Процедура финансового оздоровления подлежит досрочному прекращению в случае если в суд

Обновлено: 02.07.2024

Процедура финансового оздоровления компании, как один из этапов процесса банкротства, направлена на принятие реабилитационных мер, чтобы не допустить полной финансовой несостоятельности и восстановить платежеспособность юридического лица. Как любой из последовательных этапов, оздоровление вводится на ограниченный срок. Если за отведенное время улучшить ситуацию должника не удастся, по решению суда его имущество будет продано для оплаты задолженности перед кредиторами, сотрудниками и прочими заинтересованными сторонами.

Длительность процедуры: какие сроки

В соответствии с 80-й Статьей, п. 6, закона №127-ФЗ, финансовое оздоровление вводится на срок не более 2-х лет. На практике длительность этой процедуры может быть меньше.

Временные рамки ставят себе сами учредители компании-должника, заранее согласовав их на собрании и обозначив в ходатайстве для первого собрания кредиторов. В этот же период составляется новый график погашения задолженностей. Если кредиторы одобрят ходатайство, указанный срок финансового оздоровления вносится в протокол. После готовится ходатайство для арбитражного суда, поскольку сама процедура может быть начата лишь с одобрения судьи.

Сокращение сроков

Период, на который вводится процесс финансового оздоровления компании, может быть сокращен на законных основаниях с досрочным прекращением финансовых обязательств неплательщика. Такой исход становится возможным, если должник опередил график, уложившись в срок меньше заявленного.

В случае опережения графика подаются те же отчеты и в том же порядке, что и по окончанию отведенного времени. Далее следует проведение судебного заседания, в результате чего суд выносит решение: закрыть производство, если у кредиторов больше нет требований, или отказать в закрытии дела, если остались непогашенные долги.

Досрочное прекращение этапа оздоровления

Поскольку максимальный срок проведения финансового оздоровления составляет 2 года, должник обязан уложиться именно в этот период. Проведение необходимых мероприятий ни при каких обстоятельствах не может превышать установленные временные ограничения.

При этом суд вправе досрочно прекратить процедуру, если:

  • нарушен срок предоставления соглашения о гарантиях перед кредиторами;
  • выплаты кредиторам осуществлялись не по графику (платежи задерживаются больше 15 дней);
  • юридическое лицо приняло решение о ликвидации компании раньше, чем завершилась процедура финансового оздоровления.

В течение 15 дней с момента, когда возникли основания для досрочного прекращения процедуры, управляющий обязуется организовать собрание кредиторов для обсуждения этого вопроса и после подать ходатайство суду.

Что должно быть сделано при завершении

За месяц до завершения срока финансового оздоровления неплательщику следует уведомить управляющего о достигнутых результатах, предоставив бухгалтерские отчеты. Вместе с отчетами подаются также документы о текущем балансе компании. Дополнительно должник составляет отчеты об убытках и прибыли, а также свидетельства того, что обязательства перед кредиторами выполнены.

Ссылаясь на предоставленные документы, управляющий делает письменное заключение об эффективности или не эффективности процедуры, и в течение 10 дней с момента получения бумаг направляет это заключение суду и остальным участникам процесса.

На завершающем этапе проведения процедуры финансового оздоровления назначается дата заседания арбитражного суда, где будут рассмотрены результаты проведенной работы за отведенное время и жалобы кредиторов, если таковые будут. Статья 88, п. 5.6 закона №127-ФЗ предусматривает только три варианта развития событий на данном судебном заседании:

  1. Производство по делу о банкротстве прекращается.
  2. Вводится внешнее управление компанией.
  3. Неплательщик оглашается банкротом и начинается конкурсное производство (продажа имущества).

Суд информирует участников дела о дате и месте проведения заседания в порядке согласно с законом №127-ФЗ.

Суд добавил, что мораторные проценты, начисленные в рамках предыдущего дела о банкротстве, не учитываются при определении признаков несостоятельности и не предоставляют кредитору права на возбуждение нового банкротного дела


По мнению одного из экспертов, Верховный Суд прояснил вопрос о порядке исчисления мораторных процентов в условиях прекращения предыдущей процедуры банкротства. Второй считает, что ВС фактически установил баланс интересов между залоговыми и незалоговыми кредиторами. Третья отметила, что на практике встречается разный порядок применения норм о начислении и уплате мораторных процентов.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда вынесла Определение № 305-ЭС21-5418 по делу № А40-22345/2020 о взыскании процентов за пользование кредитом и неустойки с гражданки, дважды подвергавшейся процедуре банкротства.

В октябре 2019 г. банкротное дело было прекращено в связи с погашением требований банка-кредитора третьим лицом. Спустя год банк вновь обратился в суд с заявлением о банкротстве должника и просил включить в реестр проценты за пользование кредитом, а также неустойку в соответствии с условиями кредитного договора за период с 15 февраля по 15 октября 2019 г. Должник возражала против удовлетворения такого требования со ссылкой на то, что в указанный период начислялись мораторные проценты.

В октябре 2020 г. АС г. Москвы ввел в отношении должника процедуру реализации имущества и включил требования банка в размере 3,8 млн руб. в третью очередь реестра требований как обеспеченные залогом имущества должника.

Впоследствии апелляция отменила решение нижестоящего суда и инициировала в отношении Зинаиды Тарасовой процедуру реструктуризации долгов. Окружной суд поддержал постановление второй инстанции. При этом требования банка в размере 2,4 млн руб. в виде процентов, начисленных на сумму основного долга, а также 1,3 млн руб. в качестве неустойки за просрочку уплаты процентов были включены в третью очередь реестра как обеспеченные залогом. Тем самым три судебные инстанции признали требования банка обоснованными и указали на наличие у должника признаков неплатежеспособности. Они также отметили правомерность требования в части процентов за пользование кредитом и неустойки в размере, установленном договором, поскольку первое дело о банкротстве было прекращено, в связи с чем основания для их исчисления в ограниченном (мораторном) размере отпали.

В кассационной жалобе в Верховный Суд Зинаида Тарасова сослалась на существенные нарушения судами апелляционной и кассационной инстанций норм права и просила отменить вынесенные ими решения.

Изучив материалы дела, Экономколлегия напомнила, что вместо подлежащих уплате по условиям обязательства процентов (например, за пользование займом, по кредиту, коммерческому кредиту), а также санкций (неустоек, пеней, штрафов), которые не начисляются в процедуре банкротства, на сумму основного требования с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центробанком на дату введения наблюдения (мораторные проценты).

Как пояснил Суд, такое регулирование направлено, в частности, на частичную компенсацию имущественных потерь кредитора (в том числе в результате задержки возврата денежных средств) от ограничений, связанных с введением процедуры банкротства в отношении должника в целях приведения всех его кредиторов к равному положению. При прекращении банкротного дела по основанию, предусмотренному абз. 7 п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве (в том числе в результате погашения всех включенных в реестр требований должником в ходе наблюдения или третьим лицом в ходе любой процедуры банкротства в порядке ст. 113 или 125 Закона), кредитор вправе предъявить должнику в общеисковом порядке требования о взыскании оставшихся мораторных процентов, которые начислялись за время процедур банкротства по правилам Закона о банкротстве.

Таким образом, ВС отменил судебные акты апелляции и кассации, вернув дело на новое рассмотрение во вторую инстанцию, которой предстоит установить наличие признаков несостоятельности должника и оснований для введения в отношении нее процедуры банкротства по заявлению банка.

1. Основаниями для досрочного прекращения финансового оздоровления являются:

непредставление в арбитражный суд в сроки, предусмотренные пунктом 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;

неоднократное или существенное (на срок более чем пятнадцать дней) нарушение в ходе финансового оздоровления сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности.

2. Административный управляющий обязан в течение пятнадцати дней с даты возникновения оснований для досрочного прекращения финансового оздоровления созвать собрание кредиторов для рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о досрочном прекращении финансового оздоровления.

3. Должник обязан представить собранию кредиторов, созванному в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, отчет об итогах выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления при наличии такого плана.

К отчету должны прилагаться баланс должника на последнюю отчетную дату, отчет о прибылях и об убытках должника, сведения о размере погашенных требований кредиторов и подтверждающие погашение требований кредиторов документы.

Административный управляющий представляет собранию кредиторов свое заключение о выполнении графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления (при наличии такого плана).

4. Собрание кредиторов по итогам рассмотрения отчета должника и заключения административного управляющего вправе принять решение об обращении в суд с одним из ходатайств:

о введении внешнего управления;

о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

К ходатайству собрания кредиторов прилагаются копия протокола заседания собрания кредиторов и список кредиторов, голосовавших против принятого собранием кредиторов решения или не принимавших участия в голосовании по данному вопросу.

5. Арбитражный суд на основании ходатайства собрания кредиторов принимает один из судебных актов:

определение об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства собрания кредиторов в случае, если в судебном заседании выявлено исполнение должником требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;

решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

6. В случае, если финансовое оздоровление было введено арбитражным судом в порядке, установленном пунктом 3 статьи 75 настоящего Федерального закона, по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, арбитражный суд может досрочно прекратить финансовое оздоровление при условии нарушения в ходе финансового оздоровления сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности. В указанном случае арбитражный суд выносит определение о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, ходатайство о введении которой было принято первым собранием кредиторов.

1. Досрочное прекращение финансового оздоровления должника представляет собой правовой механизм, направленный на защиту интересов кредиторов при нарушении их прав.

2. Основными причинами для досрочного прекращения финансового оздоровления должника, установленными в комментируемой статье, являются:

1) непредставление в арбитражный суд в сроки, предусмотренные п. 3 ст. 79 Закона, соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. При применении этой нормы следует учитывать, что в п. 3 ст. 79 Закона в действительности установлен лишь один срок для представления упомянутого соглашения в арбитражный суд - 20 дней с даты его заключения. Нарушение этого срока и является одним из обстоятельств, дающих основание для досрочного прекращения финансового оздоровления. Иной срок для представления соглашения об обеспечении обязательств должника в арбитражный суд следует из положений абз. 2 п. 5 ст. 79 Закона. В случае обеспечения обязательств должника ипотекой, с учетом необходимости в государственной регистрации договора об ипотеке, срок на представление соглашения об ипотеке в арбитражный суд увеличивается на время, необходимое согласно Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации договора (п. 3 ст. 13). Поскольку согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" договор об ипотеке считается заключенным и вступает в силу с момента его государственной регистрации, он должен представляться в арбитражный суд через 20 дней с момента его государственной регистрации или через 65 дней с момента введения финансового оздоровления.

В тех случаях, когда обязательства должника обеспечиваются банковской гарантией, непредставление последней в суд в течение 20 дней с даты выдачи банковской гарантии также является основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления;

2) неоднократное или существенное (на срок более чем 15 дней) нарушение в ходе финансового оздоровления сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности.

Каждое из указанных обстоятельств является самостоятельным основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления. При этом представляется, что неоднократность нарушения сроков удовлетворения требований кредиторов или просрочка в исполнении на срок более 15 дней могут служить основаниями для досрочного прекращения финансового оздоровления, если только сам объем просроченного исполнения не квалифицирован как ничтожно малый. Явная несоразмерность (незначительность) нарушения не должна влечь столь существенные последствия для должника.

3. Дополнительные к установленным в п. 1 комментируемой статьи основания досрочного прекращения финансового оздоровления обнаруживаются в абз. 3 п. 1, абз. 3 п. 2 ст. 85 (отказ в изменении графика погашения задолженности) и п. 6 комментируемой статьи.

4. В случае возникновения установленных в комментируемой статье оснований для досрочного прекращения финансового оздоровления административный управляющий обязан в течение 15 дней с момента их возникновения созвать собрание кредиторов. При этом в повестку дня этого собрания включается вопрос об обращении в арбитражный суд с ходатайством о досрочном прекращении финансового оздоровления. При неисполнении административным управляющим этой обязанности комитет кредиторов, конкурсные и (или) уполномоченные органы, права требований которых составляют не менее 10 процентов общей суммы требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, либо одна треть конкурсных кредиторов и уполномоченных органов могут созвать собрание кредиторов.

5. Должник обязан представить созванному в указанном выше порядке собранию кредиторов отчет об итогах выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления при наличии такого плана. Отчет о выполнении графика погашения задолженности должен содержать сведения об удовлетворенных в установленные графиком сроки требованиях кредиторов, о требованиях кредиторов, удовлетворенных с просрочкой, о неудовлетворенных требованиях. В части выполнения плана финансового оздоровления содержание отчета включает данные о выполнении предусмотренных планом мероприятий, в том числе выполнении их в части, указание на возможность дальнейшего осуществления этого плана, сроки выполнения конкретных действий во исполнение плана. В тех случаях, когда финансовое оздоровление вводилось по ходатайству третьих лиц (ст. 78 Закона), отчет о выполнении плана финансового оздоровления может не представляться, если такой план не подготавливался.

К отчету прилагаются баланс должника на последнюю отчетную дату, отчет о прибылях и убытках должника (подп. "а", "б" п. 2 ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете"), сведения о размере погашенных требований кредиторов и подтверждающие погашение требований кредиторов документы.

Административный управляющий обязан одновременно с представлением отчета должника представить собранию кредиторов свое заключение о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика удовлетворения требований кредиторов. В этом заключении должны содержаться имеющиеся у административного управляющего те же сведения, что и в отчете должника. Непредставление должником отчета не освобождает административного управляющего от обязанности по представлению собственного заключения.

Непредставление отчета должником, равно как и непредставление заключения административным управляющим, не является для собрания кредиторов препятствием в принятии соответствующего решения по имеющимся данным. Однако при необходимости собрание кредиторов может принять решение о созыве повторного собрания кредиторов и поручить должнику представить отчет, а административному управляющему - заключение.

6. По итогам рассмотрения отчета должника и заключения административного управляющего собрание кредиторов вправе принять следующие решения:

1) о досрочном прекращении финансового оздоровления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления;

2) о досрочном прекращении финансового оздоровления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

3) о продолжении финансового оздоровления (при незначительности соответствующих нарушений, опровержении на собрании обстоятельств, свидетельствующих о нарушениях, и т.п.);

4) о заключении мирового соглашения (п. 1 ст. 150 Закона).

При голосовании по этим вопросам принимаются во внимание не погашенные в соответствии с Законом требования кредиторов.

В первом и во втором случаях к ходатайству собрания кредиторов прилагаются копия протокола заседания собрания кредиторов и список кредиторов, голосовавших против принятого собранием решения или не принимавших участие в голосовании по данному вопросу. Ходатайство кредиторов подписывается представителем собрания кредиторов.

При непредставлении вместе с ходатайством указанных документов арбитражный суд вправе применительно к ст. 128 АПК РФ оставить ходатайство без движения, указав в определении на необходимость представления названных документов и срок, в течение которого собрание кредиторов должно устранить это упущение. Копия определения направляется представителю собрания кредиторов не позднее следующего дня после его вынесения. В случае если упомянутые документы не будут представлены в установленный срок, арбитражный суд возвращает ходатайство в порядке, предусмотренном ст. 129 АПК РФ.

В случае заключения мирового соглашения применяются правила, установленные главой VIII Закона о банкротстве.

7. На основании ходатайства собрания кредиторов арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

1) определение об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства собрания кредиторов, если в судебном заседании будет доказано, что должник исполнил (надлежаще исполняет) требования кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, а требования кредиторов (жалобы) неосновательны;

2) определение о введении внешнего управления в случае обоснования возможности восстановления платежеспособности должника при отсутствии ограничений для перехода к внешнему управлению, установленных п. 2 ст. 92;

3) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства при отсутствии оснований для введения внешнего управления и наличии признаков банкротства;

4) определение о прекращении производства по делу при утверждении мирового соглашения (ст. 152 Закона о банкротстве).

8. В тех случаях, когда финансовое оздоровление вводилось арбитражным судом вопреки решению собрания кредиторов о введении внешнего управления или конкурсного производства (п. 3 ст. 75 Закона), самостоятельным основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления является нарушение должником сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности. При этом арбитражный суд может досрочно прекратить финансовое оздоровление по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве. В случае прекращения финансового оздоровления при таких обстоятельствах арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

1) определение о введении внешнего управления: если ранее первым собранием кредиторов принималось решение о введении этой процедуры и при условии наличия доказательств, свидетельствующих о возможности восстановления платежеспособности должника, а также при отсутствии ограничений для перехода к внешнему управлению, установленных п. 2 ст. 92 Закона;

2) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

3) определение о прекращении производства по делу, если арбитражный суд при рассмотрении вопроса о досрочном прекращении финансового оздоровления утверждает заключенное в соответствии с законом мировое соглашение (ст. 152 Закона).

Финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Инициатива по его проведению может исходить от

  • участников (учредителей),
  • собственника имущества должника - унитарного предприятия,
  • третьего лица (третьих лиц).

Названные субъекты на стадии наблюдения вправе обратиться к первому собранию кредиторов с соответствующим ходатайством.

Таким образом, финансовое оздоровление согласно ст. 75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" может быть введено арбитражным судом по итогам наблюдения :

  1. на основании решения первого собрания кредиторов (п. 1);
  2. без решения или вопреки решению первого собрания кредиторов, если имеется ходатайство вышеназванных субъектов при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 2, п. 3).

В последних двух случаях размер обеспечения должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания (первого собрания кредиторов), не менее чем на 20 процентов. Способами обеспечения исполнения должником обязательств, в частности, являются:

  • залог (ипотека),
  • банковская гарантия,
  • государственная или муниципальная гарантия,
  • поручительство.
  • не могут выступать в этом качестве удержание, задаток или неустойка.

Порядок введения финансового оздоровления (ст. 80)

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.

В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности. В случае предоставления обеспечения исполнения обязательств - сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения.

Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем 2 года .

Последствия введения процедуры финансового оздоровления

  • требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением особого порядка предъявления требований к должнику (в соответствии с ФЗ);
  • ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов отменяются;
  • аресты на имущество должника и иные ограничения могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве;
  • осуществление имущественных взысканий по исполнительным документам приостанавливается, за исключением вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, возмещении морального вреда;
  • удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп или приобретение должником размещенных акций либо выплата действительной стоимости доли (пая) не допускается;
  • изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества не допускается;
  • выплата дивидендов и распределение прибыли между учредителями (участниками) должника не допускаются;
  • прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или иным способом не допускается, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов либо если такое прекращение приводит к преимущественному удовлетворению требований кредиторов одной очереди, обязательства которых прекращаются, перед другими кредиторами;
  • неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются, за исключением текущих платежей.

Процедуру финансового оздоровления проводит назначаемый арбитражным судом административный управляющий, права и обязанности которого закреплены в ст. 83 Закона о банкротстве. Вместе с тем органы управления должника по-прежнему осуществляют свои полномочия, правда, с некоторыми ограничениями.

Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:

  • влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5 процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
  • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;
  • влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
  • влекут за собой получение займов (кредитов).

Без согласия собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение, должник не может принимать решение о своей реорганизации.

Для реализации финансового оздоровления необходимо разработать два документа: план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

План финансового оздоровления разрабатывается в случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

План финансового оздоровления утверждается собранием кредиторов и должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, и с даты утверждения графика погашения задолженности арбитражным судом возникает обязанность должника погасить задолженность должника перед кредиторами в установленные графиком сроки.

При наличии обеспечения исполнения должником обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности он подписывается также лицами, предоставившими такое обеспечение.

Графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления.

Графиком погашения задолженности должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в очередности, установленной статьей 134 Федерального закона.

Основаниями для досрочного прекращения финансового оздоровления являются (ст. 87):

Читайте также: