Шариатские суды в чем сущность

Обновлено: 01.06.2024

Шариат представляет собой комплекс религиозных и правовых норм, составляющих основу мусульманского права (араб. ал-фикх). Это чрезвычайно гибкая правоохранительная система, способная функционировать внутри самых различных общественных систем и политических режимов как в мусульманских, так и в немусульманских государствах. Так, шариатские суды для мусульман (главным образом, в области семейных и наследственных отношений) успешно работают в Нидерландах, Греции и в ряде других стран Европейского сообщества. А некоторые нормы шариата (например, порядок возмещения убытков в случае кораблекрушения) усвоены международным правом.

Характер шариатского судопроизводства сильно рознится в разные эпохи и у разных народов. Весьма своеобразно шло его развитие на Северном Кавказе. В ходе многочисленных экспедиций в этот регион мне посчастливилось собрать немало любопытных и еще плохо изученных материалов о шариатских судах, созданных здесь после революции 1917 года и вновь возродившихся после распада СССР. Я читал их постановления, хранящиеся ныне в государственных и мечетных архивах, присутствовал на заседаниях современных шариатских судов в Дагестане, беседовал с их членами. Цель данной статьи — бегло проследить, с учетом накопленных наблюдений, историю шариата на Северном Кавказе от первых лет советской власти до последнего времени.


Согласно официальной советской статистике, на Северо-Западном Кавказе шарсуды ежегодно разбирали до 30–50 процентов всех судебных дел; в Дагестане и Чечне — до 70–80 процентов [13]. Местные мусульмане предпочитали обращаться не в советский народный, а в шариатский суд по ряду причин. Дело в том, что судоговорение тут проходило на понятном им родном языке. Немалую роль при этом играл авторитет местных имамов, участвовавших в работе шарсудов. Среди их председателей были такие популярные на Северном Кавказе мусульманские шейхи, как Али-Хаджи Акушинский, Абу-Суфьян Акаев, Дамир-Али или Али Каяев, Али Абуков и многие другие. Кроме того, шарсуды меньше страдали от бумажной волокиты, столь характерной для всех советских учреждений.

Наряду с мусульманским правом при решении уголовных и поземельных дел шарсуды продолжали руководствоваться нормами распространенного у кавказских горцев обычного права (такими как очистительная присяга, штрафы, примирение — маслахат, высылка кровника — канлы — в отдаленные округа республики или за пределы Северного Кавказа и проч.). Вместе с тем остались запрещенными некоторые нормы адата, прямо противоречащие и советскому законодательству: кровная месть, захват имущества односельчан неисправного должника (ишкиль/баранта) и др. Под запретом оказались и уголовные нормы шариата (такие как смертная казнь убийцы, отрубание руки вору, побивание прелюбодеев камнями). Так, в ответ на запрос, пришедший в Областной народношариатский судебный отдел Дагестанского ревкома из Гуниба, еще в апреле 1920 года было сделано распоряжение, ограничивающее на территории Дагестана применение уголовных норм шариата (худуд, раджм), влекущих за собой смерть или членовредительство:


Как и до революции, в 20-е годы отличительной чертой Северного Кавказа оставался правовой плюрализм, сосуществование в республике нескольких судебно-правовых систем. Кроме шарсудов были созданы народные и сельские словесные суды (их не следует путать с одноименными дореволюционными учреждениями, с которыми их объединял лишь внешний характер судопроизводства, тогда как фактически они судили по советскому праву), а также земельные комиссии. Первые народные суды были созданы в июле 1920 года. В их штат входили народный судья, добавочный судья, секретарь, помощник секретаря и сторож-курьер. Они могли рассматривать гражданские и уголовные иски против немусульман, а также обвинения немусульманами мусульман в совершении уголовных преступлений. В народные суды передавались гражданские и уголовные тяжбы между мусульманами (в тех случаях, когда хотя бы одна из сторон отказывалась обращаться в шарсуд) а с 1923 года все дела по убийствам и кровной мести, изъятые из ведения шарсудов [15]. Все эти дела должны были разбираться по советскому законодательству.

Наступление окрепшей советской власти на шариатские суды началось накануне осуществления на Кавказе общесоюзных программ по индустриализации и коллективизации. Задумав насильственно изменить структуру местного общества, советские руководители в первую очередь решили обезглавить его, поставив вне закона мусульманских лидеров города и деревни. Уже в первой половине 20-х годов шарсуды были сняты с государственного обеспечения и переведены на содержание мусульманских общин, желавших судиться по шариату. Тяжкие уголовные правонарушения, поземельные тяжбы, дела по опеке над вдовами и сиротами, а также иски, в которых одна из сторон отказывалась обращаться в шарсуд, были изъяты из ведения шариатских судов и переданы в народные суды [16]. Наиболее активные противники советской власти лишались избирательных прав и исключались из состава шарсудов. В Северной Осетии, Адыгее и Кабарде большинство знатоков шариата было отстранено от судебной практики. Должность председателей шарсудов тут нередко занимали лояльные к власти выходцы из беднейших слоев, абсолютно невежественные в вопросах права. Все это значительно затрудняло работу шариатских судов.


После распада СССР на волне движения за мусульманское возрождение на Северном Кавказе началось стихийное восстановление шариатского правосудия. К настоящему времени несколько десятков шариатских судов было создано в мусульманских общинах северного Дагестана и Чечни. Как правило, они состоят из имама соборной мечети, который по пятницам председательствует на заседаниях совета старейшин общины. Он разбирает мелкие уголовные и брачно-семейные дела, оформляет завещания [21]. Наряду с шариатскими судами (рассматривающими мелкие уголовные правонарушения, вопросы наследного права и т. п.) у мусульман Северного Кавказа работают российские народные и общественные третейские суды.

Председатели возрожденных шариатских судов нередко входят в состав сельских и районных администраций. Наиболее авторитетные из них участвуют в разборе по адату или шариату поземельных тяжб между селениями, участившихся в последнее время. Например, в 1991 году в Цумадинском районе Дагестана спор за пастбищную гору между селениями Саситли, Кеди и Сильди разбирался с участием С.-М. Абубакарова, возглавляющего шариатский суд при соборной мечети г. Хасавюрта, и его коллег С.-Г. Пирмагомедова из с. Агвали и М.-С. Газиева из с. Хуштада. С.-Г. Пирмагомедов представлял Цумадинский район на Съезде народов Дагестана, состоявшемся в 1992 году в Махачкале [22].

Следует отметить, что в 90-е годы ХХ века шариат по-прежнему многими использовался как козырь в политических интригах. Он стал рассматриваться как средство узаконить создающиеся ныне и далекие от идеалов ислама политические режимы и движения. Так, первый президент Чеченской республики Ичкерия генерал Дж. Дудаев, совершенно нерелигиозный человек, провозгласил шариат источником права в Чечне [24]. Но реально он ничего не сделал для введения в жизнь норм мусульманского правопорядка и предотвращения разгула преступности в республике.


[1] Рукописный фонд Института истории, археологии, этнографии Дагестанского научного центра РАН (Махачкала). Ф. 2. Оп. 1. Д. 57. Л. 39.

[2] Съезды народов Терека. Документы и материалы. Орджоникидзе, 1977. Т. I. С. 158.

[3] Подробнее об этом см.: Бобровников В. О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие (очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана). М., 2002.

[4] Центральный государственный архив Республики Дагестан (далее: ЦГА РД). Махачкала. Ф. Р-4. Оп. 2. Д. 13. Л. 3.

[5] ЦГА РД. Ф. Р-268. Оп. 1. Д. 5; Красный землероб. 01.04.1925.

[6] Сталин И. В. Сочинения. М., 1947. Т. 4. С. 395–396.

[7] Киров С. М. Избранные статьи и речи. М., 1957. С. 128.

[8] Бабич И. Л. Эволюция правовой культуры адыгов (1860–1990-е годы). М., 1999. С. 163–164.

[9] Справка о шариатских судах из НКЮ на отношение ВЦИК от 12 сентября 1928 г. // ЦГА РД. Ф. Р-37. Оп. 24. Д. 31.

[10] ЦГА РД. Ф. Р-33. Оп. 2. Д. 9. Л. 2.

[11] Подробнее об этом см.: Бабич И. Л. Эволюция правовой культуры адыгов… С. 163–168.

[12] Бобровников В. О. Мусульмане Северного Кавказа… С. 227–228.

[13] Мисроков З. Х. Отмирание шариатской юстиции в автономиях Северного Кавказа. М., 1979. С. 227–228.

[14] ЦГА РД. Ф. Р-209. Оп. 1. Д. 2. Л. 50.

[15] Постановление Ревкома Дагестана // ЦГА РД. Ф. Р-4. Оп. 2. Д. 13. Л. 59, 91; см. также: там же. Ф. Р-33. Оп. 1. Д. 2. Л. 85; Ф. Р-37. Оп. 20. Д. 54. Л. 143; Ф. Р-117. Оп. 6. Д. 45. Л. 57.

[16] ЦГА РД. Ф. Р-37. Оп. 24. Д. 31. Л. 12–13.

[17] Бобровников В. О. Махкама шар▒ийа // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энц. словарь. Сост. и отв. ред. С. М. Прозоров. М., 1999. Вып. 2. С. 63.

[18] Систематизированный текст общесоюзных уголовных законов и уголовных кодексов союзных республик. М., 1948. С. 504.

[19] Бобровников В. О. Каяев, Али // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энц. словарь. С. 45–46.

[20] Мамбетов Г. Х. Верхнекуринское восстание Кабарды в 1929 г. // Тарих [Махачкала]. 1996. № 2–3. С. 30–36; Дагестанская правда. 23.03.1996.

[21] Бобровников В. О. Махкама шар▒ийа…

[22] Полевой материал автора. Сентябрь 1992 года.

[23] Бобровников В. О. Махкама шар▒ийа… С. 63; Акаев В. Х. Религиозно-политический конфликт в Чеченской Республике Ичкерия // Центральная Азия и Кавказ [Лулео, Швеция]. 1999. № 4. С. 102.

[25] ал-Аман [Бейрут, на араб. яз.]. 17.09.1999.

Следующий материал

Калым и махр в Средней Азии: право или ритуал?

Многие мусульманские деятели и специалисты по исламу ставят перед государственными органами России и других стран, в которых проживают мусульмане, вопрос о необходимости легализации некоторых норм шариата. Сторонники такой позиции нередко.

Спасибо за подписку! Проверьте почту


Если в западном обществе основная причина неэффективности государственной судебной системы – это издержки, связанные с большими временными, финансовыми и другими затратами, то в обществе с традиционно исламскими ценностями есть другие, более важные обстоятельства.

Светский суд

Какое бы решение ни вынес суд, одна из сторон обязательно окажется недовольной и станет его оспаривать. Коррупция, в которой погрязла судебная система, и политическое давление, испытываемое судьями, часто сводят такие процессы к тому же принципу состязательности. Состязательности тухумов, денег, политического влияния.

Не только мусульмане считают закон, придуманный другими людьми, неабсолютным. Так считает каждый, кто проиграл суд. Он (суд) неспособен убедить проигравшую сторону в её неправоте. Потому как суд для человека – это не истина последней инстанции. Это всего лишь соревнование в своей убедительности. В суд не приходят найти истину и подчиниться ей. В суд приходят, чтобы выиграть процесс. Таким образом, судебное решение не ставит точку в конфликте. Зачастую оно его только усугубляет, что особенно вредно для общества, когда сторонами процесса выступают крупные фигуры политического масштаба.

Шариатский суд

Сегодня в шариатский суд идут не за победой, а за справедливостью, что подразумевает изначальное желание сторон подчиниться решению судьи. Таким образом, шариатский суд ставит точку в конфликте, а в подчинении его решению, как справедливости, нет ничего зазорного, что немаловажно в условиях дагестанского общества. К тому же, согласно нормам шариата, если стороны добровольно выбрали кого-то в качестве судьи, то вынесенное им решение является для них обязательным.

Случай у Абдуллы

Как-то, будучи в гостях у одного из братьев, хорошо знающих законы шариата, я услышал одну интересную и очень показательную историю. К нему пришёл молодой человек, который рассказал, как он, оформив на себя, продал земельный участок, владелец которого около 20 лет назад навсегда покинул Дагестан. Через несколько лет после продажи появились люди, утверждавшие, что перед отъездом хозяина они купили у него участок. У этих людей не было никаких доказательств. Они лишь рассказали, какие работы успели провести на земле. В частности, указали места посадки деревьев и закладки фундамента, от которых к тому времени не осталось никаких следов.

Суд, за неимением доказательств, отклонил претензии этих людей; к тому же у молодого человека имелись на руках все документы. Однако, после услышанного, молодой человек пришёл к однозначному выводу о том, что эти люди действительно владели участком. Признание в этом является достаточным доказательством в шариатском суде, для того чтобы присудить им право владения участком. Это признание автоматически влекло большие проблемы для парня: цена, по которой сегодня оценивается этот участок, в десять раз превышает сумму, за которую он его продал. Несмотря на это, Абдулла (обладатель знания) ответил, что нет никакого сомнения в том, что он должен вернуть участок. Или сумму, по которой он сегодня оценивается, в случае их согласия. Это молодой человек и решил сделать во что бы то ни стало.

Почему решение светского суда не совпало с ответом Абдуллы, который опирался на нормы шариата? Потому, что в светский суд молодой человек, согласно известному принципу состязательности (во многих случаях противоречащему исламской морали), пришёл доказать свою правоту, а к Абдулле – выяснить истину и подчиниться ей.

Некоторые аспекты

Судья должен обладать ясным умом и проницательностью, позволяющими ему беспристрастно разбираться в самых запутанных ситуациях. Более того, в идеале судья должен быть муджтахидом – обладать таким глубоким знанием законов шариата, чтобы осуществлять иджтихад – самостоятельное вынесение правовых норм из Корана и Сунны.

Примеры из истории

Институт исламского судейства, описанный выше, – это не просто теория. Удивительным примерам шариатского правосудия можно посвятить много томов. Я остановлюсь лишь на нескольких из них: примерах следования закону, неподверженности политическому давлению и примере страха ответственности перед Всевышним Аллахом.

Заключение

Претворение шариата в жизнь – прерогатива исламского общества. Общества, взаимоотношения между людьми в котором строятся на основе единобожия – веры в Аллаха. Поэтому призыв, который последует ниже, – это скорее попытка обратить читателя, прежде всего, к вере, из полного принятия которой вытекают все нормы человеческих взаимоотношений.

Возвращаясь к непростой ситуации в Хасавюртовском районе, хотел бы отметить, что и районный глава Алимсолтан Алхаматов и мэр Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов – люди, считающие себя мусульманами. Разрешение конфликтных ситуаций весами шариата – лучший способ урегулировать сложные взаимоотношения. В то время как судебное решение содержит элемент государственного принуждения, шариатский суд проходит на основании волеизъявления самих конфликтующих сторон на основе их убеждённости в необходимости именно такого разрешения спора.

Я призываю всех мусульман Дагестана – простых людей и больших чиновников, бедных рабочих и богатых бизнесменов – популяризировать суд шариата. Это будет ваш вклад в исламский призыв. Это будет ваш удел на чаше весов Судного дня. Если сегодня компетентных в области шариатского судопроизводства людей в республике не так много, то уже в очень скором будущем ситуация изменится. ИншаАллах.

Мадина Калимуллина

В последнее время у многих возник повышенный интерес к тому, что представляет собой шариат, особенно после скандального интервью о необходимости легализации шариатского суда в России. Стали чаще спрашивать о реальности существования шариатского суда в условиях современной российской действительности. К сожалению, большинство вопросов продиктованы теми ложными стереотипами, которые сформировались из-за отсутствия полноценной и достоверной информации в СМИ по данной теме (часто пугают картинками сцен жестоких форм наказания или, наоборот, якобы слишком снисходительного подхода к виновным за серьезные преступления). "Так ли все на самом деле? Неужели шариат — это лишь формы наказания?" - спрашивают меня. Безусловно, нет.

Шариат - это комплекс предписаний, закрепленных, прежде всего, Священным Писанием, а также действиями, поступками и словами посланника Божьего, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности верующих, выступая источниками конкретных норм, регулирующих их поведение. Шариат - это совокупность правовых норм, нравственных принципов и правил поведения мусульманина. Практической стороной шариата занимается фикх. "Фикх" переводится как "понимание", "понимание сути вещей", а в религии это - научное направление, занимающееся разработкой канонов и практических положений на основе Священного Писания и Сунны, более точно - мусульманское право. Мусульманское право включает два подраздела: нормы поклонения, как например, молитва, пост, обязательная милостыня, хадж и подобные действия, где регулируется связь человека со своим Господом, и нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми.

Мусульманское право уточняет каждую норму до мельчайших подробностей. Так, например, существует канон относительно употребляемой еды - запрещено есть мясо определенных видов животных, мясо животного, при заклании которого не было упомянуто имя Бога. Установлены и являются обязательными правила ритуального омовения, правила совершения намаза, соблюдения поста и т. д. В шариате также действуют детально разработанные системы уголовного и гражданского права. Когда каждый гражданин хорошо осведомлен о неминуемом возмездии со стороны судебных органов в случае совершения им преступления против другого лица, в обществе будет преобладать спокойствие и безопасность. Вердикт о высшей мере наказания выносится только при наличии неоспоримых, явных улик и показаний свидетелей. Любое сомнение - в пользу обвиняемого. И, безусловно, в исламском судебном законодательстве "презумпция невиновности" является основополагающим понятием. Здесь также важно подчеркнуть, что, по мнению всех мусульманских ученых, решение о наказании, а тем более о смертной казни может быть вынесено только официальными судебными органами. Все возможные деяния, поступки мусульманина подразделяются на пять категорий:

"фард" - строго обязательные, предписанные деяния;
"мандуб" - одобряемые, но необязательные деяния;
"харам" - категорически запрещенные;
"макрух" - порицаемые;
"мубах" - разрешенные деяния, относительного которых нет ни запретов, ни установлений.

Шариат во многих аспектах учитывает жизненные обстоятельства индивида, и поэтому нормативность не носит абсолютного характера, допускаются послабления. Так, например, беременные женщины освобождаются от обязательного поста в месяц Рамадан и могут соблюсти пропущенный пост в иное время. Непреднамеренное нарушение поста также не является отступлением. Голод и другие вынужденные крайние обстоятельства разрешают мусульманину питаться запрещенной пищей. То есть шариат - это целая система правил и законов, охватывающих все сферы жизнедеятельности, которая - во благо самому же человеку: за соблюдение нравственности и взаимоуважения, за сохранение общечеловеческих ценностей и веры во Всевышнего, за поддержание здоровья и развитие будущего потомства.



Шариатский суд был основным институтом, который применял мусульманское право, с самого первого момента становления мусульманского государства. В настоящее время в ряде мусульманских стран шариатские суды сменились общегражданскими, но в некоторых до сих пор продолжают функционировать.

Что такое Шариатский суд

Шариатский суд – в мусульманском государстве, возглавляемый кади, определенный орган правосудия. Юрисдикция и организация шариатского суда, равно как и применяемые им правила рассмотрения дел процессуальной формы, регулируются фикхом, в том числе теми его институтами, касающимися статуса кади, свидетельских показаний, доказательств и записи судебных дел.

Шариатский суд – в мусульманском государстве, возглавляемый кади, определенный орган правосудия. Юрисдикция и организация шариатского суда, равно как и применяемые им правила рассмотрения дел процессуальной формы, регулируются фикхом, в том числе теми его институтами, касающимися статуса кади, свидетельских показаний, доказательств и записи судебных дел. Шариатский суд был основным институтом, который применял мусульманское право, с самого первого момента становления мусульманского государства. В настоящее время в ряде мусульманских стран шариатские суды сменились общегражданскими, но в некоторых до сих пор продолжают функционировать.

Шариатский суд как орган правосудия исламского государства

Шариат – широкое понятие, объединяющее юридические и нравственные нормы, а также предписания культа: регламентацию религиозных праздников, поста, молитв, других обязанностей мусульман. Шариатский суд – основной институт, применяющий исламское право. До XIX века в подобных системах мусульманских государств суды кади играли главенствующую роль.

Позже эти органы правосудия в большинстве восточных стран были вытеснены светскими судами, применяющими законодательство европейского образца. Однако в настоящее время в Иране отдельно от всей системы страны действует Особый духовный суд. В Йемене, несмотря на влияние европейских норм на развитие отдельных отраслей, мусульманско-правовая традиция остаётся преобладающей. Судебная система Афганистана представляет собой сочетание традиционного шариатского права с некоторыми нормами европейских правовых систем.

В Саудовской Аравии и Пакистане шариатский суд в настоящее время остаётся основным органом правосудия. В этих странах положения нормативно-правовой части шариата – фикха — определяют нормы поведения мусульман в обществе, организацию, юрисдикцию суда, в том числе статус кади, порядок предъявления доказательств, слушания свидетельских показаний, протоколирование судебных заседаний.

Статус судьи в шариате

Орган правосудия в исламском государстве возглавляет шариатский судья – кади, назначаемый правителем страны. В должностной иерархии статус чиновника, занимающего должность кади, выше, чем статус имама мечети. На столь ответственную должность назначается специалист по праву, имеющий высшее религиозное образование. По сути, судья в шариате — глава мусульман города или округа. Кади в участковом суде первой инстанции уполномочен принять единоличное решение по любому рассматриваемому делу. Если оно находится в апелляционной инстанции округа, то решение выносят трое судей. Шариатский суд носит персональный характер. Значит, особенности личности кади влияют как на справедливость принятия того или иного решения, так и на степень суровости наказания.

Главная задача шариата – это защита:

  • человеческой жизни, как бесценного дара и уникальной возможности убедиться в божественной мудрости;
  • религии и способов ее исповедания, контроль за тем, чтобы верующий на протяжении всей жизни не откланялся от истинного понимания своей религии;
  • права человека на собственную точку зрения;
  • имущества, как материального, так и интеллектуального, ибо только оно обеспечивает благосостояние верующего и возможность служения ближнему.
  • семьи, семейных ценностей, преемственности поколений, которая позволяет передавать потомкам священное знание и интеллектуальное наследие.

Как и любая правовая система шариат строится на предписаниях и запретах. Это:

  • обязательные, строго предписанные обязанности;
  • обязанности, очень близкие к строго предписанным;
  • желательные действия;
  • действия, которые совершаются лишь изредка;
  • нейтральные действия;
  • нежелательные действия;
  • действия, нарушающие уже начатое религиозное либо иное важное действие;
  • строго запрещённые действия.
  • 80 ударов плетью за ложное обвинение;
  • отсечение руки за воровство;
  • смертная казнь за вероотступничество.

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Присылаем статьи пару раз в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.


В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновить на сайте.



Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!
Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

Шариа́тский суд (араб. махкама шария , реже - диван шарий ) - суд, выносящий решения в соответствии с законами шариата. Действуют во многих мусульманских странах. Шариатские суды действовали в послереволюционной России для мусульман Северного Кавказа.

Суды по странам [ | ]

Израиль [ | ]

Шариатский суд является религиозным судом, рассматривающим вопросы личного статуса мусульман в Израиле. Согласно 52 статье Указа короля в Совете относительно Эрец-Исраэль , в исключительную юрисдикцию шариатского суда входят вопросы брака и развода, а также некоторые другие вопросы . По другим вопросам личного статуса шариатский суд имеет параллельную юрисдикцию с судом по семейным делам. Шариатский суд состоит из двух инстанций: к первой относится окружной шариатский суд, ко второй - Шариатский апелляционный суд. В компетенцию Шариатского апелляционного суда входит рассмотрение апелляций на решения окружного шариатского суда. Шариатский апелляционный суд находится в Иерусалиме, он также может проводить заседания в Бака эль-Гарбия. В Израиле действуют 8 окружных шариатских судов, которые расположены в следующих городах: Акко , Бака эль-Гарбия , Беэр-Шева , Иерусалим , Назарет , Тайбе , Хайфа , Яффо . Порядок назначения судей (кади ) и окончания срока их полномочий устанавливается Законом о кадиях . Руководство шариатскими судами осуществляется Управлением шариатских судов, которое до 2001 года действовало в рамках министерства по делам религий , затем оно было переведено в ведомство министерства юстиции .

Пакистан [ | ]

Федеральный шариатский суд Пакистана был учреждён в 1980 году указом № 1 президента Мухаммеда Зия-уль-Хака. Указ был включён в конституцию Пакистана 1973 года в соответствии с главой 3-А. Суд является уникальным учреждением, не имеющим аналогов во всем мусульманском мире . В преамбуле конституции Пакистана утверждается, что суверенитет над всей вселенной принадлежит всемогущему Аллаху. В статье 227 сказано, что все существующие законы должны быть приведены в соответствие с канонами исламского права, изложенными в Коране и Сунне Пророка . В главе 3-А сказано какие функции у Федерального шариатского суда, какие дела он правомочен рассматривать по подсудности. Федеральный шариатский суд решает - соответствуют законы страны или нет предписаниям ислама.

Россия [ | ]

После окончания гражданской войны в Адыгейской, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Северо-Осетинской, Чеченской и Ингушской автономных областях были разработаны законы о шариатских судах. Ежегодно шариатскими судами разбиралось от 30-50 (на Северо-Западном Кавказе) до 70-80 % (a Дагестане и Чечне) всех судебных дел .

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Указы короля в Совете относительно Эрец-Исраэль 1922-1947 годы (ивр.) (неопр.) . Проверено 26 февраля 2011. Архивировано 22 июля 2012 года.
  2. Отчёт министерства юстиции за 2008 года в соответствии с Законом о свободе информации (иврит) . (неопр.) . сайт Министерства юстиции Израиля (2009). Проверено 30 июня 2011. Архивировано 22 июля 2012 года.
  3. (неопр.) . сайт Министерства юстиции Израиля. Проверено 30 июня 2011.

Кади – государственный чиновник-судья, который вершит правосудие, основываясь на нормах шариата. Статус кади выше даже должности имама мечети – по сути он является главой города или даже области. Изначально кади занимались разбором дел прямо в мечети, но со временем им стали выделять отдельные помещения.

Первые кади были назначены в такие города как Медина, Багра и Куфа. Сделал это второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб. Это событие положило дальнейшие назначения кади в другие области и города, а во время военных походов – в войска. Делать подобные назначения мог только халиф.

Должность кади существует и по сей день, но только в тех государствах, где существует шариатский суд. В начале прошлого века в Египте, Турции и Тунисе вместе с ликвидацией шариатского суда был ликвидирован и институт кади.

К должности кади выдвигаются определённые требования. Так, он должен соответствовать определённым нормам шариата: быть совершеннолетним и образованным мусульманином, который находится в здравом уме; не иметь никаких физических недостатков.
По иску лица, чьи права нарушены, кади занимается тяжбами по сделкам или конфликтам в семьях, разбирает преступления по частным правам (убийства или причинение телесных повреждений). В прочих делах инициатором может выступать любой человек, в том числе и сам кади.

Перед принятием окончательного решения кади должен выслушать обе стороны конфликта, хотя и не обязан этого делать, если аргументы истца кажутся ему достаточными. Таким образом, правосудие в шариатском суде напрямую зависит от личных качеств кади: его уровня образования, авторитета, чувства справедливости, религиозности.

Верховенство закона – основа правосудия и судебной системы в мусульманском мире. Этот принцип на протяжении веков соблюдается не только судьями, но и правителями – подтверждений тому множество в мировой истории. Принцип верховенства закона берёт свои корни в шариате, которым веками руководствовались мусульмане. Он определяет всеобщее равенство перед законом – независимо от того, к какому социальному, политическому или даже религиозному статусу принадлежит обвиняемый.

Понравился материал? Будем благодарны за репосты!

Пакистан

Федеральный шариатский суд Пакистана был учреждён в 1980 году указом № 1 президента Мухаммеда Зия-уль-Хака. Указ был включён в конституцию Пакистана 1973 года в соответствии с главой 3-А. Суд является уникальным учреждением, не имеющим аналогов во всем мусульманском мире . В преамбуле конституции Пакистана утверждается, что суверенитет над всей вселенной принадлежит всемогущему Аллаху. В статье 227 сказано, что все существующие законы должны быть приведены в соответствие с канонами исламского права, изложенными в Коране и Сунне Пророка . В главе 3-А сказано какие функции у Федерального шариатского суда, какие дела он правомочен рассматривать по подсудности. Федеральный шариатский суд решает - соответствуют законы страны или нет предписаниям ислама.

Россия

После окончания гражданской войны в Адыгейской, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Северо-Осетинской, Чеченской и Ингушской автономных областях были разработаны законы о шариатских судах. Ежегодно шариатскими судами разбиралось от 30-50 (на Северо-Западном Кавказе) до 70-80 % (a Дагестане и Чечне) всех судебных дел .

См. также

Примечания

  1. Указы короля в Совете относительно Эрец-Исраэль 1922-1947 годы (ивр.) . Проверено 26 февраля 2011. Архивировано 22 июля 2012 года.
  2. Отчёт министерства юстиции за 2008 года в соответствии с Законом о свободе информации (иврит) . . сайт Министерства юстиции Израиля (2009). Проверено 30 июня 2011.

С 1996 по 1999 год в независимой Чечне функционировали шариатские суды, вытеснившие собой традиционные светские судебные органы. Несмотря на резкий разворот большинства чеченцев в сторону традиционного ислама, законы шариата приняли далеко не все.

В соответствии с традициями

Шариатский суд Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ) был учрежден указом президента Зелимхана Яндарбиева в декабре 1996 года. Любопытно, что за основу шариатского законодательства в Чечне был взят Уголовный кодекс Судана, отличавшийся строгим следованием традициям мусульманского права и суровой системой наказания.

Традиционный шариат предполагает три вида наказаний: хадд (за пьянство, азартные игры, клевету, разврат), как правило, предусматривает публичные удары палками; кисас (убийство и тяжкие телесные повреждения) позволяет загладить вину деньгами; тазир (половая распущенность, воровство, неподчинение властям) включает широкий спектр мер: от назидательной беседы до смертной казни.

Нужно сказать, что в ЧРИ жесткие виды наказания, характерные для стран с радикальным исламом, как отрубание рук или забивание камнями, фактически никогда не применялись. Чаще всего уголовному преследованию по законам шариата подвергались уличенные в воровстве или употреблении алкоголя. Наиболее распространенное наказание – удары палками. Их старались совершать не в публичном месте, хотя имена правонарушителей сразу становились известны общественности.

Хотел как лучше

В 1992 году появилась первая Конституция Чеченской Республики, в которой Чечня объявлялась светским государством. Не собирался исламизировать Чечню и ее первый президент Джохар Дудаев. Однако начало российско-чеченского конфликта разбудило в республике радикальные силы, которые способствовали введению в ЧРИ института шариата, что и зафиксировал Яндарбиев.

И все же народ в основной массе противился превращению Чечни в теократическое исламское государство, не было у рядовых чеченцев единства и в отношении к шариатскому праву. Показательно, что против шариата высказывалось большинство чеченской интеллигенции и представителей суфийского духовенства. Свое несогласие они мотивировали тем, что в республике нет людей, досконально знающих нормы шариата и умеющих вести судопроизводство.

Тем не менее, с приходом к власти Аслана Масхадова, несмотря на его борьбу с ваххабизмом, шариатские суды расцвели пышным цветом. Они работали как в гражданских, так и в полевых условиях. По мнению политологов, Масхадов таким способом хотел обуздать многочисленные преступные группировки. Невзирая на примат закона, порядок так и не был восстановлен, а республика быстро деградировала.

В тисках права

Работа шариатских судов оставляла много вопросов. Отсутствие традиций и должной подготовки чеченских судей приводили к многочисленным нарушениям и злоупотреблениям. Для устранения этой проблемы республиканские власти решили открыть в Гудермесе ускоренные курсы обучения шариатских судей, однако перекосы в судопроизводстве это не устранило.

Чаще всего шариатский суд использовался для сведения счетов с политически неблагонадежными чеченцами. Так в августе 1996 года по нормам шариата был осужден бывший Верховный муфтий Чечни М. Алсабеков, который сначала под давлением Дудаева объявил священную войну России, а после гибели последнего отказался от своих слов. По приговору шариатского суда Алсабеков публично получил 80 ударов палками.

Но особенно жестоко карали законы шариата тех, кто был уличен в сексуальном разврате и половой распущенности. К примеру, рассмотрев дело о прелюбодеянии молодого человека и женщины, председатель Верховного шариатского суда Ш. Батукаев приговорил обоих к смертной казни, что и было исполнено при большом стечении народа. Такая мера дожа была устрашить тех, кто еще помышлял о таких грехах.

Уязвимая система

Как отмечают правозащитники, Верховному шариатскому суду Ичкерии был не ведом принцип беспристрастности. За деньги судьи могли вынести фактически любое решение. К примеру, в 1999 году суд рассматривал дело об изнасиловании русской девушки. Хотя все улики были налицо, злоумышленник получил лишь условный срок.

В том же году из следственного изолятора в Грозном бежали 32 особо опасных преступника, приговоренных шариатом за убийства и похищения людей к различным наказаниям, в том числе к пожизненному заключению и смертной казни. Министр шариатской госбезопасности А. Арсаев и не скрывал, что сбежать им помогли охранники – шариатские гвардейцы, которые скрылись вместе с преступниками.

Простые чеченцы, даже из числа самых ревностных мусульман, все больше разочаровывались в шариатских судах. Негатив у них вызывали, как сами судьи, так и правоохранители, призванные реагировать на нарушение норм шариата. Малоимущие граждане прекрасно осознавали, что добиться справедливости в споре с состоятельными чеченцами через шариатский суд у них нет никакой возможности.

Если судить только по дискуссии, развернувшейся в российских средствах массовой информации вокруг вопроса о введении шариатского правосудия, можно подумать, что подавляющее большинство коренного населения Северного Кавказа вернулось к строгому соблюдению норм ислама и уже строит свою жизнь по законам шариата. Такую ошибку совершают даже видные российские политологи и этнологи, правда не занимающиеся специально Северным Кавказом (см., например: Мадашенко: 1998, 74; Арутюнов: 1999, 16). Представление это глубоко ложное. В повседневной жизни постсоветского Кавказа, как и в целом в Российской Федерации, шариатский суд занимает пока весьма скромную нишу.

На Северо-Западном Кавказе реституции вакфов пока не произошло. Нет достоверных сведений и о появлении шариатских (или исламских) судов. Собранные И.Л.Бабич и некоторыми другими исследователями материалы говорят о функционировании здесь лишь российских народных и местных медиаторских судов (Бабич: 1999, 191-194, 205- 209, 218; Трофимова: 2001, 206-209). Подавляющее большинство их находится в джамаатах Северного Дагестана, единичные шариатские суды появились в общинах северокавказских мигрантов в Ставропольском крае и Астраханской области. Работа шариатских судов на постсоветском Северном Кавказе еще плохо изучена. В литературе практически нет описаний их работы, сделанных очевидцами.

Олно из редких исключений - характеристика деятельности шариатского суда в переселенческом дагестанском селении Кироваул в 50 км к западу от Махачкалы, принадлежащая перу Л.В.Макарова, научного сотрудника московского Института востоковедения.

«. сход жителей Кироваула постановил в мае 1998 г. создать шариатский суд и шариатскую гвардию для борьбы с употреблением алкоголя и наркотиков, воровством и моральной распущенностью. Тарикатисты и ваххабиты имеют равное представительство среди шести судей (по три наиболее компетентных алима с обеих сторон) и в гвардии, насчитывающей около 40-50 человек. На стенах мечети стали регулярно вывешивать бюллетени, уведомляющие население о принципах деятельности шариатских структур. Затем шариатская гвардия начала патрулировать улицы селения, главным образом ночью.

Все задержанные на улицах в состоянии опьянения или уличенные в воровстве предстают перед судом, который определяет заслуженное ими наказание в соответствии с шариатом. Конечно, такие меры наказания, как отрубание руки и побивание камнями, никогда не применяются, и единственным видом наказания остаются палочные удары. Их количество зависит от вида преступления. В Кировауле не проводится публичных порок. Все наказания приводятся в исполнение в здании медресе. При них присутствуют только члены суда и гвардии.

Однако имена наказанных тотчас становятся известны в селении.

По крайней мере в первый месяц своего существования шариатская гвардия не встречала серьезного противодействия со стороны правонарушителей или их семей. Наоборот, некоторые женщины, страдавшие от пьянства своих мужей, начали просить шариатскую гвардию вмешаться и приструнить их. Большинство моих респондентов из Кироваула согласны, что с введением шариата ситуация в селении стала более спокойной и менее напряженной; количество краж и других преступлений снизилось.

Этот институт возглавляет, как правило, имам соборной мечети (дибир/эфенди/кади). По пятницам он председательствует на заседаниях совета старейшин джамаата. Шариатские суды разбирают мелкие уголовные и брачно-семейные дела, оформляют завещания (подробнее см.: Бобровников: 1999в, 63). Мой опьгг полевой работы в Северном Дагестане показывает, что в основном их деятельность сводится к нотариальным функциям. Наряду с нормами фикха сельские кади вынуждены применять положения российского законодательства, например при оформлении разводов, а также некоторые принципы местного адата. К последнему обращаются, разбирая поземельные тяжбы между колхозниками, ссоры, возникающие из-за пользования оросительными каналами (полевой материал В.О.Бобровникова, собранный в 1992-1997 гт. в Хасавюртовском, Хунзахском, Цумадинском районах РД).

В некоторых крупных горных селениях Дагестана при мечетях из молодежи 20-30-летнего возраста созданы отряды шариатской гвардии, заменившей собой дружинников позднего советского времени. В их функции входит поддержание общественного порядка на улицах, приведение в исполнение приговоров председателя шариатского суда.

Председатели возрожденных шариатских судов нередко входят в состав сельских и районных администраций. Наиболее авторитетные из них участвуют в разборе по адату или шариату участившихся в последнее время поземельных тяжб между селениями. Например, в 1991 г. в Цумадинском районе Дагестана спор за пастбищную гору между селениями Саситли, Кеди и Сильди разбирался с участием М.-С.Абакарова, возглавляющего шариатский суд при соборной мечети г. Хасавюрта, и его коллег С.-Г.Пирмагомедова из с. Агвали и М.-С.Газиева из с. Хуштада. С.-Г.Пирмагомедов представлял Цума- динский район на Съезде народов Дагестана, проходившем в 1992 г.

в Махачкале (полевой материал В.О.Бобровникова, собранный в 1995- 1997 гг. в Цумадинском районе РД).

Почему же шариатское правосудие малоэффективно даже в современном Дагестане? На мой взгляд, причину этого нужно искать в изменении обстановки в регионе под влиянием советских преобразований. Как ни относиться к советскому наследию в истории Северного Кавказа, нельзя не отметить происшедшую здесь при Советской власти секуляризацию общественной организации и правовой культуры. Культурная революция 20-60-х годов дала горцам всеобщую

грамотность и массовую светскую культуру. В то же время основы высокой исламской культуры в горах и на равнине были подорваны. Только в отдельных труднодоступных селениях в Северном и Центральном Дагестане до конца 80-х годов удалось сохранить нелегальные кружки по изучению арабского языка, Корана и основ шариата (Shikhsaidov: 1999, 60). С другой стороны, наследием советских преобразований стала до поры до времени скрытая конфликтность межэтнических, социальных и поземельных отношений в регионе, выступившая наружу в постсоветское время.

см. также материалы выборочных социологических опросов, проводившихся в 1997-2000 гт. в Махачкале Э.Кисриевым и обнаруживших падение числа лиц, относящих себя к мусульманам, с 95 до 82% опрошенных. - Kisriev: 2000, 65).

Читайте также: