Права пассажира воздушного судна при отказе от полета

Обновлено: 29.04.2024

5.1.1 Договор считается заключенным если Пассажиром были уплачены средства на воздушную перевозку пассажира(ов), багажа, груза и почты, в соответствии с Правилами применения тарифа. Заключая договор пассажир соглашается с Правилами Перевозчика (Правила тарификации, Договор перевозки, Правилами Авиакомпании). При расторжении договора пассажиру возвращаются денежные средства оплаченные за билет в соответствии с Правилами применения тарифа. Воздушная перевозка пассажиров, багажа, груза и почты производится Перевозчиком на основании Договора воздушной перевозки с соблюдением настоящих Правил.

5.1.2 По договору Воздушной перевозки Пассажира, Перевозчик обязан перевезти Пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающим рейс по маршруту, указанному в билете, а в случае Воздушной перевозки Багажа, Груза или почты также доставить Багаж, Груз или почту в пункт назначения, выдать пассажиру Багаж или уполномоченному на получение Груза или почты лицу. Срок доставки Пассажира, Багажа, Груза и почты определяется расписанием, установленным Перевозчиком и настоящими Правилами.

5.1.3 По договору воздушной перевозки груза Перевозчик обязан доставить вверенный ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать его лицу, уполномоченному на получение груза (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза.

5.1.5 Пассажир воздушного судна обязан оплатить Воздушную перевозку по установленному тарифу, а при наличии у него багажа сверх установленной нормы бесплатного провоза Багажа, также оплатить провоз этого Багажа.

5.1.6 Договор Воздушной перевозки считается заключенным с момента надлежащей и своевременной оплаты Воздушной перевозки.

5.1.7 Пассажир обязан оплатить стоимость перевозки в сроки, предусмотренные условиями применения тарифов Авиакомпании, действующими на момент оформления Заказа, строго указанными Авиакомпанией способами.

5.1.8 Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются перевозочным документом, выдаваемым Перевозчиком, либо уполномоченным им агентом.

5.1.9 В случае если Пассажир произвел оплату Заказа способом, не предусмотренным соответствующими правилами Авиакомпании, или посредством неуполномоченной Авиакомпанией организации, Договор воздушной перевозки считается незаключенным, если Авиакомпания не подтвердит иное.

5.1.10 Оплата по Договору воздушной перевозки может быть произведена третьим лицом (плательщиком), при этом подразумевается, что третье лицо осуществляет такую оплату в рамках существующих договорных отношений с Пассажиром. В связи с тем, что права и обязанности по Договору воздушной перевозки возникают у Пассажира и Авиакомпании, плательщик не имеет права требовать в дальнейшем возврата уплаченных денежных средств если не докажет, что указанные средства были перечислены вследствие ошибки или неправомерных действий иных лиц. В случаях, предусмотренных настоящими Правилами, возврат уплаченных третьим лицом денежных средств может быть осуществлен исключительно Пассажиру. Если после выполнения Воздушной перевозки уплаченные третьим лицом денежные средства по Договору Воздушной перевозки Пассажира будут правомерно взысканы плательщиком с Авиакомпании, Пассажир обязан в течение 3 дней компенсировать Авиакомпании стоимость Воздушной перевозки, сумму понесенных в связи с таким взысканием расходов, а также неустойку в размере 5 (пяти) процентов от стоимости Воздушной перевозки за каждый календарный день с момента совершения Воздушной перевозки до полного погашения Пассажиром задолженности перед Авиакомпанией.

5.1.11 Если Перевозчику причинен ущерб по вине пассажира, то пассажир несет материальную ответственность в пределах причиненного им ущерба.

5.2 Уведомление Перевозчика Пассажиром об отказе от Договора воздушной перевозки

5.2.1 Пассажир вправе отказаться от Воздушной перевозки в порядке, установленном законодательством РФ и настоящими Правилами.

5.2.2 Пассажир обязан уведомить Перевозчика о желании в одностороннем порядке расторгнуть договор перевозки до начала перевозки, предусмотренной расписанием с соблюдением оговоренной в данных Правилах процедуры. Неявка Пассажира на рейс не является надлежащим уведомлением.

5.2.3 В целях достоверного установления личности пассажира, инициирующего расторжение Договора воздушной перевозки, надлежащим признается уведомление Пассажира, сделанное в письменном виде при личном визите в официальное представительство Авиакомпании и предъявлении удостоверяющих личность документов не позднее времени начала Воздушной перевозки по расписанию, либо полученное в тот же срок по почте уведомление с нотариальным удостоверением подлинности подписи Пассажира.

5.2.4 Уведомление должно содержать номер билета (Заказа), Ф.И.О. Пассажира, номер рейса, дату отправки воздушного судна по расписанию, реквизиты, необходимые для возврата денежных средств. К уведомлению должны быть приложены копии удостоверения личности Пассажира оригиналы документов, подтверждающих своевременную и надлежащую оплату Воздушной перевозки (платежный документ, полученный при оплате) и оригиналы других документов, на которые ссылается Пассажир. Образец заявления на отказ от Воздушной перевозки опубликован на интернет-сайте Авиакомпании и является неотъемлемой частью настоящих Правил. Уведомление, поданное с нарушением положений настоящего пункта полностью или в части, признается поданным ненадлежащим образом, что освобождает Авиакомпанию от ответственности в случае невозврата или просрочки в возврате Пассажиру каких-либо денежных средств.

5.3 Вынужденный отказ от Воздушной перевозки

5.3.1 Вынужденным отказом Пассажира от Воздушной перевозки признается отказ в случае:

  • отмены или задержки рейса (см. примечание), указанного в Билете;
  • изменения Авиакомпанией маршрута Воздушной перевозки;
  • несостоявшейся отправки Пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в Билете;
  • несостоявшейся перевозки Пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой Пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
  • не обеспечения Авиакомпанией стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
  • внезапной болезни Пассажира либо болезни или смерти члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами (требования и список документов указан в приложении №3);
  • непредставления Пассажиру обслуживания по классу, указанному в Билете;
  • неправильного оформления Билета Авиакомпанией или уполномоченным агентом;
  • выполнение рейса не по расписанию.

5.3.2 О вынужденном отказе от полета Пассажир обязан уведомить Авиакомпанию до начала выполнения Воздушной перевозки. После выполнения Воздушной перевозки уведомление о вынужденном отказе может быть принято только в том случае, если Пассажир докажет (подтвердит документально) отсутствие возможности сообщить о вынужденном отказе от полета ранее.

5.3.3 При вынужденном отказе Пассажира от Воздушной перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, либо сумма за невыполненную часть перевозки, если перевозка была выполнена частично.

5.3.4 В случае вынужденного возврата авиабилета необходимо снять места до окончания регистрации на рейс! Вы можете это сделать, обратившись по месту приобретения авиабилета или позвонив в call-центр Авиакомпании.

Задержка рейса делится на 2 класса:

  1. Задержка рейса менее 20 минут. При такой задержке отказ от перевозки не является вынужденным. Возврат денежных средств выполняется согласно правилам о добровольном отказе от воздушной перевозки.
  2. Задержка рейса 20 минут и более. При такой задержке отказ от перевозки является вынужденным, Возврат денежных средств выполняется в полном размере, согласно правилам о вынужденном отказе от воздушной перевозки.

5.4 Добровольный отказ от Воздушной перевозки

5.4.1 Отказ Пассажира от Воздушной перевозки в случаях, не предусмотренных в п. 5.3.1 настоящих Правил, заявленный в соответствии с настоящими Правилами, признается добровольным отказом от Воздушной перевозки.

5.4.2 При добровольном отказе Пассажира от Воздушной перевозки Пассажир обязан уведомить Авиакомпанию (надлежащее уведомление) в соответствии с п.5.2.2 настоящих Правил до времени отправления Воздушного судна по расписанию.

5.4.3 В случае получения от Пассажира надлежащего уведомления о добровольном отказе от Воздушной перевозки не позднее, чем за двадцать четыре часа до времени отправления воздушного судна по расписанию, Пассажиру возвращается стоимость Воздушной перевозки (без учета сборов за дополнительно заказанные Пассажиром услуги, не входящие в стоимость Воздушной перевозки), за вычетом платы, взимаемой Авиакомпанией за операции по аннулированию бронирования Воздушной перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, и оформлению возврата сумм, предусмотренной условиями применения тарифа Авиакомпании.

5.4.4 В случае получения от Пассажира надлежащего уведомления о добровольном отказе от Воздушной перевозки в интервале времени от двадцати четырех до трех часов до отправления воздушного судна по расписанию, с Пассажира удерживаются штрафы, в соответствии с условиями применения тарифа Авиакомпании, взимаемые Авиакомпанией за операции по аннулированию бронирования Воздушной перевозки.

5.5 Возврат денежных средств за неиспользованную воздушную перевозку и дополнительные услуги

5.5.1 Оплаченные сборы за дополнительно заказанные Пассажиром услуги, не входящие в стоимость Воздушной перевозки, подлежат возврату в соответствии с Правилами применения/предоставления услуг, только в случае, если такие услуги не были оказаны Пассажиру.

5.5.2 Возврат сумм, уплаченных посредством кредитных/дебетовых банковских карт, производится в случаях, установленных настоящими Правилами, исключительно в безналичном порядке.

5.5.3 Возврат денежных средств в безналичном порядке может быть произведен только лицу, оплатившему Воздушную перевозку (плательщику). Плательщик имеет право указать в уведомлении платежные реквизиты третьего лица (за исключением случаев оплаты Воздушной перевозки посредством банковской карты), при этом, как только сумма, подлежащая возврату Пассажиру, будет переведена на счет третьего лица, соответствующее обязательство Авиакомпании перед Пассажиром будет считаться исполненным должным образом надлежащему лицу. При оплате Воздушной перевозки посредством банковской карты возврат денежных средств может быть осуществлен только на карту, с которой осуществлялась оплата.

5.5.4 Возврат сумм производится на основании неиспользованного (частично использованного) билета, а также ордера разных сборов, квитанции для оплаты сверхнормативного багажа, квитанции разных сборов лицу, указанному в билете, ордере разных сборов, квитанции для оплаты сверхнормативного багажа, квитанции разных сборов при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, или управ - уполномоченному лицу - при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего право на получение денежных сумм.

5.5.5 Возврат наличных денежных средств в кассах Авиакомпании прекращается за 30 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию при одновременном принятии надлежащего уведомления об отказе от перевозки.

5.5.6 Вынужденный и добровольный отказы от Воздушных перевозок, а также возврат денежных средств по Билетам, производятся во всех случаях только по месту приобретения Билета или по согласованию с Авиакомпанией в собственных кассах.

5.5.7 Возврат сумм по неиспользованному перевозочному документу производится в течении года со дня начала перевозки, если перевозка начата, или в течение года со дня оформления перевозочного документа, если перевозка не начата, и, если иное не предусмотрено правилами примененного тарифа.

5.5.8 Возврат по утерянным/утраченным перевозочным документам и/или оформленным дубликатам производится в течение одного месяца после истечения срока годности утраченного/украденного перевозочного документа к возврату в целях предотвращения его несанкционированного использования.

5.5.9 В случае прекращения по инициативе Перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, возвращается сумма, уплаченная за неиспользованную воздушную перевозку, за исключением случаев, указанных в п.п 5.7.5, в следующем порядке:

  1. если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку провозная плата возвращается с взысканием неустойки в размере, предусмотренном правилами примененного тарифа и расходов Перевозчика, перечень которых определяется уполномоченным органом в области гражданской авиации;
  2. если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.

5.6 Остановка пассажира по маршруту перевозки

5.6.1 Пассажир по маршруту перевозки может сделать одну или несколько остановок в любом промежуточном аэропорту. О намерении сделать остановку пассажир должен уведомить Перевозчика или его уполномоченного агента при оформлении пассажирского билета и багажной квитанции. Эта остановка также должна быть отражена в указанном перевозочном документе. В случае, когда у пассажира перевозочный документ оформлен по специальному тарифу, остановка по маршруту перевозки осуществляется с учетом ограничений или запрета остановок, предусмотренных правилами применения соответствующего тарифа. Остановки пассажира по маршруту перевозки разрешаются в пределах срока действия пассажирского билета при условии, что они заранее согласованы с Перевозчиком или его уполномоченным агентом, указаны в пассажирском билете и багажной квитанции, учтены при расчете стоимости перевозки, а при международной перевозке также разрешены авиационными (государственными) властями той страны, где предполагаются остановки.

5.6.2 Если при оформлении пассажирского билета пассажир не заявил об остановке в промежуточном аэропорту, но пожелал сделать такую остановку и заявил об этом в данном аэропорту, то такой пассажир может продолжить полет только после возмещения Перевозчику разницы в стоимости перевозки, а также потери (компенсации) от задержки вылета воздушного судна (выполнения рейса), связанные со снятием с воздушного судна его багажа, если он был оформлен до пункта, указанного первоначально в перевозочном документе. Исключение составляет остановка пассажира, вызванная его болезнью или болезнью члена его семьи, следующего с ним на этом воздушном судне, или другими обстоятельствами непреодолимой силы, возникшими в пункте остановки. Факт болезни пассажира, не позволяющий ему продолжить перевозку, должен быть подтвержден соответствующими медицинскими документами.

5.7 Право отказа в воздушной перевозке

5.7.1 Авиакомпания имеет право отказать Пассажиру в перевозке в случаях:

  1. необходимости обеспечения безопасности полета воздушного судна;
  2. необходимости выполнения требований государственных органов;
  3. несовпадения данных документа, удостоверяющего личность, указанного при оформлении Заказа и документа предъявленного при регистрации;
  4. нарушения Пассажиром установленных правил пользования воздушным транспортом и неподчинения распоряжениям командира воздушного судна или других уполномоченных должностных лиц авиационного предприятия; нахождения Пассажира в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.
  5. нарушения Пассажиром общественного порядка;
  6. создания действиями Пассажира прямой угрозы безопасности полета или жизни находящихся на борту воздушного судна Пассажиров или экипажа;
  7. если возраст, психическое или физическое состояние Пассажира могут вызвать в полете ухудшение его здоровья или создать опасность для его жизни, а также создать угрозу для здоровья и жизни окружающих.

5.7.2 При отказе в перевозке по вышеуказанным причинам составляются акты установленной формы, стоимость перевозки не возвращается, за исключением событий, предусмотренных пунктом 5.7.1.

5.7.3 Перевозчик может отказаться от перевозки пассажира и багажа, груза, почты, если не произведена оплата по соответствующему тарифу, а также не произведена оплата сборов или не соблюдена кредитная договоренность, установленная между Перевозчиком и пассажиром или грузоотправителем (организацией или лицом, производящим оплату). Если пассажир (группа пассажиров) отказывается от забронированного места или не прибыл к месту регистрации ко времени, установленному Перевозчиком, или прибыл с неправильно оформленными документами, в результате чего не использовал забронированное для него место, то с пассажира (с группы пассажиров) может быть удержан сбор в случаях и размерах, предусмотренных условиями применения используемого тарифа Перевозчика. Однако такой сбор не взимается, если пассажир (группа пассажиров) не мог аннулировать бронирование или не мог прибыть к месту регистрации вследствие отмены либо задержки рейса Перевозчика на срок более 3-х часов, пролета пункта посадки по расписанию либо непредставлению этому пассажиру забронированного места.

5.7.4 Перевозчик имеет право отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/ или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов.

5.7.5 Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в следующих случаях:

Авиакомпании нередко нарушают правила перевозки, чем ущемляют права пассажиров. О том, как должны быть организованы полеты и как они проходят фактически, рассказывает "Право.ru". Кроме того, мы объясним, на что можно рассчитывать в случае задержки вылета, какая практика оспаривания решения о снятии пассажира с рейса и законно ли рассаживать путешествующих вместе.

Действительно, пассажира могут снять с рейса из-за невыполнения требований командира и членов экипажа, нарушения дисциплины и порядка на борту, угрозы безопасности других лиц. Отказ подчиниться стюардессе и пересесть на свое кресло – тоже причина, по которой турист может лишиться возможности продолжать полет.

Есть прецеденты, когда пассажирам удавалось оспорить решение пилота о снятии их с самолета и возместить понесенные убытки. Так, на рейсе компании "Аэрофлот" Южно-Сахалинск-Москва в 2016 году стюард подошел к двум туристам и сообщил им, что они никуда не полетят, поскольку находятся в состоянии алкогольного опьянения. Те были категорически не согласны с таким обвинением и потребовали вызвать пилота. Однако к ним вышел лишь старший бортпроводник, разговор с которым не помог разрешить конфликт. Сотрудники линейного отдела полиции отвели возмущенных пассажиров в здание аэропорта, и самолет улетел без них. При этом освидетельствование указанных пассажиров не проводилось, никаких документов в отношении них не составлялось. Один из якобы нарушителей поднялся в медпункт аэропорта и попросил освидетельствовать его, чтобы доказать, что он не пьян, однако получил отказ – фельдшер пояснил, что по собственной инициативе он не может быть освидетельствован. Макаровский районный суд Сахалинской области встал на сторону пассажиров и взыскал с "Аэрофлота" убытки за неоказанные туристические услуги, стоимость авиабилетов, компенсацию морального вреда по 30 000 руб. каждому и штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворить требований потребителя ( № 2-2/2016 ).

Бывали и обратные случаи. Пассажир авиакомпании "Аврора" во время рейса по маршруту Новосибирск–Владивосток был пьян и вел себя неадекватно. Так, он пытался ударить бортпроводника, преградившего ему доступ к аварийному выходу, который мужчина намеревался открыть в полете. Пассажиру было вынесено письменное предупреждение, но оно не помогло. Тогда капитан корабля принял решение вынужденно посадить самолет в аэропорту Красноярска. Позже авиаперевозчик обратился в Первомайский суд Омска с иском о взыскании с дебошира убытков и расходов по госпошлине. Суд, рассмотрев материалы дела, постановил взыскать с ответчика более 150 000 руб. в пользу "Авроры" (см. " Пассажир выплатит свыше 150 000 рублей авиакомпании за вынужденную посадку ").

До 29 февраля 2016 года "Победа" рассаживала даже пассажиров с детьми, но Ространснадзор признал это грубым нарушением и вынес соответствующее предписание. Лоукостер пытался оспорить его в суде, но затем отказался от иска. Сейчас на сайте "Победы" имеется разъяснение : "Авиакомпания "Победа" подтверждает, что на ее рейсах ребенок до 12 лет обязательно получает место рядом с одним из родителей или с сопровождающим лицом без взимания дополнительных сборов, и в будущем компания будет придерживаться именно такой политики. Это единственное исключение из правил, остальные категории пассажиров для гарантированного получения конкретного места в салоне пользуются платной услугой авиакомпании – выбор места". И это законно: перевозчик обязуется доставить человека в пункт назначения с предоставлением ему места в самолете. При этом конкретное кресло с заявленным классом обслуживания он вправе вообще не закреплять за пассажиром, а лишь указать при регистрации. Таким образом, туристов, путешествующих вместе и не доплативших за то, чтобы сидеть рядом, могут рассадить подальше друг от друга.

Большинство бюджетных компаний (например, Vueling Airlines, Easy Jet, Ryanair) не кормят и не поят своих пассажиров. "Победа" решила поступать также, за что получила предписание от Ространснадзора. Лоукостер попытался оспорить решение надзорного органа в Арбитражном суде Москвы, однако 1 декабря 2016 года получил отказ. Тем не менее "Победа" продолжает заявлять, что если будет кормить пассажиров, то цены на перелеты станут значительно выше.

По закону, авиакомпании обязаны бесплатно предоставить горячее питание только в случаях, если полет длится более трех часов. Затем пассажиров угощают бесплатной едой каждые четыре часа.

Авиакомпании "Аэрофлот" и Red Wings во время задержки рейса обеспечили пассажиров едой со значительным нарушением отведенных для этого сроков. За это они были оштрафованы в прошлом году по ч. 1 ст. 14.4 КоАП "Оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством требований" на общую сумму 40 000 руб. (см. "Аэрофлот" и Red Wings поплатились за отсутствие питания при задержке рейсов ").

Если вылет затягивается на 4 часа и больше, пассажиры вправе претендовать на горячее питание. При длительных задержках рейса пассажиров кормят каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью. При отложении рейса более чем на 8 часов днем или на 6 часов ночью перевозчик бесплатно селит всех в гостиницу. Независимо от причин задержки рейса (вследствие неблагоприятных метеорологических условий, изменения маршрута перевозки, по техническим и любым другим причинам), если ожидание составляет больше двух часов, авиакомпания обязана организовать каждому по два телефонных звонка или два письма на электронную почту, а также прохладительные напитки. Кроме того, при любой задержке рейса пассажиры могут бесплатно воспользоваться услугой хранения багажа, а те, кто путешествует с детьми до 7 лет, – комнатой матери и ребенка.

Если задержка рейса произошла по вине авиакомпании, можно потребовать с нее выплату материальной компенсации (например, возврата стоимости билетов на поезд, на который опоздал пассажир из-за несвоевременного вылета). Для этого нужно поставить отметку об опоздании рейса у представителя перевозчика. Размер компенсации для внутренних перелетов составляет 25% МРОТ (с 1 июля 2016 года МРОТ равен 7500 руб. в месяц) за каждый час просрочки, но не более половины цены билета. В отношении международных рейсов пассажир может взыскать с авиакомпании гораздо больше – до 380 000 руб. (см. " Авиакомпании будут платить до 380 000 руб. за задержку международных рейсов "). Эксперт в области правового регулирования ответственности в сфере воздушных перевозок, к. ю. н. Алексей Иглин рекомендует сначала подавать претензию по закону о защите прав потребителя, а затем – исковое заявление в суд о компенсации материального ущерба и морального вреда. Однако если задержка вылета произошла из-за устранения неисправности самолета, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, снятия с рейса пассажира либо вызвана непреодолимой силой, на компенсацию можно не рассчитывать.

Кстати, в России появился новый сервис Compensair, который помогает клиентам авиакомпаний получить компенсацию за задержку рейса. Этот ресурс берет на себя взаимодействие с перевозчиками вплоть до судебных разбирательств. Возмещения ущерба можно будет потребовать, если рейс был задержан более чем на три часа, отменен без предупреждения или если пассажиру отказали в посадке. При удачном разрешении спора сервис удержит 25% от суммы выигранной компенсации. Интересно, что по статистике, самыми непунктуальными за прошлый год стали авиакомпании "Вим-Авиа", "Азур Эйр", "ИрАэро" и "Якутия", которые задержали до 11% своих рейсов (см. " Авиапассажиры смогут дистанционно взыскать компенсацию за задержку рейса ").

Раньше "Победа" требовала сдавать в багаж любой пакет, рюкзак и прочую ручную кладь, кроме портфеля и дамской сумочки. В противном случае она взимала плату от 999 до 2000 руб. за каждое место на борту. Ространснадзор признал это нарушением, о чем вынес соответствующее предписание. Арбитражный суд Москвы , а затем и Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердили его законность. Вслед за "Победой" спор из-за ручной клади проиграла авиакомпания "Сибирь" (см. " Авиакомпания "Сибирь" вслед за "Победой" проиграла спор из-за ручной клади "). Тем не менее "Победа" сообщила, что продолжит взимать с пассажиров плату за перевоз ручной клади весом до 10 кг (см. "Победа" вопреки решению суда продолжит взимать плату за ручную кладь ").

Согласно Федеральным авиационным правилам, независимо от веса сданного багажа пассажир может пронести в салон самолета дамскую сумочку, зонтик, трость, букет цветов, телефон, детское питание и переноску для ребенка, нетбук, фото- и видеокамеру, папку для бумаг, газету, журнал или все сразу – эти вещи не взвешиваются и провозятся бесплатно. А вот ручную кладь – багаж небольшого веса и габарита, который можно разместить в салоне самолета – уже взвешивают и маркируют специальной безномерной биркой. При этом Иглин пояснил "Право.ru", что единых требований к провозу ручной клади не существует, чем пользуются авиакомпании, устанавливающие собственные правила.

Вес бесплатного багажа устанавливается в зависимости от типа самолета, но не может быть менее 10 кг на одного пассажира. Каждый пассажир может провезти в багаже не более 5 литров крепкого алкоголя (24–70%) и сколько угодно некрепкого. А вот в салон самолета можно пронести только закрытую бутылочку емкостью не более 100 мл или алкоголь, купленный в магазинах duty-free в аэропорту в день поездки. Такие правила действуют во всех авиакомпаниях.

В случае, если багаж потерялся при международной перевозке, пассажир имеет право на компенсацию в размере до 90 500 руб. На внутренних рейсах плата за каждый кг потерянного багажа составит 600 руб. (см. " Авиаперевозчиков обяжут платить пассажирам 380 000 руб. за задержку международных рейсов ").

По закону, инвалидные коляски сдаются в багаж бесплатно, за их провоз плата также не взимается. Инвалиду-колясочнику, который не может самостоятельно передвигаться по салону самолета, должно быть предоставлено кресло-коляска. Отказ в перевозке инвалида из-за отсутствия у авиакомпании технических средств и оборудования не допускается.

ОАО "Аэрофлот – Российские авиалинии" в 2012 году на рейсе Москва-Ницца повредило инвалидную коляску, помещенную по решению экипажа в багажное отделение. В результате ее владельцу пришлось покупать в Ницце новую. По приезду в Россию он подал иск на сумму 621 619 руб. к авиакомпании о компенсации ущерба, причиненных убытков и морального вреда. Ковровский городской суд удовлетворил исковые требования частично, взыскав с "Аэрофлота" стоимость замены рамы коляски, стоимость приобретенной новой коляски, неустойку и компенсацию морального вреда – всего на сумму 596 550 руб. Авиакомпания подала апелляционную жалобу во Владимирский областной суд , который согласился с решением суда первой инстанции (см. "Аэрофлот" заплатит за сломанную коляску инвалида в 40 раз больше, чем собирался ").

В случае нарушения пассажирами правил поведения на борту воздушного судна руководство авиапредприятия придерживается следующей политики в отношении нарушающих данные Правила поведения:

не оставлять без последствий ни одного нарушения правил поведения пассажиров с применением соответствующих санкций;

предоставлять лётному и наземному персоналу полномочия, необходимые как для предотвращения нарушений правил поведения, так и для их пресечения;

оказывать всевозможное содействие правоохранительным органам в привлечении нарушителей порядка к ответственности и применении к ним соответствующих санкций.

Пассажиры имеют право:

требовать предоставления всех услуг, предусмотренных условиями договора воздушной перевозки, указанными на бланке бумажного авиабилета, на сайте авиакомпании в процессе оформления электронного билета или в офисах продажи;

в случае, если их жизни, здоровью, чести и достоинству угрожает опасность, обращаться к работникам Авиакомпании с просьбой о принятии мер к их защите;

Пассажиры обязаны:

– в базовом аэропорту на линии регистрации и этапе посадки на борт ВС;

– в пункте предполетного досмотра пассажиров и их ручной клади;

– на борту воздушного судна до взлёта и на всех этапах полёта;

– во внебазовых аэропортах, аэропортах промежуточной посадки и конечного назначения;

занять место, указанное в посадочном талоне, - пересадка на другое место осуществляется только после согласования с бортпроводником и получения разрешения командира воздушного судна;

соблюдать общественный порядок;

выключать или переключать в автономный режим работы (авиарежим) электронные устройства по требованию членов экипажа на любом этапе полёта;

соблюдать установленные в Российской Федерации санитарные правила и противоэпидемические требования при нахождении на борту воздушного судна, а также установленные в аэропортах вылета, назначения или транзита санитарно-карантинные требования.

Пассажирам запрещается:

создавать ситуации, угрожающие безопасности полёта, жизни, здоровью, чести и личному достоинству других пассажиров и авиаперсонала, а также допускать по отношению к ним любое словесное оскорбление, угрозу и тем более физическое насилие;

курить на борту воздушного судна в течение всего полёта, в том числе и электронные сигареты;

во время полёта употреблять алкогольные напитки, кроме тех, что были предложены на борту воздушного судна;

находиться в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (статья 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

создавать условия, некомфортные для остальных пассажиров и препятствующие работе членов экипажа;

вскрывать до окончания полёта опломбированные пакеты магазинов беспошлинной торговли;

использовать аварийно-спасательное оборудование без соответствующих указаний экипажа;

нарушать установленные в Российской Федерации санитарные правила и противоэпидемические требования при нахождении на борту воздушного судна;

вынимать из контейнера (клетки) животное, перевозимое в салоне.

прекращение обслуживания алкогольными напитками пассажиров, находящихся в состоянии как алкогольного опьянения, так и любой другой интоксикации;

для соблюдения законодательства Российской Федерации и требований авиационной безопасности и безопасности полётов, изъятие у пассажиров на время полёта (с последующим возвратом по его окончании) принадлежащих им спиртных напитков, в том числе приобретённых в магазинах беспошлинной торговли на борту ВС;

применение мер принуждения в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полёта и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна;

удаление пассажира–нарушителя с борта воздушного судна в ближайшем пункте посадки, а в случае совершения самолётом вынужденной посадки – возмещение пассажиром дополнительных расходов, понесённых авиакомпанией в результате его недопустимого поведения;

передача пассажира–нарушителя в правоохранительные органы независимо от государства посадки (тюремное заключение в отдельных странах – сроком до двух лет);

возмещение пассажиром–нарушителем материального ущерба, причинённого им авиакомпании вследствие порчи принадлежащего ей имущества;

одностороннее расторжение заключённого договора воздушной перевозки пассажира без компенсации её стоимости;

информирование компетентных органов с целью аннулирования виз, выданных как Российской Федерацией, так и другими государствами;

придание инциденту максимальной огласки в средствах массовой информации и на специальных интернет-сайтах;

наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей или административный арест на срок до 15 суток – за невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна законных распоряжений командира воздушного судна (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 6 статья 11.17, введена Федеральным законом РФ от 21.12.2009 г № 336-ФЗ).

внесение пассажира в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена Авиакомпанией;

отказ внесённому в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена Авиакомпанией, пассажиру в заключении договора воздушной перевозки в соответствии со статьей 107.1 Воздушного Кодекса РФ.

от 28 июня 2007 года N 82

(с изменениями на 15 сентября 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтранса России от 25 октября 2010 года N 231 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 3, 17.01.2011);

- Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии со статьей 102 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607, N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, 3290, ст.3291; 2007, N 1, ст.29) и подпунктом 5.2.1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2006, N 52, ст.5587, N 24, ст.2601, N 15, ст.1612),

в Министерстве юстиции

27 сентября 2007 года,

регистрационный N 10186

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 28 июня 2007 года N 82

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
"Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"

(с изменениями на 15 сентября 2020 года)

I. Общие положения

* Сборник Законов и Распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства СССР, 1934, отд. П, N 20, ст.176 (сноска в редакции приказа Минтранса России от 25 октября 2010 года N 231 - см. предыдущую редакцию).

** Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, N 7, ст.113 (сноска в редакции приказа Минтранса России от 25 октября 2010 года N 231 - см. предыдущую редакцию).

*** Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607, N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, ст.3291; 2007, N 1, ст.29 (сноска в редакции приказа Минтранса России от 25 октября 2010 года N 231 - см. предыдущую редакцию).

2. Правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок (далее - перевозки) пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами (далее - регулярные рейсы) и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) (далее - чартерные рейсы).

4. Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок (далее - правила перевозчика). Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей**** (пункт в редакции приказа Минтранса России от 25 октября 2010 года N 231 - см. предыдущую редакцию).

Правила перевозчика могут быть изменены им без уведомления пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей при условии, что изменения не применяются к пассажиру, грузоотправителю либо грузополучателю после заключения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

5. Пассажир, грузоотправитель, грузополучатель обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации и законодательство страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка пассажиров, багажа и грузов, касающиеся перевозки пассажиров, багажа и грузов, выполнения требований по обеспечению безопасности полетов, авиационной безопасности и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля (пункт в редакции приказа Минтранса России от 25 октября 2010 года N 231 - см. предыдущую редакцию).

6. Перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент), лицу, оказывающему услуги по обслуживанию в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих и прибывающих пассажиров (далее - обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе другому перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 апреля 2016 года приказом Минтранса России от 15 февраля 2016 года N 25. - См. предыдущую редакцию)

Перевозчик выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза чартерными рейсами в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушного чартера).

7. Перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.

Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.

7.1. Период посадки пассажира на борт воздушного судна начинается с момента входа пассажира на трап/телескопический трап/иное средство, используемое для посадки на борт воздушного судна и (или) высадки с борта воздушного судна, с целью посадки на борт воздушного судна и оканчивается моментом прохода пассажира на борт воздушного судна.

Период высадки пассажира с борта воздушного судна начинается с момента входа на трап/телескопический трап/иное средство, используемое для посадки на борт воздушного судна и (или) высадки с борта воздушного судна, с целью высадки из воздушного судна и оканчивается моментом покидания пассажиром трапа/телескопического трапа/иного средства, используемого для посадки на борт воздушного судна и (или) высадки с борта воздушного судна.

(Пункт дополнительно включен с 24 января 2021 года приказом Минтранса России от 15 сентября 2020 года N 374)

II. Бронирование перевозки пассажира, багажа, груза

8. Закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату (далее - бронирование) является обязательным условием перевозки воздушным транспортом пассажира, багажа, груза.

9. При бронировании, как правило, используются автоматизированные системы бронирования.

10. Бронирование должно быть отражено в системе бронирования перевозчика. Информация о произведенном бронировании должна быть предоставлена перевозчиком или уполномоченным агентом пассажиру, грузоотправителю.

11. Бронирование пассажирского места и провозной емкости для пассажира предполагает перевозку пассажира и его багажа в дату, рейсом и по маршруту, на которые было произведено бронирование.

Бронирование провозной емкости для груза предполагает перевозку груза в дату, рейсом и по маршруту, на которые было произведено бронирование, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза.

12. Бронирование производится в сроки и порядке, установленные перевозчиком.

13. Пассажир для осуществления бронирования может обратиться к перевозчику или уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи перевозок либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место и провозную емкость самостоятельно через информационные системы.

14. Пассажир при бронировании сообщает необходимую информацию о своих персональных данных и при наличии - об особых условиях перевозки пассажира, багажа.

В случае отказа пассажира от предоставления информации, необходимой для бронирования, бронирование не производится.

Пассажир при бронировании указывает номер мобильного телефона или иной способ связи для его информирования.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 февраля 2019 года приказом Минтранса России от 14 января 2019 года N 7. - См. предыдущую редакцию)

15. При бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик или уполномоченный агент:

предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию о расписании движения воздушных судов данного перевозчика, наличии свободных пассажирских мест и провозных емкостей на рейсах данного перевозчика по маршруту перевозки, тарифах и условиях применения тарифов, включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы, правилах этого перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 января 2017 года приказом Минтранса России от 24 ноября 2016 года N 363. - См. предыдущую редакцию)

15.1. При бронировании уполномоченный агент вправе предоставлять пассажиру дополнительные услуги по подбору оптимального маршрута перевозки, перевозчика(ов), осуществляющего(их) перевозку по маршруту перевозки, и провозной платы за перевозку с учетом тарифов и условий их применения.

(Пункт дополнительно включен с 3 января 2017 года приказом Минтранса России от 24 ноября 2016 года N 363)

16. При бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик либо уполномоченный агент имеет право не закреплять за пассажиром конкретное пассажирское место в салоне воздушного судна с заявленным классом обслуживания. В этом случае номер пассажирского места, выделяемого пассажиру, указывается при регистрации пассажира.

17. Бронирование по билету, оформленному с открытой датой отправления, производится при наличии свободных пассажирских мест и свободной провозной емкости на рейсе перевозчика в пределах действия договора воздушной перевозки пассажира.

18. Если пассажир, имеющий билет с открытой датой отправления, обращается с просьбой о бронировании перевозки, а перевозчик не имеет возможности предоставить пассажирское место и провозную емкость в течение срока действия договора, то перевозчик или уполномоченный агент должен произвести бронирование на ближайший рейс, на котором имеется свободное пассажирское место и провозная емкость того класса обслуживания, который соответствует оплаченному тарифу.

19. Бронирование провозной емкости для груза производится перевозчиком или уполномоченным агентом.

20. Грузоотправитель при бронировании провозной емкости должен сообщить перевозчику или уполномоченному агенту информацию о данных грузоотправителя и грузополучателя, наименовании груза, предполагаемой дате отправки, весе-брутто (далее - вес) и объеме груза, габаритах каждого грузового места, количестве грузовых мест, условиях обращения с грузом, свойствах груза, требующих специальных условий или мер предосторожности при его перевозке, хранении и обработке.

21. До бронирования провозной емкости для груза перевозчик или уполномоченный агент производит проверку груза на предмет отнесения груза или его части к категориям опасных грузов. Проверка груза определяет возможность и условия перевозки опасного груза.

22. При бронировании провозной емкости для груза перевозчик или уполномоченный агент:

предоставляет грузоотправителю информацию о расписании движения воздушных судов данного перевозчика, тарифах и условиях их применения, правилах данного перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки груза, наличии свободной провозной емкости, тоннажа на рейсах данного перевозчика по маршруту перевозки.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 января 2017 года приказом Минтранса России от 24 ноября 2016 года N 363. - См. предыдущую редакцию)

22.1. При бронировании провозной емкости для груза уполномоченный агент вправе предоставлять грузоотправителю дополнительные услуги по подбору оптимального маршрута перевозки, перевозчика(ов), осуществляющего(их) перевозку по маршруту, и провозной платы за перевозку с учетом тарифов и условий их применения.

(Пункт дополнительно включен с 3 января 2017 года приказом Минтранса России от 24 ноября 2016 года N 363)

23. При бронировании уполномоченным агентом пассажиру, грузоотправителю предоставляется информация в соответствии с заданными пассажиром, грузоотправителем приоритетными параметрами условий перевозки и/или общими в отношении каждого перевозчика условиями перевозки.

24. Перевозчик и уполномоченный агент не имеет права передавать информацию, полученную от пассажира или грузоотправителя, третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

25. Для бронирования необходимо согласовать с перевозчиком перевозку:

1) пассажира с ребенком до 2 лет;

2) ребенка, не сопровождаемого совершеннолетним пассажиром или пассажиром, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им восемнадцатилетнего возраста, который будет перевозиться под наблюдением перевозчика (подпункт в редакции приказа Минтранса России от 25 октября 2010 года N 231 - см. предыдущую редакцию);

Читайте также: