Предварительное рассмотрение обращений в конституционном суде рф это

Обновлено: 17.05.2024

II. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖАЛОБЫ СУДЬЯМИ КС РФ

По итогам предварительного изучения обращения, КС РФ либо принимает его к рассмотрению либо отказывает в таком принятии.

При этом принятие КС РФ именно решения об отказе в принятии жалобы к рассмотрению является достаточно распространенным случаем, как правило, по причине неподведомственности обращения КС РФ.

Отказ оформляется определением, в котором кратко, но при этом, к сожалению, зачастую не вполне понятно и логично излагается причина, по которой КС РФ считает себя не имеющим компетенции рассмотреть обращение.

Иногда создается ощущение, что КС РФ отвечает в своем определении как будто бы не на тот вопрос и затрагивает не ту проблему, которая обозначена в жалобе.

Такая нелогичность, а порой и намеренный уход КС РФ от ответа обычно очевидны для самого заявителя. Однако кому-либо еще ощутить это сложно по той простой причине, что сами обращения, к сожалению, нигде не публикуются (а между тем это было бы крайне важным и полезным шагом для системы конституционного судопроизводства). КС РФ доступ к ним не предоставляет кому-либо, за исключением непосредственных участников соответствующего дела. При этом интересно отметить и то, что такой доступ возможен, только если КС РФ вынес постановление по делу, а не определение. Если же это было определение, то в доступе к материалам дела в КС РФ откажут и заявителю жалобы.

Нет никаких сомнений, что если бы все обращения, как минимум, те из них, которые прошли Секретариат, КС РФ публиковались, качество определений и иных решений КС РФ явно бы повысилось.

III. ПРОВЕДЕНИЕ СЛУШАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ

По общему правилу, при принятии обращения к рассмотрению КС РФ предлагает рассмотреть обращение без проведения слушаний.

Устные слушания могут быть проведены лишь по инициативе самого КС РФ.

Если же КС РФ все-таки принимает решение о проведении слушания по делу, до непосредственно даты слушания может пройти достаточно долгий период времени, особенно, если в этот промежуток попадают летние полуторамесячные каникулы судей КС РФ.

Само же слушание обычно занимает несколько часов подряд, его ход строго регламентирован, но в целом, похож на ход обычного судебного разбирательства.

IV. ВЫНЕСЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПО ДЕЛУ

V. ПУБЛИКАЦИЯ РЕШЕНИЯ

На сайте КС РФ также удобно отслеживать все движения жалобы в КС РФ.

Если слушания по делу не проводились, решение появляется на сайте КС РФ после его подписания. При этом сроки подготовки решения часто затягиваются. Решение можно ждать месяц, два, и даже больше.

Часто бывает и так, что появившееся на сайте решение оказывается, к сожалению, датированным днем, который был несколько месяцев назад.

К сожалению, не публикуются стенограммы заседаний КС РФ, в которых фиксируются все выступления. Между тем, некоторые из таких выступлений не только являются крайне интересными с точки зрения серьезной науки, но и нередко оказываются примерами того, как нельзя представителям государственных органов дискредитировать свои организации. Если бы такие стенограммы публиковались, то качество выступлений резко улучшилось бы: представители государственных органов более ответственно подходили бы к подготовке.

Таким образом, по относительно сложному делу с проведением по нему слушания, если жалобу не пришлось подавать повторно, процесс конституционного судопроизводства, с момента подачи обращения в КС РФ и до момента получения на руки решения, занимает в среднем от 7—8 месяцев до года.

VI. ВОПРОС О РАЗЪЯСНЕНИИ РЕШЕНИЯ

Однако по нашему опыту, КС РФ не склонен разъяснять свои решения, считая, что они предельно обоснованы, а все, что в них изложено — изложено четко, ясно, логично и недвусмысленно. В действительности, просьба заявителя разъяснить решение зачастую объясняется желанием получить от КС РФ новую интерпретацию оспариваемых положений закона.

Так, например, характерным ответом КС РФ на запрос о разъяснении его решения является следующий:

1. Совет Федерации может обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации:

а) с запросами о соответствии Конституции Российской Федерации:

федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

б) с ходатайствами о разрешении споров о компетенции между Советом Федерации и федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) с запросами о толковании Конституции Российской Федерации;

г) с запросом о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

2. Не может быть направлено в Конституционный Суд Российской Федерации обращение Совета Федерации, по предмету которого Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

Статья 212. Предложение об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации

2. Основанием для подготовки предложения об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор Российской Федерации, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Статья 213. Проект постановления Совета Федерации об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации

1. Предложение об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации, проект постановления Совета Федерации о направлении запроса или ходатайства в Конституционный Суд Российской Федерации направляются Председателю Совета Федерации для включения соответствующего вопроса в проект повестки дня заседания Совета Федерации.

Статья 214. Рассмотрение вопроса об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации

2. Рассмотрение вопроса об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации на заседании Совета Федерации начинается с выступления одного из инициаторов данного предложения. Затем слово предоставляется председателю либо заместителю председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству для оглашения заключения комитета.

3. В ходе обсуждения сенаторы Российской Федерации задают вопросы докладчикам, высказываются за принятие или против принятия указанного обращения (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

Статья 215. Принятие постановления Совета Федерации о направлении запроса или ходатайства Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации

1. Совет Федерации принимает постановление о направлении запроса или ходатайства Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации, запрос или ходатайство Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации, а также постановление о назначении представителя (представителей) Совета Федерации при рассмотрении обращения Совета Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации.

Статья 216. Ходатайство о разрешении спора о компетенции

Совет Федерации может принять решение об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством о разрешении спора о компетенции при наличии одного из следующих условий:

а) если в течение месяца со дня направления Советом Федерации письменного предложения о разрешении спора о компетенции путем проведения согласительных процедур с органами государственной власти сторонами не достигнуто согласие либо если другая сторона отказалась от участия в проведении согласительных процедур;

б) если Президент Российской Федерации не использовал для разрешения данного спора согласительные процедуры, предусмотренные частью 1 статьи 85 Конституции Российской Федерации, либо если такие процедуры были применены, но не привели к разрешению спора.

Статья 217. Направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий

1. В случае поступления в Совет Федерации решения Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления, Совет Федерации рассматривает вопрос об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Председатель Совета Федерации в срок, достаточный для направления Советом Федерации запроса в Конституционный Суд Российской Федерации, но не позднее одного месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, созывает внеочередное заседание Совета Федерации, если в течение этого срока не предполагается проведение очередного заседания Совета Федерации.

3. Вопрос о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления включается в повестку дня соответствующего заседания Совета Федерации первым, без обсуждения и голосования.

(Статья 217 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 февраля 2021 года № 24-СФ.)

Статья 218. Запрос в Конституционный Суд Российской Федерации от одной пятой сенаторов Российской Федерации

(наименование статьи в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ)

Согласно части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации запрос о соответствии Конституции Российской Федерации предусмотренных в указанной статье нормативных актов и договоров может быть направлен в Конституционный Суд Российской Федерации одной пятой сенаторов Российской Федерации. В этом случае запрос подписывается сенаторами Российской Федерации, направляющими его в Конституционный Суд Российской Федерации, с указанием фамилии, имени, отчества каждого сенатора Российской Федерации и наименования представляемого им субъекта Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

Статья 219. Информация о решении Конституционного Суда Российской Федерации, принятом по обращению Совета Федерации

Решение Конституционного Суда Российской Федерации, принятое по обращению Совета Федерации, доводится до сведения членов палаты Председателем Совета Федерации на очередном заседании Совета Федерации после поступления указанного решения в Совет Федерации.

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

    › › ›
  • Рассмотрение обращений в Конституционном Суде РФ

Рассмотрение обращений в Конституционном Суде РФ

Согласно ч. 5 ст. 125 Конституции Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица (ст. 96 Закон о Конституционном Суде).

Граждане и организации при самостоятельном обращении в Конституционный Суд РФ составляют заявление по правилам, установленным ст. 37 Закона о Конституционном Суде, и уплачивают государственную пошлину в порядке и размере.

Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:

1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, организаций;

2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Если жалоба недопустима Конституционный Суд РФ отказывает в принятии ее к рассмотрению.

Если по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее были приняты решения, сохраняющие свою силу, то такая жалобы также признается недопустимой.

Таким образом, граждане и организации, а также иные органы и лица могут быть инициаторами разрешения дела Конституционным Судом РФ путем подачи жалобы (обращения) на нарушение конституционных прав законом, который был применен по конкретному делу.

В конституционном судопроизводстве существуют следующие стадии:

– предварительное рассмотрение обращения Секретариатом после его поступления в Конституционный Суд РФ; при несоответствии обращения требованиям Закона о Конституционном Суде РФ конституционное судопроизводство в зависимости от дальнейших действий заявителя приостанавливается или прекращается;

– предварительное изучение обращения судьей (судьями) по поручению Председателя Конституционного Суда РФ, которому обращение и приложенные к нему документы, в том числе заключение "профильного" Управления Секретариата, представляет руководитель Секретариата;

– принятие Конституционным Судом РФ обращения к рассмотрению или отказ в принятии к рассмотрению, влекущий прекращение конституционного судопроизводства;

– назначение и подготовка дела к слушанию по обращению, принятому к рассмотрению, которые могут быть прерваны отзывом обращения;

– рассмотрение дела Конституционным Судом по существу, включая возобновление рассмотрения, которое может завершиться прекращением производства по делу;

– принятие итогового решения по делу;

– разъяснение решения Конституционного Суда, которого может не быть, а перед принятием "разъясняющего" определения должно проходить вышеназванные стадии, кроме принятия постановления как итогового решения.

Конституционный Суд РФ устанавливает соответствие Конституции РФ закона, оспариваемого в жалобе гражданина, юридического лица:

– по содержанию норм и по форме нормативного акта, использованного для регулирования налоговых правоотношений;

– по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;

– с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

– с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;

– с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан (организаций) или запроса суда Конституционный Суд принимает одно из следующих решений:

1) о признании нормативного акта отдельных его положений соответствующими Конституции РФ;

2) о признании нормативного акта отдельных их его положений не соответствующими Конституции РФ.

Итоговое решение Конституционного Суда РФ, в котором вопрос разрешен по существу, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.

Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.

В случаях, если обращение:

1) явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

2) по форме не отвечает требованиям настоящего Федерального конституционного закона;

3) исходит от ненадлежащего органа или лица;

4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу.

Глава 7. Предварительное и судебное следствие по УПК РФ: проблемы соотношения

Глава 7. Предварительное и судебное следствие по УПК РФ: проблемы соотношения 1. Принятие УПК РФ, нацеленного на утверждение судебной власти, повышение ее роли в разрешении социальных конфликтов, на последовательную реализацию принципа состязательности сторон,

Статья 40. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 40. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.В случаях, если обращение:1) явно не подведомственно Конституционному Суду

Статья 55.14. Рассмотрение саморегулируемой организацией жалоб на действия своих членов и обращений

Статья 55.14. Рассмотрение саморегулируемой организацией жалоб на действия своих членов и обращений 1. Саморегулируемая организация вправе рассматривать жалобы на действия своих членов. Жалобы на действия членов саморегулируемой организации и обращения, поступившие в

20. Организация и порядок рассмотрения и разрешения письменных обращений граждан

Глава 22. Предварительное следствие

Глава 22. Предварительное следствие Статья 162. Срок предварительного следствия 1. Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.2. В срок предварительного следствия включается время

Глава 34. Предварительное слушание

Глава 34. Предварительное слушание О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку дела к судебному разбирательству, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2009 N 28. Статья 234. Порядок проведения предварительного

Глава 22. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

Глава 22. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ Статья 162. Срок предварительного следствия 1. Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.2. В срок предварительного следствия включается время

Глава 34. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛУШАНИЕ

Глава 34. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛУШАНИЕ Статья 234. Порядок проведения предварительного слушания 1. Предварительное слушание проводится судьей единолично в закрытом судебном заседании с участием сторон с соблюдением требований глав 33, 35 и 36 настоящего Кодекса с изъятиями,

Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не

Глава 3. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

Глава 3. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ Статья 29. Предмет надзора Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка

СТАТЬЯ 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

СТАТЬЯ 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не

Глава 9. Порядок обращений граждан в палаты парламента

Глава 9. Порядок обращений граждан в палаты парламента Прием обращений граждан в палаты парламента производится в Приемной Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Приемная). Она является структурным подразделением Аппарата

Глава 20. Проблемы правового регулирования обращений граждан в законодательстве Российской Федерации

Глава 20. Проблемы правового регулирования обращений граждан в законодательстве Российской Федерации Действующее законодательство о рассмотрении обращений граждан в настоящий период не представляет собой стройной системы норм, объединенных в рамках одного закона. Все

Приложения Образцы оформления обращений, жалоб, заявлений

Приложения Образцы оформления обращений, жалоб, заявлений Исковое заявление об изменении долей собственников жилого дома В _____________________________ районный суд (городской)______________________________ области (края, республики)Истец(цы): ___________________________ (ф. и. о., адрес)Ответчик(и):

Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда РФ осуществляется либо после изучения обращения Секретариатом Конституционного Суда РФ, который не нашел оснований отклонить обращение, либо когда заявитель после уведомления Секретариата о несоответствии обращения требованиям Закона настаивает на принятии решения по этому вопросу Конституционным Судом РФ.

Предварительное изучение обращения судьей (судьями) Конституционного Суда РФ является обязательной стадией производства в Конституционном Суде РФ.

Результаты работы с обращением руководитель Секретариата докладывает Председателю Конституционного Суда РФ, который в порядке, установленном Конституционным Судом РФ, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения. Оно должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Данный срок является максимальным, в него включается время, в течение которого обращение рассматривается работниками Секретариата.

В случае, если судьей проверяется обоснованность решения Секретариата о несоответствии обращения требованиям Закона, такая проверка должна быть проведена в срок не позднее месяца.

При предварительном изучении обращения судья может поручить управлениям Секретариата подготовить дополнительные аналитические и справочные материалы, вопросы для экспертов и т. д. Судья организует работу по выполнению его поручений и соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него в производстве. На данной стадии судья может связываться с заявителем с целью выяснения его позиции, выяснения уточняющих вопросов, представления дополнительных документов.

Обращения, по которым завершено предварительное изучение, рассылаются всем судьям и вносятся в пленарное заседание Конституционного Суда РФ для рассмотрения вопроса о принятии к рассмотрению. Заявитель, а также органы или должностные лица, издавшие оспариваемый акт или участвующие в споре о компетенции, могут быть заблаговременно уведомлены о времени и месте заседания Конституционного Суда РФ по вопросу о принятии соответствующего обращения к рассмотрению.

Завершением стадии предварительного изучения обращения судьями Конституционного Суда РФ является заключение судьи (судей) о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению, которое докладывается в пленарном заседании.

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом РФ в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения. О принятом решении уведомляются стороны.

Принимая обращение к рассмотрению, Конституционный Суд РФ может прийти к выводу о необходимости приостановить действие оспариваемого акта либо процесса вступления в силу международного договора РФ до завершения рассмотрения дела судом. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" предоставляет Конституционному Суду РФ право в случаях, не терпящих отлагательства, обратиться с таким предложением к соответствующим органам и должностным лицам (часть третья ст. 42). Целью такого обращения является обеспечение интересов общества и его граждан, когда продолжение применения нормативного акта или вступление в силу международного договора чревато большими политическими, экономическими, международными и иными потерями для страны, нарушениями прав и свобод человека. Однако юридическая сила такого обращения такова, что оно является не требованием, а предложением и не предусматривает обязанности его реализовать или даже рассматривать.

Результатом предварительного изучения обращения судьями может быть решение пленарного заседания об отказе в принятии обращения к рассмотрению. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" называет три основания отказа в принятии обращения к рассмотрению (часть первая ст. 43).

Первое - разрешение вопроса не подведомственно Конституционному Суду РФ.

В отличие от понятия "явная неподведомственность", использованного в ст. 40, в данной норме имеются в виду обращения, подведомственность которых Конституционному Суду РФ спорна или вызывает сомнения. В этом случае вопрос должен решаться только самим Судом.

Так, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2001 г. было отказано в принятии к рассмотрению запроса Государственного Собрания - Эл Курултая Республики Алтай о проверке конституционности ст. 1-3 и 6 Закона Республики Алтай "О муниципальных образованиях города, районов (аймаков) Республики Алтай и о полномочиях их органов на переходный период", поскольку разрешение поставленного в нем вопроса Конституционному Суду РФ неподведомственно. В запросе фактически был поставлен вопрос о проверке соответствия названных положений Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которая осуществляется судами общей юрисдикции.

Второе основание для отказа - обращение не является допустимым. Критерии допустимости сформулированы в нормах Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", посвященных особенностям производства по отдельным категориям дел (ст. 85, 89, 93, 97, 102 и 108).

Так, вышеназванное обращение Государственного Собрания - Эл Курултая Республики Алтай не отвечало и критерию допустимости, поскольку Конституционный Суд РФ на основании ст. 85 названного Закона разрешает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов РФ или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции РФ. Между тем заявитель, требуя подтвердить конституционность указанных норм Закона Республики Алтай, не представил доказательств об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции РФ, кроме того, в запросе отсутствует изложение правового обоснования позиции заявителя. Поэтому Конституционный Суд РФ сделал вывод о том, что данный запрос не отвечает критерию допустимости.

По общему правилу, понятие допустимости относится не столько к обращению, сколько к содержащейся в нем правовой позиции заявителя, характеристике оспариваемого акта и т. д., и поэтому требует оценки Конституционного Суда РФ. Единственный вид обращения, для которого не сформулированы конкретные критерии допустимости, - это запросы о толковании Конституции РФ. Исходя из сложившейся практики, Конституционный Суд РФ признавал не соответствующими критерию допустимости запросы о толковании, которые требовали от Конституционного Суда:

конкретизации конституционных положений путем создания новых норм права, что входит в компетенцию законодателя;

признания нормы Конституции РФ недействующей, что противоречит самой природе толкования;

проверки конституционности какого-либо закона, что должно осуществляться не в процедуре толкования, а в иной процедуре1.

Третье основание для отказа в принятии обращения к рассмотрению - наличие ранее вынесенного постановления

Конституционного Суда РФ по предмету обращения, сохраняющего свою силу.

Конституционный Суд РФ может прекратить производство по делу в отношении акта, который к началу или в период рассмотрения дела был отменен или утратил силу (часть вторая ст. 43 названного Закона).

При анализе данного положения следует иметь в виду следующие обстоятельства.

Во-первых, данная норма не содержит императивного требования, Суд может продолжить рассмотрение дела и вынести решение.

Во-вторых, Закон предусматривает действия Суда в отношении акта, который был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, а не когда-либо ранее.

В-третьих, Закон требует продолжать производство по делу, если отмененным или утратившим силу оспариваемым актом были нарушены конституционные права и свободы граждан.

Обращение в Конституционный Суд РФ может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в судебном заседании. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается. Государственная пошлина в этом случае не возвращается.

Регламент Конституционного Суда РФ (§ 17) предусматривает, что определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению либо о прекращении производства по делу излагается в виде отдельного документа. Определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению должно быть мотивированным.

1 См.: Кряжков В. А., Лазарев Л. В. Указ. соч. С. 200.

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.074 сек.)

Читайте также: