практика

Несколько случаев из судебной практики:

Пример №1: В суд обратился Симонов Е.П. с требованием признать решение о снятии с очереди на улучшение жилищных условий недействительным. Исходя из материалов дела, Симонов Е.П. потерял право находится в очереди на том основании, что он приобрел новую недвижимость. Симонов Е.П. утверждает, что он ничего не приобретал и данные закралась ошибка. При проверке информации выяснилось, что именно Симонов Е.П. действительно не приобретал недвижимость. Она была куплена другим участником очереди, однофамильцем и тезкой, Симоновым Е.М. По ошибке сотрудника государственной организации, информация о покупке недвижимости была внесена в базу данных неверно, из-за чего с очереди сняли не того человека. На основании полученной информации, суд принимает решение удовлетворить иск заявителя.

Пример №2: В суд обратилась Федорова Е.В. с требованием признать решение о снятии с очереди недействительным. Как заявляет сама Федорова, ее сняли с очереди якобы из-за резко улучшившегося финансового состояния. Федорова отмечает, что ни она, ни члены ее семьи, не поменяли работу и не получили повышения. Представитель государственной организации отмечает, что все сказанное выше – верно, но заявитель не уточнила тот факт, что в прошлом месяце получила крупное наследство и на данный момент является собственницей обширного жилого частного дома. Изучив предложенную информацию, суд принял решение отказать в удовлетворении иска так как условия проживания семьи Федоровой существенно улучшились.



Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

Читайте также: