Санитарные системы на судах это

Обновлено: 16.05.2024

Основное назначение систем бытового водоснабжения и сточных — снабжать экипаж и пассажиров водой для бытовых нужд, а также удалять с судна нечистоты и загрязненные (сточные) воды. Эти системы наиболее сложны на пассажирских и туристических судах, где должны быть созданы максимальные удобства для большого числа пассажиров.

Системы водоснабжения и сточные должны проектироваться в соответствии с требованиями Санитарных правил для морских судов СССР и отраслевых стандартов. Особые требования предъявляются к качеству и условиям хранения пресной воды на судах. Норма расхода питьевой воды на одного человека для судов первой категории составляет 50 л/сут, второй категории — 40 л/сут. Расход мытьевой воды на человека для судов первой категории — 100 л/сут, второй категории — 90 л/сут.

Для питья допускается опресненная вода, полученная из морской воды в опреснительных установках. Дистиллированная вода перед использованием в качестве питьевой минерализуется для придания ей необходимых вкусовых качеств. Запасы пресной воды на судне кондиционируются в специальных установках и аппаратах.

Системы бытового водоснабжения. В зависимости от вида используемой воды различают системы бытовой пресной воды и бытовой забортной воды. Система бытовой пресной воды предназначена для приема, хранения и подачи пресной воды к местам потребления для питья, приготовления пищи, мытья посуды, стирки, удовлетворения гигиенических потребностей экипажа и пассажиров и т. п. Система бытовой забортной воды служит для приема и подачи забортной воды к местам потребления для промывки бытовых устройств туалетов, трубопроводов сточных систем, мытья палуб и т. п.

По назначению системы бытовой пресной воды делятся на системы питьевой и мытьевой воды. Существуют и единые системы бытовой пресной воды. В этом случае потребители обеих систем обеспечиваются питьевой водой, что позволяет значительно сократить общую длину трубопроводов, количество арматуры и цистерн.

Система питьевой воды монтируется независимо от систем мытьевой и забортной воды. Питьевая вода хранится в цистернах, изготовленных из нержавеющей стали или имеющих антикоррозионные покрытия, разрешенные Минздравом СССР. На судне должно быть не менее двух цистерн (из-за поочередной периодической чистки). Пресная вода насосами подается из запасных цистерн к местам потребления.

Чтобы предохранить воду от нагревания и порчи, запасные цистерны размещают в удаленных от источников тепла местах. Трубопровод питьевой воды изготовляют из стальных оцинкованных труб. Система питьевой воды должна быть совершенно автономной и использование ее трубопроводов, насосов и цистерн для других целей, а также размещение цистерн питьевой воды в междудонных пространствах категорически запрещаются.

На рис. 5.61 приведена схема системы питьевой воды.



Рис. 5.61. Схема системы питьевой воды



Рис. 5.62. Схема системы мытьевой воды

Пресная вода на автономное плавание принимается от береговых источников через палубную втулку 6 в запасную цистерну 4, оборудованную воздушной трубой б и указательной колонкой 3. Из цистерны вода через приемную сетку 2 забирается ручным насосом 1 и направляется в расходные цистерны 7 и 8, снабженные воздушными трубами 9 и указательными колонками 10. Вода расходуется через самозапорные концевые краны 11 или через водоразборный кран 12.

Система мытьевой воды оборудуется пневмоцистерной, позволяющей автоматически пускать и останавливать насос. Мытьевая вода хранится на судне в запасных цистернах, откуда подается к местам потребления. Вместимость расходных цистерн колеблется от 2 до 3 м 3 .

Схема системы мытьевой воды приведена на рис. 5.62.

Вода в запасную цистерну 1, оборудованную воздушной трубой 2, принимается через палубную втулку 3. Из запасной цистерны вода одним из центробежных насосов 4 закачивается в пневмоцистерну 7. Система оборудована манометром 6, мановакуумметром 5 и нагревателем воды 8.

Система забортной воды отличается от системы мытьевой воды отсутствием запасных цистерн, так как вода к насосу подается непосредственно из-за борта. Забортная вода принимается, как правило, через кингстон и приемную трубу и перекачивается насосом в пневмоцистерну, откуда подается к местам потребления. Система забортной воды обычно выполняется автономной. В качестве резервного средства питания потребителей системы забортной воды помимо пневмоцистерны иногда предусматривается подача воды от напорной трубы пожарного насоса через редукционный клапан, понижающий давление, максимальная величина которого для систем бытового водоснабжения не должна превышать 0,65 МПа.

На рис. 5.63 приведена схема системы бытовой забортной воды.

Вода поступает к электронасосу 5 через приемный кингстон 4 и фильтр 3. Пневмоцистерна 6 оборудована предохранительным клапаном 7. Резервная подача забортной воды от другой системы (например, пожарной) производится по трубопроводу 8 через редукционный клапан Р. Для контроля работы насоса установлены мановакуумметр 2 и манометр 1.



Рис. 5.63. Схема системы бытовой забортной воды



Рис. 5.64. Пневмоцистерна с разъемным фланцем по днищу
1 — клапан слива; 2 — фланец к расходному трубопроводу; 3 — указательная колонка; 4 — обечайка; 5 — манометр; 6 — невозвратно-запорный клапан подвода воздуха; 7 — реле давления; 8 — глухой фланец; 9 — днище

Производительность насосов должна определяться по максимальному расчетному часовому расходу воды, принятому из суточного баланса наиболее загруженного дня недели.

Важным элементом системы водоснабжения является пневмоцистерна (гидрофор), общий вид которой приведен на рис. 5.64.

Внимание! С 1 января 2021 года действует механизм "регуляторной гильотины". По общему правилу в рамках государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, вступивших в силу до 1 января 2020 года, а также в правовых актах исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР. Несоблюдение таких требований не может являться основанием для привлечения к административной ответственности (см. Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-.

2.5.2. Водный транспорт

Документ или орган, утвердивший санитарные требования

Внимание! Срок действия документа ограничен 01.01.2027

Об основных положениях вступивших в действие санитарных правил см. Информацию Роспотребнадзора

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44

Методические рекомендации МР 3.1/2.1.0201-20 "Рекомендации по проведению профилактических мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для судоходных компаний, осуществляющих деятельность в сфере пассажирских перевозок внутренним водным транспортом"

Главный государственный санитарный врач РФ 10.07.2020

Временные рекомендации, направленные на безопасное функционирование морского и внутреннего водного транспорта в условиях COVID-19

Минтранс России 25.05.2020

Руководство для рыбопромысловых компаний "Предупреждение распространения COVID-19"

Методические рекомендации МР 3.1/2.5.0172/4-20 "Рекомендации по организации работы транспорта и транспортных предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19"

Роспотребнадзор (письмо от 20.04.2020 N 02/7373-2020-32)

Дополнительные разъяснения о порядке изоляции членов экипажей морского (речного) транспорта и водителей грузовых автотранспортных средств

Роспотребнадзор (письмо от 29.04.2020 N 02/8280-2020-32)

Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019

Внимание! При применении постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 также см. >>>

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7

Инструкция по санитарной обработке технологического оборудования на рыбообрабатывающих предприятиях и судах

Минздрав СССР 27.03.1984 N 2981-84, Минрыбхоз СССР 13.02.1984

Инструктивно-методические указания по гигиеническому контролю за эксплуатацией систем кондиционирования воздуха на судах

Минздрав СССР 24.09.1974 N 1182-74

Главный государственный санитарный врач РФ 29.06.2003

Методические указания по дезинфекции озоном воды и систем водоснабжения судов

Минздрав СССР 22.07.1988 N 4684-88

Методические указания по осуществлению государственного санитарного надзора за судовыми установками очистки и обеззараживания сточных вод

Минздрав СССР 05.03.1987 N 4260-87

Методические указания по определению и гигиенической регламентации электромагнитных полей, создаваемых береговыми и судовыми радиолокационными станциями

Методика определения составляющих параметров микроклимата по заданному значению результирующей температуры (°РТ)

Минздрав СССР 21.08.1985 N 3924-85

Методические указания по организации и проведению санитарно-гигиенического надзора при перевозке и перегрузке пылящих навалочных грузов в портах

Минздрав СССР 10.12.1984 N 3169-84

Методические указания по организации и проведению текущего санитарного надзора за эксплуатируемыми судами и другими плавучими средствами

Минздрав СССР 20.12.1982 N 2639-82

Методические указания по предупредительному санитарному надзору при проектировании, строительстве, переоборудовании и приемке в эксплуатацию судов морского, смешанного и внутреннего плавания СССР и других объектов и сооружений, приравненных к ним

Минздрав СССР 30.03.1981 N 2375-81

Методические указания по санитарно-гигиеническому контролю за эксплуатацией судовых плавательных бассейнов

Минздрав СССР 27.12.1979 N 2117-79

Методические указания по гигиене хозяйственно-питьевого водоснабжения морских судов

Минздрав СССР 09.04.1979 N 1975-79

Методические указания по проведению санитарно-химических исследований воздушной среды судовых помещений, оборудованных полимерными материалами

Минздрав СССР 28.11.1978 N 1939-78

Методические указания по гигиене водоснабжения транспортных судов внутреннего плавания

Минздрав СССР 27.02.1973 N 1006-73

Методические указания по вопросам изучения фактического питания плавсостава на судах и разработке мероприятий по его рационализации

Читайте также: