Публичный суд и казнь какой коронованной особы в 16 веке вызвала шок

Обновлено: 15.05.2024

Третий сорт, конечно, не брак, но и на шедевр не тянет "Ах, как мне признаться ей, что я богат". "Ах. >>>>>

Смерть не имеет лица

Вся серия о Еве Даллас интересна.Захватывающий сюжет, где личная жизнь переплетается с профессией полицейского. >>>>>

Поцелуй, чтобы вспомнить

Такая милая, легкая, смешная >>>>>

Сломанная роза

Ваай ,что за нуднятина. Малина права ,одним словом " фигня". Половина книги описание чего-то не нужного . пропускала)). >>>>>

Елена Авадяева, Леонид Зданович

СТО ВЕЛИКИХ КАЗНЕЙ

В истории права смертная казнь разделяется на простую (повешение, отсечение головы, расстрел, удавление, утопление, побиение камнями, отравление и пр.) и квалифицированную, сопряженную с особыми мучениями (четвертование, колесование, сожжение, залитие горла расплавленным металлом, потопление в мешке с собакой, кошкой, петухом и змеей, посажение на кол и др.

Подобное разнообразие способов узаконенного лишения человека жизни в полной мере отражает степень цивилизованности общества.

В нашем столетии вопрос о допустимости смертной казни стал предметом обсуждения и осмысления мировой общественности и рассматривается теперь не только с юридической и политической, но и с нравственной точки зрения. Возможно, в XXI веке казнь исчезнет из кодексов как наказание, не соответствующее современному правовоззрению. Она противоречит положению о правах человека, отрицательно действует на общественное мнение и не удовлетворяет требованиям современной теории наказаний: казнь не индивидуальна, ибо тяжело переносится близкими преступника; неделима, а потому не может быть назначаема по мере вины; не служит цели исправления; непоправима (в случае судебной ошибки); не может быть оправдана интересами безопасности общества (поскольку этого можно достигнуть и долгосрочным заключением) и устрашением (последнее, как показывает уголовная хроника, далеко не всегда достигается смертной казнью). Из истории известны примеры, когда пришедшие к власти милосердные правители на протяжении долгих лет вообще никого не казнили (в России образец милосердия показала императрица Елизавета, получившая в народе прозвище Кроткой), однако это настолько изумляло их потомков, что они, едва придя к власти, яростно принимались исправлять огрехи старшего поколения. Казнили широко, с размахом, с торжественными процедурами, сродни карнавальным, с громогласным оповещением широких слоев населения и продажей билетов на самые лучшие места. Разнообразили методы лишения человека жизни, применяя вместо традиционных топора и петли костер, колесо, кипящую воду и смолу.

Однако изумляет нас не жестокость судей (в конце концов, среди них могли быть и такие же маньяки, как те, которых они судили), а та мера ответственности, которую они на себя возлагали. Неужели они настолько уверовали в свою непогрешимость и в то, что там, куда рано или поздно отправимся все мы, их не ждет более строгий и суровый, и гораздо более справедливый суд? Листая страницы истории в поисках ключевых фигур, на долю которых выпала честь быть официально и, как правило, публично казненными, приходишь к выводу, что казнь во все века являлась самым надежным средством подавления и наказания. Каковы бы ни были религиозные или философские воззрения общества в различные эпохи, отношение к казни оставалось в общем-то неизменным. Смерть, за что бы она не приходила — как кара или как расплата, и в виде ли скелета с косой или угрюмого лодочника Харона, — была довольно реальным явлением. Человек по воле своих судей отправлялся в мир иной, освобождая от собственного присутствия мир реальный, где он по каким-то соображениям стал лишней фигурой — совершил преступление против власти, нарушил нравственный закон или встал на пути очередного претендента на престол. В этом смысле казнь можно рассматривать как процесс самоочищения общества.

На раннем этапе развития общества человека, нарушившего моральные законы племени, рода, просто-напросто выгоняли за пределы общины, тем самым обрекая его на угасающее существование (таким же было наказание для римских граждан во времена республики иимперии, для многих из них смерть была предпочтительнее изгнания из родного города). Со временем для поддержания своих законов общество начало наказывать публично и эффектно.

В этот день французские революционеры казнили короля Людовика XVI (1754-1793). Французская республика на протяжении всей своей истории исправно использовала гильотину для своих кровавых целей. Последний раз во Франции гильотинировали при президенте Жискар д’Эстене, еврооптимисте и либерале, в 1977 году

В нашей демократически-республиканской традиции существует настоящий культ Французской революции 1789 года, сравнимый, быть может, только с интеллигентским культом декабристов.

Французская революция страшно идеологически мифологизирована нашими либерально-социалистическими политиканами и историками. Этот культ является как бы фундаментом, на котором воздвигнуто всё здание доморощенной борьбы с русской Монархией, начиная ещё с екатерининских и декабристских масонов и продолжаясь вплоть до наших дней.

У французской революции много общего с нашей революцией 1917 года: столь же много рассуждений о свободе, равенстве, братстве и столь же много тюремной несвободы, классовой ненависти и кровавых братоубийств. Собственно, её у нас готовили и проводили по отработанным шаблонам французской.

Но было и существенное отличие. Во французской истории был ещё и военный переворот 18 брюмера (9 ноября) 1799 года, совершённый Наполеоном, возродивший хотя и узурпационное, но единоличное правление под названием французской Империи.

Положение французского короля при Старом порядке

Французский король Людовик XVI был хорошим католиком и добрым человеком. Король не любил распущенности нравов и, по воспоминаниям знавших его близко, был глубоко честным человеком, был прост в обращении с людьми, любил физические занятия, особенно слесарное дело. Вступая на престол, он хотел во имя искренней любви к французскому народу искоренить злоупотребления, накопившиеся в обществе.

Разнились не только между различными областями, но иногда между двумя соседними городами или селениями одной и той же области; мало того, различные кварталы одного и того же города или селения не всегда жили под одним и тем же юридическим режимом.

Французская Монархия уже несколько столетий боролась с этими местными, часто сепаратистскими и антигосударственными, традициями, родовыми аристократическими и третьесословными финансовыми интересами, но революция не дала завершить это эволюционное дело без пролития морей крови.

Абсолютизм власти французских королей придуман целиком историками революции, стремившимися все проблемы Франции записать на счёт французских королей.

Положение французского короля после революции 1789 года

После революции власть Людовика XVI стала номинальной. В 1791 году его заставили присягнуть конституции, а в результате восстания 10 августа 1792 года он оказался арестованным и вместе с другими членами королевской семьи был посажен в замок Тампль.

Это помещение в замок короля очень символично. Тампль был основан Губертом, казначеем Ордена тамплиеров, а в 1312 году отобран у них французским королём Филиппом Красивым, и там содержался Жак де Моле, последний магистр Ордена тамплиеров, затем казнённый. Вряд ли такого рода символизм случаен для французских революционеров, многие из которых принадлежали к масонству. Больше это похоже на месть королевской семье — потомкам Филиппа Красивого.

Мальчик и революция

Революция — это всегда страшная мерзость. Это всегда поступки, которые нельзя оправдать никакими человеческими слабостями. Да революция никогда и не искала оправданий. Она всегда нераскаянно инфернальна, глубоко лжива и нечеловечески жестока.

Луи-Шарль, дофин Франции, рос добрым, волевым и умным мальчиком. В неполные пять лет он уже умел читать, а к семи годам разговаривал на итальянском и на латыни.

В семь лет он потерял отца, в восемь — мать. Но революции этого было мало. Якобинцы захотели насильно воспитать его санкюлотом, революционером. Они хотели сделать из него доносчика на своих родителей, требовали нужных показаний против матери.

Был момент, когда Робеспьер забрал его к себе в поместье, но вскоре вернул обратно в камеру. Некоторые исследователи считают, что Робеспьер хотел договориться о марионеточной монархии, желая стать регентом. Но, возможно, девятилетний мальчик нашёл в себе силы отказать революционному диктатору.

Содержание в таких условиях свело ребёнка в могилу. Тело его было покрыто опухолями, он болел туберкулёзом.

Людовик XVI, революционный суд и казнь

Но вернёмся к его отцу, Людовику XVI. Суд, решавший его судьбу, проходил в парижском дворце Тюильри.

Казнь короля Людовика XVI состоялась 21 января 1793 года. Он сам взошёл на эшафот. И его последними словами были:

Я умираю невинным, я невиновен в преступлениях, в которых меня обвиняют. Говорю вам это с эшафота, готовясь предстать перед Богом. И прощаю всех, кто повинен в моей смерти.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Кажется, заключённый — самое бесправное существо на земле, а члены царских и королевских семей — напротив, и между этими двумя мирами не найти ничего общего. Но история знает немало случаев, когда царевичи и царевны, принцы и принцессы оказывались в заточении или вопреки тому, кем они рождены, или даже по причине того, чьи они дети.

Карлос Астурийский

Наследный принц Испании, сын короля Филиппа II и его первой жены, Карлос Астурийский с детства проявлял высокомерие, своеволие и жестокость. Он обожал раздавать под любым предлогом оплеухи и затычина придворным, требовал от слуг приносить ему кроликов и зажаривал зверьков заживо, избивал и порол служанок и доставляемых ему проституток. Когда король женился второй раз, Карлос воспылал страстью к мачехе — и некоторым казалось, что молодая женщина отвечала ему взаимностью. По меркам того времени, такая любовь считалась кровосмесительной, но Габсбургам к кровосмешению вообще было не привыкать.

Характер принца ухудшился, когда в семнадцать лет он упал с лестницы и сильно ударился головой. Головные боли сделали его очень раздражительным. Он издевался над окружающими ещё страшнее. Кроме того, к отцу он пылал ненавистью — возможно, на почве ревности — и собирался бежать в Нидерланды, чтобы воевать там против Испании.

Когда Филипп узнал о планах сына, терпение его окончательно лопнуло. Карлос был арестован и отправлен в тюрьму. Там бесноватый принц покончил с жизнью единственным приемлемым для католика способом — доведя себя до смерти аскезой. Он постился, отказываясь проглатывать что-либо, кроме льда, и сдирал с себя одежду. Здоровье у Карлоса было с детства очень слабым, так что и мучил себя он недолго, умерев в возрасте двадцати трёх лет. Молодая королева плакала так безутешно, что королю пришлось отдельно запретить ей так вызывающе скорбеть.

Император Иоанн и Брауншвейгское семейство

Несомненно, самый известный царственный узник в России — малолетний император Иоанн VI. Мальчик был правнуком Ивана V, старшего брата Петра I. Матерью его была великая княгиня Анна Леопольдовна, отцом — принц Антон Ульрих Брауншвейгский. Анна Иоанновна, дочь Ивана V, не желала, чтобы престол перешёл ветви Петра и назначила новорождённого племянника Ивана своим наследником. И умерла.

Вскоре после смерти Анны Иоанновны власть захватила устроившая переворот царевна Елизавета. Полуторагодовалого царя вместе с матерью и отцом сначала просто хотели выслать на родину Антона Ульриха, но позже Елизавета испугалась, что мальчика используют для нового переворота. Семью Ивана VI поселили под Ригой. После заговора против Елизаветы — который, однако, совершенно не лежал на совести Анны Леопольдовны и Антона Ульриха — семью перевезли сначала в Ораниенбург, потом в Холмогоры, где четырёхлетнего низложенного царя разместили отдельно от родителей и появившихся братьев и сестёр.

Надо сказать, что в самом начале, до появления новых детей, Елизавета предлагала Антону Ульриху покинуть страну, но он отказался оставлять жену и сына в вечном заточении и решил разделить с ними любые невзгоды. Правда, не останься он, и жена прожила бы куда больше — ведь умерла она от родильной горячки. Тем временем Елизавета изъяла из обращения все монеты с изображением маленького царя и переписала все бумаги так, чтобы его имя не упоминалось.

В шестнадцать лет, после очередного заговора, к которому Иван не имел отношения, его перевели в Шлиссельбург и поселили в ещё более суровых и аскетичных условиях, чем прежде. Теперь с ним запрещалось кому-либо вообще говорить, мебель в камере была крайне скудна, а из развлечений у арестанта была только Библия. По счастью, вопреки инструкциям, ещё в детстве кто-то из слуг обучил узника грамоте и рассказал, кто он.

Иван постоянно читал Библию и мечтал стать монахом. Страже, тем временем, дали указ убить узника при любой попытке освобождения — даже если им покажут бумагу за подписью императрицы. Брауншвейгское семейство — Антон Ульрих с детьми — не знали ничего о судьбе Ивана и почти не имели новостей о внешнем мире. Они жили в небольшом домике с садом, откуда их не выпускали. Мать Ивана умерла, когда ему было шесть лет. Конечно же, низложенному императору ничего не сказали.

По легенде, Екатерина II, взойдя на престол, думала упрочить своё положение, взяв в мужья Ивана VI. Она посетила узника и говорила с ним. На вопрос, знает ли, кто он, юноша ответил, что он — император Иван. Но все остальные его ответы были так несвязны, что императрице он показался неадекватным, и от идеи свадьбы она отказалась. А через некоторое время Иоанна Антоновича зарезали при попытке освобождения. Причастна ли к этому Екатерина, спорят до сих пор.

Елизавета I, королева Англии, и Мария Стюарт, королева Шотландии

Две видные женщины эпохи королев, претендентки на наследие и титул покойного короля Генриха VIII, эти две женщина были настолько противоположны, насколько возможно. Мать Елизаветы, Анну Болейн, казнили практически просто по желанию её отца. Мать Марии, Мария де Гиз, была активным политическим игроком Европы. Елизавета считалась хладнокровной, Мария — весёлой и страстно любящей. Елизавета прожила некоторое время в заключении до того, как стать королевой Англии, Мария оказалась в заключении у Елизаветы после того, как потеряла корону Шотландии.

Когда умер любимый младший брат Елизаветы, на престол взошла сестра Елизаветы Мария Тюдор, ярая католичка. Опасаясь, что протестанты совершат переговор, используя принцессу Елизавету как знамя или даже призвав её в лидеры, Мария заточила двадцатилетнуюю сестру в Тауэр, а позже, в честь своей свадьбы, смилостивилась и отправила в ссылку. По счастью, и в тюрьме, и в ссылке с Елизаветой обращались как с принцессой и она не знала притеснений почти ни в чём — ей запрещено было только переписываться с кем-либо на воле.

Когда Елизавета всё же взошла на престол, Мария Стюарт заявила, что по католическим законам дочь Генриха VIII — незаконнорождённая, и, значит, у королевы Шотландии на престол Англии прав больше. Притязания Стюарт серьёзно испортили отношения между двумя женщинами — которые, к слову, приходились друг другу тётей и племянницей, но всё же именно у Елизаветы Мария стала искать убежища, когда потеряла шотландский престол и чуть не потеряла жизнь.

Елизавета отправила Марию в заточение — конечно, достойное королевской особы. Стюарт обслуживал целый штат горничных и кухарок, она получала новую одежду и хорошо питалась. Возможно, именно отсутствие лишений и скука заточения побудили Марию продолжить интриги после Елизаветы. Стюарт провела в заточении больше десяти лет, пока её подстрекательство к заговору и свержению тёти не вскрылось. Елизавета казнила неблагодарную пленницу.

Царевич Алексей

Долгое время Алексей был единственным сыном Петра I и ходил в звании наследника. Но новая, любимая, жена родила Петру второго сына, и царь стал давить на Алексея, чтобы тот ушёл в монахи. Алексей формально согласился, но, воспользовавшись случаем, бежал в Европу. Пётр как раз был болен, и царевич надеялся пересидеть у разом объявившихся союзников до его смерти, чтобы затем спокойно взойти на престол. В случае необходимости он вошёл бы в Россию с австрийской армией.

Пётр сумел хитростью выманить Алексея на родину. В России царевича принудили отказаться от притязаний на престол в пользу брата, а для верности судили как государственного изменника, бросив в тюрьму. Пробыл в заточении Алексей недолго. После очередных пыток он скончался.

В официальном извещении о смерти Алексея утверждалось, что царевич умер от ужаса перед предстоящей казнью, но на смертном одре помирился с отцом и раскаялся в содеянном. Народная молва, однако, упорно обвиняла Петра в тайном убийстве сына. Пётр Петрович царём так и не стал — умер в четыре года. На престол взошёл сын Алексея и сделал всё для реабилитации своего отца.


Роль публичной казни в истории Европы и России коренным образом различна. Начнем с того, что различен масштаб явления.

Казни – норма или исключение из правила?

Рассуждая о том, что в каждом русском сидит палач и что наша история – сплошная эскалация жестокости, иностранцы как-то забывают сравнить свои законодательства и русское… А зря! Очень полезно…

Так вот, смертная казнь предусматривалась 14 статьями Саксонской правды VI–IX веков. По городскому Магдебургскому праву в Германии XIV–XVI веков смертью каралось от 20 до 40 преступлений.

В Англии XV века казнили за 80 преступлений. Во Франции XVII–XVIII веков – по 134 статьям.

Каралось смертью оскорбление коронованных особ, богохульство, кража коровы, совращение монашки и тайное проникновение ночью в королевский дворец.

В Британии того же времени наказывалось смертью уже свыше 200 видов преступлений. Казнить могли за то, что человека застигли вооруженным или переодетым в чужом лесу, за злонамеренную порубку или уничтожение деревьев, злонамеренное уничтожение скота, за двоебрачие, за карманную кражу на сумму свыше 1 (!) шиллинга (если кража совершена в публичном месте).

В 1819 году смертью каралось уже 225 преступлений. Инфляция заставила поднять сумму украденного, за которую полагалась смерть, с 1 шиллинга до 5 (кража из лавки) и 40 шиллингов (кража из дома). Впрочем, смертную казнь теперь суд мог гуманно заменить ссылкой в колонии либо тюремным заключением. Рациональное решение. Растущей Британской империи теперь нужны были не показательные трупы, а бесплатная рабская сила в колониях.

Собственно, с кодекса Наполеона и началось постепенное смягчение законодательства в странах Европы. Vive la Bounaparte!

Но еще в начале XX века в Испании смертью каралось до 70 преступлений, включая угон скота и празднование языческих праздников.

Сравним с Русью?

Согласно московскому Судебнику 1497 года смертная казнь предусматривалась 60 статьями – почти как в Европе. Но законодательство Московии испытало на себе явное влияние Орды. Не Запада, так Востока, и не самой цивилизованной его части.

До деяний Франции и особенно Британии нам далеко, но, видимо, влияние Запада для нас еще вреднее восточного… А когда Русь вообще ни у кого и ничего не заимствует – совсем славно. Потому что сразу после Петра волна пошла на спад, и начались разного рода попытки законодательной отмены /ограничения смертной казни.

При Анне Ивановне казнили, причем самым страшным образом – почти как в Европе, в том числе в Курляндии, где провела многие годы будущая царица.
Но при Елизавете Петровне, с 1741 по 1761 годы, в Российской империи вообще не было смертной казни.

При Екатерине II, Павле I, Александре I опять стали казнить… Но русским это решительно не нравилось! Голоса в пользу отмены смертной казни не смолкали весь XIX век. А в гуманной Европе что-то не было слышно протестов против смертной казни в это время.

И вот статистика: только на территории Лондона и относящегося к нему графства Миддлсекс в 1810–1826 годах было казнено 2 755 человек. Одной из достопримечательностей Британской столицы были виселицы. Главная из виселиц Британии имела на разновысоких балках 21 петлю и работала без остановок 500 лет подряд, вплоть до начала XX (!!) века.

В это же самое время, и даже за больший срок – 25 лет, в годы правления Александра I, с 1821 по 1825 годы было казнено во всей России 24 (двадцать четыре) человека.

Вы представьте! Один человек в год.


Во всей империи. Различие в два порядка даже по абсолютным цифрам. Посчитаем жестокость властей, если можно, в пересчете на душу населения: в Российской империи жило тогда порядка 55 миллионов человек. Получается – за 25 лет казнен 1 из 2 миллионов россиян. В Миддлсексе и во всем Большом Лондоне жило порядка 8 миллионов людей. Казнен был 1 из 3 тысяч. Разница в 1 300 раз в пользу России. Во столько раз безопаснее было жить в варварской России, чем в цивилизованной, культурной Британии.

Обычное европейское зверство

Что только не предусматривало следствие и суд для установления истины и наказания преступника!

Казни… Сожжение живьем, в том числе с использованием сырых дров, чтобы огонь помедленнее разгорался. Качели – когда человека раскачивали на виселице, и он то влетал в костер, то его выносило прочь. Так постепенно и поджаривался. Сожжение рук или ног. Сожжение постепенное. Частичное сожжение – когда к человеку привязывали снопы соломы, поджигали и пускали бежать в чистое поле.

Повешение за шею на широком ремне, чтобы агония продолжалась подольше. Повешение на крюке под ребро. Повешение вверх ногами. Подвешивание за волосы. Повешение за половой член.

Отсечение рук и ног. Вырывание сердца. Разрубание на части, причем постепенное. Разрывание лошадьми.

Нанизывание на колья. Посажение на кол. Прибивание гвоздями к деревянной статуе или к дереву.

Замуровывание в стену. Захоронение живым.

В Голландии, во Франции и в Италии некоторых преступников варили, иногда в кипятке, иногда в масле. И опускали в кипяток не сразу, а медленно спускали на веревке, делая большие остановки.

Наказания… Отрубание руки или обеих рук. Кастрация. Ослепление. Порка самыми различными предметами, включая специальные доски, кнуты и плети самых разных размеров и длины, пытки самыми разнообразными инструментами, всевозможные членовредительства.

О, старая добрая Англия! Так казнили убийцу государственного деятеля, но людей пытали и убивали и за бытовые преступления. За такие, которые в наше время решаются скорее гражданскими исками, чем казнями. Мастера Иоганнуса из Аугсбурга, создателя одного из соборов Кракова, ослепили за то, что он вовремя не отдал долг. По суду приговорили именно к такому наказанию и выжгли мастеру глаза.


Для сравнения: в Российской империи до реформ Александра II существовали тяжкие телесные наказания: кнут, отмененный только в 1864 году, и проход через строй. Эти наказания во многих случаях влекли за собой смерть. Общество считало эти наказания варварством, и они были отменены. Видимо, мы недостаточно цивилизованы.

С 1895 года в Британии перестали по суду клеймить железом беглого каторжника, можно лишь пороть и оставлять связанным на несколько суток, сажать в залитый водой карцер, морить голодом. Впрочем, в армии до сих пор солдат формально имеют право связывать, пороть и держать без света в карцере. Это в Британии! В законодательстве Австро-Венгрии порка плетьми существовала вплоть до 1918 года.
В России всей этой экзотики было на порядки меньше. Конечно, найти можно всякое, тем более в Средневековье. Были случаи сожжения: в 1505 году так расправились с 10 или 12 еретиками.

В 1682 году был сожжен в Пустозёрске протопоп Аввакум с тремя сподвижниками. В 1689 году в Москве, в Немецкой слободе, сожжен мистик вместе со всеми своими книгами, автор непонятных стихов в духе Нострадамуса – Квирин Кульман.

В 1738 году, в царствование Анны Иоанновны, сжигали на костре за переход в другую веру. Капитан-лейтенант Возницын, «будучи в Польше у жида Бороха Лейбова, принял жидовство (иудаизм) с совершением обрезания. Жена (вот стерва-то! Кто бы еще узнал, кабы не она!) Возницына, Елена Ивановна, учинила на него донос.

В том же 1738 году в Екатеринбурге сожжен татарин Тойгильда Жуляков. Сперва он выкрестился в православие, а потом возвратился в ислам.

Но, во-первых, эти сожжения 1738 года – последние в русской истории. В Испании, Южной Франции, Италии, Шотландии сжигали и много позже, до начала XIX века.
Во-вторых, очень мало этих сожжений. Так мало, что мы можем запомнить и учесть каждого сожженного, каждый отдельный случай. Когда события настолько немногочисленны, их можно осмыслить, как-то обдумать.

А если подобных событий сплошной вал, как в Европе? Что обсуждать, обдумывать, пересматривать? Все просто – время было такое! А что в варварской России зверства много, в цивилизованной Европе мало – все знают.

После правления Анны Иоанновны, с 1741 года, на Руси больше не было варварских способов казни. Лишь в 1775 году четвертовали Пугачёва, но ему отсекли сначала голову. Это было последнее четвертование в России.

После этого приговоры к отсечению головы и четвертованию более неизвестны.
С того времени и до революции применялись только два вида казни – расстрел и повешение. Так казнили революционеров при Александрах II и III. Но даже за самые тяжкие убийства неполитического характера тогда полагалась только каторга.

Смертная казнь (преимущественно через расстрел) применялась военно-полевым судом за воинские преступления в зоне ведения военных действий.

На каторге казнили (через повешение) убийц-рецидивистов, совершивших новое убийство уже во время отбытия наказания.

Отношение к казням

Но особенно различаются народы в России и на Западе по своему отношению к казням. В Средние века присутствие на публичной казни было своего рода досугом для взрослого человека. В Европе казнь была развлечением, зрелищем. На казни сходились и съезжались, как на театральное представление, везли с собой жен и детей. Считалось хорошим тоном знать по именам палачей и с видом знатоков рассуждать, что и как они делают.

Невозможно назвать какого-то ласкового, уменьшительно-домашнего названия для виселицы или палаческого топора…в России.

Однако и в его времена, и даже во времена его отцов и дедов в деспотической и варварской России казнили лишь государственных преступников. Обычные убийцы и разбойники отправлялись на каторгу. Конечно, Нерчинск и Сахалин – не Лазурный берег, но все же лучше виселицы… А главное, не было казней на развлечение толпы, эдакого гурманского к ним отношения.

Но, во-первых, ни одна рука не поднимается для самосуда. Никто не бросает в подсудимых никакой дряни, не пытается прорваться сквозь охрану, ударить осужденных. Во-вторых, народ не развлекается. Не радуется страданиям и смерти, не делится впечатлениями, не визжит от восторга, когда табуреты выбиты из-под ног осужденных.

Ау! Наши милые русские дамы, любительницы Парижа и Куршавеля, Лазурного берега, Moet & Chandon и устриц! Знаете ли вы, что последняя публичная казнь в Париже была совершена перед Второй мировой войной?

Этот милейший человек позже оказался официальным палачом города Парижа.

И теперь после описаний Боборыкина и Вертинского вы еще готовы принимать всерьез разговоры о любви русских к жестокости? Варварская, крепостная Россия… И почему эти дикие русские во время казней не ревели в радостном возбуждении, а молча угрюмо крестились и молились за упокой души казненных? Наверное, от недостатка цивилизованности, не иначе.

Может, вместо самобичевания, нам заговорить погромче как раз о садизме наших соседей по Европе?

Не только казни

В России принято считать, что интерес к чужому страданию – не признак здоровой психики. Но на Западе думают иначе.

В Британии XIX века был такой обычай: джентльмены из верхов общества водили своих дам в тюрьмы, где по пятницам или субботам пороли проституток.

Джентльмены заранее оплачивали места, платили побольше, чтобы их пропустили поближе, где лучше видно. За хорошие места приходилось доплачивать, приходить заранее.

Порки проституток по определенным дням недели отменили только в 1865 году. Еще раз подчеркну: это не развлечение простонародья! Аристократический обычай верхов общества.

Музеи пыток

Мы могли бы завести музеи нисколько не хуже. Представляю, как смотрелся бы Музей Малюты Скуратова в Москве или Музей Тайной канцелярии в Петербурге! Но у нас таких музеев нет. Ближайший Музей пыток находится в Кракове, на Флорианской улице. Есть такие музеи и в Кёльне, и в Мюнхене, и в городах Британии и Франции. В них всегда много посетителей.

Видимо, нет в нашей культуре в отличие от общеевропейской чего-то, что заставляет людей интересоваться жестокостью, смотреть на акты бесчеловечности. Современный европеец сегодня не может попасть на публичную казнь и даже на порку проституток. Но в Музей пыток он идет.

О телевизионной жестокости

И в еще одно место легко попадает житель цивилизованного Запада: включая телевизор, он получает полной мерой зрелища жестокости, насилия, вражды, смерти, массовой гибели.

Родственная область, но требующая большей активности: компьютерные игры. Некоторые специалисты считают эти игрушки даже полезными: люди проявляют агрессивность в виртуальном мире, оставаясь в реале милыми, улыбчивыми и добрыми.

Но анализировать деформацию нашей души и наших цивилизационных ценностей, произошедших в России за последние 20–25 лет, не задача моего труда. Слишком много придется тогда сказать. Все-таки я пишу более историческую книгу, чем публицистику.

Опять переключение? Кошмарные фильмы нужны, чтобы выпустить агрессивность в виртуале и остаться хорошим в реале? Если даже так, то факты показывают: россияне гораздо меньше любят жестокость, чем западный человек.

Человек никогда не применит в реальности то, что делает в компьютерной игрушке, смотрит в фильме? Гм… Устрашающая жестокость американцев во Вьетнаме заставляет меня в этом усомниться. Жизнь доказала – человек легко переходит от теории к практике. Очень даже легко способен переходить!

Литература:
1. Иванов В. В. Русь Великая. М.: Современник, 1983
2. Жильцов С. В. Смертная казнь в праве Древней Руси и юрисдикция Великого князя в ее применении // Правоведение. 1997. № 4
3. Мотли Д. Л. Возникновение Голландской республики. М., 1937
4. Пыляев М. Старый Петербург. СПб., 1883
5. Чехов А. П. Остров Сахалин // Полн. собр. соч. и писем в 30 тт. Т. 14. СПб., 1893
6. Боборыкин П. Д. За полвека (мои воспоминания). М.-Л., 1929
7. Вертинский А. Избранное (годы эмиграции). М., 1990

Читайте также: