Сколько судов строится в россии

Обновлено: 23.04.2024

Вице-президент ОСК рассказал о планах госкомпании

После многолетнего застоя в России началось активное развитие гражданского судостроения. Во многом это стало возможно благодаря созданию Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

В 2019 году было построено 20 гражданских судов. В ОСК считают этот результат неплохим, но у этой госкомпании амбициозные планы — создать десятки самых современных гражданских судов.

О том, как будет развиваться судостроение в ближайшее время, Федеральное агентство новостей узнало у вице-президента Объединенной строительной корпорации Василия Бойцова.

— Василий Борисович, вы уже почти полгода являетесь вице-президентом ОСК по техническому развитию. Кроме того, курируете гражданское направление. Что из сделанного за это время вы считаете наиболее важным?

— Действительно, я курирую вопросы гражданского судостроения. Одно из стратегических направлений для ОСК — диверсификация. Кроме того, президент России поставил перед нами цель к 2030 году добиться паритета выручки от реализации оборонной и гражданской продукции корпорации.

Строительство гражданских судов после нескольких десятилетий, когда на отечественных верфях они практически не создавались, — сложная задача. Для ее решения необходимо как активное использование нашего интеллектуального потенциала, так и модернизация производственных мощностей, а зачастую и создание новых.

Поэтому мы развиваем и конструкторские бюро, и предприятия, ориентируясь на строительство высокотехнологичных судов, которые отвечают самым высоким мировым стандартам. Это потребует консолидации всех наших усилий.



Сегодня мы активно заняты привлечением новых заказчиков. Я бы разделил их на три группы. Первая — различные государственные организации и компании. Они есть и будут оставаться для ОСК основными заказчиками, в том числе и гражданской продукции. Наиболее яркий пример — строительство атомных ледоколов для Росатома. Для агентства Росморречфлот мы также строим ряд судов усиленного ледового класса.


Вторая группа заказчиков — российские частные компании. Например, рыбопромысловые, транспортные и круизные.

Третья потенциальная группа — зарубежные компании, заинтересованные в нашей продукции.

В последние годы контракты заключаются по первым двум направлениям. По третьему — мы ведем подготовительную работу и хотим предложить потенциальным заказчикам конкурентную продукцию, отвечающую требованиям их рынков.

2020 год, я думаю, будет показательным. По моим приблизительным оценкам, прибыль от продажи гражданской продукции должна увеличиться. Хотя и в 2019 году показатели были неплохими — сдано 20 гражданских судов.

У Объединенной судостроительной корпорации амбициозные планы — создать десятки самых современных гражданских судов.

— Как идет модернизация предприятий ОСК?

— Модернизация — процесс, который на предприятиях ОСК идет постоянно. Хотел бы выделить Балтийский завод, приступивший к большой работе в рамках Федеральной целевой программы по модернизации предприятий. Заводу выделено от государства 4 миллиарда рублей на реконструкцию и техническое перевооружение корпусообрабатывающего и сборочно-сварочного производства, а также на строительство трубообрабатывающего комплекса.

На том же участке были установлены два новых ресмусовых станка и четырехсторонний строгально-фрезерный станок.

На литейном участке уже работают две новые индукционные плавильные печи. Введена в эксплуатацию центробежная машина для производства втулок, смеситель с вибростолом и т. д.



Ежегодный инвестиционный портфель Объединенной судостроительной корпорации превышает 10 миллиардов рублей, и в ближайшее время инвестиции будут только увеличиваться. Причем, если раньше модернизация производства в основном происходила через государственные программы, то теперь мы используем и другие возможности.



РПКСН "Князь Владимир" на базе Гаджиево, июль 2020 г.

Продолжается программа модернизации военно-морского флота. В этом году судостроительная промышленность сдала несколько десятков кораблей и судов разных классов, выполнив большую часть установленных планов. Кроме того, принимаются меры по решению актуальных проблем, создается технологический задел на будущее и закладываются новые корабли.

Общие показатели

11 декабря командование ВМФ раскрыло предварительные итоги уходящего года. К тому времени было построено и передано флоту ок. 40 вымпелов разных классов – это подлодки, боевые корабли и катера, а также вспомогательные суда разных классов. На момент публикации той информации ожидалась сдача еще четырех боевых кораблей, и к настоящему времени три из них включены в состав флота.

В этом году осуществлялась сдача кораблей и судов, заказанных в рамках текущей Госпрограммы вооружений на 2011-2020 гг. Ее целью было повышение доли современных образцов в вооруженных силах до 70%. В начале года сообщалось, что к тому времени доля новых образцов в ВМФ достигла 63%. Очевидно, что сдача 40 с лишним заказов и поставка других систем позволит дополнительно увеличить этот показатель.

Подводное обновление

Продолжается строительство подводных лодок нескольких основных проектов. Однако в этом году флот получил лишь две подлодки, а сдача нескольких следующих перенесена на 2021-й. Кроме того, в следующем году ожидается несколько новых кораблей разных классов и проектов.



Фрегат "Адмирал флота Касатонов" на ходовых испытаниях

Для надводного флота



Патрульный корабль "Павел Державин"


В течение года нескольким объединениям ВМФ переданы значительные количества катеров разных типов и различного назначения. В частности, в рамках уже третьего контракта осуществляется поставка катеров пр. 03160 Балтийскому флоту. С июля по ноябрь ему поставили три единицы, и новые вымпелы появятся в ближайшем будущем.


Вспомогательный состав



Вспомогательное судно "Академик Александров"

На разных стадиях постройки и испытаний находится значительное количество судов вспомогательного назначения нескольких классов и типов. Часть этих заказов сдадут в течение следующего 2021 г., а другие ожидаются позже.

Задел на будущее



Малый буксир "Сергей Балк" после принятия в строй, февраль 2020 г.

Развертывание нового ракетного комплекса начнется в ближайшем будущем. Ракета совместима с универсальными пусковыми установками, что серьезно расширяет круг потенциальных носителей. В качестве последних рассматриваются корабли и подлодки нескольких типов современной постройки, а также модернизируемые корабли старых проектов.

На протяжении нескольких последних лет военное кораблестроение сталкивалось с проблемой отсутствия импортных двигательных установок. В конце ноября Объединенная двигателестроительная корпорация передала судостроителям первый агрегат М55Р, предназначенный для монтажа на новый фрегат пр. 22350. Появление этого изделия позволит продолжить строительство – и передать флоту планируемые 5-7 кораблей.

С прицелом на будущее закладываются новые корабли и суда, в т.ч. последних проектов. Главная новость в этой сфере поступила в июне, когда состоялась закладка двух универсальных десантных кораблей пр. 23900. Также в этом году закладывались фрегаты и корветы, подлодки разных классов и многочисленные вспомогательные суда.



Испытательный запуск ракеты "Циркон"

Работа продолжается

Выполнение текущих планов не было простым и в ряде случаев сталкивалось с уже известными трудностями. Лишь недавно удалось решить проблему импортозамещения двигательных установок, после долгих лет ожидания поставлена точка в спорах вокруг УДК, неоднократно поднималась тема сокращения планов по строительству кораблей и т.д. Одним из последствий таких затруднений стало смещение сроков сдачи отдельных кораблей.

Впрочем, флот и промышленность справились с одними трудностями и теперь разбираются с другими задачами, актуальными и направленными в будущее. 2020 год завершается в целом успешно, а следующий 2021-й обещает новые важные события.

Судостроительная промышленность

Судостроение – это ответвление тяжёлой промышленности, одна из суботраслей военно-промышленного комплекса. Включает в себя производство судов, лодок, яхт, а также их ремонт, модернизацию и техническое обслуживание.

Вклад отрасли в экономику страны

Судостроение как отрасль промышленности занимается изготовлением плавучих средств разных габаритов и целевого назначения. Все выпускаемые судостроительными заводами корабли можно условно разделить на несколько категорий:

  • военные суда;
  • подводные лодки;
  • катера;
  • ледоколы;
  • сухогрузы;
  • танкеры;
  • промышленные суда;
  • пассажирские корабли;
  • специальные суда (плавкран, буксир, спасатель);
  • другие корабли, не попадающие в общую классификацию (десантные, тральщики, разведывательные).

Экономисты называют судостроение одной из главных площадок для улучшения экономической ситуации в Российской Федерации. Известно, что один человек, который трудится в судостроении, обеспечивает работой 4-5 специалистов в смежных отраслях.

Для России судовое строение – это не только создание новых рабочих мест, но и производство конкурентоспособного на международном рынке продукта. Количество закупаемых у РФ судов гражданского пользования, по данным Росстата, с каждым годом возрастает в среднем на 2%.

Историческая справка

Судостроение России берёт своё начало от Петра I, который в 1693 году основал в Архангельске первую промышленную государственную верфь. К 1714 году Российская империя получила свой полноценный парусный флот.

В СССР отрасль активно развивалась и расширялась. Были основаны специальные комиссариаты и ведомства для контроля и модернизации. Рыбопромысловый флот Советского Союза считался первым в мире.

В Российской Федерации новый виток развития начат с момента основания Объединённой судостроительной корпорации. Производство кораблей в этот период времени носит нестабильный характер. С 2010 по 2018 год ежегодно изготавливалось от 22 до 72 гражданских судов и от 22 до 208 военных кораблей.

Наиболее заметные предприятия отрасли

Военное и гражданское производство судов в Российской Федерации производится на 168 предприятиях, большая часть которых расположена в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Северодвинске и Калининградской области. Наиболее заметные предприятия отрасли:

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделах Судостроительные заводы и Судоремонтные заводы.

Технологические процессы

Современное судостроение работает по принципу блочного метода. Этот способ подразумевает модульную сборку корабля на месте постройки. Изготовление модулей производится на отдельных технических линиях.

У каждого предприятия могут быть свои секреты и нюансы производственного процесса, но основные моменты остаются неизменными на каждом судостроительном заводе. Главные этапы:

  • закладка судна;
  • заготовительный;
  • блочный;
  • стапельный;
  • достроечный;
  • сдаточный.

Закладка судна – это формирование корпуса корабля. Традиционно начинается с киля, но при наличии современного стапеля может осуществляться и секционным методом из уже готовых частей.

Судостроительная промышленность

Заготовительный этап – это сборка необходимых деталей и материалов. Все ресурсы, необходимые для постройки, должны быть привезены и укомплектованы заранее.

Блочный этап – сборка деталей в модульные блоки, которые в дальнейшем могут быть транспортированы в ангар и собраны там в отдельное судно. Части свариваются и обрабатываются, но не окрашиваются.

Стапельный этап подразумевает сборку судна из заранее заготовленных блоков. Здесь корпус проходит первые технические испытания на прочность, изоляцию и водонепроницаемость.

Достроечный этап требует спуска судна на воду. Теперь все технические процессы будут осуществляться уже на поверхности воды. Погружается тяжёлое оборудование, заканчивается изоляция корпуса. Завершается достроечная фаза покраской судна.

Сдаточный этап – это последний шаг перед выпуском корабля в воду. Осуществляется швартовка, ходовые работы, ревизия судна.

Судостроение является приоритетной отраслью тяжелой промышленности. Так, больше 90% грузов до сих пор переправляются между континентами на кораблях из-за низкой стоимости и высокой надёжности этого метода.

Перспективы развития

Правительство РФ считает судостроение одной из самых перспективных отраслей тяжёлой промышленности. В 2019 году была разработана и принята стратегия развития судостроения до 2035 года. Государство ставит цель увеличить экспорт судов российского производства на международный рынок.

Развитие судостроения в России в основном связано с военно-промышленным комплексом. Так, около 70% государственных заказов сконцентрированы именно в этой сфере производства. При этом пятая часть возводимых кораблей ориентирована на экспорт.

Согласно выводам Infoline, одной из основных проблем отрасли является старение флота и инфраструктуры. Средний возраст грузовых транспортных судов составляет 37 лет, а нормативные сроки эксплуатации критически превышены у 45–50% судов внутреннего водного (речного) транспорта (ВВТ).

Средний возраст пассажирских судов ВВТ – 38 лет, круизных судов – более 49 лет. Ко II кварталу 2021 г. более 65% пассажирских судов речфлота ходило за пределами нормативных сроков. Транспортный морской флот более молодой: средний возраст российских судов под флагом РФ – 27,5 года, под иностранным флагом – около 12 лет. Средний возраст пассажирских судов морфлота России составляет 25 лет.

Состояние речного и морского флота в России

Общая протяженность внутренних водных путей РФ – 101 600 км, 78% которых безальтернативные для доставки грузов и пассажиров, в том числе для северного завоза. За последние 20 лет речной флот сократился на 25%, ежегодно списывается около 1000 судов. На 2021 г. в России эксплуатируется около 11 000 грузовых речных судов и судов смешанного плавания и около 1500 средних и крупных пассажирских судов.

При пессимистичном сценарии потребность в новых судах до 2030 г. составит около 600 единиц, а ежегодная потребность – до 40 судов в 2021–2026 гг. и около 150–160 судов в 2027–2030 гг. Оптимистичный сценарий предусматривает интенсивный рост грузооборота, тогда нужно около 4000 новых речных судов до 2030 г.

Также в 2021–2027 гг. объемы выбытия пассажирских судов составят 80–100 судов ежегодно. Потребность в них по базовому сценарию до 2030 г. составит около 1000 шт., по оптимистичному – 1900, а по пессимистичному – около 500.

Infoline подробно не оценивает потребность в новых грузовых и пассажирских морских судах. Но потребность в новом флоте здесь будет в большей степени связана с развитием Севморпути, считают аналитики. До 2030 г. одним из крупнейших заказов может стать планируемая серия из 28 балкеров класса Arc5, необходимых для вывоза угля с Сырадасайского месторождения. Для нефтегазовых проектов в Арктике могут быть дополнительно заказаны 22 танкера. А для госзадачи по развитию арктического туризма ожидается заказ круизных судов арктического класса, в частности судна на СПГ класса Arc5 на 2500 человек до 2026 г.

Но одной из ключевых проблем для заказчиков судов остается ограниченность финансовых ресурсов для обновления флота. По мнению аналитиков Infoline, большинство судоходных компаний не в состоянии самостоятельно профинансировать строительство судов на российских верфях, а кредитные организации не готовы брать на себя эти риски при низкой серийности постройки.

По словам представителя ГТЛК, для кредитных организаций это слишком сложный рынок, суда обладают гораздо меньшей ликвидностью, чем, например, автотранспорт. В 2016–2021 гг. ГТЛК получила из бюджета 21,5 млрд руб. на финансирование строительства 34 судов. Также компания привлекла еще более 14 млрд руб. внебюджетных инвестиций. Представитель ГТЛК говорит, что при поддержке государства компания готова финансировать строительство более 300 гражданских судов различного типа, в том числе грузовых, на общую сумму 300 млрд руб. до 2030 г.

Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть её

Наши проекты

Контакты

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных


В корпорацию входит 40 судостроительных, судоремонтных заводов и конструкторских бюро.

На предприятиях ОСК трудится 80 тысяч человек. Практически все боевые корабли, строящиеся и разрабатываемые для ВМФ России (95%), производятся и ремонтируются предприятиями корпорации. 100 процентов акций ОСК принадлежит государству.


За 310 лет деятельности на предприятии построено более 2600 кораблей и судов различных типов и классов: первые русскиепароходы, линкоры и крейсеры, первый в мире атомный ледокол, уникальные исследовательские и глубоководные аппараты, танкеры различных типов, в том числе усиленного ледового класса, более 300 подводных лодок различных проектов, не имеющих аналоговв мировом судостроении.


Предприятие реализует ряд контрактов для отечественных и зарубежных заказчиков.


Судоверфь, расположенная в Финляндии, была образована в 1865 году. Предприятие занимается строительством ледоколов и специальных судов для освоения арктического шельфа, а также судов обеспечения платформ.


Сейчас на верфи строятся четыре самых современных в своём классе судна и танкер-кондесатовоз.



Основные функции судов — снабжение буровых платформ в северо-восточной части Сахалинского шельфа.




Балтийский завод

Предприятие производит корабли и суда, атомные и дизель-электрические ледоколы нового поколения, плавучие атомные электростанции, а также оборудование для судостроения, атомной и химической промышленности, изделия машиностроения.

Основанный 26 мая 1856 года Балтийский завод создал более 550 кораблей и судов.


Самый большой в России стапель длинной 350 метров позволяет предприятию строить суда дедвейтом до 100 тысяч тонн.


Балтийский завод — единственный в России производитель крупных гребных винтов из бронзы и латуни диаметром до 8 метров.


Крупногабаритное оборудование транспортируют при помощи самоходных платформ грузоподъёмностью 150 и 200 тонн.



Вес одной секции, собранной на Балтийском заводе, достигает 140 тонн.



Крупнейший в России судостроительный завод, осуществляющий строительство боевых надводных кораблей классов корвет, фрегат, эсминец и кораблей специального назначения для ВМФ России.



За столетнюю историю на верфи построено около 600 надводных кораблей и коммерческих судов для ВМФ и гражданских флотов, в том числе ракетные крейсеры, корабли противовоздушной обороны, большие противолодочные корабли и эскадренные миноносцы, пассажирские и сухогрузные суда, контейнеровозы, суда типа ро-ро, балкеры, буксиры, суда снабжения, паромы и плавучие доки.



Средне-Невский судостроительный завод

Лидер композитного судостроения в России и единственное в стране предприятие, освоившее строительство кораблей и судов из четырёх видов материалов: судостроительная и маломагнитная стали, композитные материалы и алюминиево-магниевые сплавы.


На предприятии освоена современная технология изготовления корпусов из композитных материалов методом вакуумной инфузии.


Суть метода в создании разряжения внутри корпуса, благодаря которому происходит пропитка армирующего материала и втягивание смол.


Инфузия сокращает пустоты в структуре материала, повышает экологичность производства и снижает финансовые затраты.



Средне-Невский завод принимает участие в международном проекте ИТЭР по созданию первого в мире экспериментального термоядерного реактора.

Проект призван продемонстрировать возможности коммерческого использования термоядерного реактора. Сооружения ИТЭР расположены на площади 180 га во Франции.

На предприятии в Санкт-Петербурге производят одну из шести катушек магнитной системы термоядерного реактора. Эти катушки необходимы для образования и удержания плазмы в реакторе. Плановые сроки завершения работ по проекту ИТЭР — 2021 год.


Выборгский судостроительный завод

Одно из крупнейших судостроительных предприятий, расположенных в Северо-Западном регионе России, специализирующееся на производстве глубоководных полупогружных буровых платформ и плавучих добывающих комплексов для разработки и освоения шельфовых месторождений.

Также Выборгский судостроительный завод производит стационарные добывающие платформы, ледоколы, рыболовные траулеры, суда ледового класса и суда снабжения.


За 68 лет верфь построила 210 судов различного назначения, 9 морских буровых платформ и 105 модулей для разработки нефтегазовыхместорождений.


Верфь обладает необходимым оборудованием и персоналом для проведения комплекса работ по ремонту и переоборудованию судов.



Читайте также: