Порядок рассмотрения в судах жалоб и обращений непроцессуального характера

Обновлено: 23.04.2024

Положения настоящего Порядка распространяются на все обращения и жалобы, поступившие в письменной форме или в форме электронного документа, индивидуальные и коллективные обращения и жалобы граждан.

2. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с рассмотрением обращений и жалоб граждан

Рассмотрение обращений и жалоб граждан в медицинской организации регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

3. Требования к порядку информирования граждан о рассмотрении обращений и жалоб

4. Срок рассмотрения обращения и жалоб

Срок регистрации письменных обращений и жалоб с момента поступления – не более одного дня.

Письменные обращения и жалобы граждан по вопросам, не относящимся к компетенции

В случае, если гражданин в одном обращении ставит ряд вопросов, разрешение которых находится в компетенции различных организаций или органов, копии обращения должны быть направлены в соответствующие организации или органы.

Общий срок рассмотрения письменных обращений и жалоб граждан – 30 (тридцать) дней со дня регистрации.

В случаях, требующих проведения соответствующих проверок, изучения и истребования дополнительных материалов, принятия других мер, сроки рассмотрения могут быть в порядке исключения продлены не более чем на тридцать дней. При этом в течение месяца с момента поступления обращения его автору письменно сообщается о принятых мерах, и о продлении срока рассмотрения обращения.

5. Перечень документов, необходимых для рассмотрения обращений граждан

Основанием для рассмотрения обращения гражданина является обращение или жалоба гражданина.

  • наименование медицинской организации, в которую направляет обращение, либо фамилию,имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии);
  • адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронногодокумента;
  • почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  • суть обращения или жалобы;
  • личную подпись и дату.

В случае, если обращение направляется через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя.

6. Основания для направления обращения или жалобы

Гражданин или его представитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение установленного срока предоставления медицинской помощи или отдельной медицинской услуги;
  • несвоевременное оказание экстренной медицинской помощи;
  • требование представления документов, не предусмотренных действующими нормативными правовыми актами для оказания медицинской помощи;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено действующими нормативными правовыми актами для оказания медицинской помощи;
  • отказ в оказании медицинской помощи;
  • неудовлетворённость качеством и организацией медицинской помощи;
  • несоблюдение установленных действующим законодательством прав и приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи ;
  • неудовлетворённость принятыми решениями медицинской организацией или её должностными лицами и сотрудниками по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи;
  • нарушения профессиональной этики, грубость и невнимание со стороны сотрудников медицинской организации;
  • требование внесения при оказании медицинской помощи, предоставлении медицинской услуги платы, не предусмотренной действующими нормативными правовыми актами.

7. Перечень оснований для отказа в рассмотрении обращения

Основания для отказа в рассмотрении обращения или жалобы являются:

  • не указаны фамилия гражданина, направившего обращение;
  • не указан адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  • в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенномпротивоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем. Такое обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;
  • текст письменного обращения не поддается прочтению;
  • ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашениясведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений;
  • в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократнодавались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства. Может быть принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и более ранние обращения направлялись в медицинскую организацию, с уведомлением о данном решении гражданина, направившего обращение;
  • полномочия представителя заявителя не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в случае подачи жалобы).

8. Права граждан и обязанности должностных лиц при рассмотрении обращений и жалоб

Гражданин на стадии рассмотрения его обращения, при желании, имеет право:

  • представлять дополнительные документы и материалы по рассматриваемому обращениюили жалобе, либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения;
  • получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
  • получать уведомление о переадресации обращения в государственный орган, органместного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов;
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
  • объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений и жалоб граждан, вслучае необходимости - с участием граждан, направивших обращения;
  • получение, в том числе в электронной форме, необходимых для рассмотрения письменныхобращений граждан документов и материалов в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
  • принятие мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод изаконных интересов граждан;
  • уведомление гражданина о направлении его обращения или жалобы на рассмотрение вдругой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
  • достоверность предоставляемой заявителям информации о ходе рассмотрения обращения;
  • четкость в изложении информации;
  • полнота информирования заявителей о ходе рассмотрения обращения;
  • наглядность форм предоставляемой информации об административных процедурах;
  • удобство и доступность получения информации заявителями о порядке рассмотренияобращений и жалоб.

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность (паспорт, военный билет, а также иные документы, удостоверяющие личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Во время личного приема гражданин делает устное заявление либо оставляет письменное обращение по существу задаваемых им вопросов, в том числе в целях принятия мер по

При регистрации проверяют установленные реквизиты письма, наличие указанных автором вложений и приложений. При необходимости проверяют поступившие обращения на повторность.

  • если заявитель не удовлетворен данным ему ответом по первоначальному заявлению.

Не считаются повторными:

  • обращения одного и того же лица, но по разным вопросам;
  • обращения, в которых содержатся новые вопросы или дополнительные сведения.

Если адрес отсутствует и на конверте, и в тексте обращения, при определении региона проживания заявителя следует руководствоваться данными почтового штемпеля по месту отправки.

При этом в базе данных делается отметка о направлении обращения гражданина на рассмотрение.

По письменному обращению и обращению, поступившему по электронной почте и принятому к рассмотрению, должно быть принято одно из следующих решений о:

Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации,

Обращение гражданина, содержащее обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц и сотрудников медицинской организации, не может направляться этим должностным лицам и сотрудникам для рассмотрения и ответа гражданину. Если исполнение данного условия невозможно, обращение возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решения или действия (бездействие) в установленном порядке в суд.

Обращение считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нём вопросы, приняты необходимые меры и дан письменный ответ.

В случае, если данных, указанных в обращении, недостаточно для принятия окончательного решения, запрашиваются необходимые материалы для заключения и обоснованного принятия решения.

Результаты рассмотрения обращения сообщаются его автору.

Ответ должен быть конкретным, ясным по содержанию, обоснованным и охватывать все вопросы, поставленные в обращении.

Если просьба, изложенная в обращении, не может быть разрешена положительно, то указывается, по каким причинам она не может быть удовлетворена.

Вносить какие-либо изменения в содержание ответа без разрешения заместителя главного врача по медицинской части запрещается.

Подлинные документы (паспорта, дипломы, трудовые книжки и др.) возвращаются заявителю заказным отправлением вместе с ответом. При этом в ответе должны быть перечислены их наименования, и указано общее количество листов приложения.

При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Оформленные надлежащим образом ответы передаются лицу, ответственному за рассылку почты, для отправки адресатам почтовым отправлением.

Ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по указанному почтовому адресу.

Оформление дел для архивного хранения обращений граждан осуществляется в соответствии с требованиями делопроизводства.

Конечными результатами рассмотрения обращения или жалобы являются:

  • ответ на все поставленные в обращении (устном, в письменной форме или в формеэлектронного документа) вопросы или уведомление о переадресовании обращения в соответствующую организацию или орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов;
  • отказ в рассмотрении обращения (устного, в письменной форме или в форме электронногодокумента) с изложением причин отказа;

Удовлетворение обращения или жалобы гражданина или его законного представителя может быть в форме:

Процедура рассмотрения обращения завершается путем направления ответа или отказа по существу обращения или жалобы заявителя и получения гражданином результата рассмотрения обращения в письменной или устной форме или в форме электронного документа.

  • количество и характер рассмотренных обращений граждан;
  • количество и характер решений, принятых по обращениям граждан;
  • количество и характер судебных споров с гражданами, а также сведения о принятых по нимсудебных решениях.

Заместитель главного врача по медицинской части организуют учет и анализ вопросов, и подготавливают предложения, направленные на устранение недостатков.

13. Организация контроля за исполнением настоящего Порядка

Контроль за рассмотрением обращений и жалоб осуществляется в целях обеспечения своевременного и качественного исполнения поручений по обращениям граждан, принятия оперативных мер по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, анализа содержания поступающих обращений, хода и результатов работы с обращениями.

Контроль за исполнением обращений граждан включает:

  • постановку поручений по исполнению обращений на контроль;
  • сбор и обработку информации о ходе рассмотрения обращений;
  • подготовку оперативных запросов исполнителям о ходе и состоянии исполнения порученийпо обращениям;
  • подготовку и обобщение данных о содержании и сроках исполнения поручений пообращениям граждан;
  • снятие обращений с контроля.

Контроль за своевременным и полным рассмотрением обращений граждан осуществляется заместителем главного врача по медицинской части.

Датой снятия с контроля является дата отправления окончательного ответа заявителю и в контролирующий орган.

Обращения, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются.

Личная ответственность за исполнение обращений в установленные законодательством Российской Федерации сроки возлагается на заместителя главного врача по медицинской части.

Основанием для проведения внутренней проверки (служебного расследования) по вопросам работы с обращениями граждан являются:

Судебный порядок оспаривания решений, действий (бездействия) должностных лиц медицинской организации регламентируется главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 254-258).

Нарушения установленного Порядка рассмотрения обращений, неправомерный отказ в их приеме, затягивание сроков рассмотрения обращений, их необъективное разбирательство, принятие необоснованных, нарушающих законодательство Российской Федерации решений, предоставление недостоверной информации, разглашение сведений о частной жизни гражданина влекут в отношении виновных должностных лиц медицинской организации ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 120 Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Вместе с тем порой граждане, должностные лица органов местного самоуправления, юридические лица, не являющиеся участниками процесса, обращаются как устно, так и письменно к судье, в производстве которого находится гражданское, административное или уголовное дело. Подобного рода обращения также поступают от субъектов, которые являются участниками судебного разбирательства, однако, обращаются в не предусмотренной законом процессуальной форме.

Следует отметить, что вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность по ст. 294 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Под внепроцессуальным обращением понимается поступившее судье по делу, находящемуся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, обращение в письменной или устной форме не являющихся участниками судебного разбирательства государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица или гражданина в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации либо обращение в не предусмотренной процессуальным законодательством форме участников судебного разбирательства.

Информация о внепроцессуальных обращениях, поступивших судье по делам, находящимся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Такие меры направлены на обеспечение прозрачности осуществления правосудия и доведения таких обращений до сведения участников судебного разбирательства.

Прокуратура
Ненецкого автономного округа

Прокуратура Ненецкого автономного округа

28 августа 2017, 16:43

Внепроцессуальное обращение в суд

В соответствии со статьей 120 Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Вместе с тем порой граждане, должностные лица органов местного самоуправления, юридические лица, не являющиеся участниками процесса, обращаются как устно, так и письменно к судье, в производстве которого находится гражданское, административное или уголовное дело. Подобного рода обращения также поступают от субъектов, которые являются участниками судебного разбирательства, однако, обращаются в не предусмотренной законом процессуальной форме.

Следует отметить, что вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность по ст. 294 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Под внепроцессуальным обращением понимается поступившее судье по делу, находящемуся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, обращение в письменной или устной форме не являющихся участниками судебного разбирательства государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица или гражданина в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации либо обращение в не предусмотренной процессуальным законодательством форме участников судебного разбирательства.

Информация о внепроцессуальных обращениях, поступивших судье по делам, находящимся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Такие меры направлены на обеспечение прозрачности осуществления правосудия и доведения таких обращений до сведения участников судебного разбирательства.

1. Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй - шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

2. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

3. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.

4. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.

5. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

6. Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.

7. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

Комментарии к ст. 125 УПК РФ

1. Судья вправе проверить законность и обоснованность действий (бездействия, решений) не только следователя (дознавателя и др.), но и следственной группы (группы дознавателей), начальника органа дознания и следователя-криминалиста.

2. К иным решениям и действиям (бездействию) следователя (дознавателя и др.), следственной группы (группы дознавателей) и начальника органа дознания, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, как минимум следует относить задержание в соответствии со ст. 91 и 92 УПК, возбуждение уголовного дела .

Именно на это нацеливают рассуждения Конституционного Суда РФ. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1999 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 133, части первой статьи 218 и статьи 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан В.К. Борисова, Б.А. Кехмана, В.И. Монастырецкого, Д.И. Фуфлыгина и общества с ограниченной ответственностью "Моноком" // Собр. законодательства РФ. 1999. N 14. Ст. 1749; Постановление Конституционного Суда РФ от 29 апреля 1998 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 113 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросом Костомукшского городского суда Республики Карелия" // Собр. законодательства РФ. 1998. N 19. Ст. 2142.

3. В соответствии со ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, вступившего в силу 23 марта 1976 г., нормы которого в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации и имеют верховенство над ее внутренним законодательством, каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.

4. Исходя из этого жалоба лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, его защитника или законного представителя относительно законности и обоснованности задержания должна приниматься судом к производству и разрешаться по существу применительно к порядку и по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством.

5. Форма жалобы законом не регламентирована. Поэтому нечеткость формулировок жалобы не может служить поводом для отказа в принятии ее судом к своему производству.

6. Судья должен определить место рассмотрения конкретной жалобы и уведомить участников судебной проверки о том, когда и где именно состоится ее рассмотрение .

По аналогии. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ "О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. N 9.

Заявитель должен быть своевременно извещен о времени рассмотрения жалобы .

См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2009 года // Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 3 июня 2009 г.

7. Если на момент подачи жалобы или ее рассмотрения в судебном заседании выяснится, что уголовное дело, по которому принесена жалоба, передано в районный суд в порядке, предусмотренном ст. 222 УПК, то жалоба направляется в тот же суд и рассматривается в соответствии с требованиями ст. ст. 228 и 234 УПК.

8. Часть третья коммент. ст. закона предусматривает участие защитника в судебной проверке законности и обоснованности действий (бездействия, решений) следователя (дознавателя и др.) при условии, что он уже участвует в уголовном процессе.

9. Если же обвиняемый или подозреваемый одновременно с подачей жалобы следователю (дознавателю и др.) или в районный суд заявляет ходатайство об участии в судебной проверке избранного им защитника, то указанные должностные лица или судья должны принять меры к обеспечению участия в проверке этого защитника. При невозможности последнего явиться в суд в течение 5 суток названные должностные лица вправе предложить обвиняемому или подозреваемому пригласить другого защитника или назначить ему защитника через совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

11. Проверяя законность и обоснованность действий (бездействия, решения) следователя (дознавателя и др.), судья не вправе входить в обсуждение вопроса о виновности обвиняемого (подозреваемого) в инкриминируемом ему преступлении.

12. Постановление судьи должно быть мотивированным. Поэтому не отвечают этому требованию постановления, в которых аргументация сводится всего-навсего к выводам такого рода: "Суд считает решение следователя обоснованным", "Считаю действие следователя правомерным, нарушений УПК не допущено", "Оснований для отмены решения не нахожу", или приведены надуманные доводы: обвиняемый "совершил убийство, возможно, в состоянии крайней необходимости" или "не собирался скрываться от следствия или мешать следственным действиям", "не намерен уклоняться от следствия и суда" .

См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ "О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. N 9.

13. Если при проверке законности и обоснованности действий (бездействия, решения) следователя (дознавателя и др.) судья выявит нарушения закона, ущемляющие права подозреваемого, обвиняемого или других участников процесса, он доводит об этом до сведения руководителя следственного органа (прокурора, осуществляющего надзор за дознанием) путем вынесения частного постановления.

14. См. также комментарий к ст. ст. 39, 108, 109, 123, 146, 402 УПК .

Подробный комментарий положений ст. 125 УПК см.: Рыжаков А.П. Обжалование в суд решений (действий, бездействия) следователя (дознавателя и др.): Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". М.: Дело и Сервис, 2010.

Жалоба или заявление (ходатайство) — это обращение гражданина, направленное в соответствующий орган в письменной форме.

Основной Закон РФ гарантирует право граждан направлять индивидуальные, личные и коллективные обращения в государственные органы, иные инстанции и тем самым защищать и реализовывать свои и чужие законные интересы, права, свободу, принимать участие в управлении государством.

Жалоба — это просьба лица о защите или восстановлении его нарушенных законных интересов, прав, свобод либо законных интересов, прав, свобод других граждан.

Права граждан при рассмотрении их жалоб и заявлений в суде

Готовые работы на аналогичную тему

При рассмотрении обращения граждан в суд могут реализовываться следующие действия:

  • предоставляются дополнительные материалы и документы либо направляется обращение с просьбой об их истребовании;
  • осуществляется ознакомление с материалами и документами, имеющими отношение к рассмотрению обращения, если это не затрагивает законных интересов, прав, свобод иных граждан и если сведения, содержащиеся в указанных документах, не составляют государственную либо другую охраняемую законом тайну;
  • предоставляется в письменной форме ответ по существу вопросов, поставленных в обращении, за исключением предусмотренных законом случаев;
  • осуществляется обращение с жалобой на решение, принятое по обращению, либо на действие или бездействие по рассмотрению обращения в суде или в административном порядке в соответствии с законами РФ;
  • подается заявление о желании прекратить рассмотрение обращения.

Деятельность суда по рассмотрению жалоб и заявлений

В своей работе по рассмотрению жалоб и заявлений суд руководствуется Конституцией РФ, международными договорами РФ, законами Российской Федерации. Принятие обращения к рассмотрению в суде обязательно, то есть обращение граждан подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассмотрение жалобы или заявления происходит с выездом соответствующего органа на место.

Суд является государственным органом. Осуществляя правосудие, он:

  • обеспечивает всестороннее, своевременное и объективное рассмотрение обращения, жалобы, заявления; в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;
  • делает запрос (включая электронную форму) документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения в других государственных органах;
  • принимает меры по защите нарушенных законных интересов, прав, свобод гражданина;
  • дает письменный ответ по существу вопросов, поставленных в обращении;
  • уведомляет гражданина о том, что его обращение направляется на рассмотрение в другой государственный орган.

Ответственный за организацию работы с жалобами, заявлениями, другими обращениями граждан, назначается приказом председателя суда. В зависимости от характера жалоб или заявлений, председатель апелляционного суда поручает проверку изложенных в них обстоятельств заместителям председателя апелляционного суда и другим руководителям структурных подразделений, работникам апелляционного суда.

В некоторых случаях, предусмотренных законом, решением председателя апелляционного суда может быть создана комиссия для рассмотрения обращения. До рассмотрения обращения исполнителями (членами комиссии) проводится проверка доводов. Коллегиями судей могут быть даны поручения о проведении проверок по обращению.

Председатель апелляционного суда или уполномоченное им лицо обязаны предоставить материалы и документы, необходимые для рассмотрения обращения в течение 15 дней согласно действующему законодательству. В случае, если по поставленным в обращении вопросам приняты необходимые меры, дан ответ заявителю в письменной форме либо по телефону, по электронной почте, либо устно на личном приеме, обращение считается рассмотренным.

В случае, когда гражданин, обратившийся в суд, письменно снимает с рассмотрения поставленные вопросы (отзывает заявление), то обращение не рассматривается, а его подлинник возвращается назад заявителю с сопроводительным письмом, при этом составляется соответствующая справка. В случае оспаривания решений и выводов суда заявителем, они могут быть рассмотрены согласно установленного законом процессуального порядка только вышестоящими судебными инстанциями. На возврат обращения заявителю дается семь дней со дня его регистрации с разъяснением порядка обжалования судебного акта.

В случае необходимости получения информации для решения поставленных в обращении вопросов от другого суда, копия обращения направляется в соответствующий суд в течение 7 дней со дня регистрации. Жалобы и заявления, поступившие в форме электронного документа либо в письменной форме на имя председателя апелляционного суда, рассматриваются данным судом. Ответ на обращение дается в форме электронного документа и направляется по указанному в обращении адресу электронной почты.

В случае установления при проверке, что обращение содержит заведомо ложные сведения, председатель апелляционного суда имеет право обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении заявителя к ответственности.

Читайте также: