Правоохранительные и судебные органы это своего рода

Обновлено: 17.05.2024

Правоохранительные органы — обособленная группа (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).

Содержание

Правоохранительная деятельность

Правоохрани́тельная де́ятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Функции правоохранительных органов

Все правоохранительные органы осуществляют одну или несколько из следующих функций:

Виды правоохранительных органов

  • Органы выявления и расследования преступлений
  • Органы юридической помощи
  • Органы обеспечения правопорядка и безопасности

Правоохранительные органы в России

В целом, в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов [1] :

Правоохранительные органы в Беларуси

Примечания

  1. ↑Федеральная служба судебных приставов, выполняющая ряд функций правоохранительного органа, формально к таковым не относится, так как по статусу не приравнена к другим силовым структурам и является гражданским ведомством, как, например, Федеральная налоговая служба.

Литература

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Правоохранительные органы" в других словарях:

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К П.о. относятся: суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел,… … Юридический словарь

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, государственные органы, основные (специальные) функции которых охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы… … Современная энциклопедия

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Большой Энциклопедический словарь

Правоохранительные органы — государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Политология. Словарь.

правоохранительные органы — сущ., кол во синонимов: 7 • милиция (19) • наркоконтроль (3) • … Словарь синонимов

Правоохранительные органы — ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, государственные органы, основные (специальные) функции которых охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Правоохранительные органы — государственные органы, которые в соответствии с национальным законодательством Сторон обеспечивают безопасность государства, общества, граждан и ведут борьбу с преступностью. Источник: ДОГОВОР О ПОРЯДКЕ ПРЕБЫВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ… … Официальная терминология

правоохранительные органы — государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Энциклопедический словарь

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К П.о. относятся органы судебной власти: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший… … Энциклопедический словарь экономики и права

Предметом любой учебной дисциплины является определенная совокупность общественных отношений, возникающих в сфере, связанной с особенностями данной науки.

- понятие и виды правоохранительных органов ; в том числе как государственных органов, выполняющих правоохранительную функцию, так и некоторых негосударственных образованиях, призванных содействовать такого рода деятельности;

- основные направления деятельности в сфере правоохранительной функции государства; в том числе сведения о построении соответствующих органов или организаций, их структуре, взаимосвязи и соподчиненности, главных полномочиях и задачах, взаимодействии друг с другом и со всем государственным механизмом;

Наиболее тесна связь с конституционным правом РФ, которое является базовым для правоохранительной деятельности. Конституционное право устанавливает основные руководящие положения для таких функций правоохранительных органов, как конституционный контроль, прокурорский надзор, правосудие. В конституционном праве формируются задачи и цели правоохранительной деятельности, определяются основные полномочия правоохранительных органов, права и обязанности других субъектов правоохранительной деятельности.

С администр. правом : адм. право изучает деятельность органов государственного управления, в рамках которого выполняются многие правоохранительные функции, включая противодействие преступности и иным правонарушениям. ПО широко применяют нормы администр. права (напр. При обеспечении правопорядка, безопасности дор. движения и т.д.). Кроме того, администр. право дает подробные сведения об основных правилах применения адпминстр. отвественности за соответствующие проступки.

С ГПП, УПП, АПП: они регламентируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют соответствующие права и обязанности субъектов процессуальной деятельности. УПП устанавливает порядок производства дознания и предварительного следствия, права подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, других лиц, оказавшихся в сфере уголовного процесса.

С прокурорским надзором: связан не только выполенениме соответствующей правоохранительной функции, но и с определением форм и методов осуществления прокурорского надзора, в том числе за законностью выполнения другими правоохранительными органами возложенных на них функций.

С теорией ГиП: поскольку ТГиП является наукой, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос.-прав. Явлений, то органы исполнительной власти (кот. явл-ся ПО) подпадают в сферу изучения Теории ГиП. Кроме того, теорией гос-ва и права разрабатываются рекомендации об основополагающих понятиях, применяемых в правоохр. деят-сти (напр. О применении права, соотношении права и судебной практики и т.д.)

Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы жизни общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также выполнение других важных функций - таково содержание многообразной и многоплановой правоохранительной деятельности.

Данный термин и обозначаемое им понятие являются сравнительно молодыми. Они введены в юридический обиход всего лишь в конце 50-х - начале 60-х гг.

Правоохрани́тельная де́ятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Эта деятельность направлена на обеспечение соблюдения прав, свобод, законных интересов человека, общественного порядка и конституционного строя государства. Объектами правоохранительной деятельности являются человек, общество, государство. Сущность правоохранительной деятельности – это обеспечение безопасности объектов правоохранительной деятельности.

1. такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом. Например,

· если совершено преступление, то может быть назначено наказание или иные меры воздействия, допускаемые по закону;

· если имуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то может быть возложена обязанность возместить этот ущерб;

· если по заключенному договору не выполнено обязательство, скажем, об изготовлении какого-то изделия или оказании каких-то услуг, то возможно применение имущественной санкции;

Среди мер юридического воздействия важное место отводится мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных законом пределах.

2. применяемые в ходе осуществления правоохранительной деятельности юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона. Только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания.

3. Правоохранительная деятельность реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным законом. Такое обсуждение должно проходить в совещательной комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением других процедурных правил. Законом установлены свои правила и для разбирательства дел о других правонарушениях. По соответствующим правилам проводится разбирательство имущественных споров, споров, связанных с увольнением и т. д. Во всяком случае, для принятия решения о применении или неприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила, подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным, а также иные негативные последствия, в том числе при определенных условиях - для должностного лица, допустившего нарушение.

4. Субъектами ПД являются специально уполномоченные государственные органы, их должностные лица, а также негосударственные организации, осуществление правоохранительной деятельности которым санкционировано государством на основании и в порядке, определенном законом.

1)структура и устройство органов;

2)основы организации правоохранительных органов в части ее соответствия задачам и целям, для которых они предназначены;

3)функции, которые выполняют правоохранительные органы;

4)правовые и технические средства, посредством которых осуществляется деятельность правоохранительных органов.

Правоохранительная деятельность - государственная деятельность, осуществляемая с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при соблюдении установленного порядка.

Основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов являются: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Задачами правоохранительной деятельности признаются:

1) выявление, предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

3) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологическойбезопасности Российской Федерации;

4) надзор за процессом правоприменения;

5) правильное применение закона, обеспечение его верховенства;

6) оказание юридической помощи гражданам и организациям;

7) правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских; уголовных, административных, конституционных дел и иных подведомственных правоохранительным органам вопросов;

8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Признаки правоохранительной деятельности: 1. Вид гос. деятельности 2. Осуществляется специальными уполномоченными госорганами

3. Исполняется строго в рамках закона 4. Обеспечивается посредством юридических мер воздействия 5. Реализуется в установленном законом порядке 6. Направлена на обеспечение законности и правопорядка в стране и защиты прав граждан.

Направления (функции) правоохранительной деятельности:

• конституционный контроль (устранение нарушений предписаний Конституции РФ);

• правосудие (разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях);

• организационное обеспечение деятельности судов (создание условий для нормальной деятельности судов);

• прокурорский надзор (выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования);

• выявление и расследование преступлений(раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде);

• оказание юридической помощи(предоставление всем, кому это необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности, а равно оказание других юридических услуг).

Все названные направления (функции) взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В целом, в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов[1]:

· Прокуратура Российской Федерации

· Следственный комитет Российской Федерации

· Федеральная служба безопасности

· Министерство внутренних дел

· Федеральная миграционная служба

· Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

· Федеральная таможенная служба

· Министерство юстиции Российской Федерации

· Федеральная служба исполнения наказаний

Общая характеристика правоохранительных органов

Все правоохранительные органы, действующие в Российской Федерации, составляют единую систему. В нее входят следующие государственные структуры: органы прокуратуры, органы внутренних дел Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности, органы Федеральной таможенной службы, органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, органы предварительного расследования, а также некоторые органы Министерства юстиции Российской Федерации.

Вместе с тем в России созданы и действуют негосударственные правоохранительные структуры, которые также входят в общую систему правоохранительных органов. К ним относятся адвокатура, частные охранные и детективные структуры.

В сфере нотариата выделяются государственные нотариусы и нотариусы, занимающиеся частной практикой. Государственные нотариусы являются должностными лицами, входящими в подчинение Минюста России, а нотариусы, занимающиеся частной практикой, являются представителями негосударственных правоохранительных органов.

Правоохранительные органы — обособленная группа, преимущественно государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность). (русская Википедия).

К правоохранительным органам относятся:

  1. Суд
  2. Прокуратура
  3. Органы внутренних дел
  4. Нотариат
  5. Адвокатура
  6. Таможенные органы
  7. Налоговые органы
  8. Органы безопасности
  9. Органы охраны
  10. Органы юстиции

СУД И СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

ПРОКУРАТУРА


Прокуратура с одной стороны, осуществляет прокурорский надзор, а с другой - осуществляет уголовное преследование.

Прокурорский надзор осуществляется за:

1) исполнением законов органами власти субъектов РФ, следственными органами и администрацией учреждений, исполняющих наказание;

2) за соблюдением прав и свобод человека.

Уголовное преследование, осуществляемое прокуратурой, состоит из нескольких этапов:

1) Возбуждение уголовного дела

2) Расследование преступлений

3) Поддержание государственного обвинения в суде.

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Министерство внутренних дел контролирует работу органов внутренних дел. Во главе министерства стоит минист внутренних дел. Традиционно, эта должность находится в тройке главных для государства (другие - правитель страны (монарх или президент) и премьер-министр).

НОТАРИАТ

Нотариат осуществляют либо государственные нотариальные конторы, либо нотариусы, занимающиееся частной практикой (Для тех, кто не понял предыдущее предложение: учитель в школе - это работа в государственной школе, репетитор - частная практика, работа на себя).

1) удостоверяют сделки;
2) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
3) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
4) свидетельствуют подлинность подписи на документах;
5) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;
6) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
7) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
8) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
9) удостоверяют время предъявления документов;
10) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;
11) принимают на хранение документы;
12) регистрируют уведомления о залоге движимого имущества;
13) удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;
14) удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу;
15) удостоверяют тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;
16) выдают свидетельства о праве на наследство;
17) представляют документы на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

АДВОКАТУРА

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Адвокатом является лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее также - адвокатская палата), Федеральной палате адвокатов Российской Федерации (далее также - Федеральная палата адвокатов), общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

Адвокат в качестве юридической помощи:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Читайте также: