Рассмотрение дел об оспаривании действий судебного пристава исполнителя осуществляется в срок не превышающий

Обновлено: 05.05.2024

Хочу поделиться некоторыми наработками в сфере признания через суд незаконным бездействия конкретного судебного пристава-исполнителя или целого органа принудительного исполнения в рамках исполнительного производства.

В данной статье я буду описывать только те разновидности исков, которые использую сам в своей практике, никакой теории и лишней воды. Также не стану перегружать текст слишком большим объемом ссылок на подпункты и части, а буду указывать лишь статью закона об исполнительном производстве. Мотивировочной части исков тоже не будет, только просительная.

Первое. Признание незаконным нарушение срока возбуждения исполнительного производства.

Рекомендуется использовать это требование в связке с каким-либо ещё нарушением, повлекшим утрату возможности исполнения решения.

Требование может выглядеть следующим образом:

1. Признать незаконным бездействие органа принудительного исполнения (т.е. отдел приставов, где, предположительно, пылится Ваш исп.лист), выразившееся в нарушении установленного законом срока передачи судебному приставу-исполнителю исполнительного листа ФС № 123456789;

2. Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя (ФИО пристава, непосредственно на чьем столе, предположительно, пылится Ваш исп.лист), выразившееся в не направлении взыскателю в установленный законом срок постановления о возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу ФС № 123456789;

Важно! В тех случаях, когда Вы просите суд обязать пристава сделать что-либо, обязательно указывайте временные рамки, в которые он обязан совершить эти действия.

Второе. Признание незаконным бездействия пристава, выразившееся в ненаправлении постановления об окончании исполнительного производства.

Требование может выглядеть следующим образом:

1. Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО, выразившееся в несоблюдении установленного законом срока направления копии постановления об окончании исполнительного производства с оригиналом исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ взыскателю;

Также второй пункт можно изложить в другой редакции (более удачной, на мой взгляд).

Третье. Признание незаконным бездействия в ходе исполнительного производства.

Один из самых редких сценариев и, скорее всего, он Вам вообще не понадобится, но на всякий случай тоже опишу.

Возможно это прозвучит немного неожиданно, но по действующего законодательству судебный пристав-исполнитель обязан принять меры принудительного исполнения, направленные на своевременное и полное погашение задолженности, в числе которых: направление определенных запросов в соответствующие органы, с целью установления наличия у должника доходов или имущества.

В зависимости от Вашей ситуации, требование может выглядеть следующим образом:

Вдогонку к вышеназванному запросу, можно дождаться ответа из ЗАГСа и сделать все те же запросы по имуществу в отношении супруги [1].

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ выразившееся в непринятии мер по обращению взыскания на заработную плату должника – ФИО;

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в уклонении от фактического розыска имущества должника ФИО, а именно принадлежащих ему на праве собственности транспортных средств, в том числе от объявления исполнительного розыска, от обеспечения сохранности данного имущества, в том числе от наложения на него ареста и совершения последующих действий, неправленых на погашение требований исполнительного документа за счет стоимости указанного имущества.

Возложить на судебного пристава-исполнителя ФИО обязанность устранить нарушения права взыскателя ФИО по исполнительному № от ДД.ММ.ГГГГ, путем наложения ареста на принадлежащие должнику ФИО транспортные средства.

Приведенный пример допустимо использовать и для недвижимого и вообще для любого имущества, которое приставы почему-то не хотят арестовывать.

Обязательно (!) в тексте административного искового заявления должно быть указано, что "в порядке подчиненности действие/бездействие судебного пристава или органа принудительного исполнения Вами не оспаривалось", если Вы не обращались к вышестоящему приставу за защитой своего права.

[1] Для тех, кто не знает, как искать имущество супруги и обращать на него взыскание: статья;

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) в порядке подчиненности подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

В случае пропуска срока вместе с жалобой подается ходатайство о его восстановлении.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, в подчинении которого они находятся.

Кроме того, заявитель может обратиться с жалобой к заместителю главного судебного пристава РФ, а также главному приставу РФ - директору ФССП России.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются, который направляет жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов или его действия (бездействие) может быть подана через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

В жалобе должны быть указаны должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются; фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации; основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий; требования лица, подавшего жалобу.

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

Кроме того, постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде общей юрисдикции либо арбитражном суде.

Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд общей юрисдикции, за исключением случаев исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом; исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах (актах органов, осуществляющие контрольные функции, органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, судебных актах), если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Рассмотрение заявления судом производится по правилам, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Управление по надзору за исполнением

Прокуратура
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

22 декабря 2020, 12:25

Порядок обжалования действий судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности и в судебном порядке

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) в порядке подчиненности подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

В случае пропуска срока вместе с жалобой подается ходатайство о его восстановлении.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, в подчинении которого они находятся.

Кроме того, заявитель может обратиться с жалобой к заместителю главного судебного пристава РФ, а также главному приставу РФ - директору ФССП России.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются, который направляет жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов или его действия (бездействие) может быть подана через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

В жалобе должны быть указаны должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются; фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации; основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий; требования лица, подавшего жалобу.

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

Кроме того, постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде общей юрисдикции либо арбитражном суде.

Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд общей юрисдикции, за исключением случаев исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом; исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах (актах органов, осуществляющие контрольные функции, органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, судебных актах), если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Рассмотрение заявления судом производится по правилам, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Информация о судебном и административном порядке обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) Минэкономразвития России, подведомственных ему федеральных служб, федерального агентства, организаций и их должностных лиц

Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов

В соответствии со статьей 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (Минэкономразвития России).

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В соответствии с частью 9 статьи 208 КАС РФ при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 КАС РФ.

Согласно части 1 статьи 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

В соответствии с частью 2 статьи 55 КАС РФ представителями в суде не могут быть судьи, следователи, прокуроры, иные лица, участие которых в качестве представителей в судебном процессе запрещено федеральным законом, за исключением случаев участия их в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле.

Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим установлены статьей 209 КАС РФ.

Согласно части 2 статьи 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:

  1. Наименование суда, в который подается административное исковое заявление; наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя; перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов, иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
  2. Наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
  3. Наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования.
  4. Сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом.
  5. Сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 КАС РФ, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения.
  6. Наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части.
  7. Ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи.
  8. Требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 КАС РФ, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 данной статьи, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.

Судебный порядок оспаривания решений, обжалования действий (бездействия) Минэкономразвития России

Согласно части 1 статья 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Административное исковое заявление подается в суд по подсудности, установленной главой 2 КАС РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 85 КАС РФ суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 указанной статьи, если КАС РФ не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.

В соответствии с частью 2 статьи 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:

  1. Наименование суда, в который подается административное исковое заявление; наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя; иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел; перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
  2. Орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие).
  3. Наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия).
  4. Сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями).
  5. Иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве.
  6. Сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 КАС РФ лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц.
  7. Нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).
  8. Сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 указанной статьи и соответствующие ходатайства.
  9. Сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения.
  10. Требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно части 5 статьи 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

О рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Порядок рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в арбитражных судах установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Согласно статье 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно статье 199 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.

Кроме того, в заявлении должны быть также указаны:

  1. Наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
  2. Название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий.
  3. Права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием).
  4. Законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт. решение и действие (бездействие).
  5. Требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения:

  1. Уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют.
  2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины.
  3. Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.
  4. Копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
  5. Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.
  6. Копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска.
  7. Документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором.
  8. Проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор.
  9. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и ответчика и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых, Такие документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд.

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Административный порядок обжалования

Согласно пункту 11.2 Регламента Минэкономразвития России поступившие в Минэкономразвития России письменные обращения граждан в зависимости от содержания докладываются Министру экономического развития Российской Федерации (заместителям Министра экономического развития Российской Федерации). Обращения граждан, адресованные в структурные подразделения, направляются структурным подразделением, на которое возложены функции по документационному обеспечению деятельности Минэкономразвития России, в соответствующие структурные подразделения.

Обращения граждан, поступившие в Минэкономразвития России, могут направляться для рассмотрения и ответа заявителю в федеральные службы и федеральное агентство, территориальные органы федеральных служб, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращения граждан, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц Минэкономразвития России, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа заявителю.

Обращения граждан, содержащие обжалование актов (приказов) Минэкономразвития России, направляются в соответствующие структурные подразделения (в том числе в Правовой департамент) для рассмотрения и подготовки ответа.

В этом случае ответ заявителю дается заместителем Министра экономического развития Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей) с информированием заявителя о принятом решении и при необходимости о порядке обжалования актов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обжалование действий судебного пристава-исполнителя

Кодекс административного судопроизводства (КАС) РФ регламентирует право граждан на обращение в суд для оспаривания неправомерных действий и решений государственных органов, в том числе судебных приставов.

Обжалованию подлежат те действия и решения, которые:

  • нарушают или создают препятствия для реализации прав и свобод;
  • безосновательно возлагают обязанности или привлекают в ответственности.

Срок обжалования

Заявитель может подать жалобу в отношении действия или решения пристава в срок, не превышающий 10 дней. Период обжалования исчисляется с момента:

  • совершения неправомерных действий судебным приставом-исполнителем;
  • вынесения незаконного постановления;
  • установления факта бездействия пристава;
  • отказа в отводе

Как написать жалобу ?

Где найти образец и бланк заявления?

Образец жалобы и основные правила ее составления граждане могут найти на сайте службы судебных приставов.

Получить бланк также можно в отделении судебных приставов или в суде, куда гражданин желает подать жалобу.

На официальном сайте ФССП (Федеральной службы судебных приставов) РФ размещен бланк заявления, который могут скачать все заинтересованные граждане.

Содержание и форма жалобы

Заявление обязательно должно быть составлено в письменной форме. Типовой бланк жалобы на действия и решения пристава содержит следующие пункты:

  • Наименование государственного органа, в адрес которого направляется заявление.
  • Ф.И.О. заявителя.
  • Наименование юридического лица, подающего жалобу.
  • Адресные данные заявителя.
  • Наименование должности, Ф.И.О. пристава, действия или решения которого будут оспариваться.
  • Реквизиты постановления пристава-исполнителя, которое обжалуется в заявлении.
  • Перечень оснований, дающих гражданину право на обжалование.
  • Требования заявителя.
  • Перечень документов, прилагаемых к жалобе. При этом у заявителя нет обязанности по самостоятельному сбору документов, доказывающих обстоятельства дела. Должностное лицо ФССП, которое будет рассматривать жалобу, должно при необходимости запросить их.
  • Дата составления заявления.
  • Подпись заявителя или его представителя. Если в документе имеется подпись представителя заявителя, то к нему следует приложить доверенность или другую бумагу, подтверждающую полномочия этого лица.

Порядок рассмотрения заявления органами ССП

Рассмотрение жалобы

Отечественное законодательство предоставляет должностным лицам ССП 10 дней для рассмотрения жалобы.

Рассмотрение жалобы может быть приостановлено с целью получения запрошенных материалов, имеющих значение для разрешения вопроса. Максимальный срок приостановления рассмотрения заявления составляет 10 дней.

Если жалоба принимается к рассмотрению в судебных органах, то должностные лица службы судебных приставов приостанавливают рассмотрение заявления, поданного гражданином в порядке подчиненности.

Основания для отказа в рассмотрении заявления

Отказать в приеме жалобы сотрудники службы судебных приставов могут на основании следующих обстоятельств:

  • Обжалования постановления о взыскании исполнительского сбора, которое должно осуществляться в судебном порядке согласно ч. 4 ст. 121 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ.
  • Обжалования результата оценки имущества, которая осуществлялась оценщиком.
  • Нарушения сроков обжалования и отсутствия ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
  • Несоблюдения требований о форме и содержании документа.
  • Вступления в силу решения суда по аналогичной жалобе.
  • Оспаривания решения или деяния лица, которое является должностным лицом ССП.

Решение по жалобе

Как оформляется решение?

Уполномоченные на рассмотрение жалобы сотрудники службы судебных приставов принимают решение по жалобе в форме постановления.

В постановлении они фиксируют следующую информацию:

  • Должность и Ф.И.О. лица, принимавшего решение по заявлению.
  • Наименование организации или Ф.И.О. гражданина, выступившего в качестве заявителя.
  • Место жительства или пребывания гражданина, подавшего жалобу.
  • Место расположения юридического лица, представитель которого подал заявление.
  • Краткое описание сущности жалобы.
  • Обоснование решения, принятого по итогам рассмотрения заявления.
  • Принятое должностным лицом решение.
  • Данные о порядке обжалования решения.

Итог рассмотрения жалобы на пристава-исполнителя

Решение по жалобе может быть принято в следующих формах:

  • Признания действия, отказа пристава в совершении действия или постановления пристава правомерным. Такое решение означает, что жалоба будет оставлена без удовлетворения.
  • Признания жалобы обоснованной частично или полностью, что влечет за собой:
  • полную и частичную отмену постановления пристава-исполнителя;
  • отмену постановления и обязанность должностного лица принять новое решение согласно действующему российскому законодательству;
  • отмену постановления и принятие приставом нового решения;
  • признание действия или бездействия пристава неправомерным и определение мер для устранения нарушений;
  • признание отказа пристава в совершении определенных действий неправомерным и определение мер для устранения нарушений.

Исполнение решения по жалобе на пристава

Принятое по жалобе решение должно быть исполнено в 10-дневный срок. Период начинает исчисляться с момента поступления решения по жалобе к приставу, действия и решения которого оспаривались.

Такое правило применяется в отношении решений, если они не содержат конкретного указания на срок их исполнения.

Копия решения по жалобе направляется заявителю. Решение должно быть отправлено по адресу заявителя в течение 3 дней с момента его принятия уполномоченными органами.

Оспаривание решения по жалобе

Оспорить постановление должностного лица граждане могут путем обращения:

  • в арбитражный суд — в случаях:
  • реализации исполнительного документа, который был выдан гражданину органами арбитражного суда;
  • реализации требований исполнительного документа, оформленного в отношении граждан и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; описанное правило действует в отношении актов органов, осуществляющих контрольные функции, и должностных лиц, рассматривающих административные дела;
  • исполнения постановления пристава о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора; должником в таком акте может выступать организация или гражданин, занимающийся коммерцией для образования юридического лица; также, согласно подп. 3 ч. 2 ст. 128 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ, важно, чтобы исполнительное производство в отношении должника было возбуждено приставом в связи с осуществляемой предпринимательской деятельностью;
  • иных случаях согласно арбитражно-процессуальному законодательству;
  • суд общей юрисдикции.

Оспаривание решения происходит на основании заявления. Заявление рассматривается судебными органами в 10-дневный срок.

Порядок рассмотрения заявления в суде

Заявление, составленное для передачи в суд, должно соответствовать требованиям ГПК РФ. Важно, чтобы заявитель подал документ в соответствии с правилами подсудности и подведомственности дел. За предъявление иска в отношении действий судебного пристава гражданам не нужно оплачивать государственную пошлину.

Подавать заявление следует в судебные органы, в районе деятельности которых пристав исполняет свои должностные обязанности, как это регламентировано ч. 2 ст. 441 ГПК РФ. Заявление необходимо передать в суд не позднее 10 дней с момента вынесения постановления пристава или момента, когда лица узнали о нарушении прав.

Отмена ареста имущества, наложенного приставом

Лица могут оспорить арест имущества, произведенный судебным приставом.

Арест, произведенный судебным приставом-исполнителем с нарушением норм отечественного законодательства, оспаривается на основании заявления об отмене ареста.

Заявитель может подать исковое заявление об освобождении имущества от ареста. Такое заявление предъявляется к должнику и взыскателю.

Порядок рассмотрения заявления прокуратурой

Органы прокуратуры также рассматривают жалобы на решения сотрудников службы судебных приставов, нарушающие права и свободы граждан.

Прием жалоб на действия и решения приставов происходит согласно нормам Инструкции о порядке рассмотрения обращений…, утвержденной приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 № 45.

Срок рассмотрения жалобы

Поступившие в прокуратуру обращения регистрируются в 3-дневный срок.

Рассмотрение обращения происходит в течение 30 дней с момента его регистрации.

Заявления, которые не требуют от сотрудников дополнительных проверок, могут быть рассмотрены в течение 15 дней.

Решение по заявлению

После проверки сведений, зафиксированных в заявлении, уполномоченные лица принимают решение:

  • об удовлетворении заявления;
  • удовлетворении повторного обращения;
  • отклонении жалобы;
  • разъяснении заявителю правовых вопросов;
  • оставлении жалобы без разрешения, возврате заявления;
  • перенаправлении жалобы в другую прокуратуру.

Таким образом, каждый гражданин, чьи права были нарушены приставом-исполнителем, вправе подать не него жалобу. По итогам рассмотрения заявления неправомерное решение пристава может быть отменено.

Региональная юридическая служба. Бесплатная юридическая консультация по всей стране 8 800 707-79-45

Читайте также: