Сколько детей можно иметь в россии приемных судебная практика

Обновлено: 24.04.2024

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 № 1037* родителям, которые в одиночку воспитывают детей в возрасте от 8 до 16 лет включительно, с июля 2021 года устанавливается ежемесячная выплата в размере 50% от детского прожиточного минимума в регионе.

В Москве размер пособия составляет 7 791 руб. (прожиточный минимум ребенка – 15 582 руб.), в Московской области – 6 765,50 руб. (прожиточный минимум ребенка – 13 531 руб.).

Отделение ПФР по городу Москве и Московской области отвечает на самые актуальные вопросы.

Что делать, если при заполнении заявления допущена ошибка?

Если вы допустили ошибку при заполнении заявления, Пенсионный фонд, не вынося отказа, вернет вам его на доработку. Внести изменения необходимо в течение 5 рабочих дней.

Для получения пособия необходимо подать только электронное заявление через портал госуслуг либо обратиться в клиентскую службу ПФР по месту жительства.

Представить дополнительные сведения о доходах понадобится только в том случае, если в семье есть военные, спасатели, полицейские или служащие другого силового ведомства, а также если кто-то получает стипендии, гранты и другие выплаты научного или учебного заведения.

При расчете доходов учтут полученные алименты?

Могу ли я получить пособие, если муж платит алименты без решения суда?

К сожалению, нет, так как право на выплату имеют только родители детей, на которых есть судебное решение о выплате алиментов.

Я оформила в ПФР уход за 86-летней бабушкой мужа и получаю пособие по уходу за гражданами старше 80 лет. Это пособие учтут при расчете моих доходов?

Сколько времени ждать выплату после подачи заявления?

Рассмотрение заявления занимает 10 рабочих дней. В отдельных случаях максимальный срок составит 30 рабочих дней.

Перечисление средств осуществляется с 1-го по 25-ое число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается пособие.

Как получить пособие?

В большинстве случаев при обращении за назначением пособия необходимо лишь подать заявление через личный кабинет на портале госуслуг или в клиентской службе ПФР по месту жительства. Пенсионный фонд самостоятельно собирает сведения о доходах заявителя и членов его семьи в рамках программы межведомственного взаимодействия.

Представить документы понадобится только в том случае, если один родитель (опекун, попечитель) является военным, спасателем, полицейским или служащим другого силового ведомства, а также, если кто-то в семье получает стипендии, гранты и другие выплаты научного или учебного заведения.

При личном обращении потребуется предъявить документ, удостоверяющий личность.

Кому положено ежемесячное пособие?

Ежемесячное пособие выплачивается родителям с низкими доходами, которые в одиночку воспитывают детей в возрасте от восьми до шестнадцати лет включительно.

  • единственному родителю (то есть второй родитель умер, пропал без вести, не вписан в свидетельство о рождении либо вписан со слов матери);
  • родителям и законным представителям ребенка, в отношении которого есть судебное решение о выплате алиментов.

С какого числа можно подавать заявление, чтобы получить пособие?

Подать заявление можно с 1 июля 2021 года и далее в любое время.

Нужно ли подавать заявление, если в 2020 году я уже подавала заявление на детские выплаты?

Да. Для этого ежемесячного пособия нужно подать новое заявление.

Можно ли получить пособие без гражданства РФ?

Да, пособие можно получить и без гражданства РФ у родителя или ребенка, если у родителя есть постоянное место жительства или временная регистрация на территории России.

Иностранные граждане должны лично обратиться в клиентскую службу ПФР по месту жительства или временной регистрации.

Без гражданства РФ подать заявление на госуслугах нельзя.

Можно ли подать заявление на выплату в МФЦ?

Нет, заявление для назначения ежемесячного пособия можно подать только на сайте госуслуг, если у заявителя есть подтверждённая учётная запись, или лично в клиентской службе ПФР. Оформление этого пособия в МФЦ не предусмотрено.

Какие платежные реквизиты необходимо указывать при подаче заявления?

В заявлении необходимо указать данные банковского счета заявителя: наименование кредитной организации или БИК кредитной организации, корреспондентский счет, номер счета заявителя. Выплата не может перечисляться на счет другого лица. Если заявление было подано с банковскими реквизитами другого лица, можно подать новое заявление со своими банковскими реквизитами.

Можно ли получить пособие почтовым переводом?

Распространяется ли выплата на детей, которым уже исполнилось 17 лет?

Выплата положена только на детей, не достигших 17 лет.

Ежемесячная выплата положена на каждого ребенка?

Да, пособие выплачивается на каждого ребенка, которого воспитывает единственный родитель или на каждого ребенка, в отношении которого есть судебное решение о выплате алиментов.

В семье двое детей в возрасте от 8 до 16 лет. Нужно ли писать заявление на каждого ребенка?

Нет, если в семье двое и больше детей от 8 до 16 лет, для получения ежемесячной выплаты на каждого из них заполняется одно общее заявление. Двух и более заявлений в таком случае подавать не требуется.

Мое заявление вернули на доработку, сколько времени теперь уйдет на его рассмотрение?

Срок рассмотрения заявления – 10 рабочих дней. В вашем случае он был приостановлен. Если доработанное заявление поступит в ПФР в течение 5 рабочих дней, его рассмотрение восстановится со дня представления.

Что будет, если не подать доработанное заявление или документы в течение 5 рабочих дней?

В этом случае в назначении пособия будет отказано и нужно будет подать заявление заново.

Как можно узнать, назначена выплата или нет?

При подаче заявления через портал госуслуг уведомление о статусе его рассмотрения появится там же.

Если же заявление было подано лично в клиентской службе ПФР, в случае положительного решения средства будут перечислены в установленный законом срок без дополнительного уведомления заявителя. Узнать о принятом положительном решении можно и самостоятельно, позвонив по телефону в клиентскую службу ПФР, где было подано заявление.

В случае отказа заявителю в течение одного рабочего дня отправят уведомление, в котором будет указана причина отказа.

На какой срок устанавливается выплата?

Пособие назначается на один год и продлевается по заявлению. Его рассмотрение занимает 10 рабочих дней. В отдельных случаях максимальный срок составит 30 рабочих дней.

В течение какого периода можно получать выплату?

Пособие выплачивается с восьмилетия ребенка до достижения им возраста 17 лет.

Зависит ли выплата от доходов семьи?

Да, выплата полагается семьям, чей ежемесячный доход на человека не превышает прожиточного минимума на душу населения в регионе проживания. Чтобы рассчитать ежемесячный доход, нужно разделить годовой доход семьи на 12 месяцев и на количество членов семьи. Также при оценке нуждаемости учитывается имущество семьи и используется правило нулевого дохода.

Что такое правило нулевого дохода?

Правило нулевого дохода предполагает, что пособие назначается при наличии у взрослых членов семьи заработка (стипендии, доходов от трудовой или предпринимательской деятельности или пенсии) или отсутствие доходов обосновано объективными жизненными обстоятельствами.

Я получаю пособие по безработице. Его будут учитывать при расчете среднедушевого дохода?

Машину, купленную в кредит, посчитают при оценке имущества?

У меня есть ребенок от первого брака, на которого я получаю алименты по решению суда, но я снова замужем, и мы воспитываем совместных детей со вторым мужем. Мне назначат пособие на первого ребенка? Если да, то каким образом будут учитываться доходы семьи, с учетом всех членов семьи или только меня и ребенка?

Да, пособие назначат. В таком случае в составе семьи учтут вас, вашего нынешнего супруга и детей.

Получу ли я пособие, если второго родителя ребенка нет в живых, и я состою в новом браке?

Да. Пособие можно получить на ребенка в возрасте от 8 до 16 лет, у которого остался только один родитель.

Если у ребенка умер отец, а мать вступила в новый брак и ребенок не усыновлен супругом, она может обратиться за пособием.

При этом супруг матери будет учитываться при расчёте среднедушевого дохода семьи и оценке нуждаемости. То есть будет учитываться доход супруга, его имущество, причины отсутствия дохода в расчётном периоде, и он будет входить в состав семьи.

Распространяется ли выплата на детей, оставшихся без обоих родителей?

Да. Выплата распространяется на детей-сирот. В этом случае право на ежемесячное пособие имеет их опекун (попечитель), но только если ребенок не находится на полном государственном обеспечении.

Для назначения пособия опекунам нужно лично подать заявление в клиентскую службу ПФР по месту жительства.

Кто из родителей может получать пособие при разводе?

В случае развода пособие может получать тот родитель, с кем проживает ребенок, на которого судом назначена выплата алиментов. Факта расторжения брака недостаточно для назначения пособия. Расторжение брака влияет только на состав семьи при расчёте среднедушевого дохода: бывший супруг не учитывается в составе семьи.

Как получить пособие, если детей несколько, но алименты установлены на одного?

Пособие назначается на того ребенка, на которого есть решение суда о выплате алиментов.

Важно ли, платит второй родитель алименты или нет? Или важен только низкий доход семьи?

Уплата алиментов не является причиной для отказа в назначении пособия. В случае уплаты алиментов их сумма будет учитываться при расчете доходов семьи.

Может ли одинокий родитель рассчитывать на пособие, если второй родитель жив и записан как отец ребенка, но мы не живем вместе, алименты он не платит, и нет решения суда?

К сожалению, нет. Пособие одиноким родителям, находящимся в разводе, выплачивается только при условии наличия у них судебного решения о выплате алиментов.

Может ли получать новое пособие один из родителей, если второй родитель лишен родительских прав?

Если у родителя есть судебное решение об уплате ему алиментов, он может получать пособие.

Я опекун. Могу ли я получать пособие, если родителей ребенка лишили родительских прав?

В месте моего проживания действует свой районный прожиточный минимум. При расчете пособия будут учитывать его?

При расчете пособия применяется прожиточный минимум всего региона.

Как я могу подтвердить фактическое место проживания, если у меня нет регистрации по месту жительства?

Место фактического пребывания определяется по месту подачи заявления для назначения пособия.

По какому прожиточному минимуму будут рассчитывать мои доходы, если у меня две регистрации – по месту жительства и по месту временного пребывания?

В этой ситуации будет учитываться прожиточный минимум по месту временного пребывания.

У нас в регионе установлен норматив площади на одного человека 18 кв. метров, а в правилах назначения пособия говорится, что учитывается не более 24 кв. метров. Сколько квадратных метров на человека должно быть в моем случае?

В вашем случае учитывается норматив 24 кв. метра.

Наша семья живет в доме, который был предоставлен в качестве социальной поддержки многодетной семье. Я должна представить документы, в которых об этом говорится?

Нет, эти документы ПФР запросит самостоятельно в рамках системы межведомственного взаимодействия.

У моей семьи в собственности есть квартира и жилой дом, в сумме их площадь превышает норматив 24 кв. метров на человека. Мне откажут в назначении пособия?

Нет. Ограничения по квадратным метрам действуют, если у семьи в собственности находится несколько квартир или несколько жилых домов. При владении одним видом жилого имущества его площадь не учитывается.

В каком порядке применяются районные коэффициенты при определении размера пособия?

Районный коэффициент при назначении пособия не применяется, так как размер пособия устанавливается в зависимости от прожиточного минимума на душу населения, в котором уже учтен районный коэффициент.

Обязана ли я сообщать в Пенсионный фонд информацию об изменении состава семьи и доходах, если они произошли после подачи заявления?

Нет. Получатели пособия не обязаны сообщать в Пенсионный фонд об изменениях в уровне доходов в период, на который назначено пособие.

Моему сыну исполнится 17 лет 15 февраля 2022 года. Пособие перестанут платить с этого дня?

Нет, пособие выплачивается за полный месяц. В вашем случае выплаты прекратятся с марта 2022 года.

Перестанут ли мне выплачивать пособие, если суд отменил выплату алиментов на ребенка?

Удержат ли деньги с пособия, если у меня есть задолженность перед банком?

Когда надо подавать заявление на продление выплаты?

Заявление на продление выплаты можно подавать не ранее чем за месяц до окончания срока, на который было назначено пособие.

Будет ли производиться индексация выплаты?

Да. Ежемесячная выплата будет ежегодно индексироваться с 1 января.

Из каких средств идет выплата?

Ежемесячная выплата обеспечивается из федерального бюджета в качестве дополнительной помощи.



Раздельное устройство братьев и сестер в семьи. Комментарий юриста

В федеральном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, сейчас размещено менее 50 тысяч анкет. Но большинство мальчишек и девчонок, чьи фотографии там можно увидеть, относятся к трем категориям детей, которым найти родителей трудно. Это подростки, ребята с проблемами по здоровью, а также братья и сёстры. Бывает, что в казенных стенах ждут родителей целые детские семьи: трое, четверо и даже больше братьев и сестёр (для краткости их нередко называют сиблингами). В каких случаях можно принять под опеку или усыновить кого-то одного или двоих из них, а не всех сразу? С этим вопросом мы обратились к юристу Оксане Хухлиной.


О. Хухлина: Что касается возможности разделения, в Семейном кодексе есть общая норма о том, что дети при передаче на воспитание в семью должны передаваться в семью совместно, кроме случаев, когда такое разделение соответствует их интересам. А дальше у нас очень интересная история, потому что каких-то нормативных актов или подзаконных актов, где бы было четко прописано, в каких случаях интересам ребенка разделение соответствует, а в каких случаях не соответствует, у нас, к сожалению, нет. Это нигде не прописано. Есть некоторая судебная практика, но она касается усыновлений, когда, например, можно одного ребенка усыновить, второго – нет. Поэтому, естественно, все ориентируются на какие-то общие такие, сложившиеся традиции.

Чаще всего возможно разделение детей, когда дети, например, не знают друг друга, не воспитывались вместе, то есть юридически родственники, а фактически не могут ими считаться.

Корр.: То есть фактически они друг другу чужие люди?

О. Хухлина: Да, чужие люди, либо, может быть, знают, что где-то там есть брат-сестра…

Корр.: Но чисто теоретически.

О. Хухлина: Ну да, не более того.

Корр.: Вы сказали, что есть судебная практика, касающаяся разделения братьев и сестёр при усыновлении. Она на чём основана?

О. Хухлина: Там тоже есть рекомендации Верховного суда относительно того, что в исключительных случаях, в интересах ребенка суд может при рассмотрении вопроса об усыновлении разрешить кандидатам усыновить только одного ребенка, без учета имеющихся у него братьев-сестер. То есть тоже формулировка такая, что всё это на усмотрение суда, к сожалению, осталось на сегодня.

Корр.: Понятно. Оксана, а вот в таких случаях, когда, например, действительно много братьев и сестер (такие вот семьи детские), и если в таком случае найдутся две или три семьи, которые готовы взять детей по одному или по двое и предоставить им возможность общаться, есть какая-то практика на эту тему?

Корр.: Ну да…

О. Хухлина: А речь о том, что изначально, при передаче ребенка в семью эта тема проговаривается, и здесь мы с вами можем понять: а готов ли опекун? Да, может быть, он скажет, что нет, на таких условиях я не буду забирать детей в семью. А другой, может быть, скажет, что готов, для него это не представляет проблемы.

Здесь есть еще один, мне кажется, важный нюанс: если в распоряжении органов опеки будет такая норма прописана, она же будет обязывать не только опекуна поддерживать как-то это общение, организовывать его, но она обяжет в некотором роде органы опеки проконтролировать другие семьи с детьми-родственниками и опекуну в этом помогать. Потому что не секрет, чего часто опекуны опасаются: что вот мы начнем общаться, а там, может, неадекватная другая сторона…

Корр.: Ну да, может быть.

Корр.: Звонить в дверь, писать, приходить в гости…

О. Хухлина: Да. Или еще что-то. И поэтому здесь получается, что мы и органы опеки обязываем оказывать опекунам содействие в организации это общение, на нейтральной территории (может быть, на территории органов опеки).

Корр.: Чтобы обезопасить и детей приемных, и их приемных родителей, на всякий случай?

Корр.: А что делать опекуну вот такого приемного ребенка, у которого есть братья и сестры, в том случае, если он и приемный ребенок хотели бы начать общение с братьями и сестрами, а опекун другого ребенка – брата или сестры – этого не хочет? И изначально это прописано не было. То есть ребенка им передали под опеку без каких-либо обязательств.

Тут сложность еще, знаете, в чём может случиться? Если, к примеру, одного ребенка усыновили, а второй ребенок остался на воспитании либо в учреждении, либо в другой семье. Вот здесь с большими сложностями можно столкнуться…

Корр.: Ну здесь не скажут, конечно, ничего, потому что тайна усыновления…

О. Хухлина: Ну, с одной стороны, тайна усыновления, с другой стороны… Вот я сталкивалась не так давно с ситуацией, когда наоборот – усыновитель, который усыновил одного из детей, хотел бы, чтобы этот усыновленный ребенок как-то поддерживал общение с младшей сестрой, которая живет под опекой в другой семье. Здесь, конечно, сложновато, потому что тут настаивать, конечно, юридически непросто, но мне кажется, тоже вполне можно решить этот вопрос.

Корр.: Ну в этом случае есть, наверное, какие-то шансы. А вот если наоборот, то – тайна усыновления.

О. Хухлина: Ну да, тут, конечно, сложно, потому что здесь тайна усыновления; здесь, конечно, никто не сможет принудить усыновителя без его согласия, без его желания как-то раскрыть вообще информацию о том, где ребенок находится, кто его усыновил и так далее. Хотя тоже такая вот спорная ситуация.

Корр.: А если неизвестно, где находится брат или сестра? Можно обращаться в свой отдел опеки, по своему месту жительства?

Корр.: Ну да.

Корр.: Да, видеозвонки есть, соцсети есть. Вариантов много сейчас.

О. Хухлина: Да. Поэтому я думаю, что очень было бы хорошо, конечно, если бы органы опеки, помогали опекунам вот в этой работе, поскольку часто, я знаю, опекуны сталкиваются с тем, что специалисты органов опеки (видимо, в силу своей загруженности) ограничиваются только минимальным набором действий. То есть проверить, как живет ребенок, проверить отчет опекуна, задать какие-то обязательные вопросы, а всё остальное рассматривают как такой факультатив. Вроде бы нужно, но пусть опекун сам занимается. Есть тут такой нюанс, к сожалению.

Что такое угроза жизни ребенку и как она будет определяться, как будет происходить суд по изъятию детей из семьи и как можно оспорить его решение – вместе с Комитетом по государственному строительству и законодательству отвечаем на вопросы относительно нового законопроекта об ограничении изъятия детей из семьи

семья защита дети

В начале июля в Государственную Думу был внесен пакет поправок, которые призваны ограничить внесудебный порядок изъятия детей из семьи. Предлагаемые нормы направлены на обеспечение конституционных положений о защите семьи, создание условий для достойного воспитания детей в семье. Сейчас над законопроектом работает профильный Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотреть его предполагается в осеннюю сессию.

В адрес редакции официального сайта ГД и социальных сетей поступают многочисленные вопросы с просьбой разъяснить положения законопроекта. Вместе с пресс-службой профильного комитета отвечаем на наиболее частые из них.

Угроза ребенку — что это значит и кто будет определять ее наличие?

Законопроект разработан в целях защиты семьи, создания условий для достойного воспитания детей в семье. Новые нормы направлены на ограничение внесудебного порядка отобрания детей из семьи.

Предлагается передать вопрос отобрания ребенка (при непосредственной угрозе его жизни или здоровью) из компетенции органов опеки и попечительства в компетенцию суда.

По поводу оснований для подачи заявления в суд об отобрании ребенка необходимо отметить следующее. Условия, в которых находится ребенок, должны свидетельствовать о явной угрозе его жизни и здоровью. То есть – о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения серьезного вреда его физическому или психическому здоровью вследствие поведения родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Речь, в частности, идет об отсутствии ухода за ребенком, отвечающего его физиологическим потребностям в соответствии с возрастом и состоянием здоровья. Например, высокая степень физического истощения ребенка и непредоставление ему в течение длительного времени воды, питания, отсутствие ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время одного, без присмотра. Реальная степень опасности для ребенка должна определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья, а также иных обстоятельств его проживания.

Смотрите также

Отбирать детей из семьи во внесудебном порядке будет сложнее

Вячеслав Володин: наша задача — обеспечить благополучие детей и создать условия для их достойного воспитания в семье

Отметим, что сейчас вопрос об отобрании ребенка из семьи относится к компетенции органов опеки. Основанием для этого нередко является отсутствие нужных или наличие просроченных продуктов питания в холодильнике, нехватка игрушек у ребенка, отсутствие отдельной комнаты, громкий плач малыша, оставление малолетнего с бабушкой и дедушкой, наличие синяков на теле ребенка и т. п. Немало примеров того, когда малообеспеченные семьи обращались за денежной помощью в государственные и муниципальные органы, чем привлекали внимание органов опеки и попечительства, и становились жертвами применения статьи 77 Семейного кодекса, которая позволяет этим органам немедленно изъять ребенка из семьи. Решение принимается ими самостоятельно. А родственники потом могут оспаривать действия органов опеки в суде.

Кто и по каким признакам будет решать, что есть риск наступления смерти ребенка в течение нескольких часов?

Напомним, что основания часть норм законопроекта посвящена судебной процедуре отобрания ребенка. В основе этих норм заложена идея – спасти ребенка. Меры по немедленному внесудебному отобранию носят чрезвычайный характер. Их применение возможно только в исключительных случаях, не терпящих отлагательств.

Если смерть ребенка может наступить в течение нескольких часов, орган опеки и попечительства с участием прокурора и органа внутренних дел может произвести отобрание. То есть процедура будет коллегиальной — помимо органа опеки будет присутствовать и прокурор, и представитель органа внутренних дел.

В настоящее время вопросы немедленного отобрания ребенка решаются индивидуально органом опеки. Прокурор при этом лишь уведомляется об отобрании. Он не присутствует на месте и не может непосредственно оценить ситуацию, в которой находится ребенок. К сожалению, при такой процедуре случается, что изъятие ребенка не имеет под собой оснований реальной угрозы его жизни или здоровью, или более того, связаны с нежеланием оказать социальную поддержку многодетным семьям, семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий или оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

Законопроектом предполагается оперативная оценка ситуации, которая сложилась в каждой конкретной семье. Здесь важен индивидуальный подход и изучение совокупности всех обстоятельств той или иной тяжелой ситуации. Например, серьезное физическое истощение малолетнего ребенка в течение длительного времени находящегося без присмотра. Конечно, сам по себе факт отсутствия продуктов в холодильнике не может быть таким обстоятельством, он должен быть оценен в совокупности с другими фактами.

Как родителям успеть подготовиться к суду, если его проводят в течение 24 часов? Как успеть найти подходящего адвоката за это время?

Прежде всего, надо понимать, что речь идет о жизни ребенка. Степень социальной опасности ситуации высока. Поэтому предлагаются такие сроки.

Заявление об отобрании ребенка рассматривается в судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства, прокурора, родителей, других заинтересованных лиц (психолога, педагога и др.) и самого ребенка.

При этом в суде будет решен вопрос не об ограничении родительских прав и всеми вытекающими из этого последствиями, а только вопрос факта – может ли ребенок в сложившейся ситуации безопасно находиться дома. Лишение или ограничение родительских прав – это другой вопрос, который будет рассматриваться в отдельном процессе. На это обращается особое внимание.

Родители вправе нанять адвоката. В этом им может быть оказана необходимая помощь. Надо обратить внимание, что по действующей процедуре наличие адвоката не предполагается в принципе – немедленное отобрание происходит вообще без санкции суда.

К примеру, сокращенные сроки процессуальных действий также предусмотрены в уголовном процессе — в отношении подозреваемого, задержанного при наличии явных следов совершения преступления.

Почему суд закрытый?

Разбирательство в закрытом судебном заседании должно обеспечивать неприкосновенность частной жизни граждан. Например, сейчас по ГПК РФ всегда в закрытых процессах рассматриваются дела, связанные с усыновлением (удочерением) ребенка.

Если бы заседание было публичным, то в зале могли бы присутствовать посторонние лица, т. е. публика или СМИ. А это может негативно сказаться на состоянии ребенка, особенно если его психика и так была травмирована опасной ситуацией. Кроме того, это может повлечь разглашение информации о частной жизни.

Как можно будет оспорить решение суда?

Решения могут быть обжалованы в общем порядке – то есть в апелляции, кассации, и в порядке надзора. Так, например, в соответствии со ст. 320.1 ГПК РФ решение районного суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Жалоба подается в течение месяца со дня принятия решения судом первой инстанции.

Поскольку судебное разбирательство будет проходить с участием прокурора, он также сможет оспорить решение суда, если посчитает, что интересы ребенка не соблюдены. Таким образом, вариантов защиты в соответствии с законопроектом становится больше, а не меньше.

Правда ли, что законопроект сделает возможным срочное изъятие детей из семьи по любым причинам?

Нет, наоборот, законопроект предусматривает существенное ограничение возможных злоупотреблений со стороны органов опеки и попечительства в вопросах изъятия детей из семьи, которые в настоящее время, к сожалению, нередки. В суде должны быть представлены и исследованы все доказательства и обоснования того, что действительно существует непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью.

Сейчас же решения об изъятии принимаются органами опеки и попечительства самостоятельно, по их усмотрению, без учета мнения родителей, прокурора, органа внутренних дел, психолога, иных заинтересованных лиц.

Если заглянуть в отечественную историю, в семейном законодательстве СССР (Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 года, Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года) была установлена именно судебная процедура отобрания детей, независимо от лишения родительских прав – в случае, если ребенок находился в опасности. А в исключительных случаях — при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка — орган опеки и попечительства мог самостоятельно принять решение о немедленном отобрании ребенка, лишь уведомив прокурора, и обратившись впоследствии в недельный срок с иском в суд о лишении родительских прав.

Похожую процедуру предлагается закрепить сейчас, но еще больше ограничив усмотрение опеки. Указывается, что немедленное отобрание ребенка органами опеки может производиться только при участии прокурора и органа внутренних дел — при наличии оснований полагать, что смерть ребенка может наступить в течение нескольких часов. То есть когда промедление может привести к неминуемой гибели ребенка.

Как будут наказывать чиновников из органов опеки, превышающих свои полномочия?

Что такое угроза жизни ребенку и как она будет определяться, как будет происходить суд по изъятию детей из семьи и как можно оспорить его решение – вместе с Комитетом по государственному строительству и законодательству отвечаем на вопросы относительно нового законопроекта об ограничении изъятия детей из семьи

семья защита дети

В начале июля в Государственную Думу был внесен пакет поправок, которые призваны ограничить внесудебный порядок изъятия детей из семьи. Предлагаемые нормы направлены на обеспечение конституционных положений о защите семьи, создание условий для достойного воспитания детей в семье. Сейчас над законопроектом работает профильный Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотреть его предполагается в осеннюю сессию.

В адрес редакции официального сайта ГД и социальных сетей поступают многочисленные вопросы с просьбой разъяснить положения законопроекта. Вместе с пресс-службой профильного комитета отвечаем на наиболее частые из них.

Угроза ребенку — что это значит и кто будет определять ее наличие?

Законопроект разработан в целях защиты семьи, создания условий для достойного воспитания детей в семье. Новые нормы направлены на ограничение внесудебного порядка отобрания детей из семьи.

Предлагается передать вопрос отобрания ребенка (при непосредственной угрозе его жизни или здоровью) из компетенции органов опеки и попечительства в компетенцию суда.

По поводу оснований для подачи заявления в суд об отобрании ребенка необходимо отметить следующее. Условия, в которых находится ребенок, должны свидетельствовать о явной угрозе его жизни и здоровью. То есть – о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения серьезного вреда его физическому или психическому здоровью вследствие поведения родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Речь, в частности, идет об отсутствии ухода за ребенком, отвечающего его физиологическим потребностям в соответствии с возрастом и состоянием здоровья. Например, высокая степень физического истощения ребенка и непредоставление ему в течение длительного времени воды, питания, отсутствие ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время одного, без присмотра. Реальная степень опасности для ребенка должна определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья, а также иных обстоятельств его проживания.

Смотрите также

Отбирать детей из семьи во внесудебном порядке будет сложнее

Вячеслав Володин: наша задача — обеспечить благополучие детей и создать условия для их достойного воспитания в семье

Отметим, что сейчас вопрос об отобрании ребенка из семьи относится к компетенции органов опеки. Основанием для этого нередко является отсутствие нужных или наличие просроченных продуктов питания в холодильнике, нехватка игрушек у ребенка, отсутствие отдельной комнаты, громкий плач малыша, оставление малолетнего с бабушкой и дедушкой, наличие синяков на теле ребенка и т. п. Немало примеров того, когда малообеспеченные семьи обращались за денежной помощью в государственные и муниципальные органы, чем привлекали внимание органов опеки и попечительства, и становились жертвами применения статьи 77 Семейного кодекса, которая позволяет этим органам немедленно изъять ребенка из семьи. Решение принимается ими самостоятельно. А родственники потом могут оспаривать действия органов опеки в суде.

Кто и по каким признакам будет решать, что есть риск наступления смерти ребенка в течение нескольких часов?

Напомним, что основания часть норм законопроекта посвящена судебной процедуре отобрания ребенка. В основе этих норм заложена идея – спасти ребенка. Меры по немедленному внесудебному отобранию носят чрезвычайный характер. Их применение возможно только в исключительных случаях, не терпящих отлагательств.

Если смерть ребенка может наступить в течение нескольких часов, орган опеки и попечительства с участием прокурора и органа внутренних дел может произвести отобрание. То есть процедура будет коллегиальной — помимо органа опеки будет присутствовать и прокурор, и представитель органа внутренних дел.

В настоящее время вопросы немедленного отобрания ребенка решаются индивидуально органом опеки. Прокурор при этом лишь уведомляется об отобрании. Он не присутствует на месте и не может непосредственно оценить ситуацию, в которой находится ребенок. К сожалению, при такой процедуре случается, что изъятие ребенка не имеет под собой оснований реальной угрозы его жизни или здоровью, или более того, связаны с нежеланием оказать социальную поддержку многодетным семьям, семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий или оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

Законопроектом предполагается оперативная оценка ситуации, которая сложилась в каждой конкретной семье. Здесь важен индивидуальный подход и изучение совокупности всех обстоятельств той или иной тяжелой ситуации. Например, серьезное физическое истощение малолетнего ребенка в течение длительного времени находящегося без присмотра. Конечно, сам по себе факт отсутствия продуктов в холодильнике не может быть таким обстоятельством, он должен быть оценен в совокупности с другими фактами.

Как родителям успеть подготовиться к суду, если его проводят в течение 24 часов? Как успеть найти подходящего адвоката за это время?

Прежде всего, надо понимать, что речь идет о жизни ребенка. Степень социальной опасности ситуации высока. Поэтому предлагаются такие сроки.

Заявление об отобрании ребенка рассматривается в судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства, прокурора, родителей, других заинтересованных лиц (психолога, педагога и др.) и самого ребенка.

При этом в суде будет решен вопрос не об ограничении родительских прав и всеми вытекающими из этого последствиями, а только вопрос факта – может ли ребенок в сложившейся ситуации безопасно находиться дома. Лишение или ограничение родительских прав – это другой вопрос, который будет рассматриваться в отдельном процессе. На это обращается особое внимание.

Родители вправе нанять адвоката. В этом им может быть оказана необходимая помощь. Надо обратить внимание, что по действующей процедуре наличие адвоката не предполагается в принципе – немедленное отобрание происходит вообще без санкции суда.

К примеру, сокращенные сроки процессуальных действий также предусмотрены в уголовном процессе — в отношении подозреваемого, задержанного при наличии явных следов совершения преступления.

Почему суд закрытый?

Разбирательство в закрытом судебном заседании должно обеспечивать неприкосновенность частной жизни граждан. Например, сейчас по ГПК РФ всегда в закрытых процессах рассматриваются дела, связанные с усыновлением (удочерением) ребенка.

Если бы заседание было публичным, то в зале могли бы присутствовать посторонние лица, т. е. публика или СМИ. А это может негативно сказаться на состоянии ребенка, особенно если его психика и так была травмирована опасной ситуацией. Кроме того, это может повлечь разглашение информации о частной жизни.

Как можно будет оспорить решение суда?

Решения могут быть обжалованы в общем порядке – то есть в апелляции, кассации, и в порядке надзора. Так, например, в соответствии со ст. 320.1 ГПК РФ решение районного суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Жалоба подается в течение месяца со дня принятия решения судом первой инстанции.

Поскольку судебное разбирательство будет проходить с участием прокурора, он также сможет оспорить решение суда, если посчитает, что интересы ребенка не соблюдены. Таким образом, вариантов защиты в соответствии с законопроектом становится больше, а не меньше.

Правда ли, что законопроект сделает возможным срочное изъятие детей из семьи по любым причинам?

Нет, наоборот, законопроект предусматривает существенное ограничение возможных злоупотреблений со стороны органов опеки и попечительства в вопросах изъятия детей из семьи, которые в настоящее время, к сожалению, нередки. В суде должны быть представлены и исследованы все доказательства и обоснования того, что действительно существует непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью.

Сейчас же решения об изъятии принимаются органами опеки и попечительства самостоятельно, по их усмотрению, без учета мнения родителей, прокурора, органа внутренних дел, психолога, иных заинтересованных лиц.

Если заглянуть в отечественную историю, в семейном законодательстве СССР (Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 года, Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года) была установлена именно судебная процедура отобрания детей, независимо от лишения родительских прав – в случае, если ребенок находился в опасности. А в исключительных случаях — при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка — орган опеки и попечительства мог самостоятельно принять решение о немедленном отобрании ребенка, лишь уведомив прокурора, и обратившись впоследствии в недельный срок с иском в суд о лишении родительских прав.

Похожую процедуру предлагается закрепить сейчас, но еще больше ограничив усмотрение опеки. Указывается, что немедленное отобрание ребенка органами опеки может производиться только при участии прокурора и органа внутренних дел — при наличии оснований полагать, что смерть ребенка может наступить в течение нескольких часов. То есть когда промедление может привести к неминуемой гибели ребенка.

Как будут наказывать чиновников из органов опеки, превышающих свои полномочия?

Читайте также: