Производство связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов это

Обновлено: 24.04.2024

Право на судебную защиту в соответствии со ст. 46 Конституции РФ включает в себя не только постановление и провозглашение судом решения, но и своевременное его исполнение. Поэтому устранение последствий нарушения (оспаривания) субъективных прав и законных интересов и восстановление (защита) их является одной из важнейших задач правосудия.

Как известно, для функционирования любой судебной системы и системы государственной власти в целом необходимо надлежащее исполнение решений судов и соответствующих органов государственной власти.

Ведь какой бы эффективной ни была деятельность судов и иных внесудебных органов, их решения будут носить только декларативный характер в случае отсутствия отлаженной процедуры их исполнения, ибо не может быть признано действенной ст. 2 Конституции Российской Федерации в плане защиты нарушенных прав, если акт юрисдикционного или неюрисдикционной го органа своевременно и правильно не исполняется.

Отсутствие в государстве действенного правового механизма, реализующего исполнение, в том числе и принудительное, решений суда и других внесудебных органов, сводит на нет защиту нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, снижает авторитет и эффективность указанных органов.

Бесспорно, что наиболее оптимальным результатом является добровольное исполнение актов судов и других органов, но в случае отказа исполнить указанные акты добровольно необходим эффективный механизм, обеспечивающий их принудительное исполнение. Несмотря на то, что современное общество очень заинтересовано в правильном и своевременном исполнении таких актов, вместе с тем процессуальный механизм их принудительного исполнения еще не отвечает в полной мере реалиям сегодняшнего дня.

Невозможность либо нежелание создания государством эффективного действенного аппарата принудительного исполнения решений юрисдикционных и неюрисдикционных органов может привести в конечном итоге к использованию взыскателем неправовых, в том числе и криминальных способов их реализации, что, в свою очередь, может привести в целом к дестабилизации политической и экономической ситуации в стране, негативному влиянию на работу всех государственных органов.

Однако, несмотря на то, что указанные Федеральные законы действуют уже давно, нарушения при исполнении актов судов и других органов продолжают носить систематический характер, продолжает оставаться низким и процент исполнения актов, на что оказывают влияние пробелы и противоречия в действующем законодательстве. Важным фактором остается также высокая нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя при осуществлении им профессиональных обязанностей, а также недостаточная профессиональная подготовка.

При росте количества исполнительных производств вместе с тем качество и своевременность исполнения решений продолжает оставаться на низком уровне.

Своевременное и полное исполнение судебных решений обеспечивает устойчивость судебного решения, гарантирует осуществление субъективных прав, признанных судебным решением, и выполнение подтвержденных им юридических обязанностей.

Содержание исполнительного производства состоит в действиях судебного пристава-исполнителя, направленных на понуждение лица выполнить судебное решение (вернуть долг, освободить жилое помещение, снести гараж и т. п.). Эти действия совершаются в определенной процессуальной форме и регулируются законом.

Для исполнительного производства характерно то, что действия по исполнению своих решений совершает не суд, а судебный пристав-исполнитель и специально созданный государством орган для принудительного исполнения судебных решений в лице службы судебных приставов, подчиненной органу не судебной, а исполнительной власти — Министерству юстиции РФ.

От остальных стадий гражданского судопроизводства исполнительное производство существенно отличается. Отличие заключается в том, что исполнительное производство возбуждается не только в связи с производством в суде гражданского дела.

В исполнительном производстве исполняются также приговоры, определения, постановления по уголовным делам в части имущественных взысканий, исполнительные надписи нотариальных органов, решения арбитражных судов в предусмотренных законом случаях, решения Международного коммерческого арбитража и других третейских судов.

Поэтому в правоведении было высказано обоснованное мнение о том, что производство, возбуждаемое по исполнению указанных актов, нельзя рассматривать как часть гражданского судопроизводства (его стадию), поскольку в таком случае гражданского судопроизводства просто не существует. Исполнительное производство является самостоятельным производством, а регулирующие его нормы образуют самостоятельную комплексную отрасль права — исполнительное право.

Поэтому вывод о том, что исполнительное производство не является стадией гражданского судопроизводства, а представляет собой самостоятельное производство, соответствует действующему законодательству.

В связи с вступлением России в Совет Европы (с 1 ноября 1998 года нахождением под юрисдикцией Европейского суда по правам человека) на нее возложены дополнительные обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина и приведению российского законодательства в сфере исполнительного производства в соответствие с нормами международного права.

В связи с этим необходимость в создании самостоятельной отрасли — гражданского исполнительного права — уже давно назрела.

Вопрос 220. Пересмотр судебных постановлений по гражданским делам в порядке надзора. Полномочия суда, пересматривающего дело в порядке надзора, основания к отмене или изменению судебных постановлений.

Вопрос 220. Пересмотр судебных постановлений по гражданским делам в порядке надзора. Полномочия суда, пересматривающего дело в порядке надзора, основания к отмене или изменению судебных постановлений. Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части

1. Производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора и эволюция его оценки Европейским судом по правам человека

1. Производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора и эволюция его оценки Европейским судом по правам человека ЕСПЧ констатирует значительное количество нарушений Конвенции со стороны России в связи с национальной процедурой отмены вступивших в

Глава 32 Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных юрисдикционных органов

Глава 32 Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных юрисдикционных органов Вопросы к теме1. Исполнительное производство (общая характеристика).2. Исполнительные документы.3. Порядок судебного санкционирования отклонений от

12.1. Понятие и виды судебных постановлений. Сущность и значение

12.1. Понятие и виды судебных постановлений. Сущность и значение Постановление суда первой инстанции представляет собой индивидуально-конкретный процессуальный акт, который принимается судом общей юрисдикции на основе действующего законодательства в результате

Статья 13. Обязательность судебных постановлений

Статья 13. Обязательность судебных постановлений 1. Суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции.(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 №94-ФЗ)2. Вступившие в законную силу

Раздел VII. Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов

Раздел VII. Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов Статья 428. Выдача судом исполнительного листа 1. Исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением

§ 1 Понятие и виды судебных постановлений

§ 1 Понятие и виды судебных постановлений В целях защиты субъективных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций суд в процессе осуществления правосудия разрешает различные вопросы. Разрешение того или иного вопроса является выражением воли суда,

Глава 28 Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений

Глава 28 Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений § 1 Назначение института пересмотра в порядке надзора В порядке надзора проверяется правильность актов правосудия, вступивших в законную силу (к актам правосудия в соответствии с ч. 1 ст. 13 ГПК

Глава 33 Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений. Производство в надзорной инстанции

Глава 33 Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений. Производство в надзорной инстанции Порядок пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений установлен в ст. 376 ГПК РФ: 1. Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением

Глава 18. Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений Каковы функции надзорной инстанции?

Глава 18. Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений Каковы функции надзорной инстанции? В порядке надзора проверяется правильность актов правосудия, вступивших в законную силу (к актам правосудия в соответствии с ч. 1 ст. 13 ГПК относятся судебные

Глава 21. Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов Какова общая характеристика исполнительного производства?

Глава 21. Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов Какова общая характеристика исполнительного производства? Право на судебную защиту в соответствии со ст. 46 Конституции РФ включает в себя не только принятие судом

СТАТЬЯ 13. Обязательность судебных постановлений

СТАТЬЯ 13. Обязательность судебных постановлений 1. Суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции.(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 № 94-ФЗ)2. Вступившие в законную

Раздел VII. ПРОИЗВОДСТВО, СВЯЗАННОЕ С ИСПОЛНЕНИЕМ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ ИНЫХ ОРГАНОВ

Раздел VII. ПРОИЗВОДСТВО, СВЯЗАННОЕ С ИСПОЛНЕНИЕМ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ ИНЫХ ОРГАНОВ СТАТЬЯ 428. Выдача судом исполнительного листа 1. Исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением

Статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Решение суда может быть добровольно исполнено должником.

В то же время действующим законодательством предусмотрен порядок принудительного исполнения судебных решений, о котором мы сегодня поговорим.

Прежде всего, для начала принудительного исполнения необходимо получить исполнительный лист по решению суда.

Исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения (статья 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (статья 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Возможно ли исполнение требований, содержащихся в судебных актах иными органами?

Вместе с тем, в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, исполняются иными органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Существует ли срок по предъявлению исполнительного листа к исполнению?

При направлении исполнительного листа на принудительное исполнение необходимо обратить внимание, не истек ли срок его предъявления к исполнению.

По общему правилу, исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

Но существуют другие сроки для отдельных категорий решений судов.

Исполнительные листы, содержащие требования о возвращении на основании международного договора Российской Федерации незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка, предъявляются к исполнению в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного акта.

Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи.

Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

Как возбуждается исполнительное производство судебным приставом-исполнителем?

Если срок предъявления исполнительного документа к исполнению не истек, можно обращаться к судебному приставу-исполнителю для возбуждения исполнительного производства.

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Каков по закону порядок исполнения судебного решения?

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, за исключением следующих случаев.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения требования об уплате штрафа за преступление устанавливается шестьдесят календарных дней со дня вступления приговора в законную силу. Если исполнительское производство возбуждается через двадцать пять и более календарных дней после вступления приговора в законную силу, то срок для добровольного исполнения устанавливается тридцать пять календарных дней со дня возбуждения исполнительного производства. Если судом принято решение о предоставлении рассрочки уплаты штрафа за преступление, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает сроки уплаты частей штрафа за преступление и размеры этих частей.

Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.

Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает должника об установлении в отношении его временных ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при неисполнении в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, выдавший исполнительный документ.

Каковы меры принудительного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе?

Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Мерами принудительного исполнения являются:

1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;

2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;

3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по найму, аренде и др.;

4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю,

5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;

6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя;

7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;

8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;

9) принудительное выселение должника из жилого помещения;

10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества;

10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;

10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества;

Установлены ли законом какие-либо ограничения должнику?

При неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительном документе неимущественного характера, выданных на основании судебного акта или являющихся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Под временным ограничением на пользование должником специальным правом понимается приостановление действия предоставленного должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации специального права в виде права управления транспортными средствами (автомобильными транспортными средствами, воздушными судами, судами морского, внутреннего водного транспорта, мотоциклами, мопедами и легкими квадрициклами, трициклами и квадрициклами, самоходными машинами) до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения.

При неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин, содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом. При неисполнении требований исполнительного документа о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, должник может быть ограничен в пользовании только этим специальным правом.

В каких случаях не применяется временное ограничение должника специальным правом?

Временное ограничение на пользование должником специальным правом не может применяться в случае:

1) если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию;

2) если использование транспортного средства является для должника и проживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания;

3) если должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на иждивении должника находится лицо, признанное в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом I или II группы либо ребенком-инвалидом;

4) если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10 000 рублей;

5) если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа.

Предусмотрена ли ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя?

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Это статья 17.8. КоАП РФ - воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей),

- статья 17.15. - неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей).

Прокуратура Духовщинского района Смоленской области

296 (2).jpg


1. Исполнительное производство как самостоятельная отрасль права

2. Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов, как стадия гражданского процесса
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов является стадией гражданского судопроизводства, его составной частью, имеющей своей специальной задачей исполнение судебного решения.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс по защите нарушенного права.
Правовая позиция, рассматривающая в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (постановления Европейского Суда по решению по делу "Хорнсби против Греции" от 19 марта 1997 г.; по делу "Бурдов против России" от 7 мая 2002 г.; по делу "Шестаков против России" от 18 июня 2002 г.).
Пленум ВС РФ в п. 12 постановления от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", опираясь на положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в Минске 22 января 1993 г.), также разъяснил, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Раздел 7 "Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов" ГПК РФ содержит нормы, регулирующие гражданские процессуальные отношения, возникающие в исполнительном производстве между судом и другими лицами. Что же касается норм, регулирующих отношения между судебным приставом-исполнителем и другими участниками исполнительного производства, то эти нормы в ГПК РФ не включены, так как содержатся в Федеральном законе от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (ред. от 22.12.2020).
В п. 61.2 Концепции единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 08.12.2014 N 124(1)) [xvi] отмечается, что в соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительное производство по Федеральным законам "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" организационно выведено из сферы судебной власти и передано к ведению органов исполнительной власти. Задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесении судебного акта, а также контроле за процессом исполнительного производства при возникновении споров. Тем самым с судов сняты непосредственные обязанности по организационному обеспечению исполнения принятых ими судебных актов и других исполнительных документов. В то же время в части, в которой суды наделены полномочиями по разрешению вопросов в сфере исполнительного производства (разделы VII ГПК и АПК ), оно является стадией гражданского и арбитражного процесса и входит в сферу ведения органов судебной власти.
Для сравнения, отметим, что исполнительное производство рассматривается в Германии в двух качествах: 1) как составная часть гражданского процессуального права и 2) как составная часть административного процессуального права (регулирующего судопроизводство в административных судах) и права административного производства (регулирующего производство в административных органах) [xvii] .

Раздел VII ГПК РФ посвящен производству, связанному с исполнением судебных постановлений.

Исполнительное производство представляет собой деятельность суда, судебного пристава-исполнителя, сторон и других лиц по принудительному осуществлению требований судебных актов или актов других юрисдикционных органов (М.Д. Олегов).

Целью исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебного постановления, а также обеспечение такого свойства судебного решения, как обязательность.

Исполнение постановлений суда осуществляется в предусмотренном законом порядке. Исполнительное производство регулируется ГПК, АПК, Законом об исполнительном производстве, Законом о судебных приставах, СК, УИК, иными нормативными актами.

Исполнительное производство является логическим окончанием разрешения дела в суде и осуществления защиты и восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц. Субъектами исполнительного производства являются суд, судебный пристав-исполнитель, стороны (взыскатель и должник) и лица, содействующие совершению исполнительных действий. Роль суда в исполнительном производстве проявляется в двух направлениях:

  • создание необходимых условий для исполнения решения суда (выдача исполнительного листа, разъяснение судебного акта, установление способа и порядка исполнения и т. п.);
  • осуществление надзора за действиями судебного пристава-исполнителя, что обеспечивает более эффективную работу органов принудительного исполнения.

31.2. Кто является участниками исполнительного правоотношения?

Лицом, непосредственно осуществляющим принудительное исполнение , является судебный пристав-исполнитель. В частности, именно он возбуждает исполнительное производство, арестовывает имущество должника, обращает взыскание на заработную плату должника и т. п. Сторонами в исполнительном производстве являются взыскатель и должник.

Взыскатель - лицо, в пользу или в интересах которого вынесено решение и выдан исполнительный документ.

Должник - лицо, обязанное по исполнительному документу совершить определенные действия или воздержаться от их совершения в пользу взыскателя.

В исполнительном производстве возможно соучастие, предполагающее наличие в одном производстве нескольких взыскателей или нескольких должников. Соучастие может быть как на стороне взыскателей, так и на стороне должников. Соучастники не зависят друг от друга.

Федеральный закон "Об исполнительном производстве" наделяет стороны определенными процессуальными правами. Стороны при совершении исполнительных действий имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя. Стороны могут участвовать в исполнительном производстве лично или через представителя.

В правоотношениях, возникающих в рамках исполнительного производства, возможно правопреемство, если установленная решением суда обязанность должника не носит личного характера. Это правило применяется и при использовании услуг представителя. Так, должник не вправе действовать через представителя, если по исполнительному документу на него возложены обязанности, которые он может исполнить только лично.

Отдельными участниками исполнительного производства являются представители, переводчик, понятые, специалисты.

Если судебным приставам-исполнителям препятствуют в совершении исполнительных действий или угрожает опасность их жизни или здоровью, им оказывают содействие работники милиции.

31.3. Какие требования предъявляются к исполнительным документам?

Исполнительный документ - это выданный в соответствии с актом уполномоченного органа или должностного лица документ, составленный по строго определенной форме, на основании которого органы принудительного исполнения непосредственно осуществляют принудительное исполнение (взыскивают денежные средства, имущество, принуждают должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения) (М.Д. Олегов).

Перечень исполнительных документов закреплен в ст. 7 Закона об исполнительном производстве. Исполнительными документами являются:

  1. исполнительные листы, выдаваемые судами на основании:
    • принимаемых ими судебных актов;
    • решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;
    • решений иностранных судов и арбитражей;
    • решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;

Все исполнительные документы должны отвечать определенным требованиям. Общие требования, предъявляемые к форме и содержанию исполнительных документов, закреплены в ст. 8 Закона об исполнительном производстве. В исполнительном документе обязательно должны быть указаны:

  1. наименование суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ;
  2. дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера;
  3. дата принятия судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению;
  4. наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника-гражданина и место его работы;
  5. резолютивная часть судебного акта или акта другого органа;
  6. дата вступления в силу судебного акта или акта другого органа;
  7. дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению.

Исполнительный документ подписывается должностным лицом выдавшего его органа и заверяется печатью.

Исполнительные документы могут быть предъявлены к исполнению в следующие сроки:

  1. исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов судов общей юрисдикции, и судебные приказы - в течение 3 лет, а судебных актов арбитражных судов - в течение 6 месяцев;
  2. исполнительные листы, выдаваемые судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, - в течение 6 месяцев;
  3. оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания - в течение 6 месяцев;
  4. удостоверения комиссии по трудовым спорам - в течение 3 месяцев;
  5. постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, - в течение 3 месяцев.

Сроки предъявления других исполнительных документов к исполнению устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов.

Читайте также: