Сенат это высший судебный и законодательный орган

Обновлено: 19.05.2024

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Сенат как высший орган государственной власти. 6
1.1. Сенат при Петре 1 Великом (1711 – 1725гг.). 6
1.2. Упадок Сената (1725 – 1762гг.) 12
Глава 2. Реформирование Сената Екатериной II и Павлом I (1762-1801гг.). 18
2.1. Правительствующий Сенат в первой половине XIX век. …22
Глава 3. Сенат – высший судебный орган. 26
3.1. Сенат при Александре II. Судебная реформа. (1855-1881гг.). 26
3.2. Сенат в пореформенной России. (1881-1917гг.). 30
Заключение. 35
Список литературы. 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Сенат как высший орган Государственной власти в Российской Империи.docx

Наименьший урон значение Сената потерпело в области суда. Формально Сенат считался высшею судебною инстанцией, но и здесь, значение его умалялось небывалым до этого влиянием, которое оказывали на решение дел обер-прокуроры и генерал-прокурор, а также широким допущением всеподданнейших жалоб не только на департаменты, но и на общие собрания Сената (жалобы эти подавались рекетмейстеру и им докладывались императрице).

Павел I вступил на престол в ноябре 1796 года. Став императором, он приступил к проведению контрреформ в государственном аппарате. Но положение Сената среди государственных учреждений осталось почти совершенно таким же, каким оно было при Екатерине. Были образованы новые ведомства, дела которых не входили в круг ведения Сената. Восстановление некоторых из коллегий, упраздненных при Екатерине, не повлекло за собою восстановления прежних отношений между ними и Сенатом: они были поручены главным директорам, которые имели личный доклад у императора. Генерал-прокурор, сосредоточив в своей канцелярии небывалое до того времени количество дел, пользовался в этих делах властью почти самодержавною, давление его на Сенат ещё более увеличилось. В этих условиях положение Сената должно было ухудшиться. Но устраняя его от правительственной части, император обратил внимание на другую его деятельность. Сенат оставался по преимуществу судебным местом, но и тут подвергся новым ограничениям: по делам о казённом имуществе он перестал быть высшею инстанцией, дела эти могли быть разрешены лишь именными указами. Несмотря на самые решительные меры к ускорению сенатского производства, возникло страшное обременение Сената судебными делами, которые в это время рассматривались всеми его департаментами.[5]

Прежде, когда Сенат был средоточием не только суда, но и администрации, не могло возникнуть серьезных столкновений казенного интереса с правосудием, так как он был высший блюститель того и другого. Теперь, с образованием администрации в новейшем смысле, со своими особенными интересами, неминуемо должно было возникнуть столкновение между правосудием, представителем которого делался Сенат, с казенными интересами, перешедшими под защиту разных ведомств.

2.1. Правительствующий Сенат в первой половине XIX века.

С приходом Александра I к власти было торжественно провозглашено, что в основе его политики будет строгое соблюдение законов. В изданном 12 марта 1801 г. Манифесте, он объявил, что будет придерживаться политического и правового курса Екатерины II. В мае 1801 г. был создан Негласный комитет, в который входили представители молодого поколения дворянской аристократии, придерживавшиеся либеральных идей и считавшие необходимым реформировать государственное устройство Российской империи.[7]

После определения обязанностей Сената был изменен и его внутренний состав. По учреждении Министерств все министры объявлялись членами Сената, но так как они не всегда были свободны от занятий по своим частям управления и потому не всегда могли присутствовать в Общем Собрании Сената, они не допускались до подписания протоколов по тем делам, на слушаниях которых они не присутствовали и по которым они мнений своих не давали в Сенате. Должность министра Юстиции должна быть нераздельна с должностью генерал-прокурора Сената. Непременными членами, как Общего Собрания Сената, так и его Департаментов назначены были также генерал-губернаторы по делам вверенных им губерний. В определенных законом случаях могли быть призываемы к присутствию Сената и посторонние люди, но с одним только совещательным голосом и по тем именно делам, для которых они призывались.

Судебное значение Сената осталось нетронутым, его судебные департаменты получили дальнейшее развитие. Но сенат, как установление правительственное, не был восстановлен в прежних правах. Его компетенция в этом кругу дел составилась так сказать из отрывочных поручений, не составляющих одного стройного и систематического целого.

В первые годы царствования Императора Александра были упразднены, учрежденные Императором Павлом временные Департаменты: казенных дел, апелляционный и межевой, которые стали не нужными по совершении ими той цели, для которой они были учреждены. В 1805 году число их увеличено присоединением двух новых, вместе с этим прибавлением произведена была перемена и в их названии, так что весь Сенат в окончательном своем виде состоял из следующих 9-ти департаментов: в С.-Петербурге - первый, второй апелляционный, третий апелляционный, четвертый апелляционный (новоучрежденный), пятый уголовный (что прежде 4-й), межевой; в Москве - шестой уголовный (что прежде пятый), седьмой апелляционный, восьмой апелляционный (новоучрежденный); из них 4, 5 и Межевой составляли особенное временное Общее Собрание вместо упраздненного собрания трех временных Департаментов. [3]

Во вторую половину царствование Александра I в сенате также не было произведено никаких существенных перемен, так что он во многом остался не примиренным с прочими установлениями.

Для упрочения и упорядочения государственной власти Николай I повелел провести кодификацию законов. К 1833 году было подготовлено 15 томов нового Свода законов Российской империи, одобренного и утвержденного Государственным советом и царем и введенного в действие с 1 января 1835 года. Николай I отдавал предпочтение составлению нового законодательства о правах сословий. Но, опасаясь новых проявлений недовольства со стороны дворянского общества, а также вследствие Польского мятежа 1830-1831 гг., царь отказался от проведения коренных реформ в государственном и общественном строе.[9]

Свод законов закрепил за Сенатом как его основную функцию - осуществление надзорно-контрольной деятельности над органами государственного управления и формы этой деятельности.

Сенат, оставаясь административным учреждением, становился верховным судилищем империи.

Глава 3. Сенат – высший судебный орган.

3.1. Сенат при Александре II. Судебная реформа. (1855-1881гг.).

Во второй половине XIX века под влиянием экономических, социальным, политических факторов самодержавие вынуждено было провести ряд важнейших реформ. Наиболее важное влияние на систему государственного управления оказали земская, городская и судебная реформы.

Самой последовательной из реформ оказалась судебная, провозгласившая буржуазно- демократические принципы судоустройства и судопроизводства. Ее подготовка началась в конце 1861 года, когда Александр II поручил Государственной канцелярии приступить к разработке "Основных положений преобразования судебной части в России". После обсуждения основных принципов в Государственном совете и одобрения в сентябре 1862 г. царем они были опубликованы и разосланы для отзывов в судебные учреждения, университеты, известным зарубежным юристам, а затем легли в основу разработки судебных уставов.[7]

В августе 1864 г. проекты судебных уставов были вынесены на обсуждение в Государственный совет, одобрены им и 20 ноября утверждены Александром. Судебные уставы предусматривали бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвокатов.

Вводились новые судебные учреждения - коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции: первой являлся окружной суд (обычно в пределах губернии, которая составляла судебный округ), второй - судебная палата, объединявшая несколько судебных округов и состоявшая из уголовного и гражданского департаментов. Для разбора гражданских исков на сумму до 500 руб. и мелких правонарушений учреждался в уездах и городах мировой суд в составе одного судьи, без присяжных заседателей и адвокатов, с упрощенным делопроизводством.[10]

Высшим органом суда и надзора по-прежнему оставался Сенат. Наиболее заметно отразилась на деятельности Сената судебная реформа 1864 г., которая затронула и его функции и организационное устройство.

Судебные уставы превратили в высшие апелляционные инстанции не только Верховный уголовный суд, но и окружные судебные палаты и даже уездных мировых судей. В связи с этим сузилась сфера деятельности Сената как высшего апелляционного органа для прежних местных судов губерний, упразднены почти все соответствующие департаменты, некоторые объединены позднее в единый судебный департамент. По мере распространения судебных уставов на отдельные губернии России закрывались те департаменты Сената, которые являлись высшей апелляционной инстанцией для судов этих губерний. К концу XIX века осталось только два апелляционных департамента – один по уголовным и один по гражданским делам. [11]

Сенат приобрел кассационные функции, в 1866 г. созданы внутри него кассационные уголовный и гражданский департаменты, личный состав которых укреплен прокурорскими чиновниками. На правах высшей кассационной инстанции Сенат стал рассматривать жалобы и протесты на решения местных судов, отменять их в случае обнаруженных нарушений судопроизводства, передавать дела на пересмотр в другие судебные органы.

По своду законов 1857 года, сенат был разделён на 12 департаментов, из которых 7 находились в Санкт-Петербурге, 3 - в Москве и 2 - в Варшаве. В 1872 году московские департаменты были упразднены, а в 1876 году вместе с введением судебной реформы в Царстве Польском - были закрыты и варшавские департаменты.

Одним из важных достижений времен Царской России стал учрежденный при Петре I Сенат, выполнявший функции высшего органа законодательной, исполнительной и судебной власти более 200 лет подряд и упраздненный только в 1917 году после Октябрьской революции. Именно этот Государственный совет заменял правителя во время его длительных отлучек, принимая, согласно оставленной им инструкции, самые ответственные решения.

Сенат при петре 1

История создания государственного органа

История создания государственного органа

Создание Сената при Петре I было обусловлено частыми отлучками государя, вынужденного решать дела государственной важности не только в российской глубинке, но и за рубежом. И если поначалу он поручал выполнение ключевых обязательств своим доверенным лицам, занимавшим высшие посты, то со временем желание держать все под контролем из любой точки земного шара привело к обретению законной формы для временного поручительства и переводу его работы на постоянную основу.

Не стоит думать, будто такое решение было продиктовано желанием царя переложить свои обязанности на бояр, ведь, несмотря на то, что Петр предоставлял им практически неограниченную свободу действий в период временного поручительства, учреждение единого органа управления изначально планировалось как создание дополнительного инструмента для обеспечения абсолютной монархии. Проще говоря, император стремился только к единоличному управлению с расстановкой самых приближенных особ по ключевым государственным постам.

Структура Сената

Структура Сената

Примечательно, что подготовка к созданию высшего правительственного учреждения при Петре I, которое пришло на смену Боярской думе, стартовала еще в 1701 году, ведь тогда государь был вынужден часто отсутствовать на своем посту из-за разгоравшейся Северной войны, развязанной в борьбе за выход к Балтийскому морю. На тот момент предшествующий орган власти практически изжил себя, передав все свои функции во временное учреждение, именуемое Консилией министров.

Сама по себе министерская Консилия представляла собрание лиц, возглавлявших главные ведомства Царской России, явно нуждаясь в упорядочивании, что, собственно, и произошло 2 марта 1711 года, когда был официально утвержден Сенат. Спустя 75 лет, уже во времена правления Екатерины Великой на территории Московского Кремля было возведено здание Сената, названное Сенатским дворцом и сохранившееся до настоящего времени.

Большинство сенаторов для нового органа управления перешло из Консилии, и каждую кандидатуру утверждал лично Петр. В первый состав Сената, утвержденный лично императором, вошли следующие государственные деятели, приближенные к царю:

Граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин.

Князь Григорий Иванович Волконский

  • Граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. Один из многочисленных сподвижников Петра, которому удалось возвысить свой род. Был не только сенатором, но и государевым тайным советником, а также руководил всеми делами РПЦ (Русской православной церкви).
  • Тихон Никитич Стрешнев. Этому боярину выпала честь быть не только приближенным к императорской особе, но и возглавить Москву, став ее первым губернатором. Кроме того, этот видный политический деятель руководил Разрядным приказом вплоть до окончания его существования.
  • Князь Петр Алексеевич Голицын. Эта ключевая фигура может похвастаться многими регалиями и титулами, будучи удостоенным высшей государственной награды Царской России — орденом Андрея Первозванного. Среди прочих достижений — губернаторство в Киеве и в Риге, президентство в Коммерц-коллегии и прочее.
  • Князь Михаил Владимирович Долгоруков, тайный советник Петра, правивший в Казани и Сибири.
  • Князь Григорий Андреевич Племянников, стольник императора, обслуживающий его во время трапезы.
  • Князь Григорий Иванович Волконский. Еще один сподвижник и доверенное лицо Петра I, позже осужденный им же за коррупцию и казнокрадство.
  • Генерал-кригсцальмейстер Михаил Михайлович Самарин, долгое время служивший в Сенате до принужденного отстранения от дел за отсутствие почитания Синода и его атрибутики (обвинение против деятеля было выдвинуто со стороны других действующих сенаторов).
  • Генерал-квартирмейстер Василий Андреевич Апухтин. Служил при царе стряпчим, стольником, принимал участие в составлении нового уложения, а также описывал некоторые административные единицы Русской империи (Курский уезд и прочее).
  • Назарий Петрович Мельницкий, который вел активную государственную деятельность еще до восхождения Петра на престол при Федоре III, будучи посланником в Крыму, а также военачальником в Перми, Чердыни и Соликамске.

Возглавил Сенат Анисим Яковлевич Щукин, ставший его обер-секретарем. Он запомнился тем, что не получал жалованья за первые два года этой службы, в результате чего ему пришлось обратиться с ходатайством к самому государю. То есть все руководящие должности (9+1) занимали исключительно люди, максимально приближенные к Петру, хотя многие из них во время своего правления неоднократно впадали в цареву немилость.

В свою очередь, в подчинение сенаторов входили специально созданные фискальные службы, осуществлявшие дополнительный контроль за коллегиями и наместниками с их помощниками.

При Петре в каждом крупном городе работало несколько таких фискалов, количество которых напрямую зависело от плотности населения. Кроме того, со временем была введена должность генерал-прокурора, контролирующего весь Сенат в целом.

Основные функции

Примечательно, что созданный при Петре I правительствующий Сенат не имел ничего общего с государственными органами, которым довелось появиться в то время за рубежом, представляя собой учреждение, полностью адаптированное под российские особенности и реалии тех лет. Степень власти этого образования соответствовала царской, и сам Петр в своем письменном обращении указывал на недопустимость неповиновения принятым органом решениям.

В свою очередь, на государственное учреждение возлагались не менее серьезные обязательства. Так, в перечень функций Сената при Петре I входили следующие:

  • Полный контроль за всеми государственными доходами и расходами, включая налоговый учет, а также ведение откупов и торговлей.
  • Приведение в исполнение всех судебных функций на высшем уровне.
  • Налаживание крепких дипломатических и союзнических отношений с другими государствами и в первую очередь с ближайшим зарубежьем.
  • Контроль всех органов власти и их чиновников, вне зависимости от уровня, а также проверка качества их функционирования.

 Петр в своем письменном обращении указывал на недопустимость неповиновения

Кроме того, Сенат оставлял за собой право назначать работников во всех государственных учреждениях, а также осуществлять тотальный контроль на местах.

Стоит отметить, что в первые годы орган управления не классифицировал дела на судебные, законодательные и административные, так как любой, пусть даже и самый мелкий запрос, приходил на имя императора, фактически не давая четко обозначенных полномочий сенаторам. Становилось очевидно, что новое формирование нуждалось в преобразовании, которое не заставило себя долго ждать.

Деятельность и интересные факты

Вопреки распространенному мнению Сенат не был серьезно ограничен в вынесении и практической реализации даже самых сложных и непопулярных решений. Другое дело, что вельможам приходилось действовать по своеобразной инструкции, каждый раз оставляемой Петром при отбытии за рубеж, о чем свидетельствуют соответствующие документы, сохранившиеся до настоящего времени.

После их детального изучения историкам удалось восстановить общую картину развития государственного органа и происходящих в нем преобразований. Ключевые моменты, которые освещают события, происходящие в высших чиновничьих кругах того времени:

Указ от 13 марта 1711

После того как Северная война была закончена, Петр стал гораздо меньше отлучаться из России и ее столицы, однако это обстоятельство не стало поводом для упразднения Сената.

Несмотря на то что в 1718 году государем была предпринята попытка создания учреждения коллегий по шведскому образцу, значимость основанного ранее органа, в рамках которого решались самые важные управленческие, судебные и законодательные дела, не вызывало ни малейших сомнений в высших чиновничьих кругах.

Послевоенные события и упразднение

Ликвидация коллегий, которая произошла в 1720 году, только усилила позиции Сената. И особое положение в этом органе практически во все времена занимал институт прокуратуры, созданный государственными деятелями в 1722 году, после чего и обозначилось его структурирование. В этот же период между представителями высших чинов обострились распри, которые заставили Петра искать человека, способного контролировать сенатские заседания и обеспечивать должный порядок во время их проведения.

Сенат в россии

Как показала практика, главенствующий над сенаторами обер-секретарь Анисим Щукин не справлялся с поставленной задачей, поэтому сразу после его кончины эта роль была отведена сменным штабным офицерам гвардии. Со временем Петр стал уделять гораздо больше внимания внутренним делам Империи, особенно в вопросах его законодательства, в связи с чем значимость Сената сильно упала.

Так, уже в 1721 году царь приказал сенаторам не принимать ни единого решения без его личной подписи, чему предшествовало детальное ознакомление с делом. Удивительно, но несколькими годами ранее был повторно принят закон, согласно которому никто не имел права жаловаться государю на Сенат, притом что неповиновение в этом вопросе каралось смертной казнью.

Постоянные изменения происходили и с местоположением государственного органа, который неоднократно переезжал из Москвы в Петербург и обратно, несмотря на то, что с 1714 года он был закреплен на постоянной основе именно за Северной Пальмирой. Что касается окончательной ликвидации Сената, то она произошла только во время Октябрьской революции 1917 года.

1) Сенат - — старик — в Древнем Риме республиканского периода — верховный орган власти . В России 1711—1917 гг. — Правительствующий С. —высший орган государства, подчиненный императору . Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. С первой половины XIX в. высший судебный орган, осуществлял надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. По судебным уставам 864 г. высшая кассационная инстанция . Кроме того, С. — название верхней палаты парламента в ряде современных зарубежных государств, например в США, Италии и др.

2) Сенат - - образованный в 1711 г. при Петре I высший орган государственного управления, обладавший законодательными полномочиями. В состав Сената входили президенты коллегий , генерал-прокурор , а также лица, назначаемые самим монархом. Впоследствии утратил законодательные функции, перешедшие к различным чрезвычайным органам (Верховному Тайному совету, Кабинету министров и т. д.), оставшись лишь высшим судебно-апелляционным учреждением империи.

3) Сенат - в Древнем Риме времен республики верховный орган власти. Утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов, решал вопросы внешней политики, контролировал финансы и соблюдение религиозных ритуалов. Во времена империи значение сената уменьшилось. Он стал собранием представителей знатных семейств, не имеющим серьезного политического влияния.

4) Сенат - - высший законосовещательный орган при царе. Создан Петром Великим и просуществовал в России до 1917 г, уже как высшая судебная инстанция.

5) Сенат - - в России высший орган управления, в ХIХ в. превратился в высший орган суда и надзора . Сенат был учрежден указом Петра I в 1711 г. вместо упраздненной Боярской думы .

6) Сенат - - в России 1711 - 1917 гг. высший гос. орган, подчиненный императору . Учрежден Петром 1 как высший орган по делам законодательства и гос. управления. С 1-й пол. XIX в. орган надзора за деятельностью гос. учреждений и чиновников. По Судебным Уставам 1864 г. высш. кассационная инстанция.

8) Сенат - (латинское sеnatus, от sеnеx - старик), Правительствующий Сенат , высший государственный орган, подчиненный императору . Учреждён Петром I в 1711 как высший орган по делам законодательства и государственного управления, проводил сенаторские ревизии . С 1-й половины 19 в. - высший судебный орган, осуществлял надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. По судебным уставам 1864 - высшая кассационная инстанция. В 1872 в составе С. учреждено Особое присутствие - высший суд по политическим делам, в 1906 образован Верховный уголовный суд . Упразднен декретом от 22.11.1917.

— старик — в Древнем Риме республиканского периода — верховный орган власти . В России 1711—1917 гг. — Правительствующий С. —высший орган государства, подчиненный императору . Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. С первой половины XIX в. высший судебный орган, осуществлял надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. По судебным уставам 864 г. высшая кассационная инстанция . Кроме того, С. — название верхней палаты парламента в ряде современных зарубежных государств, например в США, Италии и др.

- образованный в 1711 г. при Петре I высший орган государственного управления, обладавший законодательными полномочиями. В состав Сената входили президенты коллегий , генерал-прокурор , а также лица, назначаемые самим монархом. Впоследствии утратил законодательные функции, перешедшие к различным чрезвычайным органам (Верховному Тайному совету, Кабинету министров и т. д.), оставшись лишь высшим судебно-апелляционным учреждением империи.

в Древнем Риме времен республики верховный орган власти. Утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов, решал вопросы внешней политики, контролировал финансы и соблюдение религиозных ритуалов. Во времена империи значение сената уменьшилось. Он стал собранием представителей знатных семейств, не имеющим серьезного политического влияния.

- высший законосовещательный орган при царе. Создан Петром Великим и просуществовал в России до 1917 г, уже как высшая судебная инстанция.

- в России высший орган управления, в ХIХ в. превратился в высший орган суда и надзора . Сенат был учрежден указом Петра I в 1711 г. вместо упраздненной Боярской думы .

- в России 1711 - 1917 гг. высший гос. орган, подчиненный императору . Учрежден Петром 1 как высший орган по делам законодательства и гос. управления. С 1-й пол. XIX в. орган надзора за деятельностью гос. учреждений и чиновников. По Судебным Уставам 1864 г. высш. кассационная инстанция.

(латинское sеnatus, от sеnеx - старик), Правительствующий Сенат , высший государственный орган, подчиненный императору . Учреждён Петром I в 1711 как высший орган по делам законодательства и государственного управления, проводил сенаторские ревизии . С 1-й половины 19 в. - высший судебный орган, осуществлял надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. По судебным уставам 1864 - высшая кассационная инстанция. В 1872 в составе С. учреждено Особое присутствие - высший суд по политическим делам, в 1906 образован Верховный уголовный суд . Упразднен декретом от 22.11.1917.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ярославль - город центр Ярославской области (с 1936), на .
Ясак - (тюркское), натуральная подать с народов Поволжья (в 15 .
Ясельничий - (от ясли ящик для корма скота), придворный .
Ятвяги - древнее литовское племя между pp. Неман и Нарев. .
Ять - буква в дореволюционном русском алфавите исключенная из него .
Авункулат - (от лат. avunculus брат матери), широко распространённый .
Авункулокальность - (от лат. avunculus брат матери и locus .
Адопция - (от лат. adoptio усыновление), форма установления родства .
Аккультурация - 1) Адаптация индивидов или групп к какойлибо культуре. .
Амбилинейность - (от лат. ambo оба и linea .

Калиниченко А.В., председатель Туапсинского городского суда Краснодарского края.

В статье рассматривается эволюция высшей судебной власти Российской империи. Анализируются основные этапы становления высшего судебного органа - Сената. Исследуется эволюция надзорных и ревизионных функций Сената. Рассмотрена его юрисдикция как высшей апелляционной инстанции и как кассационной инстанции во второй половине XIX века.

Ключевые слова: суд, процесс, законодательство, Сенат, судебные инстанции, апелляция, кассация, департаменты, судебная практика.

In article is considered evolution high judicial authorities to Russian empire. They are analysed main stages of the formation of the high judicial organ - a Senate. The evolution and revisory function of the Senate are Researched. His jurisdiction is Considered as high appellate location, and as locations in the second half XIX age.

Сенат как орган высшей судебной власти Российской империи прошел более чем за 200-летнюю историю (1711 - 1917 г.) достаточно большую эволюцию. Учрежденный Указом Петра I 22 февраля 1711 г. как высший правительственный орган России, Указом от 2 марта того же года он становится и высшим судебным органом. Несмотря на это, мы не можем утверждать, что он в этот период обладал всей полнотой судебной власти. В большей степени Сенат являлся органом надзора за правосудием, однако даже не в качестве высшей судебной инстанции, а в более общем плане - принимая ежемесячные отчеты о разрешенных делах, "начавшихся по доносам фискалов" , в том числе из Расправной палаты.

ПСЗРИ-1. Т. IV. N 2321.
ПСЗРИ-1. Т. IV. N 2330.
ПСЗРИ-1. Т. V. N 2710.

С созданием судебных инстанций произошло некоторое упорядочение судебной системы . Жалобы и челобитные, поступавшие на имя верховной власти, вынудили Петра I учредить в 1722 г. при Сенате должность рекетмейстера , в обязанности которого входила досудебная подготовка дел, в том числе с помощью экстрактов (кратких выдержек по существу дела), отслеживание движения дел.

ПСЗРИ-1. Т. V. N 2787.
ПСЗРИ-1. Т. VI. N 3877.

Несмотря на создание разветвленной сети судов, созданных в эпоху Петра I, Сенат в период петровских реформ, по существу, так и не стал высшим судом, а только высшей апелляционной инстанцией; а по некоторым категориям дел - первой. Однако и здесь его роль была ничтожной. По подсчетам Д.О. Серова, в 1719 г. Правительствующий сенат не вынес ни единого приговора; в 1721 - восемь; в 1722 - шесть; в 1723 - три, в 1724 - шесть. Из 25 вынесенных Сенатом приговоров и решений за 1720 - 1724 гг., 23 составили приговоры по уголовным делам (в качестве суда первой инстанции), и два - по гражданским делам (в качестве апелляционной инстанции) . Здесь вполне можно согласиться с утверждением о том, что "петровский Сенат воспринимал себя в первую очередь как орган управления" .

Серов Д.О. Судебная реформа Петра I: Историко-правовое исследование. М., 2009. С. 247 - 248.
Там же. С. 246 - 247.

Не вдаваясь в более подробный анализ судебных преобразований Петра I, являвшийся объектом ряда научных исследований , отметим, что, несмотря ни на что, именно в петровскую эпоху были заложены правовые основы формирования высшего суда в Российской империи.

Кавелин К. Основные начала русского судоустройства и гражданского судопроизводства в период времени от Уложения до Учреждения о губерниях. М., 1844; Петровский С.А. О Сенате в царствование Петра Великого: Историко-юридическое исследование. М., 1875; Розенгейм М.П. Очерки истории военно-судных учреждений в России до кончины Петра Великого. СПб., 1878; Дмитриев Ф.М. История судебных инстанций и гражданского апелляционного судопроизводства от Судебника до Учреждения о губерниях. М., 1899; Филиппов А.Н. Правительствующий сенат в царствование Петра Великого // История Правительствующего сената за двести лет 1711 - 1911 гг. СПб., 1911; Бабич М.В. Вышний суд как высшее учреждение петровской эпохи // Петр Великий и его время: Материалы всероссийской научной конференции. СПб, 1999; Смыкалин А.С. Формирование судебной системы в период абсолютизма // Российская юстиция. 2001. N 1; Серов Д.О. Судебная реформа Петра I: Историко-правовое исследование. М., 2009; Хрусталев Л.А. Судебно-правовые реформы Петра I, конец XVII - первая четверть XVIII: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2004 и др.

При Екатерине I, с учреждением Тайного Верховного Совета, значение Сената было нивелировано . Небольшие изменения в статусе верховного суда Российской империи произошли при Анне Иоанновне, и касались порядка апелляционного рассмотрения дел, а также усиления значения рекетмейстера .

См.: Указ "О должности Сената" от 7 марта 1726 г. // ПСЗРИ-1. Т. VII. N 4847.
ПСЗРИ-1. Т. VIII. N 5600; Т. IX. N 7003.

При Елизавете Петровне было выработано правило, согласно которому приговоры, по которым преступники приговаривались к смертной казни, подвергались обязательному утверждению Сената . Усиление ревизионных и надзорных функций Сената прослеживаются и в дальнейших законодательных актах елизаветинской эпохи . Но основная заслуга императрицы все же заключалась в том, что она подняла значение Сената как высшей апелляционной инстанции. В соответствии с Указом от 5 июня 1761 г. решения, принятые Сенатом, апелляционному пересмотру не подлежали.

ПСЗРИ-1. Т. XII. N 9312.
ПСЗРИ-1. Т. XIII. N 9586, 10101, 10113 и др.
ПСЗРИ-1. Т. XV. N 11264.

Царствование императора Петра III было настолько скоротечным, что его вклад в развитие отечественного судебного права практически не виден. Единственно, на что можно обратить внимание, так это на Указ от 22 января 1762 г. об учреждении при Сенате особого Апелляционного департамента в связи с умножением "апелляционных и других челобитчиковых нерешенных дел".

ПСЗРИ-1. Т. XV. N 11422.

Судебные преобразования Екатерины II обычно связывают с Учреждением о губерниях 1775 г., создавших в России довольно сложную судебную систему .

См.: Мигунова Т.Л. Административно-судебная и правовая реформы Екатерины Великой (историко-правовой аспект): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Владимир, 2008; Хрусталев Л.А. Судебно-правовые реформы Петра I, конец XVII - первая четверть XVIII: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2004; Фетищев Д.В. Судебная система России в XVIII веке // Обозреватель. 2008. N 1 (216) и др.

В целом соглашаясь, что эта реформа действительно в какой-то мере упорядочила судебную систему страны, в то же время и сильно ее усложнив, мы не можем не отметить и то обстоятельство, что с самого начала своего царствования (июнь 1762 г.) императрица обратила пристальное внимание и на деятельность высшего суда. 19 июля 1762 г. выходит именной Указ "О не рассматривании Сенату решенных дел" , согласно которому подтверждался его статус как высшей апелляционной инстанции.

ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 11623.

Существенным вкладом в развитие сенатского судебного производства послужил и Манифест от 15 декабря 1763 г. , в соответствии с которым Сенат был разделен на шесть департаментов, двум из которых стали принадлежать только судебные функции. Естественно, что мотивы издания этого Манифеста лежали больше в политической плоскости, особенно учитывая стремление Екатерины II к неограниченной власти. Однако решение, принятое по фактическому отделению судебной власти от иных, было продиктовано, в том числе и стремлением ее упорядочить. В Манифесте, в частности, было указано: "Мы видим, что хотя многие до сего в Империи Нашей для пользы народной и правосудия установлены были разные Государственные и Судебные Правительства, однако оные, по состоянию нынешнего времени, в каком положении Империя Наша находится, весьма недостаточны, что можно наиболее всего усмотреть в Нашем Сенате, в который, не только апелляционные, но и всякого роду дела из всего Государства с требованием резолюции вступают, и который столь отягчен множественным числом оных, что превосходит силы человеческие все оные дела решить в надлежащее время. А как мы все Наше удовольствие единственно в справедливом удовольствии и Пользе Наших верноподданных, то Мы приемля все упомянутые обстоятельства во уважение, за благо рассудили, не только постановить разным Присутственным Судебным правительствам, для скорейшего в делах решения, несколько учредить Департаментов". Из четырех Санкт-Петербургских департаментов апелляционные дела передавались во 2-й, бывший Рекетмейстерский; аналогичные функции возлагались на 6-й департамент, находившийся в Москве.

ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 11989.

Сенатское производство в Сенате, пределы его юрисдикции и подсудности стали объектом и последующих Указов: от 26 января, 29 января, 13 февраля 1764 г. ; 15 ноября 1765 г. , 12 февраля 1766 г. , 19 августа 1784 г. , 28 мая 1786 г. , 18 марта 1791 г. и многих других. Последние выходили уже после реформы 1775 г. Но от этого их роль в становлении высшего суда Российской империи нисколько не умаляется.

ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 12023, 12024, 12026, 12046.
ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 12512.
ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 12569.
ПСЗРИ-1. Т. XXII. N 16045.
ПСЗРИ-1. Т. XXII. N 16397.
ПСЗРИ-1. Т. XXIII. N 16949.

Упорядочение сенатского судопроизводства прослеживается и в Указе Павла I от 27 октября 1800 г. . При Александре I устанавливается порядок предоставления на ревизию дел, связанных с расхищением казенного имущества . Кроме того, в его Указе от 8 сентября 1802 г. указывается: "Сенат есть Верховное место Империи Нашей; имея себе подчиненными все Присутственные места, он, как хранитель законов печется о повсеместном наблюдении правосудия. Ревизия Верховного Суда по делам гражданским, уголовным и межевым принадлежит беспристрастному и нелицемерному его правосудию". Для нас же в данном Указе представляет интерес не только определение места Сената как высшего суда империи, но и подтверждение строгой иерархии судебных инстанций, где Сенату определялась роль высшей: "Сенат не входит в дела апелляционные и следственные, прежде нежели оные придут к нему по порядку".

ПСЗРИ-1. Т. XXVI. N 19622.
ПСЗРИ-1. Т. XXVII. N 20165.
ПСЗРИ-1. Т. XXVII. N 20405.

С учреждением министерств роль Сената была несколько нивелирована. Но это практически не коснулось высшей судебной власти. Проекты ее преобразования прослеживаются со второй половины XVIII века . В начале XIX века реформатор М.М. Сперанский выступил с проектом создания двух Сенатов - Правительствующего и Судебного, который получил одобрение императора Александра I, но так и не был реализован .

ПСЗРИ-1. Т. XXVII. N 20406.
Десницкий С.Е. Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи: С 4 прил. (доложено в заседании Историко-филологического отделения 14 апр. 1904 г.) / Соч. С.Е. Десницкого. СПб., 1905 // Записки Императорской Академии наук по Историко-филологическому отделению Т. 7, N 4; Щербатов М.М. Путешествие в землю Офирскую Г-на С. швецкаго дворянина // Взгляд сквозь столетия: Русская фантастика XVIII и первой половины XIX века. М., 1977; и др.
Ключевский В.О. Император Александр I. М., 1998. С. 41.

Дальнейшие законодательные акты Александра I регулировали: разделение компетенции по производству судебных и следственных действий ; усиление роли апелляционного производства в Сенате ; утверждение императором сенатских приговоров дворянам и чиновникам ; ревизию дел, поступавших из совестных судов ; снижение суммы исков по апелляционным жалобам, подаваемым в Сенат , и другие.

ПСЗРИ-1. Т. XXVII. N 20561.
ПСЗРИ-1. Т. XXIX. N 21605.
ПСЗРИ-1. Т. XXIX. N 21991
ПСЗРИ-1. Т. XXIX. N 22279.
ПСЗРИ-1. Т. XXX. N 23405.

Кроме того, в этот период, в связи с расширением Российской империи, стала наблюдаться и тенденция учета в правоприменительной практике Сената традиционных судебных норм народов вновь приобретенных территорий . Эта тенденция продолжалась и в периоды правления Николая I, Александра I.

См., например: ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 26008; Т. XXIX. N 22712, N 29869; Т. XXXVI. N 28039; Т. XXXIX. N 29725, N 29896; Т. XL. N 29371, N 30272, N 30439; Т. XLI. N 28504; ПСЗРИ-2. Т. VII. N 5459; Т. X. N 7560а; Т. XV. N 13368, N 19413; Т. XVI. N 14852; Т. XVII. N 15428; Т. XXIX. N 28264; Т. XXXIII. N 33279; Т. XXXIV. N 34419.

Итак, начиная с эпохи Петра I высший судебный орган - Сенат - являлся высшей апелляционной и ревизионной инстанцией. По некоторым категориям дел - первой инстанцией. Но его значение как действительно верховного суда империи возросло только с введением в России Судебных уставов 1864 года.

Фактически высшими судебными органами стали с этого времени кассационные департаменты Сената, которые были образованы Указом от 19 марта 1866 г. , а в соответствии с сенатским Указом от 16 апреля 1866 г. открыты с 17 апреля этого же года. Возглавил гражданский кассационный департамент первоприсутствующий Бушуцкий Александр Данилович; сенаторами этого департамента стали Войцехович Алексей Иванович, Любощинский Марк Николаевич, Набоков Дмитрий Николаевич. Уголовный кассационный департамент возглавил первоприсутствующий Карниолин-Пинский Матвей Михайлович; сенаторами уголовного департамента были назначены Арцимович Виктор Антонович, Буцковский Николай Андреевич, Зубов Петр Алексеевич .

ПСЗРИ-2. Т. XLI. N 43130.
ПСЗРИ-2. Т. XLI. N 43198.
ПСЗРИ-2. Т. XLI. N 43198.

Большой объем рассматриваемых в кассационном порядке дел потребовал увеличения числа сенаторов, что последовательно происходило в 1867 , 1868 , 1870 , 1873 , 1877 годы.

ПСЗРИ-2. Т. XLII. N 44399.
ПСЗРИ-2. Т. XLIII. N 46066.
ПСЗРИ-2. Т. XLV. N 48515.
ПСЗРИ-2. Т. LVIII. N 51782.
ПСЗРИ-2. ТТП. N 57471.

Дореволюционными исследователями компетенция кассационных департаментов рассматривалась по двум основаниям: 1)по пространству их действия; 2)по роду предоставленных им дел . В соответствии со ст. ст. 4 и 5 Учреждения судебных установлений "ведомство Правительствующего сената в отношении к судебной части распространяется на всю империю" .

См.: Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Т. III. СПб., 1883.
ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41475.

Дела, подведомственные кассационным департаментам, разделялись на три категории: 1) рассмотрение кассационных жалоб и протестов; 2) судебное производство в качестве судов первой инстанции; 3) надзор за судебными установлениями .

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41475. Ст. 114.

Законодателем была четко определена подсудность кассационных департаментов, которые являлись высшей кассационной инстанцией для общих и мировых судов. Устанавливалось, что для окончательного разрешения спорных вопросов о подсудности, а также для уяснения смысла применяемых норм материального права или обсуждения вопросов, "разрешаемых неоднообразно в разных судебных местах, или же возбуждающих на практике сомнения", составляется Общее собрание Первого и Кассационных департаментов Сената .

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41475. Ст. 117.

Компетенция уголовного и гражданского кассационных департаментов различалась. В уголовный кассационный департамент поступали жалобы и протесты на окончательные приговоры окружных судов и судебных палат, а также представления о возобновлении уголовных дел .

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41476. Ст. ст. 905, 934.

В качестве суда первой инстанции уголовный кассационный департамент рассматривал дела о преступлениях по должности чиновников V и выше класса . Кроме того, сюда же подавались апелляционные отзывы и протесты на приговоры судебных палат, постановленные без участия присяжных заседателей .

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41476. Ст. 1076.
ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41476. Ст. 1213.17.

С 1868 г. уголовный кассационный департамент, не ограничиваясь рассмотрением отдельных случаев, относящихся к его компетенции, обратился к предоставленному ему законом праву разъяснения особенно важных вопросов для всеобщего сведения путем издания циркулярных указов . В дальнейшем эта практика была распространена на гражданский кассационный департамент, общие собрания департаментов и соединенные присутствия первого и кассационных департаментов Сената.

Сборник циркулярных указов кассационных департаментов, Общего оных собрания и Соединенного присутствия I и кассационных департаментов Правительствующего сената за 1868 - 1880 гг. СПб., 1880.

Компетенция гражданского кассационного департамента была определена Уставом гражданского судопроизводства, которым устанавливались правила отмены в особом порядке: просьбы о кассации решений; о пересмотре решений; просьбы не участвовавших в деле лиц .

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41477. Ст. ст. 185, 792.

В определенных законом случаях составлялось общее собрание первого и кассационных департаментов, в которых рассматривались апелляционные отзывы и протесты на приговоры уголовного кассационного департамента по делам о преступлениях по должности ; кассационные жалобы и протесты на приговоры особого присутствия Правительствующего сената по делам о государственных преступлениях ; "пререкания" о подсудности между судами гражданского и военного или духовного ведомства . Кроме того, соединенным присутствием 1-го и кассационных департаментов Сената рассматривались и "пререкания" по подсудности между судебными палатами и мировыми съездами.

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41476. Ст. 1113.
ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41476. Ст. 1061.7.
Ивановский В. Государственное право // Известия и ученые записки Казанского университета. 1896. N 8.

Еще одним из направлений деятельности кассационных департаментов Сената являлся надзор за судебными местами и должностными лицами судебного ведомства . В этом плане представляет интерес Указ от 20 мая 1885 г. , в соответствии с которым конкретизировались права высшего дисциплинарного присутствия, устанавливались правила привлечения судейских чиновников к дисциплинарной ответственности, в том числе к отстранению от должности.

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41475. Ст. 249.
ПСЗРИ-3. Т. V. N 2959.

Кассационным департаментам Сената принадлежало и право разъяснения законов ; принятые решения публиковались для всеобщего сведения для руководства к единообразному истолкованию и применению законов .

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41476. Ст. 933; ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41477. Ст. 815.
Ивановский В. Государственное право // Известия и ученые записки Казанского университета. 1896. N 8. С. 53.

Кассационные разъяснения норм процессуального и материального права привели к концу 1870-х гг. к тому, что основная задача кассационного Сената - водворение и упрочение нового судебного строя - была выполнена успешно . Кассационные департаменты Сената, фактически являясь верховным судом, сыграли значительную роль в утверждении новых судебных форм судопроизводства, созданных реформой 1864 г.

Гогель С.К. Правительствующий сенат в XIX столетии. СПб., 1911. С. 192.

В таком практически неизменном виде Сенат как орган высшей судебной власти Российской империи просуществовал до 1917 года.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Калиниченко А.В., председатель Туапсинского городского суда Краснодарского края.

В статье рассматривается эволюция высшей судебной власти Российской империи. Анализируются основные этапы становления высшего судебного органа - Сената. Исследуется эволюция надзорных и ревизионных функций Сената. Рассмотрена его юрисдикция как высшей апелляционной инстанции и как кассационной инстанции во второй половине XIX века.

Ключевые слова: суд, процесс, законодательство, Сенат, судебные инстанции, апелляция, кассация, департаменты, судебная практика.

In article is considered evolution high judicial authorities to Russian empire. They are analysed main stages of the formation of the high judicial organ - a Senate. The evolution and revisory function of the Senate are Researched. His jurisdiction is Considered as high appellate location, and as locations in the second half XIX age.

Сенат как орган высшей судебной власти Российской империи прошел более чем за 200-летнюю историю (1711 - 1917 г.) достаточно большую эволюцию. Учрежденный Указом Петра I 22 февраля 1711 г. как высший правительственный орган России, Указом от 2 марта того же года он становится и высшим судебным органом. Несмотря на это, мы не можем утверждать, что он в этот период обладал всей полнотой судебной власти. В большей степени Сенат являлся органом надзора за правосудием, однако даже не в качестве высшей судебной инстанции, а в более общем плане - принимая ежемесячные отчеты о разрешенных делах, "начавшихся по доносам фискалов" , в том числе из Расправной палаты.

ПСЗРИ-1. Т. IV. N 2321.
ПСЗРИ-1. Т. IV. N 2330.
ПСЗРИ-1. Т. V. N 2710.

С созданием судебных инстанций произошло некоторое упорядочение судебной системы . Жалобы и челобитные, поступавшие на имя верховной власти, вынудили Петра I учредить в 1722 г. при Сенате должность рекетмейстера , в обязанности которого входила досудебная подготовка дел, в том числе с помощью экстрактов (кратких выдержек по существу дела), отслеживание движения дел.

ПСЗРИ-1. Т. V. N 2787.
ПСЗРИ-1. Т. VI. N 3877.

Несмотря на создание разветвленной сети судов, созданных в эпоху Петра I, Сенат в период петровских реформ, по существу, так и не стал высшим судом, а только высшей апелляционной инстанцией; а по некоторым категориям дел - первой. Однако и здесь его роль была ничтожной. По подсчетам Д.О. Серова, в 1719 г. Правительствующий сенат не вынес ни единого приговора; в 1721 - восемь; в 1722 - шесть; в 1723 - три, в 1724 - шесть. Из 25 вынесенных Сенатом приговоров и решений за 1720 - 1724 гг., 23 составили приговоры по уголовным делам (в качестве суда первой инстанции), и два - по гражданским делам (в качестве апелляционной инстанции) . Здесь вполне можно согласиться с утверждением о том, что "петровский Сенат воспринимал себя в первую очередь как орган управления" .

Серов Д.О. Судебная реформа Петра I: Историко-правовое исследование. М., 2009. С. 247 - 248.
Там же. С. 246 - 247.

Не вдаваясь в более подробный анализ судебных преобразований Петра I, являвшийся объектом ряда научных исследований , отметим, что, несмотря ни на что, именно в петровскую эпоху были заложены правовые основы формирования высшего суда в Российской империи.

Кавелин К. Основные начала русского судоустройства и гражданского судопроизводства в период времени от Уложения до Учреждения о губерниях. М., 1844; Петровский С.А. О Сенате в царствование Петра Великого: Историко-юридическое исследование. М., 1875; Розенгейм М.П. Очерки истории военно-судных учреждений в России до кончины Петра Великого. СПб., 1878; Дмитриев Ф.М. История судебных инстанций и гражданского апелляционного судопроизводства от Судебника до Учреждения о губерниях. М., 1899; Филиппов А.Н. Правительствующий сенат в царствование Петра Великого // История Правительствующего сената за двести лет 1711 - 1911 гг. СПб., 1911; Бабич М.В. Вышний суд как высшее учреждение петровской эпохи // Петр Великий и его время: Материалы всероссийской научной конференции. СПб, 1999; Смыкалин А.С. Формирование судебной системы в период абсолютизма // Российская юстиция. 2001. N 1; Серов Д.О. Судебная реформа Петра I: Историко-правовое исследование. М., 2009; Хрусталев Л.А. Судебно-правовые реформы Петра I, конец XVII - первая четверть XVIII: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2004 и др.

При Екатерине I, с учреждением Тайного Верховного Совета, значение Сената было нивелировано . Небольшие изменения в статусе верховного суда Российской империи произошли при Анне Иоанновне, и касались порядка апелляционного рассмотрения дел, а также усиления значения рекетмейстера .

См.: Указ "О должности Сената" от 7 марта 1726 г. // ПСЗРИ-1. Т. VII. N 4847.
ПСЗРИ-1. Т. VIII. N 5600; Т. IX. N 7003.

При Елизавете Петровне было выработано правило, согласно которому приговоры, по которым преступники приговаривались к смертной казни, подвергались обязательному утверждению Сената . Усиление ревизионных и надзорных функций Сената прослеживаются и в дальнейших законодательных актах елизаветинской эпохи . Но основная заслуга императрицы все же заключалась в том, что она подняла значение Сената как высшей апелляционной инстанции. В соответствии с Указом от 5 июня 1761 г. решения, принятые Сенатом, апелляционному пересмотру не подлежали.

ПСЗРИ-1. Т. XII. N 9312.
ПСЗРИ-1. Т. XIII. N 9586, 10101, 10113 и др.
ПСЗРИ-1. Т. XV. N 11264.

Царствование императора Петра III было настолько скоротечным, что его вклад в развитие отечественного судебного права практически не виден. Единственно, на что можно обратить внимание, так это на Указ от 22 января 1762 г. об учреждении при Сенате особого Апелляционного департамента в связи с умножением "апелляционных и других челобитчиковых нерешенных дел".

ПСЗРИ-1. Т. XV. N 11422.

Судебные преобразования Екатерины II обычно связывают с Учреждением о губерниях 1775 г., создавших в России довольно сложную судебную систему .

См.: Мигунова Т.Л. Административно-судебная и правовая реформы Екатерины Великой (историко-правовой аспект): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Владимир, 2008; Хрусталев Л.А. Судебно-правовые реформы Петра I, конец XVII - первая четверть XVIII: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2004; Фетищев Д.В. Судебная система России в XVIII веке // Обозреватель. 2008. N 1 (216) и др.

В целом соглашаясь, что эта реформа действительно в какой-то мере упорядочила судебную систему страны, в то же время и сильно ее усложнив, мы не можем не отметить и то обстоятельство, что с самого начала своего царствования (июнь 1762 г.) императрица обратила пристальное внимание и на деятельность высшего суда. 19 июля 1762 г. выходит именной Указ "О не рассматривании Сенату решенных дел" , согласно которому подтверждался его статус как высшей апелляционной инстанции.

ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 11623.

Существенным вкладом в развитие сенатского судебного производства послужил и Манифест от 15 декабря 1763 г. , в соответствии с которым Сенат был разделен на шесть департаментов, двум из которых стали принадлежать только судебные функции. Естественно, что мотивы издания этого Манифеста лежали больше в политической плоскости, особенно учитывая стремление Екатерины II к неограниченной власти. Однако решение, принятое по фактическому отделению судебной власти от иных, было продиктовано, в том числе и стремлением ее упорядочить. В Манифесте, в частности, было указано: "Мы видим, что хотя многие до сего в Империи Нашей для пользы народной и правосудия установлены были разные Государственные и Судебные Правительства, однако оные, по состоянию нынешнего времени, в каком положении Империя Наша находится, весьма недостаточны, что можно наиболее всего усмотреть в Нашем Сенате, в который, не только апелляционные, но и всякого роду дела из всего Государства с требованием резолюции вступают, и который столь отягчен множественным числом оных, что превосходит силы человеческие все оные дела решить в надлежащее время. А как мы все Наше удовольствие единственно в справедливом удовольствии и Пользе Наших верноподданных, то Мы приемля все упомянутые обстоятельства во уважение, за благо рассудили, не только постановить разным Присутственным Судебным правительствам, для скорейшего в делах решения, несколько учредить Департаментов". Из четырех Санкт-Петербургских департаментов апелляционные дела передавались во 2-й, бывший Рекетмейстерский; аналогичные функции возлагались на 6-й департамент, находившийся в Москве.

ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 11989.

Сенатское производство в Сенате, пределы его юрисдикции и подсудности стали объектом и последующих Указов: от 26 января, 29 января, 13 февраля 1764 г. ; 15 ноября 1765 г. , 12 февраля 1766 г. , 19 августа 1784 г. , 28 мая 1786 г. , 18 марта 1791 г. и многих других. Последние выходили уже после реформы 1775 г. Но от этого их роль в становлении высшего суда Российской империи нисколько не умаляется.

ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 12023, 12024, 12026, 12046.
ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 12512.
ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 12569.
ПСЗРИ-1. Т. XXII. N 16045.
ПСЗРИ-1. Т. XXII. N 16397.
ПСЗРИ-1. Т. XXIII. N 16949.

Упорядочение сенатского судопроизводства прослеживается и в Указе Павла I от 27 октября 1800 г. . При Александре I устанавливается порядок предоставления на ревизию дел, связанных с расхищением казенного имущества . Кроме того, в его Указе от 8 сентября 1802 г. указывается: "Сенат есть Верховное место Империи Нашей; имея себе подчиненными все Присутственные места, он, как хранитель законов печется о повсеместном наблюдении правосудия. Ревизия Верховного Суда по делам гражданским, уголовным и межевым принадлежит беспристрастному и нелицемерному его правосудию". Для нас же в данном Указе представляет интерес не только определение места Сената как высшего суда империи, но и подтверждение строгой иерархии судебных инстанций, где Сенату определялась роль высшей: "Сенат не входит в дела апелляционные и следственные, прежде нежели оные придут к нему по порядку".

ПСЗРИ-1. Т. XXVI. N 19622.
ПСЗРИ-1. Т. XXVII. N 20165.
ПСЗРИ-1. Т. XXVII. N 20405.

С учреждением министерств роль Сената была несколько нивелирована. Но это практически не коснулось высшей судебной власти. Проекты ее преобразования прослеживаются со второй половины XVIII века . В начале XIX века реформатор М.М. Сперанский выступил с проектом создания двух Сенатов - Правительствующего и Судебного, который получил одобрение императора Александра I, но так и не был реализован .

ПСЗРИ-1. Т. XXVII. N 20406.
Десницкий С.Е. Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи: С 4 прил. (доложено в заседании Историко-филологического отделения 14 апр. 1904 г.) / Соч. С.Е. Десницкого. СПб., 1905 // Записки Императорской Академии наук по Историко-филологическому отделению Т. 7, N 4; Щербатов М.М. Путешествие в землю Офирскую Г-на С. швецкаго дворянина // Взгляд сквозь столетия: Русская фантастика XVIII и первой половины XIX века. М., 1977; и др.
Ключевский В.О. Император Александр I. М., 1998. С. 41.

Дальнейшие законодательные акты Александра I регулировали: разделение компетенции по производству судебных и следственных действий ; усиление роли апелляционного производства в Сенате ; утверждение императором сенатских приговоров дворянам и чиновникам ; ревизию дел, поступавших из совестных судов ; снижение суммы исков по апелляционным жалобам, подаваемым в Сенат , и другие.

ПСЗРИ-1. Т. XXVII. N 20561.
ПСЗРИ-1. Т. XXIX. N 21605.
ПСЗРИ-1. Т. XXIX. N 21991
ПСЗРИ-1. Т. XXIX. N 22279.
ПСЗРИ-1. Т. XXX. N 23405.

Кроме того, в этот период, в связи с расширением Российской империи, стала наблюдаться и тенденция учета в правоприменительной практике Сената традиционных судебных норм народов вновь приобретенных территорий . Эта тенденция продолжалась и в периоды правления Николая I, Александра I.

См., например: ПСЗРИ-1. Т. XVI. N 26008; Т. XXIX. N 22712, N 29869; Т. XXXVI. N 28039; Т. XXXIX. N 29725, N 29896; Т. XL. N 29371, N 30272, N 30439; Т. XLI. N 28504; ПСЗРИ-2. Т. VII. N 5459; Т. X. N 7560а; Т. XV. N 13368, N 19413; Т. XVI. N 14852; Т. XVII. N 15428; Т. XXIX. N 28264; Т. XXXIII. N 33279; Т. XXXIV. N 34419.

Итак, начиная с эпохи Петра I высший судебный орган - Сенат - являлся высшей апелляционной и ревизионной инстанцией. По некоторым категориям дел - первой инстанцией. Но его значение как действительно верховного суда империи возросло только с введением в России Судебных уставов 1864 года.

Фактически высшими судебными органами стали с этого времени кассационные департаменты Сената, которые были образованы Указом от 19 марта 1866 г. , а в соответствии с сенатским Указом от 16 апреля 1866 г. открыты с 17 апреля этого же года. Возглавил гражданский кассационный департамент первоприсутствующий Бушуцкий Александр Данилович; сенаторами этого департамента стали Войцехович Алексей Иванович, Любощинский Марк Николаевич, Набоков Дмитрий Николаевич. Уголовный кассационный департамент возглавил первоприсутствующий Карниолин-Пинский Матвей Михайлович; сенаторами уголовного департамента были назначены Арцимович Виктор Антонович, Буцковский Николай Андреевич, Зубов Петр Алексеевич .

ПСЗРИ-2. Т. XLI. N 43130.
ПСЗРИ-2. Т. XLI. N 43198.
ПСЗРИ-2. Т. XLI. N 43198.

Большой объем рассматриваемых в кассационном порядке дел потребовал увеличения числа сенаторов, что последовательно происходило в 1867 , 1868 , 1870 , 1873 , 1877 годы.

ПСЗРИ-2. Т. XLII. N 44399.
ПСЗРИ-2. Т. XLIII. N 46066.
ПСЗРИ-2. Т. XLV. N 48515.
ПСЗРИ-2. Т. LVIII. N 51782.
ПСЗРИ-2. ТТП. N 57471.

Дореволюционными исследователями компетенция кассационных департаментов рассматривалась по двум основаниям: 1)по пространству их действия; 2)по роду предоставленных им дел . В соответствии со ст. ст. 4 и 5 Учреждения судебных установлений "ведомство Правительствующего сената в отношении к судебной части распространяется на всю империю" .

См.: Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Т. III. СПб., 1883.
ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41475.

Дела, подведомственные кассационным департаментам, разделялись на три категории: 1) рассмотрение кассационных жалоб и протестов; 2) судебное производство в качестве судов первой инстанции; 3) надзор за судебными установлениями .

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41475. Ст. 114.

Законодателем была четко определена подсудность кассационных департаментов, которые являлись высшей кассационной инстанцией для общих и мировых судов. Устанавливалось, что для окончательного разрешения спорных вопросов о подсудности, а также для уяснения смысла применяемых норм материального права или обсуждения вопросов, "разрешаемых неоднообразно в разных судебных местах, или же возбуждающих на практике сомнения", составляется Общее собрание Первого и Кассационных департаментов Сената .

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41475. Ст. 117.

Компетенция уголовного и гражданского кассационных департаментов различалась. В уголовный кассационный департамент поступали жалобы и протесты на окончательные приговоры окружных судов и судебных палат, а также представления о возобновлении уголовных дел .

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41476. Ст. ст. 905, 934.

В качестве суда первой инстанции уголовный кассационный департамент рассматривал дела о преступлениях по должности чиновников V и выше класса . Кроме того, сюда же подавались апелляционные отзывы и протесты на приговоры судебных палат, постановленные без участия присяжных заседателей .

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41476. Ст. 1076.
ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41476. Ст. 1213.17.

С 1868 г. уголовный кассационный департамент, не ограничиваясь рассмотрением отдельных случаев, относящихся к его компетенции, обратился к предоставленному ему законом праву разъяснения особенно важных вопросов для всеобщего сведения путем издания циркулярных указов . В дальнейшем эта практика была распространена на гражданский кассационный департамент, общие собрания департаментов и соединенные присутствия первого и кассационных департаментов Сената.

Сборник циркулярных указов кассационных департаментов, Общего оных собрания и Соединенного присутствия I и кассационных департаментов Правительствующего сената за 1868 - 1880 гг. СПб., 1880.

Компетенция гражданского кассационного департамента была определена Уставом гражданского судопроизводства, которым устанавливались правила отмены в особом порядке: просьбы о кассации решений; о пересмотре решений; просьбы не участвовавших в деле лиц .

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41477. Ст. ст. 185, 792.

В определенных законом случаях составлялось общее собрание первого и кассационных департаментов, в которых рассматривались апелляционные отзывы и протесты на приговоры уголовного кассационного департамента по делам о преступлениях по должности ; кассационные жалобы и протесты на приговоры особого присутствия Правительствующего сената по делам о государственных преступлениях ; "пререкания" о подсудности между судами гражданского и военного или духовного ведомства . Кроме того, соединенным присутствием 1-го и кассационных департаментов Сената рассматривались и "пререкания" по подсудности между судебными палатами и мировыми съездами.

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41476. Ст. 1113.
ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41476. Ст. 1061.7.
Ивановский В. Государственное право // Известия и ученые записки Казанского университета. 1896. N 8.

Еще одним из направлений деятельности кассационных департаментов Сената являлся надзор за судебными местами и должностными лицами судебного ведомства . В этом плане представляет интерес Указ от 20 мая 1885 г. , в соответствии с которым конкретизировались права высшего дисциплинарного присутствия, устанавливались правила привлечения судейских чиновников к дисциплинарной ответственности, в том числе к отстранению от должности.

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41475. Ст. 249.
ПСЗРИ-3. Т. V. N 2959.

Кассационным департаментам Сената принадлежало и право разъяснения законов ; принятые решения публиковались для всеобщего сведения для руководства к единообразному истолкованию и применению законов .

ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41476. Ст. 933; ПСЗРИ-2. Т. XXXIX. N 41477. Ст. 815.
Ивановский В. Государственное право // Известия и ученые записки Казанского университета. 1896. N 8. С. 53.

Кассационные разъяснения норм процессуального и материального права привели к концу 1870-х гг. к тому, что основная задача кассационного Сената - водворение и упрочение нового судебного строя - была выполнена успешно . Кассационные департаменты Сената, фактически являясь верховным судом, сыграли значительную роль в утверждении новых судебных форм судопроизводства, созданных реформой 1864 г.

Гогель С.К. Правительствующий сенат в XIX столетии. СПб., 1911. С. 192.

В таком практически неизменном виде Сенат как орган высшей судебной власти Российской империи просуществовал до 1917 года.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: