Принципы судебной системы кнр

Обновлено: 17.05.2024

Согласно ст. 123 Конституции народные суды КНР суть государственные судебные органы. Правовой статус судебных органов урегулирован в шести статьях Конституции, из которых две посвящены Верховному народному суду, Законом КНР об организации народных судов различных ступеней 1979 г. с изменениями 1983 г. и Законом КНР о судьях 1995 г.

Задачей народных судов является "рассмотрение уголовных и гражданских дел, наказание в судебном порядке преступных элементов и разрешение гражданских споров в целях защиты системы диктатуры пролетариата, охраны социалистической законности и общественного порядка, охраны социалистической общенародной собственности, коллективной собственности трудящихся и законной частной собственности граждан, охраны личных свобод, демократических и иных прав граждан, обеспечения успешного проведения социалистической революции и социалистического строительства в стране".

Формирование. Кандидат в судьи должен отвечать следующим требованиям:

  • иметь гражданство КНР;
  • достичь 23-летнего возраста;
  • "поддерживать Конституцию КНР";
  • иметь "хорошие политические и профессиональные качества, а также примерное поведение";
  • обладать физическим здоровьем;
  • иметь диплом об окончании вуза по юридической специальности или иной специальности, но при наличии специальных юридических знаний и стажа не менее двух лет, или иметь ученую степень бакалавра права и стаж работы не менее одного года, или же степень магистра права, доктора юридических наук, на которые не распространяется ценз трудового стажа.

Судьями не могут быть лица, которые в прошлом понесли уголовное наказание за совершение преступления, и лица, уволенные в прошлом с государственной службы.

Председатели народных судов различных ступеней избираются соответствующими собраниями народных представителей, а заместители председателей народных судов, начальники палат, заместители начальников палат и судьи, а также члены судебных комитетов назначаются и смещаются постоянными комитетами собраний народных представителей по предложению председателей судов.

Местные народные суды, средней ступени, учреждаемые по районам в провинциях и городах центрального подчинения, формируются собраниями народных представителей провинций и городов центрального подчинения и их постоянными комитетами.

Срок полномочий председателей народных судов различных ступеней соответствует сроку полномочий собраний народных представителей соответствующих ступеней.

Собрания народных представителей имеют право отзыва избранных ими председателей народных судов. Если в период между сессиями собрания народных представителей постоянный комитет собрания народных представителей сочтет необходимым отозвать председателя народного суда, он сообщает о своем решении в вышестоящий народный суд, а решение об отзыве подлежит утверждению постоянным комитетом собрания народных представителей вышестоящей ступени.

В народных судах различных ступеней в случае необходимости могут учреждаться должности помощников судей, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей народными судами данной ступени. Помощники судей помогают судьям в работе. По предложению председателя суда данной ступени, принятому судебным комитетом, они могут временно исполнять обязанности судей.

Любой гражданин, достигший 23 лет, имеющий право избирать и избираться, может быть избран народным заседателем, за исключением лиц, лишенных политических прав. Народные заседатели во время исполнения ими своих обязанностей в народном суде входят в состав судебной коллегии и пользуются равными правами с судьями. За народными заседателями на время выполнения ими своих обязанностей сохраняется заработная плата по месту их работы; не получающим заработную плату народный суд выдает соответствующее вознаграждение.

Структура. Судебная система КНР включает: Верховный народный суд, местные народные суды (народные суды высшей ступени, средней ступени и низовые народные суды), военные суды и другие специальные народные суды.

Верховный народный суд состоит из председателя, заместителей председателя, начальников палат, их заместителей и нескольких судей. В составе Верховного народного суда учреждаются: палата по уголовным делам, палата по гражданским делам, палата по хозяйственным делам, а при необходимости создаются другие палаты.

Верховный народный суд рассматривает следующие категории дел:

  • отнесенные законами и постановлениями к юрисдикции Верховного народного суда по первой инстанции и дела, которые Верховный народный суд сочтет нужным рассмотреть по первой инстанции;
  • по жалобам и протестам на решения и определения местных народных судов высшей ступени и специальных судов;
  • по протестам Верховной народной прокуратуры, принесенным в порядке надзора.

Верховный народный суд дает разъяснения по вопросам конкретного применения законов и указов в судопроизводстве.

Как высший судебный орган Верховный народный суд осуществляет надзор за деятельностью местных и специальных народных судов. Он ответствен (!) перед ВСНП и ПК ВСНП.

Местные народные суды высшей ступени — это суды провинций, автономных областей и городов центрального подчинения. Они образуются в составе председателя, заместителей председателя, начальников палат, их заместителей и нескольких судей. В составе народного суда высшей ступени учреждаются: палата по уголовным делам, палата по гражданским делам и палата по хозяйственным делам, а в случае необходимости могут быть созданы другие палаты.

Народные суды высшей ступени рассматривают следующие категории дел:

  • отнесенные законами и постановлениями к их юрисдикции по первой инстанции;
  • переданные нижестоящими народными судами для рассмотрения по первой инстанции;
  • по жалобам и протестам на решения и определения нижестоящих народных судов;
  • по протестам народной прокуратуры, принесенным в порядке надзора.

Народные суды средней ступени создаются по районам в провинциях, в городах центрального подчинения, в городах, подчиненных провинциям и автономным областям. К данной категории относятся также народные суды автономных округов. В состав такого суда входят председатель, его заместители, начальники палат, их заместители и несколько судей.

В народном суде средней ступени создаются палата по уголовным делам, палата по гражданским делам, а в городах центрального подчинения и в городах, подчиненных провинциям и автономным областям, также палата по хозяйственным делам. В случае необходимости могут быть созданы и другие палаты.

В случае, если народный суд средней ступени сочтет какие-либо принятые им к рассмотрению гражданские и уголовные дела ввиду их важности подлежащими рассмотрению суда высшей ступени, он может просить об этом.

Низовые народные суды — это уездные и городские народные суды, народные суды автономных уездов, народные суды городских районов. Низовой народный суд состоит из председателя, его заместителей и нескольких судей. В низовых народных судах могут быть созданы палата по уголовным делам, палата по гражданским делам и палата по хозяйственным делам.

Низовой народный суд в зависимости от величины и характера подведомственной территории, ее населения и положения дел может создать несколько народных трибуналов. Народные трибуналы являются составными частями народных судов, их решения и определения являются решениями и определениями низовых народных судов.

Низовые народные суды, если в законах или постановлениях отсутствуют иные указания, разбирают гражданские и уголовные дела как суды первой инстанции. Если низовой народный суд считает, что принятые им к рассмотрению те или иные гражданские и уголовные дела являются важными и должны быть рассмотрены вышестоящим судом, он может передать дела на рассмотрение в этот суд.

Кроме рассмотрения дел в судебном заседании, низовые народные суды выполняют следующие задачи:

  • разрешают не требующие разбирательства в судебном заседании гражданские споры и малозначительные уголовные дела;
  • направляют работу народных примирительных комиссий.

Вышестоящие народные суды осуществляют надзор за судебной деятельностью нижестоящих народных судов.

Местные народные суды ответственны (!) перед местными органами государственной власти.

В народных судах всех ступеней создаются судебные комитеты. Их задачей является обобщение опыта судебной работы, обсуждение важных или сложных дел и других вопросов, относящихся к работе судов. Члены судебных комитетов местных народных судов назначаются и смещаются соот-ветствующими постоянными комитетами собраний народных представителей по представлению председателя суда.

Члены судебного комитета Верховного народного суда назначаются и смещаются ПК ВСНП по представлению председателя Верховного народного суда. В судебном комитете председательствует председатель суда. Главный прокурор народной прокуратуры равной ступени имеет право присутствовать на заседаниях комитета с правом совещательного голоса.

Организацию и задачи специальных народных судов особо устанавливает ПК ВСНП. Конституция в п. 11 ст. 67 установила, что председателей военных судов ПК ВСНП назначает и смещает по предложению председателя Верховного народного суда.

Конституция установила четыре принципа судопроизводства — независимость судов ("Народные суды осуществляют разбирательство дел независимо, в соответствии с установлениями закона, без вмешательства административных органов, общественных организаций и отдельных лиц"), открытое разбирательство дел, кроме предусмотренных законом особых случаев (по закону это дела, содержащие государственную тайну, связанные с интимными сторонами жизни и о преступлениях несовершеннолетних), право обвиняемого на защиту, использование в процессе родного языка и письменности граждан.

Законом предусмотрены также принципы равноправия граждан при разбирательстве дел, коллегиальности суда (но предусмотрена возможность рассмотрения одним судьей несложных гражданских и малозначительных уголовных дел).

Решения и определения, вынесенные местными народными судами различных ступеней, могут быть обжалованы в вышестоящий народный суд. Решения судов второй инстанции, а также решения и определения Верховного народного суда, вынесенные по первой инстанции, являются окончательными.

Приговоры, осуждающие к смертной казни, как правило, передаются на утверждение Верховного народного суда, который, однако, может передавать право утверждения смертных приговоров по делам об убийствах, изнасилованиях, грабежах, взрывах, а также связанных с иными преступлениями, серьезно подрывающими общественную безопасность и общественный порядок, народным судам высшей ступени провинций, автономных областей и городов центрального подчинения.

Судебная власть , организованная в соответствии с конституцией и законом , является одним из пяти органов власти , избираемой Конгрессом народного , в Народной Республике Китая .

Согласно конституции, судебная система должна осуществлять судебную власть независимо и без вмешательства административных органов, общественных организаций и отдельных лиц. Партии «s политическая и правовые вопросы комиссий координата и имеют прямой контроль над всеми судебной системой.

СОДЕРЖАНИЕ

Структура суда


Согласно Конституции Китайской Народной Республики 1982 г. и Основному закону о народных судах , вступившему в силу 1 января 1980 г., китайские суды делятся на четырехуровневую судебную систему (Верховный, Высокий, Промежуточный и Первичный. ):

Кандидаты на должность судьи должны сдать национальный судебный экзамен .

Параллельно с судебной системой существует иерархия прокуратуры, называемая народными прокуратурами, высшей из которых является Верховная народная прокуратура.

Местные органы юстиции могут отзывать лицензию у юристов, это право используется в отношении юристов, оспаривающих власть государства, особенно юристов-правозащитников.

Юридическая процедура

Верховный суд отвечает за установление и контроль юридических процедур в соответствии с законами и постановлениями законодательных органов.

Следуя традициям гражданского права, суды не создают юридически обязательных прецедентов. Верховный суд имеет право публиковать юридические разъяснения законов, имеющих обязательную юридическую силу, но право толкования конституции сохраняется за законодательными органами . Вердикт, вынесенный нижестоящим судом, может быть обжалован в его вышестоящем суде, вплоть до Верховного суда, всего существует четыре уровня судов. Вышестоящий суд также может назначить любой из своих нижестоящих судов для рассмотрения апелляции, а не делать это сам.

Гражданское

Помимо судебной системы, также рекомендуется разрешать гражданские конфликты с помощью спонсируемой и регулируемой государством системы посредничества и арбитража. После первого слушания гражданского дела суд должен по закону спросить обе стороны, готовы ли они разрешить свой конфликт посредством посредничества, если это согласовано, суд должен назначить посредника и наблюдать за процессом, если обе стороны достигают договоренности. соглашение, оно будет иметь обязательную юридическую силу после того, как соглашение будет рассмотрено и задокументировано судьей.

Возможность принудительного исполнения гражданского вердикта уже давно является проблемой, подорвавшей доверие людей к правовой системе. С тех пор Верховный народный суд установил систему, запрещающую должникам, не выполнившим гражданский приговор, тратить на роскошь, включая расходы на роскошные отели, перелеты и сверхскоростной пассажирский экспресс, хотя существуют разногласия относительно того, дает ли это суду слишком большие полномочия.

Уголовное

Народный суд первой инстанции может рассматривать большинство уголовных дел, за исключением преступлений, которые влекут за собой максимальное наказание в виде смертной казни или пожизненного заключения, а также когда речь идет о национальной безопасности и терроризме, которые должны рассматриваться, по крайней мере, в народном суде промежуточной инстанции.

История


Министерство юстиции , упразднено в 1959 году, было воссоздано в соответствии с 1979 - правовыми реформами для управления вновь восстановленной судебной системы. При поддержке местных судебных департаментов и бюро на министерство возложили надзор за управлением персоналом, обучением и финансированием судов и связанных с ними организаций, а также за надзор за юридическими исследованиями и обменами с иностранными судебными органами.

Органический закон о народных судах 1980 года (пересмотренный в 1983 году) и Конституция штата 1982 года установили четыре уровня судов в общей административной структуре. Судьи избираются или назначаются собраниями народных представителей соответствующего уровня на срок не более двух пятилетних сроков. Большинство судебных процессов проводится коллегиальной коллегией, в состав которой входят от одного до трех судей и от трех до пяти заседателей. В соответствии с Конституцией штата заседатели избираются местными жителями или собраниями народных представителей из числа граждан старше двадцати трех лет, обладающих политическими правами, или назначаются судом для их экспертизы . Судебные процессы проводятся по следственной системе , в которой как судьи, так и заседатели принимают активное участие в допросе всех свидетелей. (Это контрастирует с состязательной системой , в которой судья должен быть беспристрастным арбитром между двумя спорящими адвокатами.) После того, как судья и заседатели выносят решение по делу, они выносят приговор. Потерпевшая сторона может подать апелляцию в суд следующей более высокой инстанции.

Органический закон о народных судах требует создания судебных комитетов для судов всех уровней. Комитеты обычно состоят из президента, вице-президентов, главных судей и помощников председателя суда, которые назначаются и снимаются с должности постоянными комитетами собраний народных представителей соответствующего уровня. В проведении итогов комитетов поручено рассмотрение крупных дел , чтобы найти ошибки в определении фактов или применения закона и определить , является ли главный судья должен выйти из дела. Если дело передано в арбитражную комиссию, суд обязан своим решением. В Верховном народном суде находится на вершине судебной структуры. Расположенный в Пекине , он имеет юрисдикцию над всеми нижестоящими и специальными судами, для которых он служит высшей апелляционной инстанцией. Он непосредственно подчиняется Постоянному комитету Всекитайского собрания народных представителей , который избирает председателя суда.

Военные суды составляют самую большую группу специальных судов и рассматривают все дела о государственной измене и шпионаже . Хотя они независимы от гражданских судов и напрямую подчиняются Министерству национальной обороны , решения военных судов рассматриваются Верховным народным судом. Специальные военные суды были впервые созданы в 1954 году для защиты особых интересов всех командиров, политических комиссаров и солдат, но они перестали функционировать во время Культурной революции (1966–76). Военные суды и прокуратуры были восстановлены в октябре 1978 года, а открытые военные процессы возобновились в декабре того же года.

Согласно ст. 123 Конституции народные суды КНР суть государственные судебные органы. Правовой статус судебных органов урегулирован в шести статьях Конституции, из кото­рых две посвящены Верховному народному суду, Законом КНР об организации народных судов различных ступеней 1979 г.

с изменениями 1983 г. и Законом КНР о судьях 1995 г. Задачей народных судов является "рассмотрение уголовных и граж­данских дел, наказание в судебном порядке преступных эле­ментов и разрешение гражданских споров в целях защиты системы диктатуры пролетариата, охраны социалистической законности и общественного порядка, охраны социалистичес­кой общенародной собственности, коллективной собственности трудящихся и законной частной собственности граждан, охра­ны личных свобод, демократических и иных прав граждан, обеспечения успешного проведения социалистической револю­ции и социалистического строительства в стране".

Формирование. Кандидат в судьи должен отвечать следующим требованиям:

— иметь гражданство КНР;

— достичь 23-летнего возраста;

— "поддерживать Конституцию КНР";

— иметь "хорошие политические и профессиональные каче­ства, а также примерное поведение";

— обладать физическим здоровьем;

— иметь диплом об окончании вуза по юридической спе­циальности или иной специальности, но при наличии специ­альных юридических знаний и стажа не менее двух лет, или иметь ученую степень бакалавра права и стаж работы не менее одного года, или же степень магистра права, доктора юриди­ческих наук, на которые не распространяется ценз трудово­го стажа.

Судьями не могут быть лица, которые в прошлом понес­ли уголовное наказание за совершение преступления, и лица, уволенные в прошлом с государственной службы.

Председатели народных судов различных ступеней изби­раются соответствующими собраниями народных представи­телей, а заместители председателей народных судов, началь­ники палат, заместители начальников палат и судьи, а также члены судебных комитетов назначаются и смещаются посто­янными комитетами собраний народных представителей по предложению председателей судов.

Местные народные суды, средней ступени, учреждаемые по районам в провинциях и городах центрального подчинения, формируются собраниями народных представителей провинций и городов центрального подчинения и их постоянными комитетами.

Срок полномочий председателей народных судов различ­ных ступеней соответствует сроку полномочий собраний народ­ных представителей соответствующих ступеней.

Собрания народных представителей имеют право отзыва избранных ими председателей народных судов. Если в период между сессиями собрания народных представителей постоян­ный комитет собрания народных представителей сочтет необ­ходимым отозвать председателя народного суда, он сообщает о своем решении в вышестоящий народный суд, а решение об отзыве подлежит утверждению постоянным комитетом собра­ния народных представителей вышестоящей ступени.

В народных судах различных ступеней в случае необхо­димости могут учреждаться должности помощников судей, которые назначаются на должности и освобождаются от долж­ностей народными судами данной ступени. Помощники судей помогают судьям в работе. По предложению председателя суда данной ступени, принятому судебным комитетом, они могут временно исполнять обязанности судей.

Любой гражданин, достигший 23 лет, имеющий право из­бирать и избираться, может быть избран народным заседате­лем, за исключением лиц, лишенных политических прав. На­родные заседатели во время исполнения ими своих обязанно­стей в народном суде входят в состав судебной коллегии и пользуются равными правами с судьями. За народными засе­дателями на время выполнения ими своих обязанностей сохра­няется заработная плата по месту их работы; не получающим заработную плату народный суд выдает соответствующее воз­награждение.

Структура. Судебная система КНР включает: Верхов­ный народный суд, местные народные суды (народные суды высшей ступени, средней ступени и низовые народные суды), военные суды и другие специальные народные суды.

Верховный народный суд состоит из председателя, заме­стителей председателя, начальников палат, их заместителей и нескольких судей.

В составе Верховного народного суда уч­реждаются: палата по уголовным делам, палата по граждан­ским делам, палата по хозяйственным делам, а при необхо­димости создаются другие палаты.

Верховный народный суд рассматривает следующие кате­гории дел:

— отнесенные законами и постановлениями к юрисдик­ции Верховного народного суда по первой инстанции и дела, которые Верховный народный суд сочтет нужным рассмот­реть по первой инстанции;

— по жалобам и протестам на решения и определения ме­стных народных судов высшей ступени и специальных судов;

— по протестам Верховной народной прокуратуры, при­несенным в порядке надзора.

Верховный народный суд дает разъяснения по вопросам конкретного применения законов и указов в судопроизводстве.

Как высший судебный орган Верховный народный суд осу­ществляет надзор за деятельностью местных и специальных народных судов. Он ответствен (!) перед ВСНП и ПК ВСНП.

Местные народные суды высшей ступени — это суды провинций, автономных областей и городов центрального подчи­нения. Они образуются в составе председателя, заместителей председателя, начальников палат, их заместителей и нескольких судей. В составе народного суда высшей ступени учреж­даются: палата по уголовным делам, палата по гражданским делам и палата по хозяйственным делам, а в случае необхо­димости могут быть созданы другие палаты.

Народные суды высшей ступени рассматривают следую­щие категории дел:

— отнесенные законами и постановлениями к их юрисдик­ции по первой инстанции;

— переданные нижестоящими народными судами для рас­смотрения по первой инстанции;

— по жалобам и протестам на решения и определения нижестоящих народных судов;

— по протестам народной прокуратуры, принесенным в порядке надзора.

Народные суды средней ступени создаются по районам в провинциях, в городах центрального подчинения, в городах, подчиненных провинциям и автономным областям. К данной категории относятся также народные суды автономных окру­гов. В состав такого суда входят председатель, его заместите­ли, начальники палат, их заместители и несколько судей.

В народном суде средней ступени создаются палата по уголовным делам, палата по гражданским делам, а в городах центрального подчинения и в городах, подчиненных провинциям и автономным областям, также палата по хозяйственным делам. В случае необходимости могут быть созданы и другие палаты.

В случае, если народный суд средней ступени сочтет ка­кие-либо принятые им к рассмотрению гражданские и уголов­ные дела ввиду их важности подлежащими рассмотрению суда высшей ступени, он может просить об этом.

Низовые народные суды — это уездные и городские на­родные суды, народные суды автономных уездов, народные суды городских районов. Низовой народный суд состоит из пред­седателя, его заместителей и нескольких судей. В низовых народных судах могут быть созданы палата по уголовным де­лам, палата по гражданским делам и палата по хозяйствен­ным делам. Низовой народный суд в зависимости от величины и характера подведомственной территории, ее населения и положения дел может создать несколько народных трибуна­лов. Народные трибуналы являются составными частями на­родных судов, их решения и определения являются решения­ми и определениями низовых народных судов. Низовые народ­ные суды, если в законах или постановлениях отсутствуют иные указания, разбирают гражданские и уголовные дела как суды первой инстанции. Если низовой народный суд считает, что принятые им к рассмотрению те или иные гражданские и уголовные дела являются важными и должны быть рассмотре­ны вышестоящим судом, он может передать дела на рассмот­рение в этот суд.

Кроме рассмотрения дел в судебном заседании, низовые народные суды выполняют следующие задачи:

— разрешают не требующие разбирательства в судебном заседании гражданские споры и малозначительные уголовные дела;

— направляют работу народных примирительных комиссий.

Вышестоящие народные суды осуществляют надзор за судебной деятельностью нижестоящих народных судов.

Местные народные суды ответственны (!) перед местны­ми органами государственной власти.

В народных судах всех ступеней создаются судебные ко­митеты. Их задачей является обобщение опыта судебной работы, обсуждение важных или сложных дел и других воп­росов, относящихся к работе судов. Члены судебных комите­тов местных народных судов назначаются и смещаются соот­ветствующими постоянными комитетами собраний народных представителей по представлению председателя суда. Члены судебного комитета Верховного народного суда назначаются и смещаются ПК ВСНП по представлению председателя Верхов­ного народного суда. В судебном комитете председательству­ет председатель суда. Главный прокурор народной прокурату­ры равной ступени имеет право присутствовать на заседани­ях комитета с правом совещательного голоса.

Организацию и задачи специальных народных судов осо­бо устанавливает ПК ВСНП. Конституция в п. 11 ст. 67 устано­вила, что председателей военных судов ПК ВСНП назначает и смещает по предложению председателя Верховного народ­ного суда.

Конституция установила четыре принципа судопроизвод­ства — независимость судов ("Народные суды осуществляют разбирательство дел независимо, в соответствии с установле­ниями закона, без вмешательства административных органов, общественных организаций и отдельных лиц"), открытое раз­бирательство дел, кроме предусмотренных законом особых случаев (по закону это дела, содержащие государственную тай­ну, связанные с интимными сторонами жизни и о преступлени­ях несовершеннолетних), право обвиняемого на защиту, исполь­зование в процессе родного языка и письменности граждан. За­коном предусмотрены также принципы равноправия граждан при разбирательстве дел, коллегиальности суда (но предус­мотрена возможность рассмотрения одним судьей несложных гражданских и малозначительных уголовных дел).

Решения и определения, вынесенные местными народны­ми судами различных ступеней, могут быть обжалованы в вышестоящий народный суд. Решения судов второй инстанции, а также решения и определения Верховного народного суда, вынесенные по первой инстанции, являются окончательными.

Приговоры, осуждающие к смертной казни, как правило, передаются на утверждение Верховного народного суда, ко­торый, однако, может передавать право утверждения смерт­ных приговоров по делам об убийствах, изнасилованиях, грабе­жах, взрывах, а также связанных с иными преступлениями, серьезно подрывающими общественную безопасность и обще­ственный порядок, народным судам высшей ступени провин­ций, автономных областей и городов центрального подчине­ния.

Прокуратура. Надзор за законностью в КНР возложен на органы народной прокуратуры (ст. 129 Конституции).

Компетенция. Народные прокуратуры различных ступе­ней осуществляют:

— надзор за ведением дел о тяжких преступлениях, свя­занных с государственной изменой, расколом страны, а также с серьезным подрывом единообразного проведения политичес­ких установок, законов, указов, административных актов го­сударства;

— ведение следствия по делам, отнесенным непосред­ственно к компетенции прокуратуры;

— проверку дел, по которым проводилось следствие орга­нами общественной безопасности; принятие решений о необходимости производства арестов, возбуждения и отказа в воз­буждении дел, надзор за соответствием закону следственной деятельности органов общественной безопасности;

— предъявление и поддержание публичного обвинения по уголовным делам; надзор за соответствием закону судеб­ной деятельности народных судов;

— надзор за соответствием закону исполнения решений и определений народных судов по уголовным делам, а также контроль за тюрьмами, местами предварительного заключе­ния и исправительно-трудовыми учреждениями.

Народные прокуратуры согласно закону при осуществле­нии своих функций независимы и не допускают вмешательства административных органов, организаций и отдельных лиц.

Законодательство ориентирует органы прокуратуры на связь с массами в процессе своей деятельности, изучение реаль­ных фактов. Закон КНР об организации народных прокура­тур различных ступеней 1979 г. в редакции 1983 г. рекоменду­ет прокурорам "не слишком доверяться устным показаниям", категорически запрещает получение письменных признаний по принуждению и требует "правильно различать и разре­шать противоречия между нами и нашими врагами и проти­воречия внутри народа".

В законе указывается, что, "осуществляя право прокурор­ского надзора, народные прокуратуры ведут борьбу с изменой Родине, расколом государства и другой подобной контррево­люционной деятельностью, нанося удары по контрреволюци­онным и другим преступным элементам, защищают единство страны, систему диктатуры пролетариата, социалистическую законность, поддерживают порядок в общественной, произ­водственной, трудовой, учебной жизни и в научно-исследова­тельской работе, а также порядок жизни народных масс, ох­раняют социалистическую общенародную собственность, кол­лективную собственность трудовых коллективов и законную частную собственность граждан, охраняют личные свободы, демократические и другие права граждан, обеспечивают ус­пешное осуществление социалистической модернизации".

Организация. К органам прокуратуры относятся Верховная народная прокуратура, местные народные прокуратуры, военные прокуратуры и другие специализированные народные прокуратуры (часть первая ст. 130 Конституции).

Согласно Конституции (ст. 132) Верховная народная про­куратура — высший орган прокурорского надзора. Она руко­водит работой местных и специальных народных прокуратур. Соответственно вышестоящие народные прокуратуры руково­дят работой нижестоящих.

Местные народные прокуратуры подразделяются на: 1) на­родные прокуратуры провинций, автономных областей и го­родов центрального подчинения; 2) отделения народных про­куратур провинций, автономных областей и городов централь­ного подчинения, народные прокуратуры автономных округов и городов провинциального подчинения; 3) народные прокура­туры уездов, автономных уездов, городов и городских райо­нов. Народные прокуратуры провинциального и уездного звень­ев в случае необходимости и с санкции постоянного комитета собрания народных представителей могут создавать в горно­промышленных районах, на целинных землях и в лесных рай­онах свои отделения в качестве делегированных органов.

В состав народных прокуратур различных ступеней вхо­дят: главный прокурор, заместители главного прокурора и про­куроры. Главные прокуроры единолично руководят работой народных прокуратур. Верховной народной прокуратурой ру­ководит Генеральный прокурор.

В Верховной народной прокуратуре по мере необходимо­сти учреждается некоторое число палат и других функцио­нальных органов. В местных народных прокуратурах различ­ных ступеней могут создаваться соответствующие канцелярии, отделы и другие функциональные органы.

В народных прокуратурах различных ступеней учрежда­ются должности помощников прокуроров и секретарей. С сан­кции главного прокурора помощник прокурора может испол­нять обязанности прокурора.

Народные прокуратуры различных ступеней создают про­курорские коллегии. Прокурорские коллегии под руководством главного прокурора обсуждают и решают сложные дела и дру­гие важные вопросы. Если главный прокурор при решении важных вопросов не согласен с решением, вынесенным боль­шинством голосов, он может обратиться для решения данного вопроса в постоянный комитет собрания народных представи­телей той же ступени.

Формирование. Генерального прокурора Верховной народ­ной прокуратуры избирает на должность по предложению пре­зидиума сессии и освобождает от должности в порядке, анало­гичном изложенному выше, ВСНП. Заместителя Генерального прокурора, членов коллегии и прокуроров Верховной народной прокуратуры назначает и смещает ПК ВСНП по представлению Генерального прокурора Верховной народной прокуратуры.

Главные прокуроры народных прокуратур провинций, ав­тономных областей и городов центрального подчинения и глав­ные прокуроры отделений прокуратур назначаются на долж­ность и освобождаются от должности соответствующими со­браниями народных представителей с ведома Генерального прокурора Верховной народной прокуратуры, который запра­шивает санкцию ПК ВСНП. Заместители главных прокуроров, члены коллегий и прокуроры назначаются на должность и ос­вобождаются от должности постоянными комитетами этих соб­раний народных представителей по представлению главных прокуроров.

Главные прокуроры народных прокуратур автономных округов, городов провинциального подчинения, уездов, авто­номных уездов, городов и городских районов назначаются на должность и освобождаются от должности собраниями народ­ных представителей равной ступени с ведома главных проку­роров народных прокуратур вышестоящих ступеней, которые запрашивают санкции постоянных комитетов собраний народ­ных представителей соответствующей ступени. Заместители главных прокуроров, члены коллегий и прокуроры назначают­ся на должность и освобождаются от должности постоянными комитетами собраний народных представителей равной ступени по представлению соответствующих главных прокуроров.

Главные прокуроры, заместители главных прокуроров, чле­ны коллегий и прокуроры народных прокуратур, образуемых провинциальными и уездными народными прокуратурами в горнопромышленных районах, на целинных землях и в лесных районах, назначаются на должность и освобождаются с долж­ности постоянными комитетами собраний народных предста­вителей равной ступени по представлению главных прокуро­ров прокуратур, образующих указанные прокуратуры.

Срок полномочий главных прокуроров народных прокура­тур различных ступеней соответствует сроку полномочий собраний народных представителей равной ступени.

ВСНП, а также собрания народных представителей про­винций, автономных областей и городов центрального подчи­нения по предложению главных прокуроров прокуратур соот­ветствующих ступеней могут смещать и заменять главных прокуроров, заместителей главных прокуроров и членов про­курорских коллегий нижестоящих органов прокуратуры.

Верховная народная прокуратура ответственна (!) перед ВСНП и ПК ВСНП и им подотчетна. Местные народные про­куратуры ответственны перед собраниями народных представителей и постоянными комитетами собраний народных пред­ставителей соответствующей ступени и им подотчетны.

Правовые основы судебной системы КНР определены ст.123-128 Конституции КНР и Законом КНР 1979 г. об организации народных судов. Задачей народных судов является "рассмотрение уголовных и гражданских дел, наказание в судебном порядке преступных элементов и разрешение гражданских споров в целях защиты системы диктатуры пролетариата". В законодательстве закрепляется принцип независимости судов.

Правосудие в КНР осуществляется общими и специальными судебными органами. К общим относятся Верховный народный суд и местные народные суды (народные суды высшей ступени, средней ступени и низовые). Специальными считаются военные суды (в соответствии с законом могут быть учреждены и другие специальные суды). В КНР не существует специальных административных судов; их функции выполняют действующие в общих судах палаты (коллегии) по административным делам. Они принимают жалобы на нарушение администрацией прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В деревнях такие жалобы рассматривают комитеты сельского населения (органы общественного самоуправления), решения которых могут быть обжалованы в суд. В 1993 г. созданы также арбитражные комиссии и арбитражные суды по трудовым спорам (от уезда и ниже), решения которых могут быть обжалованы в народный суд. На практике, в соответствии с традициями, население редко обращается в суд, предпочитая негосударственные, неформальные методы разрешения споров.

Рассмотрение дел, как правило, коллегиальное, но предусмотрена возможность слушания одним судьей несложных гражданских и малозначительных уголовных дел. Приговоры, осуждающие к смертной казни, передаются на утверждение Верховного народного суда. Верховный народный суд как высший судебный орган осуществляет надзор за деятельностью местных и специальных народных судов. Данный судебный орган ответствен перед ВСНП и его Постоянным комитетом. Местные народные суды ответственны перед местными органами государственной власти.

Судьи избираются или назначаются народными собраниями соответствующего уровня и занимают свою должность не более двух 5-летних сроков. Председателя Верховного народного суда избирает ВСНП, членов его Постоянный комитет. Народные заседатели избираются местными жителями или народными собраниями либо назначаются судом.

Административное управление судебной системой осуществляет Министерство юстиции, упраздненное в 1959 г. и восстановленное в 1979 г. Оно, в частности, занимается подготовкой судебных кадров и финансированием судов.

В Китае не существует специальных органов конституционного контроля, так как внешний контроль за конституционностью актов ВСНП несовместим со статусом последнего как высшего органа государственной власти. В соответствии с Конституцией КНР контроль за исполнением Конституции относится к полномочиям самого ВСНП и его Постоянного комитета.

Надзор за законностью в КНР возложен на органы народной прокуратуры, к которым относятся Верховная, местные народные прокуратуры, военные и другие специализированные прокуратуры. Кроме того, прокуратуры уездного и провинциального уровней могут создавать в горнопромышленных районах, на целинных землях и в лесных районах свои отделения. Для этого требуется разрешение Постоянного комитета Собрания народных представителей.

Прокуратура строится на началах строгой централизации и иерархии; организационно она отделена от судов. Генеральный прокурор назначается ВСНП, члены Верховной народной прокуратуры - его Постоянным комитетом, местные прокуроры - генеральным и вышестоящими прокурорами. Согласно Конституции срок полномочий генерального прокурора соответствует сроку полномочий ВСНП; он может занимать эту должность не более чем 2 срока подряд. Верховная народная прокуратура ответственна перед ВСНП и его Постоянным комитетом. Местные народные прокуратуры ответственны перед местными органами государственной власти и вышестоящими прокуратурами.

Помимо осуществления функций общего надзора, прокуроры поддерживают обвинение в суде, участвуют в рассмотрении некоторых гражданских дел, если это, в частности, вызвано интересами государства, ведут расследование более сложных уголовных дел и дел, по которым предусмотрены суровые меры наказания (следственные действия в этом случае проводят следователи при прокуратурах).

Самостоятельная, отдельная от общекитайской судебная система существует в САР Сянган. Ее возглавляет Суд окончательной инстанции, решения которого носят окончательный характер и не подлежат обжалованию. Лишь по уголовным делам возможно обращение к главе администрации за помилованием или смягчением наказания.

Ниже Суда окончательной инстанции находится Высший суд, который разделен на 2 палаты: апелляционную и первой инстанции. Еще ниже стоят окружные суды, суды магистрата и специальные суды, а также система мировых судей. К специальным судам отнесены суды по делам несовершеннолетних, земельные суды, суды по трудовым спорам и др.

В Сянгане сохраняется прежний порядок судопроизводства, в том числе и с участием присяжных заседателей. Судьи назначаются Главой администрации САР по рекомендации независимой комиссии, в состав которой входят судебные чиновники, юристы, известные местные деятели. Мировые судьи выполняют свои функции безвозмездно (по совместительству с государственной службой или на общественных началах). Специального юридического образования или подготовки от них не требуется.

Литература

Административное право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М., 1996.

Ахметшин Х.М., Ахметшин Н.Х., Петухов А.А. Современное уголовное законодательство КНР. М., 2000.

Государственный строй Китайской Народной Республики. М., 1988.

Гражданское законодательство КНР. Пер. с кит. М., 1997.

Давид P., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

Иностранное конституционное право. М., 1996.

Как управляется Китай: Эволюция властных структур Китая в 80-90-е гг. XX века. М., 2001.

Китайская Народная Республика. Законодательные акты 1984-1988. М., 1989.

Пащенко Е.Г. Экономическая реформа в КНР и гражданское право. М., 1997.

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993.

Колумбия

Республика Колумбия

Гражданское и смежные с ним отрасли права

Уголовное право и процесс

Судебная система. Органы контроля

Государство на северо-западе Южной Америки.

Территория - 1138,9 тыс. кв. км. Столица - г.Санта-Фе-де-Богота.

Население - 41 млн. чел. (1999 г.), колумбийцы, большинство из которых - испано-индейские метисы.

Официальный язык - испанский.

Господствующая религия - католицизм.

В 1530-е гг. страна была завоевана испанскими конкистадорами и получила название Новая Гранада. В результате войны за независимость 1810-1819 гг. территория Колумбии была освобождена от колониального господства и вошла в состав республики Великая Колумбия. В 1830 г. она распалась и образовалась республика Новая Гранада (с 1886 г. - Республика Колумбия).

Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение.

Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе.

Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям .

Читайте также: