После суда опальный писатель был отправлен в сибирь находясь там долгие годы ошибка

Обновлено: 02.05.2024

Объясните речевые недочеты в предложениях (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, согласование определений и приложений, правила управления, употребление причастных и деепричастных оборотов). Предложите правильный вариант:

1) Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.

Правильно: После окончания экскурсии нас ждал обед в ресторане.

(Неправильно употреблен деепричастный оборот);

2) После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там больше года.

Правильно: После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь и находился там дольше года.

(Неправильно употреблен деепричастный оборот);

3) Лектор оперировал с точными фактами.

Правильно: Лектор оперировал точными фактами.

(Нарушение управления в словосочетании: глагол + (предлог) + зависимое слово);

4) Автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

Правильно: Автор детально описывает путешествие на Кавказ.

(Нарушение управления в словосочетании: глагол + (предлог) + зависимое слово).

Задание № 5. Орфография и пунктуация.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания:

Задание № 6.

Оформите библиографическое описание следующих источников в алфавитном порядке (см. приложение 1):

Акунин Б., Пелагея и белый бульдог/Акунин Борис. – М.: Астрель, 2003. – 397 с.

Задание № 7.

Напишите от своего имени (см. приложение 2):

• заявление с просьбой перевести вас с одного факультета на другой;

• доверенность на получение заработной платы.

Задание № 8.

Риторика — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие.

Основные разделы классической риторики

1. Инвенция (изобретение, вымысел) - первый раздел риторики, на котором разрабатывается этап замысла, намерений, идей, формулировок, предстоящего вступления.

2. Диспозиция (расположение, размещение) - это второй раздел риторики, в котором формулируются основные понятия о предмете выступления и определение правил оперирования ими.

3. Елокуция (выражаюсь, преподаю) - третий раздел риторики, в котором раскрываются законы языкового выражения теме выступления.

Элоквенция - подразделение елокуции, который можно назвать сердцевиной красноречия, потому что в нем допускается использование различных художественных средств: эпитетов, метафор, а также фразеологизмов и крылатых выражений.

4. Мемория (память, упоминание) - следующий раздел риторики, назначение которого - помочь оратору запомнить содержание речи так, чтобы не растерять не только фактическую информацию, но и образность, интересные подробности.

5. Акция (действие) - назначение этого раздела состоит в том, чтобы подготовить оратора внешне и внутренне.

Диспозиция (построение речи) – раздел риторики, который традиционно содержит в себе рекомендации к построению речи, то есть к его композиции. Эта работа начинается с составления плана, первых набросков начала и конца текста и т.д.

Композиция – это способ построения текста, принцип связи его компонентов и частей

План речи – это необходимый этап работы над текстом, соотнесенность содержания речи (устной и письменной) и её линейной структуры с поставленной задачей и возможной реакцией слушателей и читателей.

Способы изложения материала: дедуктивный, индуктивный, метод аналогии, концентрический и ступенчатый.

1.Дедуктивный метод - изложение материала в структуре речевого произведения от общего к частному.

2.Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему.

3.Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов в целях перенесения закономерностей, выявленных при анализе хорошо изученного объекта на объект менее изученный.

4.Концентрический метод - расположение материала вокруг одной главной проблемы.

5.Ступенчатый, или стадиальный, метод - последовательное изложение одного вопроса за другим.

Использование различных методов изложения материала в основной части речи позволяет сделать ее структуру оригинальной, нестандартной.

Задание № 9.

Все дети помнят мультфильм про енота, который боялся своего отражения в пруду. Он сам себе корчил рожицы, угрожающе скалил зубы, и от этого было еще страшнее. После мудрого совета просто улыбнуться злой мордочке, отражающейся в воде, он так и сделал. И это сработало! В ответ он тут же получил очаровательную улыбку.

То же самое происходит и в жизни. Угрюмый и сердитый бука, (антитеза) не проявляющий человеческой доброты, никогда не получит в ответ приятного общения. Угрюмость и улыбчивость создают соответствующие условия для общения.

Улыбка. (именительный представления) Что же в нашей жизни она значит? (риторический вопрос)

Улыбка – это красота, это свет, струящийся из души человека.

Улыбка украшает человека. Вспоминается знаменитая леонардовская Джоконда. Загадка её необыкновенной улыбки до сих пор не разгадана. О ней спорят искусствоведы, часами любуются ценители прекрасного. А ведь искусствоведы приводят факты, что женщина, с которой писал свою картину художник, была далеко не красавицей.

Улыбка – это радость бытия. Улыбка близких создает радость в доме. Вспоминается, как по утрам нас будило ласковое прикосновение, нежное дыхание и сияние улыбки мамы. Это с утра вселяло веру, любовь и надежду на счастье. Печаль при этих добрых воспоминаниях уходит прочь. Жизнь кажется счастливее, прекраснее, грандиознее. (градация) У улыбчивого человека жизнь, как радуга, (сравнение) разноцветная.

Улыбка – явление яркое!

Улыбка – это праздник!

Улыбка – это вдохновение!

Улыбка (анафора – одинаковое начало предложений) – это чаша счастья! (параллелизм –одинаковое построение предложений)

Дело о поджоге, печеный, чесучовый, ночевка в лесу, ожег руку, по утрам свежо.

2. Вставьте, где пишутся

Звонкие согласные Непроизносимые согласные

1) Болезнь легких 1) Деликатес_ный продукт

2) Прыткий ребенок 2) Громоздкий шкаф

3) Несговорчивый 3) Серьезная опасность

4) Бесцеремонный 4) Прекрасное лицо

5) Разжать 5) Должностное лицо

3. Расставьте в словах ударение.

ЭкспЕрт, некролОг, престИж, Атомный, свобОднее.

4. Найдите речевые ошибки и исправьте их.

Не опасна сама болезнь, а ее последствия. - Опасна не сама болезнь, а ее последствия.

Любовь не только облагораживает человека, но и наполняет жизнь смыслом. - Любовь не только облагораживает человека, но и наполняет его жизнь смыслом.

После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы. – После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь и находился там долгие годы.

Все газеты писали о крупном политическом скандале в правительстве, но, однако, тем не менее находились люди, которые об этом ничего не знали. - Все газеты писали о крупном политическом скандале в правительстве, однако находились люди, которые об этом ничего не знали.

В конгрессе принимали участие тридцать одна страна. - В конгрессе принимала участие тридцать одна страна.

5. Расставьте знаки препинания.

Татьяна отошла немного в сторону и, не переставая улыбаться, спокойно выжидала конца его торопливых распоряжений. Капитолина Марковна напротив не могла устоять на месте: ей все не верилось, что она попала в Баден. Сначала она волновалась за зонтики, не замечая, что крепко держит их под мышкой, потом долго прощалась с дамой- попутчицей, и дама эта была не кто иная, как известная нам госпожа Суханчикова. На Капитолине Марковне была довольно странная пестрая мантилья и круглая шляпка в виде гриба, из-под которой в беспорядке выбивались стриженые седые волосы. Литвинов вздохнул свободнее: ничто в нем по-видимому не смутило, не поразило Татьяну. Она также ясно и доверчиво смотрела, также добродушно смеялась.

6. Зачеркните логически лишнее слово.

Каждый герой имеет свои индивидуальные черты. - Каждый герой имеет индивидуальные черты.

Медведя выводили во двор и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку, утыканную гвоздями. - Медведя выводили во двор и подкатывали к нему порожнюю бочку, утыканную гвоздями.

В речи он употребляет диалектные и областные слова. - В речи он употребляет диалектные слова.

Алексей мысленно подумал, что это конец. - Алексей мысленно подумал: это конец.

Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений. - Особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.

7.Укажите, какое значение соответствует следующим образным выражениям. Каково их происхождение.

Современный Дон Кихот - добрый, бескорыстный человек, романтик, борец за справедливость

Дон Жуан – синоним неутомимого искателя любовных приключений и – развратника.

(Хуан) герой испанской легенды, откуда перешел во всемирное литературу; как тип человека, все содержание жизни которого исчерпывается любовью к женщинам.

Троянский конь - коварные дары, несущие с собой гибель для тех, кто их получает.

вернуться к своим пенатам - возвратиться под родную кровлю.

петь дифирамбы - неумеренная, восторженная хвала.

Дифирамб – это род гимна древних греков в честь Вакха, потом вообще - в честь богов.

гордиев узел - любое запутанное дело, трудно разрешимый вопрос.

Фригийский царь Гордий принес в дар храму Зевса колесницу. К ее дышлу было привязано воловье ярмо – привязано таким сложным узлом из кизилового лыка, что никакой искусник не мог его распутать. Недостатка в попытках не было: оракул предсказал, что человек, который распутает гордиев узел, овладеет всем миром.

И вот столицу Фригии покорил величайший из полководцев древности Александр Македонский (356-323 годы до н.э.). Молодой воин вошел в старый храм, пригляделся к прославленному узлу и вдруг, выхватив меч, рассек его одним ударом.

Робинзонада – художественное произведение, сюжетом которого служат приключения героя или героев, оторванных от цивилизации. Путешествие или жизнь в одиночестве вдали от цивилизации (обычно полные приключений).

грубый Топтыгин - невежа, враг всего нового.

вылитый Плюшкин - так говорят о скряге, жадине, человеке, для которого деньги – это всё.

курить фимиам - воздавать всяческие почести, петь славословия, непомерно и восторженно восхвалять.

перейти Рубикон - сделать бесповоротный шаг, совершить решительный поступок.

Возникло из рассказов Плутарха, Светония и других древних писателей о переходе Юлия Цезаря через Рубикон – реку, служившую границей между Умбрией и Цизальпинской Галлией (т.е. Северной Италией). В 49 г. до н.э., вопреки запрещению римского сената, Юлий Цезарь со своими легионами перешел Рубикон, воскликнув: "Жребий брошен!" Это послужило началом войны между сенатом и Юлием Цезарем, в результате которой последний овладел Римом.

Пиррова победа - успех, купленный дорогой ценой.

гомерический смех – неудержимый, громкий

Боги греков были похожи на людей, обладали всеми человеческими качествами, но в неимоверных, преувеличенных размерах. Вскрикивая от боли, они сотрясали леса; когда раздавался их божественный смех, вся земля ходила ходуном.

Дамоклов меч – напоминание о нависшей опасности, которая может обрушиться в любую секунду.

Читайте также: