Сколько атомных судов в россии

Обновлено: 11.05.2024

Для России во все времена Северный морской путь, проходящий вдоль северного побережья страны, являлся стратегической магистралью, по которой можно перевозить грузы, перегонять суда и военные корабли с запада на восток страны и обратно. Это самый короткий путь из Европы в Японию и Китай. Рассказываем об атомных ледоколах, которые помогают в освоении трудного региона: как они работают, чем отличаются от обычных кораблей и сколько стоит прокатиться на одном из них.

Что такое ледокол и как он работает?

Чтобы эффективно ломать лед, такие корабли должны быть очень мощными, относительно короткими, широкими и чрезвычайно тяжелыми. Они ломают лед, используя инерцию и силу. По сути своей атомный ледокол — это пароход. Атомный реактор нагревает воду, которая превращается в пар. Он раскручивает турбины, возбуждающие генераторы, которые вырабатывают электричество, поступающее в электромоторы, которые крутят 3 гребных винта.

Толщина корпуса в местах ломки льда 5 сантиметров, но прочность корпусу придает не столько толщина обшивки, сколько количество и расположение шпангоутов. У ледокола двойное днище, так что в случае пробоины вода в корабль поступать не будет.

А чем ледокол отличается от других кораблей?

Ледоколы отличаются наклонной носовой частью, большим водоизмещением (весом) для своего размера и мощностью. Кроме того, они специально усилены, чтобы выдержать удар корабля по льду на большой скорости. Корпус очень толстый и изготовлен из стали, устойчивой к низким температурам. При этом для маневрирования в ледяной воде ледоколы имеют покатые борта и форштевень. Более того, некоторые ледокольные суда имеют корпус, ширина которого в носу больше, чем в корме, чтобы увеличить ширину создаваемого им ледового канала.

Заостренный корпус обычного корабля помогает ему рассекать волны и уменьшать трение между кораблем и водой. В то время как другие суда имеют остроконечный нос, носовая часть ледоколов будет иметь более округлую конструкцию, чтобы судно могло разбивать лед своим весом, а также перемещаться по нему. Старые ледоколы имели обшивку корпуса толщиной до 50 миллиметров, в современных судах используется высокопрочная сталь с пределом текучести до 500 МПа, обеспечивающая повышенную прочность при меньшем весе и толщине стали.

Точно так же, несмотря на прочный корпус, требуется дополнительное усиление конструкции для того, чтобы судоразделитель мог эффективно выполнять свои обязанности. Фактически конструкция носовой части ледоколов является важным элементом, поскольку судну необходимо преодолевать ледяные воды.

С двумя гребными винтами, установленными как на носу, так и на корме, и носовым подруливающим устройством эти суда выделяются из толпы и эффективно маневрируют на льду.

Еще одна важная особенность современных ледоколов по сравнению с другими судами — это мощность, которую они дают, чтобы прокладывать путь другим судам в ледяных водах.

Итак, ледоколам нужна мощность. Откуда ее брать? Все просто — из ядерной энергии.

Кстати, реакторы заправляют новым топливом раз в 5 лет.

Какие страны строят атомные ледоколы?

Россия или Советский Союз — единственная страна в мире, строящая атомные ледоколы. Такие судна были специально построены с учетом стратегической важности Северного морского пути и более очевидной необходимости гарантировать безопасность российских торговых судов зимой и зависимость арктических поселений от поставок.

Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, призванным на основе применения передовых ядерных достижений решать задачи обеспечения национального присутствия в Арктике. С его появлением началось настоящее освоение Крайнего Севера. Это обусловлено тем, что все северные границы государства — морские, и проходят они по водам Северного Ледовитого океана, моря которого почти весь год покрыты льдами, за исключением части Баренцева моря.

Зачем нужны ледоколы?

Вообще идея ледокола существует очень давно, с первых дней полярных исследований. Marine Insight сообщает, что еще в XI веке люди создавали первые прототипы специальных кораблей для плавания по северным морям. Конечно, по большей части это были лодки с усиленным корпусом.

Сегодня к основным функциям ледокольного корабля относится расчистка торговых путей в ледяной воде, особенно зимой. Хотя суда, следующие по этим торговым маршрутам, таким как Балтийское море, Морской путь Святого Лаврентия, Великие озера и Северный морской путь, предназначены для плавания в ледяных водах, сезонные ледовые условия затрудняют движение судов.

Таким образом, ледоколы сопровождают торговые суда при пересечении этих районов, чтобы обеспечить беспрепятственное плавание судов. Помимо очистки прохода для грузовых судов, ледоколы также широко используются для поддержки исследовательских программ, проводимых в полярных регионах.

Какой ледокол самый мощный?

Шесть из десяти российских атомных гражданских кораблей в настоящее время относятся к этому классу. Первые четыре класса выведены на пенсию, а два остаются в строю по состоянию на 2020 год.


Атомный ледокол может служить нескольким целям. Эти суда использовались в ряде арктических научных экспедиций и регулярно форсировали грузовые и другие суда, проходящие по Северному морскому пути, сквозь льды. Главной особенностью, которая делает эти чудеса судостроения такими особенными, является их почти полная независимость от любого традиционного топлива, поэтому они могут работать автономно почти 70 лет.

А какой ледокол — новейший?


В Северном Ледовитом океане ледокол может достичь любой точки в любое время года. Согласно спецификации судостроителя, корабль может свободно двигаться, преодолевая плоский лед толщиной до 2,8 метра. Но судно, как правило, не все время встречается с плоским льдом; ледяные гряды могут достигать толщины от 5 до 20 метров, и ледокол может проходить через них не плавно, а рассекая лед, как топор, рубящий дрова: медленно, рубя один кусок, затем другой. Судовая надстройка прочная и устойчивая, и она способна на такой подход.

Какой ледокол будет следующим?



Можно ли путешествовать на ледоколе?

Да. Но это стоит недешево.

Читать далее

Паковый лёд — морской лёд толщиной не менее 3 метров, просуществовавший более 2 годовых циклов нарастания и таяния. В виде обширных ледяных полей наблюдается преимущественно в Арктическом бассейне. Более правильное название — многолетний лёд.

Надстройка судовая — закрытое сооружение на главной палубе судна, расположенное от борта до борта, либо отстоящее от бортов на небольшое расстояние, не превышающее 4 % от ширины судна. Если подобная конструкция отстоит от бортов на бо́льшее расстояние, то она называется рубкой.

Историки подводного флота и корабелы старшего поколения утверждают: такого не было как минимум полвека. Чтобы в один день сразу две новейшие атомные подлодки - стратегический ракетоносец и многоцелевой подводный охотник - передавали в боевой состав ВМФ России.

Командир многоцелевого крейсера

Командир многоцелевого крейсера "Новосибирск" капитан I ранга Максим Шпирко поднимает на своем корабле Андреевский флаг. Фото: Ирина Огородникова / ПО "Севмаш"

А еще через три дня вывели из эллинга для спуска на воду подводный крейсер "Генералиссимус Суворов" - уже второй серийный, построенный по проекту 955 "Борей-А" Санкт-Петербургского ЦКБ "Рубин". Перед тем как гендиректор "Севмаша" дал команду "Стапель на ход!", символическую бутылку шампанского о кормовой руль нового корабля по заведенной традиции разбил его командир - капитан I ранта Виктор Артемов.

За неделю до нового 2022 года все это случилось.

Тот, кто смотрел новостные программы на главных российских телеканалах, уже тогда смог узнать имя командира АПЛ "Новосибирск". В этой должности его представил стране и миру президент России и Верховный Главнокомандующий Владимир Путин. Обращаясь к участникам церемонии по видео-конференц-связи, он рассказал, что в семье капитана I ранга Максима Шпирко в разные годы служили во флоте семь человек, и все были офицерами. Президент привлек внимание к этому факту, назвал примером сохранения традиций ВМФ, верного служения Родине и флоту.

В тот же день и тот же час вместе с капитаном I ранга Шпирко Андреевский флаг для своего корабля торжественно принимал командир стратегического ракетного крейсера "Князь Олег" Игорь Голубев. Его имя и звание (на тот момент - капитан II ранга) раскрыли на публике чуть раньше - в момент вывода нового ракетоносца из стапельного цеха для спуска на воду и последующих испытаний.


Командир стратегического ракетоносца "Князь Олег"капитан II ранга Игорь Голубев. Фото: Максим Воркунков, Ирина Огородникова, ПО "Севмаш"

На плечах Шпирко и Голубева теперь высочайшая ответственность перед флотом и страной за те корабли, что вверены их экипажам. Вместе с ними эту персональную ответственность разделяют еще как минимум два человека. Их имена не секретят так строго, как принято у военных, но и не светят без надобности на каждом углу.

На корабле и на заводе, где корабль рождается, этих людей в разные годы называли по-разному. Сейчас на "Севмаше" эта должность официально именуется "ответственный сдатчик".

На АПЛ "Новосибирск" это Максим Сидоренко. И первый серийный "Ясень-М" в его послужном списке тоже первый. А до этого был стратегический ракетоносец серии "Борей" - тот "заказ" Сидоренко вел в роли заместителя ответственного сдатчика.

- Первая лодка - это, конечно, особенно теплые воспоминания, хотя не просто все получалось. А на "Ясене", который меньше габаритами, внутри не так просторно, как на "стратеге". С моим ростом приходилось привыкать. Но ничего, сжились.

Зато его "Новосибирск", признается Максим, очень красив внешне: стремительный, обтекаемый - как и другие корабли, спроектированные в "Малахите".

У экипажа и сдаточной команды ракетного крейсера "Князь Олег", который рожден в "Рубине", свои представления о прекрасном. И ревности к коллегам там не испытывают.


Капитан I ранга Виктор Артемов теперь командир РПКСН "Генералиссимус Суворов". Фото: Максим Воркунков, Ирина Огородникова, ПО "Севмаш"

- Горжусь и благодарю судьбу, что довелось участвовать в создании этого прекрасного корабля, - признался ответственный сдатчик "Князя Олега" Михаил Ползиков. - Причем с самого начала: с момента контрактации и изготовления первых металлических блок-секций.

Коренной северянин, выросший в семье работников "Севмаша", он был назначен на эту должность в 31 год. Похоже, у руководителей верфи были на то весомые основания. На головном "Юрии Долгоруком" Ползиков вел корпусные работы, занимался всей наружной частью корабля. Потом была АПЛ "Князь Владимир", а с июня 2013-го - "Князь Олег". Этот "заказ", как уже сказано, он вел с момента закладки.

И в день подъема Андреевского флага за экипаж и сдаточную команду "Князя Олега" радовалась вся семья Ползиковых. И сам Михаил Павлинович, и жена - учительница начальных классов, и трое их сыновей, и родители Михаила, и брат Александр, пошедший по его и родительским стопам.

Максим Сидоренко, ответственный сдатчик АПРК "Новосибирск":

- Корабль прошел полный цикл испытаний. Но еще до выхода в море и в самом начале ЗХИ сумели устранить замечания, которые возникли при испытаниях АПЛ "Казань" - головной в нашей серии. Корабли однотипные, поэтому у нас была возможность разобраться по некоторым замечаниям и снять их до предъявления госкомиссии.

За время работы на этом заказе у нас сформировался сильный коллектив строителей. И часть молодых ребят, которые здесь выросли в настоящих профессионалов, уверен, пойдут дальше, а школа "Новосибирска" будет им в помощь. Отдельное спасибо командиру корабля и экипажу - всегда были вместе и смогли убедиться: экипаж ценит корабль и стремится овладевать всеми навыками в управлении им.


На заводских и государственных испытаниях подводные лодки серии "Борей-А" (на фото) подтвердили эффективность своего вооружения и показали отменные мореходные качества. Фото: АО "ЦКБ МТ "Рубин"

Михаил Ползиков, ответственный сдатчик РПКСН "Князь Олег":

- Никогда не пропадало чувство, что корабль растили как ребенка - насыщали его оборудованием, системами, прокладывали трубопроводы, кабельные трассы. В определенный момент у корабля "забилось сердце" - пустили собственный реактор, и дальше все стальное и холодное постепенно оживало. Мы учили корабль ходить, видеть, слышать - в общем, чувства приятные, сравнимы с рождением нового человека.

"Князь Олег" - первый серийный корабль. Здесь полностью обновлены комплексы связи, комплекс радиолокации, навигации. На нем внедрено много нужных, тщательно продуманных конструкторских решений. А еще тут сильный, сплоченный экипаж во главе с талантливым командиром. И нам не стыдно передавать полностью готовый, испытанный в море корабль.

Основное назначение атомных ледоколов – обеспечение навигации для других судов на Северном морском пути, который является кратчайшим между Западом и Востоком. Использование атомоходов – это быстрый, безопасный и экономически наиболее выгодный вариант. Вместе с транспортировкой грузов, российские атомные ледоколы участвуют в экспедициях, иногда привлекаются к спасательным операциям и даже перевозят туристов.

Сейчас в активной эксплуатации находятся атомные ледоколы 2-х типов:

  • тип "Арктика" (суда "Ямал" и "50 лет Победы") с двумя реакторами;
  • тип "Таймыр" (суда "Таймыр" и "Вагач") с одним реактором.

Атомоход, относящийся к типу "Арктика", был заложен в середине 80-х и спущен на воду в 1989 году. Тогда он еще носил название "Октябрьская Революция". При вводе в строй в 1992 году ледокол уже был переименован в "Ямал".

Рассчитан на преодоление ровного льда предельной толщиной 2,8 метра, с устойчивой скоростью 1—2 узла. Может ломать лед, двигаясь в обоих направлениях.

Судно оснащено современными системами спутниковой навигации и связи, включая доступ в интернет. Изначально ледокол не был спланирован для перевозки туристов. Однако, сейчас он заодно используется как круизное судно. И для экипажа, и для туристов есть спортивный зал, бассейн, сауна, больница и созданы другие необходимые условия комфортного времяпрепровождения.

На пороге 2000 года ледокол совершил экспедицию к Северному полюсу и стал 7-м в мире кораблем, достигшим этой точки Земли.

  • Водоизмещение: 21 000 т (стандартное), 23 460 т (полное)
  • Длина: 147,9 м
  • Ширина: 30,0 м
  • Высота: 55,0 м, 17,2 м (борта на миделе)
  • Осадка: 11,0 м
  • Двигатели: 2 ядерных реактора ОК-900А по 171 МВт, 2 турбины ТГГ-27,5 ОМ5 с генераторами переменного тока, 3 гребных электродвигателя
  • Мощность: 55 МВт (75 000 л.с.) на валах
  • Движитель: 3 гребных винта фиксированного шага с 4 съёмными лопастями
  • Скорость ход: 21,0 узел (полная) по чистой воде
  • Автономность плавания: 4 года (перезагрузка топлива), 7,5 мес. (по запасам провизии)
  • Экипаж: 145 человек, уменьшен до 106 человек
  • Пассажировместимость: 128 человек


Этот атомный ледокол тоже относится к типу "Арктика" и является крупнейшим среди существующих. Как и "Ямал", при закладке в 80-х он носил другое название: "Урал". В преддверии спуска на воду в 1993 году его переименовали в "50 лет Победы". Однако достроен и введен в эксплуатацию он был только в 2007 году.

Ледокол преодолевает толщину льда до 2,8 м. Наряду с обеспечением прохода караванов, он используется в качестве арктического круизного судна. На судне есть спортзал, библиотека, бассейн, ресторан и т.д.

В плане технического оснащения "50 лет Победы" сильно отличается от предшественников своего типа. Для автоматического управления используется современная цифровая система, с целью безопасной работы атомной установки применяется модернизированный комплекс биозащиты.

  • Водоизмещение: 22 500 т (стандартное), 25 840 т (полное)
  • Длина: 159,6 м
  • Ширина: 30,0 м
  • Высота: 55,0 м, 17,2 м (борта на миделе)
  • Осадка: 11,0 м
  • Двигатели: 2 ядерных реактора ОК-900А по 171 МВт, 2 главных турбины ТГГ-27,5 ОМ5 постройки 1991 года мощностью 2 x 27 600 kW
  • Мощность: 55 МВт (75 000 л. с.) на валах
  • Движитель: 3 гребных винта фиксированного шага с 4 съёмными лопастями
  • Скорость хода: 21,0 узел (полная) по чистой воде
  • Автономность плавания: 4 года (перезагрузка топлива), 7,5 мес. (по запасам провизии)
  • Экипаж: 138 человек, уменьшен до 106 человек
  • Пассажировместимость: 128 человек
  • Регистровый тоннаж: 23 439 брт, 7032 нрт


"Таймыр", относящийся к одноименному типу атомных ледоколов, был построен в конце 80-х в Финляндии, однако силовая установка советского производства устанавливалась уже в Ленинграде. Введен в эксплуатацию в 1989 году.

За счёт мощности в 50 тыс. лошадиных сил "Таймыр" ломает лед толщиной до 1,77 метра при скорости 2 узла. Ледокол отличается уменьшенной осадкой, что позволяет ему проводить суда в устья рек, впадающих в Северный ледовитый океан.

  • Водоизмещение: 20 тыс. тонн
  • Длина: 151,8 м (наибольшая)
  • Ширина: 29,2 м (наибольшая)
  • Высота: 15,2 м
  • Осадка: 8,1 м
  • Двигатели: атомная турбоэлектрическая (два турбогенератора ГТА 6421-ОМ5)
  • Мощность: 2 × 18400 кВт
  • Движитель: 3 винта фиксированного шага со съемными лопастями
  • Скорость хода: 18,5 узла (33,3 км/ч)


Ледокол "Вайгач" с уменьшенной осадкой тоже относится к типу "Таймыр" и предназначен для обслуживания судов, заходящих в устья рек. Он был построен в Финляндии, работы завершались в Ленинграде, ввод в эксплуатацию состоялся в 1990 году.

Как и в случае с "Таймыром", мощность атомохода "Вайгач" составляет 50 тыс. л.с. , он ломает лед толщиной 1,77 метра при скорости 2 узла. В основном "Вайгач" используется для сопровождения судов, перевозящих продукцию "Норильского никеля" и также лес и руду из Игарки в Диксон.

  • Водоизмещение: 20791 тонн
  • Длина: 151,8 м
  • Ширина: 29,2 м
  • Высота: 15,2 м (высота борта)
  • Осадка: 8,1 м
  • Двигатели: атомная турбоэлектрическая, 2 × ГТА 6421-ОМ5
  • Мощность: 50 000 л. с.
  • Движитель: 3 винта фиксированного шага с 4 съёмными лопастями
  • Скорость хода: макс. 18,5 узла на воде
  • Автономность плавания: 120 суток (по провизии)
  • Экипаж: 89 человек


Это единственное в мире судно с атомной силовой установкой, предназначенное для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах. Толщина льда, которое преодолевает судно, составляет 1 метр. Помимо Арктики, судно может работать в теплых морских водах.

"Севморпуть" был спроектирован в 1978 году в Ленинграде, построен в Керчи и введен в строй в 1988 году. Изначально он работал на маршрутах между Одессой и Владивостоком через КНДР и Вьетнам.

В 2000-х годах лихтеровоз прекратил работу и даже был списан. Н после комплексного переоснащения атомный контейнеровоз вернулся к работе в 2016 году. Сейчас он перевозит грузы по Северному морскому пути между Санкт-Петербургом и Петропавловск-Камчатским. Также, наряду с транспортировкой коммерческих грузов, "Вайгач" задействован для материального обеспечения арктических гарнизонов Минобороны.

  • Водоизмещение: 61,88 тыс. тонн
  • Длина: 260,1 м
  • Ширина: 32,2 м
  • Высота: 18,3 м (высота борта)
  • Осадка: 11,8 м
  • Двигатели: атомная турбинная ГТЗА 684 ОМ5
  • Мощность: 29420 кВт (39436 л.с.)
  • Движитель: 1 винт регулируемого шага с 4 лопастями
  • Скорость хода: макс. 20,8 узла
  • Регистровый тоннаж: 74 лихтера типа LASH или 1336 20-футовых контейнеров

Строящиеся атомные ледоколы


На сегодняшний день на верфях "Балтийского завода" возводятся три универсальных двухреакторных ледокола проекта 22220.

Их отличительная особенность: двухосадочная конструкция, благодаря чему они могут курсировать водах Арктики, преодолевая лед толщиной до 3 метров, и заходить в устья сибирских рек.

Все три атомохода – "Арктика", "Сибирь", "Урал" – уже спущены на воду. Ввод в эксплуатацию планируется завершить до 2022 года.

Использование на судне автоматизированной системы контроля топлива позволяет значительно сократить расходы на его эксплуатацию

Глава ОСК Алексей Рахманов о растущих издержках и новых заказах

Алексей Рахманов

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

— Сроки, как и объем убытков, можно будет оценить после завершения работы комиссии, которая сформирована из представителей завода и ОСК.

— Удастся ли выполнить план по выручке 92 млрд руб. за 2021 год по гражданским судам?

— Какими будут выручка и чистая прибыль в целом за год, включая военные заказы?

— Выручка по отношению к прошлому году вырастет. А вот чистую прибыль с большой долей вероятности не получим. В частности, это связано с повышенными затратами из-за пандемии: тестирование персонала, уход части сотрудников на карантин, сдвижки сроков из-за невозможности иностранных специалистов прибыть на пусконаладочные работы и т. д. Скажем, один из наших турецких подрядчиков по парому (для линии Усть-Луга—Балтийск.— “Ъ” ) вообще принес ворох справок из турецких органов о форс-мажоре, заявил о болеющих поставщиках и на этом основании даже потребовал еще денег.

— Какие еще причины роста затрат?

— Нас продолжает беспокоить большое количество переделок, связанных со строительством рыболовецких судов, это дополнительные затраты. Учитывая, что рыболовецкие суда не строились несколько десятилетий, а по насыщению сравнимы с подводными лодками, непросто уместить в пять лет производство серии серьезных траулеров, таких, как, например, для Русской рыбопромышленной компании. Еще один фактор — перенос ряда заданий гособоронзаказа вправо с учетом либо объективных обстоятельств, либо просто пожеланий заказчика по выполнению дополнительных работ.

— Какую долю выручки в этом году займет гражданский сектор?

— В 2020 году был 21%, в этом году — около 22%. Рост небольшой, но уверенный. Его темпы могли быть больше, если бы ряд мер господдержки сработал в полном объеме. Прежде всего речь про льготный лизинг, который продолжает существенно влиять на продажи гражданской техники.

— Как на вас отразился рост цен на металл? Удалось ли достигнуть договоренностей с металлургами по ценам?

Ждем, что весной Госдума наконец-то примет законопроект о наделении Минпромторга правами эксперта в ценообразовании судов. Он сможет давать заключение по технологиям и сметам проекта по аналогии с Главгосэкспертизой.

— Почему ОСК не выходила ни на один из последних конкурсов на строительство ледоколов? Все крупные контракты ушли в Турцию.

После окончания разработки документации и определения итоговой комплектации судна мы планируем провести детальный перерасчет получившегося комплекта материалов и оборудования. В случае превышения конкурсной цены будем ставить вопрос о повышении стоимости судна.

— В прошлом году, когда она сдавалась, вышел из строя один из электрических двигателей, не выдавал полной мощности. Нам пришлось поменять этот двигатель, провести уникальную операцию, проверить очень многие технологические производственные концепции и снова выйти на подтверждающие испытания. Испытания с успехом закончены. Теперь этому ледоколу только работать и работать в Арктике.

— Кроме испытаний на скорость, осадку с полным грузом, с полным балластом и так далее мы должны еще проводить ледовые испытания. Ледокол рассчитан на то, что будет ломать лед толщиной более трех метров. Такие льды есть не везде и только в определенное время года. Поэтому часть испытаний проходит, как правило, в апреле или начале мая. Это наши обязательства и наша гарантия: если что-то произойдет, то будем либо заниматься устранением этих замечаний, либо платить неустойку.

— Заказ на два корпуса плавучих атомных энергоблоков (ПЭБ) для Баимского ГОКа ушли в Китай, хотя исходно проект позиционировался как полностью отечественный. Почему вы не взяли этот заказ?

— Китайцы будут строить два корпуса за $226 млн. Вы будете просить больше денег за третий и четвертый?

— Не думаю. Здесь вопрос, скорее, не цены, а согласования графиков по строительству технологически сложных изделий.

— По нашей информации, одним из аргументов в пользу ПЭБов было обеспечение загрузки Балтзавода, которому иначе грозило банкротство. Действительно есть такие риски?

— Покупка активов возможна только после комплексной оценки, как гипотетическое приобретение впишется в нашу бизнес-модель. В настоящий момент у нас нет горящих предложений, но это не значит, что мы не изучаем рынок.

— Какова итоговая стоимость лайнера?

— Заказчик будет выставлять штрафные санкции за опоздание?

— Как в целом развивается астраханский судостроительный кластер?

— Новые заказы будут?

— На каком этапе находятся переговоры о строительстве новых круизных судов? Удалось ли договориться с заказчиками о цене?

Отставание на пять месяцев происходит на стороне подрядчика, который взял на себя повышенные обязательства и не выполнил их. Кроме того, подрядчик попал в ситуацию с растущими ценами на металл: по его мнению, контрактная цена занижена, и надо снова идти в экспертизу. Будем решать, что дальше с этим подрядчиком делать.

— Осенью на правкомиссии по туризму обсуждалась возможность создания единой судоходной компании в качестве заказчика строительства и владельца судов. Вы будете бороться за это звание?

— Пока мы не судоходная, а судостроительная компания. Судоходной компанией мы, конечно, можем стать в контексте развития сервисной модели судостроения. Если нас пригласят стать соакционером этой единой судоходной компании, мы с удовольствием рассмотрим, поскольку такое решение позволит нам правильнее формировать техническое задание и участвовать в создании и определении облика судов. А вот становиться оператором пассажирского флота нам, наверное, сейчас не с руки: не наши компетенции.

— По данным PortNews, ГТЛК планирует консолидировать все лизинговые программы судостроения. На ваш взгляд, нужен ли в России такой крупный монополист в сфере финансирования?

— Мы считаем, что собственная лизинговая компания — это наш финансовый партнер в работе с заказчиками. Она помогает обеспечить эффективную структуру финансирования, а главное, не делает нас во всей этой истории крайними. Например, если у нас есть какие-то задержки по передаче судна, то лизинговая компания может стать буфером между заказчиком и судостроителем. Но гипотетически если лизинговая компания становится независимой и позиционирует себя как центр прибыли, то все деньги в этой лизинговой компании и останутся. Судостроители и судовладельцы будут кушать этот пирог по остаточному принципу, если им вообще хоть что-то достанется. В этом заложены большие риски.

— На сколько отстаете от графика?

— Как продвигается программа строительства фрегатов 22350М? Почему перенесли строительство головного фрегата после 2024 года?

— Идет проектирование, уточнялось техническое задание. Все остальное пойдет по графику.

— Что с проектом корветов 20385?

— С этим кораблем были определенные проблемы с финансированием. В процессе строительства у заказчика появились новые идеи по его использованию. По этим причинам и происходят некоторые метаморфозы. Но в целом проект движется.

— Несколько лет ходят слухи о вашем уходе с поста главы ОСК. Не планируете ли в ближайшее время уйти с поста?

— Эти слухи начались практически со дня моего назначения в июле 2014 года. И вот уже больше семи лет меня провожают и провожают. В очередной раз могу сказать, что планов уходить не имею, а там — как Родина прикажет, так и будет.

— Переезд ОСК в Санкт-Петербург закончился?

Рахманов Алексей Львович

Личное дело

Company profile

Создано указом президента РФ от 27 марта 2007 года, 100% акций — у Росимущества. Крупнейший судостроительный холдинг России объединяет более 40 предприятий — судостроительные и судоремонтные верфи, проектно-конструкторские бюро. В 2020 году корпорация начала переезд штаб-квартиры из Москвы в Санкт-Петербург. Выручка группы ОСК по МСФО в 2020 году — 338,5 млрд руб., чистая прибыль — 12 млн руб. В структуре выручки около 70% приходится на военные заказы, остальное распределяется примерно пополам между гражданским судостроением и военно-техническим сотрудничеством (экспортная техника). Председатель совета директоров — экс-губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, гендиректор — Алексей Рахманов.

Читайте также: