Принудительная ликвидация ооо в судебном порядке

Обновлено: 15.05.2024

Наряду с добровольной ликвидацией в рамках так называемой общей процедуры ликвидации белорусское право предусматривает принудительную ликвидацию. Рассмотрим основания и сущность принудительной ликвидации юрлица по решению суда.

Рассматривая принудительную ликвидацию в рамках так называемой общей процедуры ликвидации, прежде всего, необходимо указать на то, что решение о принудительной ликвидации принимается судом.

Ликвидация в судебном порядке определяется законодателем как исключительная мера воздействия за допущенные нарушения законодательства (ч. 1 п. 14 постановления N 10).

Принудительная ликвидация осуществляется по следующим основаниям.

1. Непринятие решения о ликвидации юрлица в добровольном порядке в связи с (абз. 2 ч. 1 подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации):

— истечением срока, на который создано юрлицо;

— достижением цели, ради которой оно создано;

— нарушением юрлицом порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством;

— признанием судом, рассматривающим экономические дела, госрегистрации юрлица недействительной.

Если уполномоченный орган или лицо (лица) добровольно не примет решение о ликвидации юрлица по одному из приведенных оснований принятия решения о ликвидации юрлица в добровольном порядке, то белорусское право предусматривает обязательную принудительную ликвидацию юрлица, а точнее, будет присутствовать основание для ликвидации юрлица.

2. Осуществление юрлицом деятельности (абз. 3 ч. 1 подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации):

— без надлежащего специального разрешения (лицензии);

— либо запрещенной законодательными актами;

— либо с иными неоднократными нарушениями законодательных актов;

— либо с грубыми нарушениями законодательных актов.

В основу принятия решения о ликвидации юрлица либо отказа в удовлетворении требования о ликвидации законодатель в Республике Беларусь кладет:

(а) характер допущенных нарушений;

(б) их продолжительность;

(в) их последствия;

(г) последующую после совершения нарушений деятельность юрлица;

(д) действия (меры), которые были предприняты юрлицом для устранения таких нарушений;

(е) другие обстоятельства.

В частности, в качестве неоднократных нарушений могут рассматриваться нарушения законодательства два и более раза, которые явились основанием, например, для принятия компетентными госорганами решений о применении мер административной ответственности, и эти решения в установленном порядке не отменены.

При оценке нарушения законодательства как грубого во внимание принимаются те негативные последствия, которые повлекло данное нарушение, в том числе причинение ущерба государственным и (или) общественным интересам, гражданам или юрлицам.

При этом отмечаем, что в удовлетворении иска о ликвидации в связи с осуществлением деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов может быть отказано, если экономический суд установит, что негативные последствия таких нарушений устранены (ч. 4 п. 17 постановления N 10).

3. Экономическая несостоятельность (банкротство) юрлица (абз. 4 ч. 1 подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации).

Принятие судом решения о ликвидации юрлица по данному основанию осуществляется в соответствии с Законом о банкротстве.

4. Уменьшение стоимости чистых активов юрлица по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством (абз. 5 ч. 1 подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации).

Ликвидация юрлица по данному основанию применяется лишь в отношении коммерческих организаций, относительно которых законодательство Республики Беларусь устанавливает минимальный размер уставного фонда, а таковых в экономике Республики Беларусь меньшинство.

Суть же данного основания заключается в том, что в случае неблагоприятного исхода дел, даже по обстоятельствам, не зависящим от воли юрлица, его имущество может быть частично утеряно; в результате у юрлица будет отсутствовать та основа, которая позволяла ему осуществлять свою деятельность, то есть существовать.

Однако если имущество юрлица станет меньше размера его уставного фонда, то уполномоченный орган или лицо (лица) должны принять решение об уменьшении размера уставного фонда для того, чтобы привести его в соответствие с имеющимся реальным имуществом. Иначе это вводит в заблуждение третьих лиц, то есть налицо недобросовестная конкуренция со стороны юрлица.

Но если реально имущество меньше минимального размера уставного фонда, установленного законодательством, то либо юрлицо доводит реально существующее имущество хотя бы до минимального размера уставного фонда (при этом сделать это необходимо до окончания финансового года), либо юрлицо должно прекратиться.

При этом о данном основании ликвидации юрлица можно говорить лишь в том случае, если коммерческая организация в связи с уменьшением имущества не будет объявлена банкротом, то есть юрлицо выполнило взятые на себя обязательства и не является не исполнившим лицом.

5. Нарушения установленных законодательством порядка и сроков ликвидации (абз. 6 ч. 1 подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации).

Иными словами, для ликвидации юрлица в связи с нарушением установленных законодательством порядка и сроков ликвидации необходимо, чтобы:

— во-первых, была возбуждена процедура ликвидации юрлица в добровольном порядке.

Пандемия и сопутствующий ей экономический кризис привели к состоянию объективного банкротства огромное количество ранее активных на рынке компаний с реальными владельцами. Последние все чаще задаются вопросом - что делать с пришедшим в финансовую негодность корпоративным активом (скорее, пассивом). Хочется выбрать дешевый и надежный вариант, то есть такой, который исключит обращение взыскания по обязательствам общества на имущество ее участника.

Основные варианты очевидны – ликвидация, банкротство или пассивное прекращение работы с компанией в расчете на исключение из ЕГРЮЛ (или истечение сроков, в течение которых могут быть предъявлены требования к владельцу компании).

В каком направлении двинуться? Или вообще не двигаться и подождать? Попробуем порассуждать на эту тему, опираясь на практику.

Ликвидация

Это самый легальный способ прекращения деятельности юридического лица и исключения его из реестра. Однако его успех зависит от того насколько активы ликвидируемой компании покрывают ее обязательства. Причем речь здесь идет не о номинальном (суммовом) покрытии, а о фактическом погашении долгов за счет имущества.

Иными словами, если из промежуточного ликвидационного баланса следует, что долги не могут быть погашены за счет активов или в условиях формальной достаточности активов известно, что они отсутствуют или имеют нулевую стоимость – ликвидатор или комиссия обязаны обратиться в суд с заявлением должника о банкротстве. На этом попытка ликвидации закончится. (Определение ВС от 23.12.2017 года №310-ЭС17-8699).

Вывод: ликвидация общества с заведомой недостаточностью имущества для погашения обязательств - это прямой путь в процедуру банкротства. При активном уклонении ликвидатора от обязанности подать соответствующее заявление – он рискует получить административную и/или субсидиарную ответственность (хотя это не очень страшно, если должник уже не генерирует обязательств).

Банкротство

Б) Отсутствующее имущество

Если на балансе числится имущество, а по факту оно отсутствует (крайне распространенная ситуация в отношении запасов) – то это будет с неизбежностью выявлено управляющим. В подавляющем большинстве случаев вразумительно объяснить это не возможно, а значит, появятся основания, как минимум, для взыскания убытков с контролирующих лиц.

Аналогичная ситуация и с иными активами, например, дебиторской задолженностью – если она по каким-то причинам не взыскивалась своевременно и возможность ее истребования утрачена – это тоже основание для взыскания убытков или привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц.

В) Оспаривание сделок

В российской деловой практике распространенной является ситуация полного или частичного вывода активов должника в преддверии банкротства. Кроме того, по-прежнему очень часто коммерческие организации (вернее их бенефициары) – выводят безнал компании в кэш. Это стало дорого, но никуда не ушло.

Г) Субсидиарная ответственность контролирующих лиц (или взыскание с них убытков)

Вывод: даже беглого перечисления обстоятельств, на которые следует обратить внимание при использовании банкротства, как способа прекращения деятельности юридического лица, достаточно чтобы признать его неприемлемость для значительного количества кризисных компаний и их бенефициаров. Это тот джин, которого контролирующим должника лицам лучше не выпускать.

Фактическое прекращение деятельности компании

Все попытки навязать ответственность контролирующим лицам исходя лишь из уклонения от использования счета и сдачи отчетности (игнорируя установления их действий в качестве причины непогашения долга), Верховный Суд признал необоснованными (Определение ВС № 307-ЭС20-180 от 25.08.2020 года). Очевидно, что ординарному коммерческому кредитору (в смысле - не ФНС и не кредитной организации) исключенной из реестра организации, вне процедуры банкротства будет очень сложно найти доказательства недобросовестных действий контролирующих лиц.

Второе – это срок, в течение которого может быть подано заявление о привлечении к ответственности в порядке пункта 3.1 статьи 3 Закона об ООО. По аналогии с нормами о субсидиарной ответственности (п.6 статьи 61.14 ЗоБ) – такой срок не может быть больше, чем три года от даты исключения должника из ЕГРЮЛ. При этом, практика арбитражных судов склонна считать этот срок иначе (лояльнее в отношении контролирующих лиц), связывая начало его течения не с исключением должника из реестра, а с моментом, когда кредитору должно было быть известно о невозможности погашения его требований (например, Решение Арбитражного суда Московской области от 10.12.2020 года по делу №А41-91799/19).

То есть период тревожной неопределенности для бенефициара не будет вечным.

Вывод: с учетом всех обстоятельств, прекращение деятельности компании (в расчете на ее исключение из ЕГРЮЛ), на сегодня, пожалуй, самый приемлемый, безопасный и дешевый способ отказа от корпоративного актива.

А что кредитор? Каковы его шансы при каждой из указанных выше процедур юридической ликвидации юридического лица?

Что же можно посоветовать кредиторам в этой ситуации, чтобы при минимальных расходах дотянуться до имущества контролирующего лица?

Первый вариант – действия вне конкурса (вне процедуры банкротства). Практика предоставляет здесь очень ограниченные возможности по препятствованию вывода активов и оспариванию сделок - это допустимо только в отношении недобросовестных действий физических лиц (Определение ВС 4-КГ15-54 от 01.12.2015 года) и в случае с корпоративными требованиями об оплате действительной стоимости доли (например, Постановление АС Поволжского округа от 24.12.2016 года по делу №А12-20196/2015. ).

Второй вариант – подача заявления кредитора о банкротстве с последующим прекращением производства в связи с отсутствием источников финансирования. Это дает возможность сэкономить на расходах и подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности вне процедуры банкротства (п.12 ст.61.11, ст.61.19 ЗоБ).

Третий вариант – обращение с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам недействующей компании, исключенной из ЕГРЮЛ (на основании пункта 3.1 статьи 3 ФЗ Об ООО).

Целью темы является ознакомление с основными видами ликвидации фирмы.

Достижение поставленной цели требует решение следующих задач:

  • характеристика основных видов ликвидации фирмы;
  • изучение особенностей той или иной формы (вида) ликвидации;
  • выявление важнейших характеристик добровольной и принудительной ликвидации фирмы.

Оглавление

Ликвидация - это способ прекращения деятельности фирмы, без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. То есть в результате ликвидации фирмы - прекращается экономическая деятельность субъекта.

Прежде чем переходить к подробному описанию порядка, видов и оснований ликвидации, необходимо рассмотреть ликвидацию присоединяемого общества и ликвидацию при слиянии.

Для регистрации прекращения деятельности присоединяемого (поглощаемого) юридического лица требуются следующие документы:

  • письменное заявление;
  • решение о реорганизации обществ;
  • оригиналы учредительных документов присоединяемой фирмы;
  • документ об оплате за оформление регистрации;
  • разрешение антимонопольного органа, в случаях, когда оно требуется.

Далее выдаётся заключения регистрирующего органа, являющееся основанием для:

  • снятия присоединяемого общества с налогового учёта;
  • аннулирования идентификационных кодов;
  • закрытия счетов в банке;
  • снятия с учёта в отделениях Пенсионного, Обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования.

После этого все документы и справки (о снятии с учётов), передаются в регистрирующий орган, который на их основании погашает оригиналы учредительных документов, а затем уведомляет об этом налоговые органы.

Если же говорить о слиянии, то сначала необходимо создать и зарегистрировать вновь образованное общество, после этого его учредителям выдаётся временное свидетельство о регистрации, подлежащее замене на постоянное свидетельство, после представления в регистрирующий орган следующих документов.

  1. Временное свидетельство.
  2. Документ об уничтожении печатей, штампов и бланков, реорганизуемых изготовление их для нового.
  3. Справки:
    • из налоговой инспекции о снятии с учёта всех реорганизуемых обществ и, следовательно, постановке на учёт вновь возникшего;
    • из банка о закрытии счетов реорганизованных и об открытии для нового юридического лица;
    • из органов статистики об аннулировании идентификационных кодов реорганизуемых и о присвоении для новой фирмы;
    • из отделения Пенсионного фонда о снятии реорганизуемых с учёта и о постановке на учёт нового.

Добровольная ликвидация фирмы происходит по решению:

  • участников;
  • органа юридического лица уполномоченного на то учредительными документами.

В соответствии с законам об АО и об ООО, таковыми органами являются:

  • в АО - общее собрание акционеров по представлению совета директоров (наблюдательного совета), также им решается вопрос о назначении ликвидационной комиссии.
  • в ООО - общее собрание участников по предложению совета директоров, также ими решается вопрос о назначении ликвидационной комиссии.

Причинами добровольной ликвидации являются:

  • истечение срока, на который оно было создано, но общее собрание может продлить срок или вообще отказаться от его указания;
  • достижение цели - решение общего собрания устанавливает, достигнута ли цель, для которой оно создавалось;
  • нецелесообразность дальнейшего существования - явная недостижимость цели;
  • сокращение стоимость чистых активов общества ниже уровня минимального размера уставного капитала.

Не является основанием для принудительной ликвидации невыполнение добровольного решения о ликвидации, если в деятельности фирмы не установлены неоднократные и грубые нарушения законов.

Если же эти нарушения имеют место - это является основанием для принудительной ликвидации.

Принудительная ликвидация фирмы осуществляется по решению суда.

Существует пять основных причин принудительной ликвидации.

Из вышесказанного следует, что иски о принудительной ликвидации вправе подавать государственные органы и органы местного самоуправления, а именно:

  • антимонопольные органы;
  • прокурор;
  • налоговые органы, причём иски налоговых органов принимаются арбитражным судом к рассмотрению, если в законах прямо оговорено право налоговых органов заявлять такие требования и существует соответствие этих требований полномочиям, задачам и целям налоговых органов (например, контроль за соблюдением налогового законодательства);
  • Центральный Банк - он вправе предъявлять иски о ликвидации кредитной организации (а они чаще всего имеют организационно-правовую форму в виде АО (ОАО/ЗАО) или ООО) на основании ст.20 ФЗ О банках и банковской деятельности.

Пятой причиной принудительной ликвидации является - несостоятельность (банкротство).

При рассмотрении требований суд учитывает все обстоятельства дела, оценивает характер и последствия нарушений, то есть достаточность оснований для ликвидации фирмы. Суд вправе:

  • предложить обществу внести необходимые изменения и дополнения с регистрацией их в установленном порядке или устранить последствия нарушения закона, если это возможно;
  • отложить рассмотрение дела.

Порядок ликвидации фирмы урегулирован статьями 62-64 ГК РФ и соответствующими статьями ФЗ об АО и ФЗ об ООО. Если суммировать эти нормы и иные положения (других законов и судебной практики), то можно вывести следующий порядок ликвидации.

Уведомление делается в письменной форме в течении трёх дней по месту своего нахождения. После этого регистрирующий орган делает запись о процессе ликвидации данной фирмы и делает последующее уведомление регистрирующего органа о формировании ликвидационной комиссии.

Наряду с выше изложенным требуются соответствующие документы:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, а в нём наличие информации о соблюдении порядка ликвидации о расчётах с кредиторами;
  • ликвидационный баланс;
  • документы об уплате государственной пошлины.

Если ликвидация происходит в принудительном порядке, то суд направляет в регистрирующий орган сведения о том, что фирма находится в процессе ликвидации.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

  • непредставления указанных документов;
  • представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

За необоснованный отказ в государственной регистрации или неосуществление её в сроки должностные лица несут ответственность и возмещение ущерба.

Четвёртый этап – это назначение ликвидационной комиссии.

Если акционером (участником) ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета, фонда или органа местного самоуправления. Обязанности по проведению принудительной ликвидации не могут возлагаться судом на государственные или муниципальные органы, по иску которых принято соответствующее решение.

Назначение добровольной ликвидационной комиссии происходит по решению общего собрания по предложению совета директоров (наблюдательного совета).

Пятый этап - установление порядка и срока ликвидации. Эти положения также принимаются общим собранием.

Шестой этап - ликвидационная комиссия (после её назначения в её руках все полномочия по управлению обществом) помещает в органах печати информацию о предстоящей ликвидации с указанием:

  • порядка заявления требований кредиторами;
  • срока заявления требований, при этом срок не может быть меньше чем два месяца;
  • своих реквизитов.

На седьмом этапе - ликвидационная комиссия выявляет:

  • кредиторов, и уведомляет их о ликвидации данной фирмы;
  • дебиторов, и взыскивает их задолженности перед обществом.

Восьмой этап - это составление промежуточного ликвидационного баланса, в котором должны быть отражены:

  • состав имущества общества (данные об её активах);
  • заявленные требования кредиторов;
  • учёт требований, срок платежа по которым ещё не наступил;
  • результаты рассмотрения требований кредиторов с установлением достаточности денежных средств общества. Если денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то происходит продажа имущества общества с публичных торгов и последующие выплаты кредиторам в порядке очерёдности (ст.64 ГК).

Промежуточный баланс утверждается общим собрание акционеров (АО) или учредителями, участниками (ООО), общим собранием участников (ООО).

На девятом этапе принимается ликвидационный баланс (ст.63 п.5 ГК), так же утверждаемый общим собранием.

На десятом этапе оставшееся имущество после расчётов с кредиторами передаётся учредителям и участникам. В учредительных документах могут содержаться иные лица, получающие оставшееся имущество.

Одиннадцатый этап - все соответствующие документы, возникающие в порядке ликвидации, передаются в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об исключении этой фирмы и, следовательно, она прекращает своё существование.

Не реализованные кредиторами требования погашаются (аннулируются).

Ликвидация может быть признана судом недействительной по основаниям:

  • если с 8.12.1994г. ликвидация производилась не по правилам статей 61065 ГК РФ.
  • если само ликвидируемое предприятие обратится в Арбитражный суд с иском о признании недействительным акта о его принудительной ликвидации, до момента исключения из государственного реестра. Основания могут быть самыми различными.

Необходимо также учитывать, что правила ГК РФ о ликвидации юридических лиц не может и не должен применяться к индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица. Достаточно аннулировать его регистрацию в качестве такового.

  1. Ликвидация - это способ прекращения деятельности фирмы без правопреемства.
  • ликвидация присоединяемого общества (обществ);
  • ликвидация сливающихся обществ.

Причины добровольной ликвидации могут быть различными (истечение срока, нецелесообразность…).

Принудительная (по решению суда) ликвидация происходит при наличии основательных нарушений закона.

Данная ликвидация производится по иску уполномоченного на то органа, таких как: налоговые органы; прокуратура; Центральный банк и другие, государственные и муниципальные органы.

Ликвидация должна проводиться строго в установленном порядке, иначе она может быть в дальнейшем признана недействительной.

  1. Добровольная ликвидация ООО: все этапы
  2. Решение о добровольной ликвидации ООО
  3. Уведомление о начале процедуры
  4. Публикация в Вестнике и на Федресурсе
  5. Промежуточный ликвидационный баланс
  6. Ликвидационный баланс

Добровольная ликвидация ООО

Перед началом процедуры ликвидации нужно понимать и подготовить себя к тому, что данный процесс к сожалению нельзя назвать быстрым, так ликвидация организации занимает в среднем от 4 (четырех) месяцев.

Если вы все же заинтересованы в ликвидации организации, то в данной статье мы более подробно рассмотрим данный процесс.

  • Этап 1. Принятие решения и назначение Ликвидатора.
  • Этап 2. Уведомление о начале процедуры ликвидации.
  • Этап 3. Публикация в Вестнике и в ЕФРСОФДЮЛ (Федресурсе).
  • Этап 4. Промежуточный ликвидационный баланс.
  • Этап 5. Ликвидационный баланс.

Решение о добровольной ликвидации ООО

Если решение о ликвидации организации принято, его необходимо зафиксировать письменно. Так, если организация состоит из одного участника, данное решение фиксируется в решении единственного участника. В случае когда, организация состоит из нескольких участников (2-х и более), созывается Общее собрание участников и решение о ликвидации организации фиксируется в протоколе общего собрания участников, решение о ликвидации организации должно быть принято всеми участниками общества единогласно.

Также на данном этапе в повестку дня может быть включено не только принятие решения о ликвидации, а также назначение ликвидатора/руководителя ликвидационной комиссии.

Данное решение должно быть зафиксировано в присутствии нотариуса, исключением является, если в Уставе организации прописан иной способ удостоверения решения собрания.

Уведомление о начале процедуры добровольной ликвидации ООО

  • Решение/Протокол о Ликвидации и назначении Ликвидатора/Ликвидационной комиссии;
  • Заверенное нотариусом заявление по форме Р15001.
  • лично ликвидатором/руководителем ликвидационной комиссии;
  • представителем, в данном случае понадобиться нотариальная доверенность (в таком случае заверенная копия нотариальной доверенности также должна быть подана в уполномоченный орган с остальными документами);
  • заказным письмом с описью вложения;
  • в электронном виде с ЭЦП нотариуса.

В течение 5 (пяти) рабочих дней (не считая дня подачи и дня получения) уполномоченный орган внесет в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) информацию о том, что организация находится в стадии ликвидации и выдаст Лист записи, подтверждающий данный факт.

Публикация в Вестнике и в ЕФРСОФДЮЛ (Федресурсе) о добровольной ликвидации ООО

  • личное предоставление документов;
  • предоставление документов через представителя;
  • направление документов почтовым отправлением;
  • электронное направление документов в данном случае будет необходимо наличие Электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Данная услуга является платной, расчет производится индивидуально для каждой ликвидируемой организации.

Также с 12 ноября 2019 года, законодатель установил, что данные о ликвидации организации также должны быть опубликованы еще одном ресурсе — ЕФРСОФДЮЛ (Федресурсе).

Промежуточный ликвидационный баланс при добровольной ликвидации ООО

По истечении срока предъявления требований кредиторами, который был описан в предыдущем пункте, необходимо подготовить промежуточный ликвидационный баланс.

  • решение/протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
  • нотариально заверенное заявление об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
  • промежуточный ликвидационный баланс.

Важно: если промежуточный баланс будет направлен в уполномоченный орган в электронном виде с использованием ЭЦП, то нотариально удостоверять заявление необязательно.

Ликвидационный баланс при добровольной ликвидации ООО

Данный этап является очень важным, на нем необходимо составить ликвидационный баланс и уведомить об этом регистрирующий орган.

Важно: ликвидационный баланс должен быть нулевым. Если у организации будут даже минимальные долги, уполномоченный орган откажет в ликвидации.

После составления ликвидационного баланса необходимо созвать общее собрание участников, которые в свою очередь данный баланс должны утвердить.

Далее для уведомления уполномоченного органа необходимо составить заявление по форме Р16001, заявление должно быть составлено со всеми требованиями, которые устанавливает законодатель (приложение № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@). Данное заявление должно быть нотариально заверено, заявителем будет выступать ликвидатор/руководитель ликвидационной комиссии.

  • решение/протокол об утверждении ликвидационного баланса;
  • заявление по форме Р16601, нотариально заверенное;
  • ликвидационный баланс;
  • квитанцию об оплате государственной пошлины.
  • личное предоставление документов;
  • предоставление документов через представителя, необходимо наличие нотариальной доверенности (заверенная копия нотариальной доверенности также подается с остальными документами);
  • направление документов почтовым отправлением;
  • электронное направление документов в данном случае будет необходимо наличие электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Важно: если документы в уполномоченный орган направляются в электронном виде с использованием ЭЦП, то нотариально удостоверять заявление не обязательно.

Важно: при направлении документов в уполномоченный орган в электронном виде с использованием ЭЦП, государственная пошлина оплате не подлежит.

После направления документов в уполномоченный орган, в течении 5 (пяти) рабочих дней (не считая дня подачи и дня получения) в ЕГРЮЛ вносится запись о том, что организация прекратила свою деятельность, а вам выдается Лист записи, подтверждающий данный факт.

Важно: допускается, что последние два этапа можно объединить и провести в один этап, что значительно бережет затраченное на ликвидацию время, однако не во всех регионах действует данное правило, в связи с чем настоятельно рекомендуем перед подачей документов проконсультироваться в уполномоченном органе.

Читайте также: