Решение суда о взыскании сумм адресной социальной помощи на основании социального контракта

Обновлено: 04.05.2024

Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в целях стимулирования активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Социальный контракт – это соглашение, которое заключено между гражданином и Управлением социальной политики по месту жительства или месту пребывания гражданина, в соответствии с которым:

  • Управление обязуется оказать семье государственную социальную помощь;
  • гражданин обязуется реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

В период действия социального контракта гражданин в срок, определенный социальным контрактом, должен представлять в Управление информацию о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с приложением соответствующих документов, в том числе о расходах.

В случае невыполнения заявителем условий социального контракта и (или) мероприятий, предусмотренных его программой социальной адаптации, Управление социальной политики прекращает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Условия предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта:

Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим многодетным семьям при соблюдении условий, вышеуказанных в пунктах 1 - 4 , а также при соблюдении следующих условий:

  1. малоимущая многодетная семья не имеет в собственности жилых помещений, являющихся в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации объектами жилищных прав, либо имеет в собственности не более двух таких жилых помещений;
  2. малоимущая многодетная семья не имеет в собственности земельных участков, признаваемых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации объектами налогообложения земельным налогом, либо имеет в собственности не более двух таких земельных участков;
  3. малоимущая многодетная семья не имеет в собственности транспортных средств, признаваемых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации объектами налогообложения транспортным налогом, либо имеет в собственности не более двух таких транспортных средств, с года выпуска каждого из которых прошло не менее пяти лет.

Перечень мероприятий, включаемых в программу социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, сроки и размеры государственной социальной помощи на основании социального контракта

С гражданином может быть заключен социальный контракт на срок не более чем на 9 месяцев. Выплата осуществляется в течение одного месяца с даты заключения социального контракта и в течение 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства в сумме, равной величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Свердловской области на год заключения социального контракта (11 966 рублей в месяц).

  1. Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

Социальный контракт по данному направлению может быть заключен на срок не более чем 12 месяцев.

На реализацию мероприятия по осуществлению предпринимательской деятельности предусматривается единовременная выплата в сумме затрат на мероприятия, но не более 250000 рублей на одного индивидуального предпринимателя. При этом в случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия социального контракта по собственной инициативе гражданин обязан возвратить полученные денежные средства в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня ее прекращения.

  1. Осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Социальный контракт может быть заключен на срок не более 6 месяцев. Выплата осуществляется ежемесячно в сумме, равной величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Свердловской области на год заключения социального контракта (11 966 рублей в месяц).

Выплата осуществляется единовременно, предусмотренные программой социальной адаптации малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, прилагаемой к социальному контракту, но не более 100 000 рублей.

Подробную информацию о порядке и условиях предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта можно получить по телефонам Управления:
310-62-26 (доб. 2231, 2233, 1131, 1134).

Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата.

Положения ст. 395 ГК РФ, устанавливающие ответственность за неисполнение денежного обязательства, не подлежат применению к отношениям по предоставлению мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — пенсионный орган) 7 июня 2018 г. обратился в суд с иском к Г. о взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячной денежной выплаты и процентов за пользование чужими денежными средствами.

17 июня 2009 г. Г. вместе с дочерью Г.Е. снялся с регистрационного учета по месту жительства, но не сообщил пенсионному органу о смене места жительства дочери, в связи с чем ежемесячная денежная выплата на дочь Г.Е. производилась ему до 31 марта 2018 г. Сведения о факте смены несовершеннолетней Г.Е. места жительства были получены пенсионным органом 27 марта 2018 г.

Ответчик Г. в суде первой инстанции исковые требования не признал и заявил о пропуске пенсионным органом без уважительных причин срока исковой давности по требованиям о взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячной денежной выплаты за период, имевший место до 30 мая 2015 г.

Разрешая спор о взыскании с Г. излишне полученной суммы ежемесячной денежной выплаты на дочь за период с 1 июля 2009 г. по 31 марта 2018 г., суд первой инстанции со ссылкой на положения Закона N 1244-1, п. 1 ст. 1102, подп. 3 ст. 1109 ГК РФ удовлетворил исковые требования пенсионного органа, взыскал в пользу пенсионного органа с Г. как неосновательное обогащение сумму излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты на дочь Г.Е. за период с 1 июля 2009 г. по 31 марта 2018 г., а также в соответствии со ст. 395 ГК РФ проценты за пользование чужими денежными средствами.

Суд исходил из того, что Г., являясь получателем ежемесячной денежной выплаты на дочь Г.Е. в связи с ее проживанием в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, не поставил пенсионный орган в известность о том, что с 1 июля 2009 г. она утратила право на получение ежемесячной денежной выплаты по причине смены места жительства. С даты регистрации по новому месту жительства несовершеннолетней дочери Г. должен был знать о безосновательном получении ежемесячной денежной выплаты на нее.

По мнению суда первой инстанции, основания для применения к спорным отношениям положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ, определяющих виды выплат, не подлежащих возврату в качестве неосновательного обогащения, отсутствуют, так как Г. не исполнена обязанность известить пенсионный орган, осуществляющий ежемесячную денежную выплату, об обстоятельствах, влекущих ее прекращение.

Суд первой инстанции счел не подлежащим удовлетворению заявление Г. о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности для взыскания с него полученной им ежемесячной денежной выплаты на дочь за период с 1 июля 2009 г. по 30 мая 2015 г., указав на отсутствие в материалах дела каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что пенсионный орган знал или мог узнать ранее марта 2018 года о смене места жительства несовершеннолетней Г.Е. и, как следствие, о неосновательном получении им на дочь ежемесячной денежной выплаты. Поскольку пенсионный орган обратился с иском в суд 7 июня 2018 г. в пределах срока исковой давности, то с Г. подлежит взысканию сумма излишне выплаченной ему ежемесячной денежной выплаты на дочь за весь спорный период.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судов основанными на неправильном применении норм материального права, указав следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.

По смыслу положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Эти нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Законом N 1244-1.

Из положений ст. 1, п. 8 ч. 1 ст. 13, п. 10 ч. 1 и ч. 5 ст. 27.1 Закона N 1244-1; п. 6, абзацев первого и второго п. 14, п. 16, абзаца второго п. 21, подп. 2 п. 29, п. 38 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294, действовавшим на момент назначения Г. ежемесячной денежной выплаты за дочь Г.Е., следует, что право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1 имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации, принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами и дает оценку правильности оформления этих документов, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

При этом основанием для прекращения ежемесячной денежной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина возлагается обязанность безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.

Разрешая спор, суд не учел, что излишне выплаченные Г. суммы ежемесячной денежной выплаты на дочь Г.Е. в силу положений п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований пенсионного органа, возражений ответчика Г. относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление следующих обстоятельств: имела ли место со стороны Г., несовершеннолетняя дочь которого изменила в июне 2009 года место своего жительства, недобросовестность в получении на нее в период с 1 июля 2009 г. по 31 марта 2018 г. ежемесячной денежной выплаты; изменился ли статус дочери Г. — Г.Е. как лица, имеющего право на получение ежемесячной денежной выплаты на основании п. 10 ч. 1 ст. 27.1 Закона N 1244-1, в результате регистрации ее в июне 2009 года по новому месту жительства; был ли Г. проинформирован пенсионным органом при подаче 26 июня 2005 г. заявления об установлении ежемесячной денежной выплаты на дочь Г.Е. как лицу, постоянно проживающему в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, о том, что не вся территория соответствующего округа относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом и выезд его дочери из такой зоны является обстоятельством, влекущим прекращение ей ежемесячной денежной выплаты, о котором он обязан своевременно сообщать пенсионному органу.

Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Г. как законного представителя несовершеннолетней дочери) по требованиям о взыскании ежемесячной денежной выплаты презюмируется, суду первой инстанции следовало возложить бремя доказывания недобросовестности Г. при получении в период с 1 июля 2009 г. по 31 марта 2018 г. сумм ежемесячной денежной выплаты на дочь Г.Е. на пенсионный орган, требующий их возврата, то есть на истца.

Однако суд первой инстанции, неправильно применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, данные обстоятельства в качестве юридически значимых не определил и не устанавливал, сославшись в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований пенсионного органа лишь на несоблюдение Г. обязанности представить пенсионному органу сведения об изменении места жительства его дочери Г.Е.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не согласилась и с выводом суда первой инстанции о том, что пенсионный орган не пропустил срок исковой давности по требованиям о взыскании излишне выплаченной суммы ежемесячной денежной выплаты, обратившись в суд с указанным иском 7 июня 2018 г.

В п. 1 ст. 196 ГК РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 данного кодекса.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Исходя из норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (пп. 2 — 4), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, формируемых в том числе за счет ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.

Эти нормы суду первой инстанции необходимо было учитывать во взаимосвязи с нормами ГК РФ о сроке исковой давности при разрешении вопроса об исчислении срока исковой давности по иску пенсионного органа к гражданину, имеющему право на получение ежемесячной денежной выплаты, о взыскании излишне полученной суммы ежемесячной денежной выплаты. Суду следовало установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда пенсионный орган узнал или должен был узнать, исходя из его полномочий по контролю за расходованием его средств, о возможной утрате гражданином права на получение ежемесячной денежной выплаты, при этом начало течения срока исковой давности должно совпадать с моментом возникновения у пенсионного органа права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.

Однако судом первой инстанции не были установлены обстоятельства, связанные с определением момента возникновения у пенсионного органа с учетом имеющихся у него полномочий по контролю за расходованием его средств, в том числе на выплату пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, права на иск к Г. о взыскании суммы излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты на дочь Г.Е. Не были предметом исследования суда первой инстанции и причины отсутствия со стороны пенсионного органа контроля за расходованием средств на осуществление Г. ежемесячной денежной выплаты на дочь Г.Е. на протяжении столь длительного времени — с 1 июля 2009 г. до 31 марта 2018 г., а также обстоятельства, свидетельствующие о том, когда пенсионный орган должен был узнать о возможной утрате гражданином права на получение ежемесячной денежной выплаты, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, обеспечивающей информационное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Ввиду изложенного выводы суда первой инстанции о том, что сведения о регистрации несовершеннолетней дочери Г. по новому месту жительства были получены пенсионным органом только 26 марта 2018 г. и эта дата является началом течения срока исковой давности по требованиям пенсионного органа к Г. о взыскании суммы неосновательного обогащения, вследствие чего обращение пенсионного органа в суд 7 июня 2018 г. имело место в пределах срока исковой давности, признаны незаконными.

Неправомерным признано и применение судом первой инстанции к спорным отношениям положений ст. 395 ГК РФ, устанавливающих ответственность за неисполнение денежного обязательства.

Пунктом 1 ст. 395 ГК РФ определено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Применение положений ст. 395 ГК РФ в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство — денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к спорным отношениям (п. 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 г. N 99-О).

Таким образом, положения ст. 395 ГК РФ предусматривают ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяют последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.

Поскольку отношения по предоставлению несовершеннолетней Г.Е. мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 27.1 Закона N 1244-1 в рамках специального правового регулирования не носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам по смыслу, придаваемому этим обязательствам нормами ст. 395 ГК РФ, то взыскание судом с отца несовершеннолетней Г. процентов за пользование чужими денежными средствами (суммой ежемесячной денежной выплаты, предоставляемой ему на дочь как лицу, постоянно проживающему на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом) на основании ст. 395 ГК РФ противоречит нормативным положениям, подлежащим применению к спорным отношениям.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации судебные постановления суда первой и апелляционной инстанций отменила и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.06.2020 утвержден Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан на основе изучения практики рассмотрения судами в 2017-2019 г.г. указанных споров.

С учетом конституционных норм, установленных ст. ст. 7, 8 Конституции РФ, действующего федерального законодательства в Обзоре Верховного Суда РФ отражены следующие правовые позиции:

Аналогичная позиция выражена судом и в случае необходимости обеспечения дорогим препаратом взрослого инвалида, страдающего социально значимым заболеванием. Спорный препарат не входит в стандарт специализированной медпомощи, но его назначила врачебная комиссия по жизненным показаниям.

Отсутствие в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи наименования диагностического обследования не лишает ребенка-инвалида права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь, включающую в себя, в том числе и диагностику заболеваний.

Несоблюдение лечебным учреждением порядка оформления медицинских документов о нуждаемости страдающего социально значимым заболеванием гражданина в бесплатном обеспечении лекарственным препаратом по жизненным показаниям и ненадлежащий контроль за оформлением этих документов со стороны уполномоченного органа исполнительной власти не может лишать гражданина гарантированного ему государством права на получение лекарственного препарата бесплатно.

Если медицинские документы о нуждаемости гражданина в бесплатном лекарстве оформлены неправильно – это не является основанием для отказа ему. Составление документов – обязанность учреждений здравоохранения, а не гражданина, который не должен нести неблагоприятные последствия в виде необеспечения необходимым лекарственным препаратом из-за несоблюдения лечебным учреждением порядка оформления соответствующей документации.

В случае ненадлежащего исполнения уполномоченной фармацевтической организацией обязательств по обеспечению лекарственными препаратами граждан, имеющих право на их бесплатное получение, что привело к необходимости приобретения гражданином из числа названных лиц лекарственного препарата за счет собственных средств, понесенные таким гражданином расходы могут быть возмещены за счет фармацевтической организации. При временном отсутствии препарата аптека обязана принять гражданина на отсроченное обслуживание, а не отзывать рецепт. Законом не предоставлено право фармацевтической организации на отзыв рецепта на лекарственный препарат, необходимый гражданину, страдающему социально значимым заболеванием, в случае отсутствия такого препарата в фармацевтической организации на момент обращения гражданина.

Достижение ребенком-инвалидом совершеннолетия до окончания получения им основного общего образования не является основанием для отказа в выплате одному из родителей такого ребенка компенсации затрат на его обучение, организованного на дому в связи с невозможностью посещать им образовательное учреждение по состоянию здоровья. Эта компенсация по своей правовой природе является необходимым условием реализации права на образование детей-инвалидов. Иное противоречило бы закрепленным в законе гарантиям общедоступности и бесплатности в соответствии с федеральными государственными стандартами основного общего образования.

Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки реализуется по месту жительства их законных представителей. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными.

В случае необеспечения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в установленные сроки ребенка-инвалида и сопровождающего его лица бесплатным проездом к месту лечения и обратно, что привело к необходимости оплаты стоимости такого проезда за счет собственных средств гражданина, потраченные им средства могут быть возмещены за счет территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют в том числе дети-инвалиды. В состав набора социальных услуг для детей-инвалидов среди прочих входит и бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего лица.

Наличие у гражданина, имеющего право в соответствии с действующим правовым регулированием на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, задолженности по этим платежам само по себе не может служить безусловным основанием для отказа гражданину в предоставлении таких мер социальной поддержки. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Получение уполномоченным органом, предоставляющим гражданину в качестве меры социальной поддержки компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информации о наличии у получателя такой компенсации задолженности по этим платежам не может служить достаточным основанием для приостановления предоставления данной меры социальной поддержки, если информация о задолженности не была проверена уполномоченным органом и не выяснены причины ее образования.

В случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ее размера, отказа в предоставлении, приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии уполномоченный орган обязан предоставить суду доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Сведения об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, получаемой гражданином в качестве меры социальной поддержки, могут быть представлены как самим гражданином при личном обращении в территориальный орган исполнительной власти в сфере социальной защиты населения, так и получены таким органом самостоятельно путем межведомственного электронного взаимодействия.

Удержание органом социальной защиты населения излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в отсутствие согласия гражданина не допускается. В случае отказа гражданина добровольно возразить излишне полученные денежные средства вопрос о возможности их взыскания органом социальной защиты подлежит разрешению в судебном порядке.

Получатель социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в связи с уважительными причинами досрочно расторгнувший трудовой договор, являвшийся обязательным условием получения социальной выплаты, не может быть лишен права на эту выплату.

При наличии у медицинского работника, прибывшего на работу в сельскую местность для осуществления трудовой деятельности в учреждение здравоохранения, права на получение единовременной компенсационной выплаты произвольный отказ от исполнения субъектом Российской Федерации публично-правовых обязательств по материальной поддержке такого работника недопустим.

Отказ работодателя в заключении трудового договора с инвалидом, направленным для трудоустройства службой занятости населения по квоте, не связанный с деловыми качествами работника, не допускается.

Вопрос 1. Что такое социальный контракт?
Ответ. Социальный контракт – это двустороннее соглашение между учреждением социальной поддержки населения и гражданином, по которому учреждение обязуется предоставить малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину материальную поддержку, а гражданин и его семья берут на себя встречные обязательства предпринять активные действия для получения постоянного самостоятельного источника дохода.
Цель социального контракта – стимулировать активные действия граждан по преодолению ими трудной жизненной ситуации и по выходу из бедности.

Вопрос 2. С кем может быть заключен социальный контракт?
Ответ. Социальный контракт может быть заключен с малоимущими семьями и малоимущими одиноко проживающими гражданами, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в области.

Подходящее для каждого конкретного заявителя мероприятие подбирается индивидуально – для гражданина разрабатывается программа социальной адаптации с четкими понятными действиями, необходимыми для появления самостоятельного постоянного источника доходов.

Вопрос 5. На какую помощь может рассчитывать человек, заключивший социальный контракт?
Ответ. Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается в виде единовременного и (или) ежемесячного социального пособия.
Размер государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме социального пособия, продолжительность и периодичность его выплаты определяются в зависимости от нуждаемости в помощи и обязательных для реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

Вопрос 6. На какой срок заключается социальный контракт?
Ответ. Срок действия социального контракта устанавливается индивидуально в каждом конкретном случае в зависимости от срока выполнения мероприятий, которые предусмотрены программой социальной адаптации, но не более чем по 30 ноября 2021 года - для граждан, заключивших социальный контракт в 2021 году, по 30 ноября 2022 года - для граждан, заключивших социальный контракт в 2022 году, по 30 ноября 2023 года - для граждан, заключивших социальный контракт в 2023 году.

Вопрос 7. Куда нужно обращаться для заключения социального контракта?
Ответ. За получением государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам следует обращаться в учреждения социальной поддержки населения[ii] по месту жительства или по месту пребывания.

Вопрос 8. Какова процедура заключения социального контракта?
Какие документы должен предоставить гражданин?
Ответ: Процедура заключения социального контракта следующая:
1) гражданин обращается в учреждение социальной поддержки населения с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, и представляет документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и его копию;
- заявление со сведениями о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности;
В подтверждение заявленных сведений гражданин может представить (по своей инициативе) иные документы, необходимые для решения вопроса о праве на помощь и её размер: справки о доходах за 3 последних месяца (до месяца обращения), документы о родственных отношениях (свидетельства о рождении, о браке), и т.д.
2) Учреждение социальной поддержки населения:
а) проводит с заявителем собеседование, в ходе которого уточняет информацию о проблемах семьи (одиноко проживающего гражданина), её (его) возможностях по выходу из трудной жизненной ситуации;
б) проводит проверку представленных заявителем сведений – направляет межведомственные запросы;
в) проводит обследование материально-бытовых условий семьи или одиноко проживающего гражданина с выходом по месту жительства заявителя (по результатам составляется акт);
г) на основании всех полученных документов, сведений и обследований составляет проект программы социальной адаптации малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) и социального контракта;
д) приглашает заявителя на заседание межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта;
3) документы каждого заявителя, мероприятия программы социальной адаптации, размер помощи, проект социального контракта предварительно рассматриваются и обсуждаются на заседании Комиссии по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта;
Комиссии созданы в каждом районе с участием представителей органов службы занятости населения, здравоохранения, образования, органов местного самоуправления, иных организаций.
4) заключается социальный контракт путём подписания его заявителем и руководителем учреждения социальной поддержки населения. Если заявитель обращался за помощью от имени своей семьи, обязательно письменное согласие с условиями контракта всех трудоспособных членов семьи;
5) после подписания социального контракта учреждение социальной поддержки населения назначает государственную социальную помощь на основании социального контракта. Размер помощи и сроки её выплаты должны соответствовать социальному контракту.
Если заявитель, члены его семьи, откажутся подписать социальный контракт, в назначении социальной помощи будет отказано.
После заключения социального контракта:
- получатель, члены его семьи приступают к исполнению обязательств по выходу из трудной жизненной ситуации, определённых контрактом. Ежемесячно получатель должен представлять в учреждение социальной поддержки населения отчет о выполнении программы социальной адаптации.
- учреждение социальной поддержки населения выплачивает назначенную государственную социальную помощь в сроки, определённые социальным контрактом, осуществляет ежемесячный контроль за целевым использованием гражданином полученной государственной социальной помощи, анализирует выполнение мероприятий программы социальной адаптации и устанавливает факт выполнения (невыполнения) получателем (семьей получателя) взятых на себя обязательств.
Если получатель помощи, члены его семьи не выполняют мероприятия программы социальной адаптации, социальный контракт должен быть расторгнут.
В течение 12 месяцев после окончания срока действия социального контракта учреждением социальной поддержки населения проводится ежемесячный мониторинг условий жизни получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта и его семьи.

Вопрос 9. Лишаются ли получатели государственной социальной помощи на основании социального контракта права на получение других мер социальной поддержки?
Ответ: Получение государственной социальной помощи на основании социального контракта не лишает граждан права на получение других мер социальной поддержки.

Читайте также: