Признание решения иностранного суда по законодательству республики узбекистан

Обновлено: 22.04.2024

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

01.01.2022

0 / 140

Всего документов в БД:

111925

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 26 марта 1998 года

О судебной практике по исполнению решений судов (арбитражей) иностранных государств

Рассмотрев материалы обобщения судебной практики по признанию и приведению в исполнение решений иностранных судебных органов на территории Республики Узбекистан, подготовленного судебной коллегией, Президиум Высшего хозяйственного суда постановляет:

1. Обзор судебной практики о признании и приведении в исполнение решений иностранных судебных (арбитражных) органов на территории Республики Узбекистан принять к сведению.

2. Разослать данный обзор хозяйственным судам Республики Каракалпакстан, г. Ташкента и областей в целях единообразного применения в практической деятельности.

3. Подготовить информацию в Кабинет Министров и Центральный банк Республики Узбекистан для решения вопросов, возникающих при исполнении решений судов иностранных государств.

Председатель Высшего хозяйственного суда

Республики Узбекистан М.Абдусалямов

Обзор судебной практики по исполнению решений судов (арбитражей) иностранных государств

Любой юридический акт обладает правовой силой только на территории государства, принявшего этот акт. Однако распространить законную силу юридического акта на территорию другой страны возможно на основе взаимности в соответствии с международными соглашениями.

Признание и приведение в исполнение решений иностранных судебных органов на территории Республики Узбекистан - один из важных элементов в международной правовой деятельности нашей страны.

По постановлению, принятому Олий Мажлисом 20 декабря 1995 года, Республика Узбекистан вошла в число государств, присоединившихся к Нью-Йоркской Конвенции "О признании и приведении в исполнение решений иностранных арбитражей" от 10 июня 1958 года. Наряду с этой Конвенцией в нашей стране действуют и другие международные акты, также регламентирующие признание и приведение в исполнение решений иностранных судов.

Так, 20 марта 1992 года в г. Киеве главами государств СНГ подписано Соглашение "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности", которое регулирует разрешение дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами этих государств, а также исполнение решений по ним. Кроме того, в Минске (Республика Беларусь) 22 января 1993 года государства - члены СНГ подписали Конвенцию по оказанию правовой помощи, в том числе о признании и исполнении судебных решений по гражданским делам и т.д. С рядом государств Республика Узбекистан заключила двухсторонние договоры по оказанию правовой помощи.

Конвенции, Соглашение и договора определяют, в каких случаях и какие решения иностранных судов (арбитражей) подлежат признанию и исполнению, а также случаи отказа в исполнении решений иностранных судов (арбитражей). Они предусматривают, что каждое государство, подписавшее их, признает судебное (арбитражное) решение участников Конвенции, Соглашения и Договора и приводит их в исполнение в соответствии с процессуальными нормами, принятыми государством, на территории которого испрашивается исполнение судебного (арбитражного) решения.

При обращении организаций и граждан иностранных государств с ходатайством о признании и приведении в исполнение судебных (арбитражных) решений иностранных государств хозяйственные суды руководствуются общими правилами, предусмотренными в этих международных правовых актах, и Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Узбекистан.

С 2003 года мы активно занимаемся признанием и исполнением решений и постановлений Российский судов общей юрисдикции, Арбитражных судов РФ и МКАС (Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово - промышленной палате РФ) на территории иностранных государств. Это бесспорно сложный и трудоемкий процесс, который способен выполнить лишь редкий высококвалифицированный юрист, работая в слаженной международной команде. В зависимости от международных соглашений и договоренностей стран, которые имеют тенденцию меняться, процесс исполнения решения суда может подразделяться на две, а иногда и три больших стадии:

Признание решения российского суда в компетентном органе иностранного государства

Приведение в соответствие требованиям иностранного законодательства

Исполнение решения компетентного органа иностранного государства, национальное исполнительное производство

Стоимость услуг в среднем составляет от 50 000 до 250 000 рублей в зависимости от сложности дела и наличия необходимых судебных (процессуальных) документов.

Срок оказания услуг до момента фактического поступления средств на счет кредитора (или наступления юридического факта) может варьироваться от 4 месяцев до 1,5 - 2 лет.

Основания оказания услуг: договор об оказании юридических услуг, предоставление необходимых документов, оплата оказываемых услуг.

Результат: фактическое поступление средств на счет кредитора или передача исполнительных документов кредитору для самостоятельного распоряжения.

Свяжитесь с нами для обсуждения вопросов исполнения Вашего решения

Мы оказываем услуги как в полном цикле работ, начиная с нуля, так и приступаем к работе на любой стадии существующих отношений. Возможно выполнение работ какой-либо отдельной стадии по желанию кредитора. В общей сложности мы оказали услуги по признанию и исполнению решений по вопросам взыскания долгов, взыскание алиментов, кредиторской задолженности, долгов физических лиц, установлению / оспариванию прав на собственности и недвижимость, исполнение решений по страховым делам, взысканию ущерба за причиненные противоправные действия и прочее.

Независимо от того, чьими услугами Вы воспользуетесь, необходимо понимать, что прогнозируемый результат в международной практике крайне индивидуален и зависит на 60% от политики страны исполнения, наличия международных соглашений, решений государственных органов и частному отношения государства к заявителю.

Подробнее о процедуре признания и исполнения:

По общему правилу принудительное исполнение обязательств в отношении юридических лиц осуществляется по их юридическому адресу, адресу их представительств или филиалов либо по местонахождению их имущества; в отношении физических лиц – по их месту жительства, месту пребывания или местонахождению имущества. В качестве общего принципа исполнительного производства с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций, находящихся на территории Российской Федерации, законодатель устанавливает принцип национального правового режима.

В процессе исполнения возникают ситуации, когда должник, не исполнивший свои обязательства, изменяет свое место жительства. Рассмотрим порядок исполнения решения суда при выезде должника за пределы Российской Федерации. В соответствии с нормами международного права каждое государство обладает суверенитетом. Именно принцип суверенности отличает государство от иных публичных образований и предполагает недопустимость вмешательства одного государства в деятельность другого государства. В соблюдение принципа суверенитета по общему правилу, российские юрисдикционные акты не могут непосредственно исполняться на территории иностранных государств. Они должны сначала пройти процедуру признания и получения разрешения на приведение их в исполнение (процедуру экзекватуры).

В большинстве стран мира для исполнения судебного решения требуется формальная проверка его правильности и соответствия акта публичному порядку страны суда, а также выполнение некоторых иных формальных условий. В Европе для осуществления принудительного исполнения необходимо проведение экзекватуры. В этих странах суд после рассмотрения соответствующего ходатайства выносит специальное постановление о разрешении исполнения. Французское законодательство допускает проверку решения иностранного суда по существу в суде Франции в том случае, если оно вынесено против французского гражданина. Сегодня существуют международные соглашения, предусматривающие возможность принудительного исполнения юрисдикционного акта на территории иного государства. Например, исполнительные документы, выданные арбитражными судами Российской Федерации, не нуждаются в прохождении процедуры признания и подлежат непосредственному исполнению на территории ближайшего зарубежья в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и страной исполнения.

Для рассмотрения прошения об экзекватуре необходимо наличие международного договора, ратифицированного государством происхождения судебного решения и государством его будущего исполнения, имеющего нормы, регулирующие возможность и порядок признания и исполнения решений иностранных судов. В настоящее время Российская Федерация является участником большого количества международных договоров. Среди них имеются соглашения, положения которых затрагивают вопросы принудительного исполнения судебных актов: это Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Российская Федерация выступает преемником СССР по ряду двусторонних международных договоров о правовой помощи. Среди заключенных Российской Федерацией международных договоров по указанным вопросам следует также отметить договоры с Аргентинской Республикой; Республиками Беларусь, Молдова, Польша; Латвийской, Литовской Республиками и другие. Учитывая особенности исторического развития России, наиболее востребованной сегодня в сфере трансграничного исполнения судебных решений является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в 1993 г. между государствами – участниками СНГ.

Российская Федерация заключила также двусторонние соглашения о правовой помощи, но лишь в некоторых из них предусмотрены признание и исполнение.

Выдача экзекватуры на иностранное решение может производиться без заключения международного договора в целях реализации общепризнанных правовых принципов международной вежливости и международной взаимности на основании ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы международного права (в их число входит взаимность и вежливость) выступают составной частью российской правовой системы. Они составляют международный публичный порядок и входят в публичный порядок РФ.

В международном гражданском процессе речь идет о взаимном исполнении иностранных судебных решений на началах взаимности. Такая взаимность должна быть установлена в законодательном порядке либо общепризнана прецедентной судебной практикой как условие признания и исполнения иностранных судебных решений. То есть в этих двух случаях речь идет о совершенно разном применении взаимности, о разных правовых сферах – о международном частном праве и о публичном гражданском процессуальном праве. Ряд ученых считают возможным признавать иностранные судебные решения на основе взаимности. Тем не менее, основания признания и исполнения иностранных решений должны быть четко и исчерпывающе предусмотрены в законодательстве. Выводы, сделанные на базе решений даже самых высоких судебных инстанций, а также с помощью толкования законодательства, не могут лежать в основе столь серьезного вопроса. Законодателю следует определиться в отношении принципа взаимности как базового в признании и исполнении иностранных судебных решений.

Таким образом, все индивидуально и использование прецедентов не играет роли, но с имеющейся у нас практикой и при наличии необходимых документов, признать и исполнить Ваше решение вполне реально, хоть и не быстро.

При определении условий договора с иностранным субъектом необходимо обдуманно подходить к выбору компетентного суда, в частности следует учитывать возможность последующего признания и приведения в исполнение в иностранном государстве.

Как показывает практика, субъекты хозяйствования Республики Беларусь при наличии возможности предпочитают закреплять в контрактах с иностранными контрагентами компетенцию отечественных судов. Вместе с тем установление компетенции экономического суда Республики Беларусь влечет необходимость признания данного решения в государстве контрагента, что часто сопряжено с определенными трудностями.

Возможность признания и исполнения решений экономических судов Республики Беларусь за границей в первую очередь зависит от наличия межгосударственного двустороннего договора об оказании правовой помощи либо регионального международного договора, регулирующего вопросы исполнения решений государственных судебных органов, с участием Республики Беларусь и государства резидентства контрагента либо государства, на территории которого находится имущество должника.

Для определения возможности и порядка признания и исполнения решений экономических судов Республики Беларусь все иностранные государства можно дифференцировать на три следующие группы:

1) государства, в которых не требуется признания решения экономических судов Республики Беларусь для принудительного исполнения;

2) государства, с которыми у Республики Беларусь есть соглашение о взаимном признании и исполнении судебных решений;

3) государства, с которыми у Республики Беларусь нет договорных отношений в части признания и исполнения судебных решений.

Рассмотрим каждую группу в отдельности.

Исполнение решений экономических судов Республики Беларусь на территории Российской Федерации

Российская Федерация — единственное государство, в котором не требуется признание решений экономических судов Республики Беларусь.

В силу Соглашения о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов Российской Федерации (заключено в г. Москве 17.01.2001) не требуется признания решений экономических судов Республики Беларусь на территории Российской Федерации.

Такие решения исполняются на основании исполнительных документов экономического суда в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Эти документы исполняются без процедуры признания.

Взыскатель самостоятельно направляет исполнительный документ в федеральную службу судебных приставов Российской Федерации по местонахождению должника или его филиала либо по местонахождению имущества должника с целью возбуждения исполнительного производства и принудительного исполнения.

До этого исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. Срок предъявления исполнительного документа к исполнению в Российской Федерации составляет 3 года.

Исполнение решений экономических судов Республики Беларусь на основании международного соглашения

Если контрагент либо его имущество находятся на территории государства, являющегося наряду с Республикой Беларусь участником двустороннего либо регионального договора о правовой помощи, исполнение решения суда будет производиться на основании положений этого международного договора.

В таких случаях ходатайство о признании и принудительном исполнении решения экономического суда Республики Беларусь взыскатель подает в компетентный орган, определенный международным договором.

На основании межгосударственных двусторонних договоров о правовой помощи ходатайство и прилагаемые к нему документы, как правило, подаются в суд, вынесший решение по первой инстанции.

В соответствии с договорами, заключенными с Китайской Народной Республикой, Республикой Польша, Венгерской Республикой, Социалистической Республикой Вьетнам, ходатайство и документы могут быть поданы как в суд, вынесший решение по первой инстанции, так и непосредственно в суд, компетентный разрешить вопрос о признании решения.

Согласно ст. 3, 7 и 8 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (заключено в г. Киеве 20.03.1992, применяется в отношениях с бывшими республиками СССР, кроме Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Молдовы), ходатайство и документы оформляются взыскателем самостоятельно и подаются им непосредственно в компетентный суд государства, где решение подлежит исполнению.

К ходатайству взыскатель прилагает документы или надлежащим образом заверенные их копии, указанные в международном договоре. Реквизиты ходатайства определяются законодательством страны, на территории которой должно быть осуществлено исполнение.

Рассмотрим порядок признания решения экономического суда в Литве.

В соответствии с п. 2 ст. 54 Договора между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (подписан в г. Вильнюсе 20.10.1992) ходатайство о разрешении исполнения подается в суд, вынесший решение по делу в первой инстанции. Ходатайство, поданное в суд, вынесший решение по делу в первой инстанции, отправляется суду, компетентному вынести решение по ходатайству, то есть Апелляционному суду Литвы.

Вместе с тем, ГПК Литвы допускает обращение в апелляционный суд Литвы с заявлением о признании решения иностранного суда напрямую заявителем.

Формальные требования к заявлению о признании решений судов Республики Беларусь, помимо двустороннего договора, устанавливает ГПК Литвы.

К заявлению прилагается его перевод на литовский язык, а также следующие документы:

1) заверенная судом копия решения, официальный документ о вступлении решения в законную силу, если это не вытекает из текста самого решения;

2) документ, из которого вытекает, что ответчику, не принявшему участия в процессе, было своевременно и в надлежащей форме хотя бы один раз вручено уведомление о вызове в суд;

3) подтверждение того, что решение могло быть исполнено согласно праву Республики Беларусь;

4) нотариально удостоверенные переводы вышеуказанных документов.

Кроме того, заявитель должен указать адрес в Литовской Республике, по которому ему будут отправляться процессуальные документы, либо назначить представителя по делу или лицо, уполномоченное получать процессуальные документы, которые проживают или работают в Литовской Республике.

К заявлению также необходимо приложить подтверждение полномочий лица, подписывающего заявление о признании и исполнении, а также сведения о регистрации юридического лица.

В случае если у взыскателя не имеется всех документов, необходимых для признания решения экономических судов Республики Беларусь, суд, вынесший решение, по заявлению взыскателя выдает документы, предусмотренные международным договором и подлежащие направлению в иностранный суд.

Внедоговорное признание и исполнение решений экономических судов Республики Беларусь
на территории иностранных государств

Наиболее сложным является признание и исполнение решений белорусских судов в государствах, с которыми не заключены договоры о правовой помощи (а таких государств большинство).

В такой ситуации остается надеяться на соблюдение международных принципов взаимности и вежливости компетентными органами государства нахождения должника.

Практика установления взаимности в иностранных государствах имеет различия.

В Республике Беларусь принцип взаимности соблюдается до тех пор, пока не доказано отсутствие взаимности. Сравним. В Федеративной Республике Германия взаимность подлежит доказыванию заинтересованной стороной, и в случае недоказанности взаимности суд может отказать в признании и исполнении иностранного судебного решения.

Таким образом, суд Германии, который будет рассматривать ходатайство о признании решения экономического суда Республики Беларусь, может поставить вопрос о подтверждении соблюдения принципа взаимности со стороны Республики Беларусь.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь официально выразил готовность признавать в пределах своей компетенции решения судов Федеративной Республики Германия в письме от 20.11.2006 N 03-38/2201 на имя Председателя Федерального Верховного Суда Германии. В настоящее время ссылка на это письмо может быть способом обоснования наличия взаимности признания судебных решений по экономическим спорам между нашими государствами.

При отсутствии международного договора, регулирующего признание решений белорусских судов в конкретном иностранном государстве, необходимо руководствоваться национальным законодательством данного государства.

Процессуальное законодательство иностранных государств в большинстве случаев не содержит указания на определенный перечень документов, которые должны прилагаться к ходатайству о признании и исполнении решения иностранного суда.

В таких случаях, если, по мнению судьи, для подтверждения требования о признании не хватает каких-либо документов, судья истребует их от заявителя (истца). Однако при формировании пакета документов, подтверждающих требование о признании решения экономического суда Республики Беларусь, мы рекомендуем, прежде всего, руководствоваться основными принципами (условиями) признания и исполнения иностранных судебных решений, предусмотренными в международном праве:

1) решение должно вступить в законную силу. Это определяется на основании законодательства страны суда, вынесшего решение;

2) при разрешении дела по существу соблюдены процессуальные права лица, против которого вынесено решение (например, требуется, чтобы ответчику был своевременно вручен вызов в суд);

3) при рассмотрении дела и вынесении по нему решения соблюдены правила международных договоров о разграничении компетенции судов различных стран.

Исходя из изложенного, истцу по требованию о признании за границей решения экономического суда Республики Беларусь следует приложить к ходатайству следующие документы:

1) решение экономического суда и справку суда о том, что решение вступило в законную силу;

2) заверенный перевод решения, справки и апостиля (при апостилировании) на язык государства, где испрашивается признание;

3) копии документов, подтверждающих вручение ответчику определения экономического суда о возбуждении дела;

4) копию документа, содержащего пророгационное соглашение между истцом и ответчиком (например, договора с соответствующей оговоркой);

5) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего исковое заявление (ходатайство о признании), на предъявление иска.

Вышеуказанные документы должны быть легализованы надлежащим образом и переведены на язык государства, в котором будет признаваться решение.

В заключение отметим, что порядок подготовки и направления документов для признания и исполнения решения экономического суда за пределами Республики Беларусь определяется в каждом конкретном случае исходя из положений международных договоров, участниками которых являются Республика Беларусь и государство, на территории которого должно производиться исполнение, а также законодательства соответствующего государства.

На основании изложенного можно выработать определенный алгоритм для признания и исполнения решений экономических судов Республики Беларусь за границей.

Для этого взыскателю необходимо выполнить ряд последовательных действий:

1. Определить перечень государств, где потенциально может быть исполнено решение (страна места нахождения должника, страны, где находится имущество должника).

2. Установить наличие либо отсутствие международного договора, регулирующего вопросы исполнения судебных решений, между Республикой Беларусь и государством ответчика.

4. Ходатайство рассматривается в письменном процессе либо в устном разбирательстве (в зависимости от правил национального законодательства). Как правило, суды проверяют отсутствие оснований для непризнания решения иностранного суда (например, невступление в силу решения, нарушение исключительной компетенции судов государства, где испрашивается признание решения, противоречие публичному порядку и пр.).

При признании решения суды могут взыскать с должника судебные расходы, связанные с исполнением в случае, если это допускает законодательство страны, на территории которой решение должно быть приведено в исполнение (например, в Литве).

5. После признания решения экономического суда Республики Беларусь в государстве ответчика выдается исполнительный лист, который предъявляется взыскателем к исполнению в соответствии с национальными правилами, предусмотренными в государстве исполнения решения.


Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

  • Выборы Президента
  • Обзоры судебной практики
  • Постановления Пленума Верховного Суда
    • по общим вопросам судебной деятельности
    • по гражданским делам
    • вопросы гражданского процессуального права
      • Общие положения. Исковое производство
      • Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Особое производство. Приказное производство
      • Производство дел в апелляционном порядке и в порядке надзора
      • Исполнение решений иностранных судов
      • Примирение сторон

      Электронное судопроизводство по экономическим делам


      Банк данных судебных постановлений

      Образцы документов для обращения в суд

      Актуально

      О применении судами законодательства о признании и исполнении решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений

      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

      23 декабря 2014 г. № 18

      О применении судами законодательства о признании и исполнении решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений

      Изменения и дополнения:

      Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2017 г. № 11 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.10.2017, 6/1616)

      В целях обеспечения единства судебной практики применения международных договоров и повышения качества осуществления правосудия при рассмотрении судами общей юрисдикции дел о признании и исполнении на территории Республики Беларусь решений иностранных судов, арбитражей (третейских судов) Пленум Верховного Суда Республики Беларусь постановляет:

      1. Обратить внимание судов, что строгое соблюдение порядка и сроков рассмотрения ходатайств о разрешении принудительного исполнения судебных постановлений иностранных судов и решений иностранных арбитражей (третейских судов), а также заявлений о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (далее – признание и исполнение решений иностранных судов) на территории Республики Беларусь способствует повышению международного авторитета государства, является гарантией исполнения международных обязательств в области защиты прав и законных интересов физических, юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами.

      2. В Республике Беларусь признаются и исполняются решения иностранных судов, если это предусмотрено международным договором Республики Беларусь либо на основе принципа взаимности.

      Решения иностранных судов, которые не требуют принудительного исполнения, признаются как в силу международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь, так и в случаях, если такое признание предусмотрено ее законодательством.

      3. Вопросы признания и исполнения решений иностранных судов на территории Республики Беларусь регулируются Конституцией Республики Беларусь, Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ГПК), Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК). В отношении названных вопросов также применяются:

      многосторонние международные договоры, к которым, в частности, относятся Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, заключенная в г. Нью-Йорке 10 июня 1958 года (далее – Нью-Йоркская конвенция), Конвенция о международном доступе к правосудию, заключенная в г. Гааге 25 октября 1980 года, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в г. Минске 22 января 1993 года (далее – Минская конвенция), Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, подписанный в г. Москве 28 марта 1997 года, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в г. Кишиневе 7 октября 2002 года, Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, заключенное в г. Киеве 20 марта 1992 года;

      двусторонние международные договоры Республики Беларусь о правовой помощи с Литовской Республикой (г. Вильнюс, 20 октября 1992 года), Китайской Народной Республикой (г. Пекин, 11 января 1993 года), Латвийской Республикой (г. Минск, 21 февраля 1994 года), Республикой Польша (г. Минск, 26 октября 1994 года), Социалистической Республикой Вьетнам (г. Минск, 14 сентября 2000 года), Исламской Республикой Иран (г. Тегеран, 7 ноября 2006 года), Республикой Болгария (г. Минск, 21 февраля 2007 года), Республикой Сербия (г. Минск, 12 марта 2013 года) и другие, в том числе и те двусторонние договоры СССР, в отношении которых Республикой Беларусь признано правопреемство (например, Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанный в г. Москве 15 июля 1958 года).

      4. Рассматривая ходатайства (заявления), судам следует исходить из того, что международные договоры по вопросам признания и исполнения решений иностранных судов распространяются только на государства-участники. Приоритет имеют те международные договоры, которые вступили в силу позднее, если международным договором не установлено иное.

      При наличии между участниками многосторонних договоров по вопросам признания и исполнения решений иностранных судов также двусторонних договоров или специальных соглашений должны применяться соответствующие нормы двусторонних договоров или специальных соглашений.

      Если международным договором, одной из сторон которого является Республика Беларусь, установлены иные, по сравнению с национальным законодательством, нормы, суд при рассмотрении ходатайств (заявлений) применяет положения международного договора (статья 543 ГПК и статья 247 ХПК).

      5. Процессуальной формой обращения в суд является ходатайство (Приложение 4 к ГПК) либо заявление (глава 28 ХПК).

      До возбуждения дела судья обязан проверить, соответствует ли ходатайство (заявление) по форме и содержанию требованиям процессуального законодательства (статья 3 Приложения 4 к ГПК, статья 246 ХПК), приложены ли к нему необходимые документы, в частности о том, что решение иностранного суда вступило в законную силу и (или) подлежит исполнению, если этого не видно из текста решения; была ли сторона, против которой вынесено решение, не принявшая участия в процессе, своевременно и в надлежащей форме извещена о рассмотрении дела; документ о том, в какой части или с какого времени требуется исполнение решения, если оно ранее исполнялось; при подаче заявления в суд, рассматривающий экономические дела, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

      В случае несоответствия ходатайства (заявления) предъявленным законодательством требованиям либо если к нему не приложены необходимые официальные документы или они не снабжены заверенным переводом на белорусский или русский язык, судья возвращает ходатайство (заявление) органу или лицу, его направившему, для исправления недостатков.

      6. Судам необходимо учитывать, что в соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов Российской Федерации, совершенным в г. Москве 17 января 2001 года, судебные акты компетентных судов сторон не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства, на основании исполнительных документов судов, принявших решения.

      7. Решения иностранных судов, которые не требуют принудительного исполнения, признаются на территории Республики Беларусь без какого-либо производства, если заинтересованное лицо в течение месячного срока после того, как ему стало известно о поступлении решения иностранного суда, не заявит возражения против признания этого решения (часть первая статьи 10 Приложения 4 к ГПК). Пропуск указанного срока без уважительных причин либо отказ в ходатайстве о его восстановлении являются основаниями к оставлению возражений против признания решения без удовлетворения.

      8. Обратить внимание судов, что ходатайства (заявления) о признании и исполнении на территории Республики Беларусь решений иностранных судов, так же как и возражения заинтересованных лиц против их признания, в предусмотренных законом или международным договором Республики Беларусь случаях рассматриваются областными, Минским городским судами, экономическими судами областей (города Минска) по месту жительства (нахождения) должника либо в случаях, предусмотренных статьей 2 Приложения 4 к ГПК, статьей 246 ХПК, по месту нахождения его имущества.

      При определении суда, к компетенции которого относится разрешение ходатайства (заявления) о признании и исполнении решения иностранного суда, также следует учитывать характер спора и субъектный состав его участников. В частности, вопросы признания и исполнения решений иностранных судов по спорам с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанным с хозяйственной (экономической) деятельностью, разрешаются судами, рассматривающими экономические дела.

      В случаях, когда должник не имеет на территории Республики Беларусь места жительства (нахождения) и принадлежащего ему имущества, суд вправе возвратить ходатайство (заявление) о признании и исполнении решения иностранного суда без рассмотрения.

      9. Если ходатайство (заявление) поступило без соблюдения правил подсудности, но подлежит разрешению на территории Республики Беларусь, суд передает его компетентному суду.

      Ходатайство (заявление), принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, разрешается им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому суду (часть первая статьи 51 ГПК, часть первая статьи 53 ХПК).

      10. Судам следует иметь в виду, что ходатайства (заявления) о признании и исполнении решений иностранных судов подлежат рассмотрению в сроки, предусмотренные процессуальным законодательством Республики Беларусь, если иное не установлено международными договорами.

      Применительно к статье 158 ГПК дело по ходатайству о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда (о рассмотрении возражений против признания решения иностранного суда) должно быть рассмотрено не позднее двух месяцев со дня поступления ходатайства (возражения), а по ходатайству о разрешении принудительного исполнения решения о взыскании алиментов и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, – не позднее одного месяца со дня поступления ходатайства, если иные сроки не установлены международными договорами Республики Беларусь.

      Согласно части первой статьи 247 ХПК заявления рассматриваются в срок не более одного месяца со дня их поступления в суд, рассматривающий экономические дела.

      11. Обратить внимание судов, что при рассмотрении ходатайства (заявления) суд Республики Беларусь ограничивается установлением того, что условия международного договора соблюдены. Давать оценку законности и обоснованности решения иностранного суда суд Республики Беларусь не вправе.

      Перечень оснований для отказа в признании и исполнении решений иностранных судов установлен статьей 5 Приложения 4 к ГПК, статьей 248 ХПК и международными договорами Республики Беларусь. Если применяемый международный договор содержит иные, по сравнению с процессуальным законодательством, основания для отказа в признании решения иностранного суда, суду следует руководствоваться перечнем международного договора.

      12. Разъяснить, что сведения о своевременном и надлежащем вручении должнику (заинтересованному лицу) вызова в суд представляет орган или лицо, которые обратились с ходатайством (заявлением) о признании и исполнении решения иностранного суда либо с возражением против признания. В случае необходимости суд, рассматривающий ходатайство (заявление), возражение, вправе истребовать дополнительные доказательства своевременного и надлежащего извещения должника (заинтересованного лица).

      При проверке надлежащего порядка извещения применяются положения законодательства о судебной корреспонденции договаривающейся стороны, на территории которой было вынесено решение, а также положения Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам, заключенной в г. Гааге 15 ноября 1965 года, и Конвенции по вопросам гражданского процесса, заключенной в г. Гааге 1 марта 1954 года, в зависимости от того, участницей какой из названных Конвенций является договаривающаяся сторона. Порядок извещения может быть определен и двусторонними международными договорами Республики Беларусь.

      Обсуждая вопрос о своевременности вручения должнику вызова в иностранный суд, необходимо проверять, был ли он уведомлен с таким расчетом, чтобы имел достаточно времени для подготовки к делу, а также явки в суд.

      13. Решение иностранного суда может быть предъявлено к исполнению в течение трех лет с момента вступления его в законную силу (статья 561 ГПК, статья 250 ХПК), если иное не установлено международным договором Республики Беларусь. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству взыскателя, если причины пропуска будут признаны уважительными (часть первая статьи 468 ГПК, часть вторая статьи 250 ХПК).

      Обращение с ходатайством о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда о взыскании алиментов является правом взыскателя, не ограниченным трехлетним сроком давности принудительного исполнения, и может быть реализовано в любой период времени, на который присуждены алименты.

      Применяя Нью-Йоркскую конвенцию, суду следует учитывать, что указанная Конвенция не предусматривает в качестве основания для отказа в признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения истечение срока давности.

      14. Рассматривая ходатайства о принудительном исполнении решений иностранных судов о взыскании алиментов, судам следует учитывать дату окончания предыдущего их взыскания, если решение до направления ходатайства компетентному суду Республики Беларусь уже исполнялось.

      Необходимо иметь в виду, что определение задолженности по алиментам производится судебным исполнителем по месту исполнения исполнительного документа. При определении задолженности надлежит руководствоваться соответствующими нормами Кодекса Республики Беларусь о браке и семье и ГПК, регулирующими сроки и порядок предъявления и разрешения требований о взыскании такой задолженности, поскольку порядок принудительного исполнения определяется законодательством Республики Беларусь (статья 9 Приложения 4 к ГПК).

      В отношении возможности исполнения решений иностранных судов государств, не являющихся членами Содружества Независимых Государств либо участниками двусторонних международных договоров (конвенций) о правовой помощи по гражданским и семейным делам, судам следует учитывать положения Конвенции о взыскании за границей алиментов, принятой в рамках ООН 20 июня 1956 года.

      15. Ходатайства (заявления) о признании и исполнении решений иностранных судов, а также возражения против их признания рассматриваются в открытом судебном заседании с извещением о времени и месте судебного разбирательства должника (заинтересованного лица), а в случаях, установленных законодательством, – и взыскателя. Их неявка в судебное заседание без уважительных причин не является препятствием к рассмотрению дела.

      В ходе судебного разбирательства суд устанавливает наличие либо отсутствие оснований для отказа в признании решения иностранного суда, в том числе заслушивает объяснения должника (заинтересованного лица), исследует представленные документы. Обязанность представления доказательств лежит на должнике (заинтересованном лице).

      По ходатайству должника (заинтересованного лица) или его представителя суд вправе истребовать дополнительные сведения, относящиеся к установлению обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения вопроса о признании и исполнении решения иностранного суда.

      16. Судам необходимо иметь в виду, что иностранные арбитражные решения, в том числе решения арбитражей стран Содружества Независимых Государств, подлежат признанию и исполнению в Республике Беларусь на основании Нью-Йоркской конвенции.

      При применении пункта 1 статьи V Нью-Йоркской конвенции следует учитывать, что обязанность по доказыванию наличия оснований для отказа в признании и исполнении иностранного арбитражного решения возлагается на сторону, возражающую против признания и исполнения этого решения. Такие доказательства могут быть представлены только в суде первой инстанции. Представленные в вышестоящий суд дополнительные доказательства, устанавливающие новые обстоятельства, не могут быть положены вышестоящим судом в основу принимаемого им судебного постановления.

      Основания для отказа в признании и исполнении иностранного арбитражного решения, установленные пунктом 2 статьи V Нью-Йоркской конвенции, могут быть применены судом, в том числе вышестоящим судом, как в случае, если на них ссылается сторона, возражающая против признания и исполнения такого решения, так и по инициативе суда.

      17. По существу поступившего ходатайства (заявления, возражения) суд выносит мотивированное определение, отвечающее соответственно требованиям статьи 320 ГПК и статей 213, 249 ХПК. В определении должны содержаться, в частности: сущность ходатайства (заявления, возражения), имя (наименование) и место жительства (нахождения) должника, вывод о результатах рассмотрения ходатайства (заявления, возражения) и его обоснование, указание о выдаче исполнительного документа (если иное не предусмотрено законодательством или международным договором Республики Беларусь), срок и порядок обжалования (опротестования) определения.

      Определением о признании и исполнении суд Республики Беларусь не может изменить содержание решения иностранного суда.

      18. Судебным коллегиям по гражданским и экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь периодически анализировать практику рассмотрения судами ходатайств (заявлений) о признании и исполнении решений иностранных судов, а также возражений против признания таких решений на территории Республики Беларусь и принимать необходимые меры по предупреждению и устранению выявленных недостатков.

      19. Признать утратившими силу:

      Председатель
      Верховного Суда
      Республики Беларусь В.О.Сукало

      Секретарь Пленума,
      судья Верховного Суда
      Республики Беларусь Р.Г.Анискевич


      Законодательство Республики Казахстан определяет процедуру и порядок признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и арбитражей буквально несколькими статьями. Стороне, которая обращается за принудительным исполнением решения иностранного суда или арбитража, необходимо пройти две стадии:

      ̶ обратиться в компетентный суд с заявлением о принудительном исполнении решения и выдаче исполнительного листа;

      ̶ после получения исполнительного листа обратиться к судебному исполнителю, который будет непосредственно заниматься исполнением решения.

      Однако, несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры, на практике нередко возникают вопросы и сложности, связанные с пробелами и противоречиями в национальном законодательстве либо с неправильным его применением судами.

      Правовое регулирование признания и исполнения иностранных арбитражных решений

      Признание и исполнение иностранных арбитражных решений производится в соответствии с:

      ̶ международными договорами, участником которых является Казахстан;

      ̶ Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан (ГПК РК) от 31 октября 2015 года;

      Основным международным договором, регулирующим вопросы признания и исполнения решений иностранных арбитражей, является Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 года (Нью-Йоркская конвенция).

      Использование арбитражного института в спорах, связанных с Казахстаном, особенно практично в связи с тем, что у этой страны часто отсутствует соглашение о признании решений судов общей юрисдикции с той или иной страной мира.

      Признание и исполнение решений иностранных арбитражей

      1. Порядок рассмотрения заявлений о принудительном исполнении арбитражных решений.

      Для исполнения арбитражного решения сторона, в пользу которой вынесено арбитражное решение, вправе обратиться с заявлением о его принудительном исполнении в компетентный суд РК, если должник не исполнил решение добровольно. Срок рассмотрения заявления составляет 15 дней с даты его поступления. Стороны извещаются о месте и времени рассмотрения заявления. Их неявка на судебное заседание не является препятствием к рассмотрению, за исключением случаев, когда от должника поступило ходатайство об отложении с указанием уважительных причин невозможности явиться на заседание.

      Результат рассмотрения заявления:

      ̶ определение о выдаче исполнительного листа либо об отказе в его выдаче;

      ̶ исполнительный лист.

      Далее исполнением арбитражного решения занимаются органы исполнительного производства.

      2. Компетенция судов РК по рассмотрению заявлений о принудительном исполнении арбитражных решений.

      В соответствии с ГПК РК споры, стороной которых являются юридические лица либо физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), подсудны специализированным межрайонным экономическим судам. Споры, в которых хотя бы одна из сторон является физическим лицом, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, рассматриваются районными судами общей юрисдикции.

      3. Документы, предоставляемые в суд:

      ̶ должным образом заверенное подлинное арбитражное решение или должным образом заверенная копия такового;

      ̶ подлинное арбитражное соглашение, или содержащаяся в договоре арбитражная оговорка, или должным образом заверенная копия такового.

      Требования, предъявляемые к документам, предоставляемым в суд:

      ̶ заверение копий документов и их легализация.

      Апостилированные копии требуются от юридических лиц стран – участниц Гаагской конвенции от 5 декабря 1961 года. Для стран, не являющихся участниками данной Конвенции, необходимо предоставить легализованные копии документов. Кроме того, согласно многосторонним и двусторонним международным договорам о правовой помощи, участником которых является Казахстан, не требуется какое-либо специальное удостоверение документов, выданных или засвидетельствованных компетентным учреждением или уполномоченным лицом и скрепленных гербовой печатью, для России, Беларуси, Киргизии, Азербайджана, Армении, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Украины, Грузии, Литвы. Также не требуется консульская легализация для документов, составленных или засвидетельствованных компетентными органами Пакистана, Турции, КНДР, если эти документы скреплены печатью компетентного учреждения;

      ̶ перевод документов на язык судопроизводства (заверенный перевод на язык судопроизводства, то есть государственный (казахский) или русский язык).

      4. Срок для принудительного исполнения арбитражных решений.

      Заявление о принудительном исполнении решения арбитража может быть подано не позднее трех лет со дня окончания срока его добровольного исполнения.

      Если в регламенте арбитража отсутствуют положения о сроке добровольного исполнения решений или их немедленном исполнении, то представляется целесообразным, чтобы после получения полного текста решения сторона, в пользу которой оно вынесено, направила другой стороне письменное предложение исполнить решение в добровольном порядке, указав разумный срок для такого исполнения.

      Суд вправе восстановить пропущенный срок подачи заявления о принудительном исполнении решения арбитража по ходатайству заинтересованной стороны, если найдет причины пропуска указанного срока уважительными.

      5. Виды арбитражных решений, подлежащих признанию и исполнению.

      Из статьи 5 Нью-Йоркской конвенции вытекает, что исполнению подлежат только арбитражные решения, вынесенные по существу спора по завершении арбитражного разбирательства.

      При этом статья 501 ГПК РК закрепляет также возможность принудительного исполнения решений об утверждении мирового соглашения, которые являются промежуточными решениями.

      Основания для отказа в принудительном исполнении

      Все основания для отказа можно разделить на две группы:

      К первой, о которой сказано в пункте 1 статьи 5 Нью-Йоркской конвенции, относятся основания, заявлять о которых должна сторона, против которой вынесено решение. Эта же сторона должна представлять суду доказательства того, что такие основания имеются. К таким основаниям относятся:

      ̶ признание одной из сторон арбитражного разбирательства недееспособной или ограниченно дееспособной;

      ̶ неуведомление стороны о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или наличие других причин, признанных судом уважительными, по которым сторона не могла представить свои объяснения;

      ̶ неподведомственность спора арбитражу, в том числе если решение арбитража вынесено по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения;

      ̶ несоответствие состава арбитража или арбитражной процедуры соглашению сторон и регламенту арбитража.

      ̶ если спор, по которому вынесено арбитражное решение, не может являться предметом арбитражного разбирательства по законодательству РК;

      ̶ если арбитражное соглашение недействительно по закону страны, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания – по законодательству РК;

      ̶ если арбитражное решение противоречит публичному порядку РК.

      Кроме того, в силу норм ГПК РК суд вправе отказать в принудительном исполнении арбитражного решения в связи с истечением трехгодичного срока давности предъявления решения к принудительному исполнению.

      Выводы и рекомендации

      Не все суды правильно применяют нормы международных договоров, что приводит к необоснованным отказам, необходимости обжалования судебных актов в вышестоящие судебные инстанции. Поэтому мы рекомендуем заранее запросить в арбитраже документ, подтверждающий вступление решения в законную силу, если это не следует из арбитражного соглашения, самого решения или регламента арбитража. Если сторона, против которой вынесено решение, не принимала участия в процессе, то мы также рекомендуем заранее запросить документы, подтверждающие уведомление ответчика о разбирательстве.

      Читайте также: