Сколько судов проходит за год через суэцкий канал

Обновлено: 18.04.2024

Суэцкий канал соединяет Средиземное и Красное моря. Канал позволяет пройти судам из Европы в Индийский океан и далее в страны Азии и Австралию кратчайшим путем, не огибая Африку.

Но когда мы подошли к Порт-Саиду, нас не поставили ни в один из этих караванов, а сказали следовать самостоятельно. И мы, взяв лоцмана, проследовали по каналу в одиночестве.

Справа по борту – Порт-Саид, крупный город в северной части Египта. С этим городом связаны боевые события 1956 года, когда город, находящийся в осаде британских войск, в течение суток держал глухую оборону (теперь Порт-Саид и Волгоград – города-побратимы). А проблема возникла из-за того, что в 1956 году президент Египта Насер принял решение национализировать Суэцкий канал, который до этого хотя и проходил по территории Египта, но фактически контролировался британскими вооруженными силами.

Потеря контроля над каналом не устраивала не только британцев, но и США, поскольку терялся контроль над перевозкой нефти с Ближнего Востока. А кроме того, Египет, несмотря на международные требования, отказывался пропускать через Суэцкий канал израильские суда, отвечая, что об этом не просто не может быть и речи, но и вообще хорошо бы, чтоб Израиля не осталось на карте мира.

Слева по ходу – Порт-Фуад, город-порт, спутник Порт-Саида.

Несмотря на поздний (или уже ранний) час, на палубах – много энтузиастов с фотоаппаратами.

Стоянка продлилась около пяти часов. Теплоход стоял напротив большого города Исмаилия, который был основан одновременно со строительством канала в качестве обслуживающей базы строительства.

Временами возникало странное ощущение: флагманский лайнер компании Holland America Line стоит на якоре… но не в море, а на озере посреди Египта. А вокруг идет египетская жизнь, и мулла призывает на молитву.

Вот и встречный караван. Пассажирского движения по каналу почти нет. Точнее, оно эпизодическое: круизные лайнеры проходят канал, только когда совершают дальние или кругосветные круизы, что бывает очень редко. Также через канал проходят круизные суда, которые меняют один круизный регион на другой. Но в последние годы круизные компании стараются по возможности исключать Суэцкий канал из своих маршрутов по причине активных действий сомалийских пиратов в Аденском заливе и прилегающих к нему водах. Мы пойдем через Аденский залив позже, и я еще вернусь к этой теме.

А ходят через Суэцкий канал в основном крупные контейнеровозы, для которых сокращение расстояния при движении между Европой и Азией весьма существенно, и безусловно стоит тех 210 тысяч долларов, которые с среднем платит каждое судно за проход канала.

Теперь начинаем двигаться и мы, и снова в одиночестве – попутных судов нет. Но так бывает не всегда: в некоторые дни в море с обеих сторон канала выстраиваются огромные многодневные очереди на вход.

Итак, мы идем по Суэцкому каналу. Идея соединить Средиземное и Красное моря возникла в незапамятные времена, и, как минимум два раза, реализовывалась в древности. Первый канал между Нилом и Красным морем был прорыт египтянами примерно три тысячи лет назад. Второй канал появился в III веке до нашей эры, есть свидетельства судоходства по нему. Согласно одной из версий, второй канал представлял собой расчищенный и углубленный старый канал, задолго до того момента прекративший свое существование. Но спустя сто или двести лет канал был заброшен, а позднее по политико-экономическим соображениям засыпан. Идея строительства канала была и у Наполеона, но дело закончилось только созданием проекта.

Все существовавшие на тот момент прецеденты строительства и нереализованные проекты заключались в соединении Нила с Красным морем. Но в середине XIX века французский дипломат Фердинанд де Лессепс предложил другую идею – соединить непосредственно два моря. К тому времени расчеты однозначно показали, что Средиземное и Красное моря находятся на одном уровне, и шлюзы на канале не потребуются.

Лессепс и возглавил начавшееся в 1859 году строительство. Оно шло с колоссальными трудностями и огромными затратами, значительно перекрывшими изначально запланированные. Канал был торжественно открыт для судоходства 17 ноября 1869 года.

При движении по каналу с севера на юг (из Средиземного моря в Красное) бросается в глаза отличие двух берегов. Правый берег застроен и озеленен, тогда как левый представляет собой пустыню с редкими одиноко стоящими постройками, в основном военными постами.

Левый по движению судна берег – это как раз и есть Синайский полуостров, о котором говорилось выше. После того, как в 1956 году Израиль захватил Синайский полуостров, СССР выступил с требованием вернуть его, угрожая применением против стран – участниц прошедшей операции (а это еще и Франция с Великобританией) ядерного оружия. Это вызывало опасения ядерной войны у США, поэтому давление на Израиль СССР и США оказывали совместно, и добились успеха: израильтяне ушли с полуострова.

Обстановка в регионе, впрочем, оставалась крайне напряженной, и в 1967 году арабские страны и Израиль столкнулись в непродолжительной, но кровопролитной войне, которую называют шестидневной. Израиль одержал в этой войне убедительную победу, причем с относительно небольшими относительно арабских стран, особенно Египта, потерями. Синайский полуостров снова отошел к Израилю, за исключением упомянутого выше Порт-Фуада, который египтяне смогли удержать за собой.

С этого момента движение по Суэцкому каналу прекратилось на несколько лет. Закрытие канала произошло настолько внезапно, что на канале на все эти годы остались запертыми четырнадцать судов, о чем я еще расскажу ниже.

В 1973 году Египет предпринял попытку вернуть утраченные шестью годами ранее земли, и, заручившись поддержкой Сирии, начал новую войну против Израиля. Война снова закончилась большими жертвами со всех сторон и поражением Египта. Что же касается Сирии, то израильские войска продвинулись по ее территории почти до самой столицы – Дамаска, и только международное вмешательство остановило развитие событий.

В 1975 году Суэцкий канал наконец был открыт для движения судов.

В 1978 году, при посредничестве США, между Египтом и Израилем был подписан мирный договор, согласно которому Израиль был вынужден вернуть Синайский полуостров Египту. Однако до сих пор полуостров, как это видно и с борта идущего по Суэцкому каналу судна, почти не заселен.

Перед Большим Горьким озером трасса канала расширяется; движение судов становится двусторонним, разделенным песчаной косой.

В воде Суэцкого канала, кстати, можно наблюдать множество медуз из Красного моря. Светлые пятна на фото – это они:

Оставив справа по борту небольшой город Абу Султан, теплоход выходит в Большое Горькое озеро.

Большое Горькое озеро существовало в древние времена, а затем пересохло, оставив после себя лишь глубокую котловину. Этой котловиной и воспользовались строители Суэцкого канала, подведя к ней с двух сторон воду по каналам из Красного и Средиземного морей. Будь это озеро изолировано от морей, оно бы снова пересохло, но водный запас озера постоянно пополняется морской водой.

В 1967 году в ходе Шестидневной войны израильтяне затопили несколько судов на фарватере Суэцкого канала. В результате на Большом Горьком озере оказались заблокированы четырнадцать грузовых судов под флагами разных стран: Великобритании, США, ФРГ, Швеции, Норвегии, Польши, Болгарии и Чехословакии.

Из Большого Горького озера теплоход переходит в Малое Горькое озеро, а затем входит в следующий соединительный канал.


Суэцкий канал — бесшлюзовый судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря. Зона канала считается условной границей между двумя материками, Африкой и Евразией. Кратчайший водный путь между Индийским океаном и акваторией Средиземного моря – Атлантического океана ( альтернативный маршрут протяжённее на 8 тыс. км ). Суэцкий канал был открыт для судоходства 17 ноября 1869 года.


Находится к западу от Синайского полуострова, имеет длину в 160 км, ширину по зеркалу воды до 350 м, по дну — 45—60 м, глубину 20 м . Канал расположен в Египте между Порт-Саидом на Средиземном море и Суэцем на Красном море. На восточной стороне канала напротив Порт-Саида находится Порт-Фуад, где размещена Администрация Суэцкого канала. На восточной стороне канала напротив Суэца находится Порт-Тауфик.Главные порты: Порт-Саид и Суэц. На канале в районе озера Тимсах расположен крупный промышленный центр — город Исмаилия.

Течение на канале в зимние месяцы происходит из горьких озёр на север, а летом обратно из Средиземного моря. К югу от озёр течение меняется в зависимости от приливов и отливов.

Экономическое и стратегическое значение канала

Канал оказал немедленное и неоценимое влияние на мировую торговлю. Шестью месяцами ранее была введена в действие Первая трансконтинентальная железная дорога, и весь мир можно было теперь обогнуть в рекордные сроки. Канал сыграл важную роль в экспансии и дальнейшей колонизации Африки. Внешние долги вынудили Исмаила Пашу, сменившего Саида Пашу, продать в 1875 году свою долю пая в канале Великобритании

В 1888 году в Стамбуле была подписана Международная конвенция с целью создания определённой системы, предназначенной гарантировать всем государствам свободное плавание по каналу.

В годы Первой и Второй мировых войн судоходство по каналу фактически регулировала Великобритания.

26 июля 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал канал. Это привело к вторжению британских, французских и израильских войск и началу недельной Суэцкой войны 1956 года. Канал был частично разрушен, часть кораблей потоплена, в итоге судоходство было закрыто до 24 апреля 1957 года, пока канал не был расчищен с помощью ООН. Миротворческие силы ООН были введены для поддержания статуса Синайского полуострова и Суэцкого канала как нейтральных территорий.

Настоящее время


Канал не имеет шлюзов из-за отсутствия перепада уровней морей, которые он соединяет, и возвышенностей на его пути. Канал позволяет проходить гружёным судам и кораблям:

  • водоизмещением – до 240 000 тонн;
  • высотой – до 68 метров;
  • шириной – до 77,5 метров (при определённых условиях).

Некоторые супертанкеры не могут проходить через канал, другие — могут выгрузить часть веса на суда, принадлежащие каналу, и загрузить его обратно на другом конце канала. Канал имеет один фарватер и несколько участков для расхождения кораблей.

Глава администрации Суэцкого канала Ахмед Али Фадель заявил, что очередной этап дноуглубительных работ завершён, и глубина канала составляет 66 футов ( 20,1 м ). В дальнейшем планируется обеспечить прохождение супертанкерам с осадкой до 22 метров.

Суэцкий канал является одним из основных источников дохода Египта, наряду с добычей нефти, туризмом и сельским хозяйством.

Египетская Администрация Суэцкого канала ( Suez Canal Authority, SCA ) сообщила, что по итогам 2009 года через канал прошло 17 155 судов, что на 20 % меньше, чем в 2008 году (21 170 кораблей). Для бюджета Египта это означало сокращение доходов от эксплуатации канала с 5,38 млрд долларов США в докризисном 2008 году до 4,29 млрд долларов США в 2009.

По словам главы Администрации канала Ахмада Фаделя в 2011 году через Суэцкий канал прошло 17 799 судов, что на 1,1 процента меньше, чем годом ранее. При этом на транзите судов египетские власти заработали 5,22 миллиарда долларов ( на 456 миллионов долларов больше, чем в 2010 году ).

В декабре 2011 года власти Египта объявили, что тарифы за транзит грузов, не менявшиеся на протяжении последних трёх лет, с марта 2012 года вырастут на три процента.

Управление

Суэцким каналом до 1956 года управляла Компания Суэцкого канала, присоединенная к Администрации Суэцкого канала президентом Египта Гамаль-Абдель Насером.

Председателями SCA являлись:

  • Бахгат Хелми Бадави (26 Июля 1956 Года — 9 Июля 1957)
  • Махмуд Юнис (10 Июля 1957 — 10 Октября 1965 Года)
  • Машхоур Ахмед Машхоур (14 Октября 1965 Года — 31 Декабря 1983 Года)
  • Мохамед Адель Эззат (1 Января 1984 — Декабрь 1995 Года)
  • Ахмед Али Фадель (22 Январь 1996 — Август 2012)
  • Мохаб Мамиш (август 2012 — по настоящее время)

Соединение между берегами


Мост Эль-Фердан. Разводной железнодорожный мост


Мост Мубарак . Автодорожный мост

Суэцкий канал за 60 секунд:

История с блокированием Суэцкого канала заставляет посмотреть в прошлое и понять, какую ценность для мировой экономики представляет собой это гидротехническое сооружение. Мы собрали самые главные вехи из истории канала и основные факты о его современном положении.

Из истории Суэцкого канала

Суэцкий канал называется так, потому что расположен между двумя портами – это Суэц со стороны Красного моря и Порт-Саид со стороны Средиземного. Идея проложить канал между Красным и Средиземным морем существовала практически с тех самых пор, как в этом регионе началось судоходство. Но, хоть Суэцкий канал и существует более 150 лет, его история начинается в античные времена.

Заброшен он был до VII-VI веков до нашей эры, когда за него взялся фараон Нехо II – по свидетельствам очевидцев, канал прорыли длинным (4 дня пути) и широким (там могли идти рядом 2 триеры). По некоторым данным, на строительстве погибло 120 тысяч человек, но завершен канал снова не был.

В течение более чем тысячи лет после этого судоходного канала между Красным и Средиземным морями не было. Грузы перегружались с корабля на наземный транспорт, и их везли от одного порта к другому по суше. Естественно, что канал был остро нужен, но несколько проектов его строительства так и оставались проектами. Например, инженер Лепер по поручению Наполеона Бонапарта провел расчеты и составил приблизительный проект строительства, но по политическим причинам его построить не удалось (а потом оказалось, что Лепер допустил серьезные ошибки).

Настоящее же строительство канала началось примерно с 1841 года – тогда британские офицеры доказали, что уровень воды в Красном и Средиземном морях примерно одинаков, и канал может обойтись без шлюзов. Дальше предстояло решить организационные и технические вопросы:

Собранные по концессии 200 миллионов франков закончились быстро, потом компании пришлось выпускать все новые и новые облигации, и в результате общая стоимость строительства канала составила 576 миллионов франков. Основатель компании Лессепс обещал построить канал за 6 лет, но по факту строительство заняло 11 лет. Закончили строительство в 1869 году, и 17 ноября он официально открылся для судоходства.

Что представляет собой Суэцкий канал сейчас

С окончанием строительства Суэцкого канала проблем не стало меньше. В 1956 году президент Египта Насер принял решение национализировать канал. Это привело к началу семидневной Суэцкой войны, в результате которой канал частично разрушили и заблокировали, затопив там множество кораблей. Тогда судоходство в канале было остановлено почти на год, и возобновилось после вмешательства ООН.

Но после Шестидневной войны в 1967 году (между Израилем и арабскими странами) канал оказался заблокирован на долгие годы. Дело в том, что в ходе войны Израиль захватил Синайский полуостров (часть египетской территории восточнее Суэцкого канала), и до самой Войны судного дня канал не работал. Тогда в нем застряли 14 судов с экипажами, которые все эти годы были вынуждены находиться в канале. Разблокировали судоходство по Суэцкому каналу только в июне 1975 года.

Сейчас Суэцкий канал представляет собой одно из важнейших гидротехнических сооружений для всей мировой экономики:

  • длина канала – 160 километров, ширина – максимум 350 метров. Глубина после ряда дноуглубительных работ составляет около 20 метров (что не дает проходить по каналу супертанкерам с осадкой в 22 метра и более);
  • внутри канала находится озеро Тимсах, а на нем – город Исмаилия (374 тысячи человек);
  • канал не имеет шлюзов , но его пропускная способность ограничена из-за небольшой ширины;
  • в 2014-2015 годах египетские власти построили параллельный канал длиной в 72 километра. Но участки с односторонним движением судов остались. В будущем планируется достроить параллельный канал и пропускать через него суда с севера на юг (а по старому – наоборот, с юга на север). Это увеличит пропускную способность канала с 49 до 97 судов в день;
  • канал приносит Египту десятки миллиардов долларов каждый год , через него проходят до 10% всех судов в мире, что составляет около 7% всего мирового морского грузооборота. Канал играет важнейшую роль для снабжения Европы нефтью из ближневосточных стран;
  • через канал построено несколько мостов , и есть даже подземный тоннель;
  • канал условно разделяет Африку и Евразию – наличие Синайского полуострова делает Египет одной из трех стран мира, находящихся в трех частях света.

В среднем, проход через Суэцкий канал экономит грузоотправителям порядка 140 тысяч долларов по сравнению с обходом Африки вокруг Мыса Доброй Надежды (и это уже с учетом платы за проход). Но куда более важна экономия времени – обход континента займет больше недели (вместо 14 часов, за которые в среднем судно проходит через Суэцкий канал).

Авария Ever Given и блокировка канала

В истории было несколько ситуаций, когда Суэцкий канал был заблокирован – но после двух арабо-израильских войн это были относительно небольшие аварии, останавливающие судоходство на срок от часа до 1-2 дней.

Поэтому авария контейнеровоза Ever Given компании Evergreen уже стала причиной самой долгой остановки судоходства канала после войн. Судно, один из самых крупных в мире контейнеровозов (20 тысяч контейнеров на борту) в ночь с 23 на 24 марта развернулось прямо внутри канала, из-за чего его кормовая и носовая части углубились в оба берега канала и заблокировали судно.

Буквально сразу начались аварийные работы, но их уровень несопоставим с масштабами происшествия. Судно пытаются сдвинуть с места несколько буксиров, а с берегов экскаваторы пытаются освободить судно, выбрав десятки тысяч тонн грунта. Но до сих пор снять судно с мели не удается – хоть уже и были успешные попытки сдвинуть с места носовую часть корабля.

Тем временем в очереди на прохождение через канал собрались более 150 судов, в том числе крупные нефтеналивные суда (включая суда, перевозящие добытую в России нефть). По оценкам аналитиков, каждый час блокировки Суэцкого канала обходится мировой торговле в 400 миллионов долларов – и сейчас убытки компаний достигают десятков миллиардов долларов.

Читайте также: