Порядок рассмотрения административных дел в суде первой инстанции

Обновлено: 24.04.2024

Административное судопроизводство по КоАП РФ немного отличается от гражданского и уголовного. Рассмотрим детали рассмотрения административных дел судом, касающиеся судебных заседаний.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по административным делам поможет Вам: профессионально и в срок. Звоните уже сегодня!

Как проходит судебное заседание по административному делу?

При рассмотрении административного дела судом, как правило, судья единолично рассматривает административное дело с участием правонарушителя. При рассмотрении не присутствует секретарь судебного заседания и не ведется протокол заседания. Аналогичным образом рассматриваются дела иными уполномоченными органами, т.е. дело рассматривается должностным лицом.

При этом до того, как правонарушитель зайдет в кабинет к судье или в зал, с него берут подписку о разъяснении ему его прав.

При рассмотрении дела судья объявляет, кто рассматривает дело и какое дело рассматривается. Устанавливается личность лиц, которые явились на рассмотрение дела, разъясняются их права и обязанности, разрешаются поступившие ходатайства и отводы. Далее судья заслушивает пояснения правонарушителя, при необходимости задает вопросы, после чего удаляется в совещательную комнату и выносит судебный акт по делу.

Выездное судебное заседание по административному делу

КоАП РФ не содержит норм, которые бы регулировали порядок проведения выездного судебного заседания.

Однако, встречаются судебные акты по административным делам, в которых указано на то, что было проведено выездное судебное заседание, в связи с тем, что правонарушитель, например, находился на лечении и не мог явиться в суд.

Таким образом, если судья посчитает необходимым осуществить выездное заседание, то такое заседание может быть проведено.

В то же время, не так часто практикуются выездные заседания не только по административным делам, но и даже по гражданским и уголовным. Это скорее исключение, чем правило.

Ведется ли протокол судебного заседания по административному делу?

Как проходит судебное заседание по административному делу?

Чаще всего, протокол судебного заседания по административному делу не ведется. Согласно положениям ст. 29.8 КоАП РФ, протокол о рассмотрении дела оформляется, когда дело рассматривается коллегиальным органом.

В то же время КоАП РФ не запрещает ведение протокола, когда дело рассматривается единолично судьей. Таким образом, при необходимости может вестись протокол судебного заседания при рассмотрении административного дела.

Кроме того, привлекаемое к ответственности лицо может заявить ходатайство о том, чтобы велся протокол судебного заседания. В таком случае судья при разрешении такого ходатайства решает вопрос о его удовлетворении или об отказе в удовлетворении. Если ходатайство будет удовлетворено, тогда будет вестись протокол судебного заседания секретарем.

Сколько длится судебное заседание по административному делу?

Ответить на вопрос, сколько длится судебное заседание по административному делу, невозможно, поскольку заседание может длиться 5 минут, а может и несколько часов.

Длительность рассмотрения административного дела зависит от состава правонарушения, от того признает ли лицо свою вину или нет, от пояснений лица по вопросу привлечения его к ответственности, от количества доказательств по делу, от заявляемых ходатайств и т.п. Также на длительность судебного заседания будет влиять время нахождения судьи в совещательной комнате.

Например, когда мировыми судьями рассматриваются аналогичные административные дела, тогда у них уже имеется выработанная практика по принятию решений по таким делам и судебные акты выносятся однотипные, меняется только ФИО правонарушителя, поэтому рассмотрение дела происходит в течение 5 минут. Если же на рассмотрение поступило дело по какому-то новому для судьи составу правонарушения, тогда потребуется немного больше времени, поскольку необходимо будет не только разобраться в деле, но и напечатать судебный акт, скажем так, не по типовой форме.

Как перенести судебное заседание по административному делу?

Перенос судебного заседания связан с отложением рассмотрения дела.

Основанием для отложения рассмотрения дела может являться неявка лица в заседание, ходатайства лица об отложении дела и другие причины, которые судья посчитает уважительными для того, чтобы отложить дело.

Судья, получив ходатайство об отложении, обязан рассмотреть его и вынести определение либо об отказе в удовлетворении ходатайства, либо об отложении судебного заседания.

Судебное заседание апелляционной инстанции по КоАП РФ

Решение по административному делу, которое принято судом первой инстанции или уполномоченным органом, может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд.

Судебное заседание в апелляции рассматривается по аналогии с рассмотрением дела мировым судьей, т.е. единолично судьей.

При этом протокол судебного заседания может вестись, а может не вестись.

Апелляционная инстанция рассматривает жалобу на решение, которое принято по результатам рассмотрения дела судом или уполномоченным органом и принимает решение по жалобе с учетом того, законное ли вынесено решение по делу судом первой инстанции или уполномоченным органом.

При обжаловании решений арбитражных судов, в апелляционной инстанции жалобы рассматриваются коллегиально судьями.

В общем порядок судебного заседания апелляционной инстанции по КоАП РФ не особо отличается от рассмотрения дела в первой инстанции, за тем лишь исключением, что апелляция изучает решение первой инстанции или уполномоченного органа на предмет его законности и обоснованности. В судебное заседание также могут явиться участники процесса и дать свои пояснения.

Образец заявления о возбуждении административного дела

На нашем сайте вы сможете изучить образец заявления о возбуждении административного дела. При обращении в наше АБ "Кацайлиди и партнеры" г. Екатеринбург Вы получите квалифицированную помощь в вопросе. Звоните уже сейчас!

Образец заявления об отмене постановления по ст. 14.19 КоАП РФ

Наш адвокат по административным делам в Екатеринбурге поможет составить заявление в суд об отмене постановления по ст. 14.19 КоАП РФ: профессионально и в срок. Читайте образец заявления на сайте АБ "Кацайлиди и партнеры" прямо сейчас

Как не лишиться прав за сплошную линию: помощь адвоката

Наш адвокат по административным спорам в г. Екатеринбург поможет выстроить защиту от лишения водительских прав за сплошную линию: профессионально и в срок. Звоните в АБ "Кацайлиди и партнеры" уже сегодня!

Административная ответственность физических лиц: помощь адвоката

Наш адвокат по административным делам физлиц поможет отстоять свои права: профессионально и в срок. Читайте инструкцию на сайте АБ "Кацайлиди и партнеры" прямо сейчас

Как вернуть водительские права: порядок, помощь адвоката

Наш адвокат по лишению водительских прав разъяснит порядок возврата удостоверения, а также поможет обжаловать постановление профессионально и в срок. Читайте подробнее на сайте АБ "Кацайлиди и партнеры"

Кассационное обжалование административного дела: помощь юриста

Наш адвокат поможет осуществить кассационное обжалование по административному делу: профессионально, выгодно и в срок. Читайте подробнее порядок кассации на сайте АБ "Кацайлиди и партнеры" уже сейчас

Порядок отмены протокола об административной ответственности

Наш адвокат по административным делам поможет Вам в обжаловании протокола об административной ответственности: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Нарушение санитарных норм: ответственность, помощь адвоката

Наш адвокат по административным делам защитит Вас при нарушениях санитарно эпидемиологических требований: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня и записывайтесь на консультацию!

Освобождение от административной ответственности: помощь юриста

Наш адвокат по административным делам поможет Вам избежать или снизить ответственность, предусмотренную КоАП РФ: профессионально, на законных основаниях и в срок. Звоните уже сегодня!

Как прекратить административное производство: помощь адвоката

Наш адвокат по административным делам г. Екатеринбург разъяснит Вам, как прекратить административное производство: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните прямо сейчас!


Отзывы о нас

Отзыв по уголовным делам

Отзыв по гражданским делам

Отзыв по банкротству физических лиц

Отзыв по сопровождению бизнеса

Как до нас добраться?

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Как прекратить административное производство?
Как прекратить административное производство?
Как прекратить административное производство?

То, что административное судопроизводство имеет свои особенности, известно уже давно, именно поэтому на территории РФ был введен отдельный нормативно-правовой акт – Кодекс административного судопроизводства РФ. Подробнее об этом в нашей статье.

Плотников Виталий Николаевич — автор статьи

Особенности административного судопроизводства

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца.

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства. При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу. Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии. Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания.

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья. Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости. Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику. Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица.

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются:

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения. Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства. При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации.

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора. Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно. В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия. На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней. В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

от 27 сентября 2016 года N 36

(с изменениями на 17 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях обеспечения единства практики применения судами общей юрисдикции законодательства об административном судопроизводстве Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", постановляет дать следующие разъяснения.

Основные положения

1. Исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела):

о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ);

связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.

Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом, экономические споры и другие дела, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и отнесены законом к компетенции арбитражных судов (§ 1 главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

2. Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.

Под иными государственными органами понимаются, в частности, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, другие избирательные комиссии, Счетная палата Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном названным кодексом, суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций субъектов профессиональной деятельности, если оспариваемые решения, действия (бездействие) являются результатом осуществления (неосуществления) указанных полномочий. В то же время не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ не связанные с реализацией публичных полномочий дела по внутрикорпоративным спорам, возникающим между адвокатами и адвокатскими палатами, нотариусами и нотариальными палатами, медиаторами и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации медиаторов, а также между членами и органами управления иных саморегулируемых организаций, которые подлежат разрешению в исковом порядке.

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) саморегулируемых организаций субъектов предпринимательской деятельности рассматриваются в порядке, предусмотренном АПК РФ.

3. В силу части 4 статьи 11 КАС РФ каждый имеет право знакомиться в установленном порядке со вступившим в законную силу судебным решением по рассмотренному в открытом судебном заседании административному делу, за исключением случаев ограничения этого права в соответствии с законом.

Порядок реализации данного права лицами, не являющимися участниками административного судопроизводства, регулируется нормами Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Так, согласно части 2 статьи 15 данного закона тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, за исключением текстов судебных актов, указанных в части 4 названной статьи, размещаются в сети "Интернет".

4. Решения суда, затрагивающие права и законные интересы несовершеннолетних, в полном объеме не объявляются (не оглашаются). Оглашению подлежит только резолютивная часть таких решений независимо от того, в закрытом или открытом судебном заседании рассматривалось дело (часть 10 статьи 11, часть 2 статьи 174 КАС РФ).

5. Согласно части 11 статьи 11 КАС РФ решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом. Такому опубликованию подлежат, в частности, решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (пункт 2 части 4 статьи 215 КАС РФ).

6. Ознакомление лиц, участвующих в деле, с записями, сделанными в ходе аудио- и (или) видеопротоколирования закрытого судебного заседания, их воспроизведение осуществляются в условиях, обеспечивающих невозможность их копирования и передачи другим лицам. Копии соответствующих записей лицам, участвующим в деле, не выдаются (статья 11, пункт 5 части 1 статьи 45, статьи 204, 205, 207 КАС РФ).

7. В ходе рассмотрения административного дела может быть объявлен перерыв в судебном заседании. В период объявленного перерыва не исключается возможность рассмотрения судом других дел (часть 4 статьи 2 КАС РФ, статья 163 АПК РФ).

Подсудность административных дел

8. В случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).

Указанные положения применяются также при оспаривании решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом (часть 3 статьи 24 КАС РФ).

Состав суда

9. В соответствии с частью 2 статьи 28 КАС РФ административное дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом суда.

Замена судьи или нескольких судей, приступивших к рассмотрению административного дела, возможна в случаях, предусмотренных частью 3 указанной статьи КАС РФ, на основании определения председателя суда, его заместителя или председателя судебного состава, которое выносится в виде отдельного судебного акта без проведения судебного заседания.

Права и обязанности лиц, участвующих в деле

10. Административный истец вправе увеличить или уменьшить размер требований имущественного характера, поскольку такое увеличение или уменьшение является уточнением заявленных требований (часть 1 статьи 46, пункт 1 части 2 статьи 135 КАС РФ).

11. При применении частей 1, 2 статьи 44 КАС РФ следует иметь в виду, что рассмотрение дела осуществляется не только судом первой и апелляционной инстанции, но и судами кассационной, надзорной инстанций, при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, поэтому процессуальное правопреемство может осуществляться и на данных стадиях административного судопроизводства (статьи 308, 326, 340, 351 КАС РФ).

На стадии исполнения судебного акта по административному делу также возможна замена должника и (или) взыскателя его правопреемником (статья 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статья 363 КАС РФ).

12. Общие положения об участии прокурора в административном деле закреплены в статье 39 КАС РФ, которая предусматривает обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, а также вступление прокурора в процесс и дачу им заключения по административным делам, указанным в Кодексе и других федеральных законах (часть 1 статьи 2, части 1, 7 статьи 39 КАС РФ).

Административное исковое заявление прокурора и прилагаемые к нему документы должны соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к ним частями 6, 7 статьи 125, пунктом 1 части 1 статьи 126 КАС РФ. В частности, к административному исковому заявлению прокурора прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

13. По смыслу части 6 статьи 39, части 7 статьи 40 КАС РФ, в случаях, когда при отказе прокурора, органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, данный гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, заявляет о том, что он поддерживает административный иск, суду следует рассмотреть принятый к производству административный иск по существу.

Аналогичные изложенным выше правила применяются в случаях отказа от административного иска, предъявленного в соответствии с законом в интересах публично-правового образования либо иного лица (часть 4 статьи 2 КАС РФ).

При последующем отказе в удовлетворении такого административного иска судебные расходы подлежат взысканию с лица, в интересах которого подан административный иск (статьи 111, 112, часть 2 статьи 114 КАС РФ).

14. При обращении в суд с коллективным административным исковым заявлением должны соблюдаться общие требования к форме и содержанию административного искового заявления, документам, прилагаемым к административному исковому заявлению (статьи 125, 126 КАС РФ), а также требование об указании лица или нескольких лиц, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц, и условие о том, что ко дню обращения в суд лица, выдвинувшего требование о защите прав и законных интересов группы лиц, к указанному требованию присоединилось не менее двадцати лиц (части 2, 3 статьи 42 КАС РФ).

В случае несоблюдения таких требований и названного выше условия коллективное административное исковое заявление может быть оставлено без движения (статья 130 КАС РФ), возвращено (статья 129 КАС РФ). В определении об оставлении коллективного административного искового заявления без движения в связи с несоблюдением условия о присоединении двадцати лиц к требованию должно быть разъяснено, что лица, подавшие данное заявление, имеют право на индивидуальное обращение в суд с административным исковым заявлением в случае, если в установленный судьей срок к коллективному административному иску не присоединится достаточное число лиц.

15. Основания для обращения в суд группы лиц с коллективным административным исковым заявлением, предусмотренные пунктами 1-4 части 1 статьи 42 КАС РФ, устанавливаются после принятия заявления к производству. Отсутствие этих оснований влечет оставление коллективного административного искового заявления без рассмотрения (часть 4 статьи 42 КАС РФ).

16. По смыслу части 3 статьи 42 КАС РФ, лицо, ведущее административное дело в интересах группы лиц, действует в судебном процессе без доверенности, пользуется всеми правами и несет процессуальные обязанности административного истца, в том числе пользуется правом отказаться от административного иска, заключить соглашение о примирении (статьи 45, 46, 295, 318, часть 1 статьи 332, часть 1 статьи 346, часть 3 статьи 353 КАС РФ). При этом, если такое лицо не является членом группы, оно должно отвечать требованиям части 1 статьи 55 КАС РФ.

Лица, являющиеся членами группы лиц, в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов которых подано коллективное административное исковое заявление, вправе знакомиться с материалами административного дела, делать из них выписки, снимать с них копии (часть 4 статьи 2 КАС РФ, часть 3 статьи 225_16 АПК РФ).

Поскольку нормы Кодекса не предполагают непосредственного участия указанных лиц в судебных заседаниях по административному делу, эти лица не извещаются о времени и месте проведения судебных заседаний.

17. Согласно части 5 статьи 42 КАС РФ в случае обращения в суд лица с административным исковым заявлением, содержащим требование, аналогичное требованию, указанному в коллективном административном исковом заявлении, находящемся в производстве суда, суд предлагает этому лицу присоединиться к указанному коллективному заявлению. Изложенное правило подлежит применению и в тех случаях, когда коллективное административное исковое заявление принято к производству позднее, чем данное административное исковое заявление.

Предложение о присоединении к коллективному административному исковому заявлению может содержаться в определении о принятии административного искового заявления к производству суда, ином определении. Согласие на присоединение к коллективному административному исковому заявлению должно быть выражено в письменном заявлении.

Если лицо, обратившееся в суд с административным иском, присоединилось к заявленному группой лиц требованию, суд соединяет предъявленные требования в одно производство. Если указанное лицо отказалось присоединиться к заявленному группой лиц требованию, суд приостанавливает производство по его административному исковому заявлению до принятия решения по административному делу о защите прав и законных интересов группы лиц.

После принятия соответствующего решения приостановленное производство подлежит возобновлению. Суд рассматривает и разрешает заявленное в рамках этого производства требование, учитывая обстоятельства, установленные в решении, принятом по коллективному административному исковому заявлению (часть 1 статьи 70, часть 2 статьи 190, статья 192 КАС РФ). Несогласие суда с обстоятельствами, установленными в решении суда по коллективному административному иску, должно быть мотивировано.

18. Апелляционная, кассационная жалоба, частная жалоба на судебный акт, принятый по административному делу, рассмотренному по правилам статьи 42 КАС РФ, подается лицом, которому было поручено ведение соответствующего дела в интересах группы лиц, лицом, которое не привлечено к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которого был разрешен судом (часть 3 статьи 42, часть 2 статьи 295, часть 1 статьи 318 КАС РФ).

Представительство в суде

19. Права и законные интересы недееспособных граждан, граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, по общему правилу защищают их законные представители (части 2, 3 статьи 54 КАС РФ). Права и законные интересы организации могут защищаться единоличным органом управления этой организации или уполномоченными ею лицами, действующими в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации (часть 5 статьи 54 КАС РФ). От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде их руководители (часть 8 статьи 54 КАС РФ).

Следует иметь в виду, что основания участия в процессе и процессуально-правовой статус указанных выше лиц отличаются от оснований участия в процессе и статуса представителей. В частности, полномочия таких лиц не удостоверяются доверенностью (ордером) и могут быть ограничены различными правовыми актами (например, законом, уставом организации), к ним не предъявляются требования о наличии у них высшего юридического образования. Вместе с тем в случае, если данные лица не ведут административное дело в суде лично, а поручают ведение дела представителю, такое лицо должно отвечать требованию о наличии у него высшего юридического образования (часть 1 статьи 55 КАС РФ).


Один из адвокатов высоко оценил возможность замены судьи при переходе в апелляции от административного судопроизводства к гражданскому, поскольку различная специализация судей, по его словам, может существенно повлиять на исход дела. Два других поприветствовали распространение на апелляционное обжалование действия ч. 2 ст. 321 КАС, которая предусматривает возможность незамедлительного устранения обстоятельств, служащих основанием для возвращения кассационной жалобы, после направления судом уведомления о необходимости устранения таких обстоятельств.

Сроки, порядок обжалования и действия суда после получения жалобы

В п. 2 документа отмечается, что если апелляционные и частные жалобы, представления поданы не на судебный акт в целом, а только на его часть или дополнительное решение, то в этом случае весь обжалуемый акт не вступает в законную силу.

В своем докладе судья Верховного Суда Елена Горчакова обратила внимание на новую позицию, отраженную в п. 4 проекта, согласно которой в случае отложения составления мотивированного судебного акта на определенный срок – который в силу ч. 2 ст. 177 КАС не должен превышать десяти дней со дня окончания судебного разбирательства – должна быть указана дата составления мотивированного судебного акта. При этом судья-председательствующий в ходе объявления резолютивной части разъясняет лицам, участвующим в деле, и их представителям, когда те могут ознакомиться с мотивированным актом, что отражается в протоколе судебного заседания.

Ряд положений проекта касаются роли прокурора. Так, в п. 3 разъясняется: прокурором, участвующим в деле, является прокурор, который обратился в суд первой инстанции с административным исковым заявлением, или прокурор, вступивший в судебный процесс для дачи заключения по делу. Подчеркивается, что прокурор, участвующий в деле, обладает правом на принесение представления независимо от его личного присутствия в судебном заседании суда первой инстанции. Кроме того, прокурор вправе принести представление и в том случае, если он не был привлечен судом первой инстанции к участию в деле, в котором его участие является обязательным в силу закона (ч. 7 ст. 39 КАС РФ). В то же время отмечается, что прокурор, к которому предъявлен административный иск, участвует в административном судопроизводстве в качестве административного ответчика. Соответственно, на него не распространяются положения ст. 39 КАС об участии прокурора в административном деле.

В п. 5 отмечается, что сокращенные сроки на подачу апелляционных и частных жалоб, а также представлений по административным делам, не указанным в ч. 2 ст. 92 КАС, начинают течь с рабочего дня, следующего за днем составления мотивированного судебного акта, поскольку в данные сроки не включаются выходные и нерабочие праздничные дни.

В том же пункте подчеркивается, что лицо, подавшее заявление о восстановлении процессуального срока, должно предпринять все зависящие от него меры для поступления в суд либо соответствующих документов, либо хотя бы информации об их направлении до окончания установленного судьей срока.

В п. 8 проекта затронуты основания для восстановления срока на подачу жалобы или представления. Примечательно, что в качестве примера уважительной причины разработчики документа приводят введение на территории субъекта РФ режима повышенной готовности, предусматривающего ограничение свободного перемещения и нахождения в государственных и иных учреждениях.

При оставлении без изменения определения о восстановлении срока и в случае отмены определения об отказе в восстановлении срока сроки для совершения оставления документа без движения и для его возвращения судом первой инстанции, а также для совершения им действий после получения апелляционных жалобы, представления (ст. 300–302 КАС) начинают течь со дня поступления в суд первой инстанции определения суда апелляционной инстанции. Вместе с тем, подчеркивается в п. 9, в соответствующих случаях в целях соблюдения разумных сроков судопроизводства апелляционная инстанция вправе не направлять дело с апелляционными жалобой, представлением в суд первой инстанции, а самостоятельно совершить процессуальные действия, предусмотренные ч. 1 ст. 302 КАС РФ, и известить лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционным жалобе, представлению.

По словам Елены Горчаковой, п. 9, как и ряд других, направлен на искоренение неоправданного возвращения дела в суд первой инстанции и формального подхода к правовой оценке апелляционной жалобы и прилагаемых к ней документов на предмет соответствия требованиям процессуального закона. Так, например, согласно п. 10 отсутствие в приложенных к жалобе документах копии документа, удостоверяющего полномочия представителя, или документа о высшем юридическом образовании (ученой степени либо статусе адвоката) не является основанием для оставления жалобы без движения при наличии копий таких документов в материалах дела.

В том же пункте подчеркивается, что в случае оспаривания правового акта, действие которого распространяется на неопределенный круг лиц, сам факт распространения на отдельных лиц норм оспариваемого акта не предоставляет им права на подачу апелляционной жалобы в отношении принятого судом решения.

Предлагается разъяснить в п. 12, что сами по себе не влекут оставление жалобы без движения неуказание номера дела в первой инстанции при наличии сведений об обжалуемом решении суда, адреса электронной почты или номера телефона при наличии иных данных, позволяющих известить о движении дела, а также иные недостатки, которые не являются препятствием для рассмотрения апелляционных жалобы, представления.

Адвокаты о полномочиях, порядке образования и деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, предлагаемых законопроектом Верховного Суда

Судья Елена Горчакова в своем докладе обратила внимание на то, что в п. 13 и 14 учтены новеллы КАС, вступившие в силу 1 октября 2019 г. Согласно предлагаемой редакции п. 13 первой инстанции необходимо учитывать, что если апелляционная или частная жалоба и приложенные к ней документы поданы лицом, не обладающим государственными или иными публичными полномочиями, в электронном виде и копии этих документов не были направлены лицам, участвующим в деле, то суд при наличии технической возможности размещает их на своем официальном сайте в режиме ограниченного доступа или самостоятельно сообщает остальным участвующим в деле лицам о поступлении жалобы способом, предусмотренным для направления судебных извещений. В п. 14 содержатся схожие разъяснения для поступивших в суд возражений от таких лиц, за тем исключением, что в этом случае суд может воспользоваться любым доступным способом информирования.

В п. 17 в числе действий, которые вправе совершить суд апелляционной инстанции после поступления административного дела с апелляционной или частной жалобой, фигурирует решение вопроса об участии лица в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи или систем веб-конференции.

Предлагается указать, что при поступлении жалобы в суд апелляционной инстанции до истечения срока ее подачи суд вправе незамедлительно приступить к подготовке дела к судебному разбирательству, однако административное дело рассматривается только после истечения срока обжалования соответствующего судебного акта, если КАС РФ не предусмотрен сокращенный срок рассмотрения административного дела в апелляционной инстанции. В последнем случае суд апелляционной инстанции может приступить к рассмотрению административного дела до истечения срока апелляционного обжалования (п. 18). По словам Елены Горчаковой, данное разъяснение основано на систематическом толковании новых положений КАС, предусматривающих исключения из общего правила.

В п. 22 отмечается, что если в соответствии со ст. 56 КАС в доверенности специально оговорено право представителя на обжалование судебного акта, то такой представитель также вправе отказаться от поданной им апелляционной жалобы.

Предполагается, что суд не вправе принять отказ от апелляционной жалобы, поданной адвокатом, участвующим в административном деле по назначению суда в качестве представителя административного ответчика, место жительства которого не известно либо в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях (п. 23). В обоснование этой позиции разработчики сослались на ч. 4 ст. 56 КАС, подп. 1 и 4 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре, подп. 1 п. 1 ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката.

Правомерен ли переход к другому виду судопроизводства во второй инстанции?

В п. 24 предложено указать, что, установив в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству или рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции, что дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, судья суда апелляционной инстанции или коллегиальный состав судей данного суда выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства. Такой переход может служить основанием для замены судьи или нескольких судей, в том числе всех судей, входящих в состав суда при производстве по делу в суде апелляционной инстанции.

Данное разъяснение затронул в своем выступлении на заседании Пленума ВС член НКС при Верховном Суде, профессор кафедры гражданского процесса юридического факультета СПбГУ Михаил Шварц.

Отметим, что согласно п. 35 проекта нарушение в первой инстанции норм о подсудности не свидетельствует о рассмотрении административного дела судом в незаконном составе и не является безусловным основанием для отмены судебного акта. Суд апелляционной инстанции, установив такое нарушение, может отменить акт первой инстанции на основании ч. 4 ст. 310 КАС из-за неправильного применения норм процессуального права и передать административное дело в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрение, указано там же. При этом предполагается, что решение не может быть отменено из-за нарушения правил подсудности, если дело рассмотрено судом, которому оно не подсудно, при условии, что иные суды, к компетенции которых может быть отнесено рассмотрение дела, возвратили административное исковое заявление или оставили его без рассмотрения со ссылкой на неподсудность.

Сложности, возникающие у судов при рассмотрении дела в апелляции

В п. 25 проекта подчеркивается, что апелляционная инстанция осуществляет проверку судебных актов по жалобам и представлениям, а не полное повторное рассмотрение административного дела по правилам суда первой инстанции, поэтому оглашение имеющихся в материалах дела доказательств осуществляется лишь при наличии необходимости в совершении соответствующих процессуальных действий.

В то же время, как указано в следующем пункте, если принятие судебного акта в обжалуемой части явилось следствием другого вынесенного по этому же делу и необжалованного судебного акта либо следствием выводов (мотивов), содержащихся в необжалованной части судебного акта, суд вправе проверить необжалованный судебный акт по административному делу или обжалуемый судебный акт в части, которая не была обжалована. Елена Горчакова объяснила данное разъяснение тем, что отличительной чертой административного судопроизводства является активная роль суда.

Предполагается, что при рассмотрении дела, в котором не допускается правопреемство, смерть гражданина и завершение ликвидации организации, являвшихся сторонами в деле, подавшими жалобу, произошедшие после принятия решения суда, не влекут прекращение производства по жалобе либо прекращение производства по делу (п. 28 проекта).

В п. 29 подчеркивается недопустимость отказа в принятии дополнений к апелляционным жалобе и представлению, содержащих новые основания, по которым участники процесса считают судебный акт неправильным.

Также предложено указать, что вопрос о том, могли ли доказательства быть представлены лицами, участвующими в деле, в суд первой инстанции, не имеет правового значения, если доказательства необходимы для принятия законного и обоснованного решения и в связи с этим подлежали истребованию судом первой инстанции по своей инициативе независимо от волеизъявления участников спора (п. 30 проекта).

Вопрос о незаконности судебного состава затронут в п. 34 проекта постановления, где дополнительно обращено внимание на то, что нарушение ч. 1 ст. 28 КАС, устанавливающей формирование состава суда с использованием автоматизированной информационной системы, не является безусловным основанием для отмены решения. Решение может быть отменено по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 310 КАС, со ссылкой на неиспользование автоматизированной информационной системы распределения дел в случае, когда это привело к нарушению принципа независимости судей путем влияния на процесс лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, считают разработчики проекта.

Согласно п. 36 решение суда не подлежит отмене на основании п. 6 ч. 1 ст. 310 КАС, если причины неполноты или отсутствия записи судебного заседания не связаны с нарушением правил о непрерывном ведении аудиопротоколирования, то есть произошли из-за технических сбоев, о которых не было известно до начала заседания и в ходе его проведения. Если же о технических проблемах в первой инстанции стало известно до или в ходе заседания, то нормы о ведении аудиопротокола признаются соблюденными, если суд незамедлительно принял меры по устранению данных причин, а также по восполнению в протоколе и в аудиозаписи сведений, имеющих значение для дела.

В п. 41 проекта подчеркивается, что правила изготовления и объявления решения суда первой инстанции распространяются на изготовление и объявление апелляционного определения. Соответственно, при отмене решения первой инстанции и принятии нового решения по делу, по которому мотивированное решение должно быть изготовлено в день его принятия, апелляционное определение в окончательной форме должно быть изготовлено также в день его принятия.

С учетом того что нормами КАС РФ не предусмотрено иного, в п. 42 отмечается, что жалоба и представление, поступившие после рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции, могут быть рассмотрены тем же или иным составом судей.

Особенности обжалования определений первой инстанции и апелляции

В п. 43 подчеркивается, что отдельно от решения обжалуются не все определения, а только те, на возможность обжалования которых указано в соответствующих статьях КАС РФ, а также определения, исключающие возможность дальнейшего движения административного дела. В отношении иных определений, например определения об истребовании доказательств и о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, возражения могут быть включены в апелляционные жалобу, представление на решение суда.

При этом требование Кодекса о рассмотрении без проведения судебного заседания частной жалобы, представления на определение первой инстанции, которым не оканчивается производство по административному делу, не лишает суд апелляционной инстанции права на любом этапе апелляционного производства принять решение о проведении судебного заседания, сказано в п. 46 проекта.

В случае отмены определения первой инстанции суд апелляционной инстанции, по общему правилу, самостоятельно разрешает по существу процессуальный вопрос, по поводу которого было вынесено обжалуемое определение суда. Однако есть и исключения, к ним, в частности, относятся вопросы, разрешенные в первой инстанции незаконным составом суда, которые подлежат разрешению судом первой инстанции (п. 47 проекта). При этом в целях соблюдения требования о разумном сроке судопроизводства апелляция, отменяя незаконное определение первой инстанции, вправе принять определение по иному процессуальному вопросу, разрешенному в первой инстанции до принятия обжалованного определения, если вынесение обжалованного определения обусловлено решением, принятым по данному вопросу.

Пункт 50 напоминает о том, что определения апелляционной инстанции, которые вступают в законную силу со дня их принятия, могут быть обжалованы только в кассационном порядке, поскольку суд апелляционной инстанции не вправе рассматривать жалобы на вступившие в законную силу судебные акты.

Адвокаты о значимости документа

Читайте также: