Система судебного департамента это

Обновлено: 13.05.2024

Объем компетенции и система судов общей юрисдикции предопре­делили структуру Судебного департамента, который состоит из цен­трального аппарата и управлений (отделов) в субъектах Российской Фе­дерации.

Систему органов Судебного департамента возглавляет собственно Судебный департамент при Верховном Суде РФ, которым руководит его Генеральный директор.

Генеральный директор Судебного департамента имеет замести­телей.

Центральный аппарат (собственно департамент) осуществляет орга­низационное обеспечение областных и приравненных к ним судов, во­енных и специализированных судов, обеспечивает деятельность орга­нов и учреждений, им создаваемых, и органов судейского сообщества республиканского уровня. Для реализации названных полномочий со­став департамента включает главные управления, управления и отделы.

В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генераль­ного директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других ра­ботников Судебного департамента. В работе коллегии могут принимать участие Председатель Верховного Суда РФ, его заместители и члены Совета судей РФ. Коллегия действует в соответствии с положением о коллегии, утверждаемым Председателем Верховного Суда РФ по пред­ставлению Генерального директора Судебного департамента. На осно­вании решений коллегии Генеральный директор Судебного департа­мента издает приказы и распоряжения.

Коллегия Судебного департамента действует на основании Положе­ния о Коллегии Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 25 февраля 1999 г.

Основными задачами Коллегии являются:

1. Коллегиальное обсуждение и выработка принципиальных реше­ний и рекомендаций по наиболее важным проблемам обеспечения дея­тельности федеральных судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, а также по вопросам руководства Судебным департамен­том и его учреждениями.

2. Определение направлений и форм взаимодействия Судебного де­партамента с органами государственной власти и общественными объе­динениями в решении вопросов, связанных с развитием и совершенст­вованием судебной системы, проведением судебной реформы, а также сотрудничества с международными организациями, исследующими проблемы правосудия.

3. Разработка мер по укреплению кадрового потенциала судебной системы, усилению дисциплины и ответственности государственных служащих в системе Судебного департамента.

Судебный департамент руководит деятельностью органов, входя­щих в систему Судебного департамента, представляет суды в Прави­тельстве РФ, федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов РФ при решении вопросов, относя­щихся к компетенции Судебного департамента, представляет Судебный департамент в государственных и иных органах, учреждениях и органи­зациях.

В структуре Судебного департамента созданы следующие отдельные подразделения, занимающиеся вопросами реализации его полномочий:

1. Главное управление организационно-правового обеспечения дея­тельности судов является структурным подразделением Судебного де­партамента, на которое возлагаются функции по организационному и правовому обеспечению деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, су­дов автономной области и автономных округов, районных судов, а так­же по выработке и реализации совместно с органами власти субъектов Российской Федерации мероприятий по организационному и правовому обеспечению деятельности мировых судей и действует на основании Положения о Главном управлении организационно-правового обеспе­чения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Су­де РФ от 11 мая 2004 г. № 56.

2. Главное финансово-экономическое управление является струк­турным подразделением Судебного департамента, на которое возлага­ется финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных окру­гов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, мировых, а также органов системы Судебного департамента.

Действует на основании Положения о Главном финансо­во-экономическом управлении Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 марта 2008 г. № 65.

3. Управление государственной службы и кадрового обеспечения является самостоятельным структурным подразделением Судебного департамента, которое решает вопросы кадрового обеспечения деятель­ности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автоном­ных округов, районных, военных и специализированных судов, Судеб­ного департамента, а также его органов и учреждений, формирует кад­ровую политику Судебного департамента, а также обеспечивает органи­зацию и контролирует прохождение федеральной государственной службы работниками аппаратов судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента. Действует на основании Положения об Управлении государственной службы и кадрового обеспечения Судеб­ного департамента при Верховном Суде РФ от 11 мая 2004 г. № 56.

4. Контрольно-ревизионное управление является структурным под­разделением Судебного департамента, действующим на основании По­ложения о Контрольно-ревизионном управлении Судебного департа­мента при Верховном Суде РФ от 28 июня 2002 г. № 75.

5. Управление делами является структурным подразделением Су­дебного департамента и обеспечивает документационную деятельность руководства и центрального аппарата Судебного департамента, осуще­ствляет методическое руководство и контроль за соблюдением установ­ленных правил и порядка работы с документами в структурных подраз­делениях Судебного департамента. Действует на основании Положения об Управлении делами Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 11 мая 2004 г. № 56.

6. Управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений является структурным подразделением Судебного депар­тамента, на которое возлагаются функции управления капитальным строительством, эксплуатацией зданий и сооружений верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального зна­чения, судов автономной области, автономных округов, районных су­дов, военных судов, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

Действует на основании Положения об Управлении капитального строительства, эксплуатации зданий и со­оружений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 78.

Кроме того, в рамках Судебного департамента действуют: Главное управление обеспечения деятельности военных судов; Отдел учебных и образовательных учреждений; Отдел международно-правового сотруд­ничества; аппарат Высшей квалификационной коллегии судей Россий­ской Федерации.

Регламентация деятельности всех подразделений, входящих в со­став Судебного департамента, определяется приказами Генерального директора Судебного департамента.

В центральном аппарате представлены все названные подразделения, в управлениях (отделах) департамента в субъектах Российской Федера­ции часть их может отсутствовать (например, отделы учебных и образо­вательных учреждений и международно-правового сотрудничества).

По представлению Генерального директора Судебного департамен­та коллегия Судебного департамента может принять решение об обра­зовании в Судебном департаменте иных подразделений.

Второе звено в системе Судебного департамента формируется на уровне субъектов Российской Федерации. Здесь образуются управления (отделы) Судебного департамента в субъекте РФ. Эти управления (от­делы) подчиняются Генеральному директору Судебного департамента, а, кроме того, подотчетны советам судей соответствующих субъектов РФ. Управление (отдел) Судебного департамента субъекта РФ возглав­ляет начальник, который имеет заместителей.

Управление (отдел) Судебного департамента осуществляет орга­низационное обеспечение деятельности районных судов, органов су­дейского сообщества субъекта РФ, а также финансирование мировых судей.

И наконец, третьим звеном системы Судебного департамента явля­ются администраторы судов, действующие в верховных судах респуб­лик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, судах автономных областей, судах автономных округов и в районных судах. Администраторы федеральных судов субъектов РФ и админист­раторы районных судов могут быть объединены в одно звено системы органов Судебного департамента в связи с тем, что они обладают оди­наковыми полномочиями. Однако при этом они подчиняются различ­ным органам. Администратор Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департа­мента при Верховном Суде РФ и во взаимодействии с ними, а админи­стратор районного суда действует под контролем управления (отдела) Судебного департамента.

Администратор любого суда подчиняется председателю соответст­вующего суда и выполняет его распоряжения.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.

Под организационным обеспечением деятельности федеральных законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Судебный Департамент при ВС РФ не обеспечивает деятельность КС РФ, конституционных (уставных) судов субъектов, системы арбитражных судов.

Судебный департамент состоит из следующих подразделений:

главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов;

главное управление обеспечения деятельности военных судов;

главное финансово-экономическое управление;

управление государственной службы и кадрового обеспечения;

управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;

отдел учебных и образовательных учреждений;

отдел международно-правового сотрудничества;

аппарат Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор Судебного департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации. Генеральному директору

Судебного департамента материальное и социальное обеспечение предоставляется на условиях, установленных для федерального министра.

Генеральный директор Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента.

Генеральный директор Судебного департамента:

1) руководит деятельностью Судебного департамента, органов и учреждений Судебного департамента;

2) представляет суды в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации при решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента;

3) организует разработку положений о подразделениях Судебного департамента и представляет их на утверждение коллегии;

4) издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения органами и учреждениями Судебного департамента, и контролирует их исполнение. Указанные приказы, распоряжения и инструкции обязательны для исполнения судами в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности;

5) распределяет обязанности между своими заместителями;

6) назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Судебного департамента и руководителей органов и учреждений Судебного департамента;

7) утверждает численность и штатное расписание Судебного департамента в пределах фонда оплаты труда; по представлению начальника управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации утверждает численность и фонд оплаты труда работников аппарата указанного управления (отдела);

8) ежегодно отчитывается о деятельности Судебного департамента перед Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации, а также представляет отчет Всероссийскому съезду судей;

9) присваивает в пределах своей компетенции классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации работникам аппарата Судебного департамента и работникам органов и учреждений Судебного департамента, а также соответствующим работникам аппаратов судов; ходатайствует о награждении указанных работников государственными наградами и присвоении им почетных званий;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) представляет Судебный департамент в государственных и иных органах, учреждениях и организациях;

11) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.

Генеральный директор Судебного департамента несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Судебный департамент.

В Судебном департаменте образуется коллегияв составе Генерального директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента.

Члены коллегии, за исключением входящих в ее состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда Российской Федерации. В работе коллегии могут принимать

участие Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители и члены Совета судей Российской Федерации. Коллегия действует в соответствии с положением о коллегии,

утверждаемым Председателем Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального директора Судебного департамента. На основании решений коллегии Генеральный директор Судебного департамента издает приказы и распоряжения. Работники аппарата Судебного департамента и работники органов Судебного департамента являются федеральными государственными гражданскими служащими.

Управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации является органом Судебного департамента. Оно подчиняется Генеральному директору Судебного департамента и подотчетно совету судей субъекта Российской Федерации. Управление Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей.

Деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа или районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда.

Администратор верховного суда субъекта РФ осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда - под контролем управления Судебного департамента и во взаимодействии с ним.

40 Федеральная служба судебных приставов: полномочия, система органов.

Первый шаг по воссозданию службы судебных приставов, существовавший еще дореволюционных судах, был сделан, когда принимался Закон о Конституционном Суде, установивший, что за все время заседания этого суда порядок должен поддерживаться особым должностным лицом – судебным приставом.

Закон о судебных приставах от 21 июля 1997 года ввел такого рода должностных лиц для всех др. судов, в том числе ВС РФ, ВАС РФ, а также для судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Но на современных судебных приставов возложены более широкие функции – не только обеспечения установленного порядка деятельности судов, но и исполнение судебных актов и актов некоторых других органов (например, решения Международного коммерческого арбитража, третейских судов).

С учетом такого определения функций судебные приставы подразделяются на 2 группы:

1. судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов

2. судебные приставы, исполняющие судебные акты и акты др. органов.

Такими должностными лицами могут стать гражданине Российской Федерации, достигшие возраста 21 год, имеющие среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способные по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на них обязанности. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость. При вступлении на должность судебные приставы приносят присягу. При исполнении служебных обязанностей они должны носить форменную одежду, иметь знаки различия и эмблему.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

обеспечивать в судах безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

осуществлять охрану здания, помещений суда;

осуществлять охрану зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов;

осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей;

предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;

(см. текст в предыдущей редакции)

взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

(см. текст в предыдущей редакции)

проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизуоказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:

входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову;

проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов

осуществлять личный досмотр, а также досмотр находящихся при них вещей

не допускать в лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы взрывчатые вещества;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях

обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

получает и обрабатывает персональные данные

объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях

(см. текст в предыдущей редакции)

Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию

(см. текст в предыдущей редакции)

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных

давать гражданам и организациям поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность

(см. текст в предыдущей редакции)

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

В соответствии с Законом судебные приставы объединяются в единую службу, возглавляемую директором ФССП России – главным судебным приставом РФ, назначаемый на должность и освобождаемый с должности Президентом РФ.

Схематично эта служба состоит из:

- Центрального аппарата ФССП. Положение о ней, ее структура и штатная численность работников утверждается Президентом. В этом аппарате разрешено иметь ряд управлений, например, управление исполнительного производства, управление по реализации имущества должников и др.

- территориальные органов – управлений (отделов) ФССП по субъектам РФ. Их возглавляет назначаемый Минюстом руководители – главные судебные приставы субъектов. Положение об этих органов утверждается приказом Минюста.

- структурные подразделения территориальных органов ФССП – районных, межрайонных и специализированных отделов, возглавляемые старшими судебными приставами. (см. текст в предыдущей редакции)

В соответствии с Законом "О Судебном департаменте" Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и судов автономных округов, районных судов (в перспективе и военных судов) и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

В соответствии со ст. 6 Закона Судебный департамент при Верховном Суде РФ имеет следующие основные полномочия: организационно обеспечивать деятельность верховных судов республик, краевых, областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и судов автономных округов, районных, военных судов, а также Всероссийский Съезд судей и органов судейского сообщества; управлять органами и учреждениями Судебного департамента; изучать организационную деятельность судов и разрабатывать предложения о ее совершенствовании; вносить в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов общей юрисдикции; определять потребность судов в кадрах, обеспечивать работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; осуществлять подготовку и повышение квалификации судей и работников аппарата суда; разрабатывать научно обоснованную нормативную нагрузку судей и работников аппарата судов; вести судебную статистику, организовывать делопроизводство и работу архивов судов, взаимодействовать с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета; принимать во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; организовывать материальное и социальное обеспечение судей (в том числе находящихся в отставке), работников аппарата судов; взаимодействовать с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; а также другие полномочия в соответствии с законодательством.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые ими учреждения образуют систему Судебного департамента (ст. 2).

Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Структура Судебного департамента. Судебный департамент состоит из следующих подразделений:

– главных управлений: организационно-правового обеспечения деятельности судов; обеспечения деятельности военных судов; финансово-экономического;

– управлений: государственной службы и кадрового обеспечения; контрольно-ревизионного; делами; капитального строительства и эксплуатации зданий и сооружений;

– отделов: учебных и образовательных учреждений; международно-правового сотрудничества.

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Он имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора.

В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора (председатель), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента. В работе коллегии могут принимать участие Председатель Верховного Суда РФ, его заместители и члены Совета судей РФ. На основании решений коллегии Генеральный директор издает приказы и распоряжения.

В субъектах Российской Федерации создаются управления (отделы) Судебного департамента, которые являются его органами и подчиняются Генеральному директору и подотчетны Совету судей субъектов РФ.

Управления (отделы) Судебного департамента осуществляют организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъектов РФ, а также финансирование мировых судей. В этих целях они: осуществляют подбор кандидатов на должности судей в соответствии с Законом "О статусе судей"; организуют и обеспечивают работу экзаменационных комиссий по приему квалификационных экзаменов на должности судей; изучают организационную деятельность районных судов и принимают меры по ее совершенствованию; ведут судебную статистику, организуют делопроизводство и работу архивов судов; осуществляют финансирование районных судов и квалификационных комиссий судей в субъектах РФ; обеспечивают районные суды программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правовое обеспечение деятельности указанных судов; обеспечивают районные суды материально-техническими и транспортными средствами; принимают во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; организуют материальное и социальное обеспечение судей и работников аппарата суда; осуществляют меры по обеспечению деятельности районных судов и органов судейского сообщества субъектов РФ.

Управление (отдел) Судебного департамента субъекта Российской Федерации возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и суда автономного округа, а также с органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.

Деятельность верховных судов республик, краевых, областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и судов автономных округов или районных судов организационно обеспечиваетадминистраторсоответствующего суда, который осуществляет свои полномочия под контролем соответствующего подразделения Судебного департамента и во взаимодействии с ним, а администратор районного суда – под контролем управления (отдела) Судебного департамента и во взаимодействии с ним.

Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и суда автономного округа назначается на должность и освобождается от нее начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда – начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда.

Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

Администратор суда: принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда; принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда; осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Цель создания Судебного департамента – реализация конституционных принципов разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, самостоятельности и независимости органов судебной власти.

Создание Судебного департамента в качестве принципиально нового механизма организационного обеспечения судебной деятельности, направленного на утверждение судебной власти как независимой влиятельной силы, равной по своему значению и месту в обществе власти и законодательной, и исполнительной, явилось реализацией Концепции судебной реформы в России (одобрена постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года № 1801-1), а также конституционного принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, закреплённого статьёй 10 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

Судебный департамент – федеральный государственный орган

Судебный департамент и входящие в его систему органы:

  • организационно обеспечивают деятельность судов и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы;
  • не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Судебный департамент – главный распорядитель средств федерального бюджета


Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1998 г. № 1699-р Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации в перечень прямых получателей (главных распорядителей) средств федерального бюджета; код бюджетополучателя 438. Полномочия главных распорядителей средств федерального бюджета определены статьёй 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Получатели средств федерального бюджета, подведомственные Судебному департаменту:

  • верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, окружные (флотские) военные суды;
  • арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, специализированные арбитражные суды;
  • органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (в отношении финансирования деятельности районных и городских судов; гарнизонных военных судов; органов судейского сообщества субъектов Российской Федерации; финансирования мировых судей).

Судебный департамент – субъект официального статистического учёта

Субъекты статистического наблюдения, осуществляющие первичный статистический учёт:

  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, окружные (флотские) военные суды (в том числе в отношении статистических показателей гарнизонных военных судов);
  • арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, специализированные арбитражные суды;
  • органы Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (в отношении статистических показателей районных и городских судов, мировых судей).

Полномочия

Полномочия Судебного департамента направлены на создание условий для обеспечение доступности правосудия для граждан, укрепление самостоятельности судов и независимости судей.

Судебный департамент осуществляет:

Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Перечень нормативных правовых актов, определяющих полномочия Судебного департамента

Структура

Центральный аппарат Судебного департамента

Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов

Главное финансово-экономическое управление

Управление по обеспечению деятельности арбитражных и специализированных судов

Управление государственной службы и кадрового обеспечения

Управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений

Управление обеспечения деятельности органов судейского сообщества

Управление социальной защиты судей и государственных служащих

Управление по вопросам противодействия коррупции

Отдел учебных и образовательных учреждений

Отдел международно-правового сотрудничества

Руководство

Контактная информация

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Гусев
Александр Владимирович

Избран Генеральным директором 26 ноября 2000 года.

Адрес Судебного департамента РФ: Москва, ул. Гиляровского, 31, корп.2.

Часы работы

Понедельник 09:00 – 13:00,13:45 – 18:00
Вторник 09:00 – 13:00,13:45 – 18:00
Среда 09:00 – 13:00,13:45 – 18:00
Четверг 09:00 – 13:00,13:45 – 18:00
Пятница 09:00 – 13:00,13:45 – 16:45
Суббота Выходной
Воскресенье Выходной

Читайте также: