Сколько судов в китае

Обновлено: 16.05.2024

Первый китайский авианосец собственного производства

Утром 26 апреля Китай спустил на воду первый авианосец собственного производства. До того в ВМС Китая был только один корабль такого типа — "Ляонин", построенный на базе советского крейсера "Варяг". Но, по словам самих китайцев, это только начало. В планах — создание шести авианосных ударных групп и десяти военно-морских баз по всему миру.

Спуск на воду китайского собственного производства. 26 апреля 2017

Сюй Гуаньюй, отставной генерал-майор и старший советник в Ассоциации по контролю над вооружениями и разоружению, еще в прошлую пятницу на страницах газеты Министерства обороны Китая PLA Daily заявил, что Китай построит десять баз для своиx авианосцев, желательно на всех континентах мира, но это будет зависеть от отношений Китая с различными странами.

Помимо самих авианосцев, там будут базироваться ударные подводные лодки и эскадренные миноносцы с управляемым ракетным оружием. Заявленная цель создания авианосных групп, как пишет PLA Daily, — обеспечение "прорыва" флота Китая через первую цепь островов (Япония, Тайвань, Южная Корея, Филиппины) и установление влияния Китая на западе Тихого океана.

Второй и третий авианосцы

Истребитель ВВС КНР. Архивное фото

Новый китайский авианосец Type 001A должен встать в строй в 2020 году, на его борту предусматривается базирование от 28 до 36 истребителей "Цзянь-15" (J-15). Корабль пока не получил имя и проходит под названием CV-17. Его строительство заняло всего два года. Для сравнения: бывший "Варяг" купили в 1998 году, а в строй он встал только в 2012 году.

Западные аналитики отмечают, что строительство крупнейшего в истории страны военного корабля дает Китаю бесценный индустриальный опыт. Несмотря на то что новый CV-17 очень похож на "Ляонин", в этом нет ничего страшного. Например, американские авианосцы типа "Нимиц" строятся по одной модели 40 лет, но именно это позволяет потом судостроительной индустрии сделать шаг вперед и выйти на новые классы кораблей.

Первый китайский авианосец собственного производства. 26 апреля 2017 года

В то же время эксперты отмечают, что CV-17 пока не сможет стать ядром авианосной ударной группы, так как не обладает соответствующей дальностью автономных операций, зависит от авиаразведки наземного базирования (не в состоянии запускать самолеты с системой раннего оповещения) и несет слишком мало самолетов.

Тем временем в Шанхае уже ведутся работы над созданием третьего китайского авианосца Type 002, который, возможно, будет атомным и будет больше походить на американские разработки типа "Джеральд Форд", а не на советские модели.

Первый китайский авианосец собственного производства

База в Джибути

Военные учения КНР в Восточно-Китайском море. Архивное фото

Что касается десяти баз, то пока с натяжкой единственной зарубежной китайской военно-морской базой, или "пунктом поддержки", можно назвать объекты в Джибути в Восточной Африке. Еще год назад Министерство обороны Китая подтвердило, что ведет там строительные работы, а впервые Китай использовал эту базу во время эвакуации своих граждан из Йемена весной 2015 года, после чего начал переговоры о постоянном присутствии.

Китайские военные эксперты утверждают, что хотя на базе и будут дислоцироваться солдаты, она все же будет отличаться от соседей по Джибути — военных баз Франции и США. В первую очередь она будет служить точкой обслуживания судов Китая в регионе, а также позволит держать руку на пульсе судоходства через Суэцкий канал. Впрочем, также она будет служить для поддержки операций ВМС Китая в Индийском океане и для более оперативного реагирования на события в Северной Африке и на Ближнем Востоке.

Шэнь Динли, профессор из Университета Фудань в Шанхае, заявил, что США развивали свой бизнес по всему миру и посылали своих военных защищать его интересы на протяжении 150 лет. Теперь пришло время Китаю делать то же самое.

Другие базы в теории

Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин. Архивное фото

До создания базы в Джибути китайские ВМС использовали порт Виктория на Сейшелах для заправки кораблей и отдыха моряков наравне с ВМС других стран. Правда, в этом случае Китай пошел дальше и подарил береговой охране Сейшел патрульный катер в знак благодарности за прием своих военных кораблей.

Сегодня Пекин участвует в коммерческих инфраструктурных проектах в порту Гвадар в Пакистане на берегу Аравийского моря и порту Хамбантота в Шри-Ланке. И хотя проекты коммерческие, в том же Гвадаре Китай предлагает пакистанцам услуги по обеспечению безопасности порта. О возможном создании военно-морской базы Китая в Гвадаре говорит и Сюй Гуаньюй.

В 2014 году китайские подводные лодки пришвартовались в порту Коломбо в Шри-Ланке. Причем сделали это в контейнерном терминале, принадлежащем китайской коммерческой компании, а не в обычном месте швартовки кораблей ВМС других стран мира.

На Мальдивах Китай в рамках концепции "Морского Шелкового пути XXI века" инвестирует в инфраструктурный портовый проект iHavan. Ожидается, что Мальдивы не смогут выплатить огромные долги, и, по сути, все объекты в будущем перейдут под контроль Пекина как в коммерческом плане, так и в военном при необходимости.

Китайские военнослужащие на площади Тяньаньмэнь в Пекине. Архивное фото

Действуя по формуле "политика — это большая экономика", Китай в теории может развернуть береговую инфраструктуру на основе своих коммерческих активов в других странах, не обязательно прибегая к уже существующим зарубежным портовым услугам, которыми пользуются ВМС других стран.

Надо отметить, что слухи о планах создания Китаем 18 военно-морских баз по всему Мировому океану циркулируют уже многие годы, как минимум с 2014-го. Агентство Синьхуа в свое время "рекомендовало" создание баз в таких портах, как: Чхонджин (Северная Корея), Порт-Морсби (Папуа — Новая Гвинея), Сиануквиль (Камбоджа), Ко Ланта (Таиланд), Ситтве (Мьянма), Джибути, Мальдивы, Сейшелы, Гвадар (Пакистан), порт Дака (Бангладеш), Лагос (Нигерия), Хамбантота (Шри-Ланка), Коломбо (Шри-Ланка), Момбаса (Кения), Луанда (Ангола), Уолфиш-Бей (Намибия), Дар-эс-Салам (Танзания).

Мало кто верит, что Китай сможет закрепиться во всех этих точках и тем более открыть там базы, но можно напомнить, что в 2014-м никто не верил и в базу Китая в Джибути. Тем не менее сегодня это уже реальность.


Для сравнения, боевой состав ВМС США на начало этого года составлял примерно 293 корабля.

Однако сама по себе эта статистика вводит в заблуждение, пишет Forbes. Хотя ВМФ Народно-освободительной армии Китая на самом деле имеет больше боевых кораблей, чем ВМС США, американский флот опережает КНР по общему тоннажу судов из-за наличия в составе Военно-морских сил более крупных боевых кораблей, включая 11 атомных авианосцев водоизмещением 100 тыс. т каждый.

Стремление насильственно воссоединить Тайвань с материком и решимость заменить США в качестве гегемона в западной части Тихого океана заставили Пекин потратить огромное количество времени и денег на улучшение качества своего военно-морского флота.

Наибольшее внимание привлекает растущий парк авианосцев Китая. У ВМФ НОАК в настоящее время есть один ветхий авианосец из бывшего Советского Союза, новый авианосец, построенный уже в Китае, третий авианосец находится в стадии строительства, и планируется построить еще четыре или более кораблей подобного типа.

Китайский авианосный флот, оснащенный передовыми системами, такими как электромагнитные катапульты, может обеспечить авиационное прикрытие морских десантных сил при вторжении на Тайвань или даже противостоять ВМС США в сражении авианосцев с авианосцами, которое гипотетически может произойти впервые со времен Второй мировой войны.

Это существенно увеличивает вероятность того, что ВМС США будут подавлены массированными залпами противокорабельных ракет, включая новое смертоносное гиперзвуковое оружие, осуществляющее полет к цели со скоростью, превышающей 5 Махов.

Как и в случае с российским флотом, подводные лодки являются ключевым элементом китайской военно-морской мощи. Ожидается, что ВМФ НОАК получит еще больше ударных подводных лодок с дизельными и атомными энергетическими установками.

Китай также является одной из немногих стран, которые обладают подводными лодками, вооруженными межконтинентальными баллистическими ракетами с ядерными боеголовками. В дополнение к уже имеющимся четырем подводным лодкам Type 094, вооруженным 12 баллистическими ракетами JL-12 каждая, уже на подходе подводная лодка нового проекта.

Ожидается, что ВМФ НОАК будет использовать подводные ракетные крейсеры типов 094 и 096 одновременно, а к 2030 году может иметь уже до восьми таких судов, подчеркивается в документе.

По мнению американского военного ведомства, особенно угрожающей является растущая способность Китая запускать крылатые ракеты морского базирования для ударов по береговым объектам (LACM), то есть это именно та способность, которую ВМС США не раз демонстрировали с помощью своих ракет Tomahawk.

Это позволяет китайским надводным кораблям и подводным лодкам наносить удары по ключевым базам вооруженных сил США в регионе. К примеру, таким как остров Гуам в Тихом океане и в перспективе — даже за пределами этой акватории.

В 2019 году Китай спустил на воду свой первый большой десантный корабль класса Yushen, что не является хорошей новостью для Тайваня, пишет Forbes. ВМФ НОАК также получает на оснащение различные вспомогательные суда, в том числе танкеры, суда обеспечения, разведывательные корабли и даже первый полярный ледокол.

Однако эта проблема временная. В будущем ВМФ НОАК сможет приобрести и этот опыт.

Однако даже в этом случае ядерные силы Китая будут меньше, чем у США, у которых есть около 3800 боеголовок, готовых к действию, и еще больше в резерве, говорится в докладе Пентагона.

Администрация Дональда Трампа призывала Китай присоединиться к договору о ядерных вооружениях США и России, чтобы ограничить дальнейшее увеличение количества ядерных боеприпасов между тремя странами, но Пекин ответил отказом.

Представители министерства иностранных дел Китая заявили, что арсенал страны недостаточно велик, чтобы его можно было включить в какие-либо согласованные пределы. Китайские официальные лица подчеркивают, что давление на Пекин с целью присоединения к трехстороннему соглашению не должно использоваться в качестве предлога для отказа от СНВ — существующего ядерного соглашения между США и Россией, срок действия которого истекает в феврале. Он может быть продлен на срок до пяти лет, если Москва и Вашингтон договорятся.

Увеличение боевого и численного состава стратегических ядерных сил является частью более широких усилий Пекина по утверждению большей власти на мировой арене с целью подняться на уровень или превзойти США как глобальную сверхдержаву к 2049 году.

Администрация Дональда Трампа использует подобные прогнозы, чтобы оправдать трату сотен миллиардов долларов на модернизацию ядерного арсенала США.

Пентагон также предположил, что Китай может повысить уровень боевой готовности своих стратегических ядерных сил. На данный момент Пекин хранит свои ядерные боеголовки отдельно от ракет и пусковых установок, и ему потребуется определенное время, чтобы подготовить их к боевым действиям.

Читайте также: