Процесс обмена информацией между адвокатом и доверителем который осуществляется с помощью вербальных

Обновлено: 09.05.2024

Давлетов Ахтям Ахатович, профессор кафедры уголовного процесса Уральского государственного юридического университета, доктор юридических наук, профессор, почетный адвокат России.

В статье анализируются полномочия адвоката, закрепленные в Законе об адвокатуре. Уточняются их количество и нормативные формулировки. Предлагается оптимальная модель системы правомочий адвоката.

Ключевые слова: Закон об адвокатуре, адвокат, полномочия адвоката.

Lawyer Authority System under the Law on Advocacy

Davletov Akhtyam A., Professor of the Department of Criminal Procedure of the Ural State Law University, Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of Russia.

This article analyzes the powers of attorney set out in the Law on Advocacy. Specifies the number and standard formulations. It offers the optimal model lawyer of powers system.

Key words: the law on the bar, counsel, the powers of attorney.

ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" (далее - Закон об адвокатуре или Закон) содержит перечень прав адвоката, закрепленных в семи пунктах ч. 3 ст. 6. Каждое из этих положений предстает как отдельное полномочие адвоката. Анализ данных норм ставит ряд вопросов, касающихся точности, полноты и количества изложенных формулировок.

Так, в п. 1 и 3 ч. 3 ст. 6 Закона, по сути, речь идет об одном и том же - праве адвоката собирать сведения в интересах доверителя. В п. 2 и 4 также говорится о собирании сведений, но уже не в виде общей нормы, а с указанием на конкретные способы собирания: опрос лиц с их согласия и привлечение специалиста.

Некоторые термины и обороты, используемые в тексте Закона, небезупречны стилистически. Например, слово "свидание" (п. 5), привычное для уголовно-исполнительного права, придает работе адвоката определенную двусмысленность. Представляется недостаточно точной норма, изложенная в п. 6 рассматриваемой статьи. В ней в качестве самостоятельного названо право фиксировать информацию, содержащуюся в материалах дела, в том числе с помощью технических средств. Однако данное право не выступает автономным полномочием адвоката, а является одним из средств (частью) более широкой его возможности - ознакомления с материалами дела.

Все это создает сложности прежде всего для практикующих адвокатов, которые, не имея достаточно ясного представления о круге правомочий, предоставленных им Законом об адвокатуре, нередко допускают ошибки при реализации своих прав в конкретной правоприменительной деятельности, в первую очередь в уголовном судопроизводстве. Возникают затруднения при подготовке будущих адвокатов. Формально (количественно) их необходимо ориентировать на освоение семи адвокатских полномочий, тогда как по существу этих возможностей заметно меньше.

В связи с изложенным необходимо критически рассмотреть перечень правомочий адвоката и обосновать оптимальную их систему.

При оказании адвокатом квалифицированной юридической помощи на первый план выступает такое его право, как общение со своим доверителем. С момента вступления в дело адвокат возлагает на себя функцию правового сопровождения доверителя, находясь рядом с ним в любом процессуальном действии и оказывая при необходимости юридическую помощь. Кроме того, адвокат может встречаться с доверителем, где бы он ни находился, для обмена информацией, обсуждения возникающих вопросов и выработки согласованной линии поведения.

В Законе об адвокатуре данное правомочие изложено следующим образом: ". беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе и в случае его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности".

Вызывает возражения использование легкомысленного термина "свидания". Контакты адвоката с доверителем предназначены не для свиданий, а для оказания юридической помощи путем бесед, консультаций и т.д. Поэтому данное полномочие адвоката корректнее именовать правом беспрепятственно общаться со своим доверителем, а слово "свидание" заменить словом "встреча".

По смыслу рассматриваемой нормы адвокат вправе беспрепятственно общаться с доверителем во всех случаях, в том числе и при его нахождении под стражей. Однако адвокат в данной ситуации не столь безграничен в своих возможностях.

В соответствии со ст. 18 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15.07.1995 адвокат вправе общаться с подзащитным наедине, без ограничения количества и продолжительности встреч, но "в условиях, позволяющих сотруднику правоохранительных органов видеть их, но не слышать". Согласно ч. 4 ст. 89 УИК РФ адвокат вправе встречаться с осужденным наедине, вне пределов слышимости третьих лиц, без ограничения количества встреч, но с ограничением их продолжительности до четырех часов. Кроме того, следует учитывать, что наряду с указанными актами в ИВС, СИЗО, ИТУ действуют Правила внутреннего распорядка. Так, в СИЗО адвокат может встречаться с подзащитным лишь в рабочие дни недели и в рабочее время суток.

Учитывая это, право адвоката на беспрепятственное общение с доверителем нуждается в дополнении - встречи адвоката с подзащитным, находящимся под стражей, осуществляются с соблюдением норм, регламентирующих порядок содержания лиц под стражей.

Кроме того, в рассматриваемой норме Закона об адвокатуре нет указания на такую важную форму адвокатского общения, как участие во всех процессуальных действиях, производимых с доверителем. В УПК РФ это правомочие адвоката-защитника названо в ряду первоочередных (п. 4, 5 ч. 1 ст. 53).

С учетом изложенного первое полномочие адвоката можно сформулировать так: ". беспрепятственно общаться со своим доверителем наедине, конфиденциально, без ограничения количества встреч и их продолжительности. При нахождении подзащитного под стражей общение адвоката с доверителем осуществляется с соблюдением норм, регулирующих порядок содержания лиц под стражей. Адвокат вправе участвовать во всех процессуальных действиях, производимых с доверителем, оказывая ему при этом необходимую юридическую помощь".

Вторым по порядку в адвокатской деятельности, но первым по своей значимости является право адвоката собирать сведения в интересах доверителя. Это полномочие в его нормативном закреплении оказалось самым сложным.

В постсоветский период реформирования нашего законодательства на волне увлеченности идеей состязательности и равноправия сторон многие исследователи представляли адвоката самостоятельным субъектом собирания доказательств. Дошло до выдвижения концепции параллельного адвокатского расследования, согласно которой адвокат наделяется равными со следователем возможностями, в частности, по производству ряда следственных действий, формирует собственное уголовное дело и представляет его в суд с так называемым защитительным заключением, создавая конкуренцию уголовному делу следователя с обвинительным заключением.

Принятый в 2001 г. УПК РФ охладил эти "горячие головы", предоставив адвокату лишь три правомочия по собиранию сведений: а) истребование справок, характеристик и иных документов; б) опрос лица с его согласия; в) привлечение специалиста (ч. 3 ст. 86, п. 3 ч. 1 ст. 53). При этом УПК РФ обозначил данную деятельность адвоката "собиранием доказательств" (ч. 3 ст. 86), что дает повод расценивать сведения, собранные адвокатом, в качестве полноценных доказательств по уголовному делу. Такое мнение усиливается еще и тем, что в перечне доказательств, закрепленном в ч. 2 ст. 74 УПК РФ, указано заключение специалиста (п. 3.1), право на получение которого предоставлено не только органам судопроизводства, но и адвокату.

Однако строгий анализ уголовно-процессуального законодательства приводит к выводу, что право собирать доказательства является исключительной прерогативой следователя, дознавателя, суда. Адвокат в рамках данных ему полномочий собирает не доказательства, а сведения, претендующие стать доказательствами, так как судьбу представленной им информации (признать ее доказательством или отказать в этом) в конечном счете решает правоприменитель - государственно-властный орган судопроизводства.

Авторы Закона об адвокатуре, принятого позже УПК РФ, учли специфику деятельности адвоката и закрепили его право собирать не доказательства, а сведения, "которые могут быть признаны. доказательствами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации" (п. 3 ч. 3 ст. 6 Закона), что выглядит более точным, чем формулировка, использованная в УПК РФ.

"Собирательные" возможности адвоката "разбросаны" по четырем пунктам рассматриваемой статьи Закона, что не отвечает требованиям законодательной техники. Правильнее свести их к одному полномочию с указанием на конкретные способы собирания. Во-первых, адвокат вправе запрашивать от юридических лиц справки, характеристики и иные документы. Во-вторых, адвокат вправе опрашивать с их согласия лиц, владеющих информацией, необходимой для оказания юридической помощи. В данном случае точнее говорить не о предположительном владении лицами информацией, как в Законе, а о реальном обладании информацией, так как опросу подлежит только то лицо, которое может что-либо пояснить в пользу доверителя. В-третьих, адвокат вправе привлекать специалиста для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

В итоге рассматриваемое полномочие адвоката можно изложить следующим образом: собирать сведения в интересах доверителя, которые могут быть признаны доказательствами, в порядке, установленном законодательством РФ, путем: а) истребования по адвокатскому запросу от юридических лиц справок, характеристик и иных документов; б) опроса с их согласия лиц, обладающих информацией, необходимой для оказания юридической помощи; в) привлечения специалиста для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

Третье полномочие адвоката закреплено в Законе об адвокатуре так: ". фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную или иную охраняемую законом тайну" (п. 6 ч. 3 ст. 6 Закона).

Это право адвоката сформулировано неудачно. Необходимо учитывать, что материалы, о фиксации которых идет речь, недоступны адвокату, так как они находятся во владении следователя, суда и других должностных лиц. Адвокат приобретает реальную возможность фиксировать информацию лишь в том случае, если правоприменитель в соответствии с законом предоставил ему материалы для ознакомления.

К сожалению, две адвокатские возможности - ознакомление с материалами дела и их фиксация - надлежащим образом в законодательстве не согласованы. Так, по УПК РФ адвокат-защитник вправе снимать копии с материалов уголовного дела с помощью технических средств только по завершении предварительного расследования (п. 7 ч. 1 ст. 53 Кодекса). При ознакомлении с рядом процессуальных документов в процессе расследования, то есть до его окончания, право защитника на снятие копий не предусмотрено (п. 6 ч. 1 ст. 53 УПК РФ). Применительно к другим статусам адвоката: представителю и адвокату свидетеля - об этом правомочии в Кодексе ничего не сказано. В результате следователи, дознаватели нередко запрещают адвокату снимать копии с тех материалов дела, которые в законном порядке представлены ему для ознакомления. Такая практика неправомерна. Если лицу дано право знакомиться с юридическими документами, то ограничений в средствах и способах ознакомления быть не должно. В этом случае участник вправе не только прочитать содержание документа и выписывать из него сведения в любом объеме, но и снимать с изученных материалов за свой счет копии с помощью технических средств.

Подытоживая изложенное, рассматриваемое полномочие адвоката можно представить в следующей формулировке: знакомиться с материалами дела, к которым адвокат в соответствии с законом допущен в данный момент производства. При ознакомлении с материалами дела адвокат вправе прочитать содержание документов, выписывать из них сведения в любом объеме, а также снимать за свой счет с материалов копии с помощью технических средств.

Кроме трех рассмотренных полномочий Закон об адвокатуре предусматривает еще одно право адвоката "совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации" (п. 7 ч. 3 ст. 6).

В отличие от предыдущих, данное правомочие не имеет конкретного содержания. С одной стороны, это дает адвокату дополнительные возможности, позволяя использовать иные, не указанные в вышеизложенных полномочиях, средства и способы отстаивания интересов доверителя: обращаться к средствам массовой информации, привлекать частного детектива, производить фото-, видеосъемку помещений, местности, использовать медиацию для достижения компромисса с потерпевшим и т.д. Но с другой стороны, все результаты такой работы адвоката доказательствами по делу не признаются и имеют психологический, организационный, тактический характер. Тем не менее в плане дальнейшего развития правомочий адвоката это направление его деятельности имеет важное значение.

Нетрудно заметить, что все закрепленные в Законе об адвокатуре правомочия: общаться с доверителем, собирать сведения в его интересах, знакомиться с материалами дела - предназначены для приобретения адвокатом знания "для себя". Но на этом усилия адвоката не заканчиваются. Полученные результаты необходимо донести до правоприменителя - "хозяина" дела с целью оказать влияние на принятие им решений в пользу доверителя. Другими словами, знание "для себя" нужно превратить в знание "для других". В Законе об адвокатуре этот аспект адвокатской деятельности оказался неурегулированным. Решение проблемы содержится в отраслевом законодательстве в виде права участников процесса заявлять ходатайства и приносить жалобы. Данное правомочие в уголовном судопроизводстве имеют защитник и представитель (ст. 53, 45, 55 УПК РФ), в гражданском судопроизводстве - участники сторон (ст. 35 ГПК РФ), в административном судопроизводстве - лица, участвующие в деле (ст. 45 КАС РФ), и т.д.

Таким образом, право на ходатайства и жалобы является универсальным полномочием лиц, активно отстаивающих по делу свой или представляемый (защищаемый) интерес. Закрепление этого правомочия в ч. 3 ст. 6 Закона придало бы завершенность системе полномочий адвоката, давая представление не только о его "внутренних" возможностях, но и способах "внешнего" общения адвоката с правоприменителем.

Итак, систему полномочий адвоката можно изложить в виде следующих положений.

1. Беспрепятственно общаться со своим доверителем наедине, конфиденциально, без ограничения количества встреч и их продолжительности. При нахождении подзащитного под стражей общение адвоката с доверителем осуществляется с соблюдением норм, регулирующих порядок содержания лиц под стражей. Адвокат вправе участвовать во всех процессуальных действиях, производимых с доверителем, оказывая ему при этом необходимую юридическую помощь.

2. Собирать сведения в интересах доверителя, которые могут быть признаны доказательствами в порядке, установленном законодательством РФ, путем: а) истребования по адвокатскому запросу от юридических лиц справок, характеристик и иных документов; б) опроса с их согласия лиц, обладающих информацией, необходимой для оказания юридической помощи; в) привлечения специалиста для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

3. Знакомиться с материалами дела, к которым адвокат в соответствии с законом допущен в данный момент производства. При ознакомлении с материалами дела адвокат вправе прочитать содержание документов, выписывать из них сведения в любом объеме, а также снимать за свой счет с материалов копии с помощью технических средств.

4. Заявлять ходатайства и приносить жалобы.

5. Совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

В концентрированном виде (для удобства запоминания) эти полномочия можно свести к таким формулировкам: а) общаться с доверителем; б) собирать сведения; в) знакомиться с материалами дела; г) заявлять ходатайства и приносить жалобы; д) совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

После установления юридически значимых фактов по интересующей доверителя правовой проблеме адвокат приступает к даче совета, проведению консультации.

Что представляет собой такой профессиональной навык адвоката как консультирование?

С точки зрения психологии такую деятельность можно определить как процесс общения между адвокатом и "неадвокатом" по поводу жизненной проблемы, имеющей правовой характер. Однако подобное общение происходит и при интервьюировании.

Проведение консультации следует рассматривать как относительно самостоятельный навык профессиональной деятельности, отличный от навыка интервьюирования. Причем определяющим в этом различии, как уже отмечалось в предыдущей главе, является различие в их целях. Уяснение различия между интервьюированием и консультацией помогает уточнить понятие консультации и сформулировать его следующим образом:

Консультация - это процесс взаимодействия адвоката и доверителя по поводу проблемы последнего с целью выявления возможных правовых вариантов ее решения и их последствий, уяснения путей и способов реализации выбранного варианта решения данной проблемы.

Безусловно, что основу консультации составляют профессиональные юридические знания. Вся та теоретическая база, которая приобретается будущим адвокатом во время обучения в вузе, а затем на курсах повышения квалификации и главное - в его практической деятельности, находит реализацию и воплощение в процессе проведения консультации. Отсутствие, неполные или неверные знания приводят к невозможности дать доверителю правильный ответ и помочь в разрешении его проблемы. Вместе с тем сами по себе хорошие знания права не всегда достаточны для качественной консультации. В процессе этой работы очень четко проявляется органическая связь знаний, умений и качеств юриста.

Помимо хороших знаний права деятельность в виде дачи советов, консультаций предполагает:

- умение адвоката анализировать фактическую информацию с тем, чтобы выделять в ней юридически значимые обстоятельства;

- умение ориентироваться в нормативном материале и находить правовую основу для решения проблемы доверителя;

- умение анализировать нормы права и судебную практику с тем, чтобы находить альтернативные способы решения правовой проблемы доверителя, удовлетворяющие его интерес;

- умение четко, ясно и доступно разъяснять доверителю правовую основу его проблемы и возможные способы ее решения;

- умение прогнозировать последствия использования различных способов решения проблемы доверителя, в том числе не только правовые, но и иные, как положительные, так и негативные для доверителя;

- умение прогнозировать последствия своих советов, консультаций на случай правильного и неправильного восприятия их доверителем.

Поскольку эта деятельность состоит в общении, взаимодействии людей, немаловажным для адвоката становится владение различными коммуникативными навыками, которые здесь проявляются также несколько иначе, чем при интервьюировании. При интервьюировании источником фактической информации является доверитель, и взаимодействие между адвокатом и доверителем состоит в передаче информации от доверителя к адвокату. В процессе же дачи совета, консультации коммуникативные роли изменяются. Здесь активная роль в диалоге принадлежит адвокату. Это он обязан передать доверителю всю необходимую информацию о правовых аспектах его проблемы. Сделать это следует так, чтобы:

- во-первых, доверитель понял, о чем говорит адвокат, что значат те или иные положения закона, как они влияют на возможность решения его проблемы, чем грозят или что сулят ему;

- во-вторых, разъяснения адвоката не должны превращаться в монолог, так как консультация предполагает обсуждение проблемы с доверителем.

Следовательно, разъясняя правовые вопросы доверителю, адвокат должен уметь вовлекать его в диалог, в процессе беседы проверять, правильно ли доверитель понимает его объяснения, выяснять, какие из предлагаемых вариантов решения он предпочитает и почему.

Адвокат, изучив проблему, выявив возможные способы ее решения, просчитав возможные последствия каждого из них, разъясняет это доверителю. Доверитель прилагает встречные интеллектуальные усилия, пытаясь понять и уяснить объяснения адвоката о достоинствах и недостатках предлагаемых вариантов. При этом он сам просчитывает возможные для него выгоды или потери. Он также прилагает интеллектуальные усилия, выбирая один из возможных способов, оценивает его оптимальность, исходя из своих субъективных устремлений.

Выбрав наиболее подходящий вариант решения проблемы, доверитель и адвокат продолжают сотрудничество, обсуждая пути и способы его реализации, определяя, кто из них какие действия должен будет для этого совершить.

В практике проведения консультации сложились два подхода к выстраиванию взаимоотношений между адвокатом и доверителем.

Один из них может быть определен как "опора адвоката на собственный профессионализм". Суть этого подхода состоит в том, что адвокат считает необходимым и предлагает доверителю наиболее выгодный (простой, результативный, дешевый и т.п.) путь решения проблемы, исходя из собственных профессиональных знаний и опыта. Мнение же доверителя при этом совершенно игнорируется или просто не учитывается.

Например, при обращении гражданина за юридической помощью в связи с увольнением с работы, которое он считает незаконным, адвокат, выяснив, что имеются факты, подтверждающие незаконность увольнения, очень часто настоятельно советует обратиться в суд с требованием о восстановлении на работе. Однако некоторые люди отказываются следовать этой рекомендации, потому что восстановление на работе не входит в их планы.

У адвоката и доверителя могут быть разные представления о пользе. То, что кажется лучшим адвокату, может оказаться вообще неприемлемым для доверителя.

Поскольку задачей консультации является не демонстрация адвокатом своих профессиональных знаний, а правовая помощь доверителю в разрешении его проблемы, более верным представляется иной подход к взаимоотношениям адвоката и доверителя.

Суть этого подхода состоит в том, что адвокат выстраивает свои отношения с доверителем, опираясь на его интересы. Такой подход получил название "опора на доверителя" . Опора на доверителя требует от адвоката выяснения не только сути правовой проблемы доверителя, фактических обстоятельств, породивших эту проблему, но и подлинных желаний, целей, устремлений доверителя.

Вместе с тем опора на доверителя не означает, что адвокат должен идти у него на поводу. Доверитель не знает права и самостоятельно без помощи адвоката не может найти лучший вариант решения проблемы. Но адвокат не может вместо доверителя определить, какой из возможных вариантов окажется лучше именно для данного человека. Этот выбор может и должен сделать сам доверитель.

Так, в вышеприведенной ситуации, исходя из принципа опоры на клиента, адвокат дал бы консультацию иначе. Прежде всего он исходил бы из целей доверителя. Он бы выяснил, почему восстановление на работе не входит в интересы доверителя. Объяснил бы ему, что восстановление на работе вовсе не означает обязанность доверителя продолжать работать на том же месте, но является самым эффективным способом для, например, взыскания невыплаченной заработной платы и выплаты за вынужденный прогул. Таким образом, адвокат показал бы доверителю, что он помнит и понимает, в чем состоит его конечный интерес, и учитывает его пожелания.

Технологически проведение консультации включает несколько стадий, представление о которых поможет особенно начинающему адвокату организовывать и провести консультацию .

1. Подготовка к консультации.

2. Встреча с доверителем и разъяснение порядка проведения консультации.

3. Разъяснение доверителю возможных вариантов решения его проблемы и их последствий.

4. Помощь доверителю в выборе оптимального решения.

5. Определение стратегии и тактики реализации принятого решения.

Первая стадия - подготовка к консультации

Первая стадия является обязательной, переходной стадией между интервьюированием и собственно дачей совета, консультацией. По времени она может занимать от нескольких минут до нескольких дней, недель, а может быть, и месяцев. Она может быть различной по объему работы: от воспроизведения в памяти текста статьи закона до изучения множества фактов, документов, нормативных актов.

Бесспорно и обязательно лишь одно - без этой стадии дать консультацию невозможно!

По времени осуществления эта стадия предшествует собственно даче совета и как бы находится за его пределами. Это своеобразная нулевая, предварительная стадия. Но это основа консультации!

В этот момент (период) адвокат должен еще раз резюмировать все известные факты, полученные им в процессе интервью, при изучении различных документов. Он должен обратиться к нормативным актам: уточнить и уяснить текст законов и содержание правовых норм, выбрать из них необходимые и соответствующие фактам и требованиям доверителя; определить пределы их действия и последствия применения и т.п.

Необходимо определить возможные процедуры по реализации правовых норм, применительно к ситуации доверителя; просчитать возможные материальные, временные и иные затраты; требуемые действия и усилия.

Следует подумать и о том, когда, где, в какой форме (устно или письменно) целесообразно провести предстоящую консультацию, какие вспомогательные материалы предложить.

Так, для подготовки консультации по простейшей, казалось бы, проблеме доверителя - выбор способа передачи права собственности на квартиру от деда к внуку - кроме всей информации, полученной от доверителя-деда в ходе интервьюирования, и изучения правоустанавливающих документов на этот объект недвижимости необходимо обратиться к гражданскому законодательству, регулирующему вопросы перехода права собственности на недвижимость.

Одним из возможных приемов, помогающим адвокату анализировать правовые последствия с точки зрения их достоинства и недостатков, исходя из интересов доверителя, является составление схем.

Так, если к адвокату обращается пожилой человек с вопросом, как лучше передать право собственности на принадлежащую ему квартиру своему внуку и адвокат предлагает в качестве возможных вариантов такие сделки, как завещание, дарение и ренту.

При подготовке консультации в необходимых случаях можно составить проект дополнения к соглашению об оказании юридической помощи. Если в ходе консультирования доверитель примет решение о дальнейших действиях, наличие такого проекта позволит адвокату уже во время дачи консультации письменно оформить дополнительное соглашение о таких действиях.

Вторая стадия - встреча с доверителем и разъяснение порядка проведения консультации

При интервьюировании доверителя адвокат уже получил определенные представления о характере доверителя, уровне его образования и культуры, способностях и манере поведения. С учетом всего этого должна строиться встреча доверителя, установление с ним необходимого для консультации контакта.

Как правило, эта встреча начинается с того, что адвокат повторяет резюме и спрашивает доверителя, не произошло ли каких-либо изменений. Организуя консультацию, следует точно определить, сколько времени может потратить на нее адвокат (у него могут быть и иные дела, запланированные на этот день), каким временем располагает доверитель. Достаточно ли этого времени для спокойного и всестороннего обсуждения всех необходимых вопросов. Учитывая характер доверителя, можно сразу же оговорить и порядок обсуждения этих вопросов. Адвокат может предложить доверителю вначале перечислить и пояснить возможные варианты решения его проблемы, а после этого обсудить или каждый из них, или только те, которые заинтересуют доверителя.

Очевидно, что установление порядка обсуждения позволяет адвокату провести консультацию более организованно, не тратя время на ненужные повторения, не отвлекаясь на споры и обсуждения посторонних предметов. Если порядок консультации заранее оговорен с доверителем, адвокат имеет возможность прервать отвлеченные рассуждения и в любой момент напомнить ему о необходимости придерживаться установленного порядка.

Третья стадия - разъяснение доверителю вариантов решения его проблемы и их последствий

Совершенно ясно, что это центральная, наиболее важная стадия дачи консультации. К ней следует предъявлять особые требования.

Разъяснения адвоката должны быть ясными и понятными. Будет ли понятным всякому человеку такое объяснение: "Договор пожизненного содержания с иждивением предназначен для ситуаций с наличием фидуциарных отношений и поэтому удачно подходит к вашей ситуации"?

Умение говорить ясно и понятно необходимо для адвоката, но зависит оно не только от его собственной грамотности, богатства его лексического запаса, но и от способности "подстроиться" под уровень доверителя. Ведь разъяснения даются доверителю, это он, доверитель, должен понять адвоката.

Необходимо разъяснять также способы и возможные затраты для реализации обсуждаемых вариантов, роль самого доверителя в реализации каждого из них. Доверитель должен четко представить себе, каких усилий и затрат потребует реализация каждого из вариантов как для адвоката, так и лично для него.

Четвертая стадия - помощь доверителю в выборе оптимального решения

После того как доверителю разъяснены возможные пути решения его проблемы и с ним обсуждены возможные последствия этих решений, наступает очень ответственный момент - доверитель должен выбрать один из предложенных ему вариантов.

Как уже отмечалось, при проведении консультации мнение доверителя о предпочтительности какого-либо из возможных решений проблемы может не совпадать с мнением адвоката.

Адвокат может лишь рекомендовать доверителю то решение, которое ему представляется наиболее оптимальным. Но доверитель может остановить свой выбор и на другом варианте. Это право доверителя, и адвокат должен его уважать.

Вместе с тем в подобных ситуациях будет лучше еще раз перепроверить, правильно ли доверитель понял суть и последствия избранного им варианта. Адвокат может предложить доверителю какой-либо "тест на реальность". Например, спросить, готов ли доверитель к значительным затратам или, наоборот, к определенным потерям, которые непременно возникнут при реализации избранного им варианта. Можно попросить доверителя объяснить, почему он выбирает именно этот вариант, как он представляет себе его реализацию и возможные последствия.

Пятая стадия - определение стратегии и тактики реализации принятого решения

Этот этап завершает консультацию. Из всех предложенных вариантов доверитель с помощью адвоката выбирает наиболее предпочтительный. С одной стороны, доверитель не может не испытывать определенную удовлетворенность. Вместе с этим может возникнуть и некоторая растерянность по поводу реализации выбранного способа решения проблемы. Поэтому адвокату рекомендуется четко определить необходимые действия, распределить обязанности: что будет делать адвокат, что сможет сделать доверитель самостоятельно. На этой стадии определяются сроки, возможные и необходимые дополнительные встречи адвоката с доверителем. Обговариваются вопросы и предложения по составлению необходимых юридических документов.

Завершая консультацию, адвокату следует согласовать с доверителем дополнение к соглашению об оказании юридической помощи, дальнейшие действия по исполнению поручения, а также их стоимость. Это необходимо сделать для того, чтобы доверитель понимал, какую еще работу в его интересах будет производить адвокат и почему эта работа должна оплачиваться. Дополнение к соглашению оформляется в письменном виде. Кроме того, адвокат обязан разъяснить доверителю, какие еще расходы кроме оплаты труда адвоката он (доверитель) должен будет понести: оплатить госпошлину за обращение в суд, заплатить сбор за получение тех или иных документов, оплатить услуги нотариуса и т.п.

Сотрудничество, которого адвокат сумел добиться в начале консультации, поможет ему успешно завершить ее. И в последующем будет залогом успеха в реализации выработанного варианта решения.

Рассмотренные здесь вопросы характерны для консультирования с перспективой ведения дела.

Однако не всегда в течение одной консультации удается решить все задачи консультирования. Не исключены ситуации, когда доверитель сообщает новую информацию, которой у него не было или которую он по каким-либо причинам не сообщил в процессе первого собеседования. Сами обстоятельства доверителя могут изменяться, и вследствие этого появляется новая информация. Адвокат, как правило, в этих случаях вынужден прерывать дачу совета и возвращаться или к выявлению фактических обстоятельств дела, или к подготовительной стадии консультации.

В практике возможны и более короткие консультации, когда доверитель обращается к адвокату за разъяснением закона или с вопросом: "Имею ли я право. ?" В подобных случаях адвокат может не разворачивать последовательно все этапы консультирования, а ограничиться дачей юридической справки. Но если вопрос доверителя требует анализа фактических обстоятельств, изучения каких-либо доказательств, юридических документов, адвокат должен провести консультирование в полном объеме с обязательным установлением фактических обстоятельств дела.

Как уже отмечалось, консультация может быть дана не только в устной, но и письменной форме. Подготовка письменной консультации - юридического заключения - занимает у адвоката значительно больше времени. Поэтому, как правило, письменное заключение адвокат готовит по особой просьбе доверителя. Письменное заключение, как и устная консультация, должно полно отвечать на вопросы доверителя и быть составлено на понятном для него языке. Однако письменное заключение должно отвечать и другим требованиям, прежде всего правилам юридической техники, о которой речь пойдет в следующем разделе.*(1)

О защите в речах адвоката Плевако Ф.Н.

Сегодня с позиций современного закона мы бы сказали, что данное деяние хотя формально подпадает под норму уголовного закона, но в силу малозначительности не представляет общественной опасности. Путем остроумного сопоставления старушка — чайник — Россия Плевако охладил пыл абсолютизаторов юридических принципов.

Читайте также: