Приказ председателя суда это

Обновлено: 28.06.2024

1.1. Настоящая Инструкция разработана в целях соблюдения и совершенствования документационного обеспечения деятельности Верховного Суда Российской Федерации (далее - Суд) по исполнению полномочий, возложенных на него Конституцией и законодательством Российской Федерации.

Настоящая Инструкция является внутренним актом, предназначенным для использования в служебной деятельности работниками аппарата Суда.

В настоящей Инструкции определяется порядок организации документооборота и делопроизводства в Суде по работе с документами несекретного характера и документами ограниченного распространения (для служебного пользования) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Регламента Суда, Положения об аппарате Суда, государственных стандартов в области делопроизводства*(1).

1.2. Настоящая Инструкция устанавливает в Суде единые правила ведения делопроизводства и порядок работы с процессуальными и иными документами с использованием программных и технических средств автоматизированной информационной системы Суда.

Эти правила включают в себя приём, учёт и регистрацию поступивших в Суд процессуальных и иных документов, оформление (в том числе печатание и тиражирование) документов Суда и отправку документов по предназначению, текущее хранение документов в структурных подразделениях Суда (далее - подразделения Суда), передачу их на хранение в архивный фонд Суда (отдел хранения судебных документов), а также уничтожение документов.

1.3. Порядок работы с секретными документами в Суде определяется Председателем Суда в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, иными нормативными правовыми актами и методическими документами по защите сведений, составляющих государственную тайну.

2.1.1. Организация документооборота и делопроизводства в Суде представляет собой единую систему документационного обеспечения деятельности Суда, предназначенную для работы с процессуальными и иными документами, в том числе созданными в процессе судопроизводства в Суде (приложение 1).

2.1.2. Единая система документационного обеспечения деятельности Суда базируется на современных информационных технологиях и программно-технических средствах по подготовке и обработке документов.

2.1.3. Методическое руководство и контроль за соблюдением установленного порядка работы с документами в Суде осуществляется Управлением документооборота и делопроизводства Суда.

2.1.4. Обеспечение функционирования и развития АИС, разработка предложений по внедрению современных информационных технологий и программно-технических средств в делопроизводство Суда осуществляется Управлением информатизации и связи Суда.

2.1.5. Ведение делопроизводства непосредственно в подразделениях Суда возлагается на работников подразделений Суда, ответственных за ведение делопроизводства в этих подразделениях.

Их обязанности и права определяются руководителями подразделений Суда по согласованию с Управлением документооборота и делопроизводства, Управлением кадров и государственной службы в должностных регламентах, которые утверждаются в установленном порядке.

2.1.6. Ведение секретного делопроизводства осуществляется Первым отделом Суда совместно с подразделениями Суда в установленном порядке.

Обработка секретной информации, разработка и изготовление секретных документов и их копий осуществляется на специальных (защищённых) технических средствах в режимных помещениях Суда.

2.1.7. Ответственность за организацию делопроизводства в подразделениях Суда и соблюдение требований настоящей Инструкции возлагается на руководителей подразделений Суда.

По заявкам руководителей подразделений Суда (приложение 45) в Управлении документооборота и делопроизводства, Управлении информатизации и связи Суда организуются и проводятся занятия с работниками аппарата Суда по ознакомлению с настоящей Инструкцией (приложение 11), программными и техническими средствами АИС.

- автоматизированный учёт входящих документов в экспедиции, группе учёта и регистрации документов общего отдела Управления документооборота и делопроизводства (далее - экспедиция и группа учёта документов) и Приёмной Суда;

- автоматизированные регистрация судебных дел и процессуальных жалоб (представлений) и ведение судебного делопроизводства и судебной статистики в Управлении по организационному обеспечению рассмотрения обращений, в секретариатах судебных составов судебных коллегий и некоторых подразделениях Суда;

- автоматизированные регистрация входящих документов непроцессуального характера, внутренних (организационно-распорядительных) документов Суда и ведение общего делопроизводства в подразделениях Суда;

- автоматизированный контроль исполнения приказов, распоряжений и поручений Председателя Суда и его первого заместителя;

- автоматизированные наполнение и использование информации Банка данных информации о деятельности Суда.

- о прохождении документов (поручениях Председателя Суда, первого заместителя Председателя Суда и заместителей Председателя Суда (далее - Руководство Суда), исполнителях и ходе исполнения документов);

С использованием АИС имеется возможность знакомиться с электронными образами документов Суда, осуществлять автоматизированный поиск документов по различным критериям, оперативно получать справочную информацию в установленном объёме за определённый период, изготавливать копии документов, а также осуществлять контроль за прохождением и исполнением документов.

2.1.11. Работа в АИС основывается на принципе первоначального автоматизированного учёта поступивших в Суд документов и последующей автоматизированной их регистрации в подразделениях Суда.

Для регистрации входящих, внутренних и исходящих документов в подразделениях Суда используются программные и технические средства АИС и при необходимости соответствующие журналы и книги учёта и регистрации, утверждённые Сводной номенклатурой дел, нарядов и производств Суда.

Кассационная жалоба — это процессуальный документ, которым обжалуются вступившие в силу судебные постановления предыдущих инстанций (первой и апелляционной).

По каким причинам подают кассационную жалобу

В кассацию обжалуют уже вступившие в силу судебные постановления. Эта инстанция существует в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве. С 01.10.2019 вступили в силу серьезные изменения в ГПК РФ, образованы отдельные кассационные и апелляционные суды, пересмотрены сроки и порядок обжалования. Суть осталась прежней: кассация исправляет серьезные нарушения судебных органов предыдущих инстанций. Каждое дело индивидуально, и не существует универсальный пример удачной кассации, все зависит от конкретных обстоятельств. Чтобы документ не был возвращен, следует соблюдать правила его составления, предусмотренные в ГПК РФ.

Правом на обжалование обладают как лица, участвовавшие в деле, так и иные, при условии, что их права нарушены решением суда. Необходимым условием подачи кассации является предварительное прохождение этапа апелляционного обжалования.

Причины, по которым подают кассацию, — несогласие со следующими вступившими в силу судебными постановлениями:

  • судебными приказами и решениями районных, мировых судов, иных судов, принятых в качестве судебных органов первой инстанции;
  • судебными определениями вышеперечисленных судебных органов (ими разрешается не дело по существу, а отдельные вопросы, в ряде случае допускается обжаловать эти документы отдельно);
  • апелляционными определениями.

Как составить жалобу

Обязательные реквизиты указаны в ГПК РФ. В ст. 378 указано, по каким принципам строится составление кассационных жалоб:

  • обязательно указывается наименование адресата, судебных органов, чьи постановления или решения обжалуются;
  • автор процессуального документа указывает свой статус в деле, полное наименование (для юрлица) или фамилию, имя, отчество, адрес;
  • следует перечислить всех лиц, участвующих в деле, и приложить документ, свидетельствующий о направлении им копий кассации;
  • дополнительные реквизиты, которыми нельзя пренебрегать: ссылка на номер дела, перечень приложений (в том числе прикладывается документ об уплате госпошлины, за кассацию физлицо платит 150 рублей, юрлицо — 3000 рублей). Новые доказательства кассация не рассматривает.

Образцы

Актуальный заполненный образец кассационной жалобы на апелляционное определение по гражданскому делу выглядит так.

В Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

адрес: 350906, г. Краснодар, ул. Морская, 3

Заявитель по жалобе, истец: Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Адрес: г. Москва, 3-й бюджетный проезд, д. 1

Ответчик: Викторова Виктория Викторовна

г. Ростов-на-Дону, ул. Доходная, 2-2

Указанное решение было обжаловано в апелляционной инстанции. Определением Третьего апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.

Считаем, что при вынесении вышеперечисленных судебных актов были существенно нарушены нормы материального права, которые истолкованы неверно.

Кроме этого, выводы судов первой и апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Викторовой В.В. получены денежные средства в размере 50 000 рублей и 30 000 рублей, что подтверждается расписками от 10.10.2020 и от 22.10.2020. В соответствии с текстом этих документов, денежные средства должны были быть возвращены 20.10.2020. Однако, Викторова В.В. вернула деньги только частично, в размере 3000 рублей. Остальная часть долга до сих пор не возвращена. Оригиналы расписок находятся в данном деле.

Согласно тексту расписок, Викторова В.В. обязуется вернуть деньги, ответчица эти расписки написала собственноручно, поставила свою подпись, в суде их не оспаривала, как и обязательства по возвращению.

Так как Викторова В.В. получила данные денежные средства без предусмотренных законом оснований, то обязана их вернуть как неосновательное обогащение. Нарушение прав истца состоит в том, что он лишен денежных средств, обстоятельства, на которых основаны требования — получение неосновательного обогащения, расписки являются доказательствами, они подтверждают наличие правоотношений и нарушение прав истца.

Судами в решении указано, что не предоставлено доказательств обоснованности требований истца. Считаем, что это утверждение неосновательно, доказательства имеются в материалах дела.

Предоставлены письменные, документальные доказательства, расписки. Они подтверждают главное, что имеются обязательства, которые не выполнены. Указана сумма, имеется подпись ответчика, составлялись документы при свидетелях. Викторова В.В. расписалась в том, что она обязуется вернуть средства.

Из совокупности данных становится ясно, для чего передавались средства, передача их находит подтверждение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 376, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Отменить вынесенные судебные акты, принять новое решение без направления дела на новое рассмотрение и исковые требования удовлетворить.

Перечень прилагаемых документов (оригиналы):

  1. Документы, подтверждающие направление кассационной жалобы иным лицам, участвующим в деле, — 1 экземпляр.
  2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (3000 рублей — для юрлиц), — 1 экземпляр.
  3. Документ, подтверждающий полномочия директора (протокол, приказ, выписка из ЕГРЮЛ).

17 марта 2021 г.

Подпись заявителя (истца): Директор Иванов И.И. Иванов

Вот шаблон, который можно использовать:

Образец, как написать кассационную жалобу

В какие сроки и куда подать кассацию

В соответствии со ст. 376.1 ГПК РФ, срок подачи кассационной жалобы по гражданскому делу после апелляции в 2021 году составляет 3 месяца. Момент отсчета срока в законе указан следующим образом: не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу обжалуемого постановления (с учетом других норм ГПК — с момента рассмотрения дела в апелляции, так как апелляционное определение обязательно, и оно вступает в силу сразу же). С 2019 года жалоба подается в кассацию через суд первой инстанции.

Но это не касается такого этапа, как обжалование кассационного определения по гражданскому делу в Верховном суде в 2021 году. В этом случае документ подается сразу же в судебную коллегию ВС РФ с жалобами по числу лиц, участвующих в деле, и с оригиналами обжалуемых постановлений. По сути, как и раньше, остались две кассации: сначала в кассацию, а затем — в коллегию ВС РФ. Но порядок и сроки обжалования изменились, образованы специальные судебные органы, и подача жалобы (кроме ВС РФ) осуществляется через судебный орган первой инстанции, сокращены сроки обжалования, они составляют 3 месяца.

Окончила Уральскую государственную юридическую академию в 2001 году. Работала в государственных органах и коммерческих организациях, веду частную практику.

1.1. Помощник мирового судьи является государственным гражданским служащим Кировской области. В Реестре должностей государственной гражданской службы Кировской области, утвержденным Указом Губернатора области должность помощника мирового судьи отнесена к ведущей группе должностей, категории – помощники (советники).

Судебные клерки выполняют административные функции в системах уголовного и гражданского правосудия, оказывают помощь другим должностным лицам суда, а также судьям и адвокатам. Судебный клерк может работать в окружном суде, апелляционном суде, суде по делам о банкротстве или Верховном суде. Они ведут судебные рекорды, приносят присяги свидетелям и присяжным заседателям и заверяют копии судебных приказов и постановлений с печатью суда. В этом руководстве представлена ​​дополнительная информация о том, что делают судебные клерки, как стать им, а также о зарплате и перспективах профессии.

1.2. Помощник мирового судьи назначается и освобождается от должности главой департамента по организационному обеспечению деятельности мировых судей Кировской области (далее – департамент).

2. Квалификационные требования

2.1. Общими квалификационными требованиями к профессиональным знаниям государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы всех категорий и групп в органах исполнительной власти Кировской области, являются:

Возможности роста существуют в боковом направлении, применяя работу с государственными или федеральными агентствами или принимая на себя надзорную ответственность. Крупнейшими работодателями судебных клерков являются муниципалитеты, но многие судебные клерки также работают на государственном и федеральном уровнях.

Описание карьеры, обязанности и общие задачи

знание нормативных правовых актов, регламентирующих служебную деятельность;

наличие специальных профессиональных знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

2.2. К государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы всех категорий и групп в органах исполнительной власти Кировской области, устанавливаются специальные квалификационные требования к профессиональным знаниям:

Судебные клерки управляют бюджетами, анализируют финансовые данные суда и делают прогнозы на основе имеющихся данных. В дополнение к перечисленным выше административным функциям судебные клерки могут также управлять персоналом в более крупных судах. Судебные клерки являются экспертами в области управления проектами, соблюдения трудовых ресурсов, переговоров, дипломатии, законодательства о завещании, финансового соответствия, информационных систем, судебных процедур, управления жюри и управления бизнесом.

Шаги для того, чтобы стать придворным клерком

Курсовая работа по подготовке к этой карьере обычно включает введение в систему уголовного правосудия, судебные процессы, деловое администрирование и архивные системы. В некоторых судах требуется только диплом о высшем образовании для должности начальника суда начального уровня, а для других требуется степень помощника или степень бакалавра в области управления бизнесом, уголовного правосудия или аналогичной степени. Федеральные суды, как правило, требуют степени права или степени магистра.

наличие знаний, необходимых для исполнения должностных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом гражданского служащего, подтвержденных документом государственного образца об основном и (или) дополнительном профессиональном образовании .

  • Подать заявку на открытую должность в качестве придворного клерка.
  • Дополнительную проверку на проверку.
  • Проведите тест на наркотики.
  • Проводите интервью.
  • Возьмите на работу в качестве придворного клерка.

2.3. Общими квалификационными требованиями к профессиональным навыкам государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы всех категорий и групп в органах исполнительной власти Кировской области, являются:

В качестве заместителей клерков, работники изучают различные административные обязанности, необходимые для сотрудника суда. По мере того, как они набирают опыт, им, как правило, уделяется больше ответственности и более высокая заработная плата, становятся судебными клерками и в конечном итоге главными судебными клерками с достаточным опытом. Хотя можно получить достаточный опыт работы в качестве придворного клерка, чтобы перейти в более высокий уровень оплаты, те, кто имеет степень в области государственного управления, делового администрирования или уголовного правосудия, обычно поощряются более быстро, чем те, кто не имеет диплома.

владение современными средствами, методами и технологиями работы с информацией;

наличие навыков работы с документами;

владение официально-деловым стилем современного русского литературного языка.

2.4. Помощник мирового судьи должен иметь следующие навыки:

Другие полезные навыки и опыт

Для людей, заинтересованных в том, чтобы стать придворным клерком, полезно иметь опыт работы с клиентами, бухгалтерией и юридической процедурой. Судебные клерки, обладающие опытом в области людских ресурсов, управления преимуществами и финансового соответствия, будут иметь преимущество перед другими.

Возможные названия работ для этой карьеры

Заработная плата суда и перспективы работы

В такой конкурентной рабочей среде судебные клерки со степенями и применимым опытом, вероятно, будут наиболее пригодными для использования. Если вы заинтересованы в карьере в качестве придворного клерка, вам также может быть интересно узнать больше о связанных с этим карьерах ниже.

· работы на компьютерной и копировальной технике;

Предупреждение о неполном служебном соответствии;

Освобождение от замещаемой должности;

Увольнение с гражданской службы.

За каждый дисциплинарный проступок может быть только одно дисциплинарное взыскание.

6. Перечень вопросов, по которым помощник мирового судьи вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения

Вопрос: Каковы типичные часы для судебного клерка? Ответ: Судебные клерки обычно работают около 40 часов в неделю в суде. Клерки также могут работать по истечении нескольких часов, чтобы выполнить административные задачи, которые они не завершили в течение судебных заседаний.

В то время как многие чиновники занимают должности, не требующие получения степени, имея в виду, что один из них делает вас более доступным и доступным для продажи, особенно на прохладном рынке, где в целом работают несколько служащих суда. Федеральная комиссия по клеркам - профессиональная организация, которая способствует развитию и образованию для тех, кто работает в федеральной судебной системе. Национальный центр государственных судов - национальная организация, которая содействует образованию и исследованиям в области судебного администрирования. Выпускники, достигшие серьезных успехов и имеющие некоторый юридический опыт, могут пожелать работать с судьей в палатах в течение года или двух после окончания школы, прежде чем приступать к следующему этапу своей карьеры.

6.1. По вопросам организации учета и хранения переданных ему на исполнение документов и материалов.

6.2. При обращении на судебный участок мирового судьи граждан, находящихся в состоянии алкогольного или другого опьянения, принимает решение об ограничении доступа таких граждан к мировому судье и сообщает об этом сотруднику по ОУПДС.

  • Ценное понимание работы палат судьи.
  • Понимание отправления правосудия и процедуры судебных заседаний.
  • Возможность дальнейшего укрепления передовых юридических исследований.
  • Проницательность в работе адвоката или судебной практики в качестве адвоката.
  • Возможность расширить Вашей профессиональной сети.

Сколько зарабатывает помощник судьи?

  • Индивидуальная судьба отдельного судьи.
  • Если вы не уверены в этом, вы можете попросить помощника судьи.

6.4. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий) помощник мирового судьи вызывает специализированные службы и принимает первоочередные меры по сохранению судебных документов, оргтехники и другого имущества судебного участка.

6.5. Помощник мирового судьи являющийся членом, какой либо комиссии вправе самостоятельно принимать решение голосовать "за", "против" или "воздержался", а также высказывать свое особое мнение в письменной форме.

Предполагается, что помощник судьи Высокого суда закончил с отличием первого класса и обладает исключительными исследовательскими навыками. Судьи Верховного суда часто назначают своих партнеров два или три года вперед, поэтому в вашей заявке должны быть указаны годы, которые вы можете получить для работы.

Федеральный суд Австралии предлагает ряд ассоциированных должностей каждый год. Ассоциированные члены работают в составе личного кабинета конкретного судьи. Они предоставляют юридические исследования, обязанности по приему и другую поддержку этого судьи. Ассоциированные должности обычно не рекламируются, и выбор Ассоциированных членов проводится судьей лично. Заявка на ассоциированную должность должна содержать сопроводительное письмо, биографию и академическую стенограмму. Вы должны указать, есть ли определенные периоды доступности, когда вы хотите, чтобы их рассматривали для работы.

7. Перечень вопросов, по которым помощник мирового судьи вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и проектов управленческих решений

7.1. В целях подготовки проектов решений мирового судьи:

а) изучает действующее законодательство;

б) изучает переданные ему на исполнение документы и материалы;

Пересылайте ваше заявление непосредственно судье или региональному регистратору в соответствующий реестр. Исследования обычно включают в себя подробный анализ прецедентного права и анализ правовых изменений в тех областях, где прецеденты могут быть недостаточно четко определены. В Верховном суде также ежегодно работают юристы.

Также важны сильные академические успехи и исключительные правовые исследования. Заявителям настоятельно рекомендуется связаться с камерами отдельных судей для получения конкретной информации о заявках на позицию наконечника с этим судьей. Ассоциированный сотрудник оказывает всестороннюю юридическую и исследовательскую услугу судье и оказывает содействие в выполнении связанных с ним обязанностей. Обязанности Ассоциированного лица включают в себя ведение записей, ведение присяги, эмпанирование и принятие приговоров присяжных, запись и хранение под стражей экспонатов и сопровождение и оказание помощи судье в судебных органах страны.

в) взаимодействует с работниками своего судебного участка, работниками иных органов и органов местного самоуправления , гражданами и представителями организаций;

г) предоставляет в необходимые сроки проект решения на утверждение мировому судье.

Ассоциированным членам также требуется поддерживать связь с судебными органами, адвокатами, прокурорами, тяжущимися сторонами, свидетелями, сотрудниками суда и общественностью в целях обеспечения эффективной обработки судебных и камерных дел. Ожидается, что выпускники юридических факультетов, претендующие на должности, будут иметь сильные академические успехи в своих юридических исследованиях и высокоразвитых юридических исследованиях. Предшествующий юридический опыт работы также весьма желателен.

Вы пытаетесь решить, хотите ли вы заняться юридической карьерой в будущем? Если это так, то работа заместителя судебного клерка может быть предметом изучения. Позиция заместителя председателя суда позволит вам испытать закон в режиме реального времени и будет также способствовать установлению тесных рабочих отношений с судьей. Если вы не уверены, что хотите продолжить карьеру в юридическом поле и хотите ознакомиться с этой областью, то работа заместителя судебного пристава может быть для вас.

7.2. Помощник мирового судьи принимает участие в обсуждении графика отпусков работников аппарата мирового судьи соответствующего судебного участка на следующий календарный год .

7.3. Имеет право участвовать в обсуждении проектов нормативных правовых актов, издаваемых департаментом по вопросам, касающихся его служебной деятельности.

8. Сроки и процедура подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений

Сроки и процедура подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования данных решений определяется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах исполнительной власти, настоящим должностным регламентом.

9. Порядок служебного взаимодействия помощника мирового судьи в связи с исполнением должностных обязанностей

9.1. Поручения и указания помощнику мирового судьи могут быть даны главой департамента, или лицом, исполняющим его обязанности, мировым судьей, начальниками отделов департамента, в устной или письменной форме по любому вопросу его деятельности.

9.2. Помощник мирового судьи для исполнения служебных обязанностей взаимодействует в установленном порядке с предприятиями, учреждениями и организациями, не зависимо от форм собственности.

9.3. Помощник мирового судьи по поручению мирового судьи вправе в устной форме давать разъяснения по вопросам деятельности мирового судьи и судебного участка представителям организаций и гражданам, обращающимся в суд.

10. Показатели эффективности и результативности профессиональной деятельности помощника мирового судьи

10.1. При оценке деятельности помощника мирового судьи учитываются показатели эффективности исполнения департаментом государственных полномочий, утвержденные нормативным правовым актом Правительства области, в соответствии с особенностями задач и функций департамента.

10.2. При оценке деятельности помощника мирового судьи учитываются также следующие показатели:

10.2.1. Качество подготовленных проектов судебных решений;

10.2.2. Своевременность и качество выполнения указаний и распоряжений главы департамента, мирового судьи.

10.2.3. Выполнение при необходимости дополнительных, помимо указанных в должностном регламенте обязанностей временно отсутствующего работника.

10.2.4.Соблюдение этики государственного гражданского служащего. Отсутствие претензий со стороны граждан обращающихся в суд к работникам аппаратов мировых судей соответствующего района.

С должностным регламентом ознакомлен:

(дата, подпись, расшифровка подписи)

Помощник судьи является государственным служащим Российской Федерации и замещает в аппарате суда должность федеральной государственной службы, учрежденную для непосредственного обеспечения исполнения полномочий судей.

Должность помощника судьи в аппарате суда является старшей должностью федеральной государственной службы и относится к категории "помощники (советники)".

Помощник судьи назначается на должность и освобождается от должности председателем суда. С помощником судьи заключается срочный служебный контракт срок действия которого, не должен превышать пяти лет.

Согласно статье 9 ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" должности гражданской службы, отнесенные к категории "помощники (советники)", замещаются на определенный срок, причем этот срок в любом случае не может быть более срока полномочий лиц, замещающих государственные должности, руководителей государственных органов, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителей представительств государственных органов.

В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28 июля 1999 г. "О применении Положения о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1, в отношении государственных служащих федеральных судов Российской Федерации общей юрисдикции" должность помощника судьи в аппарате районного суда соответствует классному чину советника юстиции 3 класса.

Руководство работой помощника судьи осуществляет судья.

Согласно действующему законодательству, помощник судьи должен иметь высшее юридическое образование, а также соответствовать требованиям, предусмотренным ФЗ N 79 и Указом Президента РФ от 30 января 1996 г. N 123 "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы".

Стаж работы по специальности лица, замещающего должность помощника судьи, должен составлять не менее четырех лет. Помощник судьи должен знать и уметь применять на практике нормативную базу соответствующей сферы деятельности, правила делового этикета.

Он должен уметь: анализировать; работать с законодательными и нормативными правовыми актами; разрабатывать план конкретных действий; оперативно принимать и осуществлять решения; адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем; эффективно и последовательно работать с другими подразделениями; владеть приемами межличностных отношений (уметь внимательно слушать коллег; уметь не допускать межличностных конфликтов с коллегами и руководителями; уметь эффективно сотрудничать, идти на компромисс при решении проблем в конфликтных ситуациях; быть ответственным по отношению к людям, быть отзывчивым; быть всегда дружелюбным; помогать в работе коллегам; уметь принимать советы других коллег по работе; быть способным признавать свою неправоту).

Помощник судьи должен обладать следующими навыками в объеме, необходимом для исполнения своих должностных обязанностей: работы в конкретной сфере деятельности; составления деловых писем.

Целью деятельности помощника судьи является своевременное обеспечение судьи необходимой и полной информацией по направлениям деятельности в целях обеспечения повышения оперативности принятия решений.

Помощник судьи несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей, предусмотренных должностным регламентом и Инструкцией по судебному делопроизводству.

Помощник судьи информирует своего судью о выявленных при исполнении служебных обязанностей нарушениях действующего законодательства и предлагает способы их устранения.

Помощник судьи осуществляет взаимодействие с гражданскими служащими государственных органов, гражданами и организациями.

Выполнение обязанностей помощника судьи не только облегчает техническую и текущую работу самого судьи, но и дает непосредственное ознакомление в судейской рабой и незаменимый практический опыт для замещения должности судьи в будущем.


Статьей 35 ГПК РФ предусмотрено право лиц, участвующих в деле, знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии.

Порядок ознакомления с материалами гражданского дела в судах общей юрисдикции предусмотрен тремя инструкциями:

— Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36 (далее — Инструкция от 29.04.2003 N 36);

— Инструкцией по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161 (далее — Инструкция от 15.12.2004 N 161);

— Инструкцией по судебному делопроизводству в апелляционных судах общей юрисдикции, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.10.2019 N 225 (далее — Инструкция от 01.10.2019 N 225).

При этом необходимо учитывать, что порядок и сроки выдачи судебных дел, находящихся в суде общей юрисдикции, для ознакомления устанавливаются председателем суда (п. 14.1 Инструкции от 29.04.2003 N 36; п. 16.1 Инструкции от 15.12.2004 N 161, п. 13.1 Инструкции от 01.10.2019 N 225).

График ознакомления доводится до сведения посетителей суда путем размещения его на информационных стендах и на официальных сайтах судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Материалы гражданского дела могут быть предоставлены для ознакомления лицам, участвующим в деле (их представителям), и другим участникам процесса на основании письменного заявления и при предъявлении соответствующих документов.

Так, согласно п. 14.1 Инструкции от 29.04.2003 N 36 в целях ознакомления с материалами дела лица предъявляют:

1) документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ, служебное удостоверение, удостоверение адвоката и т.д.);

2) документ, подтверждающий полномочия представителя (доверенность).

Согласно п. 14.2 Инструкции от 29.04.2003 N 36 ознакомление лиц с материалами судебного дела (иными материалами) производится на основании их письменного заявления (форма N 62), на котором судья, в производстве которого находится (или находилось) судебное дело, а при его отсутствии — председатель суда (или его заместитель) либо иное уполномоченное им лицо делает соответствующую отметку о поручении работнику аппарата суда ознакомить с материалами дела. Данное заявление подшивается в дело, а в случае предъявления доверенности к делу приобщается также ее копия.

Необходимо иметь в виду положения ч. 2 ст. 49 ГПК РФ, где сказано, что представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

Соответственно, при наличии к тому условий, представителю необходимо к заявлению об ознакомлении с материалами дела приложить заверенную надлежащим образом копию диплома и представить его оригинал сотруднику суда до выдачи дела для ознакомления.

При непредставлении этих документов в ознакомлении может быть отказано.

При этом, как разъяснено Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 25.11.2014 N АПЛ14-575, форма составления заявления об ознакомлении с судебным делом не признана инструкциями обязательной для заявителя, а является примерной для использования в работе аппарата суда.

Соответственно, лицо, претендующее на ознакомление с материалами дела, вправе использовать любой бланк, содержащий необходимые отметки и реквизиты.

В п. 14.2 Инструкции от 29.04.2003 N 36 разъяснено, что ознакомление с делами (иными материалами) должно проходить в специально оборудованном для этой цели помещении суда в присутствии уполномоченного на то работника аппарата суда в условиях, которые исключают изъятие, повреждение, уничтожение материалов дел, а также внесение в них исправлений и дописок, передачу их другому лицу.

Об ознакомлении с делом делается отметка в справочном листе.

После ознакомления с судебным делом (иными материалами) уполномоченный работник аппарата суда в присутствии лица, которое ознакомилось с судебным делом (иными материалами), проверяет состояние данного дела и наличие всех документов в деле, делает отметку в заявлении (форма N 62) о том, что дело возвращено. В случае если после возвращения дела уполномоченным работником аппарата суда выявлено изъятие, повреждение материалов дел, а также внесение в них исправлений и дописок, об этом незамедлительно сообщается председателю суда либо его заместителю.

С развитием информационных технологий некоторыми судами общей юрисдикции обеспечена возможность ознакомления с доказательствами, иными приобщенными к материалам дела документами в электронном виде.

В силу п. 14.2.1 Инструкции от 29.04.2003 N 36 ознакомление с доказательствами, иными приобщенными к материалам дела документами в электронном виде (аудио и видеозаписями и т.д.) осуществляется в соответствии с порядком, установленным п. п. 14.2 и 7.12.1 Инструкции (порядок ознакомления с аудиозаписью судебного заседания, приобщенной к протоколу судебного заседания).

Согласно п. 14.6 Инструкции от 29.04.2003 N 36 право на снятие копий документов с материалов дела за свой счет, в том числе с использованием технических средств, предоставляется сторонам и иным лицам, участвующим в гражданском деле, а также их представителям (ч. 1 ст. 35 ГПК РФ).

Указанные лица снимают копии по письменному заявлению в порядке, установленном председателем суда или судьей — председательствующим по делу. Данное письменное заявление с разрешающей резолюцией председателя суда или судьи — председательствующего по делу подшивается в судебное дело.

Снятые перечисленными лицами за свой счет копии с материалов судебного дела, в том числе с помощью технических средств, судом не заверяются.

Необходимо учитывать, что сотрудники суда не несут ответственность за тождественность копий (фотокопий) документов, произведенных лицами, участвующими в деле, а потому не удостоверяют и не заверяют такие документы на предмет их соответствия.

Аналогичные положения предусмотрены в Инструкции от 15.12.2004 N 161 и Инструкции от 01.10.2019 N 225.

В приложениях к приказам Судебного департамента, утвердившим данные инструкции, приведены примерные формы заявлений об ознакомлении с материалами дела.

Кроме того, бланки заявлений об ознакомлении с материалами дела размещены на официальных сайтах судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Если участник дела планирует сделать копии с материалов дела с использованием собственных технических средств (включая фотосъемку), об этом необходимо указать в заявлении.

В случае если заявление об ознакомлении подписано представителем, то к нему прилагается заверенная копия доверенности.

Участник дела (его представитель) заполняет заявку и направляет ее в суд следующими способами:

— лично через канцелярию суда;

— посредством почтовой связи;

— по факсу, электронной почте (если такой канал связи предусмотрен судом для подачи процессуальных документов);

— путем заполнения формы заявки на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (если такой канал связи предусмотрен судом для подачи процессуальных документов).

Для этого в целях упрощения связи с представителем либо участником дела в заявлении необходимо указывать доступные телефонные номера и другие контакты.

Поскольку заявление об ознакомлении с материалами дела не требует назначения судебного заседания, его рассмотрение производится в разумный срок (обычно 5 — 10 рабочих дней).

Порядок выдачи судебных дел, находящихся в архиве суда, а также снятие с них копий регулируются Инструкцией о порядке организации комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов) в архивах федеральных судов общей юрисдикции, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.03.2019 N 56 (далее — Инструкция от 19.03.2019 N 56).

В силу п. 11.5 Инструкции от 19.03.2019 N 56 выдача находящихся в архиве судебных дел (иных материалов) для ознакомления лицами, участвующими в деле, их представителями, а также иными лицами осуществляется в порядке, установленном председателем суда, на основании их письменного заявления и при предъявлении документов согласно приложениям N 1 к Инструкциям N 36, 161.

Указанные формы являются примерными, однако для упрощения процедуры ознакомления рекомендуется использовать специально предусмотренный для этих целей бланк.

Ознакомление с судебным делом должно производиться в специально оборудованном для этой цели помещении суда в присутствии работника архива суда (иного уполномоченного работника аппарата суда) в условиях, которые исключают изъятие, повреждение, уничтожение материалов дел, а также внесение в них исправлений и дописок, передачу их другому лицу.

Об ознакомлении с делом делается отметка в листе использования документов (приложение N 27 к Инструкции от 19.03.2019 N 56). При отказе лица, ознакомившегося с делом, от подписи запись об ознакомлении с делом производится работником архива суда (п. 11.6 Инструкции от 19.03.2019 N 56).

Остались вопросы к адвокату?

Читайте также: