Примите исповедь мою себя на суд кто говорит

Обновлено: 18.05.2024

Можно ли рассказывать другим то, что говорил священник на исповеди?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

Если сказанное священником касалось вашей духовной жизни, то рассказывать другим не надо. Если же он давал советы общего характера, тогда можно поделиться с близкими людьми, не касаясь содержания Вашей исповеди.

При каком условии священник может нарушить тайну исповеди?

При каком условии священник может нарушить тайну исповеди? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Тайну исповеди (sigillum confessionis) священник не может нарушить ни при каких условиях. Это строго запрещено 120-м правилом Номоканона при Большом Требнике: за

Можно ли говорить другим, что сказал духовник?

Можно ли говорить другим, что сказал духовник? иеромонах Иов (Гумеров)Есть древнее правило: не обсуждать своего духовного состояния ни с кем, кроме наставника. Если духовник давал советы общего характера, тогда можно поделиться с близкими по вере людьми, не касаясь личных

Можно ли крестить человека с другим именем и менять, если оно не нравится?

Можно ли крестить человека с другим именем и менять, если оно не нравится? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряПотребность иметь только одно имя вполне соответствует восприятию человека себя как единой, неповторимой личности. Вместе с тем наличие

Христос говорил не просить для себя, молясь. Почему же православные в своих молитвах просят обо всем, о чем только можно?

Христос говорил не просить для себя, молясь. Почему же православные в своих молитвах просят обо всем, о чем только можно? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря1. Обвинение православных людей в идолопоклонстве за почитание святых икон часто звучит

21. А Он говорил о храме тела Своего. 22. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

21. А Он говорил о храме тела Своего. 22. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус. Христос не стал ничего отвечать на замечание иудеев: ясно было, что они не хотели Его понять, а тем более —

29. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.

29. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. Всякий раз, когда Сын проявлял Свою преданность Отцу в каком-либо важном случае Своей жизни, Отец отвечал Ему в слух некоторых свидетелей. Так было при крещении, при преображении, и так

19. Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. 20. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. 21. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил.

19. Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. 20. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. 21. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают,

18. Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного. 19. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: "напрасно ищете Меня". Я Господь

18. Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного. 19. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: "напрасно

XXVII. "Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший это. говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему" Ин.12:28–29

XXVII. "Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший это. говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему" Ин.12:28–29 Для грубой толпы прозвучал только гром, для лучших из нее людей — в этом громе послышался

18. Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива.

18. Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. (Мк. 5:22, 23; Лк. 8:41, 42). Противоречие, получающееся здесь между Матфеем и другими синоптиками некоторые экзегеты

34. Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,

34. Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, (Мк. 4:33, 34). У Марка это изложено так: "и таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им; а ученикам наедине изъяснял все". Вместо "не говорил им" как в

13. Если человек хочет на исповеди назвать какие-то грехи, но не успевает, потому что священник говорит "скорей, скорей, я тороплюсь, мне служить надо"?

13. Если человек хочет на исповеди назвать какие-то грехи, но не успевает, потому что священник говорит "скорей, скорей, я тороплюсь, мне служить надо"? Вопрос:А если человек хочет на исповеди назвать какие-то грехи, но не успевает, потому что священник говорит "скорей, скорей,

15. Готовясь к исповеди я свои грехи записал на бумаге. Разрешительная молитва была прочитана надо мной. т.е. что я там написал священник не знал. В таком случае за эти грехи надо исповедоваться еще раз или они уже прощены Господом?

15. Готовясь к исповеди я свои грехи записал на бумаге. Разрешительная молитва была прочитана надо мной. т.е. что я там написал священник не знал. В таком случае за эти грехи надо исповедоваться еще раз или они уже прощены Господом? Вопрос: Готовясь к исповеди я свои грехи

16. Почему для исповеди нужен священник, почему нельзя исповедываться напрямую к Богу?

16. Почему для исповеди нужен священник, почему нельзя исповедываться напрямую к Богу? Вопрос:Храм Божий находится в сердце каждого человека, и человек может общаться с Богом напрямую. Почему исповедь происходит только при участии священника, почему нельзя исповедываться

6. Можно ли крестить человека с другим именем и менять, если оно не нравится?

6. Можно ли крестить человека с другим именем и менять, если оно не нравится? Вопрос:Можно ли крестить человека с другим именем и менять, если оно не нравится? Можно ли крестить человека не на его мирское имя. Мы крестили мужа на Сергея, а зовут его Александр. Что нам теперь

В нашей жизни есть очень много факторов "благодаря" которым можно расстраиваться, ну или просо грустить. Плохая погода, отсутствие денег, несостоявшаяся любовь, грустная песня. этот список можно продолжать долго, но я убеждена, что нам всем нужно учиться радоваться, находить чему можно радоваться, как маленькая девочка Полианна. Буду учиться этому сама и делиться с вами своими достижениями:-)



среда, 28 декабря 2011 г.

Письмо Онегина к Татьяне, Письмо Татьяны к Онегину


151 комментарий:

Этот комментарий был удален автором.

Только не понимаю, чему тут можно радоваться. Мне почему-то Онегин всегда казался воплощением низости.

Да, согласен, пиздолиз

Ахаха,какое культурное общество читает Онегина

Если честно фуу. Так сложно объясняются в любви. о Господи все так сложно, грустно, печально, нудно. Задолбалась пока учила.

Согласен, такая хренотень.

Ну да произведение большое реал нооооо сказали учить так учить вот я в 23:03 начал так вот и выуил за 20 мин

дерьмо это произведение

Этот комментарий был удален автором.

Вапрос ето можно выучить? я сомневаюсь

Пиздолиз у нас ты, а выучить при желании можно минут за сорок

так, в каком онон порядке

я выучил за 27 минут

Это и означает любовь ! Хотя хрен его знает. Может просто мужик рифму не мог найти.

ПИЗДОЛИЗ СУКА. СТИХ ГАВНО ЗАТРАХАЛСЯ УЧИТЬ.

Говно это то что у тебе вместо мозга. Иди на базар, может что по благороднее купишь

Мне понравилось учить, вообще стихи Пушкина очень хорошо запоминаются

Мальчик, это ты- говно, а не стих.Если не можешь понять стих просто выучи его и не вякай.:-)меньше будешь говорить,умее будешь казаться.

Данное стихотворение я считаю говном.Благодарю за внимание,господа.

Мне вообще творчество "прошлых лет" не нравится, не люблю читать какие-либо произведения и тем более их учить. Согласен, что есть глубокие мысли, хороший сюжет, развитие персонажей, но так скучно это всё читать. Не соглашусь с предыдущими людьми, что это г@вно. Просто им лень читать и учить, а зря, кстати.

УУуф ненавижу когда свои ненормальные высказывания пишут

А какие тебе стихи нравятся?

Зачем учить стихи

Удивительное произведение. Для тех, кто любит и ценит русскую литературу. Когда-то читала взахлеб и учила с удовольствием. А гидроцефалам читать не советую. Прискорбно читать отзывы отсталой, не способной выучить стих молодежи.

Просто нынешнему поколению это совсем не нужно. И здесь дело не в том что молодёжь отстала, а в том что им это попросту не интересно..

Удивительное произведение. Для тех, кто любит и ценит русскую литературу. Когда-то читала взахлеб и учила с удовольствием. А гидроцефалам читать не советую. Прискорбно читать отзывы отсталой, не способной выучить стих молодежи.

Эмм. понимаешь у всех людей разный вкус . Кому то,нравится красное , кому то зеленое . и что ?

Прискорбно читать отзывы не умеющих чинить машины, работать за станком, стоять в миду за инвокера людей))))

Прискорбно читать отзывы не умеющих чинить машины, работать за станком, стоять в миду за инвокера людей))))

Этот комментарий был удален автором.

Ну молодец,раз такая заумная и все выучила,а остальные "отсталые" не могут эту гору желтой воды от пушкина в голову уместить

Этот комментарий был удален автором.

НУ и Учить здесь с**а

Нифига ж себе тут учить

Нифига ж себе тут учить

Этот комментарий был удален автором.

А тебе стишки за 2 класс учить под силу? За два дня может и за 3-ий выучишь

А тебе стишки за 2 класс учить под силу? За два дня может и за 3-ий выучишь

Бля хорошо что книгу,не написал долбаеб узбекский!

Бля хорошо что книгу,не написал долбаеб узбекский!

Будьте добры, завалите хлебало.

Ну и опустились люди. не знаю как вам, но мне не приятно читать коментарии, как я понимаю 9-ти классников, которые говорят что здесь много учить, и уж тем более оскорбляют великого писателя. Люди которые сами не способны на творчество, оскорбляют погибшего человека, как и из-за чего он погиб достоверно не известно. Да и вообще, какое Вы право имеете оскорблять уже мёртвого человека, это хуже чем говорить о ком-то за спиной. Тут учить минут 20, а жалоб как будто Вы книгу учить собрались.

Это пиздец, Онигин норм, произвение хорошее, но учить эту парашу, да еще и за 4,это пиздеть, вообще заебали эти писатели, пишут, а мы страдает, насрать на эту литературу, но учить эту парашу это пздц, всего 4 дня дали, я заебался, школа гавно, учителя говно, некоторые норм, нахер мне этот аттестат, не сдам огэ да и насрать, я легко найду работу, как хочется высказаться, в министерстве образования пидоры, нах такую слежную программу составлять, нахуя учить Бородино в в8 классе, благо они отсосали и я не рассказывал, как все заебало.

братан, дай обниму тебя.Как же я тебя понимаю)

Простите что вмешиваюсь. Я совершенно не творческий человек. НО читать очень люблю. И весьма вероятно что эти "писатели, пишут, а мы учим" - совершенно не для того что бы ВЫ долбанутые люди учили. Они писали для себя, для своей души. А программа которую "ОЧЕНЬ СЛОЖНУЮ" дает министерство оно дает для того что бы вы были грамотные. Разве это не понятно?! Ну раз вы такие долбанутые люди, что не можете выучить четыре слова счастливого пути вам на Запад, вас там ждут.

На западе в 1000000000 раз лучше чем в этой серой грязной параше

Онегин предстает чмырем и каблуком или просто "пиздолизом". такую хуйню писать: "зарыдав у ваших ног". Ебаный пиздец, как же я заебался этот стих учить.

неудивительно что вы мелкие школьники которым сложно учить такие стихи еще пишите "б*я он такой пи***лиз" и т.д вы уже за*бали уже со своими воплями!

Поражаюсь. Вы, отростки, возомнили себя лучше? Просто потому, что у вас есть кусок долгого хряща с мясом? Да если бы не комплименты твоего отца к твоей матери, ты бы сучёныш не существовал вообще. Не учи, если хромосом не хватает. Иди сбросся с моста, тупая обезьяна, застрявшая в начале эволюции

Учится, конечно, сложновато, но все же учится! Если захотеть, можно и горы свернуть. Так что не надо по этому поводу ныть!

А ты какой учил? Первый или второй?)

Я почти выучил осталось 18 строчек. Так что не надо ныть!

И начал я учить в 19:30!

говно жопа говно!

Легкое очень и произведение и письмо.Сам за 20 минут выучил.Сами вы пиздолизы

Да да , за 20 минут ты выучил. Ржунимагу

Да да , за 20 минут ты выучил. Ржунимагу

Какой Пушкин нытик
А классик потому что написал во время

Этот комментарий был удален автором.

Кто первый, тот и лучший.

Пушкин,великий писатель ,его творчество в его время было непревзойдённым.
Как может 9-классник ,который по сути только-только начал знакомиться с поэзией ХХ века ,оскорблять великого русского писателя.
Хотя,если честно,я понимаю,почему так-все дело в том ,что многим школьникам надо эти письма выучить,а так-как их малый объём "встроенной памяти" очень мал,то у них долго не получается освоить вышеуказанные тексты,и от чувства бессилия перед русской литературой и собственной "недальновидностью" у них начинает "бомбить пукан",а сии гневные комментарии есть следствие их наглости и не вежественности.

Вот так он по определению бездарность.
И хватет топтать историю.
Все классики давно устарели.

Как они могут устареть ? Если мы не на шаг не продвинулись . Да, время другое ,но люди те же и проблемы те же. Классика по тому и классика ,что никогда не стареет . Люди не умнеют ,так что эти классики остаются актуальны и по сей день

Ужас. что за молодёжь пошла. Матом Пушкина покрывают. Онегин моя настольная книга. Каждый раз нахожу что-то новое в этом произведении. Первый раз читала его в 7 классе. Выучила почти пол книги наизусть. Восхищаюсь этим произведением. Прошло почти 20 лет но до сих пор помню наизусть отрывки из этого произведения. Как же все изменилось с восприятием классики современной молодёжью. Обидно

Нет, просто нам нахрен это не интересно, сам мужик хороший но написал хуйню, сам Евгений Онегин хорошее произвение, но письмо это кал гавно, нах его учить, дали 4 дня, я 4 саса просидел 6 строечек запомнить не смог, как его выучить, а если у человека память херовая как у меня, как им быть, я ахуеваю с этих херовых писателей

Для тех, кто говорит, что это хрень и использует мат в своей речи. Ребята, вы вообще когда-то испытывали истинную любовь? Разве можно описать ее просто тремя словами " Я тебя люблю"? И десятка книг для этого не хватит. Просто не все могут передать все свои чувства. А Пушкин смог. И вот. когда ты испытываешь любовь, перечитываешь письмо Татьяны, то понимаешь, что все ее слова исключительно о тебе. Думаю, не стоит судить это произведение, пока вы сами не испытаете наивысшее счастье просто от того, что с вами по-настоящему любимый человек. В девятом классе я полностью выучила все письмо, хоть нас и просили отрывок. Просто из уважения к таким светлым чувствам. И с желанием испытать это однажды. Чего и вам желаю. Испытайте, а потом судите.

Ты просто ебаная шкура

Выучил письмо. Не так уж и сложно. Но это сопли полнейшие. Не знаю о какой любви идёт речь, но по-моему Онегин это письмо написал от безысходности, как 15 летний подросток со слабой психикой. Евгений перегнул палку и сие послание не то что, не звучит как признание в любви, оно выглядит просто-напросто нелепо. Про Татьяну вообще молчу..У неё романорак головного мозга, который просто заполонил её голову ебанутостью. Любви между ними нет и не было, потому что они даже не общались толком. Любовь с первого взгляда - полная лажа, которую придумали писатели-соплисты для выражения ВИЗУАЛЬНОЙ симпатии. Вот так вот.

О любви нельзя сказать её нельзя описать.
И о любви истиной люди молчат.
А не пи.дят повсей округе.
а мат это часть речи.

Этот комментарий был удален автором.

Я не понимаю, как можно оскорблять прекрасное творчество великого классика Александра Пушкина? Я эти письма для себя в четырнадцать лет учил. Просто так. А отсталые ученики, которым в школе это учить надо, ещё и нецензурно выражаются. Вы вообще кроме матов что-то знаете?

Классика сто раз прежована и устарела есть много хорошей современной литературы.
Которую нужно учить, а не читать и учисть стихи сопливых нытеков.

Ахаха. Моралисты подъехали. Как там говорится? Спервадобейся.
Спервадобейся, а потом критикуй. Вот прекол. Сначала выучись, а потом только выражай мнение. Сперва стань величайшим режиссёром, а потом только критикуй российские фильмы. Такая у вас логика, миссис Тупая Пизда?

Сука, пиздолиз ебаный

Я всё понимаю, читать? Можно. Учить? Зачем? Возможно кому-то это интересно, кто-то любит стихи, поэзию, Пушкина. Но тем кому это не интересно, оно понадобится в жизни? Этим зарабатывать будут? Возможно именно такие моменты и отталкивают современную молодежь от литературы.

Этот комментарий был удален автором.

Эта художественная литература просто лишняя информация, которая не несёт практической ценности. Особенно стихи.

ГГ ОЛЕША ТАЩЕР, МАФАКА

Если вам не нравится, не надо даже читать, Вы не понимаете настоящей любви, Вы вообще читали этот роман?

Роман норм, но русичка ®®ка задала его учить, эту парашу, нахуя учить, против Пушкина и романа ни чего не имею, короч я опять получу 2

Я это учу только потому, что мне сказали: "Учи ,или аттестат не получишь". 90% всех кто сейчас сидит на этом сайте- должны выучить это по программе.Так что.

Пушкин, есть Пушкин и вы, многие хулители его творчества будете вероятно удивлены, но сей классик баловался и матерными стихами. Так что он был и великим поэтом и хулиганом. Что тут учить!? Я в своё время полностью "Бородино" наизусть знал. Кстати заучивание стихотворений - есть тренировка ума и памяти. И все же лично для меня ближе творчество Есенина, потом Лермонтов ("Мцыри" - сильная вещь) и лишь потом Пушкин.

У вас качество стихов определяется наличием в них мата?

Респект автору поста) КРАСИВО! )

Ужасно читать такие коментарии


Учить легко, написано, несомненно, красиво, но согласна с мнением некоторых читателей, что немного занудно и сопливо. Но таковы были времена. С этим стоит просто смириться, если не нравится.
Хотя, как по мне, розовых соплей Онегину можно было бы пускать поменьше.

Мда..
В чём виноват Пушкин,что вы так ноете,что учить много. Разве он ВАМ лично сказал,что надо учить!?
Отрывок из произведения Евгения Онегина "письмо Татьяны или Онегина" - задано по программе.
Все притензии к директору или учительнице. А не оскорблять Пушкина. Здесь он не виноват.
Всё по программе.
Сказали учить - учите!
Без лишних слов и гнева!Удачи!

Сказали учить - учите. Мы не рабы, чтобы слепо делать, что нам говорят. Я не собираюсь учить 60 строк бесполезной для меня информации писателя, произведения которого мне не нравятся и которого я презираю. Я могу потратить это время на изучение вещей, которые пригодятся мне в жизни. "Сказали учить - учите" это рабская политика, только отсталый дегенерат будет учить то, что ему не надо, что ему не нравится. Я забил хуй на этот отрывок, учился уже вызвала моих родителей в школу, потому что я месяц не учу эту херню. И там, в школе я выскажу абсолютно все, что думаю, нагрублю учителям в самой грубой форме, в которой только можно, меня исключат из школы, через пару недель я найду новую и мне будет глубоко посрать на ту ебанутую училку и на это письмо, потому что там меня уже не спросят. Таким образом я смогу дальше заниматься самообучением, почти полностью забив на школу, т.к. она совершенно бесполезна и не учит почти ни чему. Тратить на нее 11 лет я не собираюсь ни в коем случае.

Этот комментарий был удален автором.

Никита это классика чего ты понимаешь потом на ЗНО или ДПА тебе все равно понадобится это

мальчик отсталый дегенерат не сможет выучить это стихотворение,а то что тебе не нравиться этот стих то попрошу идти вон отсюда

Ема нам задали учить письмо Татьяны к Онегину это же очень сложно 79 строк выучить

Классика устарела. Я бы ни за что не стал бы учить эту поебень, если бы ебучая программа не сказала бы мне этого делать. И все кто говорят, что Пушкин великий писатель, как вы так можете и прочее. Идите нахуй. Просто идите нахуй. Я бы лучше потратил это время на то, что мне нужно (к примеру история), а не на заучивания 60 строк бесполезной информации, которую я вертел на хую. И если какой то очередной высер системы напишет, что я не уважаю творчество гения, то можете мне отсосать. Я не уважаю ни его, ни его творчество, ни ущербные понятия морали, которые устоялись в современном обществе дегенератов и отбросов системы. Я бы лучше выучил наизусть все книги Ричарда Докинза, чем учить эту смазливую херь, польза от которой в моей жизни будет равно нулю.


вам Докинз уж не по зубам, коли такое не в почете, скажу тихонечко я вам - вы х-й, наверно, сам сосете!

Этот комментарий был удален автором.

Этот комментарий был удален автором.

Где рифма? Что это вообще за говно? Эта херня уже давно устарела. Лет сто назад. Почему в школе нельзя проходить нормальных поэтов, а не каких то даунов? Где Маяковский? Где Блок, Есенин, Бродский, Пастернак? Кому надо этот Пушкин? В 2017 году учить этот кал? Почему великим писателем считают его? Кто называет это классикой - просто. Идите. Нахуй

Читать просто надо уметь , бездарность ты

Этот комментарий был удален автором.

Бл. да вы уже зае утомили своими ненравственностями иди выскажи училку и вые не строй из себя Форель когда ты обычный окунь

Залупа ебаная, а не стих блять! Ебал Онегина в жопу,Татьяну в пизду, Вас в ухо и в глаз. Рыготня ебаная, а не стих

ну если у тебе память как у рыбки то я согласен с тобой

Мне очень понравился этот отрывок.Я очень ценю такую чёткую, тонкую мысль Алксанравится Сер.гей.вича.Лично мне кажется что этим найприкраснейшим романом можно потереть своё место спрожнения, вот чем полезен в целом весь роман и отрывок великого русского поэта, средизайн всех, действительно неплохих стихов и отрывков нам задают такую вот хуйню.Благодарю за внимание.

Все блять такие умные, что лучше написать можете?. Кому не нравиться, напишите сами, а я оценю ваше стихотворение, так же как и вы Пушкина оценили.)))

Какие же глупые комменторы..)
Очень красивое произведение, а главное со смыслом!
А кто не понимает его. Мне жаль этих людей, увы, увы.


Этот комментарий был удален автором.


В России много мужиков, и много женщин, им по стати! Но, как говна, и мудаков, что постят здесь свои цитаты! Умишком хилым не в мочи запомнить Пушкинские строки, вот только надо не в ночи учить вам всем свои уроки!

О чем говорить на исповеди священнику.

Святейшего Патриарха Московского

и всея Руси Алексия II

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.

Как было установлено таинство Покаяния

В древней Церкви в зависимости от обстоятельств исповедание грехов бывало или тайное, или открытое, публичное. К публичному Покаянию призывались те христиане, которые своими грехами производили соблазн в Церкви.

В древности кающиеся разделялись на четыре вида.

Первые, так называемые плачущие, не смели входить в церковь и со слезами просили молитв у проходящих; другие, слушающие, стояли в притворе и подходили под руку благословляющего епископа вместе с готовящимися ко Крещению и с ними удалялись из храма; третьи, называемые припадающими, стояли в самом храме, но в задней его части, и участвовали с верными в молитвах о кающихся, падши ниц. По окончании этих молитв они, преклонив колени, получали благословение епископа и удалялись из храма. И, наконец, последние — купностоящие — стояли вместе с верными до конца литургии, но не приступали к Святым Дарам.

В продолжение всего времени, назначенного кающимся для исполнения наложенной на них епитимий, Церковь возносила за них молитвы в храме между Литургией оглашенных и Литургией верных.

Эти молитвы и составляют в наше время основу чинопоследования Покаяния.

Это таинство теперь, как правило, предшествует таинству Причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, очищая душу причастника для участия в этой Трапезе бессмертия.

Как готовиться к исповеди

Если ты решил исповедоваться, явится множество препятствий, внутренних и внешних, но они исчезают, как только проявишь твердость в своих намерениях.

Первым действием готовящегося к исповеди должно быть испытание сердца. Для этого и положены дни подготовки к таинству — говение.

Мы, погруженные в мрак греховный, ничего не видим в своем сердце, а если и видим, то не ужасаемся, так как нам не с чем сравнить, ибо Христос для нас закрыт пеленой грехов.

Разбираясь в нравственном состоянии своей души, надо постараться различать основные грехи от производных, симптомы от более глубоких причин. Например, мы замечаем, — и это очень важно, — рассеянность на молитве, невнимание во время богослужения, отсутствие интереса к слушанию и чтению Священного Писания; но не происходят ли эти грехи от маловерия и слабой любви к Богу?!

Нужно отметить в себе своеволие, непослушание, самооправдание, нетерпение упреков, неуступчивость, упрямство; но гораздо важнее открыть и понять их связь с самолюбием и гордостью.

Если мы замечаем в себе стремление быть всегда в обществе, на людях, проявляем словоохотливость, насмешливость, злословие, если мы излишне заботимся о своей наружности и одежде, то надо внимательно исследовать эти страсти, ибо чаще всего так проявляется наше тщеславие и гордыня.

Если мы слишком близко принимаем к сердцу житейские неудачи, тяжело переносим разлуку, безутешно скорбим об отошедших, то не кроется ли в силе, в глубине этих искренних чувств неверие в благой Промысел Божий?

Есть еще одно вспомогательное средство, ведущее нас к познанию своих грехов, — чаще, и особенно перед исповедую, вспоминать то, в чем обычно обвиняют нас другие люди, бок о бок с нами живущие, наши близкие: очень часто их обвинения, укоры, нападки справедливы.

Но даже если они и кажутся несправедливыми, надо принимать их с кротостью, без озлобления.

Перед исповедью необходимо просить прощение у всех, перед кем считаешь себя виновным, чтобы приступить к таинству с неотягощенной совестью.

При таком испытании сердца нужно следить, чтобы не впасть в чрезмерную мнительность и мелочную подозрительность ко всякому движению сердца. Ставши на этот путь, можно потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах. В таких случаях надо временно оставить испытание своей души и молитвой и добрыми делами прояснить свою душу.

Приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут видны ясно наши грехи.

Духовнику исповедник должен принести не список грехов, а покаянное чувство, не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце.

Знать свои грехи, это еще не значит — каяться в них.

Но что же делать, если иссохшее греховным пламенем сердце наше не способно на искреннее покаяние? И все-таки это не причина для того, чтобы откладывать исповедь в ожидании покаянного чувства. Бог может коснуться нашего сердца и в течение самой исповеди: самоисповедание, наименование вслух наших грехов, может смягчить наше сердце, утончить духовное зрение, обострить покаянное чувство.

Больше же всего преодолению нашей духовной вялости служат приготовление к исповеди, пост. Истощая наше тело, пост нарушает гибельное для духовной жизни наше телесное благополучие и благодушие. Однако пост сам по себе только подготовляет, разрыхляет почву нашего сердца, которое после этого сможет впитать молитву, Слово Божие, жития святых, творения святых отцов, а это, в свою очередь, повлечет усиление борьбы со своей греховной природой, подвигнет на активное делание добра близким.

Как происходит исповедь в храме

Именно они, священники, и принимают нашу исповедь в храме.

Уже в этих молитвах начинается раскрытие души перед Богом, в них выражается надежда кающегося на прощение и очищение души от скверны грехов.

Глубокое содержание этого обращения, раскрывающего смысл исповеди, должно быть понятно каждому исповеднику. Оно может заставить холодного и равнодушного осознать в этот последний момент всю высочайшую ответственность дела, ради которого он подходит сейчас к аналою, где лежит икона Спасителя (Распятие) и где священник не простой собеседник, а лишь свидетель таинственной беседы кающегося с Богом.

Особенно важно постичь смысл этого обращения, разъясняющего сущность таинства, тем, кто впервые подходит к аналою. Поэтому мы приводим это обращение по-русски:

На этом кончается первая часть последования и начинается собеседование священника с каждым исповедником отдельно. Кающийся, подойдя к аналою, должен сделать земной поклон в направлении алтаря или перед лежащим на аналое Крестом. При большом стечении исповедников этот поклон следует делать заранее. Во время собеседования священник и исповедник стоят у аналоя. Кающийся стоит, преклонив голову перед лежащим на аналое святым Крестом и Евангелием. Обычай исповедоваться стоя на коленях перед аналоем, укоренившийся в юго-западных епархиях, безусловно, выражает смирение и благоговение, однако нельзя не отметить, что по происхождению он римско-католический и проник в практику Русской Православной Церкви сравнительно недавно.

Знак совершенного покаяния — чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была эта

Игумен Нектарий (Морозов)
Игумен Нектарий (Морозов)
— Предполагаю, точней, догадываюсь: девять из десяти приходящих на исповедь исповедоваться не умеют…

— Действительно, это так. Даже регулярно ходящие в храм люди многих вещей в нем делать не умеют, но хуже всего дело обстоит именно с исповедью. Очень редко прихожанин исповедуется правильно. Исповедоваться надо учиться. Конечно, было бы лучше, если бы о Таинстве Исповеди, о покаянии говорил опытный духовник, человек высокой духовной жизни. Если я решаюсь здесь об этом говорить, то просто как человек исповедующийся — с одной стороны, и с другой — как священник, которому довольно часто приходится исповедь принимать. Я постараюсь обобщить свои наблюдения за собственной душой и за тем, как другие участвуют в Таинстве Покаяния. Но ни в коем случае не считаю свои наблюдения достаточными.

— Если человек пришел на исповедь впервые — совершенно очевидно, что ему надо исповедаться за всю прошедшую жизнь. Начиная с того возраста, когда он уже мог отличать добро от зла — и до того момента, как он решил, наконец, исповедаться.

Как можно рассказать всю свою жизнь за короткое время? На исповеди мы рассказываем все же не всю свою жизнь, а то, что является грехом. Грехи — это конкретные события. Однако нет необходимости пересказывать все случаи, когда вы согрешили гневом, например, или ложью. Надлежит сказать, что вы совершали этот грех, и привести какие-то наиболее яркие, наиболее страшные проявления этого греха — те, от которых болит по-настоящему душа. Есть еще один указатель: что вам меньше всего хочется о себе рассказывать? Вот именно это и надо рассказать в первую очередь. Если вы идете на исповедь в первый раз, вам лучше всего поставить перед собой задачу: исповедаться в самых тяжелых, самых мучительных грехах. Потом уже исповедь станет более полной, более глубокой. Первая исповедь такой быть не может — по нескольким причинам: это и психологический барьер (впервые прийти и при священнике, то есть при свидетеле, сказать Богу о своих грехах — это нелегко) и другие препятствия. Человек ведь не всегда понимает, что есть грех. К сожалению, даже и не все люди, живущие церковной жизнью, знают и хорошо понимают Евангелие. А кроме как в Евангелии, ответа на вопрос, что есть грех, а что есть добродетель, нигде, пожалуй, не найдешь. В окружающей нас жизни многие грехи стали привычным явлением… Но даже и при чтении Евангелия человеку его грехи открываются не сразу, их открывает постепенно благодать Божия. Преподобный Петр Дамаскин говорит, что начало здравия души есть видение своих грехов бесчисленными, как песок морской. Если бы Господь сразу открыл человеку его греховность во всем ее ужасе — ни один человек этого вынести не смог бы. Вот почему Господь открывает человеку его грехи постепенно. Это можно сравнить с чисткой луковицы — сначала одну шкурку сняли, потом вторую — и, наконец, до самой луковицы добрались. Вот почему очень часто бывает так: человек ходит в храм, регулярно исповедуется, причащается — и осознает, наконец, необходимость так называемой генеральной исповеди. Очень редко бывает, что человек готов к ней сразу.

— Что это такое? Чем генеральная исповедь отличается от обычной?

— Генеральной исповедью, как правило, называют исповедь за всю прожитую жизнь, и в определенном смысле это верно. Но генеральной можно назвать исповедь и не столь всеобъемлющую. Мы каемся в своих грехах из недели в неделю, из месяца в месяц, это — простая исповедь. Но время от времени нужно устраивать себе генеральную исповедь — пересмотр всей своей жизни. Не той, что прожита, а той, что сейчас. Мы видим, что одни и те же грехи у нас повторяются, избавиться от них не получается — вот поэтому надо разобраться в себе. Всю свою жизнь, как она есть сейчас, пересмотреть.

— Как относиться к так называемым вопросникам для генеральной исповеди? Их можно видеть в церковных лавках.

— К сожалению, в наших церковных лавках можно подчас такое купить…

Каждый грех на исповеди должен быть назван так, чтоб было понятно, в чем именно он заключается. Если мы каемся в празднословии, не надо все эпизоды нашего празднословия пересказывать и все наши праздные слова повторять. Но если в каком-то случае празднословия было столько, что мы кого-то этим утомили или наговорили чего-то совсем уж лишнего — наверное, надо об этом на исповеди сказать чуть подробней, определенней. Есть ведь такие слова евангельские: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Надо и на исповедь свою заранее с этой точки зрения посмотреть — не будет ли в ней празднословия.

— И все же о страстях. Если я испытываю раздражение от просьбы моего ближнего, но ничем этого раздражения не выдаю и необходимую помощь ему оказываю — должна ли я каяться в испытанном мною раздражении как в грехе?

— Действительно, так легче. Но не нужно облегчать себе задачу исповеди. На исповеди не должно быть ненужных подробностей. Не должно быть каких-то других людей с их поступками. Потому что когда мы говорим о других людях, мы чаще всего оправдываем себя за счет этих людей. Также мы оправдываемся за счет каких-то наших обстоятельств. С другой стороны, иногда мера прегрешения зависит от обстоятельств совершения греха. Избить человека по пьяной злобе — это одно, остановить преступника, защищая жертву,— совсем другое. Отказать в помощи ближнему из-за лени и эгоизма — одно, отказать потому, что температура в тот день была сорок,— другое. Если человек, умеющий исповедоваться, исповедуется подробно — священнику легче увидеть, что и почему с этим человеком происходит. Таким образом, обстоятельства совершения греха нужно сообщать только в том случае, если без этих обстоятельств не понятен совершенный вами грех. Этому тоже учатся на опыте.

Лишнее рассказывание на исповеди может иметь еще и другую причину: потребность человека в участии, в душевной помощи и тепле. Здесь, может быть, уместна беседа со священником, но она должна быть в другое время, никак уж не в момент исповеди. Исповедь — это Таинство, а не беседа.

— Священник Александр Ельчанинов в одной из своих записей благодарит Бога за то, что Он помогает ему всякий раз переживать исповедь как катастрофу. Что мы должны делать для того, чтоб наша исповедь, по крайней мере, не была сухой, холодной, формальной?

Есть примеры святых, которые приносили покаяние Богу в сердце своем, изменяли свою жизнь, и Господь это покаяние принимал, хотя не было над ними епитрахили, и молитва об оставлении грехов не была прочитана. Но покаяние-то было! А у нас по-другому — и молитва прочитана, и причастился человек, а покаяния как такового не произошло, разрыва в цепи греховной жизни нет.

— Я полагаю, что это совершенно неприемлемо. Любая формализация духовной жизни эту жизнь убивает. Грех — это боль человеческой души. Если этой боли нет, то нет и покаяния. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что о прощении наших грехов нам свидетельствует та боль, которую мы чувствуем, каясь в них. Если мы не испытываем боли, у нас есть все основания сомневаться, что грехи нам прощены. А преподобный Варсонофий Великий, отвечая на вопросы различных людей, неоднократно говорил, что признак прощения — это потеря сочувствия к прежде совершенным грехам. Вот это и есть то изменение, которое с человеком должно произойти, внутренний поворот.

— Еще одно распространенное мнение: зачем я буду каяться, если я знаю, что все равно не изменюсь — это будет с моей стороны лицемерием и ханжеством.

А вот известная лично мне ситуация: в один из московских храмов регулярно приходила девушка и исповедовалась в том, что зарабатывает себе на жизнь древнейшей, как говорится, профессией. Никто не допускал ее до Причастия, конечно, но она продолжала ходить, молилась, пыталась как-то участвовать в жизни прихода. Не знаю, удалось ли ей оставить это ремесло, но точно знаю, что Господь ее хранит и не оставляет, ожидая необходимой перемены.

Очень важно верить в прощение грехов, в силу Таинства. Те, кто не верит, жалуются, что после исповеди не наступает облегчения, что они уходят из храма с тяжелой душой. Это от маловерия, даже от неверия в прощение. Вера должна давать человеку радость, а если веры нет, не нужно надеяться на какие-то душевные переживания и эмоции.

— Иногда бывает так, что некий давний (как правило) наш поступок вызывает у нас реакцию скорее юмористическую, чем покаянную, и нам представляется, что говорить об этом поступке на исповеди — это излишнее усердие, граничащее с ханжеством либо с кокетством. Пример: я вдруг вспоминаю, что когда-то в юности украла книгу в библиотеке дома отдыха. Думаю, что надо сказать об этом на исповеди: как ни крути, восьмая заповедь нарушена. И тут же самой становится смешно.

— Я бы не относился к этому столь несерьезно. Есть поступки, которые нельзя даже формально совершать, потому что они нас разрушают — даже не как людей веры, а просто как людей совестливых. Есть определенные барьеры, которые мы должны себе установить. Это святые могли иметь духовную свободу, которая позволяет совершать вещи, формально осуждаемые, но они совершали их только тогда, когда эти поступки были во благо.

— Верно ли, что не нужно каяться в грехах, совершенных до Крещения, если крестился в зрелом возрасте?

— Мы достаточно много говорили здесь о том, как готовиться к исповеди, но что мы должны читать или, как говорят, вычитывать накануне дома, какие молитвы? В молитвослове есть Последование ко Святому Причащению. Нужно ли вычитывать его целиком и достаточно ли этого? Кроме того, Причастия за исповедью может ведь и не следовать. Что читать перед исповедью?

Читайте также: